Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
ФГОС;
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 №03-296 «Методические рекомендации по организации ВД при введении ФГОС ОО;
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.15. № 09-3564»ОВД и реализации ДОП;
Письмо Минобрнауки РФ от 7 августа2018 года 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями по вопросам введения ФГОС ОО);
Федеральные требования к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;
СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03»
Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
Учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
Устав МБОУ «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина».
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью систематизировать имеющиеся знания школьной дисциплины английский язык. Также данная тематика является востребованной среди школьников возраста 8-9 лет и их родителей. Эта программа призвана способствовать более глубокому усвоению учащимися содержания курса английского языка.
Направленность программы: социально-педагогическая, направлена на развитие способностей и склонностей к устной и письменной коммуникации на иностранном языке. Направление деятельности – общеинтеллектуальное.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих является комплексный подход к обучению. Он основывается на межпредметных связях: иностранные языки, литература, ИЗО, информатика и применении проектного метода в процессе обучения, что способствует более полному и качественному формированию УУД учащихся. Также реализация данной программы способствует более ранней профессиональной ориентации школьников.
Адресат программы
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 8-9 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из обучающихся 3 классов.
Цель программы: развитие социальных способностей и социальной одаренности как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству), формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости.
Задачи программы:
формировать представление об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие тексты;
расширять лингвистический кругозора школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечить коммуникативно-психологическую адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использование иностранного языка как средства общения;
развить личностные качества школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
приобщить школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового общения.
Объем и срок освоения программы
Данная программа является краткосрочной. Продолжительность освоения – 1 год (35 часов).
Прием детей осуществляется по желанию, не имеющих противопоказаний по здоровью, без предварительной диагностики имеющихся знаний и умений.
Формы обучения
Форма обучения очная. Занятия проводятся в школьном кабинете 341.
Форма занятий: теоретическое учебное занятие, практическая работа, игры, работа с информацией в сети Интернет.
Режим занятий
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися – 1 час в неделю.
Количество обучающихся – не более 15 человек.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения младшие школьники учатся:
* вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться. Представляться самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться;
* вести диалог — расспрос;
Объем диалогического высказывания 2-3 реплики с каждой стороны.
При овладении монологической речи младшие школьники учатся:
* описывать предмет, картинку на заданную тему;
* описывать животное, предмет, указывая название, размер, количество, место расположения;
* кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки;
* воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
Объем монологического высказывания 3-5 фраз.
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:
* различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка;
* различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
* воспринимать и понимать речь учителя;
* понимать с опорой на наглядность основное содержание речи учителя
Личностные результаты.
Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений учащихся к себе, другим ученикам, самому учебному процессу и его результату. Личностными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:
1. Формирование гражданской идентичности личности;
2. Формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам;
3. Формирование готовности и способности к саморазвитию;
4. Формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
5. Осознание языка, в том числе и иностранного, как основного средства общения между людьми;
6. Знакомство с миром зарубежных сверстников.
Метапредметные результаты.
Под метапредметными результатами освоения предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметными результатам изучения языка являются:
1. Развитие умения взаимодействовать с окружающими;
2. Развитие коммуникативных способностей, расширение лингвистического кругозора школьника;
3. Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка;
4. Овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1. Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка.
2. Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на английском языке, расширение лингвистического кругозора.
3. Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам
По способам взаимодействия обучаемых и педагога на занятии применяются в основном объяснительно-иллюстративный метод.
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные методы стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и метод формирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.
Сочетание всех этих методов помогает обеспечить сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывать и развивать навыки их творческой работы, формировать и обобщать собственные наблюдения и самонаблюдения, заниматься самосовершенствованием.
С этими же целями применяются различные формы работы с детьми: занятие-урок, занятие-турнир, занятие-соревнование и др.
Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)
Для реализации учебно-воспитательного процесса используется следующее оборудование:
мультимедийное оборудование;
наглядные пособия (картинки, постеры, таблицы);
магнитная доска;
раздаточный материал (картинки, буквы, звуки, фигурки для счета).
№ | Название темы | Количество часов | Форма аттестации и контроля |
всего | практика |
| Давайте познакомимся! | 7 | 7 | Итоговое занятие-интервью |
| Еда | 4 | 4 | Диалог «В кафе» |
| Числительные. | 2 | 2 | Устный опрос |
| Внешность. | 2 | 2 | Устный опрос |
| Моя семья. | 4 | 4 | Описание семьи по фотографии |
| Мои игрушки. | 4 | 4 | Проект «Моя игрушка» |
| Поздравление с днем рождения. | 5 | 5 | Поздравительная открытка |
| Погода и одежда. | 6 | 6 | Устный опрос |
Итого: | 35 | 35 | |
Содержание учебной программы
№ | Тема | Количество часов | Требования: Должен знать… Должен уметь… |
1 | Давайте познакомимся! | 7 | Лексика по теме, счет 1-15, образование притяжательного падежа существительных, множественное число существительных рассказать и расспросить о составе семьи, возрасте, занятиях, досуге, профессиях членов семьи, - рассказать о любимых цветах - рассказать о любимых животных - рассказать, что могу, не могу делать - игра «снежный ком» - составить рассказ о друге, о себе |
2 | Еда | 4 | Лексика по теме «Продукты питания» - Глагол to be, -Существительные исчисляемые и неисчисляемые -Местоимения some/any -Составление ситуативных диалогов (в кафе) |
3 | Числительные. | 2 | Умение называть числительные: -Десятки, сотни, тысячи -Порядковые числительные -Множественное число существительных -Вопросы How many? Сan you see? |
4 | Внешность. | 2 | -Умение описывать черты лица -Умение называть части тела -Активизировать НЛЕ |
5 | Моя семья. | 4 | -Активизировать НЛЕ -Конструкции (У меня есть…, у него есть…) -Традиции английской семьи (видео «Семья королевы») -Описать свою семью по фотографии |
6 | Мои игрушки | 4 | -Научиться спрашивать, где находятся предметы -Читать и составлять сюжетные диалоги, -Предлоги места -Научиться описывать свои игрушки, написать об одной из них - Узнать историю о плюшевом мишке |
7 | Поздравление с днем рождения | 5 | Учащиеся должны знать: лексика по теме «День рождения», Структура There is /There are Учащиеся должны уметь: -назвать номер телефона -подписать открытку-приглашение на вечеринку -составить диалог-разговор по телефону -составить рассказ о своем дне рождения подписать поздравительную открытку. ознакомиться с английскими праздниками |
8 | Погода и одежда | 6 | Учащиеся должны знать: лексика по теме «Одежда», «Времена года», «Календарь», степени сравнения прилагательных. |
Календарный учебный график
№ | Тема | Дата | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Давайте познакомимся! Повторение (1-10) | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
2 | Домашние и дикие животные. Питомцы. Конструкция «У него есть…» | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
3 | Описание питомца. Развитие навыков аудирования. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
4 | Глаголы движения. Закрепление изученной лексики. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
5 | Модальный глагол can/can’t. Составление диалогов. Счёт (1-20) | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
6 | Настоящее время (Present Simple, Present Continuous). | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
7 | Цвета (любимый цвет, любимое животное, любимая цифра) | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
8 | Еда. Фрукты и овощи. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
9 | Исчисляемые и неисчисляемые продукты. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
10 | Неопределённые местоимения (some, any). | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
11 | В кафе. Структура «I would like». Составление диалогов. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, диалог «В кафе» |
12 | Числительные. Десятки. Множественное число существительных. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
13 | Сотни, тысячи. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
14 | Внешность. Черты лица. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
15 | Описание людей. Части тела. Беседа о новогоднем празднике. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
16 | Моя семья. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
17 | Работа с текстом. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
18 | Знакомство с традициями английской семьи. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
19. | Описание своей семьи по фотографии. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, описание фото |
20 | Мои игрушки. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
21 | Предлоги места. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
22 | Моя любимая игрушка. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
23. | История о плюшевом мишке. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, проект «Моя игрушка» |
24. | Поздравление с днем рождения. Поздравительная открытка. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
25 | Традиции празднования дня рождения. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
26 | Мой день рождения. Празднование. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
27 | Шоколадный торт. Рифмовка. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
28 | День рождения в английской семье. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, поздравительная открытка |
29 | Погода и одежда. Времена года. Моё любимое время года. (рисунок) Песня. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
30 | Погода. Описание картинок. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
31 | Одежда в разную погоду. Месяцы. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
32 | Описание гардероба. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
33 | Предметы одежды. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, тестирование, обсуждение |
34 | Собираем чемодан в отпуск. Летние каникулы. | | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, обсуждение |
35 | Проект «Письмо другу» | | 1 | Учебное занятие | Обсуждение |
Формы аттестации
Аттестация производится через устный опрос, тестирование, обсуждения, коллективный анализ работы.
Оценочные материалы
Текущий контроль проводится в форме тестирования, устного опроса. Тест состоит из 10 вопросов с вариантами ответов. Тестирование имеет следующие критерии оценивания:
«5» – 100-70% верных ответов;
«4» - 70-50% верных ответов;
«3» - до 50% верных ответов.
Что соответствует уровням успешности освоения программы:
Высокий, средний, низкий.
Итоговый контроль проводится в форме защиты проекта «Письмо другу». Учащиеся коллективно выбирают лучшие работы.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения (классификация методов по способам передачи и получения информации):
вербальные;
наглядные;
игровые.
Выделяется общая структура занятий:
Организационный момент:
приветствие, тренировка фраз приветствия;
фонетическая зарядка;
рефлексия предыдущего занятия;
физкультминутка.
Основная часть:
восприятие на слух нового материала;
имитация и самостоятельное употребление иноязычного материала;
закрепление материала.
Заключительная часть:
рефлексия;
подведение итогов;
прощание.
Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован учащимися в дальнейшем на занятиях по иностранному языку.
Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Существуют различные виды лексических игр.
Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Список литературы.
Игры для детей, изучающих английский язык. Астафьева М.Д., Сборник игр для детей 8-9 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 64с.
Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.]. М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2017г
«Игровой метод в обучении иностранному языку», Конышева А.В., издательство «Каро»
Коновалова Т.В. Веселые стихи для запоминания английских слов. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006г.
«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2018
Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 2017.- № 6