СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" для обучающихся 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" для обучающихся 7 класса в рамках реавлизации Основ проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Азбука журналистики" для обучающихся 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа №9»







Рабочая программа

«Азбука журналистики»

в рамках реализации элективного курса

«Основы проектной деятельности»

в 7 классе








Автор-разработчик:

Попов Николай Иванович,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории
















пгт. Никольский,

2018-2019 учебный год



Журналистика - срочная словесность.

В.И. Даль



Пояснительная записка

В целях гуманитарного развития обучающихся на основе использования новых современных технологий обучения, в учебном плане образовательного учреждения часы в разделе школьного компонента предусматриваются часы на исследовательскую и проектную деятельность. Для реализации образовательного курса «Основы проектной деятельности» в 7 классе возможно использование образовательной программы «Азбука журналистики» (далее – Программа) направления «Журналистика».

Программа направлена на проявление интеллектуального творчества, на развитие речи и формирование у обучающихся коммуникативных навыков, которые ориентированы на их практические применение в зависимости от той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты (журналисты) учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.

Данная Программа составлена на основе авторских программ И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. в соответствии с ФГОС ООО на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011).

Разработанная Программа соответствует требованиям Стандартов второго поколения, учитывает особенности образовательного учреждения и его организационную структуру, а также запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании. В рамках реализации Программы предоставляются возможности по взаимодействию с социальными партнёрами и использованию ресурсов социума. Кроме того, Программа выполняет ряд задач, связанных с инновационной деятельностью при работе с одарѐнными детьми и расширяет возможности воспитательной функции школы.


Целевые установки Программы

1. Развитие одарённости обучающихся в области филологии.

2. Формирование коммуникативных навыков и поддержка ученического самоуправления.

3. Знакомство обучающихся с журналистикой как профессией в средствах массовой информации и областью литературного творчества.

4. Обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок в области филологии в рамках проектной и исследовательской деятельности.

4. Обеспечение профориентационной деятельности, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Основные задачи

1. Выявить и поддержать одарённых детей, а также детей с особыми образовательными потребностями.

2. Создать редакционный актив, ответственный за освещение событий и мероприятий, организуемых и проводимых с участием обучающихся в школе и в районе.

3. Формировать знания, умения, навыки и компетенции в области филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями их развития.


Общая характеристика курса

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

В ходе освоения Программы обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные поставленной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

Обучающиеся получат возможность развивать способность к разработке и осуществлению нескольких вариантов решений, к применению наиболее приемлемого или нестандартного выхода из проблемной ситуации.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

1. Основ гражданской идентичности личности – патриотическое воспитание;

2. Основ социальных компетенций - опыт социальных и межличностных отношений.

Формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

1. Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания (филологии, лингвистике) и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

2. Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

3. Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня начальной подготовки в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по результату. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

1. Формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

2. Определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

1. Практическому освоению обучающимися основ проектной деятельности;

2. Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Планируемые результаты изучения курса «Основы проектной деятельности» по направлению «Журналистика»

Обучающиеся должны уметь:

  • Определять стиль и тип речи;

  • Давать характеристику текста публицистического стиля;

  • В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;

  • Составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление творческой работы (сочинения);

  • Пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

  • Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  • Соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

  • Строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

  • Фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • Проводить литературное редактирование и литературную правку текста; участвовать в дискуссии, обсуждении.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

1. Умение работать с разной литературой.

2. Умение работать с компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой.

3. Умение брать и давать интервью.

4. Использование знаний основных жанров периодической печати.

5. Умение создавать компьютерный макет газеты.

Занятия журналистикой развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. На занятиях проводятся журналистские тренинги.

В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные специальные (профессиональные) знания в следующих направлениях:

  • История журналистики;

  • Жанры журналистики и жанровые особенности текста;

  • Основы деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, а также получение информации о выдающихся журналистах;

  • Основные статьи закона о СМИ.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:

  • Желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

  • Активная позиция во время занятий;

  • Выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Настоящая Программа носит пропедевтический характер, учитывая возрастные особенности обучающихся, и рассчитана на 1 год (17 часов).

Предполагаемый результат (продукт) на конец учебного года:

1. Два выпуска школьной газеты (1 раз в полугодие), дополнительно возможен выпуск специальных тематических и экстренных номеров, буклетов и приложений;

2. Участие в организации и проведении научно-практической конференции;

3. Публикация статей обучающихся на сайте школы или других возможных СМИ.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи.

Информатика. Программа способствует освоению обучающимися фундаментальных понятий современной информатики, формированию навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации, получение практических навыков работы с компьютером и овладение современными информационными технологиями. На занятиях обучающиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.

Обучающиеся должны знать:

  • понятие макета;

  • общие правила набора текста;

  • форматы графических файлов;

  • цветовые системы;

  • основные термины работы со шрифтами;

  • основные понятия верстки.

Программой предусматриваются компоненты (материалы) по ознакомлению с работой местных СМИ, а также с литературным наследием района.

Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:

  • Теоретические занятия;

  • Творческий практикум (сочинения разных жанров);

  • Работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

  • Работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

  • Анкетирование и социологический опрос;

  • Экскурсии и встречи с представителями журналистики;

  • Участие в школьных мероприятиях и конкурсах авторских творческих работ различных жанров;

  • Выпуск школьной газеты;

  • Публикации в местной прессе, на сайте школы.

Содержание и разделы курса

Тема «Заметка».

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Практическая работа:

- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Тема «Эксперимент».

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и «живое» наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.

Практическая работа:

- провести эксперимент и подготовить материал.

Тема «Зарисовка».

Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практическая работа:

- подготовить пейзажную зарисовку;

- подготовить портретную зарисовку.

Тема «Интервью».

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

- разработать план вопросов и провести интервью.

Тема «Репортаж».

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

- проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Тема «Рецензия».

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.

Практическая работа:

- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм, спектакль;

- подготовить отзыв о книге.

Тема «Обзор».

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

- подготовить общий обзор местных печатных СМИ;

- подготовить обзор публикаций газеты по итогам года.

Тема «Проблемная статья»

Что такое проблемная статья. Как найти проблему.

Практическая работа:

- провести анализ проблем, с которыми сталкиваются лицеисты.

- написать статью.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема


Количество часов

теория


практика


всего


1.


Введение. Роль и место периодической печати. Специфика детских и юношеских периодических изданий

1

0

1

2.

Виды газетных и журнальных публикаций

1

0

1

3.

Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров

1

1

2

4.

Журналистский эксперимент

1

1

2

5.

Заметка

1

1

2

6.

Зарисовка

1

1

2

7.

Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?»

0

1

1

8.

Словари, справочники, их использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

1

2

9.

Интервью

0

1

1

10.

Репортаж

0

1

1

11.

Рецензия, отзыв

0

1

1

12.

Обзор печати

1

0

1


ВСЕГО:

8

9

17


Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон (библиотека).

  2. Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.

  3. Учебно-методическое обеспечение.


Основная литература для учителя

  1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

  2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

  4. Дополнительная литература:

  5. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  6. Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ №13, 15, 16. 2004 год

  7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

  9. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».


Ресурсы Интернета

  1. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей ―Открытый урок‖ на сайте WWW:http://www.1september.ru

  2. Литература для учащихся:

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.

  4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!