СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для преподавания в СПО ОУД.04. История

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для преподавания в СПО ОУД.04. История

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для преподавания в СПО ОУД.04. История»



















РаБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История

























Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).


Организация-разработчик: ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»


Разработчик:

Яковлева Е.Ю., преподаватель истории ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

35

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

37



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

36.02.01 Ветеринария



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

Задачи:

- рассмотреть основные этапы историко-цивилизационного развития России в контексте всемирной истории;

- сопоставить социальные, экономические, и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран;

- формировать целостное представление о месте и роли России в европейской и мировой истории;

- показать «диалог» цивилизаций, как наиболее характерную черту всемирно-исторического процесса XIX-XXI вв.;

- показать целесообразность учета исторического опыта России и зарубежных стран в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии Отечества.



В результате изучения учебной дисциплины «История»

обучающийся должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 58 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

48

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:


изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

14

выполнение рефератов

7

составление исторических портретов

4

выполнение презентаций с использованием ТСО

4

составление и решение кроссвордов

2

составление глоссария

2

написание эссе

4

изучение учебного материала, составление конспекта

2

изучение материалов СМИ

2

выполнение практикоориентированных групповых проектов

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1


Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития.

1


Цивилизации, варианты их типологии.

Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.

История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества











Содержание учебного материала

1









Формирование знаний о природном и социальном в человеке и человеческом сообществе пер-вобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

2

Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины. Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Формирование знаний о неолитической революции. Определение изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.


8


Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

1

Определение хронологических и географических рамок истории Древнего мира.

2

Изучение ранних цивилизаций: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Доколумбова Америка; материальной культуры и экономики ранних цивилизаций; социального строя, политической и военной организации; идеология, менталитета.

Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Содержание учебного материала

1


Формирование знаний о новоегипетской державе: экономике, общества, государства.

2

Изучение Вавилона времен Хаммурапи, Хеттов: индоевропейцев в Малой Азии, Эгейского мира эпохи бронзы, Минойской цивилизации на Крите, Ахейского государства.

Формирование знаний об Ассирийской военной державе и ее преемниках в Передней Азии, Персидском «царстве царств», Древней Индии, империи Маурьев. Изучение древнекитайской цивилизации, империи Цинь и Хань.

Тема 2.3. Античная цивилизация


Содержание учебного материала

1


Формирование знаний об античной цивилизации, становлении полисной цивилизации в Греции: географических и социальных предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода эллинизма.

2

Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства, экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и императорском Риме, особенности римской культуры

Тема 2.4.Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций


Содержание учебного материала

1



2

Углубление знаний о религии Древнего мира, язычестве на Востоке и на Западе.

2


Формирование знаний о мировых религиях, буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве.

Практическое занятие

1


Сравнение древних мировых цивилизаций, выявление общих черт и различий.

Самостоятельная работа обучающихся

3



Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:

«Культура Древнего Египта»

«Культура Древней Греции»

«Культура Древнего Рима»

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

11


Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века


Содержание учебного материала

1










Изучение асинхронности развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологических рамок периода Средневековья для разных стран. Рассмотрение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни цивилизаций.

2

Тема 3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация

Содержание учебного материала

1

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

1

Изучение нашествий на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Формирование знаний о характере монгольского владычества.

2

Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века







Содержание учебного материала

1




Изучение периодизации средневековой истории Индии, правящих династий, столицы, границы, индийского общества в Средние века.

Исследование сущности буддизма, священных мест, связанных с Буддой. Рассмотрение этапов превращения буддизма в мировую религию, особенностей распространения буддизма в Китае и проникновения буддизма в Японию.

2


Тема 3.4. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала

1


Формирование знаний о возникновении ислама, Мухаммаде.

Изучение особенностей государственного и общественного строя арабов; арабских завоеваний; исламизации: путей и методов, складывание мира ислама. Рассмотрение географических и политических границ мира ислама к концу ХV в.

2

Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1




Изучение хронологических рамок западного Средневековья.

2


Анализ встречи античной цивилизации и варварского мира, основных этапов взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).



Формирование знаний о Великом переселении народов и его исторических результатов.



Характеристика исторических итогов раннесредневекового периода, государства Европы VIII—XІ вв.; политической раздробленности и ее причин.

2

Практическое занятие

1




Заполнение контурной карты «Раздел Франкской империи»;

исправление ошибок и заполнение пропусков в индивидуальных заданиях.

Тема 3.6. Основные черты и этапы

восточнохристианской цивилизации

Содержание учебного материала

1

2

Изучение роли античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Формирование знаний о Византийском государстве, церкви, обществе, особенностях отношений земельной собственности. Сравнение городов и деревни, уровня развития.

2

Формирование знаний о культуре и православии, путях и этапах распространения православия.

Рассмотрение внутренних и внешних причин гибели Византии.

Практическое занятие

Составление конспекта с использованием учебной литературы.

Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1












Формирование знаний о социально-экономических особенностях периода, складывание средневековых классов и сословий, отношений собственности, вассальных связях, о начале формирования «феодальной лестницы».

2

Изучение аграрного характера средневековой цивилизации, феномена средневекового города.

Формирование знаний об основных формах государственной власти, сословно-представительной монархии. Сопоставление церкви и светских властей, церкви и общества.

Изучение социальных конфликтов в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения

Практическое занятие

1


Составление схемы «Феодальная лестница»; выполнение тестовых заданий.

Тема 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Содержание учебного материала

1

Изучение Средиземноморья как главного ареала цивилизационных контактов, крестовых походов. Анализ встречи восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций и их взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

2



Практическое занятие



Обобщение учебного материала по разделу 3.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Составление глоссария.

Выполнение рефератов по темам:

«Великое переселение народов».

«Культурное наследие Византии».

«Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века».

«Крестовые походы и их результаты».

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века


29



Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек

Содержание учебного материала

1



Изучение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

2

Тема 4.2. Племена и народы Восточной Европы в древности

Содержание учебного материала


Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

2

Формирование знаний о славянах и Великом переселении народов (IV—VI вв.), его причинах; германских и славянских племенах в Европе.

2

Формирование знаний о готах, гуннах, тюрках, Аварском и Хазарском каганатах, финно-угорских племенах.

2

Изучение Византии и народов Восточной Европы; заселения славянами Балканского полуострова.

Тема 4.3. Восточные славяне в VII-VIIIвв.

Содержание учебного материала

1


Изучение быта и хозяйства восточных славян, жилища, одежды, формы хозяйствования, общественных отношений, семей, роли женщин в общине, верований, славянского пантеона и языческих обрядов.

2

Практическое занятие

Изучение и сравнение исторических документов; написание эссе по теме.

Тема 4.4. Формирование основ государственности восточных славян

Содержание учебного материала

1


2

Изучение предпосылок образования государства у восточных славян, разложения первобытно-общинного строя.формирования союзов племен. Формирование знаний о вече и его роли в древнеславянском обществе; князья и дружинники: их происхождение и социальный статус.


Тема 4.5. Рождение Киевской Руси.








Содержание учебного материала

1

2

Изучение племенных союзов восточных славян, общественного строя. Углубление знаний о князьях и их дружине, свободных и несвободных.


2

«Путь из варяг в греки».

1

Формирование знаний о первых русских князьях и их деятельности: военных походах и реформах; дани и данничестве.

2

Практическое занятие



Выполнение заданий по контурным картам; выявление предпосылок образования и признаков Древнерусского государства.

Тема 4.6. Крещение Руси.

Содержание учебного материала

1

2

Изучение этнополитических особенностей Древней Руси. Анализ военных, дипломатических и торговых контактов Руси и Византии в IX–X вв.


Характеристика Владимира Святого. Изучение причин введения христианства, культурно-исторического значения христианизации.

Тема 4.7. Русь и ее соседи в XI-начале XII вв.

Содержание учебного материала

1









Изучение взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.

2

Сравнение Руси и кочевых народов южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Формирование знаний о праве в Древней Руси. Характеристика Ярослава Мудрого, «Русской правды». Изучение власти и собственности, основных категорий населения. Формирование знаний о князе и боярстве, знатных и простолюдинах, свободных и несвободных, городе и горожанах.

Исследование истоков русской культуры, значения христианства в становлении национальной культуры. Изучение устного народного творчества, славянской письменности, древнерусской литературы, архитектуры, живописи.

Практическое занятие

1


Изучение фрагментов «Русской Правды», сравнение их с порядками предшествующего периода; определение исторического значения документа.

Тема 4.8. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Содержание учебного материала

1


Формирование знаний о причинах раздробленности, междоусобной борьбы князей. Древняя Русь и Великая степь.


2

Характеристика крупнейших земель и княжеств Руси, их особенностей.

Характеристика Великого Новгорода, хозяйственного, социального и политического развития.

Характеристика Владимиро-Суздальского княжества. Формирование знаний о роли городов и ремесел, политическом устройстве.

Характеристика Галицко-Волынского княжества. Формирование знаний о земледелии, городах и ремеслах, роли боярства. Изучение княжеств при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Тема 4.9. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Содержание учебного материала

1












Характеристика общественно-экономического строя монгольских племен. Формирование знаний о державе Чингисхана и монгольских завоеваниях; нашествии Батыя на Русь.

Изучение Золотой Орды, ее социально-экономического и политического устройства. Рассмотрение Руси под властью Золотой Орды.

2

Характеристика Прибалтики в начале XIII в. Формирование знаний об агрессии крестоносцев в прибалтийские земли, рыцарских орденах, борьбе народов Прибалтики и Руси против крестоносцев, разгроме шведов на Неве, Ледовом побоище. Углубление знаний об Александре Невском: политике подчинения Орде и противодействия католицизму

Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Практическое занятие



Решение проблемных заданий.

Тема 4.10. Русь на пути к возрождению.


Содержание учебного материала

1








Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.

2




Сопоставление Руси и Золотой Орды в XIV в. Изучение борьбы за великое княжение, экономического и политического усиления Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Характеристика Ивана Калиты. Углубление знаний о Дмитрии Донском и начале борьбы за свержение ордынского ига, Куликовской битве и ее значении.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский.

1


Изучение западных территорий Руси. Великого княжества Литовского и Польши.

2

Рассмотрение особого расположения Новгородской республики, «Вольностей» новгородских, еретических движений, отношений с Москвой.

2

Практическое занятие

1


Участие в дискуссии по проблеме: «Москва или Тверь?».

Тема 4.11. От Руси к России.










Содержание учебного материала

1









Формирование знаний о характере и особенностях объединения Руси. Характеристика Ивана III. Формирование знаний о присоединении Новгорода и других земель; свержении ордынского ига (1480 г.); завершении образования единого Русского государства.

2

Выделение предпосылок централизации. Изучение политического строя. Характеристика Судебника 1497 г. Рассмотрение органов центральной и местной власти, зарождения приказного строя, боярской думы, Государева двора, организации войска.

Сопоставление церкви и великокняжеской власти. Изучение церковно-политической теории «Москва — третий Рим» и ее роли в противостоянии распространению западных идей. Углубление знаний о вкладе православной церкви в укреплении единого государства.

Практическое занятие

1


Проведение анализа статей Судебника 1497г.

Тема 4.12. Россия в царствование Ивана Грозного.

Содержание учебного материала

1



Территория и население России в XVI в.

1

Характеристика Елены Глинской, боярского правления. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Характеристика Избранной Рады и ее реформ. Изучение элементов сословно-представительной монархии в России. Характеристика Судебника 1550 г. Формирование знаний о церкви и государстве, стоглавом соборе, военных преобразованиях.

2

Формирование знаний об опричнине и причинах ее введения, опричном террор, социально-экономических и политических последствиях опричнины. Характеристика Ивана Грозного и Андрея Курбского, митрополита Филиппа. Изучение экономического положения и социально-политического противоречия в русском обществе конца XVI в.

Характеристика основных направлений внешней политики Ивана Грозного. Формирование знаний о присоединении Казанского и Астраханского ханств, вхождение башкирских земель в состав России, укреплении позиций России на Кавказе, отношениях с Крымским ханством, казачестве.

Формирование знаний о борьбе за выход к Балтийскому морю. Изучение Ливонской войны (1558–1583 гг.), образования Речи Посполитой (1569 г.), народов Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства, походе Ермака. Формирование знаний о вхождении Западной Сибири в состав Российского государства


Практическое занятие

1


Сравнение двух этапов правления Ивана Грозного; решение тестовых заданий.

Тема 4.13. Смута в России начала XVIIв.









Содержание учебного материала

1

Определение предпосылок Смуты в России. Характеристика Бориса Годунова и его политики. Рассмотрение вопроса об учреждении патриаршества.

2

Формирование знаний о гражданской войне в России, самозванцах, народных восстаниях, вмешательстве Польши и Швеции во внутренние дела России, Семибоярщине, польских войсках в Москве. Характеристика первого и второго ополчения: Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изучение Земского собора 1613 г. и начала правления Романовых.

Выявление причин и условий становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Окончание гражданской войны.

Практическое занятие

1

Решение проблемных заданий; решение тестовых заданий.


Тема 4.14. Россия в середине и второй половине XVII века.

Содержание учебного материала

1

1

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля.









2

Характеристика Соборного уложения 1649 г. Изучение юридического оформления крепостного права, городских восстаний середины XVII столетия.

Характеристика политического строя России. Формирование знаний о развитии приказной системы, падении роли Боярской думы и земских соборов, характере и особенностях российского самодержавия.

2

Изучение реформ Никона и церковного раскола, их культурного и политического значения. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

2

Характеристика основных направлений внешней политики России. Изучения присоединении Левобережной Украины, войны со Швецией и Турцией, овоения Сибири и Дальнего Востока.

Практическое занятие

1

Составление тезисного плана по теме, обсуждение вопросов темы.


Тема 4.15. Русская культура в XIII-XVIIвв.

Содержание учебного материала

1

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика.

1

Характеристика «Домостроя», социальной роли женщины, быта и нрава.

2

Формирование знаний об «обмирщении» русской культуры в XVII в., расширении культурных связей с Западной Европой.


Определение новых жанров в литературе. Рассмотрение Славяно-греко-латинской академии.


Практическое занятие

1


Проведение анализа документов; выявление особенностей культурного развития России в XVII в.

Самостоятельная работа обучающихся

8





Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Составление глоссария по разделу

Выполнение рефератов по темам:

«Варяги в истории Древней Руси».

«Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности».

«Князь и вече в Древней Руси».

«Князь и дружина в Древней Руси».

«Кочевники в истории Древней Руси: война и мир».

«Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория».

«Характер международных связей и отношений Киевской Руси».

«Борьба русского народа с иноземными агрессорами в XIII в.».

«Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого».

«Владимир Мономах и его время».

«Город и горожане в Древней Руси».

«Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь».

«Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси».

«Новгородская республика в XI-XIIIвв.».

«Общественный строй Древней Руси.»

«Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий».

«Русь и наследие Византии».

«Человек Древней Руси в повседневной жизни».

«Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи».

«Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия».

«Освоение Сибири. Характер русской колонизации».

«Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты».

«Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви».

«Воссоединение России и Украины».

«Восстание под предводительством С. Разина».

«Государственное устройство России в XVII в.».




Составление политического портрета:



«Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа».

«Александр Невский – государственный лидер и полководец».

«Дмитрий Донской – государственный деятель и полководец».

«Иван III и его роль в российской истории».

«Иван Грозный – человек и политический деятель».

Составление и решение кроссвордов


Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIIIвв.


15

Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.


Содержание учебного материала

1





Сопоставление Запада и Востока в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком.

Изучение предпосылок возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время».

2


Тема 5.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

Содержание учебного материала

1


Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

1

Практическое занятие

1


Изучение документов, составление сравнительной таблицы, решение проблемных заданий.

Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Содержание учебного материала

1

Углубление знаний о Великих географических открытиях. Изучение Карты мира.


2


Формирование знаний о межцивилизационном диалоге и его воздействии на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира

Практическое занятие


Выполнение заданий по контурным картам, систематизирование исторического материала в таблице.

Тема 5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.

Содержание учебного материала

1


Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.

1


2

Анализ Английская революция XVII в. и ее значения для Европы.

Характеристика «Просвещенного абсолютизма» и его особенностей в Австрии, Пруссии, России

2

Тема 5.5 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

Содержание учебного материала

1


Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне.

1

Изучение «Османского фактора» европейской политики; вклада России в борьбу с турецкой угрозой.

2

Тема 5.6. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

Содержание учебного материала

1


Формирование знаний о XVII веке эпохе всеобщего европейского кризиса, синхронности кризисных ситуаций в разных странах.

Изучение процесса модернизации западного мира, зарождения нового хозяйственного уклада в экономике, урбанизации, нового в облике городов и жилищ, размывания сословного строя и стремления зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Рассмотрение секуляризации общественного сознания.


2

Тема 5.7. Век Просвещения.

Содержание учебного материала

1


Характеристика «Просвещения» и его содержания. Изучение теории естественного равенства, «общественного договора», «народного суверенитета», культа Разума, идеи прогресса.


2

Практическое занятие


2

Изучение документов, составление кластера.


Тема 5.8. Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Содержание учебного материала

1

Рассмотрение технических изобретений и изменений отношений к ним в обществе. Формирование знаний об изобретателях и предпринимателях, работающих машинах, паровом двигателе, переходе от мануфактуры к фабрике, развитие транспортно-коммуникационной системы.

2

Изучение промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни; изменения в социальном составе общества.


2

Практическое занятие.

1


Решение тестовых и проблемных заданий.

Тема 5.9. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

Содержание учебного материала

1

2

Изучение войны за независимость североамериканских колоний и попытки реализации просветительских идеалов. Углубление знаний об образовании США и влияния североамериканских событий на европейское общество.



Характеристика Французской революции XVIII в., политических режимов периода Революции, Конституции.

Практическое занятие

1

Изучение документов, решение проблемных заданий, составление синквейнов.


Самостоятельная работа обучающихся

3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Составление политического портрета:

«Т.Джефферсон»

«Д.Вашингтон»

«М.Робеспьер»

«Ж.П.Марат»

«Ж.Дантон»

Составление и решение кроссвордов

Раздел 6. Россия в XVIII веке.


15

Тема 6.1.Россия в период реформ

Петра I.

Содержание учебного материала

1

Изучение предпосылок реформ Петра I, особенностей модернизационного процесса в России.

2

Изучение Северной войны и ее итогов; изменения места России в мире, провозглашения ее империей.

Характеристика социально-экономической политики Петра I и социальной структуры русского общества, крепостной экономики. Формирование знаний о «регулярном государстве».

Рассмотрение культурного переворота петровского времени.

Практическое занятие

1


Изучение документов, заполнение сравнительной таблицы, участие в дискуссии.


Тема 6.2.Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762гг.)

Содержание учебного материала

1

Анализ причин дворцовых переворотов. Екатерина I. Формирование знаний о Верховном Тайном совете. Характеристика Петра II. Формирование знаний о «затейке» верховников и воцарении Анны Иоанновны, бироновщине.


2



Изучение политической борьбы и дворцового переворота 1741 г., социально-экономической политики Елизаветы Петровны, участии России в Семилетней войне.



Изучение правления Петра III, дворцового переворота 1762 г. и воцарения Екатерины II.

Тема 6.3.Россия во второй половине XVIIIв.

Содержание учебного материала

1


Характеристика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Изучение восстания под предводительством Емельяна Пугачев, характера и направленности реформ Екатерины Великой. Углубление знаний о личности императрицы и итогах екатерининского царствования.


2

Характеристика личности Павела I и основных направлений его политики.

Характеристика внешней политики России во второй половине XVIII в., выхода России к Черному морю. Изучение разделов Речи Посполитой и вхождении украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Практическое занятие

1


Выполнение заданий по контурным картам, участие в дискуссии.

Тема 6.4.Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала

1

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.


1

Контрольная работа по разделу 6.

1


Самостоятельная работа обучающихся

8

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.


Выполнение разноуровневых заданий.

Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:

«Наука побеждать» А.В.Суворов.

«Полководческое искусство П.А.Румянцева»

«Флотоводец Ф.Ф.Ушаков»

«М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки»

«Путешествия XVIII века»

«Русская архитектура XVIII века»

«Русские просветители»

Выполнение рефератов по темам:

«Великое посольство Петра I в Европу».

«Военная реформа Петра Великого».

«Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение».

«Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение».

«Культурные преобразования в Петровскую эпоху».

«Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков».

«Государство и церковь в XVIII в».

«Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги».

«Елизавета I. эпоха и личность».

«Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

«Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в».

«Россия в конце ХVIII в. Павел I».

«Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

«Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков».

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации.


9


Тема 7.1.Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.






Содержание учебного материала

2

Характеристика европейских революций середины XIX в. Изучение движения за реформы: требований, формы организаций, результативности.


2

Изучение объединительных процессов в Европе и Америке; объединения Германии и Италии.

Характеристика Гражданской войны в США. Формирование знаний о славянском Возрождении и России.

Практическое занятие

1


Составление сравнительной таблицы, участие в дискуссии.

Тема 7.2.Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Содержание учебного материала

1





Изучение социального состава общества: старых и новых составляющих, дворянства, среднего класса, крестьянства, пролетариата, деревенского общества, городского населения: количественного роста, нового образа жизни, новых форм деятельности.

2

Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

1

Практическое занятие

1


Изучение документов, составление кластера.


Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени.

Содержание учебного материала

1


Изучение мировосприятия человека индустриального общества, веры в прогресс и культ «положительных» знаний


2

Формирование знаний о классической научной картине мира, научных открытий: количественной и качественной характеристики, Дарвине и дарвинизме.

История — «муза века».

1



Самостоятельная работа обучающихся

3


Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами


Написание эссе

Составление и решение кроссвордов

Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.


2

Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.



Содержание учебного материала

1

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение.

1

Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации.

«Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока.

Содержание учебного материала

Характеристика «Восточного вопроса» с точки зрения межцивилизационного диалога. Изучение проблемы Суэцкого канала, попыток модернизации в Османской империи.

2

Изучение Японии: от самоизоляции к практике модернизации.

Изучение политики самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Практическое занятие

1


Составление сравнительной таблицы, участие в дискуссии.

Раздел 9. Россия в XIX веке.


21


Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия.

Содержание учебного материала

1

Характеристика территории и населении империи. Формирование знаний об особенностях российской колонизации, роли географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России, национальном вопросе.

2

Характеристика социальной структуры, дворянств, духовенства, городского населения, крестьянства, казачества. Изучение социального и культурного разрыва между сословиями, аристократической культуры и «культуры безмолвствующего большинства».

Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.

Содержание учебного материала

1


Изучение реформ начала царствования Александра I, проблем соотношения просвещения и самодержавия. Формирование знаний о дворянском консерватизме, аристократической оппозиции, идейной борьбе М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина.


2



Характеристика России в 1815–1825 гг. Изучение конституционных проектов, причин неудач реформ Александра I. Характеристика А.А.Аракчеева. Формирование знаний о военных поселениях, общественном движении и декабристах.



Характеристика Николая I. Формирование знаний о смене политических приоритетов, роли бюрократии, официального национализма, консерватизме в государственно-правовой и идеологической сферах, кризисе идеологии самодержавия

Практическое занятие

1


Участие в дискуссии

Тема 9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.







Содержание учебного материала

1




Углубление знаний о геополитическом положении России к началу XIX в., основных направлениях и принципах внешней политики. Изучение антифранцузской коалиции и Отечественной войны 1812 г.

2

Характеристика Европы после Наполеона. Изучение «Священного союза» и идеалов легитимизма. Рассмотрение финской автономии и польской Конституций.

Формирование знаний о борьбе с Османской империей. Исследование взаимоотношений России и христианских народов Балканского полуострова, Российской империи и мусульманских народов Кавказа. Изучение Кавказской войны.

Определение роли Закавказья в политике Российской империи. Изучение борьбы с Ираном за территории и влияние и вхождения Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг.

1

Углубление знаний о Крымской войне и крахе «Венской системы».

2

Практическое занятие

1


Составление тезисного плана, решение тестовых заданий


Тема 9.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

Содержание учебного материала

1

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.


1


Формирование знаний об общественно-политической борьбе и поиске национально-политической идентичности. Изучение славянофилов и западников, правительственной идеологии и теории «официальной народности».

2

Формирование знаний о развитии науки и техники в России в первой половине XIX в., открытиях и технических изобретениях.

Рассмотрение литературы и книгоиздательской деятельности, стилей и направлений в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм, музыкальной культуры, живописи: от классицизма к романтизму и реализму, архитектуры и театра.

Тема 9.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II

Содержание учебного материала

1


Характеристика России после Крымской войны. Характеристика Александра II.Формирование знаний о подготовке крестьянской реформы, отмене крепостного права, судебной, земской и военной реформе, финансовых преобразованиях, реформах в области просвещения и печати. Анализ итогов реформ, их исторического значения.


2

Формирование знаний о либералах и консерваторах, власти, особенностях государственно-политического консерватизма второй половины XIX в., российском либерализме. Анализ реакции на польское восстание.

Формирование знаний о социалистических идеях в России, российских радикалах: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам, народнических кружков, «Народной воле», правительственных репрессиях и революционном терроре.

Рассмотрение цареубийства 1 марта 1881 г. и его последствий.

Практическое занятие

1


Обобщение исторического материала в таблице, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Тема 9.6. Пореформенная Россия

Содержание учебного материала

1

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.


1

Характеристика консервативного курса Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Изучение сословной и национальной политики правительства.

2

Изучение общественного движения: спада и нового подъема.

Практическое занятие

1


Изучение документов, составление кластера.

Тема 9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Содержание учебного материала

1

Изучение геополитических интересов империи и международных противоречий, отмены условий Парижского мира. Рассмотрение «Союза трех императоров». Сопоставление Россия и Востока. Рассмотрение России и Славянского вопроса. Изучение русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ее результатов. Характеристика России и европейских держав. Рассмотрение политики России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2

Практическое занятие


Выполнение заданий по контурным картам.

Тема 9.8. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Содержание учебного материала

1








Исследование влияния великих реформ на развитие русской культуры. Анализ перемен в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

2

Углубление знаний о развитии науки и техники.

Характеристика Золотого века русской литературы. Изучение музыкальной культуры, живописи, архитектуры, театра.

Тема 9.9. Повседневная жизнь населения России в XIX веке.











Содержание учебного материала

1



Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

1

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

1


Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

1

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.


Практическое занятие

1

Обобщение исторического материала, составление кроссвордов.

Контрольная работа по разделу 9.

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение разноуровневых заданий

Выполнение рефератов по темам:

«Реформы Александра I».

«Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи».

«Крымская война и ее значение для Росси».

«Реформы Александра II и их значение».

«Роль России в освобождении балканских народов от османского ига».



Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:


2


«Герои Отечественной войны 1812г».

«Повседневная жизнь дворян в России XIX в».

«Повседневная жизнь крестьян в России XIX в».

«Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в».

«Русская классика»

Написание эссе по темам:


«Александр I- благословенный».

«Александр II – освободитель».

«Александр III – миротворец».

Составление кроссворда на тему:

«Тамбовцы – герои войны 1812г».

«Выдающиеся меценаты Тамбовщины».

Раздел 10. От Новой истории к Новейшей


16

Тема 10.1. Международные отношения в начале XXв.

Содержание учебного материала

1

Характеристика изменений в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Формирование знаний о колониальных империях Великобритании и Франции, о возвышении Германии и США, о территориальной экспансии Японии. Определение России в системе международных отношений.


2

Формирование знаний о начале борьбы за передел мира. Изучение русско-японской войны. Анализ складывания двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

Тема 10.2. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.

Содержание учебного материала

1


Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

1

Практическое занятие

Составление кластера

Тема 10. 3. Россия в начале XX

Содержание учебного материала

1


Изучение социального и демографического состава российского общества, миграционных процессов, кризиса сословного деления.

2



Характеристика российской правовой системы, свода законов Российской империи. Углубление знаний о государстве, особенностях российской монархии, системе министерств, становлении российского парламентаризма. Формирование знаний о Государственной думе и Государственном совете, региональной структуре управления, местном самоуправлении.



Характеристика общественной жизни, либерализма и консерватизма. Изучение революции 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Изучение традиционализма и модернизма в левом движении: народнические и марксистские партии.

Анализ экономических реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Практическое занятие

1

Составление хронологической таблицы, решение проблемных заданий.

Тема 10.4. Первая мировая война

Содержание учебного материала

1


Выявление истоков, причин и собенностей военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Изучение тотального характера войны, гибели традиционных военно-административных империй. Рассмотрение Версальской системы.

2

Тема 10.5. Россия в Первой мировой войне

Содержание учебного материала


Анализ влияния войны на общество, изменений в социальной структуре, диспропорций в государственной системе, экономике и национальной политике. Сопоставление армии и общества: перекос во взаимоотношениях, государства и общественных организаций: попыток взаимной интеграции; замыслы и результат. Анализ изменений правовой системы.

2

Практическое занятие

1

Составление синхронистической таблицы, исправление ошибок в тексте.

Тема 10.6. Февральская революция в России

Содержание учебного материала

1


Причины и ход революции.

2

Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества

Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат

Тема 10.7. Приход большевиков к власти в России

Содержание учебного материала

1


Характеристика первых шагов советской власти. Изучение трансформации дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918.

2



Характеристика государственного устройства. Формирование знаний о «Советской демократии» и партийных органах.замене конституционных органов власти чрезвычайными, централизации власти, однопартийной системе: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.



Изучение экономики «Военного коммунизма»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Анализ экономических, социальных и политических аспектов политики «военного коммунизма».

Изучение Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Анализ красного и белого террора, причин поражения антибольшевистских сил. Формирование знаний о российской эмиграции.

Рассмотрение деятельности Советская Россия на международной арене. Изучение условий Брестского мира, военной интервенции стран Антанты, изоляции Советской России, деятельности Коминтерн.

Практическое занятие

2


Составление синхронистической таблицы, участие в презентации проектов.


Самостоятельная работа обучающихся

6

Изучение темы: «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX в.», составление конспекта по теме.


Выполнение групповых проектов по темам:


«Гражданская война глазами «красных» и «белых»


«Гражданская война на Тамбовщине»

Раздел 11. Между мировыми войнами.


12

Тема 11.1 Страны Европы в 20-е годы XX в.

Содержание учебного материала

1

Анализ послевоенного кризиса Запада. Формирование знаний о социальных теориях, упадке консерватизма.


2

Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации..

1

Формирование знаний о возникновении фашизма, триумфальном шествии авторитарных режимов.

2

Стабилизация 1925–1929 гг.

Тема 11.2. Запад в 30-е годы XX в.

Содержание учебного материала

1


Формирование знаний о мировом экономическом кризисе и Великой депрессии: истоки, развитие, последствия; военной конъюнктуры и стихийной реструктуризации экономики ведущих мировых держав. Характеристика НТП — «локомотива перепроизводства».


2



Анализ различных путей преодоления кризиса.



Изучение крушения Веймарской республики и германского национал-социализма, тоталитаризма.

Тема 11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма














Содержание учебного материала

2









Изучение кризиса «военного коммунизма». Характеристика новой экономической политики (нэп): сущность и направления.

2

Определение постепенного отхода от идей «мировой революции. Выявление приоритетов внутригосударственного строительства. Формирование знаний об образовании СССР и выборе путей объединения. Характеристика Конституции СССР 1924 г., основных направлений национально-государственного строительства. Изучение централизации государственного аппарата.

Характеристика основных направлений общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Изучение внутрипартийной борьбы: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Углубление знаний о становлении единоличной власти И.В. Сталина, культе личности, борьбе с инакомыслием, массовых репрессиях.

Формирование знаний о развитии экономики СССР в конце 20–30-х годов, форсированной модернизации, причинах свертывания нэпа, индустриализации, коллективизации, соотношении традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике, успехах и недостатках экономического курса.

Рассмотрение «культурной революции», создании советской системы образования. Анализ достижений и потерь в сфере науки и искусства.

Практическое занятие

1

Проведение анализа документов, участие в дискуссии, выполнение тестовых заданий.


Тема 11.4. Международные отношения в 20-30-е годы XX в.

Содержание учебного материала

1


Анализ кризиса Версальско-Вашингтонской системы. Формирование знаний о Лиге Наций. Рассмотрение СССР как нового фактора мировой политики.

2

Анализ последствий мирового экономического кризиса на международной арене. Формирование знаний о возникновении очагов агрессии в Европе и Азии, американском нейтралитете и бессилии европейских гарантов мира, возникновении и консолидации реваншистского блока. Изучение политики «умиротворения» агрессоров.

Характеристика внешней политики СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Анализ пакта Молотова – Риббентропа. Рассмотрение попыток возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии



Практическое занятие

1


Изучение документов, выполнение заданий по контурной карте, участие в дискуссии.


Самостоятельная работа обучающихся

4

Изучение темы: «Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в., составление конспекта по теме.

1

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

2

Составление глоссария по разделу.

1

Раздел 12. Вторая мировая война


13

Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение

Содержание учебного материала

1

Анализ причин и хода «Странной войны»,блицкрига вермахта.


2

Изучение изменений в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Формирование знаний об антигитлеровской коалиции, ленд-лизе, военных действиях на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии, «Втором фронте» в Европе, войне технологий.

Изучение миропорядка после Ялты и Потсдама и возникновения биполярного мира.

Практическое занятие

1

Участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

1


Изучение общества в годы войны, отношения к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Формирование знаний о пропаганде и контрпропаганде, роли традиционных ценностей и политических стереотипов, партизанском движении, национальной политике.

2

Изучение основных этапов военных действий. Формирование знаний о советском военном искусстве, героизме советских людей в годы войны, роли советского тыла.

Формирование знаний о Государственном строе, милитаризации аппарата, управлении экономикой в военное время, влиянии довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Рассмотрение решающей роли СССР в разгроме нацизма. Углубление знаний о значении и цене Победы в Великой Отечественной войне.

Практическое занятие

1


Участие в презентации проектов.


Контрольная работа по разделу 12.

1



Самостоятельная работа обучающихся

8


Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.


Выполнение групповых проектов по темам:

«Оружие Победы»

«ЕАО в годы Великой Отечественной войны».

«Жители ЕАО – герои Великой Отечественной войны»

Раздел 13. Мир во второй половине XX века.


7

Тема 13.1. «Холодная война»




Содержание учебного материала

1




Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.


2


Изучение распада колониальной системы, военно-политических кризисов в рамках «холодной войны»,крах биполярного мира.

Практическое занятие

1

Проведение анализа документов, составление тезисного плана.

Тема 13.2. Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

1


Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство.

1

Характеристика индустрии и природы. Формирование знаний о новой научной картине мира.

2

Дегуманизация искусства.

1

Практическое занятие


Участие в обсуждении вопросов темы, составление кластера.

Тема 13.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Содержание учебного материала

2

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм.

1

Характеристика стран Азии и Африки в системе биполярного мира. Изучение движения неприсоединения, доктрины третьего пути, проблем развивающихся стран.

2

Характеристика Латинской Америки. Изучение социализма в Западном полушарии.

Практическое занятие


Проведение анализа документов, участие в дискуссии. Обобщение по разделу.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Раздел 14. СССР в 1945-1991 гг.


9

Тема 14.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.






Содержание учебного материала

1







Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

2




Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

Тема 14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима

Содержание учебного материала

1


Изучение борьбы за власть после смерти И.В. Сталина, прихода к власти Н.С. Хрущева, попыток преодоления культа личности. Формирование знаний о XX съезде КПСС, либерализации сверху, концепции построения коммунизма, реформе государственного аппарата, увеличении роли права в жизни общества.

2

Характеристика культурной жизни общества, «оттепели».

Изучение экономических реформ 1950–1960-х годов, причин их неудач; промышленности: снижении темпов модернизации; элементов волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Характеристика внешней политики СССР. Социалистический лагерь. Рассмотрение конфликтов из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Рассмотрение либерализации внешней политики, попыток диалога с Западом, международных кризисов.

Практическое занятие

1


Составление тезисного плана, обсуждение ключевых вопросов темы.


Тема 14.3. СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов








Содержание учебного материала

1


Формирование знаний об общественно-политическом развитии СССР, «неосталинизме», идеологизации режима, теории развитого социализма, политической апатии общества.










2



Изучение экономики СССР, роли сырьевых ресурсов. Рассмотрение зависимости от западных высоких технологий, зависимости сельского хозяйства от государственных инвестиций, попыток модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Выявление снижения темпов развития по отношению к западным странам. Характеристика Ю.В. Андропова и попыток административного решения кризисных проблем.

Характеристика международного положения. Рассмотрение попыток консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов Формирование знаний о «разрядке», улучшении отношений с Западом, Хельсинском соглашении, обострении отношений в конце 70-х — начале 80-х годов, войне в Афганистане, заключительном этапе «холодной войны».

Практическое занятие

1


Проведение анализа фрагментов документов, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Тема 14.4. СССР в период перестройки

Содержание учебного материала

1

Анализ причин реформ М.С. Горбачева. Формирование знаний о кризисе классической советской модели социализма, попытках экономической модернизации», движущих силах, готовности общества к переменам, прагматизме и идеализме, об изменении в правовой и государственной системе, отказе от советского традиционализма в пользу западного либерализма.


2

Изучение советской культуры, литературы, кинематографа.

Рассмотрение СССР системе международных отношений. Изучение окончания «холодной войны», сближения с США и Западной Европой, распада социалистического лагеря, окончания войны в Афганистане, конеца биполярного мира.

Анализ краха политики перестройки, распада СССР: причин, объективных и субъективных факторов, последствий.

Практическое занятие

1


Составление хронологической таблицы, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.


Самостоятельная работа обучающихся

2

Написание эссе по теме:

«Как изменилась наша страна в годы перестройки?»


Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.


6


Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе

Содержание учебного материала

1

Формирований знаний о становлении новой российской государственно-правовой системы, парламентской или президентской модели, политическом кризисе осени 1993 г. Конституции РФ, системе разделения властей, президенте, государственной Думе, принципах федерализма.


2

Характеристика президентских выборов 2000 и 2004 гг., курса на укрепление государственности, экономического подъема, социальной и политической стабильности, укрепления национальной безопасности.

Формирование знаний об экономике, переходе к рыночным отношениям: реформах и их последствиях, плюсах и минусах форсированной либеральной модернизации, спадах и подъемах российской экономики, их причинах и последствиях для общества, роли сырьевых ресурсов. Характеристика Российской экономики в мировой экономической системе.

Практическое занятие

1


Изучение фрагментов Конституции РФ, составление тезисного плана.

Тема 15.2. Мир в XXI веке

Содержание учебного материала

1

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего

1



2

Характеристика стран третьего мира, успехов и трудностей развития. Формирование знаний о конфликте традиционного уклада и модернизационных тенденций, росте фундаменталистских настроений.

Рассмотрение роли России в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы, интеграции России в западное пространство. Изучение общих принципов и противоречий, рецидивов «холодной войны». Определение места России в международных отношениях

Практическое занятие

1


Обсуждение ключевых вопросов темы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение материалов периодической печати


Зачет

2


Всего

175


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных таблиц и схем;

- комплект настенных карт;

- комплект атласов и контурных карт;

- комплект документов для изучения;

- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;

- Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- интерактивная доска с программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся


  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

  4. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.

  5. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.

  6. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.

Для преподавателей


  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.

  2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.

  3. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.

  4. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.

  5. Война в Корее. — СПб., 2000.

  6. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.

  7. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.

  8. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.

  9. Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.

  10. Губер П. Мазарини. — М., 2000.

  11. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.

  12. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.

  13. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.

  14. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.

  15. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.

  16. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.

  17. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.

  18. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

  19. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.

  20. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.

  21. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.

  22. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.

  23. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.

  24. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.

  25. Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.

  26. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.

  27. Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.

  28. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.

  29. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.

  30. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.

  31. Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.

  32. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

  33. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.

  34. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.

  35. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.

  36. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.

  37. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.

  38. Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.

  39. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

  40. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.

  41. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.

  42. Черников И. Гибель империи. — М., 2002.

  43. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.

  44. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.

  45. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.

  46. Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.


Интернет-ресурсы.


http://meqa.km.ru/

http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm

http://members.xoom.com/foox/index/html

http://first.americans.spb.ru/main.htm

http://tgorod.go.ru/

http://chat.ru/kaar/index.html

http://www.online.ru/sp/cominf/romanov

http://rnd.rostelemail.ru/data/users/andry/history/html

http://www.netcity.ru/8101/lubameln

http://rds.org.ru/

http://www.stalingrad.com.ru/index_rus.htm

www.tambov.net/region/history.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.

Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Письменный контроль

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Устный контроль в форме дебатов.

Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности обучающихся




Знания:


основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса

Письменный контроль в форме тестирования

периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Устный контроль в форме дискуссии

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Устный контроль в форме дискуссии,

письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов

основные исторические термины и даты;

Устный контроль, письменный контроль


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!