Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана «Детский сад «Иванушка»
Рекомендована к утверждению Педагогическим советом протокол от « 29 » августа 2019 г. № | утверждено Приказом МБДОУ «Д/с «Иванушка» от « 29 » августа 2019 г. № |
Рабочая программа
дополнительного образования с детьми
младшей группы «Гномики» (3-4 года).
Кружок«Фантазии из соленого теста»
Разработали:
Жучкова Н. Н., воспитатель
Тюкпеекова В.А., воспитатель
Абакан, 2019
Содержания
Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3
1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4
1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4
1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4
Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5
2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5
2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8
Глава 3. Организационный раздел……………………………….………………………… 9
3.1 Методическое обеспечение……………………………………………….…..……………..9
Глава 1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка Рабочая программа (далее Программа) дополнительного образования детей младшей группы (3-4 лет) «Гномики» составлена на основе методических рекомендацийТ.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»,Рубцовой Е. В. «Фантазии из соленого теста».
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа разработана по желанию родителей, возможностей и особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребенок, учится точно и расчленённо их воспринимать, действовать ими, узнаёт о разнообразии их свойств и отношений о цвете, форме, величине.
Лепка из теста способствует развитию мелкой моторики рук, художественного творчества детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений (сказок), животных, человека. Дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных наляпав, таким образом,развиваются пальчики. А речь ребёнка, общеизвестно, находится на кончиках пальцев, тем самым занятия лепкой из солёного теста будут способствовать речевомуразвитию малышей.
В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как они стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с младшими дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.
Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней, может, благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах неизгладимое впечатление о детстве.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет значение для психологического благополучия малыша.
Организация дополнительного образования Срок реализации Программы: 1 год.
Содержание занятий кружка «Фантазии из соленого теста» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного проведения дополнительной образовательной деятельности от простого к сложному. Работа ведётся 2 раза в неделю по подгруппам: во вторник – первая подгруппа, в четверг – вторая подгруппа. Продолжительность занятия с одной подгруппой – 15 минут. Занятия проводятся с октября по май месяц.
1.2 Цели и задачи программы Цель Программы: Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности. Развитие изобразительных умений, сенсорных способностей, восприятия (чувства цвета, формы, композиции),творческой инициативы детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);
- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);
- учить детей создавать оригинальные образы из 2–3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать интерес к процессу и результатам работы,к коллективной работе;
Воспитательные:
- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам детского творчества;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
1.3 Принципы программы 1.Принципы систематичности и последовательности в развитии ребёнка (постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития воспитанников ведётся в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»), строится с учётом принципа развивающего характера художественного образования.
2. Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
4. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
5. Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
1.4 Результаты реализации программы
Ожидаемые результаты:
Дети освоят элементарные действия с тестом.
Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
Постепенно будут разрабатываться пальчики.
Дети научатся получать удовольствие при выполнении своих работ.
Будут способны:
Высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
Проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе дополнительной образовательной деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;
Адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;
Управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы.
В результате реализации данной программы мы ожидаемрасширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
Ребёнок может:
отделять от большого куска небольшие комочки
раскатывать комок теста прямыми движениями;
раскатывать комок теста круговыми движениями;
сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
соединять концы;
сплющивать между ладонями комок теста;
соединять 2-3 знакомые формы;
защипывать края формы кончиками пальцев.
Содержательный раздел
2.1. Календарно – тематический план
месяц | № занятия | тема | задачи | оборудование |
октябрь | 1 | Что такое тесто? | Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. | Тесто, подкладные доски, влажные тряпочки. |
2 | «Тесто –шлеп-шлеп!» | Продолжить знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепатьладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: раздавливание. | Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки. |
3 | Цветные конфетки для друзей. | Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. | Тесто, маленькие пластмассовые или стеклянные шарики с гладкой поверхностью, влажные тряпочки |
4 | Зелёный огуречик. | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями. | Оборудование: соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки, |
ноябрь | 1 | «Покормим птиц» | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приём лепки: отщипывание | Тесто, подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. |
2 | Покатился колобок… | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить облеплять яйцо киндер-сюрприз, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка. | Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, яйцо киндер-сюрприз |
3 | «Блинчики» | Продолжать детей знакомить с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: сплющивание | Тесто, пластмассовые тарелки, куклы |
4 | Готовим «котлеты» | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.Показ приёма лепки: сплющивание | Тесто, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы |
декабрь | 1 | Покормим курочку | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: надавливание | Листы картона зеленого цвета по количеству детей (формат А4); тесто, скатанное в маленькие шарики, диаметром около 5 мм, из расчета 10-20 шариков на ребенка; пластмассовая или резиновая курочка |
2 | Конфеты на тарелке | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. Показ приема лепки: надавливание | Листы картона белого цвета формата А4 по количеству детей; шарики из теста диаметром около 7-8 мм(10-15 шариков на каждого ребенка); 2-3 резиновые игрушки |
3 | Снег идет | Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приема лепки: надавливание | Листы картона формата А4 по количеству детей; шарики из теста диаметром около 7 мм (10 - 20 шариков на каждого ребенка) |
4 | Украсим ёлочку к празднику. | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа). | соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки |
январь | 3 | Снеговик | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа). | соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки. |
4 | Зимняя сказка (коллективная работа) | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев. Вызывать желание создавать коллективную работу. | картон А-3 голубого цвета с аппликацией деревьев, соленое тесто, доски для лепки. |
февраль | 1 | Самолёт построим сами… | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их друг на друга. | соленое тесто, доски для лепки |
2 | Рыбка | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела) между ладонями, оттягивание и сплющивание (голова, хвост), использовать дополнительный материал (глазки – крупа). | соленое тесто, доски для лепки, игрушка рыбки, крупа. |
3- 4 | Снежная крепость (коллективная работа) | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста. | соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки, |
март | 1,2. | Веточка мимозы для любимой мамы | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей. | картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки. |
3-4 | Весёлые неваляшки | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа). 3.Учить разукрашивать матрёшку гуашью. | соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, гуашь, кисть. |
апрель | 1 | Напечем мы с бабушкой… | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник. | соленое тесто, протвини из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки. |
2 | Мы идём гулять | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела человека) между ладонями. Учить лепить предмет из нескольких частей (руки, ноги, голова), используя дополнительные материалы (глазки – бусинки). | соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки. |
№ 3,4 | Лепим барельефы: бусы, шарики | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их рядом, по кругу. 3.Учить разукрашивать изделие гуашью. | соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кист |
май | 1 | Зелёная гусеница по листикам ползет… | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины). 3.Учить разукрашивать гусеницу гуашью. | соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки. |
2,3 | Золотой подсолнух | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. 2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки). 3.Учить разукрашивать изделие гуашью. | соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные. |
2.2. Формы организации детской деятельности
1. По образцу (детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.)
2. По замыслу (развертывается творчество детей, проявляется их самостоятельность: ребенок сам решает, что он будет лепить. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки - по образцу и по теме.)
3. По теме (детям предлагают общую тематику лепки, и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения.Основная цель организации лепки по заданной теме - актуализация и закрепление полученных умений).
Каждая из рассмотренных форм организации лепки может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Индивидуальная работа с детьми.
Руководитель кружка устанавливает контакт с каждым ребенком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. Ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребенок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. Сам ребенокможет помогать сверстникам или малышам в осуществлении их замыслов.
Интеграция тесто пластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением сокружающем миром.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физическая пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Методические приемы:
- показ технологических приемов;
- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;
- игровые приемы (приход героя и др.);
- упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Оборудование:
- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).
- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:совместная деятельность педагога с детьми.
Глава 3 Организационный раздел
3.1 Методические обеспечение: И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
Н.Б. Халезова Декоративная лепка в детском саду, под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
Е. В. Рубцова Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.
О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г