СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Способный ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Кружковая деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Способный ребенок"»

Пояснительная записка


Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Кружковая деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Рабочая программа составлена для обучающихся классов кадетской направленности на основании методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию в муниципальных общеобразовательных организациях кадетских классов разной ведомственной направленности № 03-18/7686 от 25.08.2017.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.

Цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию младших школьников, создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.


Развитие учащихся по общеинтеллектуальному направлению будет осуществляться в четырех направлениях:

  1. Формирование учебной деятельности.

Направление предполагает создание условий для становления всех компонентов учебной деятельности младшего школьника: положительной мотивации учения, умения принимать учебную задачу, ставить цели собственной деятельности, выполнять учебные действия, контролировать их ход и оценивать результат.


  1. Развитие познавательных способностей.

Работа данного направления нацелена на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия младших школьников. Важными компонентами являются развитие различных свойств мышления учащихся как логического, так и творческого. Особое внимание уделяется тренировке психических механизмов школьников и развитию мелкой моторики рук через специальные упражнения для кисти и пальцев, задания на штриховку.

  1. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников.

Цель направления заключается в том, чтобы развивать мотивационную, эмоционально-нравственную сферы ученика, формировать его ценностные ориентации через обучение умению вести диалог, сотрудничать с учителем, другими учениками, передавать и получать информацию из различных источников.

  1. Реализация регионального компонента.

Согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования (п.2.2.2.1 содержательного раздела) региональный компонент реализуется по следующим направлениям:

  1. Вовлечение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений через использование на уроках художественных текстов писателей и поэтов Ставропольского края, энциклопедических, познавательных и справочных материалов по краеведению.

  2. изучение музейных материалов, включающих экспонаты, отображающие культуру, промыслы и уклад жизни народов, населяющих в разное время территорию Ставропольского края, а также раскрывающих многообразие флоры и фауны региона.

  3. Изучение основ этнологии и этнографии Ставропольского края через организацию творческо-поисковой деятельности обучающихся в области регионального и местного краеведения (экскурсии в музеи, на места археологических раскопок, изучение и историко-архитектурного наследия городов и поселений региона с помощью архивных и других источников).

  4. Проводятся беседы о быте, о разных видах труда Терских казаков, о народных ремеслах. Ученики выполняют как индивидуальные, так и коллективные проекты. Лепят образцы глиняной посуды, конструируют для бумажных кукол мужской и женский казачий костюм и т. п.

Предлагаемое пособие предназначено для работы с учащимися четвёртого класса и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • Развивать образное мышление;

  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • Развивать творческие способности;

  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и кружковой деятельности обучающихся;

  • содержание и объем кружковой деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.


Основной формой проведения занятий является кружок. Достоинство кружка:

- достаточный объём, регулярность (2 раза в неделю), систематичность и целенаправленность.

Продолжительность занятия 40 минут.


Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.





Алгоритм проведения занятия:

  • Разминка - 3-5 минут (фронтальная работа, цифровой диктант, развивающие игры, кроссворды)

Основой задачей данного этапа является создание у школьников определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности, включиться в работу.

  • Мозговая гимнастика – 2 минуты.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий по развитию познавательных способностей. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Чем чаще и больше человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

  • Тренировка психических (познавательных) процессов: памяти, внимания, воображения, мышления – 10 минут

Задания на этапе не только способствуют развитию психических процессов, но и позволяют углублять знания учащихся, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  • Весёлая переменка – 3 минуты

Динамическая пауза не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  • Логически поисковые задания – 10 минут

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка, окружающего мира или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления. Даются задания обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их.

  • Корригирующая гимнастика для глаз – 2 минуты.

Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрению, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

  • Нестандартные задачи – 10-15 минут.

Решение таких задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей у детей.

  • Графический диктант.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» - писал В.А. Сухомлинский. Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. В процессе работы с графическим диктантом формируются внимания, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, развивающаяся внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

Во время занятий по программе у детей будет проходить становление различных форм самосознание и самоконтроля, у них исчезнет боязнь ошибочных шагов, снизится тревожность и необоснованное беспокойство, учащиеся должны достичь значительных успехов в своём развитии, многому научаться и свои умения будут применять в учебной работе, что и должно привести к успехам.

Ведущая задача учителя поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения, так как «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Программа направлена на:

1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

4.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно - деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации


Виды кружковой деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • трудовая деятельность.



Прогнозируемые результаты.

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к труду, прежде всего, умственному

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированности естественно - научного и социально - философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.


Результаты изучения курса:

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

- Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

- Развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

- Развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу);

- Развитие речи при работе над словом, словосочетание, предложением;

- Усвоение приемов мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать);

- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук);

- Развитие двигательной сферы;

- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

- Знакомство с жизненным укладом Терских казаков.




Планируемые личностные и метапредметные результаты

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.





Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.


Содержание программы


№ занятия

Тема занятия

Содержание

1.

Вводное занятие. Логические цепочки.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

2.

Шифровальщик

Развивать умение последовательного рассуждения.

3.

Составление анаграмм

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

4.

Магические квадраты.

Творческое задание.

5.

Недостающее слово

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

6.

Проведи аналогию

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

7.

Мягкие и твердые согласные

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

8.

Части речи

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

9.

Числовые ребусы.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

10.

Задачи в стихах.

Решение логических задач, задач на смекалку.

11.

РК Моя малая родина

Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе.

12.

Развиваем логическое мышление

Решение логических задач.

13.

Развивай внимание.

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

14.

Аналогии

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

15.

Правила переноса слов

Изучение правил переноса слов

16.

Игра «На лесной полянке».

Упражнения на развитие внимания.

17.

Найди лишнее слово

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

18.

РК Терские казаки

Изучение истории возникновения терского казачества

19.

Математический тренажёр.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.

20.

Тренируем внимание

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

21.

Обобщения

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

22.

Нестандартные задачи.

Решение логических задач, задач на смекалку.

23.

Аналогии

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

24.

РК История одежды Терских казаков

Изучение истории возникновения одежды терского казачества

25.

РК мужской праздничный костюм Терских казаков

Изучение истории возникновения праздничной одежды терского казачества


26.

Головоломки.

Решение логических задач.

27.

Логика

Упражнения на развитие логического мышления (умение обобщать).

28.

Задачи повышенной сложности.

Упражнения на развитие мышления

29.

Восстанови слова

Упражнения на развитие внимания и памяти.

30.

Проведи аналогию

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

31.

Блиц - турнир по решению задач.

Решение логических задач, задач на смекалку.

32.

Восстанови рассказ

Развитие речи.

33.

РК Костюм терской казачки

Изучение истории возникновения праздничной одежды терского казачества.

Рисунок терской казачки

34.

Тренируй логическое мышление.

Решение логических задач, задач на смекалку.

35.

Исключи лишнее

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

36.

РК народы Северного Кавказа

Знакомство с историей народов Северного Кавказа

37.

Задания олимпиадного характера.

Решение заданий повышенной сложности

38.

Составь пропорции

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

39.

Составь пару

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

40.

Игра «Сто к одному».

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

41.

«Превращение слов»

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения.

42.

РК Казачий курень

Знакомство с устройством Казачьего куреня Рисунок

43.

Логические задачи.

Решение логических задач, задач на смекалку.

44.

Составь слова

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

45.

Безударная гласная

Упражнения на безударную гласную, подбор проверочного слова

46.

Проведи аналогию.

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

47.

Развивай логическое мышление.

Решение логических задач, задач на смекалку.

48.

«Шифровальщик»

Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр.

49.

Математический КВН.

Решение логических задач, задач на смекалку

50.

Решение нестандартных задач.

Решение нестандартных задач.

51.

РК природа Северного Кавказа

Изучение природы северного кавказа

52.

Тренажёр «Табличное умножение».

Решение логических задач, задач на смекалку.

53.

Восстанови слова

Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию.

54.

Фонетический разбор слова

Упражнения на фонетический разбор слова

55.

Игры с таблицей умножения.

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

57.

Проведи аналогию

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

56.

Восстанови рассказ

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

57.

Решение нестандартных задач.

Решение логических задач, задач на смекалку.

58.

Состав слова

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

59.

Решение уравнений

Решение уравнений

60.

Логические задания.

Решение логических задач, задач на смекалку.

61.

Развиваем зрительную память

Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

62.

РК Реки Ставропольского края

Реки Ставропольского края

63.

Составление пропорций.

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

64.

Умножение и деление с числами 4 и 5

Решение логических задач, задач на смекалку.

65.

Разбор слова по составу

Упражнения на разбор слова по составу

66.

Волшебные превращения цифр.

Решение логических задач, задач на смекалку.

67.

Проведи аналогию

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

68.

РК животные Ставропольского края

животные Ставропольского края

69.

Математическая игра.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа.

70.

Умножение и деление трехзначных чисел

Решение логических задач, задач на смекалку.

71.

Исправь ошибки

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

72.

Итоговое занятие


Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.


Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Дата

Тема занятия

Вид учебной деятельности

Форма занятия

Оборудование

Кол-во часов

1.


Вводное занятие. Логические цепочки.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные карточки

1

2.


Шифровальщик

Развивать умение последовательного рассуждения.

1

3.


Составление анаграмм

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

1

4.


Магические квадраты.

Творческое задание.

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

5.


Недостающее слово

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

1

6.


Проведи аналогию

1

7.


Мягкие и твердые согласные

1

8.


Части речи

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

Тренинг

тетрадь;

карточки

1

9.


Числовые ребусы.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

Комплексное занятие

тетрадь; демонстрационные таблицы

1

10.


Задачи в стихах.

Решение логических задач, задач на смекалку.

1

11.


РК Моя малая родина

Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе.

тетрадь; альбом для рисования;

демонстрационные таблицы

1

12.


Развиваем логическое мышление

Решение логических задач.

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

13.


Развивай внимание.

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Тренинг

1

14.


Аналогии

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

15.


Правила переноса слов

1

16.


Игра «На лесной полянке».

Игра

1

17.


Найди лишнее слово

Комплексное занятие

1

18.


РК Терские казаки

Изучение истории возникновения терского казачества

тетрадь; альбом для рисования;

демонстрационные таблицы

1

19.


Математический тренажёр.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.

тетрадь;

раздаточный материал

1

20.


Тренируем внимание

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

21.


Обобщения

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

1

22.


Нестандартные задачи.

Решение логических задач, задач на смекалку.

1

23.


Аналогии

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

1

24.


РК История одежды Терских казаков

Изучение истории возникновения одежды терского казачества

тетрадь; альбом для рисования;

демонстрационные таблицы

1

25.


РК мужской праздничный костюм Терских казаков

Изучение истории возникновения праздничной одежды терского казачества

тетрадь; альбом для рисования;

презентация

1

26.


Головоломки.

Решение логических задач.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

1

27.


Логика

тетрадь;

презентация

1

28.


Задачи повышенной сложности.

1

29.


Восстанови слова

Развитие внимания и памяти.

1

30.


Проведи аналогию

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

1

31.


Блиц - турнир по решению задач.

Решение логических задач, задач на смекалку.

Конкурс

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

32.


Восстанови рассказ

Развитие речи.

Комплексное занятие

тетрадь;

презентация

1

33.


РК Костюм терской казачки

Изучение истории возникновения праздничной одежды терского казачества.

Рисунок терской казачки

тетрадь; альбом для рисования;

презентация

1

34.


Тренируй логическое мышление.

Решение логических задач, задач на смекалку.

Тренинг


тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

35.


Исключи лишнее

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

Комплексное занятие

тетрадь;

презентация

1

36.


РК народы Северного Кавказа

Знакомство с историей народов Северного Кавказа

тетрадь;

презентация

1

37.


Задания олимпиадного характера.

Решение заданий повышенной сложности

тетрадь;

карточки

1

38.


Составь пропорции

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

тетрадь;

презентация

1

39.


Составь пару

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

тетрадь;

презентация

1

40.


Игра «Сто к одному».

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

Игра

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

41.


«Превращение слов»

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения.

Комплексное занятие

тетрадь;

презентация

1

42.


РК Казачий курень

Знакомство с устройством Казачьего куреня Рисунок

тетрадь; альбом для рисования;

презентация

1

43.


Логические задачи.

Решение логических задач, задач на смекалку.

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

44.


Составь слова

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

тетрадь;

презентация

1

45.


Безударная гласная

Упражнения на безударную гласную, подбор проверочного слова

тетрадь;

презентация

1

46.


Проведи аналогию.

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

тетрадь;

демонстрационные таблицы

1

47.


Развивай логическое мышление.

Решение логических задач, задач на смекалку.

тетрадь;

презентация

1

48.


«Шифровальщик»

Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр.

тетрадь;

презентация

1

49.


Математический КВН.

Решение логических задач, задач на смекалку

тетрадь;

раздаточный материал

1

50.


Решение нестандартных задач.

Упражнения на развитие мышления.

тетрадь;

презентация

1

51.


РК природа Северного Кавказа

Изучение природы северного кавказа

тетрадь; альбом для рисования;

презентация

1

52.


Тренажёр «Табличное умножение».

Решение логических задач, задач на смекалку.

Комплексное занятие


тетрадь;

раздаточный материал; ИКТ

1

53.


Восстанови слова

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

тетрадь; презентация

1

54.


Фонетический разбор слова

Упражнения на фонетический разбор слова

тетрадь; презентация

1

55.


Игры с таблицей умножения.

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

Игра

тетрадь;

раздаточный материал

1

57.


Проведи аналогию

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

Комплексное занятие


тетрадь; презентация

1

56.


Восстанови рассказ

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

тетрадь; презентация

1

57.


Решение нестандартных задач.

Решение логических задач, задач на смекалку.

тетрадь;

раздаточный материал

1

58.


Состав слова

Упражнения на развитие памяти у учащихся.


тетрадь; презентация

карточки

1

59.


Решение уравнений

Решение уравнений

1

60.


Логические задания.

Решение логических задач, задач на смекалку.

1

61.


Развиваем зрительную память

Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

1

62.


РК Реки Ставропольского края

Реки Ставропольского края

1

63.


Составление пропорций.

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

1

64.


Умножение и деление с числами 4 и 5

Решение логических задач, задач на смекалку.

1

65.


Разбор слова по составу

Упражнения на разбор слова по составу

1

66.


Волшебные превращения цифр.

Решение логических задач, задач на смекалку.

тетрадь;

раздаточный материал

1

67.


Проведи аналогию

Выделение и нахождение существенных признаков предметов.

тетрадь; презентация

1

68.


РК животные Ставропольского края

животные Ставропольского края

1

69.


Математическая игра.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа.

Игра

тетрадь;

раздаточный материал

1

70.


Умножение и деление трехзначных чисел

Решение логических задач, задач на смекалку.

Комплексное занятие

тетрадь; презентация;

раздаточный материал

1

71.


Исправь ошибки

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

1

72.


Итоговое занятие



1




Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

  2. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/ Вопросы психологии. – 1998. - №5. – с.68-81

  3. Тигранова Л.И., Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. – М: Экзамен, 2008

  4. Холодова О. Юным умника и умницам.

  5. Языканова Е.В. Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – М: Экзамен, 2016

  6. Ситникова А.М. Олимпиадные задания 2-4 класс;

  7. Семёнова Т.В. Пособие «Занимательная математика»;

  8. Князева Л.А. Учебное пособие «В царстве смекалки».



1 п.2.2.2. Основное содержание учебных предметов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!