Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа №9»
Рабочая программа
«Азбука журналистики»
в рамках реализации элективного курса
«Основы проектной деятельности»
в 7 классе
| Автор-разработчик: Попов Николай Иванович, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
пгт. Никольский,
2018-2019 учебный год
Журналистика - срочная словесность.
В.И. Даль
Пояснительная записка
В целях гуманитарного развития обучающихся на основе использования новых современных технологий обучения, в учебном плане образовательного учреждения часы в разделе школьного компонента предусматриваются часы на исследовательскую и проектную деятельность. Для реализации образовательного курса «Основы проектной деятельности» в 7 классе возможно использование образовательной программы «Азбука журналистики» (далее – Программа) направления «Журналистика».
Программа направлена на проявление интеллектуального творчества, на развитие речи и формирование у обучающихся коммуникативных навыков, которые ориентированы на их практические применение в зависимости от той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты (журналисты) учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Данная Программа составлена на основе авторских программ И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. в соответствии с ФГОС ООО на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011).
Разработанная Программа соответствует требованиям Стандартов второго поколения, учитывает особенности образовательного учреждения и его организационную структуру, а также запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании. В рамках реализации Программы предоставляются возможности по взаимодействию с социальными партнёрами и использованию ресурсов социума. Кроме того, Программа выполняет ряд задач, связанных с инновационной деятельностью при работе с одарѐнными детьми и расширяет возможности воспитательной функции школы.
Целевые установки Программы
1. Развитие одарённости обучающихся в области филологии.
2. Формирование коммуникативных навыков и поддержка ученического самоуправления.
3. Знакомство обучающихся с журналистикой как профессией в средствах массовой информации и областью литературного творчества.
4. Обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок в области филологии в рамках проектной и исследовательской деятельности.
4. Обеспечение профориентационной деятельности, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Основные задачи
1. Выявить и поддержать одарённых детей, а также детей с особыми образовательными потребностями.
2. Создать редакционный актив, ответственный за освещение событий и мероприятий, организуемых и проводимых с участием обучающихся в школе и в районе.
3. Формировать знания, умения, навыки и компетенции в области филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями их развития.
Общая характеристика курса
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
В ходе освоения Программы обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные поставленной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.
Обучающиеся получат возможность развивать способность к разработке и осуществлению нескольких вариантов решений, к применению наиболее приемлемого или нестандартного выхода из проблемной ситуации.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
1. Основ гражданской идентичности личности – патриотическое воспитание;
2. Основ социальных компетенций - опыт социальных и межличностных отношений.
Формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:
1. Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания (филологии, лингвистике) и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
2. Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
3. Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня начальной подготовки в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по результату. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
1. Формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
2. Определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
1. Практическому освоению обучающимися основ проектной деятельности;
2. Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Планируемые результаты изучения курса «Основы проектной деятельности» по направлению «Журналистика»
Обучающиеся должны уметь:
Определять стиль и тип речи;
Давать характеристику текста публицистического стиля;
В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
Составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
Совершенствовать содержание и языковое оформление творческой работы (сочинения);
Пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
Строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
Фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
Проводить литературное редактирование и литературную правку текста; участвовать в дискуссии, обсуждении.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать компьютерный макет газеты.
Занятия журналистикой развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. На занятиях проводятся журналистские тренинги.
В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные специальные (профессиональные) знания в следующих направлениях:
История журналистики;
Жанры журналистики и жанровые особенности текста;
Основы деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, а также получение информации о выдающихся журналистах;
Основные статьи закона о СМИ.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
Желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
Активная позиция во время занятий;
Выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Настоящая Программа носит пропедевтический характер, учитывая возрастные особенности обучающихся, и рассчитана на 1 год (17 часов).
Предполагаемый результат (продукт) на конец учебного года:
1. Два выпуска школьной газеты (1 раз в полугодие), дополнительно возможен выпуск специальных тематических и экстренных номеров, буклетов и приложений;
2. Участие в организации и проведении научно-практической конференции;
3. Публикация статей обучающихся на сайте школы или других возможных СМИ.
Межпредметные связи:
Русский язык и литература. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи.
Информатика. Программа способствует освоению обучающимися фундаментальных понятий современной информатики, формированию навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации, получение практических навыков работы с компьютером и овладение современными информационными технологиями. На занятиях обучающиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Обучающиеся должны знать:
понятие макета;
общие правила набора текста;
форматы графических файлов;
цветовые системы;
основные термины работы со шрифтами;
основные понятия верстки.
Программой предусматриваются компоненты (материалы) по ознакомлению с работой местных СМИ, а также с литературным наследием района.
Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:
Теоретические занятия;
Творческий практикум (сочинения разных жанров);
Работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
Работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
Анкетирование и социологический опрос;
Экскурсии и встречи с представителями журналистики;
Участие в школьных мероприятиях и конкурсах авторских творческих работ различных жанров;
Выпуск школьной газеты;
Публикации в местной прессе, на сайте школы.
Содержание и разделы курса
Тема «Заметка».
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Тема «Эксперимент».
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и «живое» наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
Тема «Зарисовка».
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку.
Тема «Интервью».
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью.
Тема «Репортаж».
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема «Рецензия».
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.
Практическая работа:
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм, спектакль;
- подготовить отзыв о книге.
Тема «Обзор».
Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ;
- подготовить обзор публикаций газеты по итогам года.
Тема «Проблемная статья»
Что такое проблемная статья. Как найти проблему.
Практическая работа:
- провести анализ проблем, с которыми сталкиваются лицеисты.
- написать статью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Введение. Роль и место периодической печати. Специфика детских и юношеских периодических изданий | 1 | 0 | 1 |
2. | Виды газетных и журнальных публикаций | 1 | 0 | 1 |
3. | Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров | 1 | 1 | 2 |
4. | Журналистский эксперимент | 1 | 1 | 2 |
5. | Заметка | 1 | 1 | 2 |
6. | Зарисовка | 1 | 1 | 2 |
7. | Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?» | 0 | 1 | 1 |
8. | Словари, справочники, их использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 1 | 1 | 2 |
9. | Интервью | 0 | 1 | 1 |
10. | Репортаж | 0 | 1 | 1 |
11. | Рецензия, отзыв | 0 | 1 | 1 |
12. | Обзор печати | 1 | 0 | 1 |
| ВСЕГО: | 8 | 9 | 17 |
Материально-техническое обеспечение
Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон (библиотека).
Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.
Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература для учителя
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Дополнительная литература:
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ №13, 15, 16. 2004 год
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Ресурсы Интернета
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей ―Открытый урок‖ на сайте WWW:http://www.1september.ru
Литература для учащихся:
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.