АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________И.П. Гурьянкина Приказ № 2 от «30» августа 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по физике
«Домашняя лаборатория. Естествознание»
5 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
Составитель: Абрамова Нина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории
2018 – 2019 учебный год
Пропедевтический курс «Домашняя лаборатория» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса составлена на основе учебно – методического комплекса «Физика. Химия. 5-6 классы», А.Е.Гуревич, Д.С. Исаев, А.С. Понтак.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты изучения курса «Домашняя лаборатория» 5 класс.
У обучающихся будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
использовать термины: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.
понимать и объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
измерять: объём, массу, плотность, давление, силу;
понимать смысл основных физических законов и применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон Гука;
понимать принцип действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, закона сохранения механической энергии;
описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: массы, силы, давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
познакомиться с примерами использования базовых знаний и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; рационального применения простых механизмов.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
1. Введение (5 часов).
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
Демонстрации:
- свободное падение тел;
- колебания маятника;
- притяжение стального шара магнитом;
- свечение нити электрической лампы;
- электрические искры.
Лабораторные работы:
1. «Определение размеров физического тела».
2. «Определение объема измерительного цилиндра и твердого тела».
Основная цель: понимание физических терминов: тело, вещество, материя; умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру.
Форма организации занятий: мастерская, игра, беседа.
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Систематизация учебного материала.
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
Решение экспериментальных задач.
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Выполнение фронтальных лабораторных работ.
2. Тела и вещества (5 часов).
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Воздух – смесь газов. Плотность вещества.
Демонстрации:
- диффузия в растворах и газах, в воде;
- модель хаотического движения молекул в газе;
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы:
1. «Определение массы тела».
2. «Измерение температуры воздуха и воды».
Основная цель: понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Форма организации занятий: игра, беседа, проект, исследование.
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Написание рефератов и докладов.
Систематизация учебного материала.
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
Решение экспериментальных задач.
Работа с раздаточным материалом.
Выполнение фронтальных лабораторных работ.
Разработка новых вариантов опыта.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Моделирование и конструирование.
3. Взаимодействие тел (23 часа).
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Демонстрации:
- явление инерции;
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов;
- измерение силы по деформации пружины;
- свойства силы трения;
- сложение сил;
- барометр;
- опыт с шаром Паскаля;
- опыт с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы:
1. «Измерение плотности вещества».
2. «Измерение силы трения».
3. «Определение давления тела на опору».
4. «Измерение выталкивающей силы».
5. «Выяснение условия плавания тел».
Основная цель: понимание и способность объяснять физические явления: инерция, всемирное тяготение; умение измерять массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука; владение способами выполнения расчетов при нахождении: силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости.
Форма организации занятий: мастерская, игра, беседа, проект, экспертиза, исследование, соревнование, сказка.
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Анализ формул.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Систематизация учебного материала.
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
Анализ проблемных ситуаций.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
Решение экспериментальных задач.
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Постановка фронтальных опытов.
Выполнение фронтальных лабораторных работ.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Проведение исследовательского эксперимента.
4.Обобщающее повторение (1 час).
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение | Количество лабораторных работ |
1. | Введение. | 5 | 2 |
2. | Тела и вещества. | 5 | 2 |
3. | Взаимодействие тел. | 23 | 6 |
4. | Защита проектов. | 1 | |
| Итого | 34 | 10 |
Раздел 3. Календарное планирование 5 класс.
№ | Раздел, тема урока | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или) коррекция | Примечание |
Введение (5 часов). |
1 | Физика – наука о природе. Физические явления. | 4.09 | | |
2 | Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. | 11.09 | | |
3 | Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. | 18.09 | | |
4 | Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела». | 25.09 | | |
5 | Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Определение объема измерительного цилиндра и твердого тела». | 2.10 | | |
Тела и вещества (5 часов). |
6 | Характеристики тел и веществ. | 16.10 | | |
7 | Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. | 23.10 | | |
8 | Масса тела. Эталон массы | 30.10 | | |
9 | Лабораторная работа № 3 «Определение массы тела». | 6.11 | | |
10 | Температура. Термометр. Лабораторная работа № 4 «Измерение температуры воздуха и воды». | 13.11 | | |
Взаимодействие тел (23 часа). |
11 | Строение вещества. Молекулы и атомы. | 27.11 | | |
12 | Движение молекул. Диффузия. | 4.12 | | |
13 | Взаимодействие частиц вещества. | 11.12 | | |
14 | Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. | 18.12 | | |
15 | Строение атома. | 25.12 | | |
16 | Плотность вещества | 15.01 | | |
17 | Связь между плотностью, массой и объемом. | 22.01 | | |
18 | Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела». | 29.01 | | |
19 | Лабораторная работа № 7 «Измерение плотности жидкости». | 5.02 | | |
20 | Сила как характеристика взаимодействия. | 12.02 | | |
21 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 26.02 | | |
22 | Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила упругости. | 5.03 | | |
23 | Деформация. Виды деформации. Сила упругости. | 12.03 | | |
24 | Измерение сил. Динамометр. | 19.03 | | |
25 | Сила трения. Роль трения в природе и технике. | 26.03 | | |
26 | Способы усиления и ослабления трения. Лабораторная работа № 8 «Измерение силы трения». | 2.04 | | |
27 | Давление твердых тел. | 16.04 | | |
28 | Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 9 «Определение давления тела на опору». | 23.04 | | |
29 | Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля. | 30.04 | | |
30 | Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды. | 7.05 | | |
31 | Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила. Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкивающей силы». | 14.05 | | |
32 | Условия плавания тел. Лабораторная работа № 11 «Выяснение условия плавания тел». | 21.05 | | |
Обобщающее повторение (2 часа). |
33 -34 | Защита проектов. | 28.05-30.05 | | |
Лист
корректировки рабочей программы
учителя Абрамовой Н. А.
2018 - 2019 учебный год
Класс | Название раздела, темы урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
от 27.08.2018г. № 01
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________В.Н. Шарапова
28.08.2018г.