СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Математика", 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Математика", 4-5 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Чебурашка»

 



Принято на заседании

педагогического совета

№ 1от 21.08.2017г.


Утверждаю

Заведующий

__________М.В. Шингалеева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

«МАТЕМАТИКА»

Возраст 4-5 лет

Срок реализации 8 месяцев




Составитель:

Лёвочкина Алла Алексеевна

Старший воспитатель




г. Химки

2017г.




Содержание программы:

Паспорт программы………………………………………………………..…...…3

1.Целевой раздел…………………………………………………………………4

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………..4

1.2.Цели и задачи………………………………………………………………..…5

1.3.Ожидаемые результаты реализации программы…………………………….7

2.Содержательный раздел………………………………………………………8

2.1. Возрастные особенности детей 4-5 лет……………………………………...8

2.2. Содержание психолого-педагогической работы…………………….…….10

2.3. Методы и приемы реализации программы………………………………...11

3.Организационный раздел……………………………………………………12

3.1.Организация занятий кружка………………………………………………..13

3.2.Календарно-тематическое планирование…………………………………..15

3.3.Мониторинг освоения детьми программного материала………….………23

3.4. Социальное партнерство с родителями……………………………….........24

3.5. Программно-методическое обеспечение ………………………………….25

Наименование

Математический кружок «Веселый счет» для детей 3-4лет (дополнительная образовательная платная услуга)

Основание для разработки программы

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»

Практический курс математики для дошкольников от 3 до 5 лет, М.: Издательство «Ювента», 2012г.

Заказчики программы

Педагогический совет, родители

Основные разработчики Программы

Лёвочкина Алла Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ №23 «Чебурашка»

Сроки реализации Программы

2 года

Цель Программы

Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Задачи Программы

1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.

2.Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, распределение предметов в группы, синтез, конкретизация, классификация, аналогия.

3.Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов

2.Сформирован навык проведения мыслительных операций

3.Овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4.Развито вариативное мышление, фантазия, воображение, творчески

Паспорт программы

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа «Математика» разработана на основе программы «Игралочка» авторов: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, изд-во Ювента М., 2012 в соответствии с ФГОС ДО.

Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13)

  • Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

  • Приказ Минобразования России от10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»

  • Устав МБДОУ №23 «Чебурашка»


Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникаль- ными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому

Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.

Основные задачи математического развития дошкольников в программе «Математика» являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Развитие мыслительных операций (анализ свойств, исследуемых объектов, сравнение свойств предметов, классификация…)

  3. Увеличение объёма внимания и памяти.

  4. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

  5. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

  6. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  7. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Организация образовательного процесса.

Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

  • Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).

  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).

  • Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса).

  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).

  • У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).

  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

  • Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Ожидаемые результаты:

Важно то, что реализация перечисленных выше дидактических принципов в образовательном процессе обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей.

К концу обучения по программе «Математика» (4-5 лет) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

  • Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;

  • Умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком;

  • Умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, находить «лишний» предмет;

  • Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

  • Умение сравнивать группы, содержащие до 8 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько;

  • Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

  • Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов;

  • Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов;

  • Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине,высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними;

  • Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.), ориентироваться по элементарному плану;

  • Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево)

  • Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;

  • Умение называть части суток, устанавливать их последовательность, находить последовательность событий и нарушение последовательности;

  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.


2. Содержательный раздел

2.1. Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет.

Математика- эта такая сложная наука для многих взрослых, может совсем легко даваться многим пятилетним малышам. Расположение предметов: внизу справа, спереди для детей не проблема. Они легко с этим справляются. Да и геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник круг и другие ребенок распознает хорошо. По форме, по цвету, по величине, распределяя их при этом на равные и не равные части. Кроме того может улавливать даже незначительные различия между предметами. Например, эта полоса длинная, а эта чуть длиннее, эта широкая, а эта чуть шире. Если на столе поставить три одинаковых предмета, разной высоты, ребенок сможет расположить их «по росту», начиная с самого низкого или самого высокого. Считает от 0 до 10 и соотносит цифру и количество игрушек или предметов. Многие дети берут в руку карандаш или фломастер и начинают учиться писать цифры.

Прекрасно складывает пазлы или разрезанные картинки, состоящие из 3 или 4 частей. Складывает по образцу многосоставные постройки из конструктора, конусов, кубиков, пирамидок. Конструирует из лего и хорошо складывает разные фигурки из мозаики.

Называет одним обобщающим словом некую группу предметов. Например, волк, лиса заяц – дикие животные, свинья, корова – домашние, понедельник , среда – дни недели, осень весна – времена года. Среди нескольких предметов одной группы находить один лишний или пару к выделенному.

 Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра-дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно свободного; по дороге в детский сад или домой; на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП, для детских садов, выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины (палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...) Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине. Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.







2.2. Содержание психолого-педагогической работы

Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства.

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов).

Формирование представлений о сохранении количества.

Поиск и составление закономерностей.

Числа 1 - 8

Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара.

Образование последующего числа путём прибавления единицы.

Количественный и порядковый счет от 1 до 8. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Числовой ряд.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 8. формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине, толщине, высоте.

Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке измерения длины..

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед - между и др. ориентировка в пространстве (вперёд – назад, вверх – вниз, направо – налево и т.д.).

Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий.

Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал, цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка).

2.3. Методы и приемы реализации программы

Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются технологии:

  • Личностно – ориентированные технологии.

  • Технология развивающего обучения.

  • Игровая технология.

Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.

Различные виды деятельности:

  • познавательная;

  • коммуникативная;

  • продуктивная;

  • трудовая;

  • двигательная.

Методы:

  • Словесный;

  • наглядный;

  • игровой.

Приемы:

  • рассказ;

  • беседа;

  • описание;

  • указание и объяснение;

  • вопросы детям;

  • ответы детей, образец;

  • показ реальных предметов, картин;

  • действия с числовыми карточками, цифрами;

  • модели и схемы;

  • дидактические игры и упражнения;

  • логические задачи;

  • игры-эксперименты;

  • развивающие и подвижные игры и др.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Формы и методы реализации программы:

  • деятельностный метод;

  • исследовательский метод;

  • игровые упражнения;

  • дидактические игры;

  • создание и решение проблемных ситуаций;

  • самопроверка.

Работа кружка организована по запросам родителей.

3.Организационный раздел

3.1. Организационные условия реализации программы:

Численность детей на занятии не должна превышать 10-12 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 20 – 30 минут.

Занятия проходят во второй половине дня.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

  • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

  • Постановка и разрешение проблемных ситуаций.





Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы

Вид деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Формирование элементарных математических представлений

1

4

32



Расписание занятий:

Дни недели

Время проведения


Вторник

15час. 50мин.-16час.20 мин.

Продолжительность занятия 30 минут









3.2. Календарно-тематическое планирование

Месяц - октябрь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Повторение

Актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3», представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине, изучение пространственных отношений

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.98.

  1. Повторение

Выявить уровень сформированности умений считать до трёх, соотносить цифры 1-3 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счёта, ориентироваться на плоскости

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 98.

  1. Повторение

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, сформировать опыт самоконтроля и выявления причины ошибки.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 98.

  1. Раньше, позже

Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.102.



Месяц - ноябрь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Счёт до четырёх. Число и цифра 4

Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до 4. Познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1 – 4 с количеством. формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.106

  1. Квадрат

Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 - 4 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.111

  1. Куб

Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1- 4 с количеством. Закреплять временные представления: раньше, позже.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.116

  1. Вверху, внизу

Формировать пространственные представления: вверху, внизу. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.120



Месяц – декабрь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Сравнение по ширине

Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путём приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий»

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.123

  1. Счёт до пяти. Число и цифра 5

Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.127

  1. Овал

Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Закреплять представление о треугольнике, квадрате, круге.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.132

  1. Внутри, снаружи

Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.137



Месяц - январь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Впереди, сзади, между

Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.141

  1. Пара

Формировать представления о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.144

  1. Прямоугольник

Формировать на предметной основе представления о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметов, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.148

  1. Числовой ряд

Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.154.





Месяц - февраль

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Ритм (поиск и составление закономерностей)

Формировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов. Закреплять умение находить в предметах признаки сходства и различия, умение объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупностей предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Формировать умение разбивать группу предметов на 2 равные части. Закреплять счёт в пределах 5.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.159

  1. Счёт до шести. Число и цифра 6

Формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умением сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с числом и цифрой 6. Закреплять представления о пространственных фигурах, умение находить их признаки сходства и различия.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.163

  1. Порядковый счёт

Сформировать представление о порядковом счёте, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифры 1-6 с количеством

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 168

  1. Сравнение по длине

Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 171



Месяц - март

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Счёт до семи. Число и цифра 7

Познакомить с числом и цифрой 7. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять порядковый счёт, пространственные представления, умение ориентироваться по элементарному плану.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 175

2. Повторение: числа и цифры 1-7

Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 7, умение соотносить цифры 1-7 с количеством. Формировать представление о начале отсчёта при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.179

3.Сравнение по толщине

Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.182

4. Сравнение по высоте

Формировать умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку. Закреплять умение соотносить цифры 1-8 с количеством, понимание закона сохранения количества, прямой и обратный счёт в пределах 8.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.186



Месяц - апрель

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. План (карта путешествий)

Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом. Закреплять счёт в пределах 5, формировать представления об обратном счёте. Закреплять умения сравнивать группы предметов с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 190

  1. Счёт до восьми. Число и цифра 8

Познакомить с числом и цифрой 8. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять представления о геометрических фигурах, свойства предметов, числовом ряде.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 194

  1. Сравнение по длине, ширине и толщине

Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине.

Закрепить порядковый счёт до 8, знание цифр 1-8

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 199

  1. Цилиндр

Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов. Познакомить с понятиями строки и столбцы таблицы.


Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.202

Месяц - май

Название темы

Цели

Источник методической литературы

  1. Конус

Формировать представления о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять геометрические представления, счёт в пределах 8, умение соотносить цифры 1-8 с количеством предметов. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 207

  1. Призма и пирамида

Формировать представления о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы призмы и пирамиды. Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, пространственные представления.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 211

  1. Геометрические тела

Закреплять представления о пространственных геометрических фигурах. Закреплять умение пользоваться планом, пространственные отношения предметов. Закреплять счёт в пределах 8, умение соотносить цифры 1-8 с количеством, сравнивать группы предметов на основе составления пар и уравнивать их двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия, объединять предметы по сходным признакам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.216

  1. Закрепление пройденного материала

Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов.

Закреплять геометрические представления, счёт в пределах 8, умение соотносить цифры 1-8 с количеством предметов.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова





3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала



Проверка знаний детей:

  • Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

  • Умение сравнивать группы, содержащие до 8 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

  • Умение считать в пределах 8 в прямом порядке;

  • Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;

  • Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов;

  • Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и так далее)

  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник

  • Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево)

  • Умение показывать правую и левую руки.


Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил;

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок ответил правильно.


Подсчёт результатов:

8-11 баллов – низкий уровень;

12-18 баллов – средний уровень;

19-24 балла – высокий уровень.


















3.4. Социальное партнерство с родителями


Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Такое общение с малышом поможет установить между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в будущем разрешить многие проблемы.

Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому перед тем, как начать выдавать листы родителям, проводятся беседы о том, как организовать с ребёнком работу по тетради. Обращается внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и т.д. А так же понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением, мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя, как максимум.


Месяц

Формы сотрудничества

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему

Декабрь

Консультация для родителей

Январь

День «открытых дверей» (открытое занятие).

Февраль

Индивидуальные беседы с родителями

Март

Консультация для родителей

Май

Родительское собрание: «Подведение итогов»



3.5. Программно-методическое обеспечение

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. - Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 224 с.: ил.

  2. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Рабочая тетрадь – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 96 с.: ил.

  3. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз, Э.Дум – М.: Баллас, 2004. – 125 с.

  4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.

  5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.

  6. Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова - СПб.: Питер, 2006. – 194 с.

  7. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.

  8. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!