СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Абитуриенту: простое решение сложных вопросов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс по химии для 11 класса  ориентирован на углубленное изучение предмета..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Абитуриенту: простое решение сложных вопросов"»





Негосударственная общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___ АДМ

от «___» августа 2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса


«АБИТУРИЕНТУ:

ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ»


для обучающихся 10 классов естественно-научного профиля


учителя химии Веселовой Л.А.





«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО


Протокол №__ от __.__. 2020 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора АНО «Павловская гимназия»


_______________ /Е.Ю. Васюкова /

«___» _____________ 2020 г.







2018 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Абитуриенту: простое решение сложных вопросов» рассчитан на обучающихся 11 класса, проявляющих интерес к химии и выбравшим, в качестве профессионального самоопределения, области деятельности, связанные со знанием курса химии.

Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность обучающимся повторить основные химические понятия, обобщить и расширить знания по общей, неорганической и органической химии. Целенаправленное знакомство учащихся с принятыми сегодня тестовыми формами итогового контроля, со структурой КИМ, позволит выпускникам успешно справиться с итоговой аттестацией в формате ЕГЭ.


Целями данного курса являются:

- совершенствование подготовки обучающихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний.


Задачи курса:

- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умений логически мыслить,

- воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

- приобретение необходимых навыков работы с литературой.

- развитие учебно-коммуникативных умений.

- формирование навыков исследовательской деятельности.


Программа рассчитана на 34 часа и ориентирована на обучающихся 11 класса, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии. Занятия проводятся в течение всего учебного года по 1 часу в неделю (34 ч).

В программе предусмотрено повторение и обобщение основ общей, неорганической и органической химии по основным содержательным блокам. Наряду с теоретическими понятиями, которые можно углубить, обобщить и систематизировать в процессе данного курса, обучающиеся знакомятся со структурой ЕГЭ, особенностью заданий частей базового, повышенного и высокого уровня.


Содержание программы


Введение

Структура и формат КИМ ЕГЭ 2018 г. по химии. Назначение работы. Структура экзаменационной работы. Типы заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности, по основным содержательным блокам, по видам проверяемой деятельности. Оценивание экзаменационной работы: первичный балл, сертификационный балл, аттестационный балл. Демоверсии ЕГЭ 2018г. Кодификатор. Спецификация. Правила заполнения бланков ЕГЭ по химии. Правила поведения на экзамене. Интернет – ресурсы для подготовки к ЕГЭ по химии.

Общая химия

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s- p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Химическая связь. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочно-земельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных.

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)

Взаимосвязь неорганических веществ.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

Неорганическая химия

Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);

– простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния;

– оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных;

– оснований и амфотерных гидроксидов;

– кислот;

– солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).

Органическая химия.

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Заместители.

Классификация химических реакций в органической химии.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диеновых, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории)

Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений. Идентификация органических соединений. Качественные реакции органических соединений.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

Решение задач

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе.

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции.

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

Нахождение молекулярной формулы вещества.

Решение задач на смеси.

Решение комбинированных задач.

Решение экспериментальных задач.

Обобщение знаний школьного курса химии

Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь неорганических соединений.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений.


Требования к уровню подготовки обучающихся

После прохождения данного курса старшеклассники будут знать:

- основные химические понятия, важнейшие теории и законы химии, вещества и материалы;

- основные классы неорганических и органических соединений, их свойства;

- основные закономерности протекания химических реакций и факторы, на них влияющие.


Обучающиеся будут уметь:

- пользоваться основными знаниями по физике, математики, химии при решении задач;

- уметь анализировать предлагаемый текст задачи;

- знать качественные реакции на основные классы органической химии;

- называть по систематической номенклатуре органические соединения.

- составлять структурные формулы всех видов изомерии для данных классов;

- решать задачи известных видов с использованием знаний химических свойств данных классов соединений; на осуществление генетической связи; по установлению формулы органического соединения;

- решать расчетные задачи известных видов с использованием знаний химических свойств данных классов соединений;

- проводить качественные реакции на соединения основных кислородосодержащих классов органической химии;

- выполнять правила техники безопасности при выполнении практических работ;

- уметь на практике показать химические свойства этанола, целлюлозы, крахмала, получать глюкозу.



Тематическое планирование

Тематическое планирование

элективного курса по химии для обучающихся 11 класса

«Абитуриенту: простое решение сложных вопросов»


п/п

Наименование разделов и тем

1

Структура контрольно-измерительных материалов. Правила заполнения бланков ЕГЭ по химии.

2

Строение атома. Возбужденное состояние атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s- p- и d-элементы. Валентные возможности атомов. Степень окисления.

3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Периодичность изменения свойств атомов, простых веществ и соединений химических элементов. Периодическое изменение радиуса атома.

4

Строение вещества. Виды химической связи. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

5

Обобщение: способы образования химической связи.

6

Кристаллические решетки, виды. Физические свойства веществ с определенными типами К.Р.

7

Классификация и Номенклатура неорганических веществ. Классификация простых веществ. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы,

азота, фосфора, углерода, кремния.

8

Классификация сложных веществ. Оксиды и другие бинарные вещества. Основания, Кислоты, Соли, их характерные химические свойства. Амфотерность соединений.

9

Взаимосвязь неорганических веществ, цепочки превращений.

10

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

11

Химические реакции. Основные закономерности протекания химических реакций. Классификация химических реакций в неорганической химии. Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость хим. реакции. Катализ. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

12

Окислительно-восстановительные реакции. Основные окислители и восстановители. Расстановка коэффициентов в УХР методом электронного и электронно-ионного баланса.

13

Тепловой эффект химических реакций. Теплоты сгорания и образования веществ. Термохимические уравнения. Вычисления теплового эффекта химических реакций.

14

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Решение задач на газовые смеси.

15

Растворы. Растворимость. Способы выражения содержания вещества в растворе: массовая доля, молярная концентрация. Расчеты массовой доли растворенного вещества.

16

Расчеты по уравнениям химических реакций с участием растворов, заданной концентрации. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе.

17

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на неорганические вещества.

18

Классы неорганических веществ в свете ТЭД.

19

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель – рН.

20

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Электролиз как ОВР.

21

Расчеты по УХР, если одно из веществ дано в избытке.

22

Вычисление выхода продукта реакции. Расчеты по УХР, если вещества содержат примеси.

23

Расчеты по цепи химических превращений.

24

Характеристика металлов I-III главных подгрупп и их

соединений. Решение задач по теме: «Металлы I-III главных подгрупп и их соединения».

25

Характеристика неметаллов IV-VII главных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме: «Неметаллы»

26

Характеристика металлов побочных подгрупп Железа, цинка, меди и хрома) и их соединений. Решение задач.

27

Изомерия. Номенклатура органических соединений. Взаимосвязь органических веществ.

28

Определение молекулярной формулы вещества по массовой доли элемента, по относительной и абсолютной плотности, по известным массам (объемам) продуктов сгорания.

29

Сравнительная характеристика свойств углеводородов, кислородосодержащих и азотсодержащих органических веществ.

30

Взаимопревращения органических веществ. Условия протекания органических реакций.

31

Решение комбинированных задач по органической химии

32-33

Решение тестов в формате ЕГЭ

34

Анализ работ. Коррекция знаний.



Литература:

1. Кузнецова Л.М.: учеб для общеобраз. Учреждений (профильный уровень)

2. Хомченко Г.П. «Химия для поступающих в вузы», М., Высшая школа, 2014.

3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии для поступающих в вузы», М., Высшая школа, 2013.

4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. «Химия (для школьников старших классов и поступающих в вузы)», М., Дрофа, 1995.

5. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Попков В.А. «Конкурсные задачи по химии», М., Принт-Ателье, 1995.

6. Лидин Р.А. «Справочник по общей и неорганической химии», М., Просвещение, 1997.

7. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. «Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы», М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

8. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреев Л.Л. «Химия для старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учеб. пособие», М., Дрофа, 2004.

9. Маршанова Г.Л. «500 задач по химии (пособие по общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов средней школы», М., Издат-школа, 1997.

10. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавереной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2016.

Интернет – ресурсы

  1. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений - документы, кодификаторы, спецификации демоверсии.

  2. http://ege.edu.ru – портал Единого Государственного Экзамена, документы, демонстрационные тесты, вопросы и ответы, форумы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!