РаБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).
Организация-разработчик: ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»
Разработчик:
Яковлева Е.Ю., преподаватель истории ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 35 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 37 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
36.02.01 Ветеринария
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Задачи:
- рассмотреть основные этапы историко-цивилизационного развития России в контексте всемирной истории;
- сопоставить социальные, экономические, и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран;
- формировать целостное представление о месте и роли России в европейской и мировой истории;
- показать «диалог» цивилизаций, как наиболее характерную черту всемирно-исторического процесса XIX-XXI вв.;
- показать целесообразность учета исторического опыта России и зарубежных стран в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии Отечества.
В результате изучения учебной дисциплины «История»
обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины и даты;
уметь:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: | |
изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами | 14 |
выполнение рефератов | 7 |
составление исторических портретов | 4 |
выполнение презентаций с использованием ТСО | 4 |
составление и решение кроссвордов | 2 |
составление глоссария | 2 |
написание эссе | 4 |
изучение учебного материала, составление конспекта | 2 |
изучение материалов СМИ | 2 |
выполнение практикоориентированных групповых проектов | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. | 1 |
Цивилизации, варианты их типологии. |
Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. |
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. |
Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории. | 1 |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о природном и социальном в человеке и человеческом сообществе пер-вобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. | 2 |
Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины. Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. |
Формирование знаний о неолитической революции. Определение изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения цивилизации, протоцивилизации. |
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира. | | 8 | |
Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты | Содержание учебного материала | 1 |
Определение хронологических и географических рамок истории Древнего мира. | 2 |
Изучение ранних цивилизаций: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Доколумбова Америка; материальной культуры и экономики ранних цивилизаций; социального строя, политической и военной организации; идеология, менталитета. |
Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о новоегипетской державе: экономике, общества, государства. | 2 |
Изучение Вавилона времен Хаммурапи, Хеттов: индоевропейцев в Малой Азии, Эгейского мира эпохи бронзы, Минойской цивилизации на Крите, Ахейского государства. |
Формирование знаний об Ассирийской военной державе и ее преемниках в Передней Азии, Персидском «царстве царств», Древней Индии, империи Маурьев. Изучение древнекитайской цивилизации, империи Цинь и Хань. |
Тема 2.3. Античная цивилизация | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний об античной цивилизации, становлении полисной цивилизации в Греции: географических и социальных предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода эллинизма. | 2 |
Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства, экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и императорском Риме, особенности римской культуры |
Тема 2.4.Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Углубление знаний о религии Древнего мира, язычестве на Востоке и на Западе. | 2 |
Формирование знаний о мировых религиях, буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве. |
Практическое занятие | 1 | |
Сравнение древних мировых цивилизаций, выявление общих черт и различий. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами |
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Культура Древнего Египта» «Культура Древней Греции» «Культура Древнего Рима» |
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века | | 11 | |
Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение асинхронности развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологических рамок периода Средневековья для разных стран. Рассмотрение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни цивилизаций. | 2 |
Тема 3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация | Содержание учебного материала | 1 |
Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. |
Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. | 1 |
Изучение нашествий на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Формирование знаний о характере монгольского владычества. | 2 |
Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение периодизации средневековой истории Индии, правящих династий, столицы, границы, индийского общества в Средние века. Исследование сущности буддизма, священных мест, связанных с Буддой. Рассмотрение этапов превращения буддизма в мировую религию, особенностей распространения буддизма в Китае и проникновения буддизма в Японию. | 2 |
Тема 3.4. Арабо-мусульманская цивилизация | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о возникновении ислама, Мухаммаде. Изучение особенностей государственного и общественного строя арабов; арабских завоеваний; исламизации: путей и методов, складывание мира ислама. Рассмотрение географических и политических границ мира ислама к концу ХV в. | 2 |
Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение хронологических рамок западного Средневековья. | 2 |
Анализ встречи античной цивилизации и варварского мира, основных этапов взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). |
| Формирование знаний о Великом переселении народов и его исторических результатов. | | |
Характеристика исторических итогов раннесредневекового периода, государства Европы VIII—XІ вв.; политической раздробленности и ее причин. | 2 |
Практическое занятие | 1 | |
Заполнение контурной карты «Раздел Франкской империи»; исправление ошибок и заполнение пропусков в индивидуальных заданиях. |
Тема 3.6. Основные черты и этапы восточнохристианской цивилизации | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Изучение роли античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Формирование знаний о Византийском государстве, церкви, обществе, особенностях отношений земельной собственности. Сравнение городов и деревни, уровня развития. | 2 |
Формирование знаний о культуре и православии, путях и этапах распространения православия. |
Рассмотрение внутренних и внешних причин гибели Византии. |
Практическое занятие |
Составление конспекта с использованием учебной литературы. |
Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о социально-экономических особенностях периода, складывание средневековых классов и сословий, отношений собственности, вассальных связях, о начале формирования «феодальной лестницы». | 2 |
Изучение аграрного характера средневековой цивилизации, феномена средневекового города. |
Формирование знаний об основных формах государственной власти, сословно-представительной монархии. Сопоставление церкви и светских властей, церкви и общества. |
Изучение социальных конфликтов в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения |
Практическое занятие | 1 | |
Составление схемы «Феодальная лестница»; выполнение тестовых заданий. |
Тема 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение Средиземноморья как главного ареала цивилизационных контактов, крестовых походов. Анализ встречи восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций и их взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре. | 2 |
| Практическое занятие | | |
Обобщение учебного материала по разделу 3. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами. |
Составление глоссария. |
Выполнение рефератов по темам: «Великое переселение народов». «Культурное наследие Византии». «Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века». «Крестовые походы и их результаты». |
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века | | 29 | |
Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. | 2 |
Тема 4.2. Племена и народы Восточной Европы в древности | Содержание учебного материала | |
Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. | 2 |
Формирование знаний о славянах и Великом переселении народов (IV—VI вв.), его причинах; германских и славянских племенах в Европе. | 2 |
Формирование знаний о готах, гуннах, тюрках, Аварском и Хазарском каганатах, финно-угорских племенах. | 2 |
Изучение Византии и народов Восточной Европы; заселения славянами Балканского полуострова. |
Тема 4.3. Восточные славяне в VII-VIIIвв. | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение быта и хозяйства восточных славян, жилища, одежды, формы хозяйствования, общественных отношений, семей, роли женщин в общине, верований, славянского пантеона и языческих обрядов. | 2 |
Практическое занятие |
Изучение и сравнение исторических документов; написание эссе по теме. |
Тема 4.4. Формирование основ государственности восточных славян | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Изучение предпосылок образования государства у восточных славян, разложения первобытно-общинного строя.формирования союзов племен. Формирование знаний о вече и его роли в древнеславянском обществе; князья и дружинники: их происхождение и социальный статус. | |
Тема 4.5. Рождение Киевской Руси. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Изучение племенных союзов восточных славян, общественного строя. Углубление знаний о князьях и их дружине, свободных и несвободных. | | 2 |
«Путь из варяг в греки». | 1 |
Формирование знаний о первых русских князьях и их деятельности: военных походах и реформах; дани и данничестве. | 2 |
Практическое занятие | | |
Выполнение заданий по контурным картам; выявление предпосылок образования и признаков Древнерусского государства. |
Тема 4.6. Крещение Руси. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Изучение этнополитических особенностей Древней Руси. Анализ военных, дипломатических и торговых контактов Руси и Византии в IX–X вв. | |
Характеристика Владимира Святого. Изучение причин введения христианства, культурно-исторического значения христианизации. |
Тема 4.7. Русь и ее соседи в XI-начале XII вв. | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. | 2 |
Сравнение Руси и кочевых народов южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. |
Формирование знаний о праве в Древней Руси. Характеристика Ярослава Мудрого, «Русской правды». Изучение власти и собственности, основных категорий населения. Формирование знаний о князе и боярстве, знатных и простолюдинах, свободных и несвободных, городе и горожанах. |
Исследование истоков русской культуры, значения христианства в становлении национальной культуры. Изучение устного народного творчества, славянской письменности, древнерусской литературы, архитектуры, живописи. |
Практическое занятие | 1 | |
Изучение фрагментов «Русской Правды», сравнение их с порядками предшествующего периода; определение исторического значения документа. |
Тема 4.8. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о причинах раздробленности, междоусобной борьбы князей. Древняя Русь и Великая степь. | | 2 |
Характеристика крупнейших земель и княжеств Руси, их особенностей. |
Характеристика Великого Новгорода, хозяйственного, социального и политического развития. |
Характеристика Владимиро-Суздальского княжества. Формирование знаний о роли городов и ремесел, политическом устройстве. |
Характеристика Галицко-Волынского княжества. Формирование знаний о земледелии, городах и ремеслах, роли боярства. Изучение княжеств при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. |
Тема 4.9. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | Содержание учебного материала | 1 | |
Характеристика общественно-экономического строя монгольских племен. Формирование знаний о державе Чингисхана и монгольских завоеваниях; нашествии Батыя на Русь. Изучение Золотой Орды, ее социально-экономического и политического устройства. Рассмотрение Руси под властью Золотой Орды. | 2 |
Характеристика Прибалтики в начале XIII в. Формирование знаний об агрессии крестоносцев в прибалтийские земли, рыцарских орденах, борьбе народов Прибалтики и Руси против крестоносцев, разгроме шведов на Неве, Ледовом побоище. Углубление знаний об Александре Невском: политике подчинения Орде и противодействия католицизму |
Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. |
Практическое занятие | | |
Решение проблемных заданий. |
Тема 4.10. Русь на пути к возрождению. | Содержание учебного материала | 1 |
Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. | 2 |
Сопоставление Руси и Золотой Орды в XIV в. Изучение борьбы за великое княжение, экономического и политического усиления Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Характеристика Ивана Калиты. Углубление знаний о Дмитрии Донском и начале борьбы за свержение ордынского ига, Куликовской битве и ее значении. |
Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. | 1 |
Изучение западных территорий Руси. Великого княжества Литовского и Польши. | 2 |
Рассмотрение особого расположения Новгородской республики, «Вольностей» новгородских, еретических движений, отношений с Москвой. | 2 |
Практическое занятие | 1 | |
Участие в дискуссии по проблеме: «Москва или Тверь?». |
Тема 4.11. От Руси к России. | Содержание учебного материала | 1 |
Формирование знаний о характере и особенностях объединения Руси. Характеристика Ивана III. Формирование знаний о присоединении Новгорода и других земель; свержении ордынского ига (1480 г.); завершении образования единого Русского государства. | 2 |
Выделение предпосылок централизации. Изучение политического строя. Характеристика Судебника 1497 г. Рассмотрение органов центральной и местной власти, зарождения приказного строя, боярской думы, Государева двора, организации войска. |
Сопоставление церкви и великокняжеской власти. Изучение церковно-политической теории «Москва — третий Рим» и ее роли в противостоянии распространению западных идей. Углубление знаний о вкладе православной церкви в укреплении единого государства. |
Практическое занятие | 1 | |
Проведение анализа статей Судебника 1497г. |
Тема 4.12. Россия в царствование Ивана Грозного. | Содержание учебного материала | 1 |
Территория и население России в XVI в. | 1 |
Характеристика Елены Глинской, боярского правления. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Характеристика Избранной Рады и ее реформ. Изучение элементов сословно-представительной монархии в России. Характеристика Судебника 1550 г. Формирование знаний о церкви и государстве, стоглавом соборе, военных преобразованиях. | 2 |
Формирование знаний об опричнине и причинах ее введения, опричном террор, социально-экономических и политических последствиях опричнины. Характеристика Ивана Грозного и Андрея Курбского, митрополита Филиппа. Изучение экономического положения и социально-политического противоречия в русском обществе конца XVI в. |
Характеристика основных направлений внешней политики Ивана Грозного. Формирование знаний о присоединении Казанского и Астраханского ханств, вхождение башкирских земель в состав России, укреплении позиций России на Кавказе, отношениях с Крымским ханством, казачестве. |
Формирование знаний о борьбе за выход к Балтийскому морю. Изучение Ливонской войны (1558–1583 гг.), образования Речи Посполитой (1569 г.), народов Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства, походе Ермака. Формирование знаний о вхождении Западной Сибири в состав Российского государства |
| Практическое занятие | 1 | |
Сравнение двух этапов правления Ивана Грозного; решение тестовых заданий. |
Тема 4.13. Смута в России начала XVIIв. | Содержание учебного материала | 1 |
Определение предпосылок Смуты в России. Характеристика Бориса Годунова и его политики. Рассмотрение вопроса об учреждении патриаршества. | 2 |
Формирование знаний о гражданской войне в России, самозванцах, народных восстаниях, вмешательстве Польши и Швеции во внутренние дела России, Семибоярщине, польских войсках в Москве. Характеристика первого и второго ополчения: Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изучение Земского собора 1613 г. и начала правления Романовых. |
Выявление причин и условий становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Окончание гражданской войны. |
Практическое занятие | 1 |
Решение проблемных заданий; решение тестовых заданий. | |
Тема 4.14. Россия в середине и второй половине XVII века. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. | | 2 |
Характеристика Соборного уложения 1649 г. Изучение юридического оформления крепостного права, городских восстаний середины XVII столетия. |
Характеристика политического строя России. Формирование знаний о развитии приказной системы, падении роли Боярской думы и земских соборов, характере и особенностях российского самодержавия. | 2 |
Изучение реформ Никона и церковного раскола, их культурного и политического значения. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | 2 |
Характеристика основных направлений внешней политики России. Изучения присоединении Левобережной Украины, войны со Швецией и Турцией, овоения Сибири и Дальнего Востока. |
Практическое занятие | 1 |
Составление тезисного плана по теме, обсуждение вопросов темы. | |
Тема 4.15. Русская культура в XIII-XVIIвв. | Содержание учебного материала | 1 |
Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. | 1 |
Характеристика «Домостроя», социальной роли женщины, быта и нрава. | 2 |
Формирование знаний об «обмирщении» русской культуры в XVII в., расширении культурных связей с Западной Европой. |
| Определение новых жанров в литературе. Рассмотрение Славяно-греко-латинской академии. |
| Практическое занятие | 1 | |
Проведение анализа документов; выявление особенностей культурного развития России в XVII в. |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами. |
Составление глоссария по разделу |
Выполнение рефератов по темам: |
«Варяги в истории Древней Руси». «Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности». «Князь и вече в Древней Руси». «Князь и дружина в Древней Руси». «Кочевники в истории Древней Руси: война и мир». «Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория». «Характер международных связей и отношений Киевской Руси». «Борьба русского народа с иноземными агрессорами в XIII в.». «Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого». «Владимир Мономах и его время». «Город и горожане в Древней Руси». «Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь». «Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси». «Новгородская республика в XI-XIIIвв.». «Общественный строй Древней Руси.» «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий». «Русь и наследие Византии». «Человек Древней Руси в повседневной жизни». «Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи». «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия». «Освоение Сибири. Характер русской колонизации». «Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты». «Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви». «Воссоединение России и Украины». «Восстание под предводительством С. Разина». «Государственное устройство России в XVII в.». | | |
| Составление политического портрета: | | |
«Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа». «Александр Невский – государственный лидер и полководец». «Дмитрий Донской – государственный деятель и полководец». «Иван III и его роль в российской истории». «Иван Грозный – человек и политический деятель». |
Составление и решение кроссвордов | |
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIIIвв. | | 15 |
Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Содержание учебного материала | 1 |
Сопоставление Запада и Востока в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Изучение предпосылок возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». | 2 |
Тема 5.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. | Содержание учебного материала | 1 | |
Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. | 1 |
Практическое занятие | 1 | |
Изучение документов, составление сравнительной таблицы, решение проблемных заданий. |
Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | Содержание учебного материала | 1 |
Углубление знаний о Великих географических открытиях. Изучение Карты мира. | | 2 |
Формирование знаний о межцивилизационном диалоге и его воздействии на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира |
Практическое занятие | |
Выполнение заданий по контурным картам, систематизирование исторического материала в таблице. |
Тема 5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. | Содержание учебного материала | 1 | |
Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. | 1 2 |
Анализ Английская революция XVII в. и ее значения для Европы. |
Характеристика «Просвещенного абсолютизма» и его особенностей в Австрии, Пруссии, России | 2 |
Тема 5.5 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. | Содержание учебного материала | 1 | |
Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. | 1 |
Изучение «Османского фактора» европейской политики; вклада России в борьбу с турецкой угрозой. | 2 |
Тема 5.6. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о XVII веке эпохе всеобщего европейского кризиса, синхронности кризисных ситуаций в разных странах. Изучение процесса модернизации западного мира, зарождения нового хозяйственного уклада в экономике, урбанизации, нового в облике городов и жилищ, размывания сословного строя и стремления зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Рассмотрение секуляризации общественного сознания. | | 2 |
Тема 5.7. Век Просвещения. | Содержание учебного материала | 1 | |
Характеристика «Просвещения» и его содержания. Изучение теории естественного равенства, «общественного договора», «народного суверенитета», культа Разума, идеи прогресса. | | 2 |
Практическое занятие | | 2 |
Изучение документов, составление кластера. | |
Тема 5.8. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. | Содержание учебного материала | 1 |
Рассмотрение технических изобретений и изменений отношений к ним в обществе. Формирование знаний об изобретателях и предпринимателях, работающих машинах, паровом двигателе, переходе от мануфактуры к фабрике, развитие транспортно-коммуникационной системы. | 2 |
Изучение промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни; изменения в социальном составе общества. | | 2 |
Практическое занятие. | 1 | |
Решение тестовых и проблемных заданий. |
Тема 5.9. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Изучение войны за независимость североамериканских колоний и попытки реализации просветительских идеалов. Углубление знаний об образовании США и влияния североамериканских событий на европейское общество. | | |
Характеристика Французской революции XVIII в., политических режимов периода Революции, Конституции. |
Практическое занятие | 1 |
Изучение документов, решение проблемных заданий, составление синквейнов. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами |
Составление политического портрета: |
«Т.Джефферсон» «Д.Вашингтон» «М.Робеспьер» «Ж.П.Марат» «Ж.Дантон» |
Составление и решение кроссвордов |
Раздел 6. Россия в XVIII веке. | | 15 |
Тема 6.1.Россия в период реформ Петра I. | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение предпосылок реформ Петра I, особенностей модернизационного процесса в России. | 2 |
Изучение Северной войны и ее итогов; изменения места России в мире, провозглашения ее империей. |
Характеристика социально-экономической политики Петра I и социальной структуры русского общества, крепостной экономики. Формирование знаний о «регулярном государстве». |
Рассмотрение культурного переворота петровского времени. |
Практическое занятие | 1 | |
Изучение документов, заполнение сравнительной таблицы, участие в дискуссии. | |
Тема 6.2.Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762гг.) | Содержание учебного материала | 1 |
Анализ причин дворцовых переворотов. Екатерина I. Формирование знаний о Верховном Тайном совете. Характеристика Петра II. Формирование знаний о «затейке» верховников и воцарении Анны Иоанновны, бироновщине. | | 2 |
| Изучение политической борьбы и дворцового переворота 1741 г., социально-экономической политики Елизаветы Петровны, участии России в Семилетней войне. | | |
Изучение правления Петра III, дворцового переворота 1762 г. и воцарения Екатерины II. |
Тема 6.3.Россия во второй половине XVIIIв. | Содержание учебного материала | 1 | |
Характеристика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Изучение восстания под предводительством Емельяна Пугачев, характера и направленности реформ Екатерины Великой. Углубление знаний о личности императрицы и итогах екатерининского царствования. | | 2 |
Характеристика личности Павела I и основных направлений его политики. |
Характеристика внешней политики России во второй половине XVIII в., выхода России к Черному морю. Изучение разделов Речи Посполитой и вхождении украинских и белорусских земель в состав Российской империи. |
Практическое занятие | 1 | |
Выполнение заданий по контурным картам, участие в дискуссии. |
Тема 6.4.Культура России в середине и во второй половине XVIII в. | Содержание учебного материала | 1 |
Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. | | 1 |
Контрольная работа по разделу 6. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. | |
Выполнение разноуровневых заданий. |
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Наука побеждать» А.В.Суворов. «Полководческое искусство П.А.Румянцева» «Флотоводец Ф.Ф.Ушаков» «М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки» «Путешествия XVIII века» «Русская архитектура XVIII века» «Русские просветители» Выполнение рефератов по темам: «Великое посольство Петра I в Европу». «Военная реформа Петра Великого». «Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение». «Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение». «Культурные преобразования в Петровскую эпоху». «Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков». «Государство и церковь в XVIII в». «Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги». «Елизавета I. эпоха и личность». «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева». «Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в». «Россия в конце ХVIII в. Павел I». «Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма». «Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков». |
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации. | | 9 | |
Тема 7.1.Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Содержание учебного материала | 2 |
Характеристика европейских революций середины XIX в. Изучение движения за реформы: требований, формы организаций, результативности. | 2 |
Изучение объединительных процессов в Европе и Америке; объединения Германии и Италии. |
Характеристика Гражданской войны в США. Формирование знаний о славянском Возрождении и России. |
Практическое занятие | 1 | |
Составление сравнительной таблицы, участие в дискуссии. |
Тема 7.2.Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение социального состава общества: старых и новых составляющих, дворянства, среднего класса, крестьянства, пролетариата, деревенского общества, городского населения: количественного роста, нового образа жизни, новых форм деятельности. | 2 |
Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. | 1 |
Практическое занятие | 1 | |
Изучение документов, составление кластера. | |
Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени. | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение мировосприятия человека индустриального общества, веры в прогресс и культ «положительных» знаний | | 2 |
Формирование знаний о классической научной картине мира, научных открытий: количественной и качественной характеристики, Дарвине и дарвинизме. |
История — «муза века». | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами | |
Написание эссе |
Составление и решение кроссвордов |
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. | | 2 |
Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | Содержание учебного материала | 1 |
Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. | 1 |
Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. |
«Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. |
Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока. | Содержание учебного материала |
Характеристика «Восточного вопроса» с точки зрения межцивилизационного диалога. Изучение проблемы Суэцкого канала, попыток модернизации в Османской империи. | 2 |
Изучение Японии: от самоизоляции к практике модернизации. |
Изучение политики самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». |
Практическое занятие | 1 | |
Составление сравнительной таблицы, участие в дискуссии. |
Раздел 9. Россия в XIX веке. | | 21 | |
Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия. | Содержание учебного материала | 1 |
Характеристика территории и населении империи. Формирование знаний об особенностях российской колонизации, роли географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России, национальном вопросе. | 2 |
Характеристика социальной структуры, дворянств, духовенства, городского населения, крестьянства, казачества. Изучение социального и культурного разрыва между сословиями, аристократической культуры и «культуры безмолвствующего большинства». |
Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX в. | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение реформ начала царствования Александра I, проблем соотношения просвещения и самодержавия. Формирование знаний о дворянском консерватизме, аристократической оппозиции, идейной борьбе М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина. | | 2 |
| Характеристика России в 1815–1825 гг. Изучение конституционных проектов, причин неудач реформ Александра I. Характеристика А.А.Аракчеева. Формирование знаний о военных поселениях, общественном движении и декабристах. | | |
Характеристика Николая I. Формирование знаний о смене политических приоритетов, роли бюрократии, официального национализма, консерватизме в государственно-правовой и идеологической сферах, кризисе идеологии самодержавия |
Практическое занятие | 1 | |
Участие в дискуссии |
Тема 9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I. | Содержание учебного материала | 1 |
Углубление знаний о геополитическом положении России к началу XIX в., основных направлениях и принципах внешней политики. Изучение антифранцузской коалиции и Отечественной войны 1812 г. | 2 |
Характеристика Европы после Наполеона. Изучение «Священного союза» и идеалов легитимизма. Рассмотрение финской автономии и польской Конституций. |
Формирование знаний о борьбе с Османской империей. Исследование взаимоотношений России и христианских народов Балканского полуострова, Российской империи и мусульманских народов Кавказа. Изучение Кавказской войны. |
Определение роли Закавказья в политике Российской империи. Изучение борьбы с Ираном за территории и влияние и вхождения Закавказья в состав России. |
Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. | 1 |
Углубление знаний о Крымской войне и крахе «Венской системы». | 2 |
Практическое занятие | 1 | |
Составление тезисного плана, решение тестовых заданий | |
Тема 9.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. | Содержание учебного материала | 1 |
Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. | | 1 |
Формирование знаний об общественно-политической борьбе и поиске национально-политической идентичности. Изучение славянофилов и западников, правительственной идеологии и теории «официальной народности». | 2 |
Формирование знаний о развитии науки и техники в России в первой половине XIX в., открытиях и технических изобретениях. |
Рассмотрение литературы и книгоиздательской деятельности, стилей и направлений в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм, музыкальной культуры, живописи: от классицизма к романтизму и реализму, архитектуры и театра. |
Тема 9.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II | Содержание учебного материала | 1 | |
Характеристика России после Крымской войны. Характеристика Александра II.Формирование знаний о подготовке крестьянской реформы, отмене крепостного права, судебной, земской и военной реформе, финансовых преобразованиях, реформах в области просвещения и печати. Анализ итогов реформ, их исторического значения. | | 2 |
Формирование знаний о либералах и консерваторах, власти, особенностях государственно-политического консерватизма второй половины XIX в., российском либерализме. Анализ реакции на польское восстание. Формирование знаний о социалистических идеях в России, российских радикалах: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам, народнических кружков, «Народной воле», правительственных репрессиях и революционном терроре. Рассмотрение цареубийства 1 марта 1881 г. и его последствий. |
Практическое занятие | 1 | |
Обобщение исторического материала в таблице, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы. |
Тема 9.6. Пореформенная Россия | Содержание учебного материала | 1 |
Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. | | 1 |
Характеристика консервативного курса Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Изучение сословной и национальной политики правительства. | 2 |
Изучение общественного движения: спада и нового подъема. |
Практическое занятие | 1 | |
Изучение документов, составление кластера. |
Тема 9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. | Содержание учебного материала | 1 |
Изучение геополитических интересов империи и международных противоречий, отмены условий Парижского мира. Рассмотрение «Союза трех императоров». Сопоставление Россия и Востока. Рассмотрение России и Славянского вопроса. Изучение русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ее результатов. Характеристика России и европейских держав. Рассмотрение политики России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. | 2 |
Практическое занятие | |
Выполнение заданий по контурным картам. |
Тема 9.8. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. | Содержание учебного материала | 1 | |
Исследование влияния великих реформ на развитие русской культуры. Анализ перемен в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. | 2 |
Углубление знаний о развитии науки и техники. |
Характеристика Золотого века русской литературы. Изучение музыкальной культуры, живописи, архитектуры, театра. |
Тема 9.9. Повседневная жизнь населения России в XIX веке. | Содержание учебного материала | 1 | |
Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. | 1 |
Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. |
Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. | 1 |
Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. | 1 |
Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. | |
Практическое занятие | 1 |
Обобщение исторического материала, составление кроссвордов. |
Контрольная работа по разделу 9. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами |
Выполнение разноуровневых заданий |
Выполнение рефератов по темам: |
«Реформы Александра I». «Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи». «Крымская война и ее значение для Росси». «Реформы Александра II и их значение». «Роль России в освобождении балканских народов от османского ига». |
| Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: | | 2 |
«Герои Отечественной войны 1812г». «Повседневная жизнь дворян в России XIX в». «Повседневная жизнь крестьян в России XIX в». «Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в». «Русская классика» |
Написание эссе по темам: | |
«Александр I- благословенный». «Александр II – освободитель». «Александр III – миротворец». |
Составление кроссворда на тему: |
«Тамбовцы – герои войны 1812г». «Выдающиеся меценаты Тамбовщины». |
Раздел 10. От Новой истории к Новейшей | | 16 |
Тема 10.1. Международные отношения в начале XXв. | Содержание учебного материала | 1 |
Характеристика изменений в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Формирование знаний о колониальных империях Великобритании и Франции, о возвышении Германии и США, о территориальной экспансии Японии. Определение России в системе международных отношений. | | 2 |
Формирование знаний о начале борьбы за передел мира. Изучение русско-японской войны. Анализ складывания двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. |
Тема 10.2. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. | Содержание учебного материала | 1 | |
Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. | 1 |
Практическое занятие |
Составление кластера |
Тема 10. 3. Россия в начале XX | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение социального и демографического состава российского общества, миграционных процессов, кризиса сословного деления. | 2 |
| Характеристика российской правовой системы, свода законов Российской империи. Углубление знаний о государстве, особенностях российской монархии, системе министерств, становлении российского парламентаризма. Формирование знаний о Государственной думе и Государственном совете, региональной структуре управления, местном самоуправлении. | | |
Характеристика общественной жизни, либерализма и консерватизма. Изучение революции 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Изучение традиционализма и модернизма в левом движении: народнические и марксистские партии. |
Анализ экономических реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. |
Практическое занятие | 1 |
Составление хронологической таблицы, решение проблемных заданий. |
Тема 10.4. Первая мировая война | Содержание учебного материала | 1 | |
Выявление истоков, причин и собенностей военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Изучение тотального характера войны, гибели традиционных военно-административных империй. Рассмотрение Версальской системы. | 2 |
Тема 10.5. Россия в Первой мировой войне | Содержание учебного материала | |
Анализ влияния войны на общество, изменений в социальной структуре, диспропорций в государственной системе, экономике и национальной политике. Сопоставление армии и общества: перекос во взаимоотношениях, государства и общественных организаций: попыток взаимной интеграции; замыслы и результат. Анализ изменений правовой системы. | 2 |
Практическое занятие | 1 |
Составление синхронистической таблицы, исправление ошибок в тексте. |
Тема 10.6. Февральская революция в России | Содержание учебного материала | 1 | |
Причины и ход революции. | 2 |
Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества |
Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат |
Тема 10.7. Приход большевиков к власти в России | Содержание учебного материала | 1 | |
Характеристика первых шагов советской власти. Изучение трансформации дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918. | 2 |
| Характеристика государственного устройства. Формирование знаний о «Советской демократии» и партийных органах.замене конституционных органов власти чрезвычайными, централизации власти, однопартийной системе: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. | | |
Изучение экономики «Военного коммунизма»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Анализ экономических, социальных и политических аспектов политики «военного коммунизма». |
Изучение Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Анализ красного и белого террора, причин поражения антибольшевистских сил. Формирование знаний о российской эмиграции. |
Рассмотрение деятельности Советская Россия на международной арене. Изучение условий Брестского мира, военной интервенции стран Антанты, изоляции Советской России, деятельности Коминтерн. |
Практическое занятие | 2 | |
Составление синхронистической таблицы, участие в презентации проектов. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
Изучение темы: «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX в.», составление конспекта по теме. | |
Выполнение групповых проектов по темам: | |
«Гражданская война глазами «красных» и «белых» | |
«Гражданская война на Тамбовщине» |
Раздел 11. Между мировыми войнами. | | 12 |
Тема 11.1 Страны Европы в 20-е годы XX в. | Содержание учебного материала | 1 |
Анализ послевоенного кризиса Запада. Формирование знаний о социальных теориях, упадке консерватизма. | | 2 |
Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации.. | 1 |
Формирование знаний о возникновении фашизма, триумфальном шествии авторитарных режимов. | 2 |
Стабилизация 1925–1929 гг. |
Тема 11.2. Запад в 30-е годы XX в. | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний о мировом экономическом кризисе и Великой депрессии: истоки, развитие, последствия; военной конъюнктуры и стихийной реструктуризации экономики ведущих мировых держав. Характеристика НТП — «локомотива перепроизводства». | | 2 |
| Анализ различных путей преодоления кризиса. | | |
Изучение крушения Веймарской республики и германского национал-социализма, тоталитаризма. |
Тема 11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма | Содержание учебного материала | 2 | |
Изучение кризиса «военного коммунизма». Характеристика новой экономической политики (нэп): сущность и направления. | 2 |
Определение постепенного отхода от идей «мировой революции. Выявление приоритетов внутригосударственного строительства. Формирование знаний об образовании СССР и выборе путей объединения. Характеристика Конституции СССР 1924 г., основных направлений национально-государственного строительства. Изучение централизации государственного аппарата. |
Характеристика основных направлений общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Изучение внутрипартийной борьбы: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Углубление знаний о становлении единоличной власти И.В. Сталина, культе личности, борьбе с инакомыслием, массовых репрессиях. |
Формирование знаний о развитии экономики СССР в конце 20–30-х годов, форсированной модернизации, причинах свертывания нэпа, индустриализации, коллективизации, соотношении традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике, успехах и недостатках экономического курса. |
Рассмотрение «культурной революции», создании советской системы образования. Анализ достижений и потерь в сфере науки и искусства. |
Практическое занятие | 1 |
Проведение анализа документов, участие в дискуссии, выполнение тестовых заданий. | |
Тема 11.4. Международные отношения в 20-30-е годы XX в. | Содержание учебного материала | 1 | |
Анализ кризиса Версальско-Вашингтонской системы. Формирование знаний о Лиге Наций. Рассмотрение СССР как нового фактора мировой политики. | 2 |
Анализ последствий мирового экономического кризиса на международной арене. Формирование знаний о возникновении очагов агрессии в Европе и Азии, американском нейтралитете и бессилии европейских гарантов мира, возникновении и консолидации реваншистского блока. Изучение политики «умиротворения» агрессоров. |
Характеристика внешней политики СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Анализ пакта Молотова – Риббентропа. Рассмотрение попыток возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии |
| Практическое занятие | 1 | |
Изучение документов, выполнение заданий по контурной карте, участие в дискуссии. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Изучение темы: «Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в., составление конспекта по теме. | 1 |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами | 2 |
Составление глоссария по разделу. | 1 |
Раздел 12. Вторая мировая война | | 13 |
Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение | Содержание учебного материала | 1 |
Анализ причин и хода «Странной войны»,блицкрига вермахта. | | 2 |
Изучение изменений в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Формирование знаний об антигитлеровской коалиции, ленд-лизе, военных действиях на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии, «Втором фронте» в Европе, войне технологий. |
Изучение миропорядка после Ялты и Потсдама и возникновения биполярного мира. |
Практическое занятие | 1 |
Участие в дискуссии по ключевым вопросам темы. |
Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение общества в годы войны, отношения к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Формирование знаний о пропаганде и контрпропаганде, роли традиционных ценностей и политических стереотипов, партизанском движении, национальной политике. | 2 |
Изучение основных этапов военных действий. Формирование знаний о советском военном искусстве, героизме советских людей в годы войны, роли советского тыла. |
Формирование знаний о Государственном строе, милитаризации аппарата, управлении экономикой в военное время, влиянии довоенной модернизации экономики на ход военных действий. |
Рассмотрение решающей роли СССР в разгроме нацизма. Углубление знаний о значении и цене Победы в Великой Отечественной войне. |
Практическое занятие | 1 | |
Участие в презентации проектов. | |
Контрольная работа по разделу 12. | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. | |
Выполнение групповых проектов по темам: |
«Оружие Победы» |
«ЕАО в годы Великой Отечественной войны». |
«Жители ЕАО – герои Великой Отечественной войны» |
Раздел 13. Мир во второй половине XX века. | | 7 |
Тема 13.1. «Холодная война» | Содержание учебного материала | 1 |
Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. | 2 |
Изучение распада колониальной системы, военно-политических кризисов в рамках «холодной войны»,крах биполярного мира. |
Практическое занятие | 1 |
Проведение анализа документов, составление тезисного плана. |
Тема 13.2. Научно-технический прогресс | Содержание учебного материала | 1 | |
Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. | 1 |
Характеристика индустрии и природы. Формирование знаний о новой научной картине мира. | 2 |
Дегуманизация искусства. | 1 |
Практическое занятие | |
Участие в обсуждении вопросов темы, составление кластера. |
Тема 13.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки | Содержание учебного материала | 2 |
Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. | 1 |
Характеристика стран Азии и Африки в системе биполярного мира. Изучение движения неприсоединения, доктрины третьего пути, проблем развивающихся стран. | 2 |
Характеристика Латинской Америки. Изучение социализма в Западном полушарии. |
Практическое занятие | |
Проведение анализа документов, участие в дискуссии. Обобщение по разделу. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами. |
Раздел 14. СССР в 1945-1991 гг. | | 9 |
Тема 14.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. | Содержание учебного материала | 1 |
Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. | 2 |
Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». |
Тема 14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима | Содержание учебного материала | 1 | |
Изучение борьбы за власть после смерти И.В. Сталина, прихода к власти Н.С. Хрущева, попыток преодоления культа личности. Формирование знаний о XX съезде КПСС, либерализации сверху, концепции построения коммунизма, реформе государственного аппарата, увеличении роли права в жизни общества. | 2 |
Характеристика культурной жизни общества, «оттепели». |
Изучение экономических реформ 1950–1960-х годов, причин их неудач; промышленности: снижении темпов модернизации; элементов волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. |
Характеристика внешней политики СССР. Социалистический лагерь. Рассмотрение конфликтов из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. |
Рассмотрение либерализации внешней политики, попыток диалога с Западом, международных кризисов. |
Практическое занятие | 1 | |
Составление тезисного плана, обсуждение ключевых вопросов темы. |
Тема 14.3. СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов | Содержание учебного материала | 1 | |
Формирование знаний об общественно-политическом развитии СССР, «неосталинизме», идеологизации режима, теории развитого социализма, политической апатии общества. | | 2 |
Изучение экономики СССР, роли сырьевых ресурсов. Рассмотрение зависимости от западных высоких технологий, зависимости сельского хозяйства от государственных инвестиций, попыток модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Выявление снижения темпов развития по отношению к западным странам. Характеристика Ю.В. Андропова и попыток административного решения кризисных проблем. |
Характеристика международного положения. Рассмотрение попыток консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов Формирование знаний о «разрядке», улучшении отношений с Западом, Хельсинском соглашении, обострении отношений в конце 70-х — начале 80-х годов, войне в Афганистане, заключительном этапе «холодной войны». |
Практическое занятие | 1 | |
Проведение анализа фрагментов документов, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы. |
Тема 14.4. СССР в период перестройки | Содержание учебного материала | 1 |
Анализ причин реформ М.С. Горбачева. Формирование знаний о кризисе классической советской модели социализма, попытках экономической модернизации», движущих силах, готовности общества к переменам, прагматизме и идеализме, об изменении в правовой и государственной системе, отказе от советского традиционализма в пользу западного либерализма. | | 2 |
Изучение советской культуры, литературы, кинематографа. |
Рассмотрение СССР системе международных отношений. Изучение окончания «холодной войны», сближения с США и Западной Европой, распада социалистического лагеря, окончания войны в Афганистане, конеца биполярного мира. |
Анализ краха политики перестройки, распада СССР: причин, объективных и субъективных факторов, последствий. |
Практическое занятие | 1 | |
Составление хронологической таблицы, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Написание эссе по теме: |
«Как изменилась наша страна в годы перестройки?» |
Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков. | | 6 | |
Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе | Содержание учебного материала | 1 |
Формирований знаний о становлении новой российской государственно-правовой системы, парламентской или президентской модели, политическом кризисе осени 1993 г. Конституции РФ, системе разделения властей, президенте, государственной Думе, принципах федерализма. | | 2 |
Характеристика президентских выборов 2000 и 2004 гг., курса на укрепление государственности, экономического подъема, социальной и политической стабильности, укрепления национальной безопасности. |
Формирование знаний об экономике, переходе к рыночным отношениям: реформах и их последствиях, плюсах и минусах форсированной либеральной модернизации, спадах и подъемах российской экономики, их причинах и последствиях для общества, роли сырьевых ресурсов. Характеристика Российской экономики в мировой экономической системе. |
Практическое занятие | 1 | |
Изучение фрагментов Конституции РФ, составление тезисного плана. |
Тема 15.2. Мир в XXI веке | Содержание учебного материала | 1 |
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего | 1 2 |
Характеристика стран третьего мира, успехов и трудностей развития. Формирование знаний о конфликте традиционного уклада и модернизационных тенденций, росте фундаменталистских настроений. |
Рассмотрение роли России в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы, интеграции России в западное пространство. Изучение общих принципов и противоречий, рецидивов «холодной войны». Определение места России в международных отношениях |
Практическое занятие | 1 | |
Обсуждение ключевых вопросов темы |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Изучение материалов периодической печати | |
Зачет | 2 |
| Всего | 175 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных таблиц и схем;
- комплект настенных карт;
- комплект атласов и контурных карт;
- комплект документов для изучения;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
- Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- интерактивная доска с программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
Для преподавателей
Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.
Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.
Война в Корее. — СПб., 2000.
Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.
Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.
Губер П. Мазарини. — М., 2000.
Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.
Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.
Интернет-ресурсы.
http://meqa.km.ru/
http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm
http://members.xoom.com/foox/index/html
http://first.americans.spb.ru/main.htm
http://tgorod.go.ru/
http://chat.ru/kaar/index.html
http://www.online.ru/sp/cominf/romanov
http://rnd.rostelemail.ru/data/users/andry/history/html
http://www.netcity.ru/8101/lubameln
http://rds.org.ru/
http://www.stalingrad.com.ru/index_rus.htm
www.tambov.net/region/history.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет |
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа |
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии. Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата. |
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; | Письменный контроль |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; -использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; -соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; -осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | Устный контроль в форме дебатов. Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности обучающихся |
Знания: | |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; | Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса Письменный контроль в форме тестирования |
периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; | Устный контроль в форме дискуссии |
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; | Устный контроль в форме дискуссии, письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов |
основные исторические термины и даты; | Устный контроль, письменный контроль |
6