СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный клубочек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубочек» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.121.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный клубочек"»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО»

«Волшебный клубочек»

Возраст обучающихся: 10-17 лет

Срок реализации: 3 года


Составил:

Чуклина В.Р., педагог

дополнительного образования



г. Туймазы, 2023 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубочек» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.121.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества обучающийся может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного творчества как вязание крючком и спицами, что способствует развитию таких качеств как настойчивость, терпение, усидчивость, приучают к аккуратности и прививают навыки общественно-полезного труда. Что не маловажно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Направленность данной программы-художественная.

Программа по виду является модифицированной, по признаку общеразвивающей.

Адресат программы. Данная программа рассчитана на возраст обучающихся 10-17 лет. Набор обучающихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей). Учебная группа формируется из обучающихся предпочтительно одной возрастной группы, но возможен разновозрастной состав.

Рекомендуемое количество воспитанников в группе – 6 обучающихся.

Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи программы:

- предметные: - формирование знаний об истории вязания и его значением в народном творчестве;

-овладение основами техники вязания крючком и спицами, машинным вязанием, подбирать материалы и инструменты в соответствии с требованиями к будущему изделию;

- формирование знаний и умений по оформлению выполненной работы по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

- овладение умений свободного пользования схемами из журналов;

- формирование практических навыков выполнять сборку и оформление готового изделия.

- метапредметные: - формирование интереса к истокам народного творчества;

- развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, фантазии, наблюдательности;

- формирование эстетического и художественного вкуса

- развитие мелкой моторики.

- личностные: - воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, обязательности, самоконтроля, ответственности при выполнении работ;

-формирование усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца;

- привитие культуры поведения, общения, труда.

Объём и срок реализации программы, режим занятий.

Программа является адаптированной к условиям специальных (коррекционных) школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Объем программы – 204 часа. Режим занятий: 2 часа в неделю (двухчасовое занятие с 10-минутным перерывом 1 раз в неделю). Предусмотрена групповая форма проведения занятия.

Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными с разноуровневой подготовленностью детей. Разный уровень подготовки позволяет разбить коллектив на пары «ученик-учитель».

Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.

Формы и методы обучения и воспитания

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Проводятся беседы о народных традициях и обычаях.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Структура программы.

При трехгодичной программе каждый учебный год можно выделить как определенный, относительно завершенный этап освоения знаний, умений и навыков.

1-й год обучения – знакомство с материалом, правилами работы; знакомство с простейшими технологическими картами. Практическая деятельность носит репродуктивный характер с элементами самостоятельной работы.

2-й год обучения – построение и углубление полученных ранее знаний; активизация самостоятельной деятельности при выполнении практических работ; работа с более сложными схемами, технологическими картами.

3-й год обучения – повышение требований к самостоятельной деятельности во время всего процесса создания изделия (планирование, организация теоретической и практической деятельности, анализ), т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.

Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, образцов, схем).

Практическое обучение происходит при непосредственном вязании изделия (от простого к сложному) при участии педагога и самостоятельно.

В организации занятий выделяются следующие этапы работы:

- организационная часть,

- вступительная часть (повторно-мотивационная),

- основная часть (теоретический и практический этапы),

- заключительная часть (подведение итогов).

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:

1) Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог).

2) Методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в выставках).

3) Проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий).

4) Наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий).

5) Метод игры.

6) Метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений).

Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение:

1) образцы изделий;

2) изделия, изготовленные учащимися;

3) литература по вязанию;

4) схемы изготовления изделий.

Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок. Для оценки результативности используются следующие группы методов диагностики:

1. Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты).

2. Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей).

3. Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.

4. Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, праздниках, достижения кружковцев.


Ожидаемые результаты:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу первого года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.

Соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.

Название и назначение различных материалов (различные виды нитей, синтепон, вата).

Самостоятельно подобрать крючок, нитки для изделия.

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.).

Правильно пользоваться инструментами.

Термины, употребляемые при вязании крючком, спицами (воздушная петля, столбик без накида и с накидом, соединительный столбик, лицевая петля, изнаночная петля).

Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия.

Простейшие условные обозначения, используемые в схемах.

Зарисовать условные обозначения и вязать их.

Правила вязания прямого и круглого полотна, правила прибавления и убавления петель.

Освоить технику вязания прямого и круглого полотна, уметь прибавлять и убавлять петли, вязать по простейшим схемам и описаниям.

К концу второго года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда, правила планирования и организации труда.

Строго соблюдать правила безопасности труда. Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.

Название изученных инструментов и материалов, их назначение.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Условные обозначения, используемые в схемах.

Изготавливать простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой).

Правила работы по схемам и описаниям (в соответствии с программой).

Пользоваться схемами и описаниями.

К концу третьего года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Материалы и инструменты, их назначение.

Правильно подбирать материалы и инструменты.

Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.

Строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.

Разные техники вязания крючком, спицами.

Самостоятельно изготавливать различные виды изделий (аналогичные изделиям по программе).

Учебно-тематический план первого года обучения:

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1


Раздел I. Основные приемы вязания крючком.

10

4

6

2.


Тема 1. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

2


1




1

3

Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения.

2

1

1

4

Тема 3. Столбики с накидом.

2

1

1

5

Тема 4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.

4

1

3


Раздел II. Пинетки.

14

4



10

6

Тема 1. Виды пинеток.

4

2

2

7

Тема 2. Практическая работа. Вязание пинеток.

10

2

8


Раздел III. Круглая прихватка.

10

2

8

8

Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток.

2


1



1


9

Тема 2. Как украсить прихватку.

2

1

1

10

Тема 3. Практическая работа: вязание прихватки

6

-

6


Раздел IV. Основные приемы вязания спицами.


1

1


11

Тема 1: Материалы и инструменты

1

1



Раздел V Техника вязания на спицах

30

6

24

12

Тема 1: Набор петель при вязании на двух спицах

4

1

3

13

Тема 2:Технология выполнения изнаночных петель.

6

1

5

14

Тема 3:Технология выполнения лицевых петель.

6

1

5

15

Тема 4:Кромочные петли.

2

1

1

16

Тема 5:Закрепление петель последнего ряда.

4

1

3

17

Тема 6:Накиды.

2

1

1

18

Тема 7:Способы убавления, прибавления и закрывания петель.

4


3

19

Тема 8:Соединение петель

2


3

20

Итоговое занятие

1

1



ИТОГО

68

18

50

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий.

Раздел I. Основные приемы вязания крючком.

Тема 1. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Теория. Из истории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель.

Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.

Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения.

Теория. Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петли для начала ряда.

Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.

Тема 3. Столбики с накидом.

Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.

Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Начало работы с «почерком».

Тема 4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.

Теория. Просмотр схем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.

Практика. Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).

Раздел II. Пинетки.

Тема 1. Виды пинеток.

Теория. Обувь для самых маленьких (демонстрация готовых изделий, иллюстраций различных моделей пинеток). Способы вязания пинеток. Необходимые мерки. Плотность вязания. Используемые материалы для вязания и украшения пинеток.

Практика. Выбор модели пинеток. Подбор пряжи, крючка. Снятие необходимых мерок. Разбор описания, схем.

Тема 2. Практическая работа. Вязание пинеток.

Теория. «Ребятам о зверятах» (знакомство с различными видами пинеток-зверят). Технология вязания пинеток.

Практика. Вязание пинеток. Элементы украшения (бусинки, пуговки, ленточки и др. декоративные элементы). Анализ готовых работ.

Раздел III. Круглая прихватка.

Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток.

Теория. Ассортимент прихваток на основе круглого полотна (образцы, схемы, специальная литература). Возможные цветовые и композиционные решения (оттенки, насыщенность, сочетание). Технология вязания круглой прихватки.

Практика. Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия.

Тема 2. Как украсить прихватку.

Теория. Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др.

Практика. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика.

Тема 3. Практическая работа: вязание прихватки.

Теория. Вязание наших бабушек: круглые коврики из полос ткани. Как украсить прихватку (цветы, листики, ягодки и д.т.) Круг превращается в…..(прихватки - звери).

Практика. Совершенствование и закрепление полученных навыков. Вязание прихватки под руководством педагога. Выбор элементов украшения и их вязание. Оформление изделия.

Раздел IV Основные приемы вязания спицами.

Тема 1:.Материалы и инструменты

Теория. Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити.

Раздел V. Техника вязания на спицах. Тема 1: Набор петель при вязании на двух спицах Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Тема 2: Технология выполнения изнаночных петель. Теория.Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ: "бабушкина изнаночная". Тема 3:Технология выполнения лицевых петель. . Теория.Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. Тема4:Кромочные петли. Теория.Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. Тема5: Закрепление петель последнего ряда. Теория. Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами. Тема 6: Накиды. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Тема 7:Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Тема 8:Соединение петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины. Примерный перечень практических работ. 1. Изготовление образцов вязания на спицах. 2. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для блузок, платьев. 3. Изготовление шарфика в уменьшенном масштабе. 4. Изготовление образца ажурной салфетки, воротничка или манжеты. 5. Выполнение эскизов узоров.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-


Раздел I. Прибавление и убавление петель.

6


2


4


2.


Тема 1. Правила прибавления и убавления петель.

6

2

4


Раздел II . Вязание игрушек.

30


6


24

3

Тема 1. Технология вязания игрушки.

2

1

1

4

Тема 2. Правила вязания деталей игрушки.

2

1

1

5

Тема 3. Практическая работа. Вязание игрушки (по выбору).

20

3

17

6

Тема 4. Сборка и оформление игрушки.

6

1

5


Раздел III Вязание декоративной наволочки.

10

1

9

7

Тема 1:Выбор узора. Контрольный образец. Плотность вязания.

2

1

1

8

Тема 2:Вывязывание восьми одинаковых деталей.

6


6

9

Тема 3:Сшивание деталей.

2


2


Раздел IV. Вязание носков

20

3

17

10

Тема 1: Технология вязания на пяти спицах

2

1

1

11

Тема2: Вывязывание резинки

1


1

12

Тема3:Вывязывание пятки

2

1

1

13

Тема 4:Вывязывание стопы

3


3

14

Тема 5:Вывязывание носка изделия. Завершение работы.

2

1

1

15

Тема 6:Вывязывание второго носка

10


10


итого

68

14

54

Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие.

Теория. Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Безопасность труда и правила личной гигиены. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Демонстрация образцов изделий.

Раздел I. Прибавление и убавление петель.

Тема 1. Правила прибавления и убавления петель при вязании круга столбиками без накида и с накидом.

Раздел II . Вязание игрушек.

Тема 1. Технология вязания игрушки.

Теория. Демонстрация готовых изделий, фотографий, журналов с вязаными игрушками. Технология вязания игрушек (общее знакомство).

Практика. Выбор модели, ниток, крючка. Композиционное и цветовое решение. Работа по описанию или схемам (с помощью педагога).

Тема 2. Правила вязания деталей игрушки.

Теория. Особенности вязания игрушек. История возникновения игрушки. Анализ изделия. Порядок вязания деталей игрушки.

Практика. Техническая проработка. Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов.

Тема 4. Сборка и оформление игрушки.

Теория. Материалы для набивки игрушек. Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы. Оформление мордочки игрушки.

Практика. Набивка и сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.). Окончательное оформление изделия. Обсуждение готовых работ.

Тема 3. Практическая работа: вязание игрушки (по выбору).

Практика. Выбор и вязание игрушки на основе полученных знаний. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по инструкционной карте «Вязание игрушек», по схемам и описанию. Контроль качества.

Раздел III Вязание декоративной наволочки. 30х30см.

Тема 1. Выбор узора. Контрольный образец. Плотность вязания.

Теория. Вывязывание контрольного образца вязки. Соединение в одном образце двух узоров, вывязанных на одном и том же количестве петель.

Определение плотности вязаного полотна по вертикали и горизонтали.

Тема 2: Вывязывание восьми одинаковых деталей.

Вывязывание восьми одинаковых деталей.

Тема 3 Сшивание деталей.

Как правильно сшить детали. Способы сшивания вязаных изделий.

Примерный перечень практических работ.

1.Изготовление контрольного образца.

2.Выполнение деталей наволочки.

3. Художественное оформление изделия.

Раздел IV. Вязание носков.

Тема 1. Технология вязания на пяти спицах.

Особенности вязания на пяти спицах. Определение плотности вязания.

Тема 2: Вывязывание резинки

Резинка 1х1; 2х2; английская резинка.

Тема 3 Вывязывание пятки.

Технология вывязывания пятки.

Тема 4: Вывязывание стопы.

Вывязывание стопы.

Тема 5: Вывязывание носка изделия. Завершение работы.

Убавление петель.

Тема 6: Вывязывание второго носка.

Примерный перечень практических работ.

1.Изготовление контрольного образца.

2. Вывязывание резинки

3. Вывязывание пятки

4. Вывязывание стопы. 5. Вывязывание стопы. 6. Вывязывание носка изделия

Учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-


Раздел I. Новые приемы вязания.

8


4

4


2

Тема 1. Узоры вязания крючком.

4

2

2

3

Тема 2. Практическая работа. Вязание образца.

4


2


2



Раздел II. Сувениры к празднику.

14


6


8


4.


Тема 1. Подарки к Новому году.

4


2


2


5.

Тема 2. Практическая работа. Вязание новогодних сувениров.

10

4

6


Раздел III. Вязаные аксессуары.

16

6

10

6.

Тема 1.Мир аксессуаров.

2



2



-


7.

Тема 2. Различные виды сумок

4

2

2

8.

Тема 3. Практическая работа. Вязание изделия.

10

2

8


Раздел IV. Орнамент в вязании спицами

8

2

6


Тема 1: Схемы орнаментов Орнамент в вязании спицами.

8

2

6


Раздел V. Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.

18

3

15


Тема 1.Расчет количества петель для варежки.

2

1

1


Тема2: Вывязывание резинки варежки

4

1

3


Тема3: Вязание варежек.

9

1

8


Тема 4:Вывязывание пальца

3


3


Итоговые занятия

2

1

1


Итого

68

24

44

Вводное занятие.

Теория. Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Безопасность труда и правила личной гигиены. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Демонстрация образцов изделий.

Раздел I. Новые приемы вязания.

Тема 1. Узоры вязания крючком.

Теория. Схемы различных узоров. Раппорт узора. Вязание края изделия. Зависимость числа петель начальной цепочки от узора.

Практика. Чтение схем узоров.

Тема 2. Практическая работа. Вязание образца.

Теория. Пышные столбики, вытянутые петли. Демонстрация изделий, схем. Условные обозначения. Выбор схемы узора для вязания. Необходимость вязания образцов при вязании одежды.

Практика. Вязание образца узора по схеме. ВТО. Контроль качества.

Раздел II. Сувениры к празднику.

Тема 1. Подарки к Новому году.

Теория. Чем украсить елку (колокольчики, снежинки, ангелочки, сердечки). Демонстрация изделий, иллюстраций, схем. Символ Нового года.

Практика. Разбор схемы сердечка.

Тема 2. Практическая работа. Вязание новогодних сувениров.

Теория. Ассортимент вязаных сувениров. Выбор изделия. Знакомство со схемами и описаниями.

Практика. Подбор нитей. Цветовое и композиционное решение. Вязание сувенира (по выбору). Работа по схемам и описаниям. Консультации. Контроль качества.

Раздел III . Вязаные аксессуары.

Тема 1. Мир аксессуаров.

Теория. Аксессуары – история и современность. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий, схем (шапочки, сумки, косметички, шали, палантины и т.д.) Технология вязания овала. Прибавление петель на закруглении.

Практика. Вязание образца овальной формы.

Тема 2. Различные виды сумок.

Теория. Ассортимент сумок, связанных крючком. Материалы для изготовления. Сумки-зверята. Технология вязания сумки. Отделочные элементы. Обвязывание бусинок. «Рачий» шаг.

Практика. Обвязывание бусинок. Вязание «рачьего» шага.

Тема 3. Практическая работа. Вязание изделия.

Теория. Выбор изделия (сумочка, кошелек, косметичка). Подбор нитей. Технология вязания изделия. Цветовое решение.

Практика. Вязание изделия. Самостоятельная работа по схеме и описанию. Консультации. Контроль качества. Декоративная отделка изделия.

Раздел IV. Орнамент в вязании спицами.

Тема 1. Схемы орнаментов. Способы расчета петель

Теория. Особенности чередования нитей разных цветов. Подбор схемы и цветовое решение. Подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета. Практика. Выполнение образца орнамента. Раздел V .Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.

Тема 1.Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.

  1. Теория. Определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.

  2. Практика. Рассчитать количество петель для изготовления варежки. Вязание варежек.


Оценка и контроль результатов.

Выполнение практических работ.

Тестирование.

Итоговое занятие.

Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов. Награждение.

Условия реализации программы

-Для реализации программы необходимо наличие кабинета.

Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

-Для размещения работ нужны: полки, стенды, шкафы.

-Для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер.

Информационное и методическое обеспечение программы

- учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы;

- методические разработки открытых занятий;

- лекционные материалы;

-электронные образовательные ресурсы.


























Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный клубочек»

на 2023 -2024 учебный год

Комплектование групп проводиться с 1по 15 сентября 2022 года. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недель. Учебные занятия в ГБОУ Туймазинская КШИ № 2 начинаются с 1 сентября 2023 года и заканчиваются 24 мая 2024 года.

Учебные занятия проводятся в первую смену (в соответствии с расписанием). Продолжительность занятий составляет 40 мин.

Каникулы: осенние каникулы с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г.; зимние каникулы 30.12.2023 г. по 08.01.2024 г.; весенние каникулы 23.03.24 г. по 31.03.2024 г.; летние каникулы с 25.05.2024 г. по 31.08.2024 г.

В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул обучающиеся могут принимать участие в мероприятиях в соответствии с планами воспитательной работы школы.

Год обучения

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

02.09

09.09

16.09

23.09

30.09

07.10

14.10

21.10

28.10

04.11

11.11

18.11

25.11

02.12

09.12

16.12

23.12

30.12

06.01

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02

02.03

09.03

16.03

23.03

30.03

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

18.05

27.05

01.06-30.06

01.07-31.07

01.08-31.08


1 год

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

2

2

2

2

2

2

2

К

К

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

2

2

2

2

2

2

2

ПА

К

к

К

К

К


ПА

2

-Промежуточная аттестация -Введение занятий по расписанию -Каникулярный период

Требования к материально-техническому обеспечению

Требования к материально­-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса обучения обучающихся.

Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в ГБОУ ТКШИ № 2, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.

Для проведения занятий по данной программе требуются:

- сырье (ткань, бумага, шерсть и др. материалы);

- инструменты и приспособления, соответствующие профилю труда;

- наглядный учебно-дидактический материал.

Занятия по внеурочной деятельности проводятся на базе мастерской соответствующей санитарным требованиям. Мастерская размещается на втором этаже школьного здания.

Большое внимание при работе в мастерской должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.

























Требования к педагогическим кадрам

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования.

ГБОУ ТКШИ № 2, реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна быть уко­м­п­ле­ктована педагогическими, руководящими и иными работниками, име­ю­щи­ми профессиональную подготовку соответствующего уровня и на­пра­в­ле­н­но­с­ти.

Уровень квалификации работников ГБОУ ТКШИ № 2, ре­а­ли­зу­ющей АООП, для каждой занимаемой должности дол­жен соответствовать квалификационным характеристикам по со­от­вет­с­т­ву­ю­щей должности, а для педагогических работников государственной образовательной организации ― также квалификационной ка­те­гории.

ГБОУ ТКШИ № 2 обеспечивает работникам воз­мож­ность повышения профессиональной квалификации через профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации; ведение методической ра­боты; применение, обобщение и распространение опыта использования со­вре­менных образовательных технологий обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями).

В реализации АООП для обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (ин­теллектуальными нарушениями) в ГБОУ ТКШИ № 2, отдельных классах и группах принимают участие следующие спе­циалисты: учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-ло­гопеды, педагоги-пси­хо­ло­ги, специалисты по физической культуре и ада­п­тив­ной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный руководитель), со­ци­аль­ные педагоги, педагоги до­по­л­ни­тель­ного образования, медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физ­куль­туре.

Учитель технологии (труда) должен иметь высшее или сре­днее профессиональное образование по одному из видов профильного труда с обязательным прохождением переподготовки или курсов повышения ква­лификации в об­ла­с­ти олигофренопедагогики, подтвержденных до­ку­ментом установ­лен­ного образца.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее про­фе­с­си­о­нальное об­разование или среднее профессиональное образование в об­ла­с­ти, соответствующей про­фи­лю кружка, секции, студии, клубного и иного де­т­ского объединения без предъявления тре­бований к стажу работы; либо вы­с­шее профессиональное образование или среднее про­фессиональное об­ра­зо­ва­ние и дополнительное профессиональное образование по на­пра­влению «Об­ра­зование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

При получении образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП совместно с другими обучающимися должны быть соблюдены следующие требования к уровню и направленности подготовки специалистов:

педагогические работники − учитель-логопед, учитель музыки, учи­тель рисования, учи­тель физической культуры (адаптивной физической куль­туры), учитель труда, во­с­пи­та­тель, педагог-психолог, социальный пе­да­гог, педагог дополнительного образования дол­ж­ны иметь наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим об­ра­зо­ва­ни­ем по со­от­ве­т­с­т­ву­ющему занимаемой должности направлению (профилю, ква­ли­фи­ка­ции) под­готовки документ о повышении квалификации, установленного образца в области ин­клюзивного образования.

При необходимости ГБОУ ТКШИ № 2 может использовать сетевые формы реализации об­ра­зо­ва­тель­ных программ, которые позволят при­влечь специалистов (педагогов, медицинских ра­бо­тников) других ор­га­ни­за­ций к работе с обучающимися с умственной отсталостью (ин­те­л­лек­ту­аль­ны­ми нарушениями) для удовлетворения их особых образовательных по­тре­б­но­с­тей.






































ЛИТЕРАТУРА


Литература для педагога

1. Белая Н.П. Мелодия кружев. – Мн., «Полымя», 1999г.

2. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. – Мн., «Полымя», 1995.

3. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.

4. Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

5. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.

6. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.

7. Журналы по вязанию крючком.

Литература для учащихся

1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 1991г.

2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.

3. Журналы по вязанию крючком и спицами.

Электронные образовательные ресурсы

1. Материалы сайтов: http://orangeknitting.ru/index.php?/topic/18-putevoditel-po-forumu/

http://amigurumi.com.ua/forum/

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!