СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Физика на страже Мира"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс способствует формированию у обучающихся  целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира.

Просмотр содержимого документа
«5. Тематическое планирование»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

10 класс

п/п

Тема

Дата

Пл

10А/10Б

ф

1

Вводный инструктаж по ТБ. Физика и познание мира.

1.09/6.09


2

Возникновение физики как науки в России.

8.09/13.09


3

Разработка теоретических основ аэрогидродинамики. Работы Н. Е. Жуковского в области аэродинамики. Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов.

15.09/20.09


4

Космодром Восточный. Значение для региона и России.

22.09/27.09


5

Исследования М.В. Ломоносова, Г.В. Крафта, Г.В. Рихмана. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Нанотехнологии.

29.09/04.10


6

Исследования в области физики низких температур. Работы Б.Б.Голицына, М.П. Авенариуса, .Г.Столетова, П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау. Криотехнологии.

06.10/11.10


7

Работы Г.В.Рихмана и М. В.Ломоносова по электричеству. Исследование электрических явлений В.В. Петровым, открытие электрической дуги. Изобретение П.Л.Шиллингом электрического телеграфного аппарата. Исследования Э.Х.Ленца и Б.С.Якоби.

13.10/18.10


8

Создание электрического освещения. Работы П.Н.Яблочкова и А.Н.Лодыгина, М.И. Доливо - Добровольского. План ГОЭЛРО. История Электричества в Амурской области. Тепло- и гидроэлектростанции Амурской области.

20.10/25.10


9

Изобретение радио А.С.Поповым. Изобретение телевидения (Б.Л.Розинг, В.К.Зворыкин). Цифровое телевидение.

27.10/8.11


10

Открытие фотоэффекта А.Г.Столетовым. Открытие светового давления П.Н.Лебедевым. Исследования С.И.Вавилова, В.А.Фабриканта, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова. Исследования в области физики полупроводников А.Ф.Иоффе, Ж.И.Алферова.

10.11/15.11


11

Открытия Я.Б.Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова. Создание атомного оружия и атомной энергетики.

17.11/22.11


12

История оптики и атомной физики в России

24.11/29.11


13

Выдающиеся русские инженеры и изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, отец и сын Черепановы. Строительство и архитектура: А.А.Бетанкур, Н.А.Львов, В.Г.Шухов Электротехника: Н.Н.Бенардос, Н.Г.Славянов, О.В.Лосев

01.12/6.12


14

Ракетостроение: Н.И.Кибальчич, Ф.А.Цандер, С.П.Королев. Авиация: А.Ф.Можайский, И.И.Сикорский, С.В.Илюшин, А.Н.Туполев, П.О.Сухой,

08.12/13.12


15

Военная техника: С.И.Мосин, М.И.Кошкин, М.И.Калашников

15.12/20.12


16

Конференция « История физики в России».

22.12/27.12


17

Конференция « История физики в России».

29.12./-




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

11 класс

п/п

Тема

Дата

Пл

ф

1

Вводный инструктаж по ТБ. Основные законы геометрической оптики.

17.01


2

Полное отражение.

24.01


3

Применение отражения электромагнитных волн

31.01


4

Поляризация света

07.02


5

Волновые свойства света.

14.02


6

Химическое действие света.

21.02


7

Соотношение между волновой и геометрической оптикой

28.02


8

Соответствие между классической и квантовой механикой

07.03


9

Соответствие между классической и квантовой механикой

14.03


10

История развития ядерной физики в СССР

21.03


11

Ускорители элементарных частиц

04.04


12

Большой адронный коллайдер

11.04


13

Теория струн

18.04


14

Физика за пределами Стандартной модели

25.04


15

Эффект Черенкова. Н.Г.Басов и А.М.Прохоров – пионеры создания лазера. Л.Д.Ландау – знаменитый советский теореотик. П.Л. Капица – создатель физики низких температур.

16.05


16

Значение работ Ж.И.Алфёрова, А.А.Абрикосова, В.Л. Гинзбурга для развития нового направления в физике полупроводниковых материалов и сверхпроводимости. Работы Л.С Новосёлова по исследованию свойств графена.

23.05


17

Обобщающий урок. Игра «Колесо истории».





2


Просмотр содержимого документа
«1. Титульный лист»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 8 Г.ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Рекомендовано Согласовано Утвердить

к утверждению Зам. директора по УВР Директор МОБУ Лицей № 8

Зав. МК г. Тынды Амурской области

естественнонаучного

цикла ___________________ __________________

________________ М. Л.Кацуба Н.В. Гибалкина

М.А.Селина «30» августа 2017г. Приказ № 127/03

Протокол № __1___ от «31» августа 2017г.

от «_29августа 2017г.










Рабочая программа


элективного курса «Физика на страже Мира» (наименование предмета)

в 10 классе

учителя Бортиковой Галины Ивановны














2017 г.


Просмотр содержимого документа
«2. Пояснительная записка»

Пояснительная записка (нормативные акты, общие цели образования)

Рабочая программа разработана на основе:

- положения о структуре рабочих программ, приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062;

- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МОБУ Лицей № 8 г. Тынды Амурской области, протокол № 9 педагогического совета от 21.05.2018 г.;

- учебно-методического комплекса:

- требований федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Общая характеристика учебного курса


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, развития научного способа мышления.

Цель программы:


  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать значимость физического знания для каждого человека;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни;

  • овладение системой научных знаний об основных физических законах и способах их использования в практической жизни.


Эта цель достигается благодаря решению задач, которые можно назвать ценностными ориентирами содержания предмета:

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Просмотр содержимого документа
«3. Планируемые результаты изучения предмет»

Планируемые результаты изучения элективного курса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает продолжение формирования у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе полного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • использование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • применение адекватных способов решения теоретических и экспериментальных задач;

  • оттачивание опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Деятельность учителя в обучении физике в полной школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • в ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;

  • в познавательной сфере – мотивация образовательной деятельности, умение управлять своей познавательной деятельностью, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

В области предметных результатов учитель предоставляет ученику возможность на ступени полного общего образования научиться:

        • в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

        • в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

        • в трудовой сфере: проводить физический эксперимент;

        • в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.


Метапредметными результатами освоения выпускниками полной школы программы по физике являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

  • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

  • умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.



Просмотр содержимого документа
«4. Содержание учебного предмета (курса)»

Содержание элективного курса. Описание учебного предмета в учебном плане.

Учитывая особый статус учебного заведения в лицее № 8 г. Тынды большое внимание уделяется предметам естественнонаучного научного цикла, в том числе и физике.

Программа курса «Физика на страже Мира» предназначена для учащихся 10 -11 классов, рассчитана на 34 часа.

Изучение элективного курса физики способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. Учащиеся должны получить представление о движущих силах развития самой науки, о причинах появления тех или иных научных работ, о причинах изменения мировоззрений и методов познания. Преодоление противоречий является главной движущей силой развития любой науки. Очень важно, чтобы учащиеся имели возможность проследить, как “рушатся старые представления и понятия, ломается сам метод мышления учёных, коренным образом изменяется их взгляд на мир, понять сущность научной революции, как скачка в мышлении. Создать у учащихся правильное представление о процессе познания окружающего мира и законах развития науки можно используя исторический подход при изложении материала. Данный курс предусматривает не только знакомство учащихся с историей развития физики как науки, но и со взглядами, жизнью и творчеством выдающихся физиков - личностей ярких и одержимых, различных по характеру и судьбе, но всегда преданных своему делу. На занятиях приводятся легенды, парадоксальные случаи и острые ситуации, много места уделяется оценке открытий одних ученых другими. Большое внимание уделяется развитию физики в России.



Содержание элективного курса.


Курс состоит из семи частей. В 1 - 6 частях рассматриваются вопросы становления и развития научных знаний в разных областях физики (строение вещества, электричество, магнетизм, теплота, оптика и т.д.), учащиеся знакомятся с судьбой, научными взглядами, открытиями и изобретениями выдающихся учёных-физиков и естествоиспытателей. Административная проверка усвоения материала данного курса не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены



Учебно-тематический план

10 класс

Тема

Количество часов

17

I

Физика и познание мира. Возникновение физики как науки в России.

2

II

Исследования ученых в области аэро-гидродинамики.

2

III

Исследования ученых в области термодинамики и молекулярной физики.

2

IV

Исследования ученых в области электродинамики.

3

V

Исследования ученых в области оптики, атома и атомного ядра.

3

VI

Исследования российских ученых в области техники.

3

VII

Итоговая конференция.

2


Итого:

17





Учебно-тематический план

11 класс

Тема

Количество часов

17

VIII

Исследования учёных в области волновой и геометрической оптики.

7

IX

Исследования ученых в области квантовой механики

2

X

Исследования ученых в области атомной физики

5

XI

Нобелевские лауреаты по физике из России и СССР

2

XII

Обобщающий урок

1


Итого:

17





  1. Физика и познание мира (2 ч).

Физика и познание мира. Научные методы познания природы. Как физика изменила мир. Организация Петербургской академии наук. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. Исследования М.В. Ломоносова по молекулярной физике, оптике, электричеству. Первые учебники физики. Ученые-современники Ломоносова.

  1. Исследования российских ученых в области аэрогидродинамики (2 ч).

Разработка теоретических основ аэрогидродинамики. Исследования Д. Бернулли и Л. Эйлера в Петербургском университете. Работы Н. Е. Жуковского. Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов. Космодром Восточный. Значение космодрома для региона и страны.

Видеофильмы:

  • История российской авиации.

  • Покорение космоса.

  • С.П. Королев.

  1. Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики (2 ч).

Исследования М.В. Ломоносова, Г.В. Крафта, Г.В. Рихмана. Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым. Исследования в области физики низких температур. Работы Б.Б.Голицына, М.П. Авенариуса, А.Г.Столетова, П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау.

Видеофильмы:

  • М.В.Ломоносов.

  1. Исследования российских ученых в области электродинамики (3 ч).

Работы Г.В.Рихмана и М. В.Ломоносова по электричеству. Исследование электрических явлений В.В. Петровым, открытие электрической дуги. Изобретение П.Л.Шиллингом электрического телеграфного аппарата. Исследования Э.Х.Ленца и Б.С.Якоби. Создание электрического освещения. Работы П.Н.Яблочкова и А.Н.Лодыгина, М.И. Доливо - Добровольского. Изобретение радио А.С.Поповым. Изобретение телевидения (Б.Л.Розинг, В.К.Зворыкин).

Видеофильмы:

  • Зворыкин - изобретатель телевидения.

  • А.С.Попов.

  1. Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра(2 ч).

Открытие фотоэффекта А.Г.Столетовым. Открытие светового давления П.Н.Лебедевым. Исследования С.И.Вавилова, В.А.Фабриканта, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова. Исследования в области физики полупроводников А.Ф.Иоффе, Ж.И.Алферова. Открытия Я.Б.Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова. Создание атомного оружия и атомной энергетики.

  1. Исследования российских ученых в области техники (3 ч).

Выдающиеся русские инженеры и изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, отец и сын Черепановы, Н.Н.Бенардос, А.Ф.Можайский, Н.И.Кибальчич, С.И.Мосин, В.Г.Шухов, Н.Г.Славянов, Ф.А.Цандер, А.Н.Туполев, И.И.Сикорский, С.В.Илюшин, П.О.Сухой, М.И.Кошкин, С.П.Королев.

  1. Итоговая конференция (2 ч).

  2. Исследования учёных в области волновой и геометрической оптики (7 ч).

Основные законы геометрической оптики. Этапы становления геометрической оптики. Вклад ученых Античности в развитие геометрической и волновой оптики. Закон Снеллиуса. Полное отражение света. Использование эффекта полного внутреннего отражения в различных областях науки и техники таких, как когерентная оптика (призмы, сенсоры, световоды), нелинейная оптика (солитоны, переключатели), акустика (звуковые каналы), гидродинамика (подводные каналы), физика плазмы (ионосферная связь) и т.д. Отражение электромагнитных волн. Применение отражения электромагнитных волн в радиосвязи, радиолокации. Развитие системы радиолокации в России (Работы А.С. Попова, Н.Кабанова, В.А. Котельникова). Открытие новой эры радиолокации на основе радиофотонных технологий. Поляризация света. Применение поляризации света в астрофизике, спектроскопии, светотехнике, кинематографии, медицине, дефектоскопии, для исследования особенностей строения вещества и определения, концентрации оптически активных веществ в растворах. Волновые свойства света. Применение волновых свойств света в технике (голография и её применение, голографическая печать) и природе. Химическое действие света. Применение химического действия света (фотография, фотосинтез). Исследования М.В. Ломоносова и К.А. Тимирязева в области фотосинтеза. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Важные черты волновой оптики Гюйгенса и корпускулярной Ньютона. Границы применимости волновой и геометрической оптики.

  1. Исследования ученых в области квантовой механики (2 ч).

Соответствие между классической и квантовой механикой. Тепловое излучение света. Законы Вины и Стефана-Больцмана. Абсолютно черное тело. Закон Кирхгофа. Ультрафиолетовая катастрофа. Шрёдингеровское описание. (Применение уравнения Шрёдингера для описания строения атома водорода). Принцип неопределённости Гейзенберга. Неопределённость энергии и времени. Золотое правило Ферми.

  1. Исследования ученых в области атомной физики (5 ч.)

История развития ядерной физики в СССР. История развития советского атомного проекта. Разработка и реализация атомных проектов СССР. Значение Курчатова для создания ядерного щита России.

Ускорители элементарных частиц. История создания ускорителей элементарных частиц их принцип работы. Значение ускорителей для развития науки.

Большой адронный коллайдер. Технические характеристики. Главная задача Большого адронного коллайдера. Поиск новой физики.

Теория струн. Классификация струнных теорий. Проблема «Зернистости пространства». Струнная космология. Изучение свойств чёрных дыр.

Физика за пределами Стандартной модели. Проблемы стандартной модели. Теории Великого объединения. Квантовая гравитация.

  1. Нобелевские лауреаты по физике из России и СССР (2 ч.)

Эффект Черенкова (П.А. Черенков, И. Е. Тамм, И.М. Франк). Н.Г.Басов и А.М.Прохоров – пионеры создания лазера. Л.Д.Ландау – знаменитый советский теореотик. П.Л. Капица – создатель физики низких температур. Значение работ Ж.И.Алфёрова, А.А.Абрикосова, В.Л. Гинзбурга для развития нового направления в физике полупроводниковых материалов и сверхпроводимости. Работы Л.С Новосёлова по исследованию свойств графена.

  1. Обобщающий урок. Игра «Колесо истории».



Литература для учителя

  1. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины ХХ вв. - М.: Наука, 1979. - 317 с.

  2. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. - М.: Наука, 1974. - 352 с.

  3. Спасский Б.И. Физика и ее развитие. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

  4. Спасский Б.И. История физики. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.

  5. Спасский Б.И. История физики. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1977. - 312 с.

  6. Кудрявцев П.С. История физики. Т.1. - М.: Госучпедгиз, 1956. - 563 с.

  7. Кудрявцев П.С. История физики. Т.2. - М.: Госучпедгиз, 1956. - 487 с.

  8. Кудрявцев П.С. История физики. Т.3. - М.: Просвещение, 1971. - 423 с.

  9. Льоцци М. История физики. - М.: Мир, 1970. - 221 с.

  10. Хрестоматия по физике /Под ред. Прф. Б.И.Спасского:Учебное пособие для учащихся. М.:Просвещение,1987.

  11. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до наших дней) - М.: "Наука", 1976. - 292 с.

  12. Ахманов С.А., Никитин С.Ю. Физическая оптика. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 695 с.

  13. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.- 544 с.

  14. Развитие физики в России: Очерки. Т.1. - М.: Просвещение, 1970. - 415 с.

  15. Развитие физики в России: Очерки. Т.2. - М.: Просвещение, 1970. - 447 с.

  16. Лазарев П.П. Исторический очерк развития точных наук в России в продолжение 200 лет. Успехи физических наук. - 1999. Т. 169 - № 12. - С. 1352-1361.

  17. Хвольсон О.Д. Физика наших дней. 2-е изд. М.-Л.: Госиздат, 1929. - 381 с.

  18. Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными (тридцать лет спустя, причем уже на пороге XXI века)? // Успехи физических наук. - 1999. - Т.169. - № 4. - С. 419-441.

  19. Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1983. - 560 с.

  20. Линдер Г. Картины современной физики. - М.: Мир, 1977.- 272 с.

  21. Борн М. Размышления и воспоминания физика. Сб. статей. - М.: Наука, 1977. - 280 с.

  22. Дирак П. Воспоминания о необычной эпохе. - М.: Наука, 1990. - 208 с.

  23. Бройль Л. Революция в физике. - М.: Атомиздат, 1965. - 231 с.

  24. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Наука, 1989.

  25. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Успехи физич. наук. 1997. - 400 с.

  26. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. - М.: Наука, 1987. - 338 с.

  27. Шредингер Э. Что такое жизнь (с точки зрения физики).- М.: Атомиздат, 1973

  28. Дунская И.М. Возникновение квантовой электроники. - М.: Наука, 1974. - 160 с.

  29. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1977. - 832 с.

  30. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Концепции современного естествознания. Красноярск, 1996. - 126 с.

  31. Чолаков В. Нобелевские премии по физике. Ученые и открытия: Пер. с болг. - М.: Мир, 1986.- 368 с.

  32. Нобелевские премии по физике: Справочное пособие / Сост. В.Б. Шкуряева, Т.А. Ким - Красноярск, 1998.- 274 с.

  33. Нобелевские премии по химии физикам: Справочное пособие / Сост. В.Б. Шкуряева, Т.А. Ким - Красноярск, 1998. - 92 с.

  34. Чистяков Н.С. Смолин Р.П. Леонид Васильевич Киренский (1909-1969). - М.: Наука, 1981. - 169 с.

  35. Машуков Ю. В реке времени. День и ночь. 1999. - № 4. С. 172-201.




Примерные темы рефератов по курсу "Физика на страже Мира"


    1. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711—1765)

    2. Иван Иванович ПОЛЗУНОВ (1729—1766)

    3. Иван Петрович КУЛИБИН (1735—1818)

    4. Отец и сын ЧЕРЕПАНОВЫ (1774—1842, 1803—1849)

    5. Павел Львович ШИЛЛИНГ (1786—1837)

    6. Борис Семёнович ЯКОБИ (1801—1874)

    7. Александр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ (1825—1890)

    8. Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ (1834—1907)

    9. Александр Григорьевич СТОЛЕТОВ (1839—1896)

    10. Николай Николаевич БЕРНАДОС (1842—1905)

    11. Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847—1921)

    12. Александр Николаевич ЛОДЫГИН (1847—1923)

    13. Павел Николаевич ЯБЛОЧКОВ (1847—1894)

    14. Николай Иванович КИБАЛЬЧИЧ (1853—1881)

    15. Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857—1935)

    16. Александр Степанович ПОПОВ (1859—1906)

    17. Михаил Осипович ДОЛИВО–ДОБРОВОЛЬСКИЙ (1862—1919)

    18. Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (1863—1945)

    19. Борис Львович РОЗИНГ (1869—1933)

    20. Фридрих Артурович ЦАНДЕР (1887—1933)

    21. Андрей Николаевич ТУПОЛЕВ (1888—1972)

    22. Владимир Кузьмич ЗВОРЫКИН (1889—1982)

    23. Игорь Иванович СИКОРСКИЙ (1889—1972)

    24. Аксель Иванович БЕРГ (1893—1979)

    25. Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (1894—1977)

    26. Павел Осипович СУХОЙ (1895—1975)

    27. Михаил Ильич КОШКИН (1898—1940)

    28. Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903—1960)

    29. Георгий Антонович ГАМОВ (1904—1968)

    30. Сергей Павлович КОРОЛЁВ (1907—1966)

    31. Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ (1911—1978)

    32. Александр Михайлович ПРОХОРОВ (1916—2002)

    33. Михаил Тимофеевич КАЛАШНИКОВ (1919)

    34. Андрей Дмитриевич САХАРОВ (1921—1989)

    35. Николай Геннадиевич БАСОВ (1922—2001)

    36. Жорес Иванович АЛФЁРОВ (1930)

    37. История изобретения радио.

    38. « Русский свет» - история изобретения электрической лампы.

    39. История развития воздухоплавания.

    40. История изобретения телевидения.

    41. История ракетостроения и освоения космоса.

    42. История изобретения электросварки.

    43. Первый российский университет.

    44. История создания танка «Т-34».

    45. История создания подводной лодки.

    46. История создания атомной энергетики


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!