Рабочая программа
Экскурсовода в рамках дополнительного образования
«Парк Архимеда»
Цмур
2021г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Технопарк Архимеда» научно-технической направленности.
Физика - наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, а также законы ее движения.
Направленность данной программы заключается в реализации системы научно-технических знаний, обеспечивающих духовно-нравственное становление подрастающего поколения, знакомство детей с научно-техническими изобретениями великих ученых мира. Экскурсии школьников на эти объекты раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для развития научно-технических знаний.
При помощи посещения технопарка можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и видеть, наблюдать.
Технопарк является источником полноценной информации, в нем ребенок может самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка школьного возраста является наиболее важным для понимания и осознания.
Главное то, что ребята начинают понимать, почему эти экспонаты называют источником знаний, потому что каждый из этих экспонатов может стать дверцей в мир знаний.
Физические методы исследования: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез.
Фундаментальные физические законы лежат в основе химических и биологических закономерностей.
Главная цель физики - выявить и объяснить законы природы, которыми определяются все физические явления.
Основные задачи курса физики:
1. Изучение основных физических явлений и идей; овладение фундаментальными понятиями, принципами, законами и теориями современной физики, а также методами физического исследования.
2. Формирование научного мировоззрения и современного физического мышления.
3. Овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики, помогающих в дальнейшем решать практические задачи.
4. Ознакомление с современной научной аппаратурой, выработка навыков проведения физического эксперимента.
Наблюдение - изучение явлений в естественной, природной обстановке. Научное наблюдение представляет собой далеко не простую задачу, так как требует умения совместно сгруппировать ряд родственных явлений, отметив их характерные черты сходства и различия, выяснения факторов, от которых зависит изучаемое явление, и установление влияния каждого фактора в отдельности при сохранении неизменными всех остальных.
Эксперимент - изучение явления путем его воспроизведения в искусственной (лабораторной) обстановке, т.е. наблюдение исследуемых явление в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом процессов и многократно воспроизводить их при повторении этих условий.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным фактом.
При исследовании явлений или процессов в зависимости от условий конкретной задачи используют различные физические модели. Это позволяет рассмотреть физическое явление таким образом, чтобы можно было абстрагироваться от целого ряда реальных факторов, являющихся второстепенными для конкретного случая.
К физическим моделям относятся следующие:
- материальная точка - точка, характеризующаяся только массой и положением в пространстве. Приближением материальной точки может быть любое тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данных условиях (то есть размеры которого пренебрежимо малы по сравнению с масштабами движения);
- абсолютно твердое тело - тело, расстояние между любыми двумя точками которого всегда остается неизменным;
- абсолютно упругое тело - тело, деформации которого пропорциональны вызывающим их силам, после прекращения действия сил такое тело полностью восстанавливает свои размеры и форму.
В результате обобщения экспериментальных фактов устанавливаются физические законы - устойчиво повторяющиеся объективные закономерности, существующие в природе. Физические законы выражаются в виде математических соотношений между физическими величинами - измеряемыми характеристиками физических объектов и параметрами процессов.
Физические величины разделяются на:
- скалярные - полностью характеризуются численным значением и единицей измерения. Например: время, масса. В расчетах скалярные величины выражаются действительными числами и с ними можно производить все без исключения действия, которые выполняются с действительными числами;
- векторные - полностью характеризуются численным значением, единицей измерения и направлением. Например: скорость, сила. Векторная величина геометрически изображается вектором, т.е. отрезком, имеющим определенные направление и длину. Математические операции над векторными величинами подчиняются особым закономерностям.
№ | Содержание программы | |
1 | Введение | |
2 | Методические приемы показа, осмотра воссоздания экспоната | |
3 | Знакомство с теоретическими понятиями | |
4 | История экспоната | |
5 | Устройство и принцип действия | |
6 | Демонстрация работы экспоната | |
7 | Практическое применение изобретения | |
8 | Фотоэкспонаты | |
9 | Биологические данные ученного-изобретателя экспоната | |
10 | Поиск информации в сети интернет | |
11 | Проведение обзорной экскурсии | |
12 | Виды экспонатов | |
13 | 1) Гонки по наклонной поверхности | |
14 | 2) Колыбель Ньютона | |
15 | 3) Волшебные конусы | |
16 | 4) Шар Галилея | |
17 | 5) Большая нестабильная платформа | |
18 | 6) Воздушная пушка | |
19 | 7) Мертвая петля | |
20 | 8) Телеграф акустический | |
21 | 9) Труба колокола | |
22 | 10) Фокусировка звука | |
23 | 11)Ветоши резину | |
24 | 12)Водоворот | |
25 | 13)Винт Архимеда | |
26 | 14)Гиперболоид вращения | |
27 | 15)Теорема Пифагора | |
28 | 16)Подними себя сам | |
Литература
Ангерер Э. Техника физического эксперимента М. 1962
Опыты в домашней лаборатории. Библиотечка "Квант" Вып 4.
Гальперштейн Л.Я., Хлеьников П.П. Лаборатория юного физика. 196
Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М. 1977
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике.