СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экологические экскурсии в природу"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические экскурсии в природу - это важная составляющая в воспитании детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экологические экскурсии в природу"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАЧНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК


Рассмотрено на МО

Руководитель МО

________

Протокол




Согласовано

Зам.директора школы по УВР

__________



Утверждаю

Директор МБОУ

___________

« »

Приказ №


Рабочая программа

«Экологические экскурсии в природу»

5 класс








Возраст 10-12 лет

Срок реализации: 1 год


Учитель географии высшей категории: Раздобурдина Н.Н.














СУДАК

2017 г.



Пояснительная записка

Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности школьников является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы. К такой деятельности можно отнести непосредственный контакт с природой. Этот контакт возможен, например, при проведении экологических экскурсий.

Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным компонентом взаимодействия личности с окружающей миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактом общего формирования и развития личности.

Экскурсии позволяют конкретизировать знания учащихся полученные на занятиях, а также расширить их, стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного.

«Экологические экскурсии в природу» - это важная составляющая экологического воспитания детей. Эта программа формирует в целом представления о Земле, как природном комплексе, несет информацию о земных оболочках и самое главное особенностях природы своего родного края. Новизной данной программы является то, что она затрагивает аспекты экологии и краеведения одновременно. Учащийся изучая природу родного края сталкивается с экологическими проблемами и вопросами экологического характера.

При изучении этого курса начинается обучение экологической культуре и экологическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники краеведческой информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на экологические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии, биологии, экологии, поэтому данная программа является актуальным и важным в настоящее время.

Общеобразовательная программа «Экологические экскурсии в природу» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В ходе обучения у учащегося основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места своего родного края как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее растений и животных;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли;

  • осознание значимости и общности экологических проблем человечества и проблем своего населенного пункта;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • уважение к природе, истории, культуре своего родного края;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Программа составлена на обучающихся 5-6 классов. На изучение данной программы отводится 2 час в неделю, 68 часа в год.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (картины, схемы, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности, учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

• В описании экологических фактов и природных явлений;

• При работе с различными краеведческими источниками;

• При работе над выполнением проблемных и творческих заданий (проектов, буклетов, газет и др.)

4.Экспедиционный метод как один из ведущих методов данной программы, благодаря ему возможны практические занятия на природе и не только.


Занятия по данной программе могут проходить с периодичностью 2 часа в неделю.

Основными целями программы являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего мира, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к экологии, краеведению в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- знакомство с такими предметами как — краеведение и экология;

- формирование интереса к изучению родного края;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

- сформировать знания о географических объектах и явлениях, характерных для каждой земной оболочки;

- формирование у школьников практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками краеведческой и экологической информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через систему творческих задач, проектирования и процессов

наблюдения за состоянием растительного и животного мира;

- применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

Содержание программы:

Тема I.Природа. Изучение растений своего края. (28 час.)

Введение. Что такое природа. Зачем ее изучать. Экскурсия. Природа родного края. Растения родного края. Жизненные формы растений. Травянистые растения. Экскурсия. Травянистые растения моей местности. Кустарниковые растения. Экскурсия. Кустарниковые растения моей местности. Древесные растения. Экскурсия. Древесные растения моей местности. Экскурсия. Изучение мхов и лишайников. Охрана растений. Красная книга. Экология растений. Практическая работа. Составление презентаций, буклетов, фотоотчетов и другое. Итоговый урок.

ТемаII. Изучение животных родного края. (22 час.)

Животные родного края. Животные леса. Экскурсия. животные леса. Животные луга. Экскурсия. Животные луга. Животные водоемов. Экскурсия. Животные водоемов. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Экология животных. Составление презентаций, буклетов, фотоотчетов и другое. Итоговый урок. Защита проектов «Экологические проблемы Черного моря»

Тема III.Изучение экосистем. (8 час.)

Что такое экосистемы. Какие бывают экосистемы. Экскурсия. Изучение экосистемы школьного парка. Экскурсия. Изучение экосистемы леса. Итоговый урок.

Тема IV. Экологические проблемы родного края. (12 час.)

Экологические проблемы Крыма. Экологические проблемы Судака, Дачного. Заповедные территории Судакского региона. Составление карты, заполнения таблицы. Экскурсия в заказник «Новый Свет». Экскурсия на памятник природы гору Лягушку. Итоговый урок.


Содержание учебного плана


№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе (практ, экскурсии и т.д)

Практические работы

Экскурсии

Природа.Изучение растений своего края.

28

1

5

Изучение животных родного края.


22

1

3

Изучение экосистем


8

-

2

Экологические проблемы родного края

10

-

2


Итого


68

2

12



Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение экологическими и краеведческими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- формирование и развитие экологических и краеведческих знаний о природе, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- называть растения и животных своего края;

- оформлять основные результаты своей работы;

- объяснять причины изменения в природе;

- приводить примеры экосистем;

- использовать знания в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль экологии в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; создавать тексты и устные сообщения о проделанной работе на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.










Календарно-тематическое планирование



№ урока в теме

Дата

план

Дата

факт

Тема раздела,

тема урока

Количество часов

1



Введение. Что такое природа.

2




Зачем изучать природу


2.



Экскурсия. Природа родного края.

2

3.



Растения родного края. Жизненные формы растений.


2

4.



Травянистые растения

2

5.



Экскурсия. Травянистые растения моей местности.

2

6



Кустарниковые растения.

2

7



Экскурсия. Кустарниковые растения моей местности

2

8



Древесные растения.

2

9



Экскурсия. Древесные растения моей местности.

2

10



Экскурсия. Изучение мхов и лишайников

2

11



Охрана растений. Красная книга.


2

12



Экология растений.


2

13



Практическая работа. Составление презентаций, буклетов, фотоотчетов и другое.


2

14



Итоговый урок.

2

15



Животные родного края.


2

16



Животные леса.

2

17



Экскурсия. животные леса.

2

18



Животные луга.

2

19



Экскурсия. Животные луга

2

20



Животные водоемов.

2

21



Экскурсия. Животные водоемов.

2

22



Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

2

23



Экология животных.


2

24



Составление презентаций, буклетов, фотоотчетов и другое.

Итоговый урок

2



2

26




Что такое экосистемы. Какие бывают экосистемы.


2

27



Экскурсия. Изучение экосистемы школьного парка.

2

28



Экскурсия. Изучение экосистемы леса.


2

29



Итоговый урок.


2

30



Экологические проблемы Крыма.

Экологические проблемы Судака, Дачного.


2

31



Заповедные территории Судакского региона.

2

32



Экскурсия в заказник «Новый Свет»

2

33



Экскурсия на памятник природы гору Лягушку

2

34



Итоговый урок.


2





3.1 Календарный учебный график

Программа «Экологические экскурсии в природу» составлена на один учебный год - 68 час, или в зависимости от учебного плана общеобразовательного заведения на 2 года - по 34 час. соответственно. Начало занятий 01.09 и конец занятий 25.05.





3.2 Условия реализации программы

Для данной программы подходят самые обычные условия. Это наличие кабинета, компьютера с выходом в интернет и по возможности мультимедийная доска. Также программа предусматривает обязательные экскурсии в лес, на луг и т.п., которые можно заменить экскурсией в парк, сад, ботанический сад и т.п.

3.3 Формы аттестации (контроля)


– защита учебно­-исследовательской работы (проекта)рефератов, эссе; выставки фооторабот, изготовление буклетов, газет, презентаций, проведение соревнований; работа с документами.

3.4 Оценочные материалы


Таблица №1







Таблица №2

Таблица № 3

Критерии оценивания презентации













Шаблон буклета «Охрана окружающей среды»







Макет паспорта экологической тропы









Методическое обеспечение

Используемые образовательные технологии:

- здоровьесберегающая технология

Интерактивные:

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

- интеграция традиционной, игровой, компьютерной, развивающего обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная и коллективная: фронтальная; парная; групповая.





4.Список литературы для педагогов:



1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 2007. - 65 с.

2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С.64-75.

3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.16-20.

4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебник / Б.С. Волков. - М.: Академический проспект, 2011. - 208 с.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. - М.:

6.Захлебный А.Н. На экологической тропе. Опыт экологического воспитания. -М.: Знание,1986

7.Дерябо С.Н., Ясвин В.А, Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие. -Ростов: Феникс,1996

8.Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М.: Просвещение,1984.






Список литературы для родителей и детей:

1.Бианки, В.В. Рассказы и сказки / В.В. Бианки. – М.: Самовар, 2009. – 112 с.

2. Пришвин, М. Кладовая солнца / М.М. Пришвин. – М.: Стрекоза, 2008. – 157 с.

3. Сказки из леса / сост. Юдаева М.В. – М.: Самовар, 2013. – 93 с.

4. Скребицкий, Г Лесной голосок / Г.А. Скребицкий. М.: Стрекоза, 2013. 61 с.

5. Снегирев, Г.Я. Охотничьи истории / Г.Я. Снегирев; ил. А.В. Кардашука. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2013. – 96 с.: ил. – (Книги – мои друзья.)

6. Соколов-Микитов. – М.: Стрекоза, 2012. – 60 с.: ил. - (Школьная библиотека)





19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!