СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа экологического кружка "ЭКОС"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа экологического кружка "ЭКОС"»











Рабочая программа кружка «ЭкоС»

для учащихся 9 классов











Разработана учителем географии: Новиковой Е.В.


















г. Сызрань

2020г







Пояснительная записка

Программа по экологическому образованию для 9 класса составлена в соответствие с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования. Программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, экологическую составляющую программ по отдельным учебным предметам, программу воспитания и социализации учащихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа построена на основе общенациональных ценностей Российского общества: национальная безопасность, гражданственность, природа, устойчивое развитие, и направлена на развитие и воспитание гражданина России, владеющего экологической грамотностью, осознающего экологическую ответственность за настоящее и будущее своей страны, мотивированного на повышение экологической культуры и своего окружения.

Программа разработана на основе Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Колесникова Л.И., Либеров А.Ю., Мамедов Н.М. «Экологическая культура и устойчивое развитие». - Москва «Просвещение», 2012 г. – 92 с

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Изучение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Актуальность программы обусловлена направленностью на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности и профессиональной ориентации.

Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для экологического образования: экологической системы, экологический фактор, экологическая безопасность, экологическая культура, экологическая этика, устойчивое развитие.

Особое значение для экологического образования имеет его направленность на формирование рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора и принятия решения о направлении деятельности и поведения в окружающей среде. В программе значительное место отведено исследовательским работам, которые позволяют закрепить теоретические знания.

Программа предусматривает обучение в объеме одного часа в неделю

(всего: 34 часа).

Цель программы: формирование экологически образованной личности в интересах устойчивого развития общества.

Задачи:

1. формирование знаний по экологической культуре;

2. социализация учащихся, развитие экологической составляющей духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры, культуры учебы и труда, социального поведения, культуры здоровья и быта, оценка своих возможностей и осознание своего места в социуме;

3. ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, признание ценностей жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей;

4. приобщение к познавательной культуре эколога – информационного общества.

5. воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям, готовности к соблюдению экологической законности, восприятию окружающего мира с разных точек зрения, к выполнению действий для комплексного решения социальных и экологический проблем;

6. воспитание негативного отношения к любым формам неравенства, как к источникам, нарушающим сбалансированное устойчивое развитие;

7. формирование готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях;

8. накопление опыта применения полученных знаний и умений в реальных ситуациях в рамках экологических, нравственных и правовых норм, в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, поддержания экологического качества окружающей среды, как основы качества жизни.



Формы организации – «академическое» исследование, детская научная конференция, переговорная площадка, ярмарка профессий, тренинги, просветительская акция, конкурс проектов, киноклуб.









Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты:

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

- развитие умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- получение опыта нравственного выбора в разных ситуациях на основе осознанного отношения категориям экологической этики, ценностям устойчивого развития;

- способность устанавливать связи между экологическими последствиями деятельности и ее мотивами;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

- формирование личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.

Метапредметные результаты:

- накопление личного опыта принятия решений, прогнозирования последствий и принципа предосторожности в вопросах здоровья человека, безопасности его жизни и устойчивого развития;

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике, планировать и осуществлять просветительскую работу;

- умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.

Предметные результаты:

- формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

- знание и соблюдение основных экологических законов и закономерностей;

- развитие представлений о глобальных, а также локальных экологических проблемах и путях их решений;

- развитие способности выполнять проекты экологически ориентированной социальной деятельности, связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Содержание программы

2. Содержание курса

Введение

Предмет, изучаемый в курсе. Его уникальность и значение.

Раздел 1. Устойчивое развитие: наука, культура, образование

История развития академической науки. Роль российской науки в развитии цивилизации . Основа авторского права на созданный интеллектуальный продукт. Методы познания в экологии. Экологический проект, его характеристика, этапы реализации, критерии оценки. Глобальные экологические проблемы цивилизации XXI века.

Формы организации работы:

Практикум «Экологические исследования и проекты»;

Презентации: «Устойчивое развитие: наука, культура, образование».

Раздел 2. Семья как модель устойчивого развития общества. Экологическая культура семьи и её бюджет

Связь экологии и экономики. Модели потребления. Ресурсы сбережения как генеральное направление действий для устойчивого развития.

Семья как модель устойчивого развития общества. Бюджет семьи, его структура. Зависимость бюджета от ее экологической культуры. Возможности ресурсосбережения в семье. Продукты «зеленой» экономики;

«Зеленый» семейный бюджет. Уклад семейной жизни и экологическая грамотность его организации. Народные семейные ценности и традиции для устойчивого развития.

Формы организации работы:

Практическая работа по исследованию бюджета семьи с точки зрения ее экологической культуры.

Раздел 3. Экологическая культура в моей будущей профессии.

Вопросы экологии и здоровья в профессии. Особенности труда в условиях постиндустриального общества. Вклад профессиональной деятельности в возникновение и решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития местного сообщества. Экология труда, её связь с психологией, физиологией, гигиеной и эргономикой профессионального труда.

Требования профессиограммы к экологической культуре специалиста. Экологически ориентированная профессиограмма. Экологическая культура специалиста в постиндустриального обществе. Экосистемная познавательная модель как средство экологического мышления специалиста. Экологическая этика в профессиональной деятельности.

Сохранение здоровья в профессии. Связь профессионального долголетия с умением проектировать здоровый образ жизни с учетом особенностей профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни в будущей профессии.

Формы организации работы:

- практическая работа «Экологически ориентированная профессиограмма»;

- проект экологически сообразного здорового образа жизни в профессии.

Раздел 4. Учусь управлять собой. Работаю в команде

Экологический кризис как кризис ценностный установок человека. Экологические, нравственные и правовые ограничения природоиспользования.

Психологические проблемы самоограничения. Проблема нравственного выбора. Экологическая культ ура как показатель гражданской зрелости. Экологическая законодательность и законопослушность. Уровни развития экологически ориентированной личности. Понятие и принципы социального партнёрства. Социальное партнёрство в решении экологических проблем. Работа в команде. Распределение обязанностей. Поиск сбалансированного коллективного решения в условиях конфликта экологических, экономических и социальных интересах. Толерантность и её формы.

Формы организации работы:

- практическая работа «Самоообследование уровня экологической культуры»;

- тренинг: «Учусь социальному партнёрству»;

- тренинг выбора (выбор направления действий на основе нравственных, правовых и экологических норм).

Раздел 5. Учусь действовать. Экологическое просвещение для устойчивого развития.

Экологические проблемы России, их причины. Связь с национальной безопасностью страны, здоровьем населения. Прогноз вариантов экологических событий в разных регионах. Роль интеллектуального потенциала страны в решении её экологических проблем. Государственная поддержка одарённых детей. Изобретения и патенты.

Просвещение в интересах устойчивого развития. Принципы, способы и формы просветительской работы.

Хартия Земли. Цели Хартии Земли. Возможность каждого человека участвовать в её выполнении.

Формы организации работы:

- конкурс буклетов «Ваш личный вклад в наше будущее»;

- презентация Хартии Земли;

- тематическая выставка фотографий и плакатов.

Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая, общественно-полезная практика.

Формы организации: дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут, форум, тематический вечер, исследовательские работы естественно-научной, гуманитарной, технической направленности; просветительские акции.



Тематическое планирование

Название раздела и тем курса

Количество часов

1.Введение

1

2.Устойчивое развитие: наука, культура, образование

5

2.1.История развития академической науки. Роль российской науки в развитии цивилизации

1

2.2.Интеллектуальное достояние России. Основы авторского права на созданный интеллектуальный продукт.

1

2.3.Презентации: «Устойчивое развитие: наука, культура, образование»

1

2.4.Методы познания в экологии. Экологический проект, его характеристика, этапы реализации, критерии оценки.

1

2.5. Глобальные экологические проблемы XXI века.

1

3.Семья как модель устойчивого развития общества. Экологическая культура семьи и её бюджет

7

3.1.Связь экологии и экономики.

1

3.2.Модели потребления. Ресурсы сбережения, как генеральные направления действий для устойчивого развития.

1

3.3.Семья как модель устойчивого развития общества: экономический, демографический, образовательной, трудовой, духовно-нравственный аспекты.

1

3.4.Бюджет семьи, его структура. Зависимость бюджета от её экологической культуры.

1

3.5.Направление ресурсосбережения в семье.

1

3.6.Уклад семейной жизни и экологическая грамотность его организации

1

3.7.Народные семейные ценности и традиции для устойчивого развития.

1

4. Экологическая культура в моей будущей профессии

6

4.1.Вопросы экологии и здоровья в профессии. Особенности труда в условиях постиндустриального общества.

1

4.2.Экология труда, её связь с психологией, физиологией, гигиеной и эргономикой профессионального труда.

1

4.3.Требования проффессиограммы к экологической культуре специалиста. Экологически ориентированная проффессиограмма.

1

4.4.Экологическая этика в профессиональной деятельности

1

4.5.Здоровый образ жизни в будущей профессии.

1

4.6.Экологическая культура специалиста в постиндустриальном обществе.

1

5. Учусь управлять собой. Работаю в команде

10

5.1.Экологические, нравственные и правовые ограничения природопользования.

1

5.2.Психологические проблемы самоограничения

1

5.3.Экологическое законодательство и законопослушность.

1

5.4.Уровни развития экологически ориентированной личности. Задачи саморазвития

1

5.5.Самоообследование уровня экологической культуры

1

5.6.Понятие социального партнёрства. Принципы социального партнёрство. Социальное партнёрство в решении экологических проблем.

1

5.7.Учусь социальному партнёрству

1

5.8.Работа в команде. Распределение обязанностей.

1

5.9.Поиск сбалансированного коллективного решения в условиях конфликта экологических, экономических и социальных интересов

1

5.10.Толерантность и её формы

1

6. Учусь действовать. Экологическое просвещение для устойчивого развития.

5

6.1.Экологические проблемы России, их проблемы. Связь с национальной безопасностью страны, здоровьем населения.

1

6.2.Прогноз вариантов экологических событий в разных регионах

1

6.3.Роль интеллектуального потенциала страны в решении её экологических проблем.

1

6.4.Государственная поддержка одарённых детей.

1

6.5.Просвещение в интересах устойчивого развития. Принципы, способы и формы просветительской работы

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!