СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для спортивно-оздоровительной группы по волейболу "Юный волейболист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волейбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Актуальность программы заключается в восполнении недостатка двигательной активности  у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья. Быстро  меняющаяся обстановка приучает  волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации.

 Волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для спортивно-оздоровительной группы по волейболу "Юный волейболист"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа №6»



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 01.09.2023

Утверждаю:

Директор МАУ ДО «Спортивная школа №6»

_______________А.П. Николаев







Рабочая программа

физкультурно-спортивной направленности «Юный волейболист»

третий год обучения









Срок реализации: 1 год






Авторы-составители:

Пузиков В.В., Бибик Р.Ю., тренеры-преподаватели

Чеботарева Н.А., инструктор-методист МАУ ДО «Спортивная школа №6»








Тамбов, 2023



Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Волейбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Актуальность программы заключается в восполнении недостатка двигательной активности у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья. Быстро меняющаяся обстановка приучает волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации.

Волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к традициям волейбола. Педагогическая целесообразность программы объясняется созданием особой развивающей среды для выявления и развития двигательных, физических и специальных способностей учащихся, формирование их психического и нравственного здоровья.

Новизна данной программы заключается в привлечении детей с раннего возраста к систематическим занятиям волейболом, развитии основных физических качеств с помощью специальных упражнений. Она дает возможность пройти обучение с «нуля» тем детям, которые еще не изучали волейбол по программе общеобразовательной школы. Программа составлена с учетом подготовки детей к освоению дополнительной общеобразовательной программы спортивной подготовки «волейбол».

Отличительные особенности программы.

Обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный материал старшим учащимся, организовать опережающее обучение младших.

Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана Программа, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Учебный материал каждого года обучения рассчитан на 144 часа, режим занятий – 2 занятия в неделю по 90 минут, 4 занятия по 45 минут для учащихся в возрасте до 8 лет.

Учебный материал программы подобран в соответствии с базовым уровнем реализуется в очной форме в группах постоянного состава.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 7-17 лет.

Условия набора учащихся

Для обучения по Программе принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Количество учащихся -10-20 человек.

Объем и срок освоения программы

Срок реализации 3 года. Количество учебных недель – 36. Объем программы –144 часа.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу (45 минут) или по 2 часа (90 минут) с 10 минутным перерывом.

Основной формой занятия является учебно-тренировочное занятие.

Форма обучения: очная.


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий волейболом.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:


Третий год обучения

Образовательные:

- формировать знания, умения и навыки через соревновательную деятельность;

- знать методы и виды закаливания организма;

- обучать специальным навыкам игры в волейбол (сочетание способов перемещений, способам подачи на точность, в ближнюю и дальнюю половины площадки).

Развивающие:

- развивать двигательные способности с помощью общеразвивающих упражнений с предметами, прыжков через препятствия, лазания по канату, лестнице, кувырков, переворотов;

- совершенствовать технику одиночного блокирования прямого нападающего удара по ходу;

- совершенствовать технику самостраховки и самоконтроля.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества: дисциплинированность, ответственность, товарищество;

- формировать осознанную потребность в здоровом образе жизни.


1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.3.1. Учебный план


Третий год обучения


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

I.

Теоретическая подготовка

8

8


собеседование

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

1


собеседование

2.

История развития волейбола в России

1

1


собеседование

3.

Правила соревнований по волейболу. Спортивная терминология.

1

1


собеседование

4.

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня

1

1


собеседование

5.

Врачебный контроль

2

2


собеседование

6.

Профилактика травматизма в спорте. Антидопинговые мероприятия

2

2


собеседование

II.

ОФП и СФП

66


66

тестирование

III.

Избранный вид спорта: волейбол

42


42

тестирование

1.

Основы техники волейбола

34


34

практическое выполнение

2.

Участие в соревнованиях

4


4

Итоги соревнований

3.

Медицинский контроль

2


2

медицинский контроль

4.

Промежуточная аттестация в форме тестирования

2


2

тестирование

IV.

Технико-тактическая и психологическая подготовка

10


10

практическое выполнение

V.

Другие виды спорта и подвижные игры

10


10

практическое выполнение

VI.

Самостоятельная работа

8


8

практическое выполнение

Итого:

144

8

136



1.3.6. Содержание учебного плана третьего года обучения


Раздел I. Теоретическая подготовка


Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Теория: Правила техники безопасности во время учебно-тренировочных занятий, экскурсий, показательных выступлений, соревнований, тестовых испытаний. Правила пожарной безопасности. Правила безопасности дорожного движения. Правила безопасности в связи с угрозой террористических актов.

Тема 2. История развития волейбола в России.

Теория: История развития волейбола в России, его лучшие представители.

Развитие волейбола на Тамбовщине.

Тема 3. Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология.

Теория: Права и обязанности игроков. Форма. Упрощенные правила игры в волейбол. Основы судейской терминологии.

Тема 4. Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.

Теория: Личная гигиена волейболиста, профилактика различных заболеваний. Гигиена места занятий. Гигиенические требования к одежде, обуви. Закаливание как неотъемлемая часть здорового образа жизни. Особенности питания при занятиях волейболом. Режим дня. Организация свободного времени.

Тема 5. Врачебный контроль.

Теория: Медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Способы транспортировки пострадавшего. Контроль за изменениями ЧСС, артериального давления.

Тема 6. Профилактика травматизма в спорте. Антидопинговые мероприятия.

Теория: Травматизм в процессе занятий волейболом, оказание первой медицинской помощи. Профилактика спортивного травматизма. Общие основы фармакологического обеспечения в спорте. Профилактика допинга применения допинга среди спортсменов.


Раздел II. ОФП и СФП


Общая физическая подготовка.

Практика: Средствами общей физической подготовки являются ОРУ, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта.

Специальная физическая подготовка.

Практика: Средствами специальной физической подготовки являются

подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты, сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим. Упражнения, сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).


Раздел III. Избранный вид спорта: волейбол


Тема 1. Основы техники волейбола.

Практика:

Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.

Прием и передача мяча. Сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача из зоны 2

Подача мяча. Верхняя прямая подача на силу. Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки.

Нападающий удар по ходу с разбега (1, 2, 3 шага): по мячу, подвешенному на амортизаторах, через сетку. Нападающий удар из зон 4, 3 с передачи партнера из зоны 2.

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу.

Тема 2. Участие в соревнованиях.

Практика: Участие учащихся в товарищеских матчах, в внутришкольных, городских и региональных соревнованиях.

Тема 3. Медицинский контроль.

Практика: Прохождение учащимися медицинского освидетельствования в медицинских учреждениях.

Тема 4. Промежуточная аттестация в форме тестирования.

Практика: Мониторинг физического развития. Сдача учащимися контрольно-переводных нормативов.


Раздел IV. Технико-тактическая и психологическая подготовка


Практика:

Техническая подготовка

Техника защиты:

1. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Падение при приёме мяча снизу и сверху. Блокирование.

2. Действия с мячом. Приём мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи. Блокирование.

Техника нападения:

1.Действия без мяча. Перемещения и стойки. Нападающий удар из всех зон.

2. Действия с мячом. Специальные упражнения при передаче мяча сверху, снизу в движении и на месте. Подача мяча: верхняя прямая подача с места и в прыжке (на точность и на силу). Нападающий удар из всех зон.


Тактическая подготовка

Тактика защиты:

1. Система игры, комбинации.

2. Индивидуальные, групповые и командные действия.

3. Игра в обороне, на подстраховке, в атаке и на блоке.

Тактика нападения:

1. Нападающий удар из всех зон.

2. Зонная оборона. Силовая подача.

3. Индивидуальные, групповые и командные действия.

4. Система игры.


Психологическая подготовка


Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения.

Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приёмов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.

Основные методы и приёмы психологической подготовки:

1. В ходе бесед и лекций происходит психологическое образование спортсмена, объяснение особенностей предстартовых и соревновательных переживаний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия – убеждение, воздействие на сознание волейболиста.

2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Основная задача – снятие противодействия, которое нередко возникает при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом. Метод воздействия – косвенное внушение.

3. Аутотренинг – самостоятельное, без посторонней помощи, использование изученных и заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления и покоя (релаксации) или в состоянии так называемого аутогенного погружения, с задачей создания необходимого психического состояния. В процессе аутотренинга завершается переход внушения в самовнушение, совершенствуются механизмы саморегуляции.

4. Размышления, рассуждения. Основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения – высшие уровни самосознания и саморегуляции.

Планомерное использование представленной системы методов позволяет достаточно полно и глубоко проникать в систему отношений спортсмена, формировать программу будущих действий и переживаний, установки на реализацию этих программ поведения в нужные моменты тренировки и соревнования.


Раздел V. Другие виды спорта и подвижные игры


Практика: Для повышения уровня общего физического развития учащихся, способствующего быстрому и качественному освоению игры волейбол, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры, легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах; бег на коньках; баскетбол, футбол и др.

Специальные гимнастические упражнения: кувырки, перевороты, стойки, упражнения на координацию движений, упражнения на формирование осанки, лазание по канату, лестнице, прыжки через препятствия, упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке, коне); упражнения с предметами (палками, скакалками, гантелями).

Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции (10-20м); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту; метание мячей (малых и набивных на дальность); бег с преодолением препятствий; эстафетный бег.

Подвижные игры и эстафеты: различные подвижные игры, эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой различных предметов, лазанием и перелазанием. Комбинированные эстафеты.


Раздел VI. Самостоятельная работа


Практика: Для самостоятельной работы учащихся используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: общеразвивающие гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения и т.д.

Комплекс утренней гимнастики: упражнения на формирование осанки, прыжки, пробежки, разнообразные махи, круговые движения.

Силовые упражнения: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук из упора лежа, поднимание ног из положения лежа и т.д..

Упражнения на гибкость, расслабление.


1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Третий год обучения


Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности: во время тренировочных занятий, экскурсий, соревнований, тестовых испытаний, в связи с угрозой террористических актов;

- историю развития волейбола;

- основы судейской терминологии, правила игры;

- особенности питания, режима дня, организации свободного времени;

- профилактику спортивного травматизма.

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять контроль за изменениями ЧСС, артериального давления;

- правильно сочетать способы перемещений: приставным шагом, скрестным шагом вправо, спиной вперед; скачком назад, вправо, влево;

- выполнять прием и передачу мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первую передачу из зоны 2;

- чередовать способы подач на точность, в ближнюю и дальнюю половины площадки.

Учащиеся должны владеть:

- одиночным блокированием прямого нападающего удара по ходу;

- выполнением нападающего удара из всех зон (на точность и силу);

- системой игры.


Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ГРАФИК


Третий год обучения

п/п

Ме

сяц

Число (соглас

но расписанию)

Время проведе-ния занятия (согласно расписанию)

Форма занятия

Коли-чество часов

Тема занятия

Место проведе-ния

Форма контроля

I.

IX-V



Беседа

8

Теоретическая подготовка



1.1.

IX



Беседа

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Спортив-ный зал

Собеседо-вание

1.2.

IX



Беседа

1

История развития волейбола в России.

Спортив-ный зал

Собеседо-вание

1.3.

X



Беседа

1

Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология.

Спортив-ный зал

Собеседо-вание

1.4.

XI



Беседа

1

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня

Спортив-ный зал

Собеседо-вание

1.5.

II



Беседа

2

Врачебный контроль

Спортив-ный зал

Собеседо-вание

1.6.

V



Беседа

2

Профилактика травматизма в спорте. Антидопинговые мероприятия.

Спортив-ный зал

Собеседо-вание

II.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие

66

Общая и специальная физическая подготовка



2.1.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие


Общая физическая подготовка

Спортив-ный зал, стадион, тренажер-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

2.2.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие


Специальная физическая подготовка

Спортив-ный зал, стадион, тренажер-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

III.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие

42

Избранный вид спорта: волейбол



3.1.

X



Прак-тичес-кое

занятие

34

Основы техники волейбола

Спортив-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

3.2.

IX- X



Прак-тичес-кое

занятие

7

Стойки и передвижения

Спортив-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

3.3.

XI-XII



Прак-тичес-кое

занятие

7

Передача мяча с сверху двумя руками

Спортив-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

3.4.

I- II



Прак-тичес-кое

занятие

7

Передача мяча с снизу двумя руками

Спортив-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

3.5.

III-VI



Прак-тичес-кое

занятие

7

Верхняя прямая подача мяча

Спортив-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

3.6.

V



Прак-тичес-кое

занятие

6

Нападающий удар

Спортив-ный зал

Практи-ческое выполне-ние

3.7.

VI-V



Сорев-нова-ния

4

Участие в соревнованиях

Спортив-ный зал

Итоги соревно-ваний

3.8.

II



Меди-цинс-кий конт-роль

2

Медицинский контроль

ТОГБУЗ ВОФД

Медицин-ский контроль

3.9.

V



Тести-рование

2

Промежуточная аттестация в форме тестирования

Спортив-ный зал, стадион

Тестиро-вание

IV.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие

10

Технико-тактическая и психологичес-кая подготовка




4.1.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие

4

Техническая подготовка

Спортив-ный зал

Практиче-ское выполне-ние

4.2.

IX-V



Прак-тичес-кое

занятие

4

Тактическая подготовка

Спортив-ный зал

Практиче-ское выполне-ние

4.2.1.

XII-V



Прак-тичес-кое

занятие

2

Тактика защиты

Спортив-ный зал

Практиче-ское выполне-ние

4.2.2.

I-V



Прак-тичес-кое

занятие

2

Тактика нападения

Спортив-ный зал

Практиче-ское выполне-ние

4.3.

IV



Прак-тичес-кое

занятие

2

Психологичес

кая подготовка

Спортив-ный зал

Практиче-ская работа

V.

XII, I,V



Игра

10

Другие виды спорта и подвижные игры

Спортив-ный зал, стадион

Практиче-ское выполне-ние

VI.

I,V



Самос-тоятельная работа

8

Самостоятель-ная работа

Стадион, дом

Практиче-ское выполне-ние






144






2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение


N п/п

Наименование

Единица

измерения

Количество изделий

Дополнительное, вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь

1.

Сетка волейбольная

штук

7

2.

Стойки волейбольные

штук

14

3.

Гимнастическая стенка

штук

7

4.

Гимнастические скамейки

штук

28

5.

Гимнастические маты

штук

28

6.

Скакалки

штук

70

7.

Мячи набивные

штук

45

8.

Гантели различной массы

штук

45

9.

Мячи волейбольные

штук

78

10.

Рулетка

штук

7

11.

Секундомер

штук

7

12.

Фишки напольные

штук

35


Информационное обеспечение


Видеоматериалы:

1. Видеозаписи с Первенств и Чемпионатов России, Европы и Мира.

2. Видеозаписи с соревнований различного уровня с участием учащихся.


Кадровое обеспечение


Педагогическую деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, изучаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения учащихся являются входная диагностика, и промежуточная диагностика. Аттестация обучающихся проводится с использованием разнообразных форм: педагогических и врачебных.

Педагогический контроль:

- тестирование;

- тесты-практикумы;

- самоконтроль;

- мониторинг физической подготовленности;

- контрольное занятие по каждому разделу;

- итоговое занятие в конце года.

В начале первого года обучения проводится входной контроль, по окончании 1–го, 2–го и 3–го годов обучения проводится промежуточная аттестация учащихся. Полученные результаты служат основанием для корректировки программы, прогнозирования обучения, поощрения учащихся.

Для определения результатов освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация учащихся.

В зависимости от вида аттестации формы проведения могут быть следующие:

Для входного контроля это:

беседа, тестирование, практические задания.

Для промежуточной аттестации это:

Тестовые задания по теоретическому материалу и практические выполнение заданий в рамках пройденного материала.

Для итоговой аттестации:

Итоговое открытое занятие для родителей и педагогов, тестирование.

Образовательный процесс, организуемый в рамках данной программы, осуществляется в очной форме.

Основными формами организации образовательного процесса являются практическое и комбинированное занятие. Теоретический материал осваивается в процессе овладения учащимися практическими навыками.

Для проведения аттестации разработаны контрольно – измерительные материалы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся по программе, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков.

  • Диагностика знаний в области физической культуры и спорта.

  • Диагностика уровня физической подготовленности.

  • Диагностика уровня воспитанности.

  • Диагностика уровня развития личностных качеств учащихся.

  • Диагностика знаний в области физической культуры и спорта

Данная диагностика проводится в форме тестирования. Учащиеся получают бланки, на которым написаны вопросы по теории физической культуры и спорта. Тестирование предполагает пятнадцать вопросов. За каждый правильный ответ, учащийся получает один балл (См. приложение №1).

  • Диагностика физической подготовленности

Для определения уровня общей физической подготовленности юных пловцов используются следующие упражнения:

- бег 30 м. из положения высокого старта (оценка быстроты);

- челночный бег 3 х 10 м. (оценка координации движений);

- наклон вперёд, стоя на возвышении (оценка гибкости);

- прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых качеств);

- подтягивание на перекладине (мальчики – высокая перекладина, девочки – низкая), количество раз (оценка силы);

- шестиминутный бег, количество метров (оценка выносливости).

(см. приложение №2,3).

  • Диагностика уровня воспитанности спортсмена

Диагностика уровня развития воспитанности спортсмена проводится по следующим критериям:

  1. внешний вид;

  2. манера общения, речь;

  3. отношения с тренером-преподавателем;

  4. отношения с другими спортсменами;

  5. дисциплинированность (в плане выполнения заданий);

  6. отношение к спортивному инвентарю, имуществу спортивной школы, труду других;

  7. особенности поведения;

  8. отношение к своим поступкам;

  9. отношение к педагогическим воздействиям.

По диагностической программе каждый обучающийся оценивается по 3-балльной шкале по каждому критерию в соответствии с признаками проявления воспитанности (ярко проявляется — 3 балла; средний уровень проявления - 2 балла; не проявляется — 1 балл).

Ключ: 20-27-высокий уровень, 11-19- средний уровень, 0-10-низкий уровень. (Оценка уровня воспитанности учащихся, см. приложение №4)


  • Диагностика уровня развития личностных качеств учащихся

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Организационно-волевые качества

1. Терпение

Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени

а) высокий уровень

– терпения хватает на все занятие

8-10

баллов

б) средний уровень

– на большую часть занятия

5-7

баллов

в) низкий уровень – менее чем на половину занятия

менее 5 баллов

2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

а) высокий уровень

– волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком

8-10

баллов

б) средний уровень

– чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – волевые усилия ребенка

побуждаются извне

менее5 баллов

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

а) высокий уровень

–ребенок постоянно

контролирует себя сам

8-10 баллов

б) средний уровень

–периодически контролирует себя сам

5-7 баллов

в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно

менее 5 баллов

2. Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

а) высокий уровень

– нормальная

8-10 баллов

б) средний уровень

– заниженная

5-7 баллов

в) низкий уровень – завышенная

менее 5 баллов

2. Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

а) высокий уровень

–постоянно поддерживается ребенком

самостоятельно

8-10 баллов

б) средний уровень

–периодически поддерживается

самим ребенком

5-7 баллов

в) низкий уровень – продиктован ребенку извне

менее5 баллов

3. Поведенческие качества

1.

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов

(спору) в

процессе

взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

а) высокий уровень

–пытается самостоятельно

уладить возникающие

конфликты

8-10 баллов

б) средний уровень

– сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5-7 баллов

в) низкий уровень – периодически провоцирует

конфликты

менее 5 баллов

2. Тип

сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

а) высокий уровень

–инициативен в общих делах

8-10

баллов

б) средний уровень

–участвует при побуждении извне

5-7

баллов

в) низкий уровень – избегает участия в общих делах

менее 5 баллов

Ключ:

70-56

высокий

уровень

55-35

средний

уровень

34-0

низкий

уровень


Врачебный контроль предусматривает:

1) углубленное медицинское обследование педиатром (2 раза в год);

2) медицинское обследование перед соревнованиями;

3) врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

5) контроль за выполнением учащимися рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха. Результаты врачебного контроля отмечаются в личных картах спортсмена.


2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс, организуемый в рамках данной программы, осуществляется в очной форме. При организации работы соединяется в одно целое игра, труд и обучение и воспитание, что помогает обеспечить единство решения поставленных задач.

Условно каждое занятие можно разделить на следующие связанный между собой алгоритм: подготовительный, основной и заключительный этапы:

Подготовительная часть занятия.

Цель – подготовить занимающихся к основной части занятия.

Задачи:

- обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности.

Основная часть занятия.

Цель – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части занятия. Упражнения на развитие физических качеств.

Заключительная часть занятия.

Цель – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

- регулирование эмоционального состояния;

- подведение итогов занятия с оценкой результатов деятельности занимающихся и домашнее задание;

- дидактические материалы: технологические и инструкционные карты.


Третий год обучения

п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Теоретическая подготовка

Рассказ, беседа, объяснение,

комбинированное занятие

Словесный, наглядный,

Воспитания,

объяснительно-иллюстративный.

План-конспект,

справочные материалы.

Диагностическое занятие.

2.

Общая физическая подготовка и специально-физическая подготовка

Объяснение, показ, рассказ, практическая работа, подвижные игры.

Словесный, наглядный, практический, игровой, воспитания

План-конспект,

справочные материалы, спортивный инвентарь.

Контрольное занятие.

3.

Избранный вид спорта: волейбол

Объяснение, показ. рассказ, практическая работа, подвижные игры

Словесный, наглядный, практический

методы контроля и самоконтроля,

воспитания, частично-поисковый.

План-конспект,

справочные материалы, инвентарь.

Контрольное занятие.

4.

Технико-тактическая и психологичес-кая подготовка

Объяснение, показ, рассказ, практическая работа,

подвижные игры

Словесный, наглядный, практический

методы контроля и самоконтроля, игровой

План-конспект,

справочные материалы, инвентарь.

Контрольное занятие.

5.

Другие виды спорта и подвижные игры

Рассказ, показ, практическая работа,

подвижные игры

Словесный, наглядный, практический

методы контроля и самоконтроля, игровой, частично-поисковый

План-конспект,

справочные материалы, инвентарь.

Контрольное занятие.

6.

Самостоятель-ная работа

Объяснение, рассказ.

Словесный, практический,

метод

самоконтроля

План-конспект,

справочные материалы, инвентарь.

Контрольное занятие.





2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(для педагогов)

Основная:

1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев,

Л.В. Булыкина. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 176 с.

2. Гарипов А.Т. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов. – Методические рекомендации/ А.Т. Гарипов, Ю.Н. Клещев, Е.В. Фомин. – М.: ВФВ, 2009.– 45 с.

3. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2012. – 384 с.

4. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр. Учебник для вузов физической культуры / Ю.Д. Железняк. - – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 412 с.

5. Сингина Н.Ф. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций). Методическое руководство/ Н.Ф. Сингина, Е.В. Фомин – М.: ВФВ, 2013.- Вып.14. – 24 с.

6. Сингина Н.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу работающего в ДЮСШ / Н.Ф. Сингина, Е.В. Фомин. –М.: ВФВ, 2014. – Вып. №16 – 36 с.

7. Фомин Е.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. – М.: Спорт, 2015.– 88 с.

8. Фомин Е.В. Технико-тактическая подготовка волейболистов. Методическое пособие/ Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, А.В. Суханов. – М.: ВФВ, 2013. – Вып.13. – 56с.

Дополнительная:

1. Блок. Техника и тактика (сборник статей) / под общей редакцией Е.В. Фомина, Л.В. Булыкиной. – Москва: ВФВ, 2015. – Выпуск № 19. – 108 с.

2. Виера Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 161 с.

3. Годик М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. – М.: Советский спорт, 2010. – 336 с.

4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питерцева. – М.: Издательство ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 336 с.

5. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 112 с.


Список литературы

(для учащихся)

  1. Беляев А. волейбол, учебник, М.: Издательство «Физическая культура и спорт», 2006. – 360с.

  2. Кунявский В.А, Волейбол, организация соревнований и судейство М.: Издательство «ТВТ Дивизионн», 2011.- 192с.

  3. Мондзолевский Г.Г. Щедрость игрока, М.: Издательство «Физическая культура и спорт», 1984. – 80с.

  1. Оинума С., Уроки волейбола, М.: «Физкультура и спорт», 1985. — 112 с.

  2. Эйнгорнаа А, Мацудайра Я, Так побеждать, СПб.: «Культ-информнпресс» Санкт-Петербург, 1994. — 204 с.

Интернет-ресурсы:

1. Официальный интернет-сайт международной федерации волейбола (FIVB) [электронный ресурс] (http://www.fivb.com).

2. Официальный интернет-сайт европейской конференции волейбола (CEV) [электронный ресурс] (http://www.cev.ru)

3. Официальный интернет-сайт Всероссийской федерации волейбола [электронный ресурс] (http://www.vfv.ru).

4. Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс] (http://www.minsport.gov.ru/).

5. Официальный интернет-сайт Олимпийского комитета России [электронный ресурс] (http://olympic.ru/)



Приложение №1


Диагностика знаний в области физической культуры и спорта


1. Что такое физическая культура?

а) уровень владения знаниями о движениях, двигательных действиях, тактической подготовке и системе движений

б) часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирование здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовленности, физического развития

в) часть спорта, выраженная в стремлении человека к победе и достижению высоких результатов

г) учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры.

2. Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение:

а) двигательных, гигиенических и просветительских задач

б) закаливающих, психологических и философских задач

в) задач развития дыхательной и сердечно – сосудистой систем

г) оздоровительных, образовательных и воспитательных задач

3. Что является основными средствами физического воспитания?

а) учебные занятия

б) физические упражнения

в) средства обучения

г) средства закаливания

4. Лучшие условия для развития ловкости создаются во время…

а) подвижных и спортивных игр

б) прыжков в высоту

в) бега с максимальной скоростью

г) занятий легкой атлетикой

5. Назовите основные физические качества

а) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота

б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость

в) общая выносливость, силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость

г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

6. Процесс развития двигательных качеств и приобретения двигательных навыков это…

а) физическое развитие

б) физическое воспитание

в) физическая культура

г) комплекс физических упражнений

7. Оперативное регулирование эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или напряженной тренировки является одной из задач:

а) тактической подготовки

б) технической подготовки

в) психологической подготовки

8. К основным гигиеническим средствам, обеспечивающим укрепление здоровья, восстановление и повышение общей и спортивной работоспособности относятся:

а) правила личной гигиены

б) психотерапия

в) соблюдение рационального распорядка дня

г) оптимальные санитарно-гигиенические условия

д) занятия физическими упражнениями

9. К какой из задач относится формирование личностных качеств, общая волевая и специальная психологическая подготовка, формирование специальных норм спортивной этики:

а) воспитательной

б) оздоровительной

в) образовательной

10. Снижение двигательной активности вызывает состояние:

а) гипоксии

б) гиподинамии

в) гипокинезии

11. Волейбол это…

а) олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой — забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков

б) это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника. Во время одной атаки допускается только три касания мяча подряд. Волейбол популярен как среди мужчин, так и среди женщин

в)  командная игра с мячом. Соревнование проводится в закрытом помещении или на открытой площадке (размер - 40х20 м, ворота 3х2 метра) между двумя командами 7 на 7 или 11 на 11 игроков. Для игры используют круглый надувной мяч, размер которого составляет 58-60 см в окружности для мужчин и 54-56 см для женщин. Вес мяча - от 425 до 475 г (для мужских сборных) или от 325 до 375 г (для женских команд).

г) не олимпийский вид спорта, командная игра, целью которой является забить мяч в ворота.

12. Назовите официальную дату рождения волейбола в России:

а) 12 мая 1995 год

б) 22 сентября 1953 год

в) 28 июля 1923 год

г) 15 августа 1987 год

13. Что не может делать игрок либеро?

а) участвовать в блоке, подавать, выполнять нападающий удар по мячу, полностью находящемуся выше верхнего края сетки

б) касаться сетки мячом при ударе

в) участвовать в блоке, делать более четырех касаний

г) атаковать

14. Замена игрока в волейболе это…

а)  акт, при котором игрок, после того как секретарь сделал запись, вступает в игру на место другого игрока, который должен покинуть площадку (кроме либеро)

б) акт, при котором игрок продолжает игру

в) акт, при котором игрок вступает в игру, без разрешения секретаря

г) акт, при котором игрок покидает площадку и команда остается в меньшенстве.

15. Максимальное количество игроков в команде, одного тренера:

а) 6

б) 8

в) 9

г) 12

За каждый правильный ответ, учащийся получает 1 балл.

Школа оценки результата:

Высокий уровень 12-15 баллов.

Средний уровень 7-11 баллов.

Низкий уровень 0-6 баллов.




















Приложение № 2


Определение уровня физической подготовленности учащихся


Бег 30 метров с высокого старта


Оборудование: секундомер, флажки.

Процедура тестирования. В забеге принимают участие не менее двух человек. Бег выполняется из положения высокого старта. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание» вес тела переносится на переднюю ногу – по команде «Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке.

Оценка результата. Время определяют по секундомеру с точностью до 0,1 с.


Челночный бег 3 х 10 м


Оборудование: секундомер, ровные дорожки длиной 10 метров, ограниченные двумя параллельными линиями, два кубика размером 50 х 50 х 100мм. на расстоянии 100 мм друг от друга.

Процедура тестирования. В забеге принимают участие не менее двух учащихся. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой линии. По команде «Марш» берёт один из кубиков и как можно быстрее старается достичь отметки 10 м., где кладёт кубик за линию. Не останавливаясь, возвращается за вторым кубиком, бежит к финишу и также кладёт его за линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер выключается в тот момент, когда второй кубик коснётся пола.

Оценка результата. Время определяют по секундомеру с точностью до 0,1 с.


Наклон вперёд, стоя на возвышении


Оборудование: гимнастическая скамейка, линейка.

Процедура тестирования. Испытуемый встаёт на гимнастическую скамейку. Выполняется наклон вперёд, не сгибая ног в коленном суставе, опуская руки вдоль линейки как можно ниже. Положение максимального наклона сохраняется в течение двух секунд. Измеряется расстояние от края скамьи до кончиков средних пальцев опущенных вниз рук.

Оценка результата. Показатели ниже нулевой отметки оцениваются со знаком «+», выше нулевой отметки – со знаком «–». В протокол вносился результат, выраженный в сантиметрах, с точностью до 1 см.


Прыжок в длину с места


Оборудование: рулетка, мел, линейка.

Процедура тестирования. Стойка ноги на ширине плеч, слегка согнуты. Руки внизу в свободном состоянии. Носки ног у стартовой линии. Приседая, отвести руки назад. Разгибая ноги, взмах руками вперед-вверх, толчок двумя ногами, полет и вынос ног вперед, приземление на обе ноги.

Оценка результата. Дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии (3 попытки).


Подтягивание на перекладине


Оборудование: высокая и низкая (110 см.) перекладины.

Процедура тестирования: мальчики подтягиваются в висе на высокой перекладине, девочки – в висе лёжа на низкой перекладине (высота 110 см.). Учащийся принимает положение «вис» хват сверху, подтягивание производится до уровня подбородка (не касаясь им), а затем возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется плавно, без рывков, тело не выгибать, сгибание ног в коленях и дёрганье ногами не разрешается. В этом случае попытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Оценка результата. Результат оценивается количеством подтягиваний.


Шестиминутный бег.


Оборудование: секундомер, свисток.

Процедура тестирования. Тестирование проводится на спортивной площадке, беговой дорожке, либо в спортивном зале, если позволяют условия. Бег выполняется по кругу, размеченному по 10 м. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Столько же учащихся по заданию тренера занимаются подсчётом кругов и определением общего метража. По истечении шести минут учащиеся останавливаются, и контролёры подсчитывают метраж каждого из них.

Оценка результата. Результат оценивается по длине преодолённой дистанции и подсчитывается с точностью до метра.







Приложение № 3


Контр.

упражнение

Возраст

Бал-лы

7 лет

8 лет

9 лет

10лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16-17 лет


Бег 30 м, сек

7,6 и выше


7,3 и выше

7,0 и выше

6,6 и выше

6,4 и выше

6,3 и выше

6,2 и выше

6,1 и выше

6,0 и выше

6,0 и выше

0

5,9-

7,5


5,7-

7,2

5,4-

6,9

5,3-

6,5

5,2-

6,3

5,1-

6,2

5,1-

6,1

5,0-

6,0

5,0-

5,9

4,9-

5,9

1


Челночный бег 3х10м, сек

11,7 и выше


11,2 и выше

10,8 и выше

10,4 и выше

10,1 и выше

10,0 и выше

10,0 и выше

9,9 и выше

9,7 и выше

9,7 и выше

0

10,3-11,6


9,8-11,1

9,4-10,7

9,2-10,3

9,0-10,0

8,9-

9,9

8,8-

9,9

8,7-

9,8

8,6-

9,6

8,5-

9,6

1

Наклон вперёд, стоя на возвышении, см

3 и менее


3 и менее

4 и менее

4 и менее

5 и менее

5 и менее

6 и менее

6 и менее

7 и менее

7 и менее

0

4-8

4-8

5-9

5-9

6-10

6-10

7-11

7-11

8-12

8-12

1


Подтягивание, низкая перекладина, кол-во раз

2 и ниже


3 и ниже

3 и ниже

4 и ниже

4 и ниже

4 и ниже

5 и ниже

5 и ниже

5 и ниже

6 и ниже

0

3-11



4-13

4-14

5-15

5-15

5-16

6-17

6-18

6-19

7-20

1


Шестиминут. бег, количество метров

500 и менее


550 и менее

600 и менее

650 и менее

700 и менее

750 и менее

800 и менее

850 и менее

900 и менее

900 и менее

0

501-

899


551

-949

601-

999

651-1049

701-1099

751-1149

801-1199

851-1249

901-1299

901-1299

1

Прыжок в дину с места

85 и ниже


90 и ниже

100и ниже

110 и ниже

120 и ниже

130 и ниже

140 и ниже

150 и ниже

170 и ниже

180 и ниже

0

85



90

100

110

120

130

140

150

170

180-190

1

Оценка уровня физической подготовленности учащихся

Приложение №4

Оценка уровня воспитанности спортсмена

п\п


Критерии

Уровень воспитанности

высокий 3б

средний 2б

низкий 1б


Проявления



1.


Внешний вид

Опрятный, не вызывающий, не

раздражающий

Не совсем опрятный, с нотками раздражения

Неопрятный, вызывающий,

раздражающий

2.

Манера общения, речь

Общительный, открытый, вежливый

Малоговорящий, закрытый, не всегда вежливый

Стремится навязать своё мнение, употребляет

ругательства

3.

Отношения с тренером -преподавателем

Уважительные, доброжелательные,

почтительные

Резко меняющиеся, превышающие меры общения со старшим человеком

Неуважительные, с элементами грубости

4.

Отношения с другими спортсменами

Дружеские,

сопереживающие, с симпатией

Зависящие от настроения, резко меняющиеся

Конфликтные,

издевательские, с антипатией

5.

Дисциплинированность (в плане выполнения заданий)

С особой тщательностью выполняет все

требования тренера-преподавателя

Не всегда выполняет требования тренера-преподавателя

Игнорирует требования тренера-преподавателя поступает исходя из личных

интересов

6.

Отношение к спортивному инвентарю, имуществу спортивной школы, к

труду других людей

Бережное, ценит труд окружающих

Иногда может себе позволить халатное отношение, ценит труд других людей

Пренебрежительное (ломает, пачкает, не

ценит труд других)

7.


Особенности поведения

Систематически совершает положительные поступки

Меняющееся поведение, в основном положительные поступки

Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения

дисциплины)

8.

Отношение к своим

поступкам

Адекватно оценивает

свои поступки

Правильно оценивает, но иногда оправдывается.

Равнодушен,

оправдывается

9.

Отношение к педагогическим воздействиям

Переживает, старается пересмотреть ситуацию и

исправиться

Воспринимает, как обиду, но старается переосмыслить

С ожесточением


22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!