СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Школа умелого карандаша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Школа умелого карандаша"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№10 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей»

г.Кингисеппа Ленинградской области










ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЧЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

«ШКОЛА УМЕЛОГО КАРАНДАША»



для детей 4-7 лет






Разработчик

Канюкова Т.Ю.

















КИНГИСЕПП 2021г.






Содержание

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

    1. Направленность программы

    2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы

    3. Цель, задачи программы

Принципы построения программы

    1. Отличительные особенности программы

    2. Объём и сроки освоения программы

    3. Формы обучения

    4. Режим занятий

    5. Планируемые результаты освоения программы

    6. Условия реализации программы

    7. Средства реализации рабочей программы

    8. Дидактический материал и техническое оснащение

    9. Формы подведения итогов реализации программы

  1. Содержательный раздел

Учебно-тематический план(Приложения 1,2, 3)

Разделы программы

3.Список использованной литературы



















  1. Целевой раздел

Пояснительная записка



В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования является формирования у детей готовности к обучению в школе. Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Графический навык — это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через занятия по программе "Школа умелого карандаша".

    1. Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа умелого карандаша», является: по уровню образования - дошкольное образование, по направленности - социально-педагогической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - трёхгодичной.

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка. Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью. Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ умения ориентироваться на листе бумаги. Это также средство развития мышления. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. Развитие графомоторного навыка строилось по принципу «от простого - к сложному» и осуществлялось на протяжении всего периода дошкольного детства.



1.2. Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение 5 тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания - как традиционных, так и вновь «открытых».

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых - общее интеллектуальное развитие, во- вторых - готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель Программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы:

-Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

-Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

-Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).

-Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

- Увеличить объем внимания, памяти.

  • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

  • Сохранение здоровья.

  • Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

-Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

  • Развивать речь.

  • Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

  • Способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

-Воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, активность, стремление доводить начатое дело до конца.

Задачи для детей 4-5 лет:

1.Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей.

2.Развивать слухо-зрительно-моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры.

3.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3.Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов.

4.Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти.)

5.Расширять знания и представления об окружающем мире.

6.Воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности.

7.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.



Задачи для детей 5-6 лет:

  1. Развитие общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнение в координации движений с речью.

  2. Формирование нажима руки, совершенствование графических умений и навыков в заданиях на штриховку и рисовании предметов по клеткам.

  3. Развитие пространственной координации, конструктивных навыков, умения выполнять задания по словесной инструкции.

  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

  5. Расширение знаний и представлений об окружающем мире.

  6. Воспитание организованности, усидчивости и аккуратности в работе.

  7. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Задачи для детей 6-7лет:

  1. Тренировка тонкокоординированных движений руки, мелкой мускулатуры пальцев.

  2. Развитие слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

  3. Совершенствование графических умений и навыков в заданиях разных видов.

  4. Формирование умения соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

  5. Развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

  6. Формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы.

  7. Воспитание трудолюбия, старательности и добросовестного отношения к работе.



Принципы построения программы:

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

  2. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).

  3. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

4.Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

5.Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6.Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

1.4. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

1.5. Объём и срок освоения Программы Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4- 7 лет.

Срок освоения программы «Умные пальчики» - 3 года.

Занятие проводится 1 раза в неделю, 4раз в месяц. Организовывается во вторую половину дня.

1.6. Формы и методы обучения.

Форма обучения очная.

Формы организации детей:

-Групповые (подгрупповые)

Методы обучения:

-наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);

-практический

-словесный

1.7. Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительность занятий для детей 4-5 лет-20 минут, 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30 минут.

1.8. Планируемые результаты освоения программы


Обучающийся будет знать:

-Гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-Правила и различные виды

-Правила работы с тетрадью;

штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-Правила работы с ножницами

-Знать способы выполнения пальчиковой гимнастики

Уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

-уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

-уметь самостоятельно вырезывать фигуры по контуру.

Сможет решать жизненнопрактические задачи через:

-Развитие коммуникативности;

-Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;

-Развитие наблюдательности;

-Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

-Развитие инициативности и самостоятельности

Будет способен проявлять:

-Усидчивость при выполнении работ; --Эмоциональную отзывчивость;

-Доброжелательность.



1.9. Условия реализации программы:



1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.



Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

  1. Пальчиковая гимнастика;

  2. Дидактические игры и игровые упражнения.

  3. Задания по изобразительной деятельности (закрашивание, вырезывание, пластилинография).

4. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами;

5. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

6. Формирование элементарных графических навыков.



1.10. Средства реализации рабочей программы



Пальчиковая гимнастика.



Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.



Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического развития посредством определенных двигательных упражнений. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создание предпосылки для становления многих психических процессов, в том числе мышления и речи.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, происходит стимуляция интеллектуального развития. При этом чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. У дошкольников улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность к произвольному контролю.

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый эффект, но и накапливающий эффект., развития при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Упражнения для развития мелкой и крупной моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна уверенность движения руки. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.



Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.



Виды штриховки:

  • штриховка в разных направлениях (инструмент-карандаш);

  • обведение фигур по трафарету или шаблону;

  • закрашивание;

  • ориентировка на листе бумаги в клетку;

  • написание по клеткам различных фигур;



Соблюдение правил штриховки:

o штрихи не должны выходить за контур

o промежутки между штрихами должны быть одинаковыми

o соблюдать параллельность линий

o линию штриха вести непрерывно;



Соблюдение правил закрашивания:

o раскрашивать в одном направлении

o не заходить за контуры рисунка

o не оставлять не прокрашенных мест в рисунке;



Рисование по клеточкам



Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.



На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой. Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.



Вырезывание ножницами.



Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.



Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.



Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму способствует лучшему освоению образовательной программы и формированию следующих интегративных качеств ребенка:

-у ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности; -самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

-интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

-способен самостоятельно действовать;

-в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

-принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

-способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; -может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;

-умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

1.11. Дидактический материал и техническое оснащение

  • Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, цветные и простые карандаши, ножницы)

  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка, рис, семечки).

  • Картотека пальчиковых игр, Кинезеологических упражнений, рисунков по клеточкам,обводки, графомоторные дорожки.

  • Пособия по сенсомоторике (шнуровки, клубки ниток, пипетки, прищепки и др.)

  • Тетради в клетку, листы (тетрадки)на печатной основе с заданиями.

  • Тематические иллюстрации.



1.13. Формы подведения итогов:

Основная задача диагностики - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

  • Изучение результатов детской деятельности.

Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.


Ф.И.

ребенка

Развитие мелкой

моторики рук

Ориентирование в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезание ножницами

Копирован ие образца

Штриховка

Графическийдиктант

1.Развитие мелкой моторики

  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

«Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусин (оценивается быстрота, создание рисунка);

- Завязывание шнурков разной величины

  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Продолжить узор по клеточкам

-Д/И «Найди, где спрятано?»

3. Срисовывание образца

  • задания на листе бумаги в клетку, в линейку

  • дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

  1. Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

  1. Графический диктант.

-графический диктант по словесной инструкции

  1. Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

-Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.) Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов.

Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям - 50-60 баллов.

Средний уровень - есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 26 до 49 балла.

Низкий уровень - задание не выполнено, сумма баллов от 15 до 25 баллов.


2.Содержательный раздел

Учебно- тематический план обучения (с детьми 4-5 лет) (Приложение 1)

2.2 Разделы программы


Раздел «Пальчиковая гимнастика»


Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть — активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Пальчиковая гимнастика - это специально

разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики- формируют зрительно-моторную координацию.

Раздел «Лепка»

В процессе деятельности дети изображают предметы действительности, создают элементарную

скульптуру, что способствует развитию детского

творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.


Раздел «Аппликация»


Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.


Раздел «Графические упражнения»


Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму.

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки:

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.


Раздел «Графический диктант»

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой- клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того,

как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

Раздел» Игры и действия с предметами»

Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается

сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем,

придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные

движения. Можно научить ребенка перекатывать

пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней

шестигранный карандаш. Можно предложить детям

выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Раздел «раскрашивание»

Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта

работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами,

мелом) требует различной степени нажима для того,

чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.

Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раздел «Работа с бумагой и оригами»

Предназначен для точных движений и памяти. Этому помогает плетение ковриков из бумажных полос,

складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги и т.д.

Необходимо познакомить детей с работой по операционным картам

Раздел «Игровой самомассаж»

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.



Практические задания разработаны с учетом таких факторов, как:

  • возраст, опыт детей, вид деятельности;

  • сочетание наглядного материала, словесного комментария педагога и действий детей;

  • соблюдение темпа и периодичности деятельности;

    Основная форма организации

    фронтальная - одновременная работа со всеми обучающимися;

    индивидуальная работа.

    Приемы

    игры;

    обучения


    • упражнения;


    • работа по образцу;


    • практические задания;



    • решение проблемных ситуаций;



    демонстрация иллюстраций;



    беседа, рассказ.

    Методическое и


    дидактическое

    • картотека пальчиковых игр, самомассажа

    обеспечение


    рисунков по клеточкам;

    программы

    тематические иллюстрации;


    дидактические карточки;




    прописи, печатные листы с заданиями

    Материальное

    • простой карандаш

    обеспечение

    ручка

    программы

    цветные карандаши


    Цветная бумага, пластилин


    тетрадь в клетку


    трафареты


    шаблоны для обведения, вырезания


    счетные палочки, спички, прищепки, пряжа…


    клей


    ножницы


    картон



    «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль...)

    • природные материалы, бусы, пуговицы

    Виды контроля

    • промежуточный;


    итоговый.

    Формы

    • педагогическое наблюдение;

    контроля

    педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

  • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности; -постепенное усложнение заданий.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. -Выполнение упражнений должно быть регулярным.

-Время выполнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.

-Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.

-Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

-Ребёнку всегда предлагается инструкция, то есть краткое и чёткое озвучивание этапов выполнения задания.

-Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения



3.Список используемой литературы:

  1. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги. СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000. - 192с.

  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.: “Фким”, 1996. 207 с.

  3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006.88с.

  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: —Астрель”, 2001.

  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: —Академия Холдинг”, 2002. 200с.

  6. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова - 4-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. - 36 с.

  7. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации. - М.: Владос, 2003. 183 с.

  8. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 151 с.

  9. Лыкова И. А., Мастерилка. Я вырезаю из бумаги, 2008

  10. Лыкова И. А., Мастерилка. Я делаю аппликации, 2008

  11. Лыкова И. А., Мастерилка. Я леплю из пластилина, 2009

  12. Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина. - М.: Обруч, 2010. - 96 с.

  13. Проснякова Татьяна, Забавные фигурки. Модульное оригами, 2010

  14. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: —Астрель”, 2006.

  15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. -СПб., 1997


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!