СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для учащихся 8 классов со сложной структурой дефекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся 8 классов со сложной структурой дефекта. Данная программа включает в себя следующие предметы: арифметика, чтение, письмо и основы грамоты, ручное творчество, социальная коммуникация, домоводство, прикладной труд, живой мир, устная речь, природоведение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для учащихся 8 классов со сложной структурой дефекта.»

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»


УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор школы Зам. директора по УВР

___________И.М. Колобова _______Т. И. Островская

« »_______________20__г. « »____________20__г.


Рабочая программа

Класс: 8 «Ж»

Учебный год: 2016-2017

Название предмета: «Чтение»

Общее кол-во часов 98 , кол-во часов в неделю 3

Название предмета: «Арифметика»

Общее кол-во часов 101 , кол-во часов в неделю 3

Название предмета: «Письмо и основы грамоты»

Общее кол-во часов 133 , кол-во часов в неделю 4

Название предмета: «Домоводство»

Общее кол-во часов 67 , кол-во часов в неделю 2

Название предмета: «Ручное творчество»

Общее кол-во часов 68 , кол-во часов в неделю 2

Название предмета: «Социальная коммуникация»

Общее кол-во часов 99, кол-во часов в неделю 3

Название предмета: «Прикладной труд»

Общее кол-во часов 134 , кол-во часов в неделю 4

Название предмета: «Живой мир»

Общее кол-во часов 67 , кол-во часов в неделю 2

Название предмета: «Устная речь»

Общее кол-во часов 65 , кол-во часов в неделю 2

Название предмета: «Природоведение»

Общее кол-во часов 33 , кол-во часов в неделю 1



РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей старших классов

Протокол № ___ от « 1» сентября 2017 г.


Рабочая программа.

Чтение

(3 часа)


Пояснительная записка.


Программа разделена на 2 уровня и учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения, дает основание для оптимизма в педагогической работе. Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Содержание.

1 уровень.

Основным видом чтения остается чтение вслух. Чтение рассказов, стихотворений, заучивание их наизусть, пересказ текста. Ответы на вопросы по тексту.

2уровень.

Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком это предложение? Что делает?»)

Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3).

Определение первого звука в слове (в сильной позиции).

Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов и предложений.

Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы.

Чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно.

Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).

Чтение слоговых таблиц.

Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку).

Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.



Учащиеся 1 уровня должны уметь:

-осознанно и правильно читать небольшие тексты вслух по слогам, простые по смыслу и слоговой структуре слова читать целыми словами;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

-с помощью учителя пересказывать содержание прочитанного;

-учить наизусть стихотворения.

Учащиеся 2 уровня должны уметь:

- слушать небольшой рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

- уметь пересказать прочитанное с опорой на вопросы по тексту и иллюстрации.


Учебно- методическое обеспечение.

Для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Чтение. – 2-е изд., Москва. Изд. «Просвещение» 2011 г.. (Допущено Минобр.РФ)



Литература.

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»- под ред. И.М. Бгажноковой.

«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»- под ред. И.М. Бгажноковой.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы ) - под редакцией И.М. Бгажноковой.

Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Беседа о ПДД.

«Осень наступила» А.Плещеев

1

2

Беседа о ПДД.

«Осень наступила» А.Плещеев

1

3

«Листья» Ф.Тютчев

1

4

Беседа о ПДД.

«Как наступает листопад» по Г.Граубину

1

5

Беседа о ПДД.

«Как наступает листопад» по Г.Граубину

1

6

«Осень в лесу» А.Гонтарь

1

7

«Осень в лесу» А.Гонтарь

1

8

«Подарки Осени» С.Прокофьева

1

9

«Подарки Осени» С.Прокофьева

1

10

«Старый гриб» I ч. (отрывок) по М.Пришвину

1

11

Пересказ «Старый гриб» I ч. (отрывок) по М.Пришвину

1

12

«Старый гриб» II ч. (отрывок) по М.Пришвину

1

13

Пересказ «Старый гриб» II ч. (отрывок) по М.Пришвину

1

14

«Хитрюга» Е.Носов

1

15

Пересказ «Хитрюга» Е.Носов

1

16

«Осень» Н.Сладков

1

17

Пересказ «Осень» Н.Сладков

1

18

«Бурундук» Г.Снегирёв

1

19

Пересказ «Бурундук» Г.Снегирёв

1

20

Пословицы и поговорки

1

21

Повторяем прочитанное

1

22

Загадки

1

23

«Считалки»

1

24

«Щи-талочка»

1



II четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

«Лягушка-путешественница» часть 2 (сказка)

1

2

«Лягушка-путешественница» часть 3 (сказка)

1

3

«Лягушка-путешественница» часть 4 (сказка)

1

4,5

«Стрекоза и муравей» (басня)

2

6,7

Рассказ «Приёмыш»

2

8,9

Рассказ «Тарас и Соболько»

2

10

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

1

11,12,13

Рассказ «Про лягушку-хохотушку»

3

14,15,16

«Гуси-лебеди» (народная сказка)

3

17,18

«Чудесный клад» (молдавская сказка)

2

19,20

«Росомаха и лисица» (сказка)

2

21

Отчего у зайца длинные уши»

1







III четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

«Лиса и волк» (русская сказка)

3

4

Рассказ «Два плуга»

1

5,6,7

«Самое дорогое» (русская сказка)

3

8

«Трудолюбивый медведь» (басня)

1

9,10

«Айога» (сказка)

2

11,12

Стихотворение «Лодыри и кот»

2

13

«Лебедь, рак и щука» (басня)

1

14

Стихотворение «Школа»

1

15

Рассказ «для чего руки нужны?»

1

16,17,18

«Сказка о рыбаке и рыбки»

3

19,20,21

«Сказка о рыбаке и рыбки»

3

22,23,24

«Гулливер в стране лилипутов» (отрывок из книги «Путешествия Гулливера»

3

25

«Гулливер в стране лилипутов» (отрывок из книги «Путешествия Гулливера»

1

26,27

Рассказ «Соломинка, уголёк и боб»

2

28

Стихотворение «Встреча зимы»

1

29

«Зима в лесу»

1

30

Стихотворение «Сад друзей»

1

31,32

Стихотворение «Детство»

1






IV четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Стихотворение «Весенние воды»

1

2,3

Рассказ «Утро»

2

4

Рассказ «Весна»

1

5,6,7

Рассказ «Ещё мама» часть 1-2-3

3

8,9

Рассказ «Ещё мама» часть 4-5

2

10

Стихотворение «Разговор о маме»

2

11,12

Стихотворение «Бабушкины руки»

2

13,14

Рассказ «Резеда»

2

15,16

Стихотворение «Дедушка Мазай»

2

17,18

Рассказ «Яшка»

2

19

Стихотворение «Весенняя гроза»

1

20

Стихотворение «Лесной цветок»

1

21,22

«Медведь и солнце» (сказка)

2






Рабочая программа.

Арифметика

(3 часа)

Содержание.

1 уровень.


В начале учебного года повторяется материал, пройденный в предшествующий период обучения.

Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах 15-20. Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций на сложение и вычитание в пределах 15-20 с использованием наглядного материала. Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий: поставили — стало больше, убрали — стало меньше, проверили — подставили или наложили предметы друг на друга — одинаково и т. п.

Пересчет количества предметов в пределах 15-20 с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки.

Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 15-20 на наглядном материале.

Изучение таблицы умножения и деления на 1 и 2. Решение задач на умножение и деление с опорой на иллюстрации.

2 уровень.

В начале учебного года повторяется материал, пройденный в предшествующий период обучения.

Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах 10-15. Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций на сложение и вычитание в пределах 10-15 с использованием наглядного материала. Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий: поставили — стало больше, убрали — стало меньше, проверили — подставили или наложили предметы друг на друга — одинаково и т. п.

Пересчет количества предметов в пределах 10-15 с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки.

Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10-15 на наглядном материале.


3 уровень.


В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах обучения.

Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти-семи с использованием наглядного материала. Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий. Пересчет количества предметов с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах десяти на наглядном материале, проведение вычисления на счётах, калькуляторе. Расширение представлений об использовании счёт.

Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.



Основные требования к умениям учащихся.



Учащиеся 1 уровня должны уметь:


- осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 20;

- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20;

- уметь различать линию от отрезка;

-уметь чертить по линейке заданный отрезок, линию, луч;

- решать простые задачи в одно действие в пределах 20;

- решать примеры на умножение и деление (на 1 и 2);

- решать задачи на умножение и деление (на 1 и 2).


Учащиеся 2 уровня должны уметь:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 15;

- решать примеры в пределах 15;

- уметь различать линию от отрезка;

-уметь чертить по линейке заданный отрезок, линию, луч;

- решать простые задачи в одно действие в пределах 15.


Учащиеся 2 уровня должны уметь:


— осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах 5 (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

— выделять от одного до пяти-семи предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

— узнавать цифры 1-5-7-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

— писать цифры 1-5-7-10 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

— называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

— понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 5-10 и соотнесении предметов по величине;

— решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах пяти;

— пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах 5-7;

— выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый);

— производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;


Учебно-методическое обеспечение.

Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Вэк В.В. Математика. – 7-е Изд. Москва «Просвещение» 2011г., Рекомендовано Минобр. РФ)

Литература.

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»- под ред. И.М. Бгажноковой.

«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»- под ред. И.М. Бгажноковой.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы ) - под редакцией И.М. Бгажноковой.





Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Повторение

1,2,3

Первый десяток

3

4,5,6

Решение примеров в пределах 10

3

7,8,9

Решение простых задач в пределах 10

3

10

Состав числа 5

1

11,12

Отрезок. Кривая линия. Прямая линия

2

13

Состав числа 6, 7, 8, 9, 10

1

14

Подготовка к контрольной работе по теме: Первый десяток

1

15

Контрольная работа по теме: Первый десяток

1

16

Работа над ошибками

1

17

Решение примеров в пределах 10

1

18,19,20

Решение простых задач

3

21,22

Составление и решение простых задач с опорой на иллюстрацию

2

23,24

Сравнение отрезков по длине

2

25

Обобщение по разделу

1



II четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Второй десяток

1,2,3

Нумерация

3

4

Прямой и обратный числовой ряд в пределах 13

1

5

Сравнение чисел в пределах 13

1

6,7,8

Прямой и обратный числовой ряд в пределах 16

3

9,10, 11

Решение примеров в пределах 16

3

12,13

Решение простых задач в пределах 16

2

14

Решение примеров в пределах 19

1

15

Подготовка к контрольной работе по теме: Второй десяток

1

16

Контрольная работа по теме: Второй десяток

1

17

Работа над ошибками

1

18,19

Сравнение чисел в пределах 20

2

20,21

Решение примеров в пределах 20

2





III четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Меры длины

1,2,3

Мера длины- дециметр

3

4,5,6

Сравнение длин отрезков

3

7,8,9

Составление чисел из десятков и единиц

3

Увеличение числа на несколько единиц

10,11,12

Увеличение числа на 2, на 3, на 4

3

13,14,15

Увеличение числа на 5, на 6, на 7

3

16,17

Сравнение чисел

2

18,19

Сравнение отрезков

2

20

Подготовка к контрольной работе по теме: Меры длины

1

21

Контрольная работа по теме: Меры длины

1

22

Работа над ошибками

1

Уменьшение числа на несколько единиц

23,24,25

Уменьшение числа на 1, на 2, на 3

3

26,27,28

Уменьшение числа на 4, на 5, на 6

3

29,30

Решение простых задач

2

31,32

Обобщение по разделу

2



IV четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

Луч

3

Сложение и вычитание без перехода через десяток

4,5,6

Сложение двузначного числа с однозначным числом

3

7,8,9

Решение задач

3

10,11,12

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

3

13,14

Решение задач

2

15

Подготовка к контрольной работе по теме: Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

16

Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

17

Работа над ошибками

1

18,19,20

Получение суммы 20, вычитание из 20

3

21

Решение простых задач

1



Годовая контрольная работа по арифметике

I вариант



  1. Запиши справа от каждого числа следующее число.

4, … 8, …

  1. Запиши слева от каждого числа предыдущее число.

…, 7 …, 10

  1. Сравни числа, поставь знак ,

3 … 8 7 … 7 10 … 5

  1. Реши примеры.

1+7 10-1

8+2 9-2

3+5 8-3

  1. Запиши решение задачи.

Около магазина стояли 4 машины. К магазину подъехали еще 3 машина. Сколько теперь машин около магазина?

  1. Увеличь каждое число на 2.

Запиши примеры и реши их.

5 10















II вариант



  1. Напиши по порядку числа от 10 до 19 .










































  1. В каждой паре чисел обведи большее число.



5 и 10 8 и 18 15 и 5



  1. Реши примеры




















9

+

1

=



1

1

-

1

=







































1

2

+

2

=




1

4

-

4

=


























































Рабочая программа.

Основы грамоты

(4 часа)


Содержание


1 уровень:


Учащиеся с помощью учителя должны уметь:

• находить и называть в словах гласные буквы и согласные буквы;

• находить и называть в словах шипящие и свистящие буквы;

• находить и называть в словах звонкие и глухие;

• выполнять простые грамматические;

• уметь разделять слова на слоги с помощью учителя;

• писать (печатать) отдельные слоги и короткие слова с фиксацией кисти руки учителем;

• иметь представление о главных членах предложения;

• выполнять фонетический разбор слова;

• списывать короткие тексты с помощью и под контролем учителя.


2 уровень:


Учащиеся под контролем учителя должны уметь:

• уметь различать и называть гласные и согласные звуки и буквы;

• находить и называть в словах гласные буквы;

• уметь определять наличие гласного звука в слове и обозначать его позицию

в слове;

• уметь делить слова на слоги;

• уметь ставить ударение в словах;

• уметь выделять слова, обозначающие названия предметов и различать их по вопросам «Кто?», «Что?»;

• уметь составлять предложения на заданную тему с небольшой помощью учителя;

• уметь составлять предложения по сюжетной картинке с помощью учителя.


3 уровень:


Учащиеся под контролем учителя должны уметь:

• уметь различать и показывать гласные и согласные звуки и буквы;

• находить и показывать с словах гласные и согласные буквы;

• уметь составлять слоги и короткие слова из разрезной азбуки;

• уметь делить слова на слоги;

• уметь составлять предложения по сюжетной картинке с помощью учителя.


Учебно-методическое обеспечение.


Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Аксёнова А.К. Математика. – 2-е Изд. Москва ДРОФА 2014г., Рекомендовано Минобр. РФ.


  • наглядные пособия (разрезная касса букв);

  • таблички-памятки: «Гласные буквы», «Согласные буквы»;

  • дидактический материал (карточки слогов);

  • карточки для списывания;

  • карточки с индивидуальными заданиями;

  • сюжетные картинки;

  • коррекционные задания и упражнения;

  • индивидуальные печатные задания для раздачи учащимся;

  • мультимедийные средства: обучающие диски по темам; презентации учителя;

  • презентации учителя по темам: «Кто это?», «Что это?», «Виды предложений», «Слово», «Предложение», «Состав слова»

  • дидактический материал (карточки слогов)



Литература.


Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.

Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 1-4 классы.

Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). – М.,Владос,2010.

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. М. 1984г.





Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Употребление простого предложения

2

3,4

Правило написания предложения

2

5,6

Упражнение в правописании предложений

2

7,8

Составление и дополнение предложений

2

9,10

Составление и запись предложений со словами из словаря

2

11,12

Составление предложений по схемам

2

13,14

Выделение предложений из речи и текста

2

15,16

Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок

2

17,18

Составление предложений по сюжетным картинкам

2

19,20

Обобщение по разделу

2

21,22

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком

2

23

Контрольная работа по теме: Предложение

1

24

Работа над ошибками

1

25,26

Сравнение пар слов

2

27,28

Упражнение в различении звуков и букв

2

29,30

Гласные и согласные звуки и буквы

2

31,32

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

2

33,34

Обобщение по разделу

2





II четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Гласные буквы и,е,ё,ю,я,э место в слове

2

3,4

Гласные ю,я. Место в слове

2

5,6

Гласная э. Место в слове

2

7,8,9

Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога

3

10,11

Ударные и безударные слоги

2

12,13

Упражнения в выделении ударных гласных в словах

2

14,15

Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах

2

16,17

Подготовка к контрольной работе. Выделение ударных и безударных гласных

2

18

Контрольная работа по теме: Ударные и безударные гласные

1

19

Работа над ошибками

1

20,21

Слог как часть слова

2

22,23

Составление слов по заданному слогу

2

24,25

Слогообразующая роль гласных

2

26,27

Составление и запись коротких рассказов по серии сюжетных картинок

2

28

Обобщение по разделу

1


III четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Перенос слов при письме

2

3,4,5

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса

3

6,7,8

Составление слов из слогов. Составление короткого рассказа по картинке и вопросам

3

9,10

Обобщение по разделу «Ударение. Перенос слов при письме»

2

11,12

Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие

2

13,14

Обозначение твёрдости – мягкости согласных буквами А,О, У, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я.

2

15,16

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

2

17,18

Употребление гласных букв для обозначения твёрдости-мягкости согласных

2

19

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс»

1

20,21

Мягкий знак на конце и в середине слова

2

22,23

Правописание слов с мягким знаком на конце

2

24,25

Мягкий знак на конце и в середине слова

2

26

Объяснение написания мягкого знака в словах

1

27

Подготовка к контрольной работе по теме: Мягкий знак на конце и середине слова

1

28

Контрольная работа по теме: Правописание слов с мягкими согласными

1

29

Работа над ошибками

1

30,31

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши

2

32,33

Упражнение в правописании слов со слогами жи-ши

2

34

Правописание ча-ща

1

35,36

Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща

2

37

Правописание чу-щу

1

38,39

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

2

40,41

Упражнение в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу

2

42

Обобщение по разделу «Гласные после шипящих»

1




IV четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Парные звонкие – глухие согласные

2

3,4

Различение парных согласных

2

5,6

Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных

2

7,8

Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова

2

9,10

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

2

11,12

Подбор проверочных слов

2

13,14

Изменение слов для проверки

2

15,16

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова

2

17,18

Упражнения в подборе проверочных слов

2

19

Разделительный ь

1

20

Объяснение правописания слов с разделительным ь

1

21,22

Подготовка к контрольной работе на конец года по пройденным темам

2

23

Контрольная работа

1

24

Работа над ошибками

1

25,26

Слова, обозначающие предмет

2

27,28

Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что?

2

29

Группировка предметов по их значению, по материалам, из которых они сделаны

1

30

Употребление названий предметов в различных формах

1

31

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы. Изменение слов по вопросам

1


Годовая контрольная работа по основам грамоты



I вариант

1.Спишите текст.

Осень

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идёт дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в тёплые края. Настала скучная пора.

Грамматическое задание:

1) В первом предложении поставить в словах ударение

2) Слово «улетели» разделить на слоги и для переноса

II вариант

1. Выделить в словах гласные буквы и обвести их нужным цветом

Ветер, небо, туча, день, лужа, края.

2. Поставить ударение в слове.

Небо

3. Спиши (обведи) слоги.

Ка, ро, ун, те, ль, мь, ос, жи_______

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________



Рабочая программа.

Домоводство

(2 часа)


Содержание.

      Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).
      Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).
      Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
      Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
      Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
      Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище
      Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.
      Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
      Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.
      Правила пользования лифтом.
      Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
      Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.
      Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).
      Правила пожарной безопасности.
    Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

      Учащиеся должны иметь представление:
      • о составе семьи;
      • о семейных традициях людей;
      • о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;
      • места работы родителей;
      • домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире;
      • назначение коммунальных удобств;
      • правила общежития.
      Учащиеся должны уметь:
      • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
      • вызывать службу помощи при пожаре.
2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
      • места работы родителей;
      • домашний адрес;
      • правила общежития.
      Учащиеся должны уметь:
      • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
      • вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.

Уход за жилищем
      Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
      Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
      Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).

Помощники в доме
      Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

      Учащиеся должны иметь представление:
      • о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища.
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
      • санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
      • правила пользования пылесосом.
      Учащиеся должны уметь:
      • производить сухую и влажную уборку помещений;
      • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
      • ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства.
      2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
      Учащиеся должны уметь:
      • производить сухую и влажную уборку помещений;
      • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.

     
Одежда
      Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.
      Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
      Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.
      Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.
      Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
      Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».

Обувь

      Виды обуви, их назначение.
      Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
      Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. 
      Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
      Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).
      Профессии людей, создающих обувь.

Белье

      Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
      Стирка белья: ручная, машинная.
      Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
      Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
      Ремонт белья.
      

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны иметь представление:
      • о видах одежды, обуви;
      • гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
      • правила сушки одежды и обуви;
      • правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.
      Учащиеся должны уметь:
      • подбирать одежду и обувь по сезону;
      • чистить верхнее и легкое платье.
      2-й уровень
Требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся.


Учебно-методическое обеспечение.

  • Индивидуальные пособия;

  • Иллюстрации;

  • Презентации по заданным темам.


Литература.

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»- под ред. И.М. Бгажноковой.


«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»- под ред. И.М. Бгажноковой.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы ) - под редакцией И.М. Бгажноковой.


Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях

3

4,5

Русские семейные традиции

2

6,7

Семья. Ролевые обязанности в семье.

2

8,9

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.

2

10,11

Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, лифт, домофон.

2

12,13

Рассказ – описание «Наша квартира»

2

14

Назначение жилых комнат.

1

15,16

Чем убирают квартиру. Инвентарь, содержание, правила техники безопасности.

2



II четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Чем убирают квартиру. Инвентарь, содержание, правила техники безопасности.

1

2,3

Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами

2

4,5

Правила повседневной уборки

2

6,7

Практическая работа «Генеральная уборка класса»

2

8,9

Помощники в доме: плита газовая (электрическая), пылесос, холодильник, утюг, их назначение.

2

10,11

Практическая работа «Составить рассказ о домашних помощниках в семье»

2

12

Повторение: предметы мебели, их назначение. Виды мебели.

1

13,14

Правила ухода за мебелью. Виды средств ухода.

2


III четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

«История зеркала». Правила ухода за зеркалом.

1

2

Практическая работа «Мытьё зеркала» (народные средства)

1

3,4

Светильники в доме, люстры, настольные лампы, бра. Средства чистки стёкол, зеркал.

2

5

Практическая работа: «Мытьё окон».

1

6,7

Виды собак, их здоровье. Уход за собаками в доме.

2

8,9

Виды кошек. Уход за кошкой в доме.

2

10,11

Декоративные птицы, их виды, содержание, уход.

2

12,13

Как человек приучил животных. Домашние животные в деревне.

2

14,15

Образ жизни лошади и коровы, питание, уход.

2

16,17

Домашние птицы, кормление, уход.

2

18

Чем болеют животные. Кто лечит животных.

1

19,20

Виды одежды. Профессии людей, создающих одежду.

2

21

Приобретение и хранение одежды

1




IV четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

Виды сезонной одежды

3

4,5

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка

2

6,7

Бельё, его виды и назначение. Ткани для белья

2

8

Стирка белья: ручная, машинная

1

9

Практическая работа: «Стирка белья для куклы»

1

10

Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение.

1

11

Поведение за столом.

1

12

Правила приема пищи.

1

13,14

Значение продуктов питания для здоровья человека.

2

15

Обобщение по разделу

1




Рабочая программа.

Ручное творчество

(2 часа)

Содержание.

1 уровень:

В процессе обучения изобразительной деятельности детей решаются следующие задачи:

-продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности и потребность рисовать в свободное время;

- стимулировать самостоятельное рисование;

- совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами, кистью;

- совершенствовать умение рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

- закреплять умение рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

- закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный), закреплять представления о коричневом, голубом, оранжевом и других доступных детям цветах;

- формировать умение получать разные цвета путем смешения красок;

- продолжать закреплять пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, правый, левый, середина;

- продолжать учить выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка;

-закреплять умение выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;

-продолжать учить выполнению рваной аппликации;

-закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), штрихов, мазков, точек;

-продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

-продолжать учить лепить "предметы, состоящие из нескольких частей;

- закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

- продолжать учить рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображенные предметы, называть их; учить сравнивать свою работу и работы других с предметом или образцом;

- формировать умения работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.


2 уровень.

В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:

- продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

- закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

- продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

- продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

- учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

- закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

- продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

- учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

- продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

- продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

- учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

- закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;

- учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;

- продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

- продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

- учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;

- продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);

- учить выполнению равной аппликации;

- закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

- продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

- закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

- продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

- закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

- формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

• материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;

• способы работы по мокрой и сухой бумаге;

• названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);

• явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.

Учащиеся должны уметь:

• выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;

• применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;

• осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;

• закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;

• рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;


Учебно-методическое обеспечение.

Индивидуальные пособия.



Литература.

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»- под ред. И.М. Бгажноковой.

«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»- под ред. И.М. Бгажноковой.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы ) - под редакцией И.М. Бгажноковой.

Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

«Радуга» (акварель)

2

3,4

«Аквариум» (акварель)

2

5,6

«Листья» (акварель)

2

7,8

«Осенний лес» (акварель)

2

9,10

«Белочка» (акварель)

2

11,12

«Слон» (акварель)

2

13,14

«Грибы» (акварель)

2

15,16

«Осенний букет» (акварель)

2

17,18

«Осень» (акварель). Коллективная работа

2








II четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Лепка из пластилина «Улитка»

2

3,4

Лепка из пластилина «Гусеница»

2

5,6

Лепка из пластилина «Самолёт»

2

7,8

Лепка из пластилина «Фрукты»

2

9,10

Лепка из пластилина «Овощи»

2

11,12

Лепка из пластилина «Зима»

2

13,14

Лепка из пластилина «Снеговик»

2



III четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

«Дерево». Аппликация с использованием пластилина, цветной бумаги и пуговиц

2

3,4

Рамка для фотографий с использованием пластилина и пуговиц

2

5,6

Аппликация «Верблюд» с использованием пластилина и гречки

2

7,8

Аппликация «Ёжик» с использованием пластилина и гречки

2

9,10

Аппликация «Тыква» с использованием пластилина и гороха

2

11,12

Открытка к 23 февраля с использованием пластилина, цветной бумаги и пуговиц

2

13,14

Открытка к 8 марта с использованием пластилина, цветной бумаги и пуговиц

2

15,16

Аппликация «Корабль» с использованием пластилина и цветных пуговиц

2

17,18

Аппликация «Сова» с использованием пластилина и цветных пуговиц

2

19,20

Аппликация «Заяц» с использованием пластилина и цветных пуговиц

2



IV четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Лепка из пластилина «Радуга»

2

3,4

Лепка из пластилина «Цветик-семицветик»

2

5,6

«Ваза» (гуашь)

2

7,8

«Дерево» (гуашь)

2

9,10

«Букет цветов» (гуашь)

2

11,12

«Груши» (гуашь)

2

13,14

«Яблоки» (гуашь)

2

15,16

«Виноград» (гуашь)

2


Рабочая программа.

Социальная коммуникация

(3 часа)


Содержание

Цель данной программы: специальное обучение учащихся со сложной структурой дефекта навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

Основные задачи:

Развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;- Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне; пользоваться услугами торговли, службы быта и другими учреждениями и организациями города.

Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в социуме.


Учебно- методическое обеспечение

  • Индивидуальные пособия;

  • Презентации по заданным темам.


Литература

А.Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение д детей с отклонениями в развитии».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой.

Ресурсы сети Интерент.


Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Твой дом - твоя школа

1

2

В гостях у Мойдодыра

1

3

С любовью к России

1

4

Государственные символы России

1

5

Россия-моя родина

1

6

Обычаи и традиции русского народа

1

7

В мире сказок

1

8

Планета друзей (ролевая игра)

1

9

Чистый дом – залог здоровья

1

10

Красота русской природы

1

11

Школа вежливых наук

1

12

Проблема загрязнения окружающей среды

1

13

Манеры поведения

1

14

Все работы хороши – выбирай на вкус

1

15

Вежливость

1

16

Заботливое отношение к людям

1

17

Добросовестное отношение к труду

1

18

Спешите делать добро

1

19

Все мы разные

1

20

Мы в ответе за тех, кого приручили

1

21

Наши имена

1

22

Зачем человеку семья

1

23

Я и мои родители

1

24

Воспитание

1



II четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Уроки Тётушки Совы

1

Мои домашние питомцы

1

2

Азбука безопасности на дороге

1

3

Чудеса света

1

4

Азбука денег

1

5

Утренняя зарядка

1

6

Уроки осторожности

1

7

Уроки хорошего поведения

1

8

География-малышка

1

9

Времена года

1

10

Всемирная картинная галерея

1

11

Детские фантазии

1

12

Уроки доброты

1

13

Уроки живой природы

1

Правила пользования и поведения

14

Поведение в транспорте

1

15

Маршрут в школу и из школы

1

16

Правила отношений с людьми

1

17,18

Правила поведения в гостях. Ролевая игра

2

19,20

Правила пользования метро. Ролевая игра

2

21

Правила поведения во время каникул

1



III четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Москва – столица России

1

Геральдика России и Москвы.

1

2

Мы- москвичи

1

3

Московский Кремль

1

4

Главные улицы Москвы

1

5

Московское метро

1

6

Интерактивная экскурсия: «Наш район»

1

Правила и культура поведения

7

Правила поведения в школе

1

8

Правила поведения на улице

1

9

Правила поведения в общественных местах

1

10

Правила поведения в транспорте

1

11

Правила поведения за столом

1

12

Правила этикета

1

13

Правила противопожарной безопасности

1

14

Правила поведения на водоёмах

1

15

Правила поведения в лесу

1

16

Опасные растения

1

Общественные праздники

17

День знаний

1

18

День учителя

1

19

Как люди встречают Новый год. Традиции разных стран

1

20

День защитника Отечества

1

21

Международный Женский день

1

22

Беседа «За что я люблю бабушку и маму»

1

23

1 мая – День весны и труда

1

24

День победы. Основные этапы войны

1

Улица и транспорт

25

Виды транспорта

1

26

Пассажирский транспорт

1

27

Городской транспорт

1

28

Правила пользования пассажирским транспортом

1

29

Машины экстренных служб

1

30

Дорожные знаки

1

31

Правила дорожного движения

1

32

Изучаем дорожные знаки

1


IV четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Моя семья

1

Правила поведения дома

1

2

Выполнение постоянных поручений

1

3

Помощь взрослым и младшим членам семьи

1

4

Мои обязанности в семье

1

Мой дом и безопасность в нём

5

Домашний адрес

1

6

Подъезди лифт

1

7

Окна и балкон

1

8

Лекарства

1

9

Домашняя химия. Осторожно, яд!

1

10

Газ

1

Бытовые электроприборы

11

Виды бытовых электроприборов

1

12

Названия, назначение, правила безопасности при пользовании.

1

13

Осветительные приборы.

1

14

Названия, назначение, правила безопасности.

1

Правила безопасности

15

Правила противопожарной безопасности

1

16

Правила поведения «Я один дома»

1

Профориентация.

17

Названия основных профессий, их назначение

1

18

Профессия моих родителей

1

19

Профессия: полицейский. Обращение за помощью.

1

20

Профессия: врач. Обращение за помощью.

1

21

Чтение и разбор стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

1




Рабочая программа.

Прикладной труд

(4 часа)


Содержание


I уровень:

Учащиеся под контролем учителя должны:

• знать некоторые особенности материала (бумага, картон, нитки, природный материал);

• уметь ориентироваться в пространстве листа бумаги;

• уметь делать простую разметку по линейке;

• уметь сравнивать детали по цвету, величине, выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, осуществлять выбор по образцу и по названию;

• уметь определять и аккуратно приклеивать детали аппликации на определенное место;

• уметь вырезать геометрические фигуры из бумаги по прямой линии;

• уметь делать поделки методом бумажной мозаики;

• уметь работать в технике шитьё по проколам;

• уметь организовывать свой труд с помощью учителя: правильно располагать материалы и инструменты на рабочем столе, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасности работы, санитарно-гигиенические требования;

• проявлять уважительное отношение к труду.


II уровень:

Учащиеся с помощью учителя должны уметь:

• знать некоторые особенности материала (бумага, природный материал);

• уметь ориентироваться в пространстве листа бумаги с помощью учителя;

• уметь сравнивать с помощью учителя детали по цвету, величине, форме и осуществлять выбор по образцу и по названию;

• уметь определять и аккуратно с помощью учителя приклеивать детали аппликации на определенное место;

• уметь делать поделки методом отрывной бумажной мозаики;

• уметь работать в технике шитьё по проколам;

• уметь организовывать свой труд с помощью учителя: располагать материалы и инструменты на рабочем столе, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасности работы, санитарно-гигиенические требования;

• проявлять уважительное отношение к труду.



Учебно – методическое обеспечение


Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующее оборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а так же в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал.

• образцы работ;

• пооперационные карты;

• правила техники безопасности при работе с материалом и инструментами;

• природный материал;

• индивидуальные коробки с нитками, пуговицами, инструментами;

• трафареты;

• шаблоны;

• наборы цветного картона;

• пластилин;

• нитки разных цветов;

• иголки разных размеров.




Литература


Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.


Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.


Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 1-4 классы.


Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). – М.,Владос,2010.


Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. М. 1984г.


Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Шитьё по проколам «Осенние листья»

2

3,4

Шитьё по проколам «Ягоды»

2

5,6

Шитьё по проколам «Грибы»

2

7,8

Шитьё по проколам «Птицы»

2

9,10

Шитьё по проколам «Осенние деревья»

2

11,12

Шитьё по проколам «Ёжик»

2

13,14

Шитьё по проколам «Сапоги»

2

15,16

Шитьё по проколам «Моя школа»

2

17,18

Шитьё по проколам «Зонт»

2

19,20

Шитьё по проколам «Перелётные птицы»

2

21,22

Шитьё по проколам «Заяц»

2

23,24

Шитьё по проколам «Медведь»

2

25,26

Шитьё по проколам «Мышка»

2

27,28

Шитьё по проколам «Собака»

2

29,30

Шитьё по проколам «Кот»

2

31,32

Шитьё по проколам «Лошадь»

2

33,34

Шитьё по проколам «Белка»

2



II четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Свеча-декупаж

2

3,4

Подставка для свечи-декупаж

2

5,6

Новогодний подарок. Шар на ёлку-декупаж

2

7,8

Игрушка-сувенир. Снеговик

2

9,10

Подвесной календарь

2

11,12

Настенные часы-декупаж

2

13,14

Новогодняя тарелка-декупаж

2

15,16

Новогодняя игрушка-декупаж

2

17,18

Ёлочная игрушка божья коровка

2

19,20

Аппликация «Гусеница». Работа с ватными дисками

2

21,22

Аппликация «Утёнок». Работа с ватными дисками

2

23,24

Аппликация «Снеговик». Работа с ватными дисками

2

25,26

Поздравительная новогодняя открытка

2

27,28

Изготовление новогодней гирлянды из цветной бумаги. Коллективная работа

2




III четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Пластилинография «Зимний лес»

2

3,4

Пластилинография «Снеговик»

2

5,6

Пластилинография «Заяц влесу»

2

7,8

Пластилинография «Ёлки»

2

9,10

Пластилинография «Снегирь»

2

11,12

Пластилинография «Пингвины»

2

13,14

Пластилинография «Дом»

2

15,16

Пластилинография «Птицы»

2

17,18

Пластилинография «Букет»

2

19,20

Пластилинография «Бабочка»

2

21,22

Пластилинография «Павлин»

2

23,24

Аппликация из цветной бумаги «Сирень»

2

25,26

Аппликация из цветной бумаги «23 февраля»

2

27,28

Аппликация из цветной бумаги «Корабль»

2

29,30

Аппликация из цветной бумаги «Цветы»

2

31,32

Аппликация из цветной бумаги «Чебурашка»

2

33,34

Открытка для мамы

2

35,36

Шитьё по проколам «Весенний букет»

2

37,38

Изготовление скворечника. Коллективная работа

2

39,40

Аппликация «Весна». Коллективная работа

2

41,42

Аппликация из цветной бумаги «Скворцы прилетели»

2

43,44

Аппликация из цветной бумаги с использованием пластилина «Моё любимое время года»

2




IV четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Скатывание шариков из пластилина «Мимоза»

2

3,4

Пластилинография «Божья коровка»

2

5,6

Акварель с элементами пластилинографии «Весна»

2

7,8

Пластилинография «Тюльпан»

2

9,10

Аппликация с элементами пластилинографии «Корзина с цветами»

2

11,12

Аппликация с элементами пластилинографии «Ваза»

2

13,14

Пластилинография на пластиковой крышке «Рыбка»

2

15,16

Пластилинография с использованием природных материалов

2

17,18

Открытка к 9 мая

2

19,20

Шитьё по проколам «Бабочка»

2

21,22

Шитьё по проколам «Корова»

2

23,24

Шитьё по проколам «Платье»

2

25,26

Шитьё по проколам «Радуга»

2

27,28

Аппликация из цветной бумаги «Лягушка»

2

29,30

Аппликация из цветной бумаги «Лев»

2









Рабочая программа.

Живой мир

(2 часа)


Содержание

Сезонные изменения в природе

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы – весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

Наша страна

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины

Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха, воды, свойства тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.

Растения, грибы и животные леса

Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина, и др. хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарники: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

Растения и животные сада, огорода и поля

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и животные луга

Растения луга – травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные а «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

.

Основные требования к умениям учащихся.

I уровень:

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

II уровень:

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Учебно-методическое обеспечение


Учебник для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Живой мир.4 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. – М.: «Просвещение», 2014.


Индивидуальные пособия.


Литература


Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.


Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: Дрофа, 2010. – 189с.


Календарно- тематическое планирование.

8 класс.

I четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

Строение тела человека

3

4,5,6

Наша кожа

3

7,8,9

Органы опоры и движения

3

10,11

Правильная ли у вас осанка

2

12,13,14

Для чего мы едим?

3

15,16

Наша пища

2

17

Закрепление пройденного материала

Обобщение по темам

1



II четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

Кровь и кровеносная система

3

4,5

Как мы дышим

2

6,7

Как из организма удаляются ненужные вещества

2

8,9,10

Как человек воспринимает окружающий мир

3

11,12

Кто всем руководит?

2

13,14

Обобщение по разделу

2




III четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2,3

Здоровый образ жизни

3

4,5,6

Человек-часть природы

3

7,8

Природу надо беречь

2

9,10

Обобщение по разделу

2

11

Сезонные изменения в природе, погоде

1

12

Погода и природа зимой

1

13

Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года

1

14

Труд людей зимой

1

15

Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках.

1

16

Ель как представитель хвойных деревьев

1

17

Сосна как представитель хвойных деревьев

1

18

Март - весенний месяц

1

19

Домашние птицы: гусь, индюк, утка

1

20

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

1

21

Обобщение по разделу

1


IV четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Весна в апреле

1

2,3

Перелётные птицы

2

4,5

Зимующие и перелётные птицы

2

6,7

Насекомые вредные и полезные.

Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха.

2

8,9

Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

2

10

Рыбы - как представители животных.

1

11

Рыбы в аквариуме.

Уход за рыбами в аквариуме.

1

12

Земноводные.

1

13

Все мы -  звенья одной цепи.

1

14

Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество

1



Рабочая программа

Устная речь

(2 часа)


Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1 уровень

• понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;

• выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

• участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

2 уровень

• выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова;

• участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

• слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;


Учебно- методическое обеспечение.

Индивидуальные пособия


Литература.

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»- под ред. И.М. Бгажноковой.

«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»- под ред. И.М. Бгажноковой.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы ) - под редакцией И.М. Бгажноковой.


Приложение

Календарно- тематическое планирование.

I четверть


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Детские народные сказки

1

«Баба-Яга»

1

2

«Волк и козлята»

1

3

«Волк и лиса»

1

4

«Волшебное кольцо»

1

5

«Гуси-лебеди»

1

6

«Дочь-семилетка»

1

7

«Дурак и берёза»

1

8

«Елена Премудрая»

1

9

«Заколдованная королевна»

1

10

«Зимовье зверей»

1

11

«Маша и медведь»

1

12

«Морозко»

1

13

«Мужик и медведь»

1

14

«Пастушья дудочка»

1

15

«По щучьему веленью»

1

16

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

17

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

1





II четверть


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Детские народные сказки

1

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

1

2

«Окаменелое царство»

1

3

«Семь Симеонов»

1

4

«Сивка-бурка»

1

5

«Теремок»

1

6

«Финист-ясный сокол»

1

7

«Хаврошечка»

1

8

«Хитрая наука»

1

9

«Храбрый баран»

1

10

«Царевна-змея»

1

11

«Царевна-лягушка»

1

12

«Чудесная рубашка»

1

Сказки А.С. Пушкина

13

Сказка о рыбаке и рыбке

1

14

Сказка о попе и о работнике его Балде

1



III четверть


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

«Девочка снегурочка» В.И. Даль

1

2

«Про Иванушку -дурачка» Максим Горький

1

3

«Воробьишко» Максим Горький

1

4,5

«Соловей» Г.-Х. Андерсен

2

6,7

«Новый наряд короля» Г.-Х. Андерсен

2

8,9

«Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

2

10,11

«Русалочка» Г.-Х. Андерсен

2

12,13

«Дикие лебеди» Г.-Х. Андерсен

2

14,15

«Свинопас» Г.-Х. Андерсен

2

16,17

«Гадкий утёнок» Г.-Х. Андерсен

2

18,19

«Дюймовочка» Г.-Х. Андерсен

2

20,21

«Принцесса на горошине» Г.-Х. Андерсен

2



IV четверть


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

«Золушка» Ш. Перро

2

3,4

«Кот в сапогах» Ш. Перро

2

5,6

«Красная Шапочка» Ш. Перро

2

7,8

«Мальчик с пальчик» Ш. Перро

2

9

«Три медведя» Л.Толстой

1

10

«Как волки учат своих детей» Л.Толстой

1

11

«Зайцы» Л.Толстой

1

12

«Котёнок» Л.Толстой

1

13

«О муравьях» Л.Толстой

1

14

«Собачка» Л.Толстой

1

15

«Лев и собачка» Л.Толстой

1




Рабочая программа.

Природоведение

(1 часа)


Пояснительная записка.

 Изучение природоведения в  школе 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

   Основными задачами курса являются:

-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;

-бережное отношение и уход за животными в живом уголке/дома;

-общее представление о стране, в которой мы живем;

-общее представление о городах России;

-воспитание социально значимых качеств личности.

   В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

   Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

-разнообразие животного мира;

-животные рядом с человеком;

-есть на земле страна Россия;

-Москва-столица России;

-животный мир;

-охрана природы;

-заповедники и заказники.

   

   Обучение природоведению рассчитано на один урок в неделю.

На основе изучения окружающего мира учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

   Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.




Учебно-методическое обеспечение.

Природоведение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва «Просвещение» 2011.

Литература.

«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»- под ред. И.М. Бгажноковой.

«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»- под ред. И.М. Бгажноковой.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы ) - под редакцией И.М. Бгажноковой.

Календарно- тематическое планирование.

7 класс.


I четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Небесные тела: планеты, звёзды

2

3,4

Солнце. Солнечная система

2

5,6

Исследование космоса

2

7,8

Планета Земля

2

9

Воздух

1



II четверть.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Значение воздуха для жизни на земле

1

2,3

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги

2

4

Поверхность суши. Горы

1

5

Почва

1

6,7

Полезные ископаемые

2



III четверть


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф

2

3,4

Свойства воды

2

5

Вода в природе

1

6,7

Воды суши: ручьи, реки

2

8

Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения

1

9,10

Моря и океаны. Использование и охрана воды

2



IV четверть


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1,2

Разнообразие растительного мира

2

3,4

Среда обитания растений

2

5

Части растения

1

6,7

Деревья, кустарники, травы

2

8

Лиственные деревья

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!