СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Окружающий природный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Окружающий природный мир"»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир»

Требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных, ожидаемых результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета

1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я»;

2.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4.Формирование уважительного отношения к окружающим;

5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7.Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета

1)Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2)Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3)Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Окружающий природный мир», готовность их применения.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень


Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям

  • Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.


  • Умения распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес).


  • Умения распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влияние на жизнь человека.


  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.


  • Узнавание (называние) солнца на картинках, пиктограммах, в природе.

  • Узнавание (различение) земли и неба на картинке, пиктограмме, в природе.

  • Узнавание (различение) суши и водоема на картинке, пиктограмме, в природе.


  • Узнавание (различение) леса на картинке, пиктограмме, в природе.

  • Узнавание (различение) воды на картинке, пиктограмме, в природе.


  • Узнавание (различение) огня на картинке, пиктограмме, в природе.


Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека

  • Умение проявлять интерес к объектам живой природы.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.


Растительный мир


  • Узнавание (показывание \называние) дерева, цветка на картинках, пиктограммах.

  • Знание (показывание/называние) частей дерева с опорой на наглядность.

  • Знание (показывание/называние) отдельных частей цветка.


  • Знание элементарных правил бережного обращения с растениями.

  • Узнавание (показывание/называние) отдельных овощей, фруктов, ягод на картинках, пиктограммах.

  • Узнавание (показывание/называние) грибов на картинках, на пиктограммах.


Животный мир

  • Узнавание (показывание/называние) животных и птиц на картинках, пиктограммах.

  • Знание (показывание/называние) основных частей тела птиц и животных с опорой на наглядность.

  • Узнавание (показывание/называние) рыб на картинках, пиктограммах.


  • Знание (показывание/называние) основных частей тела рыб с опорой на наглядность.

  • Узнавание (показывание/называние) отдельных насекомых на картинках, пиктограммах.

  • Знание (показывание/называние) основных частей тела насекомых с опорой на наглядность.


Элементарные представления о течении времени

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.


  • Элементарные знания о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

  • Узнавание (различение) картинок с контрастными временами года, частями суток по наиболее характерным признакам..


  • Узнавание (различение) отдельных явлений природы.

  • Понимание (показывание/называние) значения слов «сейчас», «потом», «сегодня» и «завтра».


Труд в природе. Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой:

  • Умение собирать, сортировать природный материал, знакомиться с его свойствами.


  • Умение по образцу, инструкции, сопряженно выполнить игрушку из природного материала, подобрать детали игрушки, выполнить сборку больших игрушек из деталей.


  • Выполнение поделок из природного материала с помощью педагога.


Достаточный уровень

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям

  • Знание значения солнца в жизни человека и в природе.

  • Знание правил поведения с лесу, на природе.

  • Узнавание (различение) воды в различных ее состояниях .

  • Знание значения воды в жизни человека и в природе.

  • Знание правил поведения у воды.


  • Знание свойств огня.

  • Знание значения огня в жизни человека.

  • Знание правил обращения с огнем.

Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека


  • Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира.

  • Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный ухода за ними.


Растительный мир


  • Знание названий отдельных деревьев и цветов.


  • Знание (показывание/называние) частей дерева.

  • Знание (показывание/называние) частей цветка.

  • Узнавание (различение) комнатных растений.

  • Узнавание (различение) полевых и садовых цветов.

  • Узнавание (различение) плодовых деревьев.

  • Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.


  • Знание названий отдельных фруктов, ягод, овощей.

  • Знание способов использования человеком овощей, фруктов, ягод.

  • Знание значения фруктов, ягод и овощей в жизни человека.

  • Элементарные знания о съедобных и несъедобных грибах.

  • Знание правил безопасного обращения с грибами.

  • Узнавание (различение) зерновых культур.


  • Знание значения зерновых культур в жизни человека.


Животный мир

  • Узнавание (различение) домашних и диких животных и птиц.

  • Знание (показывание/называние) частей тела домашних и диких животных и птиц.

  • Знание (показывание/называние) характерных признаков отдельных домашних животных и птиц.

  • Знание (показывание/называние) характерных признаков отдельных диких животных и птиц.


  • Узнавание (различение/называние) детенышей домашних и диких животных и птиц.

  • Узнавание (различение) зимующих и перелетных птиц.

  • Знание о пользе домашних животных и птиц в жизни человека.

  • Знание способов питания животных и птиц.

  • Знание (показывание/называние) частей тела насекомых.

  • Узнавание (различение/называние) морских обитателей.

Элементарные представления о течении времени

  • Узнавание (показывание/называние) на картинках времен года, знание последовательности их смены.

  • Узнавание (показывание/называние) на картинках частей суток, знание последовательности их смены.

  • Умение соотносить части суток с видами деятельности.

  • Узнавание (различение) дней недели.

  • Умение соотносить дни недели с различными видами деятельности.

  • Знание изменений, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года.


  • Умение соотносить явления природы с временем года.

  • Умение соотносить предметы одежды с соответствующими погодными явлениями.

  • Умение соотносить спортивные занятия с определенным временем года и погодными условиями.


Труд в природе. Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой

  • Знание свойств природного материала.

  • Умение самостоятельно подбирать детали и собирать игрушки из природного материала.

  • Знания о труде людей города и села в разное время года.

Формирование базовых учебных действий

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»

Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты природы», «Временные представления»

Растительный мир

Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений. Знание значения частей растения.

Узнавание деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива). Знание строения дерева. Узнавание плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание лиственных и хвойных деревьев.

Узнавание кустарников (шиповник, крыжовник, смородина).

Узнавание лесных и садовых кустарников.

Узнавание фруктов по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

Узнавание овощей по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

Узнавание ягод по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Узнавание грибов по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов.

Узнавание цветочно-декоративных растений.

Узнавание дикорастущих цветочно-декоративных растений; знание строения цветов. Узнавание травянистых растений.

Узнавание культурных и дикорастущих травянистых растений. Узнавание лекарственных растений.

Узнавание комнатных растений. Знание особенностей ухода за ними. Узнавание зерновых культур по внешнему виду.

Животный мир

Знание строения животного.

Узнавание домашних животных. Знание строения животного. Знание их питания. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание детенышей домашних животных.

Узнавание диких животных. Знание питания, знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание детенышей диких животных.

Знание строения птицы. Узнавание домашних птиц. Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Узнавание детенышей домашних птиц.

Узнавание зимующих птиц. Узнавание перелетных птиц. Объединение птиц в группу

«перелетные птицы», в группу «зимующие птицы». Узнавание водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь).

Знание строения рыбы. Узнавание речных рыб (сом, окунь, щука).

Знание строения насекомого. Узнавание речных насекомых. Знание способов передвижения насекомых.

Узнавание животных, живущих в квартире. Знание особенностей ухода.

Объекты природы

Узнавание Солнца, Луны. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Знание знаменитых космонавтов. Различение земли, неба.

Узнавание леса. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.

Узнавание луга. Узнавание луговых цветов.

Узнавание воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Узнавание огня. Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления

Узнавание частей суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Узнавание месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание времен года по характерным признакам. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.

Узнавание явлений природы. Соотнесение явлений природы с временем года.

Тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во диагностических работ

1

Растительный мир

17

17

0

2

Животный мир

13

13

0

3

Объекты природы

3

3

0

4

Временные представления

2

2

0

5

Диагностические работы

2

2

2


Всего

34

34

2

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Всего, часов

Дата

Корректировка

l четверть

Растительный мир

1

Узнавание (различение) растений: дерево, куст, трава.

1



2

Части дерева: корень, ствол, ветки, листья.

1



3

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников в

природе и жизни человека.

1



4

Сбор природных материалов. Экскурсия

1



5

Грибы. Съедобные (несъедобные)

1



5

Узнавание (различение) ягод малина, клубника по внешнему

виду.

1



6

Узнавание (различение) фруктов: яблоко, банан, груша по

внешнему виду.

1



7

Входная диагностическая работа

1



8

Повторение пройденного материала

1



ll четверть

1

Садовые растения. Название. Узнавание по внешнему

виду

1



2

Травянистые растения. Название. Узнавание по

внешнему виду.

1



3

Различение травянистых растений

1



4

Дикорастущие растения. Название.

Узнавание по внешнему виду

1



5

Комнатные растения. Название. Узнавание

по внешнему виду

1



6

Овощи. Внешний вид, цвет, форма.

1



7

Сравнение овощей между собой: сходство и различие

1



8

Практическое занятие: лепка овощей из пластилина

1



lll четверть


Животный мир

1

Домашние животные. Распознавание по внешнему

виду, питание, детеныши.

1



2

Дикие животные. Распознавание по внешнему виду,

питание

1



3

Узнавание (различение) детенышей диких животных.

1



4

Строение рыбы( голова, туловище, хвост).

1



5

Речные рыбы. Распознавание по внешнему виду

1



6

Итоговая диагностическая работа

1



7

Морские обитатели. Узнавание по внешнему виду

1



8

Итоговая диагностическая работа.




9

Насекомые (муха, комар, пчела) Узнавание по внешнему виду

1



10

Перелетные птицы. Узнавание по внешнему виду,

питание

1



lV четверть

1

Зимующие птицы. Узнавание по внешнему виду,

питание

1



2

Водоплавающие птицы. Узнавание по внешнему виду.

1



3

Повторение изученного материала.

1



Сезонные изменения

4

Времена года, их признаки.

1



5

Формирование представлений о явлениях и состояниях

неживой природы: туман, дождь, снег, радуга.

1



Объекты неживой природы

6

Календарь. Знакомство с календарем. Название месяцев

1



7

Воздух и его значение в жизни растений, животных,

человека.

1



8

Итоговое занятие. Обобщение пройденного материала

1




Итого:

34



























Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

  • «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс» / под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2010г.

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы под.редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва 2007г.

  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. – М..: Дидакт, 1984

  • Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии, Владос. 2001.

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 кл. -М., Просвещение, 1990.

  • Матвеева Н.Б. Живой мир. 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016.

Учебно-практическое оборудование

  • Компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

  • Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

  • Демонстрационные карточки "Дикие животные":

  • Демонстрационные карточки "Птицы России" :

  • Демонстрационные карточки "Домашние животные":

  • Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

  • Демонстрационные карточки "Овощи":

  • Демонстрационные карточки "Насекомые":

  • Демонстрационные карточки "Ягоды" :

  • Демонстрационные карточки "Цветы":

  • Демонстрационные карточки "Фрукты":

  • Демонстрационные карточки "Зима":

  • Демонстрационные карточки "Весна":

  • Демонстрационные карточки "Лето":

  • Демонстрационные карточки "Осень":



Критерии оценивания достижений учащихся

Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.


П№

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы


0

11

12

13

14

15

1

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Выполнять упражнения на ориентировку в пространстве.







22

Ритмико – гимнастические упражнения.

Выполнять упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально – двигательных навыков, выработку координации движений.







33

Танцевальные упражнения.

Выполнять танцевальные упражнения под музыку.







44

Игры под музыку.

Выполнять игры под музыку.







55

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Выполнять упражнения с детскими музыкальными инструментами.








Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

Активное участие - действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (вербальной или наглядной)

- по подражанию или образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно


зпв

чпв

пи

о

со

с

Сформированность представлений


- представление отсутствует

- не выявить наличие представлений

- представление на уровне:

использования по прямой подсказке

использования с косвенной подсказкой (изображение)

самостоятельного использования

-

?


пп

п

+



Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно



Методы контроля результатов обучения

  • практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

  • предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.






Приложение к рабочей программе









Контрольно-оценочные материалы

















Входная диагностика для определения уровня сформированности предметных результатов обучающихся 5 класса в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Цель: проверить следующие умения:

- называть свое имя, фамилию, возраст, пол;

- знать и называть времена года, их отличительные признаки;

- знать части суток;

- знать сигналы светофора;

- узнавать и называть конкретные предметы из ближайшего окружения и на предметных картинках. Владеть обобщающими понятиями (по лексическим темам);



Задание 1.Называет свое имя, фамилию, возраст, пол.

Инструкция: как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет?

Задание 2. Знает и называет времена года, их отличительные признаки


Инструкция: назови времена года на каждой картинке. Почему ты так думаешь? (назвать несколько признаков времени года). Какое время года сейчас?

Задание 3. Знает части суток.


Инструкция: посмотри на картинки. Здесь нарисованы утро, день, вечер и ночь - это части суток. На какой картинке нарисовано утро, день, вечер и ночь? Почему ты так думаешь? (назвать несколько признаков). Какое время суток сейчас?

Задание 4. Знает сигналы светофора. На какой сигнал можно переходить дорогу?

Задание5. Узнает и называет конкретные предметы из ближайшего окружения и на предметных картинках. Владеет обобщающими понятиями (по лексическим темам).

- Что это? Назови, одним словом.

-овощи

-фрукты

- ягоды

-домашние животные

-дикие животные


- насекомые







Итоговая диагностика для определения уровня сформированности предметных результатов обучающихся 5 класса в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Цель: проверить следующие умения:

- знать и называть времена года, их отличительные признаки;

- знать предметы, которые нужны для работы в огороде;

- узнавать и называть части растений и их названия;

- узнавать и называть животного и группу, которой оно соответствует;

- знать и называть овощи и фрукты, их отличительные признаки;



  1. Соедини линиями название времен года и рисунок, который относится к данному времени года.

ОСЕНЬ


ЗИМА


ЛЕТО


ВЕСНА

2.Соедини линиями части растений и их названия.



Стебель



Цветок



Корень Листья





3.Обведи цветы красным карандашом, семена зеленым карандашом, плоды синим карандашом.







4.Обведи зеленым карандашом овощи, которые можно есть сырыми.

Обведи красным карандашом овощи, которые едят вареными или жаренными.

















5.Соедини линиями животного и группу, которой оно соответствует.






6.Распредели стрелками.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!