Рабочая программа кружка «ЭкоС»
для учащихся 9 классов
Разработана учителем географии: Новиковой Е.В.
г. Сызрань
2020г
Пояснительная записка
Программа по экологическому образованию для 9 класса составлена в соответствие с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования. Программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, экологическую составляющую программ по отдельным учебным предметам, программу воспитания и социализации учащихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа построена на основе общенациональных ценностей Российского общества: национальная безопасность, гражданственность, природа, устойчивое развитие, и направлена на развитие и воспитание гражданина России, владеющего экологической грамотностью, осознающего экологическую ответственность за настоящее и будущее своей страны, мотивированного на повышение экологической культуры и своего окружения.
Программа разработана на основе Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Колесникова Л.И., Либеров А.Ю., Мамедов Н.М. «Экологическая культура и устойчивое развитие». - Москва «Просвещение», 2012 г. – 92 с
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Изучение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Актуальность программы обусловлена направленностью на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности и профессиональной ориентации.
Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для экологического образования: экологической системы, экологический фактор, экологическая безопасность, экологическая культура, экологическая этика, устойчивое развитие.
Особое значение для экологического образования имеет его направленность на формирование рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора и принятия решения о направлении деятельности и поведения в окружающей среде. В программе значительное место отведено исследовательским работам, которые позволяют закрепить теоретические знания.
Программа предусматривает обучение в объеме одного часа в неделю
(всего: 34 часа).
Цель программы: формирование экологически образованной личности в интересах устойчивого развития общества.
Задачи:
1. формирование знаний по экологической культуре;
2. социализация учащихся, развитие экологической составляющей духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры, культуры учебы и труда, социального поведения, культуры здоровья и быта, оценка своих возможностей и осознание своего места в социуме;
3. ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, признание ценностей жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей;
4. приобщение к познавательной культуре эколога – информационного общества.
5. воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям, готовности к соблюдению экологической законности, восприятию окружающего мира с разных точек зрения, к выполнению действий для комплексного решения социальных и экологический проблем;
6. воспитание негативного отношения к любым формам неравенства, как к источникам, нарушающим сбалансированное устойчивое развитие;
7. формирование готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях;
8. накопление опыта применения полученных знаний и умений в реальных ситуациях в рамках экологических, нравственных и правовых норм, в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, поддержания экологического качества окружающей среды, как основы качества жизни.
Формы организации – «академическое» исследование, детская научная конференция, переговорная площадка, ярмарка профессий, тренинги, просветительская акция, конкурс проектов, киноклуб.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
- развитие умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- получение опыта нравственного выбора в разных ситуациях на основе осознанного отношения категориям экологической этики, ценностям устойчивого развития;
- способность устанавливать связи между экологическими последствиями деятельности и ее мотивами;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
- формирование личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.
Метапредметные результаты:
- накопление личного опыта принятия решений, прогнозирования последствий и принципа предосторожности в вопросах здоровья человека, безопасности его жизни и устойчивого развития;
- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике, планировать и осуществлять просветительскую работу;
- умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.
Предметные результаты:
- формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
- знание и соблюдение основных экологических законов и закономерностей;
- развитие представлений о глобальных, а также локальных экологических проблемах и путях их решений;
- развитие способности выполнять проекты экологически ориентированной социальной деятельности, связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Содержание программы
2. Содержание курса
Введение
Предмет, изучаемый в курсе. Его уникальность и значение.
Раздел 1. Устойчивое развитие: наука, культура, образование
История развития академической науки. Роль российской науки в развитии цивилизации . Основа авторского права на созданный интеллектуальный продукт. Методы познания в экологии. Экологический проект, его характеристика, этапы реализации, критерии оценки. Глобальные экологические проблемы цивилизации XXI века.
Формы организации работы:
Практикум «Экологические исследования и проекты»;
Презентации: «Устойчивое развитие: наука, культура, образование».
Раздел 2. Семья как модель устойчивого развития общества. Экологическая культура семьи и её бюджет
Связь экологии и экономики. Модели потребления. Ресурсы сбережения как генеральное направление действий для устойчивого развития.
Семья как модель устойчивого развития общества. Бюджет семьи, его структура. Зависимость бюджета от ее экологической культуры. Возможности ресурсосбережения в семье. Продукты «зеленой» экономики;
«Зеленый» семейный бюджет. Уклад семейной жизни и экологическая грамотность его организации. Народные семейные ценности и традиции для устойчивого развития.
Формы организации работы:
Практическая работа по исследованию бюджета семьи с точки зрения ее экологической культуры.
Раздел 3. Экологическая культура в моей будущей профессии.
Вопросы экологии и здоровья в профессии. Особенности труда в условиях постиндустриального общества. Вклад профессиональной деятельности в возникновение и решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития местного сообщества. Экология труда, её связь с психологией, физиологией, гигиеной и эргономикой профессионального труда.
Требования профессиограммы к экологической культуре специалиста. Экологически ориентированная профессиограмма. Экологическая культура специалиста в постиндустриального обществе. Экосистемная познавательная модель как средство экологического мышления специалиста. Экологическая этика в профессиональной деятельности.
Сохранение здоровья в профессии. Связь профессионального долголетия с умением проектировать здоровый образ жизни с учетом особенностей профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни в будущей профессии.
Формы организации работы:
- практическая работа «Экологически ориентированная профессиограмма»;
- проект экологически сообразного здорового образа жизни в профессии.
Раздел 4. Учусь управлять собой. Работаю в команде
Экологический кризис как кризис ценностный установок человека. Экологические, нравственные и правовые ограничения природоиспользования.
Психологические проблемы самоограничения. Проблема нравственного выбора. Экологическая культ ура как показатель гражданской зрелости. Экологическая законодательность и законопослушность. Уровни развития экологически ориентированной личности. Понятие и принципы социального партнёрства. Социальное партнёрство в решении экологических проблем. Работа в команде. Распределение обязанностей. Поиск сбалансированного коллективного решения в условиях конфликта экологических, экономических и социальных интересах. Толерантность и её формы.
Формы организации работы:
- практическая работа «Самоообследование уровня экологической культуры»;
- тренинг: «Учусь социальному партнёрству»;
- тренинг выбора (выбор направления действий на основе нравственных, правовых и экологических норм).
Раздел 5. Учусь действовать. Экологическое просвещение для устойчивого развития.
Экологические проблемы России, их причины. Связь с национальной безопасностью страны, здоровьем населения. Прогноз вариантов экологических событий в разных регионах. Роль интеллектуального потенциала страны в решении её экологических проблем. Государственная поддержка одарённых детей. Изобретения и патенты.
Просвещение в интересах устойчивого развития. Принципы, способы и формы просветительской работы.
Хартия Земли. Цели Хартии Земли. Возможность каждого человека участвовать в её выполнении.
Формы организации работы:
- конкурс буклетов «Ваш личный вклад в наше будущее»;
- презентация Хартии Земли;
- тематическая выставка фотографий и плакатов.
Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая, общественно-полезная практика.
Формы организации: дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут, форум, тематический вечер, исследовательские работы естественно-научной, гуманитарной, технической направленности; просветительские акции.
Тематическое планирование
Название раздела и тем курса | Количество часов |
1.Введение | 1 |
2.Устойчивое развитие: наука, культура, образование | 5 |
2.1.История развития академической науки. Роль российской науки в развитии цивилизации | 1 |
2.2.Интеллектуальное достояние России. Основы авторского права на созданный интеллектуальный продукт. | 1 |
2.3.Презентации: «Устойчивое развитие: наука, культура, образование» | 1 |
2.4.Методы познания в экологии. Экологический проект, его характеристика, этапы реализации, критерии оценки. | 1 |
2.5. Глобальные экологические проблемы XXI века. | 1 |
3.Семья как модель устойчивого развития общества. Экологическая культура семьи и её бюджет | 7 |
3.1.Связь экологии и экономики. | 1 |
3.2.Модели потребления. Ресурсы сбережения, как генеральные направления действий для устойчивого развития. | 1 |
3.3.Семья как модель устойчивого развития общества: экономический, демографический, образовательной, трудовой, духовно-нравственный аспекты. | 1 |
3.4.Бюджет семьи, его структура. Зависимость бюджета от её экологической культуры. | 1 |
3.5.Направление ресурсосбережения в семье. | 1 |
3.6.Уклад семейной жизни и экологическая грамотность его организации | 1 |
3.7.Народные семейные ценности и традиции для устойчивого развития. | 1 |
4. Экологическая культура в моей будущей профессии | 6 |
4.1.Вопросы экологии и здоровья в профессии. Особенности труда в условиях постиндустриального общества. | 1 |
4.2.Экология труда, её связь с психологией, физиологией, гигиеной и эргономикой профессионального труда. | 1 |
4.3.Требования проффессиограммы к экологической культуре специалиста. Экологически ориентированная проффессиограмма. | 1 |
4.4.Экологическая этика в профессиональной деятельности | 1 |
4.5.Здоровый образ жизни в будущей профессии. | 1 |
4.6.Экологическая культура специалиста в постиндустриальном обществе. | 1 |
5. Учусь управлять собой. Работаю в команде | 10 |
5.1.Экологические, нравственные и правовые ограничения природопользования. | 1 |
5.2.Психологические проблемы самоограничения | 1 |
5.3.Экологическое законодательство и законопослушность. | 1 |
5.4.Уровни развития экологически ориентированной личности. Задачи саморазвития | 1 |
5.5.Самоообследование уровня экологической культуры | 1 |
5.6.Понятие социального партнёрства. Принципы социального партнёрство. Социальное партнёрство в решении экологических проблем. | 1 |
5.7.Учусь социальному партнёрству | 1 |
5.8.Работа в команде. Распределение обязанностей. | 1 |
5.9.Поиск сбалансированного коллективного решения в условиях конфликта экологических, экономических и социальных интересов | 1 |
5.10.Толерантность и её формы | 1 |
6. Учусь действовать. Экологическое просвещение для устойчивого развития. | 5 |
6.1.Экологические проблемы России, их проблемы. Связь с национальной безопасностью страны, здоровьем населения. | 1 |
6.2.Прогноз вариантов экологических событий в разных регионах | 1 |
6.3.Роль интеллектуального потенциала страны в решении её экологических проблем. | 1 |
6.4.Государственная поддержка одарённых детей. | 1 |
6.5.Просвещение в интересах устойчивого развития. Принципы, способы и формы просветительской работы | 1 |