СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования с детьми младшей группы «Гномики» (3-4 года). Кружок«Фантазии из соленого теста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержания

 

Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3

1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4

1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4

1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4

Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5

2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5

2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8

Глава 3. Организационный раздел……………………………….…………………………  9

3.1 Методическое обеспечение……………………………………………….…..……………..9

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования с детьми младшей группы «Гномики» (3-4 года). Кружок«Фантазии из соленого теста»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана «Детский сад «Иванушка»



Рекомендована

к утверждению

Педагогическим советом

протокол от « 29 » августа 2019 г.

утверждено

Приказом МБДОУ «Д/с «Иванушка»

от « 29 » августа 2019 г.





Рабочая программа

дополнительного образования с детьми

младшей группы «Гномики» (3-4 года).


Кружок«Фантазии из соленого теста»









Разработали:

Жучкова Н. Н., воспитатель

Тюкпеекова В.А., воспитатель














Абакан, 2019



Содержания


Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3

1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4

1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4

1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4

Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5

2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5

2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8

Глава 3. Организационный раздел……………………………….………………………… 9

3.1 Методическое обеспечение……………………………………………….…..……………..9









































Глава 1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) дополнительного образования детей младшей группы (3-4 лет) «Гномики» составлена на основе методических рекомендацийТ.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»,Рубцовой Е. В. «Фантазии из соленого теста».

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Программа разработана по желанию родителей, возможностей и особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребенок, учится точно и расчленённо их воспринимать, действовать ими, узнаёт о разнообразии их свойств и отношений о цвете, форме, величине.

Лепка из теста способствует развитию мелкой моторики рук, художественного творчества детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений (сказок), животных, человека. Дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных наляпав, таким образом,развиваются пальчики. А речь ребёнка, общеизвестно, находится на кончиках пальцев, тем самым занятия лепкой из солёного теста будут способствовать речевомуразвитию малышей.

В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как они стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.

Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с младшими дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.

Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней, может, благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах неизгладимое впечатление о детстве.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Лепка является одним из средств релаксации, что имеет значение для психологического благополучия малыша.

Организация дополнительного образования

Срок реализации Программы: 1 год.

Содержание занятий кружка «Фантазии из соленого теста» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного проведения дополнительной образовательной деятельности от простого к сложному. Работа ведётся 2 раза в неделю по подгруппам: во вторник – первая подгруппа, в четверг – вторая подгруппа. Продолжительность занятия с одной подгруппой – 15 минут. Занятия проводятся с октября по май месяц.

1.2 Цели и задачи программы

Цель Программы: Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности. Развитие изобразительных умений, сенсорных способностей, восприятия (чувства цвета, формы, композиции),творческой инициативы детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

- учить детей создавать оригинальные образы из 2–3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развивать интерес к процессу и результатам работы,к коллективной работе;

Воспитательные:

- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;

- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам детского творчества;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

1.3 Принципы программы

1.Принципы систематичности и последовательности в развитии ребёнка (постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития воспитанников ведётся в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»), строится с учётом принципа развивающего характера художественного образования.

2. Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

4. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

5. Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.


1.4 Результаты реализации программы

Ожидаемые результаты:

  1. Дети освоят элементарные действия с тестом.

  2. Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.

  3. Постепенно будут разрабатываться пальчики.

  4. Дети научатся получать удовольствие при выполнении своих работ.

Будут способны:

  • Высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

  • Проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе дополнительной образовательной деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;

  • Адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;

  • Управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы.

В результате реализации данной программы мы ожидаемрасширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

Ребёнок может:

  • отделять от большого куска небольшие комочки

  • раскатывать комок теста прямыми движениями;

  • раскатывать комок теста круговыми движениями;

  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

  • соединять концы;

  • сплющивать между ладонями комок теста;

  • соединять 2-3 знакомые формы;

  • защипывать края формы кончиками пальцев.


    1. Содержательный раздел
2.1. Календарно – тематический план



месяц

№ занятия

тема

задачи

оборудование

октябрь

1

Что такое тесто?

Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.

Тесто, подкладные доски, влажные тряпочки.

2

«Тесто –шлеп-шлеп!»

Продолжить знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепатьладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: раздавливание.

Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки.

3

Цветные конфетки для друзей.

Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.

Тесто, маленькие пластмассовые или стеклянные шарики с гладкой поверхностью, влажные тряпочки

4

Зелёный огуречик.

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями.

Оборудование: соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки,

ноябрь

1

«Покормим птиц»

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приём лепки: отщипывание

Тесто, подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы.

2

Покатился колобок…

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить облеплять яйцо киндер-сюрприз, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, яйцо киндер-сюрприз

3

«Блинчики»

Продолжать детей знакомить с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: сплющивание

Тесто, пластмассовые тарелки, куклы

4

Готовим «котлеты»

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.Показ приёма лепки: сплющивание

Тесто, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы

декабрь

1

Покормим курочку

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: надавливание

Листы картона зеленого цвета по количеству детей (формат А4); тесто, скатанное в маленькие шарики, диаметром около 5 мм, из расчета 10-20 шариков на ребенка; пластмассовая или резиновая курочка

2

Конфеты на тарелке

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. Показ приема лепки: надавливание

Листы картона белого цвета формата А4 по количеству детей; шарики из теста диаметром около 7-8 мм(10-15 шариков на каждого ребенка); 2-3 резиновые игрушки

3

Снег идет

Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на шарик,

прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг

от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приема лепки: надавливание

Листы картона

формата А4 по количеству детей;

шарики из теста

диаметром около 7 мм (10 - 20 шариков на каждого ребенка)

4

Украсим ёлочку к празднику.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа).

соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки

январь

3

Снеговик

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки.

4

Зимняя сказка (коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев. Вызывать желание создавать коллективную работу.


картон А-3  голубого цвета с аппликацией  деревьев, соленое тесто, доски для лепки.

февраль

1

Самолёт построим сами…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их друг на друга.

соленое тесто, доски для лепки

2

Рыбка

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела) между ладонями, оттягивание и сплющивание (голова, хвост), использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

соленое тесто, доски для лепки, игрушка рыбки, крупа.

3- 4

Снежная крепость (коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста.

соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки,

март

1,2.

Веточка мимозы для любимой мамы

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.

картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки.

3-4

Весёлые неваляшки

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

3.Учить разукрашивать  матрёшку  гуашью.

соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, гуашь, кисть.

апрель



1

Напечем   мы с  бабушкой…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник.

соленое тесто, протвини из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки.

2

Мы идём  гулять

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела человека) между ладонями. Учить лепить предмет из нескольких частей (руки, ноги, голова), используя дополнительные материалы (глазки – бусинки).

соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки.

№ 3,4

Лепим барельефы: бусы, шарики

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их рядом, по кругу.

3.Учить разукрашивать изделие гуашью.

соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кист

май

1

Зелёная гусеница по листикам ползет…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).

3.Учить разукрашивать гусеницу гуашью.

соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки.

2,3

Золотой подсолнух

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки).

3.Учить разукрашивать изделие гуашью.


соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные.


2.2. Формы организации детской деятельности

1. По образцу (детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.)

2. По замыслу (развертывается творчество детей, проявляется их самостоятельность: ребенок сам решает, что он будет лепить. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки - по образцу и по теме.)

3. По теме (детям предлагают общую тематику лепки, и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения.Основная цель организации лепки по заданной теме - актуализация и закрепление полученных умений).

Каждая из рассмотренных форм организации лепки может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Индивидуальная работа с детьми.

Руководитель кружка устанавливает контакт с каждым ребенком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. Ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребенок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. Сам ребенокможет помогать сверстникам или малышам в осуществлении их замыслов.

Интеграция тесто пластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением сокружающем миром.

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Методические приемы:

- показ технологических приемов;

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

- игровые приемы (приход героя и др.);

- упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оборудование:

- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).

- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:совместная деятельность педагога с детьми.


Глава 3 Организационный раздел


3.1 Методические обеспечение:
  1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).

  2. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).

  3. Н.Б. Халезова Декоративная лепка в детском саду, под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;

  4. Е. В. Рубцова Фантазии из соленого теста, 2008 г.;

  5. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.

  6. О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).

  7. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!