СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования по языкознанию «ЖИВОЕ СЛОВО» (5-11 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования по языкознанию «ЖИВОЕ СЛОВО» (5-11 классы)»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»


Утверждаю


Директор МБОУ СОШ № 22

______________ Л.В. Панкова

Приказ от ________2022 №___





Рабочая программа дополнительного образования

по языкознанию



«ЖИВОЕ СЛОВО»

(5-11 классы)





Тип программы: модифицированная

Срок реализации: 1 месяц

Возраст учащихся: 10-18 лет

Количество часов - 4




Разработала: Литвинова А.В.

учитель русского языка и литературы






2022г.

г. Воронеж

Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

2. Учебно-тематический план…....... ……………………….………………..9

3.Содержание учебных разделов и тем………………… ………………….12

4. Методическое обеспечение программы………………………………….15

5. Материально-техническое обеспечение программы…………………..17

6. Литература…………………………………………………..……………....16












































Пояснительная записка


1. Общая краткая характеристика. Направленность и уровень образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Живое слово» относится к базовому уровню и имеет лингвистическую направленность.

Нормативная база создания программы

Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в

следующих документах:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 N 273 (ред от 08.12.2020г.)

• Концепция развития дополнительного образования детей

(Постановление Правительства Российской Федерации от 4.09. 2014 года N

1726-р)

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г г.

N 196 (ред.30.09.2020)

• Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648-

20 от 28.09.2020 г. №28.

• Примерные требования к программам дополнительного образования

детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства

образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06 – 1844.)

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-

3242. «О направлении методических рекомендаций по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».


Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нѐм возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всѐ чѐтче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полѐта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Мы всѐ дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всѐ большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещѐ печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всѐ чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причѐм произносятся они в серьѐзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажѐнным смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за

компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьезная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишенным возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своѐ истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка. Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Программа составлена с таким расчѐтом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цель :
  • пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка, расширить представление о русском языке, его возможностях;

  • воспитать любовь к русскому языку, научить бережно обращаться с ним;

  • выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;

  • обучить речевому этикету;

  • помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной, обогатить словарный запас;

  • подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.




Задачи :
  • привитие интереса учащихся к русскому языку, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

  • научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

  • развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

  • воспитание инициативы, целеустремленности;

  • повышение общей языковой культуры.


Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 месяц обучения и предназначена для работы с обучающимися

5 -11 классов. Занятия 1 раз в неделю:


Педагогические условия реализации программы:


В основе кружковой работы лежит доброжелательный психологический климат на занятиях; личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; оптимальное сочетание форм деятельности.


Основные принципы организации кружка:


  • принцип индивидуального подхода к учащимся;

  • принцип добровольности;

  • принцип систематичности;

  • принцип занимательности;

  • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Методы и формы работы:
  • беседы;

  • творческие задания;

  • тесты;

-исследования;

  • конкурсы;

  • семинары;

  • проекты;

  • практические работы;

  • игры.



Применяемые технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, технология исследовательской деятельности учащихся, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа базируется на межпредметных связях с историей, экологией, мировой художественной культурой.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

    • передавать мысли правильно, точно и выразительно;

    • самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;

    • умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.


Знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам

различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.



Содержание изучаемого курса



Содержание занятия

Кол-во

часов

1

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

2

Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

1

3

Изменение смысла слова с изменением звука.

1

4

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевѐртыши, кроссворды, ребусы,

чайнворды и др.

1

5

Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова

Слова и вещи.

1

6

Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

1

7

Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает

фразеологизмов на указанную тему».

1

8

Этимология слова и «морфологическое чутьѐ». Этимологические родственники.

О том, как пашня превратилась в лес.

2

9

Полногласные и неполногласные сочетания.

1

10

Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».

1

11

«Странные» корни»

2

12

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова.

2

13

В мире суффиксов

1

14

Кто больше знает существительных общего рода

1

15

Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

2

16

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных

2

17

Сложные слова с составной частью САМО-

2

18

Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения.

1

19

Члены предложения, выраженные словосочетаниями.

1

20

Стилистика. «Кто ярче»

1

21

Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.

1

22

Обобщение.«Самый умный»

1

Всего:

28



Календарно-тематическое планирование


5 класс

п/п

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

Виды деятельности

1.


Вводный урок.

«Застывшие письмена».

Древние письмена.

1


1


1


Создание небольших сообщений

Исследование

Разбор предложений.

2.

Первые алфавиты и

их роль в развитии культуры народов.

1

1


Работа с учителем.

3.

Изменение смысла слова с изменением

звука.

1


1

Анализ предложений

4..

Шарады Анаграммы Метаграммы Слова-перевѐртыши

Кроссворды, ребусы,

чайнворды и др.

1


1


ПР и теоретические

сведения.

Защита игр со словами, созданных

самими


6 класс

1.

Как рождается слово. Связь между

значениями слова

Типы переноса значения. Назначение языка

Словесное произведение как результат познания

мира и утверждения нравственных устоев общества

Слово-заповедь. Слова и вещи.

Значение языка для жизни общества

Творческая работа

1

1

1

Небольшие сообщения уч-ся

Редактирование

предложенных текстов

Сочинение

Работа со словарями

Творческие работы

2.

Словари омонимов.

Идеографические синонимы.

Контекстуальные синонимы.

Сколько мы знаем слов

1

1

1

Исследование

Тренировочные упражнения, тесты

3..

Возникновение

фразеологизма.

1

1



4.

Этимология слова и

«морфологическое чутьѐ».

Этимологические

родственники

1

1

1





7 класс

1.

Речевая культура-

языковые нормы

Грамматические, синтаксические, орфоэпические, нормы


1

1

1

Мини рассказы по

теме

Работа со словарями

Работа в группах, защита своих проектов


2.

Полногласные , неполногласныесочетания.

Активные и пассивные сло

1


1

Определение

принадлежности слова к современному языку

защита мини – проектов

3.

Словообразовательные цепочки.

Речевой этикет.

Культура речи. Критерии культуры

речи.

1

1

1

Составление словообразовательных цепочек

Защита собственного словообразовательного

«древа»

Исследование

предложенных слов

4.

«Странные» корни»

Решение олимпиадных

заданий.

Основные виды

информационной переработки текста.

1

1

1

Исследование слов

Морфемный разбор,

тесты

Участие в конкурсе

исследование

Создание небольших

текстов, определение частей речи



8 класс

1.

Языковые нормы и

варианты норм.

«Странные» корни»

1

1



2.

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные

слова.


1


1

1

Разбор предложений.

Работа с учителем.

3..

В мире суффиксов

1


1

Работа с тестами.

4.

Кто больше знает существительных

общего рода

1

1


Определение части речи, тесты

1.

9 класс

Формы

прилагательных.

1


1

Защита проектов

2.

Переход

прилагательных в существительные.

1

1


Исследование текстов

с точки зрения синтаксиса

3..

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от

числительных.

1

1


Исследование текстов

4.

Речевое общение. Речевой этикет.Культура речи. Критерии культуры речи.

Решение олимпиадных

заданий.


1


1

Исследование синтаксических пар

Защита проектов

Защита своих текстов


10 класс

1.

Сложные слова с составной частью САМО-

1

1


Редактирование текста


2.

Роль наречий в тексте.

1

1


Анализ ситуаций.


3.

Члены предложения, выраженные

словосочетаниями.

1


1

Работа с тестами.


4.

Сферы и ситуации

речевого общения. Речевой этикет.

1

1

1

Анализ ситуаций.

Работа с текстом.



1.

11 класс


Стилистика. «Кто

ярче»

1


1

Тренировочные

упражнения.


2.

Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.

1


1

Работа с тестами.



3.

Культура речи.

Критерии культуры речи.

1


1

Работа с текстами.


4..

Итоговое занятие по курсу занятий.Ярмарка талантов.

Обобщение. «Самый

умный»

1


1

Подведение итогов.


Ожидаемые результаты :
  1. Расширятся знания обучающихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;

  2. Учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;

  3. Вести поисковую работу; ознакомятся с приѐмами исследовательской и проектной деятельности;

  4. Формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  5. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

  6. Повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности: в качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в различных конкурсах.

























Методическое обеспечение занятий


Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.


Дидактические игры:
    1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает

Над … прудом

    1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всѐ – просто везде, – Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

    1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение. Пригрело землю весѐлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва, Как будто …, и пробились сквозь неѐ,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берѐзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

    1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждѐт – согрето – поѐт.

    2. Продолжите строки с рифмами: Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …


Викторины


Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова


  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?

  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?

  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своѐ восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.

  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?

  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры


Английские шарады


Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своѐ слово. Тот, чьѐ слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.


Прогулка со словами


Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).



План анализа стихотворения.
  1. И.Ф.О. автора. Годы жизни и отвлеченные факты биографии не нужны.

  2. Год написания. Если есть, краткая история создания этого стихотворения.

  3. К какому периоду творчества относится (ранний, расцвет, поздний (последний)?

  4. Какое место занимает стихотворение в творчестве автора? ( Первое печатное, последние стихи, программные (что-то важное сказал читателю, определил свою систему мировоззрения, показал свои взгляды, определил будущее страны, искусства и т.д.)

  5. Тема. ( О чем: о природе, Родине, любви, жизни, молодости, смерти и т.д.) Если о жизненных противоречиях, то о философии жизни.

  6. Идея (зачем, с какой целью, что хотел сказать). Природой нужно любоваться, Родину нужно любить, любовь – это самое прекрасное чувство, и т.д.

  7. Жанр: баллада, послание, лирическое стихотворение, басня, элегия.

  8. Образная система. Вводим понятие лирического героя. Не отождествляем автора с лирическим героем. Но можем оговориться о том, что взгляды одного и другого близки, особенно в любовной лирике или в философской.

  9. Какими художественными средствами создаются образы в стихотворении?

Указать художественные приемы, привести примеры. Например: цветовые эпитеты черный ветер – белый снег создают контрастность восприятия окружающего мира. Основное настроение стихотворения: грустное (элегическое), радостное.

Меняется ли? Как? Почему?

  1. Сколько композиционных частей (в зависимости от образов, настроений, поднимаемых тем)? Объяснить, сколько и почему. Композиционная система построена на параллелизме, контрасте, сопоставлении, антитезе, композиция кольцевая, ректроспективная и т.д.

  2. Размер, рифма, рифмовка. Художественное направление (реализм, символизм, акмеизм, романтизм, имажинизм, футуризм). Признаки данного направления.

  3. Ваше восприятие, оценка, ассоциации. Какие обобщения звучат в стихотворении?

  4. Для ЕГЭ по литературе: в каких лирических произведениях каких авторов поднимаются схожие темы, проблемы, появляются такие же настроения, герои? Назвать не менее 2-х авторов (с их двумя произведениями) и не менее двух позиций сопоставления.

Примерный план лингвистического анализа стихотворного текста.


  1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.


  1. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:


  1. сколько предложений входит в него;

  2. каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;

  3. каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?


  1. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки?


  1. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико- интонационную, так и смысловую).


  1. Обратите внимание на повторы:


  • синтаксический параллелизм;

  • лексические и корневые повторы;

  • повторы союзов;

  • анафорические и эпифорические повторы.


Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?


  1. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:


  1. в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);

  2. к какому разряду лексики они принадлежат:


  • по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);

  • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);

  • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);


  1. какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?


  1. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:


  1. выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, определите их роль в данном тексте;


  1. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле. Какова смысловая роль этих тропов?;

  2. какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;

  3. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении в той или иной его части, почему?;

  4. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.


  1. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.


  1. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико- грамматическую и смысловую соотнесенность.


  1. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.


Практическая работа.


Лингвистический анализ стихотворения. А.Пушкин. «На холмах Грузии...»

Домашнее задание (предварительное)


  1. Прочитайте стихотворение несколько раз. Подготовьтесь к выразительному чтению.


  1. Выпишите, когда, при каких обстоятельствах написано это стихотворение, кому оно посвящено. Что вы можете сказать об адресате этого стихотворения?


Задания по тексту


  1. Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как соотносятся их микротемы?

  2. Выпишите эти предложения. Определите их грамматические основы, отметьте скобками части предложений, отметьте средства связи между частями. Составьте схему 3-го предложения.

  3. Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем – сложносочиненное с подчинением? Обратите внимание на распространенность – нераспространенность частей бессоюзных предложений.

  4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?

  5. Найдите в стихотворении повторы:

  • синтаксический параллелизм (повторение синтаксических структур);

  • лексические повторы.

Какую роль они играют?

  1. Обратите внимание на рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково их смысловое соотношение?

  2. В третьей строке Пушкин употребляет слова с противоположной эмоциональной окраской: грустно – легко, печаль – светла. Как называется такой приѐм? Какую роль он здесь играет?

  3. С какой целью в стихотворении используются синонимы? Выпишите их. Определите их характер (лексические, контекстуальные).

  4. Есть ли в последнем предложении слова в переносном значении? Если есть, то определите, с какой целью они употреблены.

  5. Найдите в стихотворении двойное отрицание. Каково его значение? С какой целью оно употреблено здесь?

  6. Обратите внимание на правописание отрицательного местоимения. Расскажите о правописании отрицательных и неопределенных местоимений.

  7. Произведите фонетический разбор слов тревожит и может. Докажите, что поэт употребил здесь полную фонетическую рифму, несмотря на разницу в написании.

  8. Как вы понимаете смысл этого стихотворения( письменный ответ)












































Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

  1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

  2. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

  3. Компьютер, мультимедийный проектор.

  4. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещѐн, проветриваем, иметь средства для затемнения.



Литература для учителя
  1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград.

«Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

  1. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.

  2. А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд.

«Просвещение», М., 1967.

  1. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976

Интернет-ресурсы

Литература для учащихся
    1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М.,

«Просвещение», 1995.

    1. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.

    2. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.

    3. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.

    4. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт- Петербург, «Тригон», 1997.

Интернет-ресурсы



Использование ЦОРов:


  1. Грамота.ру http://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/


  1. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.


  1. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm





























2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!