СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Школа будущего первоклассника"Ступеньки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предшкольной подготовки "Школа будущего первоклассника "Ступеньки" представляет интерес для учителей и родителей, подготавливающих детей к обучению в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Школа будущего первоклассника"Ступеньки"»

Россия, Республика Марий Эл, пгт. Мари-Турек.


МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»


Автор: учитель начальных классов Ушнурцева Г.Н.


Рабочая программа дополнительного образования

«Школа будущего первоклассника «Ступеньки»



I. Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности.

Программа дополнительного образования реализуется на базе МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». По учебному предмету «Матеметика» начальная школа работает по программе под редакцией М.В. Корепановой, С.А.Козловой, О.В.Прониной. Основным направлением работы школы является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В процессе обучения функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Программа по предмету «Математика» разработана на основе учебных пособий «Моя математика»  (М.В.Корепанова и др.), методических пособий: М.В.Корепанова «Моя математика»-методические рекомендации для педагогов . Основное направление программы – развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

Образовательный процесс в школе нацелен на личность, способную к саморазвитию, к развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуальному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Проблема речи, которая встает перед обучением в школе, тесно взаимосвязана с развитием математических представлений, где дети учатся культуре общения: логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения и аргументировать высказывания; обогащают словарный запас.

На первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольников.

В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.

Целью данной программы является развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания

Для её достижения необходимо решение следующих задач:

  1. Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

  2. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

  3. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:

1. Углублять представления детей о множестве, числе, величине, форме, пространстве.

2. Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.

3. Закреплять знание детьми математической терминологии.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал занятия, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • Овладение приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.

  • Овладение умениями строить простейшие умозаключения

  • Овладение навыками счёта, вычислительными измерениями.

  • Повышение интереса к развивающим играм

Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.



II. Общая характеристика учебного предмета

Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.

1. Направления программы

  1. Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).

  2. Величина (Развитие представлений о величине).

  3. Развитие представлений о форме.

  4. Развитие пространственной ориентировки.

  5. Развитие ориентировки во времени.

2. Общие задачи

  • Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты

  • Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств

  • Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи

  • Поощрять уместное использование математических терминов и символики

  • Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них

  • Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.



IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В процессе освоения учебного материала старший дошкольник к концу года:

– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.
– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).
– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.
– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.
– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом,  так и в обратном порядке от любого заданного числа.
– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти).
– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.
– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.
– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.
– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.
– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).
– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой). 
– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.
– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.
– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).
– Воспроизводит предлагаемые графические образцы. 
– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними. 
– Знает последовательность дней недели, месяцев года.
– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.
– Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.
– Проявляет интерес к математическим играм.




V . Содержание учебного предмета



1.

2.
3.
4.
5.
6.

5.1. Формирование представлений о числе и количестве

– Знакомить с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10.
– Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 5, a 5 – Получать равенство из неравенства и наоборот.
– Знакомить со знаками больше, меньше (, – Учить понимать отношение рядом стоящих чисел (5 5 на 1).
– Знакомить с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале: 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1).
– Использовать различные анализаторы при счете.
– Знакомство с цифрами от 1 до 5.
– Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5 и составлять из двух меньших большее число.
– На занятиях и в самостоятельной деятельности совершенствовать представления о числах первого десятка.

5.2. Формирование представлений о величине

– Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке. 
– Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.
– Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
– Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.
– Дать представление о частях целого: половина.

5.3. Развитие представлений о форме

– Знакомить с четырехугольниками: прямоугольник, квадрат. Учить узнавать и называть их. Учить узнавать в окружающих предметов форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).
– Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр. 
– Знакомить со структурными элементами геометрических фигур: вершины, углы, стороны. 
– Учить классифицировать геометрические фигуры.
– Учить самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.
– Использовать в речи следующие слова: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все.
– Называть все свойства, присущие и неприсущие объектам (не красная, не квадратная).

5.4. Развитие пространственной ориентировки

– Закреплять и расширять пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
– Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
– Знакомить с тетрадью в клетку.
– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).
– Учить выполнять последовательно игровые и практические действия с ориентировкой на символ (стрелки).
– Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.

5.5. Развитие ориентировки во времени

– Учить последовательно называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
– Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
– Познакомить с моделью суток, моделью года.



5.6. Формирование представлений о числе и количестве

– Учить счету в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
– Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
– Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
– Учить раскладывать число  на два меньших и составлять из двух меньших большее число (используя числа от 6 до 10).
– Знакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
– Знакомство с цифрами……, от 6 до 10.
– Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 3, 5 и 10 копеек.
– Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
– Учить пользоваться знаками действий с цифрами: плюс  ( + ),  минус (-), равно ( = ).
– Учить сложению и вычитанию чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.
– Совершенствовать представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения. Способствовать пониманию отношений между последовательными числами в пределах десяти (7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1).

5.7. Развитие представлений о величине

– Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки.
– Учить делить круг, квадрат на 2, 4 равные части, сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого.
– Учить делить целое на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем на большее количество частей делиться целое, тем меньше каждая часть и наоборот.
– Познакомить со способами сравнения объектов по величине (длина, объем) с помощью условной меры, использовать их при решении практических и проблемно – познавательных ситуаций.
– Создать условия для классификации и сериации предметов по величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.
– Знакомить с общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, метр.

5.8. Развитие представлений о форме

– Дать представление о многоугольниках. Расширять представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник – квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур. Знакомить с геометрическими фигурами: конус, пирамида, параллелепипед.
– Учить составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
– Знакомить с геометрическими понятиями: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).
– Знакомить с соотношением сторон, внутренней и внешней областью фигуры; с пересечением линий, фигур.
– Знакомить с горизонтальной, вертикальной (осевой симметрией).
– Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Учить пользоваться линейкой, трафаретом. 
– Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.

5.9. Развитие пространственной ориентировки

– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции.
– Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже).
– Продолжать учить воспроизводить предлагаемые графические образцы; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.
– Учить правильно употреблять в речи и понимать предлоги, обозначающие  взаимное пространственное расположение предметов.
– Уточнять отношения: на – над – под, справа – слева, посередине – спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
– Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение пространственного расположения объектов.
– Создать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы.

5.10. Развитие ориентировки во времени

– Расширять представления о последовательности дней недели.
– Учить называть месяцы года, формировать представление об определении времени по часам. Показывать на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.
– Учить понимать отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять отношения: вчера, сегодня, завтра.




Материально-техническое обеспечение курса:











  • Специально оборудованное помещение (кабинет);

  • Игрушки-персонажи: Бим, Бом, Емеля, Незнайка, Петушок, Мышка, Лягушка, Пятачок, Зайка, Волк.

Материал:

ДЕМОНСТРАЦОННЫЙ

РАЗДАТОЧНЫЙ

Наборное полотно 
Набор геометрических фигур
Музыкальные игрушки: телефон, молоток, дудочка, колокольчик, бубен, румба.

Флажки разные по форме и цвету
Карандаши разные по размеру

Цифры от 0 до 9
Знаки (+), (–), (=), (), ( Геометрические формы: шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед
Ленточки разные по длине
Набор игрушек: животные, птицы, цветы, деревья, овощи, фрукты, транспорт

Разные многоугольники
Монеты
Модель дней недели
Модель года
Модель суток
Модель дома с окнами (сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра)

Карточки с изображением предметов в количестве от 1 до 10

Игрушка – светофор
Книги со сказками «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Картинки с изображением частей суток

Два колеса: одно круглое, другое овальное

Карточки с изображением прямой и кривой линий, отрезка, луча, замкнутых и незамкнутых линий

Игрушки разные по размеру

Картинки с изображением многоэтажных домов

Шахматная доска

Пирамидки разные по размеру

Сосуды разные по размеру для измерения сыпучих и жидких тел

Набор фигур к «Архимедовой игре»

Игра «Уникуб»

Таблица Шульца

Часы

Бытовые весы

Гири 1 кг, 2 кг

Иллюстрации для составления арифметических задач с изображением озера, вазы для цветов, кормушки для птиц, аквариума, полянки, улицы, корзины

Наборное полотно 
Пенал с геометрическими фигурами
Счетные палочки
Мелкие игрушки: зайчики, лисята, мышата, уточки

Цифры от 0 до 9
Знаки (+), (–), (=), (), (

Абаки

Цветные карандаши
Фломастеры
Простые карандаши
Пенал с монетами
Тетрадь в клетку
Рабочие листы
Мягкая проволока
Карточки с двумя, четырьмя, пятью полосками

Шахматная доска, фигура коня

Мерки для измерения длины, ширины, высоты предметов

«Ремешки» разные по размеру

Перфокарты

Карточки для решения задач

Детские счеты

Мерки для измерения сыпучих и жидких тел: столовая, десертная, чайная ложки

Часы

Модель часов

Картинки для составления арифметических задач 







VI.Календарно-тематическое планирование по математике

№№

п/п

Тема занятия

Основные предметные цели

Примечания

I полугодие.

1.

Проверь себя.

Протестировать знания и умения детей на начало года.

С. 14-17, 1 ч.

2.

Времена года. Названия частей суток

Познакомить с временами года. Формировать временные представления: утро, день, вечер, ночь; вчера, сегодня , завтра.

С. 2-14, 1 ч.

3.

Разноцветные семейки

Учить разбивать предметы на группы по цвету и собирать в группы по цвету.

С. 18-23, 1 ч.

4.

Форма фигур

Дифференцировать предметы по группам в соответствии с формой: круг, квадрат, треугольник.

С. 24-27, 1 ч.

5.

Размер предметов.

Учить выделять размер предмета:

большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий.

С. 30-35, 1 ч.

6.

Материал и назначение предметов.

Формировать представление о различии предметов, изготовленных из разных материалов и для разных целей.

С. 36-41, 1 ч.

7.

Сравнение чисел.

Формировать представление: число предметов – величина предмета.

С. 42-47, 1 ч.

8.

Целое и часть.

Учить составлять «целое» из «частей»

С. 48-51, 1 ч.

9.

Часть и целое.

Учить выделять «часть» из «целого».

С. 54-57, 1 ч.

10.

Лесной детский сад.

Упражнять в пересчёте предметов на рисунке. Учить составлять с опорой на рисунок математический рассказ. Обобщить знания об осенних месяцах.

С. 58- 65, 1 ч.

11.

Один и два.

Первый и второй.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Формировать представление об объёме, его измерении.

С. 2-7, 2 ч.

12.

Три, трое, третий.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа.

С. 8-11, 2 ч.

13.

Четыре, четверо, четвёртый

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Формировать знания о зимних месяцах.

С. 14-17, 2 ч.

14

Игра «Найди меня»

Развивать пространственные представле-ния; геометрические представления

С. 20-25, 2 ч.

15.

Пять, пятеро, пятый.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Формировать представление о массе, о понятиях «легче – тяжелее».

С. 26-31, 2 ч.

16

Проверь себя.

Тестирование знаний и умений детей на конец первого полугодия .

С. 32-35, 2 ч.





II полугодие.

17.

Прогулка по сказочному лесу.

«Взглянем сверху»

Обобщить представление о зимних месяцах. Познакомить с «планом местности».

С 36-43, 2 ч..

18.

Шесть, шестеро, шестой.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Формировать понятия: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше.

С. 44-51, 2 ч.

19.

Счёт двойками и тройками.

Учить пересчёту предметов в конечном множестве, число которых кратно двум или трём.

С. 52-55, 2 ч.

20.

Семь, семеро, седьмой.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Познакомить с названиями геометрических фигур: шар, куб, пирамида

С. 58-63, 2 ч.

21.

Крепость из кубиков. Что нам стоит дом построить

Закрепить знания об объёмных геометрических фигурах.

С. 64-67, 2 ч.

С. 2-7, 3 ч.

22.

Восемь, восьмой.

Бумажный кораблик

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Закрепить знание названий весенний месяцев.

С. 8-13, 3 ч.

23.

Девять, девятый. Точки и линии.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа. Познакомить с названием некоторых геометрических фигур.

С. 18-23, 3 ч.

24.

Играем и считаем.

Учить составлению простых арифметических задач на сложение и вычитание с опорой на рисунок.

С. 26-31, 3 ч.

25.

Десять, десятый.

Познакомить с цифрами, обозначающими числа.

С. 32-35, 3 ч.

26.

Мы идём в цирк.

Закрепить знания, умения и навыки.

С. 38-43, 3 ч.

27.

Мы идём в цирк.

Закрепить знания, умения и навыки.

С. 44-49, 3 ч.

28.

Играем и считаем.

Закрепить знания, умения и навыки.

С. 50-59, 3 ч.

29.

Проверь себя.

Тестирование знаний, умений и навыков на конец года.

С. 64-67, 3 ч.



VII.Методическая литература

БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.

Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.

Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2010

Корепанова М.В.Моя математика.-М.-БАЛАСС,2009.

КорепановаМ.В.Методические рекомендации для педагогов.-М.-БАЛАСС,2008.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!