Содержание
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Календарный учебный график
Информационные и методические условия
Материально-технические условия
Литература
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Школа и семья, образующие социальную среду ребенка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Семья формирует внешние социально приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Между тем, именно эти два социальных института демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с подрастающей личностью.
В этой связи возникла идея создания данной общеразвивающей программы, образовательная деятельность, которой направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся, через процесс самопознания; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.
Содержание программы имеет «Стартовый уровень» сложности, так как используемые в ней материалы, предполагают минимальный уровень затрат для освоения содержания программы.
Программа «Познай себя» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
3. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
4. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
5. Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Психология, как наука интегрирует знания о системе целенаправленно организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе инициативной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме.
Вступая во взаимодействие с существующими общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Младший школьник начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. В связи с этим, главной психолого - педагогической идеей данной программы является, преодоление процесса дезадаптации обучающихся через процесс самопознания и как следствие личностного развития обучающихся.
Актуальность данной общеобразовательной программы определяется необходимостью большинству обучающихся овладеть психолого-педагогическим комплексом знаний на уровне самопознания и понимания других людей.
Занятия по программе «Познай себя» способствуют развитию интереса к себе, стремлению разобраться в своих способностях поступках, формированию навыков самоанализа; формированию интереса к другому человеку как личности; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
Даная программа предусматривает непрерывное развитие личности ребенка в условиях образовательного пространства. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Отличительной особенностью программы является то, что занятия проходят не в лекционной форме, не в форме традиционного урока, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У детей имеется возможность в игровой форме отработать полученные навыки, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Программа предполагает дискуссии, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
Программа ориентирована на младших школьников и младших подростков. Проведение занятий по программе «Познай себя» является своеобразной подготовительной площадкой для подросткового возраста.
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей: 8 - 12 лет. Программа рассчитана на годичный курс обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут каждое.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для самопознания личности, расширение и углубление знаний обучающихся о психической деятельности человека.
Задачи программы:
Предметные:
-формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций, психологии познавательных процессов
Метапредметные:
Коммуникативные:
-развитие навыков эффективного общения;
-развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
-развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях,
Познавательные
-развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи)
Регулятивные
-учить ставить учебные задачи,
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
-осуществлять контроль по результату
Личностные
-формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
-обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания;
-профессиональная ориентация учащихся;
-социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
Содержание программы
Вводное занятие. Мини лекция «Психология – знакомая незнакомка» -1 час. Создание положительного эмоционального климата. Формирование представления о предстоящих занятиях.
Тема 1. Формирование коллектива - 11 часов
Групповое занятие «Вместе мы – сила». Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими (игры на снятие барьеров и сближение).
Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без проблем» Развитие навыков общения (игры и упражнения на развитие навыков общения).
Беседа «Сплочение и доверие». Формирование сплочения и доверия в группе (мини-беседа на тему доверия; освоение пространства посредством игровых форм).
Психологическая игра «Спастись и выжить» Раскрытие и активация творческого потенциала группы, личностного потенциала каждого члена группы. Формирование слаженных действий в команде (беседа «Долго ли ты можешь находиться в одиночестве»; психогимнастические игры; ролевая игра).
Групповое занятие «Общение и умение слушать». Знакомство с теоретическими аспектами эффективного общения (беседа, игры и мини-лекция; диагностика готовности слушать собеседника).
Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликты и причины их возникновения» Понятие конфликта. Причины конфликтов. Тренировка умения решать спорные вопросы (игровое моделирование конфликтных ситуаций).
Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без слов» Развитие навыков невербальной коммуникации (игровые упражнения направленные на формирование жестикуляции и мимики; формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой позой при разговоре).
Беседа «Мои друзья». Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями» (упражнение «Качества друга»).
Групповое занятие с игровыми элементами «Я – часть коллектива» Формирование сплоченности (упражнение «Растопи круг», «Карусель»).
Диагностика «Социометрический опрос» Определение социометрического статуса (методика «Социометрия»).
Коллективная работа «Портрет нашей группы» Закрепление результатов, достигнутых в ходе проведенных занятий. Создание группового коллажа коллектива.
Тема 2. Формируем нравственную и психологическую культуру - 10 часов
Урок –рассуждение «Этические задачки» . Изучить нравственные суждения школьников их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества (задачи «Стеклянный человечек», «Звезды»).
Диагностика нравственной мотивации. Выявить правильность суждений обучающихся о добре и зле.
Беседа «Равнодушие и доброта». Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.
Групповое занятие с игровыми элементами «Наши домашние животные» Способствовать привитию чувства добра и ответственности по отношению к животным. Выставка рисунков «Мой любимец»
Психологический час общения «Наша семья». Показать значение семьи в жизни каждого человека, способствовать укреплению уважения к членам семьи. Изготовление открыток маме и бабушке
Урок –дискуссия «Будем толерантными ко всему живому на земле». Развивать чувство сопереживания, учить быть терпимыми друг к другу. (упражнения направленные на развитие толерантности).
Урок нравственности «Как победить лень». Рассказать об отрицательном влиянии лени на человека, побудить у детей желание бороться с ней (работа со сказкой «Как Хома зарядкой занимался»).
Беседа «Совесть». Способствовать воспитанию у детей совести (чтение рассказа «Первая клубника»).
Беседа «Умей уважать других». Развивать уважительное отношение обучающихся друг к другу.
Мини-проект «Мой самый хороший поступок». Мотивировать детей на совершение хороших поступков. Защита мини-проекта «Мой самый хороший поступок».
Тема 3. «Дороги, которые мы выбираем» - 4 часа
Беседа «Кем я мечтаю стать». Создание условий для выбора будущей профессии.
Игра «В мире профессий». Знакомство обучающихся с многообразием профессий в игровой форме.
Беседа «Мои родители работают…». Развитие интереса к различным видам трудовой деятельности.
Урок – повторение «Я через 10 лет». Развитие представлений о себе в будущем. Сочинение «Я через 10 лет».
Тема 4. «Наш внутренний мир» (психология личности) -5 часов.
Беседа «О темпераменте». Познакомиться с понятием «темперамент», познакомиться с типами темперамента, выявить свой тип темперамента (диагностика типа темперамента).
Групповое занятие «Характер человека». Расширить знания о психологии человека, мотивирование школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни (презентация «Характер человека»).
Мини- лекция «О самооценке» Познакомить детей с понятием «самооценка».
Беседа «О душе» Способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выявить общий уровень развития психологической культуры личности. Выставка рисунков «О чем я мечтаю».
Тема 5. Психология познавательных процессов – 13 часов
Игровой тренинг «Активизация познавательной деятельности человека» Создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся, дать понятие о познавательных процессах личности.
Диагностика внимания. Познакомить обучающихся с понятием «внимание», выявить уровень развития продуктивности и устойчивости внимания, распределения, объема (методики: «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «оценка распределения внимания», «Определение объема внимания»).
Развивающее групповое занятие «Внимание». Развитие произвольного внимания, его объема и концентрации (игры и упражнения на развитие внимания).
Диагностика памяти. Определение особенностей памяти обучающихся (методики: «Оценка слуховой памяти», «Оценка зрительной памяти»).
Развивающее групповое занятие «Память». Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, образной (игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни движения», «Я положил в мешок» и т. д.).
Развивающее групповое занятие «Ощущение и восприятие». Познакомить обучающихся с работой органов чувств, развитие восприятия формы, величины, цвета, тренировка скорости и точности восприятия (игры и упражнения на развитие восприятия: «Измеряем на глазок», «Делим на части», «Выложи фигуры», «Волшебная палитра» и т. д.).
Развивающее групповое занятие «Воображение». Развитие воображения и творческих способностей (упражнения на развитие воображения: «Царство клякс», «Путешествие по волшебному городу», «Удивительный квадрат» )
Развивающее групповое занятие «Мышление». Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия (упражнение «Озорные буквы в пословицах», задачи «Этажи»).
Развивающее групповое занятие «Мышление». Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (упражнение «Кто это, что это?», «Муха»).
Развивающее групповое занятие «Творческое мышление». Подкрепление и развитие основных качеств, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) (упражнения «Логические задачки», «Невероятная ситуация»).
Групповое и развивающее занятие «Способы развития познавательной сферы» Повторение и обобщение способов и приемов развития памяти, внимания, мышления. (упражнения и игры).
Проект «Это все – Я» Представить в виде проекта результаты диагностики познавательной сферы личности. Защита проекта
Тема 6. «Какой я человек» - 9 часов
Дискуссия «Человек – это звучит гордо!» рассказать об индивидуальности и уникальности каждого человека (упражнение «10 Я»).
Беседа «Знаете ли вы свою внешность» рассказать детям о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном и духовном возрасте (тест «Какой я на самом деле»).
Мини –лекция «Справка о половых различиях» раскрыть особенности физиологического, психического развития девочек и мальчиков (измерить рост и вес и сравнить их со средними показателями).
Релаксация «Как нравиться себе» учить обучающихся, ценить себя, и окружающих, превращать недостатки в достоинства.
Беседа «Каков я на самом деле?» способствовать самоанализу обучающихся, развивать дальнейшее самораскрытие (анализ притчи «Ворона и дракон» Носсарата Пезешкеяна)
Игра – релаксация «Моя индивидуальность» способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процесса самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности (релаксация «Здравствуй, Я, мой любимый).
Ролевая игра «Уверенное и неуверенное поведение» учить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения.
Групповое занятие «Я многое могу!» поиск и актуализация внутренних ресурсов (работа с притчей).
Создание мини-пректа «мой дневник» создание в коллективе атмосферы доверия и открытости, развивать способность высказывать свою точку зрения (оформление личного дневника).
Тема 7. «В мире чувств и эмоций» -16 часов
Занятие с игровыми элементами «Наши эмоции и чувства» раскрытие понятий «эмоции и чувства» , роль эмоций и чувств в общении (презентация «Мои эмоции»; упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения)
Групповое занятие «Проявление эмоций и чувств» формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника (обучение технике саморегуляции).
Групповое занятие «Управляй своим настроением» выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное.
Беседа «Страх. Чего бояться люди» выяснить какие страхи есть у детей(тест Филлипса )
Работа со сказкой «Как справится со страхом» способствовать отреагированию страхов, снятие психоэмоционального и физического напряжения (чтение сказки «У страха глаза велики»)
Анализ сказки «У страха глаза велики» коррекция страхов (изготовление масок).
Групповое занятие с элементами арт-терапии «Мандала» снятие эмоционального напряжения (работа с мандалами).
Групповое занятие «Автопортрет» выявить экстравертов – интровертов, самооценку, эмоциональную восприимчивость, напряженность (диагностика на выявление экстравертов – интровертов, самооценку, эмоциональную восприимчивость, напряженность).
Групповое занятие «Что такое эмпатия» формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих (мимические этюды).
Беседа «Почему люди проявляют агрессию» предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей (упражнение «Незаконченное предложение»).
Групповое занятие с элементами тренинга «Противостоять агрессии»
Беседа «Гнев» проанализировать с какими, чувствами он дружит; учить в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев у агрессивного ребенка.
«Почта доверия» учить детей откровенно говорить самим с собой (письмо себе).
Групповое занятие с элементами арт-террапии «Мое защищенное место» активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире (рисунок «Мое защищенное место»).
Беседа «Радость» формирование положительных эмоций (упражнение «Незаконченное предложение»).
Релаксация «Найди свою звезду» Творческая работа «Звездное небо»
Тема 8. «Смотри по жизни вперед» - 3 часа
Мини-лекция «Путь в пропасть мгновение, путь из пропасти – годы» пропаганда здорового образа жизни (анкетирование).
Групповое профилактическое занятие «Я выбираю жизнь» формирование личной позиции по отношению к курению, пропаганда ЗОЖ, развитие коммуникативных навыков.
Круглый стол «Быть ответственным, значит…» предотвращение реального знакомства обучающихся с психоактивными веществами, осознание ответственности за выбор здорового образа жизни.
Итоговое занятие обобщение знаний обучающихся о психической деятельности человека. Творческая работа «Надпись на майке»
Календарно-тематическое планирование
№ за ня тия | Кол-во часов | Да та | Тема занятия | Цель занятия | Практичес кая часть | Творчес кая часть |
1. | 1 | | Вводное занятие. Мини-лекция «Психология – знакомая незнакомка» | Создание положительного эмоционального климата. Формирование представления о предстоящих занятиях. | | |
Формирование коллектива -11 часов |
2. | 1 | | Групповое занятие «Вместе мы – сила» | Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. | Игры на снятие барьеров и сближение | |
3 | 1 | | Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без проблем» | Развитие навыков общения | Игры и упражнения на развитие навыков общения | |
4. | 1 | | Беседа «Сплочение и доверие» | Формирование сплочения и доверия в группе | Мини-беседа на тему доверия. Освоение пространства посредством игровых форм. | |
5. | 1 | | Психологическая игра «Спастись и выжить» | Раскрытие и активация творческого потенциала группы, личностного потенциала каждого члена группы. Формирование слаженных действий в команде. | Беседа «Долго ли ты можешь находиться в одиночестве»Психогимнастические игры. Ролевая игра. | |
6. | 1 | | Групповое занятие «Общение и умение слушать» | Знакомство с теоретическими аспектами эффективного общения. | Беседа, игры и мини-лекция. Диагностика готовности слушать собеседника. | |
7. | 1 | . | Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликты и причины их возникновения» | Понятие конфликта. Причины конфликтов. Тренировка умения решать спорные вопросы | Игровое моделирование конфликтных ситуаций | |
8. | 1 | | Групповое занятие с элементами тренинга «Общение без слов» | Развитие навыков невербальной коммуникации | Игровые упражнения направленные на формирование жестикуляции и мимики. Формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой позой при разговоре. | |
9. | 1 | | Беседа «Мои друзья» | Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями» | Упр. «Качества друга» | |
10. | 1 | | Групповое занятие с игровыми элементами «Я – часть коллектива» | Формирование сплоченности | Упр. «Растопи круг», «Карусель» | |
11. | 1 | | Диагностика «Социометрический опрос» | Определение социометрического статуса | Методика «Социометрия» | |
12. | 1 | | Коллективная работа «Портрет нашей группы» | Закрепление результатов, достигнутых в ходе проведенных занятий | | Создание группового коллажа коллектива |
Тема 2. Формируем нравственную и психологическую культуру -10 часов |
13. | 1 | | Урок –рассуждение «Этические задачки» | Изучить нравственные суждения школьников их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества | Задачи «Стеклянный человечек», «Звезды» | |
14. | 1 | | Диагностика нравственной мотивации | Выявить правильность суждений обучающихся о добре и зле. | «Отношение к жизненным ценностям» | |
15. | 1 | | Беседа «Равнодушие и доброта» | Способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости | | |
16. | 1 | | Групповое занятие с игровыми элементами «Наши домашние животные» | Способствовать привитию чувства добра и ответственности по отношению к животным. | | Выставка рисунков «Мой любимец» |
17. | 1 | | Психологический час общения «Наша семья» | Показать значение семьи в жизни каждого человека, способствовать укреплению уважения к членам семьи. | | Изготовление открыток маме и бабушке |
18. | 1 | | Урок –дискуссия «Будем толерантными ко всему живому на земле» | Развивать чувство сопереживания, учить быть терпимыми друг к другу, | Упр. направленные на развитие толерантности | |
19. | 1 | | Урок нравственности «Как победить лень» | Рассказать об отрицательном влиянии лени на человека, побудить у детей желание бороться с ней. | Работа со сказкой «Как Хома зарядкой занимался» | |
20. | 1 | | Беседа «Совесть» | Способствовать воспитанию у детей совести. | Чтение рассказа «Первая клубника» | |
21. | 1 | | Беседа «Умей уважать других» | Развивать уважительное отношение обучающихся друг к другу | | |
22. | 1 | | Мини-проект «Мой самый хороший поступок» | Мотивировать детей на совершение хороших поступков | | Защита мини-проекта «мой самый хороший поступок» |
Тема 3 «Дороги, которые мы выбираем» - 4 часа |
23. | 1 | | Беседа «Кем я мечтаю стать» | Создание условий для выбора будущей профессии | | |
24. | 1. | | Игра «В мире профессий» | Знакомство обучающихся с многообразием профессий в игровой форме. | | |
25. | 1 | | Беседа «Мои родители работают…» | Развитие интереса к различным видам трудовой деятельности. | | |
26. | 1. | | Урок – рассуждение «Я через 10 лет» | Развитие представлений о себе в будущем. | | Сочинение «Я через 10 лет» |
Тема 4. «Наш внутренний мир» (психология личности) -4 часа. |
27. | 1 | | Беседа «О темпераменте» | Познакомиться с понятием «темперамент», познакомиться с типами темперамента, выявить свой тип темперамента. | Диагностика типа темперамента | |
28. | 1 | | Групповое занятие «Характер человека» | Расширить знания о психологии человека, мотивирование школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни. | Презентация «Характер человека» | |
29. | 1 | | Мини- лекция «О самооценке» | Познакомить детей с понятием «самооценка». | | |
30. | 1 | | Беседа «О душе» | Способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выявить общий уровень развития психологической культуры личности. | | Выставка рисунков «О чем я мечтаю» |
Тема 5. Психология познавательных процессов -13 |
31. | 1 | | Игровой тренинг «Активизация познавательной деятельности человека» | Создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся, дать понятие о познавательных процессах личности. | | |
32. | 1 | | Диагностика внимания | Познакомить обучающихся с понятием «внимания», выявить уровень развития продуктивности и устойчивости внимания, распределения, объема. | Методики: «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «оценка распределения внимания», «Определение объема внимания». | |
33. | 1 | | Развивающее групповое занятие «Внимание» | Развитие произвольного внимания, его объема и концентрации. | Игры и упражнения на развитие внимания | |
34 | 1 | | Диагностика памяти | Определение особенностей памяти обучающихся | Методики: «Оценка слуховой памяти», «Оценка зрительной памяти». | |
35 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Память» | Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, образной. | Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни движения», «Я положил в мешок» и т. д. | |
36 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Ощущение и восприятие» | Познакомить обучающихся с работой органов чувств, развитие восприятия формы, величины, цвета, тренировка скорости и точности восприятия | Игры и упражнения на развитие восприятия: «Измеряем на глазок», «Делим на части». «Выложи фигуры», «Волшебная палитра» и т. д. | |
37 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Воображение» | Развитие воображения и творческих способностей | Упражнения на развитие воображения: «Царство клякс», «Путешествие по волшебному городу», «Удивительный квадрат» и т. д. | |
38 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Мышление» | Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. | Упр. «Озорные буквы в пословицах», задачи «Этажи» | |
39 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Мышление» | Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | Упр. «Кто это, что это?», «Муха» | |
40 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Творческое мышление» | Подкрепление и развитие основных качеств, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность). | Упр. «Логическое задачки», «Невероятная ситуация» | |
41 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Способы развития познавательной сферы» | Повторение и обобщение способов и приемов развития памяти, внимания, мышления. | Упражнения и игры. | |
42 | 1 | | Развивающее групповое занятие «Способы развития познавательной сферы» | Повторение и обобщение способов и приемов развития памяти, внимания, мышления. | Учим скороговорки. Упр. «Дополни сочетания угадав недостающие слова» | |
43 | 1. | | Проект «Это все – Я» | Представить в виде проекта результаты диагностики познавательной сферы личности. | | Защита проекта |
Тема 6. «Какой я человек» - 9 часов |
44 | 1. | | Дискуссия «Человек – это звучит гордо!» | Рассказать об индивидуальности и уникальности каждого человека. | Упр. «10 Я» | |
45 | 1 | | Беседа «Знаете ли вы свою внешность» | Рассказать детям о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном и духовном возрасте. | Тест «Какой я на самом деле» | |
46 | 1 | | «Справка о половых различиях» | Раскрыть особенности физиологического, психического развития девочек и мальчиков. | Измерить рост и вес и сравнить их со средними показателями | |
47 | 1 | | Релаксация «Как нравиться себе» | Учить обучающихся ценить себя и окружающих, превращать недостатки в достоинства. | | |
48 | 1 | | Беседа «Каков я на самом деле?» | Способствовать самоанализу обучающихся, развивать дальнейшее самораскрытие | Анализ притчи «Ворона и дракон» (Носсарата Пезешкеяна) | |
49. | 1 | | Игра – релаксация «Моя индивидуальность» | Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процесса самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности. | Релаксация «Здравствуй, Я, мой любимый. | |
50. | 1 | | Ролевая игра «Уверенное и неуверенное поведение» | Учить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения. | | |
51. | 1 | | Групповое занятие «Я многое могу!» | Поиск и актуализация внутренних ресурсов. | Работа с притчей | |
52. | 1 | 30.03. | Занятие «Дневник» | Создание в коллективе атмосферы доверия и открытости, развивать способность высказывать свою точку зрения. | | Оформление личного дневника |
Тема 7. «В мире чувств и эмоций» -16 часов |
53. | 1. | 02.04. | Занятие с игровыми элементами «Наши эмоции и чувства» | Понятие эмоций и чувств. Роль эмоций и чувств в общении. | Презентация «Мои эмоции». Упражнения на демонстрацию эмоций и чувств в различных моделях общения. | |
54. | | 02.04. | Групповое занятие «Проявление эмоций и чувств» | Понятие эмпатии. Формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника. | Обучение технике саморегуляции. | |
55. | 1 | 06.04. | Групповое занятие «Управляй своим настроением» | Выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное | | |
56 | 1 | 09.04. | Беседа «Страх. Чего бояться люди» | Выяснить какие страхи есть у детей. | Рисунок «Чего я боюсь» | |
57. | 1 | 13.04. | Работа со сказкой «Как справится со страхом» | Способствовать отреагированию страхов, снятие психоэмоционального и физического напряжения | | Анализ сказки «У страха глаза велики» |
58 | 1 | 16.04. | Групповое занятие с элементами арт-террапии «Рисуем маски» | Коррекция страхов | | Изготовление масок |
59 | 1 | 20.04. | Групповое занятие с элементами арт-терапии «Мандала» | Снятие эмоционального напряжения | Работа с мандалами | |
60 | 1 | 23.04. | Групповое занятие «Автопортрет» | Выявить экстравертов – интровертов, самооценку, эмоциональную восприимчивость, напряженность. | | Творческая работа: Аппликация из геометрических фигур. |
61. | 1 | 27.04. | Групповое занятие «Что такое эмпатия» | Формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих; | Мимические этюды | |
62. | 1 | 30.04. | Беседа «Почему люди проявляют агрессию» | Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей. | Упр. «Незаконченное предложение» | |
63. | 1 | 04.05. | Групповое занятие с элементами тренинга «Противостоять агрессии» | Обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия | | |
64 | 1 | 07.05. | Беседа «Гнев. С какими чувствами он дружит» | Учить в приемлемой форме выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев. | | |
65 | 1 | 07.05. | «Почта доверия» | Учить детей откровенно говорить самим с собой | Письмо себе | |
66 | 1 | 11.05. | Групповое занятие с элементами арт-террапии «Мое защищенное место» | Активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире. | Рисунок «Мое защищенное место» | |
67 | 1 | 14.05. | Беседа «Радость» | Формирование положительных эмоций | Упр. «Незаконченное предложение» | |
68. | 1 | 18.05. | Релаксация «Найди свою звезду» | | | Творческая работа «Звездное небо» |
Тема 8. «Смотри по жизни вперед» - 4 часа |
69 | 1 | 21. 05. | Мини-лекция «Путь в пропасть мгновение, путь из пропасти – годы» | Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ, пропаганда здорового образа жизни. | | Анкетирование |
70 | 1 | 25.05. | Групповое профилактическое занятие «Я выбираю жизнь» | Формирование личной позиции по отношению к курению, пропаганда ЗОЖ, развитие коммуникативных навыков. | | |
71 | | 28.05. | Круглый стол «Быть ответственным, значит…» | Предотвращение реального знакомства обучающихся с психоактивными веществами, осознание ответственности за выбор здорового образа жизни. | | |
72 | 1 | 28.05. | Итоговое занятие | Обобщение знаний обучающихся о психической деятельности человека | | Творческая работа «Надпись на майке» |
Всего 72 часа |
Планируемые результаты
Предметные результаты
овладение школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает ребёнку полноправное вступление в самостоятельную жизнь
формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
осознание учащимися собственного внутреннего мира;
пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к себе;
развитие интеллектуальной сферы (способностей, познавательной направленности);
развитие самосознания;
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, идеалов, жизненных ориентаций);
умения избегать конфликтные ситуации;
выявления своих способностей и профессиональных интересов;
определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда;
противостоять негативным воздействиям и попыткам манипулировать его сознанием: втягиванию в различные секты, асоциальные группировки, попаданию в зависимость от алкоголя и наркотиков
развитие эмоциональной сферы, понимания чувств, переживаний других людей.
Личностные результаты:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
« Познай себя»» на 2020-2021 учебный год
(36 учебных недель)
Срок реализации - 1 год, 72 часа в год, 2 часа в неделю (2 занятия по 1 часу)
| Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения | Формы и сроки проведения | Всего |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
1. | 1 год обучения: | |
Учебные занятия: - теория - практика | 01.09-30.09 8 час. | 01.10-31.10 6 час. | 01.11-30.11 (04.11 – П) 7 час. | 01.12-31.12 7 час. | 11.01-31.01 6 час. . | 01.02-28.02 (23.02 – П) 5 час. | 01.03.-31.03 (08.03 – П) 8 час. | 01.04.-30.04 8 час. | 02.05-25.05 (09.05 - П) 5 час. | | 59 час. |
4. | экскурсии | | | | | | | | | | | |
6. | выставки | | 27.10.-30.10. 2 час | | 15.12. 1 час | | | 16.03. 1 час | 06.04. 13.04. 2 часа | | | 6 час. |
8. | повторение | | 13.10 1 час. | . | 01.12. 1 час | | 05.02. 1 час | | | 25.05. 1 час | | 4 час. |
9. | промежуточная аттестация (практическая работа, концерт, творческий отчет, выставка, конкурс, прослушивание) | | | 17.11. 1 час (мини-проект «Несуществующее животное) | | | 09.02. 1 час (практическая работа «Это все Я» | | | 11.05. 1час (творческая работа «Звездное небо» | | 3 час. |
| ИТОГО: | 8 час. | 9 час. | 8 час. | 9 час. | 6 час. | 7 час. | 9 час. | 9 час. | 7 час. | | 72 час. |
Информационные и методические условия
В образовательной программе применяются следующие формы работы:
1. Психологические игры и упражнения
2. Различные методы тренинга
3. Групповые дискуссии, беседы.
4. Информационные блоки.
5. Психологические тесты.
6. Элементы арт-терапии.
7. Элементы сказкотерапии.
8. Элементы телесно-ориентированной терапии.
Мини – лекция. Мини – лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.
Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному».
Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты. Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное – не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области.
По окончании выступления нужно обсудить - все возникшие у участников вопросы, -затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.
Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами.
Групповое занятие – занятие в группе, предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: решение задач, упражнений. Такая форма занятий успешно формирует умение учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию, воспитывает взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Групповое занятие с элементами тренинга – метод группового обучения его участников, при которых с помощью специальных приемов, воссоздающих проблемную ситуацию, производится ее анализ и разрешение. Решаются такие задачи, как приобретение участниками новых знаний, формирование умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, перцепривных способностей.
Беседа – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и обучающимся, между самими обучающимися. Беседа может быть также методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей обучающихся, коллектива. Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. Она широко используется в человеческой практике и помимо педагогики. Технология беседы довольно сложна. Вступающему в беседу надо уметь вести диалог – задавать вопросы, тактично выслушивать, возражать, сомневаться, доказывать, даже молча. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону, навязывать ему свою позицию. В беседе важен оттенок голоса, неторопливый ритм. В системе образования часто используют как метод обучения во время уроков, экскурсий, посещений музеев. Эффективными являются нравственно-этические беседы о культуре поведения, о режиме дня, о доброте и любви и т. д. Беседы, благодаря наличию в себе обратной связи и равноправию участников, очень любимы всеми возрастами.
Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Групповое занятие с игровыми элементами - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - “Быть ответственным, значит…”, “7 апреля – день здоровья” и т.п.
Защита проектов - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Презентация – описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социометрическая методика – название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе.
Тестирование – процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
- индивидуальная;
- групповая;
- подгрупповая.
Структура занятия:
I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.
IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Материально-технические условия
Просторный проветриваемый кабинет со столами и стульями;
Рабочие тетради и шариковые ручки для записей;
Наборы канцелярских принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ватман,
цветная бумага, ножницы и т.д.);
Бланки опросников, индивидуальные бланки для выполнения упражнений, карточки с заданиями, бланке текстов, текст для релаксации),
Демонстрационные материалы (большие листы с определениями, различные рисунки, плакаты, раздаточные материалы)
Аудиозаписи и видеозаписи («релаксация», детские песни для проведения динамических пауз, запись медленной музыки, видеозаписи «О наркомании»)
Компьютер, Интернет.
Аудио-видео техника.
Литература
Список использованной литература
1.Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
2.Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
3.Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
4.В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006.
5.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009.
6.Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2005 год.
7.Лубянова Н. Н. Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2007 год.
8.Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.
9.Магомедова Т. И., Канищева Л. Н. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы. – Волгоград «Учитель» 2007.
10.Немов Р. С. Психология. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 год
11.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Литература для обучающихся:
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
4.Петрамовская Л. В. Что делать если. Москва: Астель, 2012.
5. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.