ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ИМЕНИ НИКОЛАЯ МИЛЮТИНА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУ ЛНР «УВК «ПМГ-ДОУ
«Аленький цветочек»
им. Н.Милютина»
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Генетика с основами селекции»
11 класс
Составитель
рабочей программы
Ерошенко Любовь Ивановна,
учитель биологии,
специалист высшей категории
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Генетика с основами селекции» для 11 класса составлена на основе Временного основного закона (Конституции) Луганской Народной Республики (с изменениями), Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 №128-II «Об образовании» (с изменениями), государственного образовательного стандарта среднего общего образования ЛНР, утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР от 25.05.2018г. №495-ОД, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 №200/1844, а также согласноПримерного учебного плана для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики с русским языком обучения с изучением украинского языка, согласно приказа Министерства образования и науки ЛНР «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики № 526-од от 31.05. 2019.
Программа составлена на основе программы курса для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для X – XI классов (профильный уровень) составитель Коваленко С.И., рассмотренной Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «НМЦРО» (протокол № 4 от 04.09.2017),утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №687 от 09.10.2017).
Общая характеристика курса
Современное биологическое образование должно способствовать формированию личности, пониманию жизни как высшей ценности, помогать сознательно оценивать и разрешать проблемы, стоящие сейчас перед конкретным человеком, его окружением и человечеством вообще.
Науки о природе лежат в основе познания окружающей среды. Вся история материальной культуры связана с применением законов живой природы. Человек как живой организм является частью природы, его существование и выживание невозможно без сохранения окружающей среды.
Знание живой природы невозможно без глубокого изучения его наследственности, путях реализации наследственной информации. Для классов с углубленным изучением биологии эти знания особенно необходимы. Высокий уровень требований программы элективного курса по генетике с основами селекции предусматриваете не только углубление общебиологических знаний, но и подготовку учащихся к обучению в высших учебных заведениях медицинского и биологического профилей.
Глубокие знания по генетике и селекции способствуют формированию у учащихся материалистического мировоззрения, становлению высокой устойчивости учащихся к пропаганде псевдонаучных взглядов.
Программа предполагает изучение теоретического материала по генетике и селекции, а также решение задач по разным разделам современной генетики. Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю.
Программа предусматривает выполнение практических работ, выполнение которых будет способствовать развитию и закреплению навыков решения задачи и подтверждению теоретических знаний на практике.
Цели курса:
освоение основных законов генетики, их применения в практике человеческой деятельности;
изучение истории развития генетике с основами селекции, их современного состояния, методов исследования;
формирование научного мировоззрения;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученныерезультаты;
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований.
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований
развитие познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей
воспитание бережного отношения к природе, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований.
Планируемые результаты
Планируемые личностные результаты
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическомуздоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всейжизни;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатстваммира;
Планируемые метапредметные результаты
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цельдостигнута;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненныхситуациях;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальныезатраты;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью.
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
выстраивать индивидуальную образовательнуютраекторию.осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
развернуто, логично и точно излагать свою точкузрения;
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельностилюдей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развитиябиологии;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученныхрезультатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организациижизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточногометаболизма;
сравнивать фазы деленияклетки;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидовклетки;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненногоцикла;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов
Выпускник получит возможностьнаучиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии, выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов на изучение раздела, темы |
1 | Генетика | 24 |
2 | Селекция | 9 |
3 | Обобщающее повторение | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Темаурока | Дата проведения | Примечание |
По плану | фактически |
1 | 1 | Молекулярные основы наследственности. Генетическая роль ДНК. Репликация ДНК. Репарация. ДНК. | | | |
2 | 2 | Факторы, влияющие на кроссинговер. | | | |
3 | 3 | Жизненные циклы у растений. | | | |
4 | 4 | Жизненные циклы у животных. | | | |
5 | 5 | Жизненные циклы у бактерий. Рекомбинация у бактерий и бактериофагов. Конъюгация. Трансформация. Трансдукция. | | | |
6 | 6 | Нехромосомное наслеждование. | | | |
7 | 7 | Клонирование генов. Векторы. Секвенирование. | | | |
8 | 8 | Изменчивость генетического материала. Мутационный процесс. | | | |
9 | 9 | Классификация мутаций. Механизмы генных мутаций | | | |
10 | 10 | Хромосомные перестройки: внутри хромосомные и межхромосомные. | | | |
11 | 11 | Полиплоидия и анеуплоидия. | | | |
12 | 12 | Реализация генетической информации. Генетический код. | | | |
13 | 13 | Регуляция работы генов. | | | |
14 | 14 | Модификации. Типы модификационных изменений. | | | |
15 | 15 | Норма реакции. Значение модификаций. Лабораторная работа Изучение модификаций в животном и растительном мире. | | | |
16 | 16 | Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга | | | |
17 | 17 | Практическая работа: Решение задач на генетику популяций. | | | |
18 | 18 | Типы отбора. | | | |
19 | 19 | Мутационный процесс. | | | |
20 | 20 | Поток генов. Дрейф генов. | | | |
21 | 21 | Инбридинг.. | | | |
22 | 22 | Изоляция. | | | |
23 | 23 | Роль генетических изменений в эволюции. | | | |
24 | 24 | Семинарское занятие по теме «Генетика и эволюция» | | | |
СЕЛЕКЦИЯ. |
25 | 1 | История селекции. | | | |
26 | 2 | Генетические основы селекции. | | | |
27 | 3 | Типы отбора | | | |
28 | 4 | Типы скрещивания в селекции. | | | |
29 | 5 | Гетерозис. | | | |
30 | 6 | Полиплоидия и отдаленная гибридизация. | | | |
31 | 7 | Использование мутационного процесса в селекции. | | | |
32 | 8 | Породы животных и сорта растений районированных в ЛНР | | | |
33 | 9 | Проблемы использования трансгенных организмов. | | | |
34 | 10 | Обобщающее повторение по генетике | | | |