СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования Кружок "Познай себя"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования  "Познай себя"ориентирована на младших школьников. Проведение занятий по данной программе является своеобразной подготовительной площадкой для подросткового возраста. Цель программы: создание условий для сомопознания личности, расширение и углубление знаний обучающихся о психической деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования Кружок "Познай себя"»



Содержание



Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»



Пояснительная записка



Цели и задачи программы



Содержание программы



Планируемые результаты





Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»



Календарный учебный график



Информационные и методические условия



Материально-технические условия



Литература





Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Школа и семья, образующие социальную среду ребенка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Семья формирует внешние социально приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Между тем, именно эти два социальных института демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с подрастающей личностью.

В этой связи возникла идея создания данной общеразвивающей программы, образовательная деятельность, которой направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся, через процесс самопознания; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.

Содержание программы имеет «Стартовый уровень» сложности, так как используемые в ней материалы, предполагают минимальный уровень затрат для освоения содержания программы.

Программа «Познай себя» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .

3. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

4. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

5. Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Психология, как наука интегрирует знания о системе целенаправленно организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе инициативной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме.

Вступая во взаимодействие с существующими общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Младший школьник начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. В связи с этим, главной психолого - педагогической идеей данной программы является, преодоление процесса дезадаптации обучающихся через процесс самопознания и как следствие личностного развития обучающихся.

Актуальность данной общеобразовательной программы определяется необходимостью большинству обучающихся овладеть психолого-педагогическим комплексом знаний на уровне самопознания и понимания других людей.

Занятия по программе «Познай себя» способствуют развитию интереса к себе, стремлению разобраться в своих способностях поступках, формированию навыков самоанализа; формированию интереса к другому человеку как личности; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.

Даная программа предусматривает непрерывное развитие личности ребенка в условиях образовательного пространства. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Отличительной особенностью программы является то, что занятия проходят не в лекционной форме, не в форме традиционного урока, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У детей имеется возможность в игровой форме отработать полученные навыки, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

Программа предполагает дискуссии, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Программа ориентирована на младших школьников и младших подростков. Проведение занятий по программе «Познай себя» является своеобразной подготовительной площадкой для подросткового возраста.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей: 8 - 12 лет. Программа рассчитана на годичный курс обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут каждое.





















Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для самопознания личности, расширение и углубление знаний обучающихся о психической деятельности человека.

Задачи программы:

Предметные:

-формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций, психологии познавательных процессов

Метапредметные:

Коммуникативные:

-развитие навыков эффективного общения;

-развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

-развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях,

Познавательные

-развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи)

Регулятивные

-учить ставить учебные задачи,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

-осуществлять контроль по результату

Личностные

-формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

-обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания;

-профессиональная ориентация учащихся;

-социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

Содержание программы


Вводное занятие. Мини лекция «Психология – знакомая незнакомка» -1 час. Создание положительного эмоционального климата. Формирование представления о предстоящих занятиях.


 Тема 1. Формирование коллектива - 11 часов

Групповое занятие «Вместе мы – сила». Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими (игры на снятие барьеров и сближение).

Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без проблем» Развитие навыков общения (игры и упражнения на развитие навыков общения).

Беседа «Сплочение и доверие». Формирование сплочения и доверия в группе (мини-беседа на тему доверия; освоение пространства посредством игровых форм).

Психологическая игра «Спастись и выжить» Раскрытие и активация творческого потенциала группы, личностного потенциала каждого члена группы. Формирование слаженных действий в команде (беседа «Долго ли ты можешь находиться в одиночестве»; психогимнастические игры; ролевая игра).

Групповое занятие «Общение и умение слушать». Знакомство с теоретическими аспектами эффективного общения (беседа, игры и мини-лекция; диагностика готовности слушать собеседника).

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликты и причины их возникновения» Понятие конфликта. Причины конфликтов. Тренировка умения решать спорные вопросы (игровое моделирование конфликтных ситуаций).

Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без слов» Развитие навыков невербальной коммуникации (игровые упражнения направленные на формирование жестикуляции и мимики; формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой позой при разговоре).

Беседа «Мои друзья». Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями» (упражнение «Качества друга»).

Групповое занятие с игровыми элементами «Я – часть коллектива» Формирование сплоченности (упражнение «Растопи круг», «Карусель»).

Диагностика «Социометрический опрос» Определение социометрического статуса (методика «Социометрия»).

Коллективная работа «Портрет нашей группы» Закрепление результатов, достигнутых в ходе проведенных занятий. Создание группового коллажа коллектива.




Тема 2. Формируем нравственную и психологическую культуру - 10 часов

Урок –рассуждение «Этические задачки» . Изучить нравственные суждения школьников их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества (задачи «Стеклянный человечек», «Звезды»).

Диагностика нравственной мотивации. Выявить правильность суждений обучающихся о добре и зле.

Беседа «Равнодушие и доброта». Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.

Групповое занятие с игровыми элементами «Наши домашние животные» Способствовать привитию чувства добра и ответственности по отношению к животным. Выставка рисунков «Мой любимец»

Психологический час общения «Наша семья». Показать значение семьи в жизни каждого человека, способствовать укреплению уважения к членам семьи. Изготовление открыток маме и бабушке

Урок –дискуссия «Будем толерантными ко всему живому на земле». Развивать чувство сопереживания, учить быть терпимыми друг к другу. (упражнения направленные на развитие толерантности).

Урок нравственности «Как победить лень». Рассказать об отрицательном влиянии лени на человека, побудить у детей желание бороться с ней (работа со сказкой «Как Хома зарядкой занимался»).

Беседа «Совесть». Способствовать воспитанию у детей совести (чтение рассказа «Первая клубника»).

Беседа «Умей уважать других». Развивать уважительное отношение обучающихся друг к другу.

Мини-проект «Мой самый хороший поступок». Мотивировать детей на совершение хороших поступков. Защита мини-проекта «Мой самый хороший поступок».


Тема 3. «Дороги, которые мы выбираем» - 4 часа

Беседа «Кем я мечтаю стать». Создание условий для выбора будущей профессии.

Игра «В мире профессий». Знакомство обучающихся с многообразием профессий в игровой форме.

Беседа «Мои родители работают…». Развитие интереса к различным видам трудовой деятельности.

Урок – повторение «Я через 10 лет». Развитие представлений о себе в будущем. Сочинение «Я через 10 лет».


Тема 4. «Наш внутренний мир» (психология личности) -5 часов.

Беседа «О темпераменте». Познакомиться с понятием «темперамент», познакомиться с типами темперамента, выявить свой тип темперамента (диагностика типа темперамента).

Групповое занятие «Характер человека». Расширить знания о психологии человека, мотивирование школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни (презентация «Характер человека»).

Мини- лекция «О самооценке» Познакомить детей с понятием «самооценка».

Беседа «О душе» Способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выявить общий уровень развития психологической культуры личности. Выставка рисунков «О чем я мечтаю».


Тема 5. Психология познавательных процессов – 13 часов

Игровой тренинг «Активизация познавательной деятельности человека» Создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся, дать понятие о познавательных процессах личности.

Диагностика внимания. Познакомить обучающихся с понятием «внимание», выявить уровень развития продуктивности и устойчивости внимания, распределения, объема (методики: «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «оценка распределения внимания», «Определение объема внимания»).

Развивающее групповое занятие «Внимание». Развитие произвольного внимания, его объема и концентрации (игры и упражнения на развитие внимания).

Диагностика памяти. Определение особенностей памяти обучающихся (методики: «Оценка слуховой памяти», «Оценка зрительной памяти»).

Развивающее групповое занятие «Память». Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, образной (игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни движения», «Я положил в мешок» и т. д.).

Развивающее групповое занятие «Ощущение и восприятие». Познакомить обучающихся с работой органов чувств, развитие восприятия формы, величины, цвета, тренировка скорости и точности восприятия (игры и упражнения на развитие восприятия: «Измеряем на глазок», «Делим на части», «Выложи фигуры», «Волшебная палитра» и т. д.).

Развивающее групповое занятие «Воображение». Развитие воображения и творческих способностей (упражнения на развитие воображения: «Царство клякс», «Путешествие по волшебному городу», «Удивительный квадрат» )

Развивающее групповое занятие «Мышление». Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия (упражнение «Озорные буквы в пословицах», задачи «Этажи»).

Развивающее групповое занятие «Мышление». Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (упражнение «Кто это, что это?», «Муха»).

Развивающее групповое занятие «Творческое мышление». Подкрепление и развитие основных качеств, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) (упражнения «Логические задачки», «Невероятная ситуация»).

Групповое и развивающее занятие «Способы развития познавательной сферы» Повторение и обобщение способов и приемов развития памяти, внимания, мышления. (упражнения и игры).

Проект «Это все – Я» Представить в виде проекта результаты диагностики познавательной сферы личности. Защита проекта


Тема 6. «Какой я человек» - 9 часов

Дискуссия «Человек – это звучит гордо!» рассказать об индивидуальности и уникальности каждого человека (упражнение «10 Я»).

Беседа «Знаете ли вы свою внешность» рассказать детям о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном и духовном возрасте (тест «Какой я на самом деле»).

Мини –лекция «Справка о половых различиях» раскрыть особенности физиологического, психического развития девочек и мальчиков (измерить рост и вес и сравнить их со средними показателями).

Релаксация «Как нравиться себе» учить обучающихся, ценить себя, и окружающих, превращать недостатки в достоинства.

Беседа «Каков я на самом деле?» способствовать самоанализу обучающихся, развивать дальнейшее самораскрытие (анализ притчи «Ворона и дракон» Носсарата Пезешкеяна)

Игра – релаксация «Моя индивидуальность» способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процесса самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности (релаксация «Здравствуй, Я, мой любимый).

Ролевая игра «Уверенное и неуверенное поведение» учить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения.

Групповое занятие «Я многое могу поиск и актуализация внутренних ресурсов (работа с притчей).

Создание мини-пректа «мой дневник» создание в коллективе атмосферы доверия и открытости, развивать способность высказывать свою точку зрения (оформление личного дневника).


Тема 7. «В мире чувств и эмоций» -16 часов

Занятие с игровыми элементами «Наши эмоции и чувства» раскрытие понятий «эмоции и чувства» , роль эмоций и чувств в общении (презентация «Мои эмоции»; упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения)

Групповое занятие «Проявление эмоций и чувств» формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника (обучение технике саморегуляции).

Групповое занятие «Управляй своим настроением» выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное.

Беседа «Страх. Чего бояться люди» выяснить какие страхи есть у детей(тест Филлипса )

Работа со сказкой «Как справится со страхом» способствовать отреагированию страхов, снятие психоэмоционального и физического напряжения (чтение сказки «У страха глаза велики»)

Анализ сказки «У страха глаза велики» коррекция страхов (изготовление масок).

Групповое занятие с элементами арт-терапии «Мандала» снятие эмоционального напряжения (работа с мандалами).

Групповое занятие «Автопортрет» выявить экстравертов – интровертов, самооценку, эмоциональную восприимчивость, напряженность (диагностика на выявление экстравертов – интровертов, самооценку, эмоциональную восприимчивость, напряженность).

Групповое занятие «Что такое эмпатия» формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих (мимические этюды).

Беседа «Почему люди проявляют агрессию» предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей (упражнение «Незаконченное предложение»).

Групповое занятие с элементами тренинга «Противостоять агрессии»

Беседа «Гнев» проанализировать с какими, чувствами он дружит; учить в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев у агрессивного ребенка.

«Почта доверия» учить детей откровенно говорить самим с собой (письмо себе).

Групповое занятие с элементами арт-террапии «Мое защищенное место» активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире (рисунок «Мое защищенное место»).

Беседа «Радость» формирование положительных эмоций (упражнение «Незаконченное предложение»).

Релаксация «Найди свою звезду» Творческая работа «Звездное небо»


Тема 8. «Смотри по жизни вперед» - 3 часа

Мини-лекция «Путь в пропасть мгновение, путь из пропасти – годы» пропаганда здорового образа жизни (анкетирование).

Групповое профилактическое занятие «Я выбираю жизнь» формирование личной позиции по отношению к курению, пропаганда ЗОЖ, развитие коммуникативных навыков.

Круглый стол «Быть ответственным, значит…» предотвращение реального знакомства обучающихся с психоактивными веществами, осознание ответственности за выбор здорового образа жизни.



Итоговое занятие обобщение знаний обучающихся о психической деятельности человека. Творческая работа «Надпись на майке»


Календарно-тематическое планирование

за ня тия

Кол-во часов

Да та

Тема занятия

Цель занятия

Практичес кая часть

Творчес кая часть

1.

1


Вводное занятие. Мини-лекция «Психология – знакомая незнакомка»

Создание положительного эмоционального климата. Формирование представления о предстоящих занятиях.



Формирование коллектива -11 часов

2.

1


Групповое занятие «Вместе мы – сила»

Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими.

Игры на снятие барьеров и сближение


3

1


Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без проблем»

Развитие навыков общения

Игры и упражнения на развитие навыков общения


4.

1


Беседа «Сплочение и доверие»

Формирование сплочения и доверия в группе

Мини-беседа на тему доверия. Освоение пространства посредством игровых форм.


5.

1


Психологическая игра «Спастись и выжить»

Раскрытие и активация творческого потенциала группы, личностного потенциала каждого члена группы. Формирование слаженных действий в команде.

Беседа «Долго ли ты можешь находиться в одиночестве»Психогимнастические игры. Ролевая игра.


6.

1


Групповое занятие «Общение и умение слушать»

Знакомство с теоретическими аспектами эффективного общения.

Беседа, игры и мини-лекция. Диагностика готовности слушать собеседника.


7.

1

.

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликты и причины их возникновения»

Понятие конфликта. Причины конфликтов. Тренировка умения решать спорные вопросы

Игровое моделирование конфликтных ситуаций


8.

1


Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без слов»

Развитие навыков невербальной коммуникации

Игровые упражнения направленные на формирование жестикуляции и мимики. Формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой позой при разговоре.


9.

1


Беседа «Мои друзья»

Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями»

Упр. «Качества друга»


10.

1


Групповое занятие с игровыми элементами «Я – часть коллектива»

Формирование сплоченности

Упр. «Растопи круг», «Карусель»


11.

1


Диагностика «Социометрический опрос»

Определение социометрического статуса

Методика «Социометрия»


12.

1


Коллективная работа «Портрет нашей группы»

Закрепление результатов, достигнутых в ходе проведенных занятий


Создание группового коллажа коллектива

Тема 2. Формируем нравственную и психологическую культуру -10 часов

13.

1


Урок –рассуждение «Этические задачки»

Изучить нравственные суждения школьников их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества

Задачи «Стеклянный человечек», «Звезды»


14.

1


Диагностика нравственной мотивации

Выявить правильность суждений обучающихся о добре и зле.

«Отношение к жизненным ценностям»


15.

1


Беседа «Равнодушие и доброта»

Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости



16.

1


Групповое занятие с игровыми элементами «Наши домашние животные»

Способствовать привитию чувства добра и ответственности по отношению к животным.


Выставка рисунков «Мой любимец»

17.

1


Психологический час общения «Наша семья»

Показать значение семьи в жизни каждого человека, способствовать укреплению уважения к членам семьи.


Изготовление открыток маме и бабушке

18.

1


Урок –дискуссия «Будем толерантными ко всему живому на земле»

Развивать чувство сопереживания, учить быть терпимыми друг к другу,

Упр. направленные на развитие толерантности


19.

1


Урок нравственности «Как победить лень»

Рассказать об отрицательном влиянии лени на человека, побудить у детей желание бороться с ней.

Работа со сказкой «Как Хома зарядкой занимался»


20.

1


Беседа «Совесть»

Способствовать воспитанию у детей совести.

Чтение рассказа «Первая клубника»


21.

1


Беседа «Умей уважать других»

Развивать уважительное отношение обучающихся друг к другу



22.

1


Мини-проект «Мой самый хороший поступок»

Мотивировать детей на совершение хороших поступков


Защита мини-проекта «мой самый хороший поступок»

Тема 3 «Дороги, которые мы выбираем» - 4 часа

23.

1


Беседа «Кем я мечтаю стать»

Создание условий для выбора будущей профессии



24.

1.


Игра «В мире профессий»

Знакомство обучающихся с многообразием профессий в игровой форме.



25.

1


Беседа «Мои родители работают…»

Развитие интереса к различным видам трудовой деятельности.



26.

1.


Урок – рассуждение «Я через 10 лет»

Развитие представлений о себе в будущем.


Сочинение «Я через 10 лет»

Тема 4. «Наш внутренний мир» (психология личности) -4 часа.

27.

1


Беседа «О темпераменте»

Познакомиться с понятием «темперамент», познакомиться с типами темперамента, выявить свой тип темперамента.

Диагностика типа темперамента


28.

1


Групповое занятие «Характер человека»

Расширить знания о психологии человека, мотивирование школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.

Презентация «Характер человека»


29.

1


Мини- лекция «О самооценке»

Познакомить детей с понятием «самооценка».



30.

1


Беседа «О душе»

Способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выявить общий уровень развития психологической культуры личности.


Выставка рисунков «О чем я мечтаю»

Тема 5. Психология познавательных процессов -13

31.

1


Игровой тренинг «Активизация познавательной деятельности человека»

Создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся, дать понятие о познавательных процессах личности.



32.

1


Диагностика внимания

Познакомить обучающихся с понятием «внимания», выявить уровень развития продуктивности и устойчивости внимания, распределения, объема.

Методики: «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «оценка распределения внимания», «Определение объема внимания».



33.

1


Развивающее групповое занятие «Внимание»

Развитие произвольного внимания, его объема и концентрации.

Игры и упражнения на развитие внимания


34

1


Диагностика памяти

Определение особенностей памяти обучающихся

Методики:

«Оценка слуховой памяти», «Оценка зрительной памяти».



35

1


Развивающее групповое занятие «Память»

Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, образной.

Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни движения», «Я положил в мешок» и т. д.


36

1


Развивающее групповое занятие «Ощущение и восприятие»

Познакомить обучающихся с работой органов чувств, развитие восприятия формы, величины, цвета, тренировка скорости и точности восприятия

Игры и упражнения на развитие восприятия: «Измеряем на глазок», «Делим на части». «Выложи фигуры», «Волшебная палитра» и т. д.


37

1


Развивающее групповое занятие «Воображение»

Развитие воображения и творческих способностей

Упражнения на развитие воображения: «Царство клякс», «Путешествие по волшебному городу», «Удивительный квадрат» и т. д.


38

1


Развивающее групповое занятие «Мышление»

Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.



Упр. «Озорные буквы в пословицах», задачи «Этажи»


39

1


Развивающее групповое занятие «Мышление»

Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Упр. «Кто это, что это?», «Муха»


40

1


Развивающее групповое занятие «Творческое мышление»

Подкрепление и развитие основных качеств, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность).

Упр. «Логическое задачки», «Невероятная ситуация»


41

1


Развивающее групповое занятие «Способы развития познавательной сферы»

Повторение и обобщение способов и приемов развития памяти, внимания, мышления.

Упражнения и игры.


42

1


Развивающее групповое занятие «Способы развития познавательной сферы»

Повторение и обобщение способов и приемов развития памяти, внимания, мышления.

Учим скороговорки. Упр. «Дополни сочетания угадав недостающие слова»


43

1.


Проект «Это все – Я»

Представить в виде проекта результаты диагностики познавательной сферы личности.


Защита проекта

Тема 6. «Какой я человек» - 9 часов

44

1.


Дискуссия «Человек – это звучит гордо!»

Рассказать об индивидуальности и уникальности каждого человека.

Упр. «10 Я»


45

1


Беседа «Знаете ли вы свою внешность»

Рассказать детям о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном и духовном возрасте.

Тест «Какой я на самом деле»


46

1


«Справка о половых различиях»

Раскрыть особенности физиологического, психического развития девочек и мальчиков.

Измерить рост и вес и сравнить их со средними показателями


47

1


Релаксация «Как нравиться себе»

Учить обучающихся ценить себя и окружающих, превращать недостатки в достоинства.



48

1


Беседа «Каков я на самом деле?»

Способствовать самоанализу обучающихся, развивать дальнейшее самораскрытие

Анализ притчи «Ворона и дракон» (Носсарата Пезешкеяна)


49.

1


Игра – релаксация «Моя индивидуальность»

Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процесса самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности.

Релаксация «Здравствуй, Я, мой любимый.


50.

1


Ролевая игра «Уверенное и неуверенное поведение»

Учить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения.



51.

1


Групповое занятие «Я многое могу!»

Поиск и актуализация внутренних ресурсов.

Работа с притчей


52.

1

30.03.

Занятие «Дневник»

Создание в коллективе атмосферы доверия и открытости, развивать способность высказывать свою точку зрения.


Оформление личного дневника

Тема 7. «В мире чувств и эмоций» -16 часов

53.

1.

02.04.

Занятие с игровыми элементами «Наши эмоции и чувства»


Понятие эмоций и чувств. Роль эмоций и чувств в общении.

Презентация «Мои эмоции». Упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения.


54.


02.04.

Групповое занятие «Проявление эмоций и чувств»

Понятие эмпатии. Формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника.

Обучение технике саморегуляции.


55.

1

06.04.

Групповое занятие «Управляй своим настроением»

Выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное



56

1

09.04.

Беседа «Страх. Чего бояться люди»

Выяснить какие страхи есть у детей.

Рисунок «Чего я боюсь»


57.

1

13.04.

Работа со сказкой «Как справится со страхом»

Способствовать отреагированию страхов, снятие психоэмоционального и физического напряжения


Анализ сказки «У страха глаза велики»

58

1

16.04.

Групповое занятие с элементами арт-террапии «Рисуем маски»

Коррекция страхов


Изготовление масок

59

1

20.04.

Групповое занятие с элементами арт-терапии «Мандала»

Снятие эмоционального напряжения

Работа с мандалами


60

1

23.04.

Групповое занятие «Автопортрет»

Выявить экстравертов – интровертов, самооценку, эмоциональную восприимчивость, напряженность.


Творческая работа: Аппликация из геометрических фигур.

61.

1

27.04.

Групповое занятие «Что такое эмпатия»

Формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;




Мимические этюды


62.

1

30.04.

Беседа «Почему люди проявляют агрессию»

Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей.

Упр. «Незаконченное предложение»


63.

1

04.05.

Групповое занятие с элементами тренинга «Противостоять агрессии»

Обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия



64

1

07.05.

Беседа «Гнев. С какими чувствами он дружит»

Учить в приемлемой форме выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев.



65

1

07.05.

«Почта доверия»

Учить детей откровенно говорить самим с собой

Письмо себе


66

1

11.05.

Групповое занятие с элементами арт-террапии «Мое защищенное место»

Активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире.


Рисунок «Мое защищенное место»


67

1

14.05.

Беседа «Радость»

Формирование положительных эмоций

Упр. «Незаконченное предложение»


68.

1

18.05.

Релаксация «Найди свою звезду»



Творческая работа «Звездное небо»

Тема 8. «Смотри по жизни вперед» - 4 часа

69

1

21. 05.

Мини-лекция «Путь в пропасть мгновение, путь из пропасти – годы»

Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ, пропаганда здорового образа жизни.


Анкетирование

70

1

25.05.

Групповое профилактическое занятие «Я выбираю жизнь»

Формирование личной позиции по отношению к курению, пропаганда ЗОЖ, развитие коммуникативных навыков.



71


28.05.

Круглый стол «Быть ответственным, значит…»

Предотвращение реального знакомства обучающихся с психоактивными веществами, осознание ответственности за выбор здорового образа жизни.




72

1

28.05.

Итоговое занятие

Обобщение знаний обучающихся о психической деятельности человека


Творческая работа «Надпись на майке»

Всего 72 часа





Планируемые результаты

Предметные результаты

  • овладение школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает ребёнку полноправное вступление в самостоятельную жизнь

  • формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

  • осознание учащимися собственного внутреннего мира;

  • пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к себе;

  • развитие интеллектуальной сферы (способностей, познавательной направленности);

  • развитие самосознания;

  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, идеалов, жизненных ориентаций);

  • умения избегать конфликтные ситуации;

  • выявления своих способностей и профессиональных интересов;

  • определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда;

  • противостоять негативным воздействиям и попыткам манипулировать его сознанием: втягиванию в различные секты, асоциальные группировки, попаданию в зависимость от алкоголя и наркотиков

  • развитие эмоциональной сферы, понимания чувств, переживаний других людей.


Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;


  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;




























Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

« Познай себя»» на 2020-2021 учебный год

(36 учебных недель)


Срок реализации - 1 год, 72 часа в год, 2 часа в неделю (2 занятия по 1 часу)



Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения

Формы и сроки проведения





Всего

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1.

1 год обучения:


Учебные занятия:


- теория



- практика



01.09-30.09



8 час.

01.10-31.10



6 час.

01.11-30.11

(04.11 – П)


7 час.

01.12-31.12



7 час.

11.01-31.01



6 час.



.

01.02-28.02

(23.02 – П)


5 час.

01.03.-31.03

(08.03 – П)


8 час.

01.04.-30.04


8 час.

02.05-25.05

(09.05 - П)


5 час.





59 час.

4.

экскурсии












6.

выставки




27.10.-30.10.

2 час


15.12.

1 час



16.03.

1 час

06.04.

13.04.

2 часа



6 час.

8.

повторение




13.10

1 час.

.



01.12.

1 час


05.02.

1 час



25.05.

1 час


4 час.

9.

промежуточная аттестация

(практическая работа, концерт, творческий отчет, выставка, конкурс, прослушивание)



17.11.

1 час (мини-проект «Несуществующее животное)



09.02.

1 час (практическая работа «Это все Я»



11.05.

1час (творческая работа «Звездное небо»




3 час.


ИТОГО:


8 час.


9 час.


8 час.


9 час.


6 час.


7 час.


9 час.


9 час.


7 час.



72 час.

Информационные и методические условия

В образовательной программе применяются следующие формы работы:

1. Психологические игры и упражнения

2. Различные методы тренинга

3. Групповые дискуссии, беседы.

4. Информационные блоки.

5. Психологические тесты.

6. Элементы арт-терапии.

7. Элементы сказкотерапии.

8. Элементы телесно-ориентированной терапии.

Мини – лекция. Мини – лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.

Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме. 

 Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному».

 Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты. Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное – не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области.

 

По окончании выступления нужно обсудить - все возникшие у участников вопросы, -затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.

 

Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами.

Групповое занятие – занятие в группе, предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: решение задач, упражнений. Такая форма занятий успешно формирует умение учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию, воспитывает взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Групповое занятие с элементами тренинга – метод группового обучения его участников, при которых с помощью специальных приемов, воссоздающих проблемную ситуацию, производится ее анализ и разрешение. Решаются такие задачи, как приобретение участниками новых знаний, формирование умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, перцепривных способностей.

Беседа – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и обучающимся, между самими обучающимися. Беседа может быть также методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей обучающихся, коллектива. Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. Она широко используется в человеческой практике и помимо педагогики. Технология беседы довольно сложна. Вступающему в беседу надо уметь вести диалог – задавать вопросы, тактично выслушивать, возражать, сомневаться, доказывать, даже молча. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону, навязывать ему свою позицию. В беседе важен оттенок голоса, неторопливый ритм. В системе образования часто используют как метод обучения во время уроков, экскурсий, посещений музеев. Эффективными являются нравственно-этические беседы о культуре поведения, о режиме дня, о доброте и любви и т. д. Беседы, благодаря наличию в себе обратной связи и равноправию участников, очень любимы всеми возрастами.

Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Групповое занятие с игровыми элементами - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.


Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - “Быть ответственным, значит…”, “7 апреля – день здоровья” и т.п.

Защита проектов - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Презентация – описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социометрическая методика – название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе.

Тестирование – процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.

Формы организации деятельности детей на занятиях:

- индивидуальная;

- групповая;

- подгрупповая.

Структура занятия:

I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.


II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.


III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.







Материально-технические условия

Просторный проветриваемый кабинет со столами и стульями;

Рабочие тетради и шариковые ручки для записей;

Наборы канцелярских принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ватман,

цветная бумага, ножницы и т.д.);

Бланки опросников, индивидуальные бланки для выполнения упражнений, карточки с заданиями, бланке текстов, текст для релаксации),

Демонстрационные материалы (большие листы с определениями, различные рисунки, плакаты, раздаточные материалы)

Аудиозаписи и видеозаписи («релаксация», детские песни для проведения динамических пауз, запись медленной музыки, видеозаписи «О наркомании»)

Компьютер, Интернет.

Аудио-видео техника.



Литература

Список использованной литература

1.Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.

2.Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.

3.Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.

4.В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006.

5.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009.

6.Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2005 год.

7.Лубянова Н. Н. Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2007 год.

8.Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.

9.Магомедова Т. И., Канищева Л. Н. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы. – Волгоград «Учитель» 2007.

10.Немов Р. С. Психология. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 год

11.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Литература для обучающихся:

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.

2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.

4.Петрамовская Л. В. Что делать если. Москва: Астель, 2012.
5. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!