СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ДПОП " Хоровое пение" 1 класс, предмет Фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ДПОП " Хоровое пение" 1 класс, предмет Фортепиано»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации рабочей программы 1 год

Рабочая программа по учебному предмету Фортепиано 1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституции Российской Федерации 12.12.1993г.;

  • Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

- ч.9 ст.2

- ч.8 ст.2

- ч.1 – 2, 4 ст.75

- ч.3 – 7 ст.83

  • Конвенции о правах ребенкаот 13 июня 1990г. №1559–1;

  • Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»;

  • Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Устава МБУ ДО Озерненская ДШИ


Учебный предмет Фортепиано направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.


Цель: развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, слуха (интонационного), чувства ритма, музыкальной памяти, организация пианистического аппарата и освоение нотной грамоты.

Задачи:

  • развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром;

  • способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

  • сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле;

  • прививать культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;

  • сформировать пианистическую базу (правильная посадка за инструментом, постановка рук, чтение с листа, импровизация) для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.


Цели и задачи программы 1 класса реализуются на уроках фортепиано (1 академический час в неделю, 1-4 класс),в мероприятиях промежуточного и итогового контроля, в домашних занятиях. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, в конце 1-3 четвертей, зачет в конце учебного года.Количество учебных часов–32 (из расчета 32 недели в год). Оценки по 5-бальной системе.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ФОРТЕПИАНО 1 КЛАСС

раздела

Название темы

Количество

часов

1.

Работа над постановкой игрового аппарата

9

2.

Формирование основных навыков игры на инструменте

9

3.

Работа над произведениями малой формы

5

4.

Работа над инструктивным материалом

2

5.

Работа над подготовкой к концертному выступлению

2

6.

Чтение с листа

1


Контрольные уроки, зачет:

4


Всего:

32





Содержание разделов учебного курса

Работа над постановкой игрового аппарата (9 ч.):

организация начальных постановочных и двигательно-игровых навыков. Знакомство с клавиатурой. Дифференцированно и постепенно овладевать элементами постановки и отдельными игровыми движениями, добиваясь при этом мышечной свободы рук и пластичности движений.

Формирование основных навыков игры на инструменте (9 ч.):

формирование хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано. Выработка слуховых различий простейших длительностей. Освоение основных приемов звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato). Развитие элементарных навыков выразительного исполнения несложных пьес.

Работа над произведениями малой формы (5 ч.):

работа над кантиленой, образными произведениями. Использование всех видов техники, различных видов фортепианного туше. Развитие творческих способностей, фантазии.

Работа над инструктивным материалом (2 ч.):

владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная техника.

Работа над подготовкой к концертному выступлению (2 ч.):

воспитание исполнительских навыков. Умение донести до слушателя свой исполнительский замысел.

Чтение с листа (1 ч.):

уметь ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения. Грамотное прочтение нотного текста, точное соблюдение авторских указаний. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения.


Примерный репертуарный список:


1. Пьесы

Русская н.п. «На речушке, на Дунае»

Русская н.п. «Ой да ты, калинушка»

Любарский Н. Сборник легких пьес на темы украинских песен

Барток Б. Французская песенка

Лазаренко А. Колобок

Русская н.п. «Во поле березонька стояла»

Грузинская н.п. Светлячок

Волков В. Солнечный зайчик

Старинный танец Контрданс – Экосез

Швейцарская н.п. Кукушка


2.Этюды

Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих №№ 2,3-7

Гнесина Е. "Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"

Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

Николаев А. Этюды (по выбору)


3. Ансамбли

Украинская н.п. «Ехал козак за Дунай»

Украинская н.п. «Ой, под вишнею»

Русская н.п. «Исходила младешенька»

Русская н.п. «Зеленое мое ты, виноградье»

Русская н.п. «Как под яблонью зеленою»


Формы организации образовательного процесса

- Индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);

- Традиционный урок;

- Комбинированное практическое занятие;

- Игра;

- Открытый урок с присутствием родителей;

- Дистанционное обучение.

Технологии обучения

-Технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

- Проблемно-поисковая технология;

- Системно-деятельностная технология.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

- Предметная компетенция;

- Метапредметная компетенция;

- Коммуникативная компетенция;

- Личностная компетенция.


Виды и формы контроля

- Текущий опрос;

- Систематическая проверка домашнего задания;

- Контрольные уроки в конце каждой четверти;

- Устное тестирование на закрепление теоретических знаний;

- Зачет по накопленным творческим навыкам.


Использование здоровье-сберегающих технологий

Целью здоровье-сберегающих технологий является обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающимся педагогу необходимо:

- учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

- создавать оптимальный режим занятий;

- учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);

- учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

- следить за эмоциональным состоянием ребенка;

- проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Требования к результатам изучения предмета «Фортепиано»

к концу 1 года обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- в овладении основными видами фортепианной техники;

- в чтении с листа и транспонировании;

- в исполнении музыкального произведения на достаточномхудожественном уровне;

- в исполнительской деятельности на основании программных требований фортепианного репертуара(пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- в художественно-исполнительских возможностях фортепиано;

- в профессиональной терминологии;

- в овладении навыками по воспитанию слухового контроля;

- в использовании музыкально-исполнительских средств выразительности.


Годовые требования

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.



Критерии оценок промежуточной аттестации

Предмет

Отметка, балл

Показатели оценки

Фортепиано

5

(Отлично)

исполнение программы наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения использование приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4

(хорошо)

грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

3

(удовлетворительно)

при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2, 1

(неудовлетворительно)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу




ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

  1. Адажио. Сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 1 кл. - сост. С.А. Барсукова. – Ростов – на – Дону «Феникс» 2014


Дополнительная:

  1. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста». / А. Артоболевская - М.: «Интро-вэйв», 2003

  2. Грифлина И., Тарасова Н. «Я учусь играть с листа на фортепиано», учебное пособие. Тетр. 1. / И. Грифлина, Н. Тарасова -СПБ.: «Композитор», 2011

  3. Милич Б. «Фортепиано 1 класс». / Б. Милич - Кифара, 2000

  4. Симонова Т. «Чудесные клавиши» пособие для начинающего пианиста. / Т. Симонова – Изд. «Композитор. Санкт-Петербург», 2002.


Электронные ресурсы:

  1. Нотный архив России - http://www.notarhiv.ru/

  2. Нотная библиотека - http://nlib.org.ua/

  3. Нотный архив для фортепиано - http://www.russianplanet.ru/music/index.htm

  4. Классическая музыка для детей - http://classic.chubrik.ru

  5. Детское образование в сфере искусства - http://classon.ru/

  6. Обучающие музыкальные фильмы - http://www.youtube.com/watch?v=qTw_ujgKsK8

  7. Библиотека нот и музыкальной литературы - http://lib-notes.orpheusmusic.ru/publ/muzykalnye_filmy/muzykalnye_multfilmy/13

  8. Уроки фортепиано - http://urokifortepiano.ru/blog/

  9. Учебная клавиатура - http://www.muz-urok.ru/muz_igra6.htm

  10. Музыкальная азбука - http://www.muz-urok.ru/muz.htm

  11. Музыка для всех - http://www.muzikavseh.ru/index/0-38


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!