МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению Протокол № ____ от ___________ Руководитель МС _____________________ Д.Ю. Тафинцев | Утверждена Приказ № ________ от _____________ Директор МБОУ «Цнинская СОШ №1» ____________________ Т.А. Пыкина | | | |
.
Рабочая программа дополнительного образовательного курса
« Пишем и говорим правильно »
для 8 класса
Составитель – Филина Надежда Андреевна
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:
- Положения о рабочей программе дополнительных образовательных платных курсов,
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Положения о порядке предоставления дополнительных образовательных платных услуг в МБОУ "Цнинская СОШ №1", приказ № 235 от 01.09.2018г. ,
- Конвенции о правах ребенка.
Цель:
пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык»,
воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью,
понимание школьниками лингвистических понятий, законов лингвистики
Задачи:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
вооружение их основными представлениями о прекрасном в языке и речи;
формирования прочных орфографических и пунктуационных знаний и навыков (в пределах программных требований);
владения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя русской речи; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формирование знаний учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные введения о её методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Обоснование выбора:
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика курса.
Данная программа курса детализирует и раскрывает содержание стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся среднего звена, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые знания).
Данные задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Творческое задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст и знание лингвистики. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Информация о количестве учебных часов.
Данная программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
Формы организации образовательного процесса:
Коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Методы и формы решения поставленных задач:
самостоятельная работа, тренинги, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Технологии обучения.
Применяется ряд личностно-ориентированных технологий:
технология интерактивного обучения,
проблемно-поисковая технология,
проектная технология,
технология развития критического мышления,
технология деятельностного подхода.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода.
Виды и формы контроля.
Используются следующие виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная; формы: текущая, зачетная. Текущая аттестация проводится в форме письменных самостоятельных, фронтальных, групповых работ.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Примечание |
Теоретические | Практические |
1 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 1 | | |
2 | Простое предложение | 1 | | |
3 | Главные члены предложения | 2 | 1 | |
4 | Второстепенные члены предложения | 4 | 2 | |
5 | Односоставные предложения | 2 | 4 | |
6 | Однородные члены предложения | 2 | 4 | |
7 | Обособленные члены предложения | 4 | 5 | |
ИТОГО: 32 ч | 16 | 16 | |
Содержание.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 1ч.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение. 1 ч.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Главные члены предложения 2 ч. + 1 ч.
Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения 4 ч. + 2 ч.
Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Простые односоставные предложения 2 ч. + 4 ч.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Неполное предложение
Однородные члены предложения 2ч. + 4ч.
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Обособленные члены предложения 4ч. + 5ч.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Результаты обучения.
Синтаксис. Различать односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений; правильно выделять основу двусоставных и односоставных предложений; находить слова, грамматически не связанные с предложением; производить синтаксический разбор простых предложений с обособленными членами предложения (обособленными определениями; добавочными сказуемыми-обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами; обособленными приложениями), а также сложных предложений разных видов; составлять схемы предложений; конструировать предложения по предложенным схемам.
Пунктуация. Правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами и приложениями; в предложениях со словами, грамматически не связанными с предложением; в сложных предложениях разных видов; обосновывать выбор знаков препинания; находить пунктуационные ошибки.
Морфология. Определять морфологические признаки существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий, слов категории состояния; производить морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи; правильно употреблять слова разных частей речи.
Орфография. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Работа с текстом, речевая деятельность.
Чтение и понимание текста. Адекватно понимать смысл научно-учебного, публицистического и художественного текста; находить в тексте разные виды информации: фактуальную (факты, события, герои, описанные в тексте), концептуальную (систему взглядов автора, концепт), подтекстовую (скрытую информацию, подтекст); вести диалог с текстом (выявлять скрытые в тексте вопросы, строить предположения и проверять их); обнаруживать ошибки в понимании текста;
владеть разными видами чтения: ознакомительным, просмотровым, изучающим;
определять тему, главную мысль текста, принадлежность к типу и стилю речи;
делить текст на смысловые части; составлять простой, сложный и тезисный план;
делать прогноз на уровне отдельного слова, словосочетания, предложения, текста; прогнозировать содержание текста по его заголовку и эпиграфу.
Развитие воображения. Использовать воссоздающее и творческое воображение как основу для понимания и запоминания чужого текста и создания собственного текста.
Развитие речи. Строить устное высказывание на заданную тему, соблюдая основные орфоэпические, лексические и грамматические нормы русского литературного языка; использовать нормы речевого этикета в устном общении;
подробно и сжать излагать письменно тексты разных типов, соблюдая типологическую структуру исходного текста; писать сочинения разных видов: описание помещения, природы; сочинять рассказ о случае из жизни и по воображению; рассуждения на лингвистические и морально-этические темы; создавать деловые документы изученных жанров; находить ошибки в содержании и речевом оформлении текста (задание типа «Поработайте редактором»).
Требования к уровню подготовки.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции восьмиклассников;
повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике;
владеть формами обработки информации исходного текста;
совершенствовать способности и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;
освоить знания о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
писать сочинение по исходному тексту;
редактировать свое сочинение и изложение;
овладеть умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Информационные источники
для учащихся:
М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку. 9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9 класс»». М.: Экзамен, 2014
Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011
Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс», М.: Просвещение, 2013
Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс». М.: Просвещение, 2012
Тесты по русскому языку, Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010
Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013
http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/
http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme
http://dovuz.mgppu.ru/1032
http://e-ypok.ru/gia_2010_ru_language