СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Информатика в играх и задачах" 2-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Информатика в играх и задачах" 2-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Информатика в играх и задачах" 2-4 класс»

МКОУ Новомошковская СОШ








Рабочая программа элективного курса

«Информатика в играх и задачах»

в 2-4 классах











Составитель: Ковренникова Е. А.




Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике разработана с целью обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными способностями его развития и состояния здоровья.

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах»

Рабочая программа по «Информатике в играх и задачах» для обучающихся 2-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-Закон «Об образовании»;

-Примерные программы по учебным предметам: информатика 2-4 классы. под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011

- Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

- Авторская программа «Информатика 2-4 классы» Горячев А. В.


Цели и задачи обучения.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индиФормауальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Общая характеристика программы.

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о за­кономерностях протекания информационных процессов в си­стемах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассма­триваются как основа создания и использования информаци­онных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивили­зации.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использовании информации для достижения стоящих перед ними целей.

 Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатики в начальной школе в рамках всех разделов курса.

Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учётом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и, что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в Формае схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.

Одной из основных черт нашего времени является всевозра­стающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающе­го профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования обучающиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.


Описание места элективного курса «Информатика в играх и задачах» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Новомошковская СОШ предмет «Информатика в играх и задачах» изучается со 2-го по 4-й класс. Реализуется за счет часов, предусмотренных частью, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана начального общего образования. На каждую учебную неделю со 2 -го по 4-й класс выделяется по одному уроку т.е. 2-4 классы – 102 часа в год.


Планируемые результаты обучения элективного курса «Информатика в играх и задачах»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.


Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других форм деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.


II. Содержание учебного предмета «Информатика в играх и задачах»

2-й класс (34 часа)

Тема 1: Отличительные признаки предметов. 9 часов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам.

Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Составные части предметов.

Тема 2: План действий и его описание 7 часов

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах

Тема 3: Приёмы построения и описания моделей 10 часов

Множество. Элементы множеств. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество Отображение множеств

Кодирование Вложенность (включение) множеств Пересечение множеств. Объединение множеств

Тема 4: Логические модели 7 часов

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества.

Обобщающий урок за курс 2 класса 1 час


3-й класс (34 часа)

Тема 1: Алгоритмы 8 часов

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Тема 2: Группы (классы) объектов 8 часов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Тема 3: Логические рассуждения 10 часов

Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Тема 4: Применение моделей (схем) для решения задач 7 часов

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Обобщающий урок за курс 3 класса 1 час



4-й класс (34 часа)

Тема 1: Алгоритмы 9 часов

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).

Тема 2: Группы (классы) объектов 7 часов

Составные объекты. Отношение "состоит из". Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

Тема 3: Логические рассуждения 10 часов

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода "если - то". Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.

Тема 4: Модели в информатике 7 часов

Приемы фантазирования (прием "наоборот", "необычные значения признаков", "необычный состав объекта"). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)

Повторение изученного в 4 классе 1час












Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для ученика

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        1. Учебник «Информатика в играх и задачах. 2 класс» Горячев А. В., Баласс, 2014

        2. Учебник «Информатика в играх и задачах. 3 класс» Горячев А. В., Баласс, 2014

        3. Учебник «Информатика в играх и задачах. 4 класс» Горячев А. В., Баласс, 2014

        4. Электронное приложение к учебнику «Информатика в играх и задачах. 2 класс » Горячев А. В., Баласс, 2012

        5. Электронное приложение к учебнику «Информатика в играх и задачах. 3 класс » Горячев А. В., Баласс, 2012

        6. Электронное приложение к учебнику «Информатика в играх и задачах. 4 класс » Горячев А. В., Баласс, 2012

        7. Компьютер

        8. Интерактивная доска

        9. Проектор


Для учителя

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.

  2. Авторская программа «Информатика 2-4 классы» Горячев А. В.

  3. Методическое пособие 2 класс Горячев А. В., Баласс, 2014

  4. Методическое пособие 3 класс Горячев А. В., Баласс, 2014

  5. Методическое пособие 4 класс Горячев А. В., Баласс, 2014

  6. Учебник «Информатика в играх и задачах. 2 класс» Горячев А. В., Баласс, 2012

  7. Учебник «Информатика в играх и задачах. 3 класс» Горячев А. В., Баласс, 2012

  8. Учебник «Информатика в играх и задачах. 4 класс» Горячев А. В., Баласс, 2012

  9. Электронное приложение к учебнику «Информатика в играх и задачах. 2 класс » Горячев А. В., Баласс, 2012

  10. Электронное приложение к учебнику «Информатика в играх и задачах. 3 класс » Горячев А. В., Баласс, 2012

  11. Электронное приложение к учебнику «Информатика в играх и задачах. 4 класс » Горячев А. В., Баласс, 2012

  12. Компьютер

  13. Интерактивная доска

  14. Проектор





Календарно-тематическое планирование «Информатика в играх и задачах» 2 класс


Тема урока

Планируемый предметный результат

УУД

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

Л - личностные

Календарные сроки

По плану

По факту

Признаки предметов

Повторить признаки предметов (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т. п.) Научить группировать предметы по какому-нибудь признаку

Овладение основными методами познания окружающего мира.



Описание предметов

Научить описывать и определять предметы через их признаки; сравнивать предметы.

Умение работать в информационной среде.



Состав предметов

Познакомить с понятием «составные части предметов»; научить описывать и определять предметы через их составные части.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Действия предметов

Научить определять и называть действия предметов; научить группировать предметы по их действиям; научить описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия.

Умение работать в информационной среде.



Симметрия

Закреплять понятия «вверх, вниз, вправо, влево»; научить ориентироваться на листе бумаги; ввести понятия «симметричность фигур и ось симметрии». Научить находить ось симметрии фигур.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Координатная сетка

Сформировать представление о координатной сетке, научить находить предмет на координатной сетке.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Координатная сетка

Сформировать представление о координатной сетке, научить находить предмет на координатной сетке.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Контрольная работа № 1 по теме «Отличительные признаки предметов»

Проверка качества освоения программного материала и достижения планируемого результата обучения.

Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.



Разбор контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, закрепление изученного материала по теме.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Действия предметов

Изучить действия предметов, научить определять результат действия; определять действие, которое привело к данному результату.

Владение основными методами познания окружающего мира.



Обратные действия

Познакомить с понятием» обратное действие», научить определять действие, обратное данному.

Способность к самоорганизованности,



Последовательность событий

Провести подготовку к введению понятия «алгоритм»; научить определять последовательность событий.

Умение работать в информационной среде.



Алгоритм

Ввести понятие «алгоритм»; научить составлению и выполнению алгоритма, поиску ошибок и исправлению алгоритма.

Владение основными методами познания окружающего мира.(наблюдение, сравнение, анализ, и т.д)



Ветвление

Познакомить с понятием»ветвление алгоритме», научить составлять алгоритмы с условием (ветвлением)

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Контрольная работа № 2 по теме «План действий и его описание»

Проверка качества освоения программного материала и достижения планируемого результата обучения.

Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха



Разбор контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, закрепление изученного материала по теме

Способность к самоорганизованности,



Множество. Элементы множества.

Повторить понятия «множество, элемент множества»; научить определять принадлежность элемента множеству.

Адекватное оценивание результатов своей деятельности.



Способы задания множества.

Закрепить понятия «множество, элемент множества»; повторить различные способы задания множеств.

Умение работать в информационной среде.



Сравнение множеств.

Научить сравнивать множества по числу элементов; закрепить понятие «равенство множеств»; понятие «пустого множества»,

Способность к самоорганизованности



Отображение множеств.

Повторить понятие «отображение множеств»; научить ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества.

Владение основными методами познания окружающего мира



Кодирование.

Повторить понятие «кодирование и декодирование»; научить ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и действия.

Владение основными методами познания окружающего мира



Вложенность множеств.

Дать представления о вложенности множеств; научить определять количество элементов во вложенных множествах.

Способность к самоорганизованности



Пересечение множеств.

Дать представление о пересекающихся множествах; научить определять элементы, принадлежащие у пересечению множеств.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Объединение множеств.

Дать представление об объединении множеств; научить определять элементы, принадлежащие и не принадлежащие объединению множеств.

Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха



Контрольная работа № 3 по теме «Приёмы построения и описания моделей»

Проверка качества освоения программного материала и достижения планируемого результата обучения.

Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха



Разбор контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, закрепление изученного материала по теме

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения



Высказывание. Понятие «истина» и «ложь».

Закрепить понятия «истина, ложь»; научить определять истинность простых высказываний.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения



Отрицание.

Закрепить понятие «отрицание»; научить отрицанию с помощью частицы «не»

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения



Высказывание со связками «И», «ИЛИ».

Установить соответствие между действиями над множествами и логическими связками «и, или»

Владение основными методами познания окружающего мира



Графы. Деревья.

Познакомить с понятием «граф»; показать применение графов при решении задач.

Владение основными методами познания окружающего мира



Комбинаторика.


Познакомить с понятием «комбинаторика»; учить решать комбинаторные задачи.

Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.



Контрольная работа № 4 по теме «Логические модели»

Проверка качества освоения программного материала и достижения планируемого результата обучения.

Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха



Разбор контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, закрепление изученного материала по теме

Понимание причины успешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха



Обобщающий урок за курс 2 класса

Научится применять знания и умения полученные во 2 классе для решения задач
















Календарно-тематическое планирование «Информатика в играх и задачах» 3 класс

Тема урока

Планируемый предметный результат

УУД

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

Л - личностные

Календарные сроки

По плану

По факту

Введение. Алгоритм

Алгоритм. Формы записи алгоритмов;

Л: формирование понятия алгоритма как плана действий, приводящих к заданной цели.

Р: оценивание работы в соответствии с критериями; оценивание работы товарища;

П: анализ условия учебной задачи;



Схема алгоритма

Составлять и выполнять простые алгоритмы; находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Л: формирование понятия алгоритма как плана действий, приводящих к заданной цели.

Р: участие в коллективном обсуждении;

П: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;



Ветвление

в алгоритме

Понимать запись алго­ритмов и запись с помо­щью блок-схем; составлять и

выполнять алгоритмы с ветвлениями.

Л: формирование понятия алгоритма как плана действий, приводящих к заданной цели.

Р: участие в коллективном обсуждении;

П: поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.



Цикл в алгоритме

Составлять и

выполнять алгоритмы с циклами.

Л: формирование понятия алгоритма как плана действий, приводящих к заданной цели.

Р: участие в коллективном обсуждении;

П: поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.



Алгоритмы

с ветвлениями и циклами

Составлять и

выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами.




Закрепление по теме «Алгоритмы».

Составлять схему нелинейного алгоритма (с ветвлениями и циклами), записывать условия ветвлений и повторов.




Подготовка

к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

Составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.




Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы»

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.




Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.




Объекты. Состав и действия объектов

Описывать состав и возможные действия объекта в табличном формате.

Л: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

Р: участие в коллективном обсуждении; оценивание работы в соответствии с критериями; оценивание работы товарища;

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;




Группа объектов. Общее название

Описывать состав и возможные действия объекта; давать разные общие имена одному объекту.




Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы

Описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы.



Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»

Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном Формае.



Контрольная работа №2 по теме «Объекты»

Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном Формае.



Анализ контрольной работы (работа над ошибками)

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.



Повторение по теме «Объекты»

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Л:

- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;


Р:

- участие в коллективном обсуждении;

- оценивание работы в соответствии с критериями;

- оценивание работы товарища;


П:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- анализ условия учебной задачи.




Множество. Число элементов множества. Подмножество

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам).



Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств

Определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение – не имеют пересечения).



Пересечение

и объединение множеств

Определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств.



Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не»

Определять истинность высказывания со словом «НЕ»; выражать истинность высказываний словами «ДА» и «НЕТ».



Истинность высказываний со словами «и», «или»

Определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «И», «ИЛИ».



Граф. Вершины и ребра графа

Составлять графы по словесному описанию.




Граф с направленными ребрами

Строить графы по словесному описанию.



Подготовка

к контрольной работе по теме «Множество»

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству.



Контрольная работа №3 по теме «Множество»

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение

по теме Множество»

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.



Аналогия

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Л:

- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения


Р:

- участие в коллективном обсуждении;

- оценивание работы в соответствии с критериями;

- оценивание работы товарища;


П:

- анализ условия учебной задачи;

- формулирование и применение выигрышной стратегии.



Закономерность

Находить, исправлять закономерность.



Аналогичная закономерность

Располагать предметы в цепочке, таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.



Аналогичная закономерность

Находить закономерность в ходе игры; применять выигрышную стратегию («секрет выигрыша»).



Подготовка

к контрольной работе по теме «Аналогия»

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.



Контрольная работа №4 по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.



Анализ контрольной работы. Повторение. Выигрышная стратегия

Выполнять задания творческого и поискового характера, при­менять знания и способы действий в нестандартных

ситуациях.



Обобщающий урок за курс 3 класса

Научится применять знания и умения полученные во 3 классе для решения задач








Календарно-тематическое планирование «Информатика в играх и задачах» 4 класс

Тема урока

Планируемый предметный результат

УУД

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

Л - личностные

Календарные сроки

По плану

По факту

Ветвление в построчной записи алгоритма.


Научится записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова если-то, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями

П: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

04.09


Ветвление «если-то-иначе».


Научится записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова если-то-иначе, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями

П:

Самостоятельный поиск информации для решения задач

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

К: находить решение в конфликтной ситуации

11.09


Цикл в построчной записи алгоритма.


Научится определять повторяющиеся действия и находить их закономерность; составлять и выполнять алгоритмы с циклами.

П:

Поиск и выделение необходимой информации

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: доказывать правильность своего выбора и принятого решения

18.09


Алгоритм с параметрами

Научится определять параметры; выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

П:

выделять и записывать главное

Р: вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации

К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

25.09


Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма


Научится записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами

П: развернуто обосновывать суждения

Р: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

К: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

02.10


Циклы: повторение указанное число раз.


Научится выделять число повторений команд алгоритма, составлять и выполнять алгоритмы с повторениями

П: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

09.10


Циклы: до выполнения заданного условия.


Научится выделять условие повторения циклов, составлять и выполнять алгоритмы с повторениями

П: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

16.10


Циклы: для перечисленных параметров.


Научится использовать параметры в цикле, составлять и выполнять алгоритмы с повторениями

П:

Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

23.10


Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы»

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

П:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Р: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

К: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

30.10


Составные объекты


Научится описывать в табличной форме общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы

П: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Р: вносить коррективы в свою деятельность

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

13.11


Схема состава объекта. Адрес составной части.


Научится определять составные части предметов, составлять схему состава, записывать адрес составной части

П:

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Р: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

К: строить совместную учебную деятельность с одноклассниками

20.11


Адреса компонент составных объектов


Научится определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит

П: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

27.11


Признаки и действия объекта и его составных частей.


Научится выделять отличительные признаки и действия всего объекта и его отдельных частей, Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

П:

Перерабатывать информацию для получение необходимого результата

Р: составлять последовательность учебных действий

К: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

04.12


Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент.


Научится заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

П: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

11.12


Относительные адреса в составных объектах.


Научится определять и записывать относительный адрес в составных объектах

П:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

К: договариваться и приходить к общему мнению

18.12


Контрольная работа №2 по теме «Группы (классы) объектов»


Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

П: оценка процесса и результатов деятельности

Р: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

К: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

25.12


Множество. Подмножество. Пересечение множеств


Научится изображать множества, подмножества, определять элементы, принадлежащие пересечению множеств

П: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

Р: планировать пути достижения целей

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

15.01


Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».


Научится составлять высказывание со словами «не», «и», «или»; находить место объектам, связывающим два множества словами «не», «и», «или»

П: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

22.01


Описание отношений между объектами с помощью графов.


Научится строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами

П: воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника

Р: вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации

К: умение работать в группе, вести диалог

29.01


Пути в графах.


Научится строить и описывать пути в графах

П: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

05.02


Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов.


Научится выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»; строить новые подграфы по высказываниям

П: участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: формулировать свою точку зрения и отстаивать её

12.02


Правило вывода «если-то».


Научится записывать правила «если-то», составлять схему правила и делать вывод по схеме

П:

Определение причин и следствий событий

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К:

выслушивание собеседника и ведение диалога

19.02


Схема рассуждений.


Научится составлять схему рассуждений из правил «если-то» и делать выводы по схеме рассуждений

П:

Делать логический вывод на основе обобщения знаний

Р: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

К: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

26.02


Цепочки правил вывода.


Научится составлять цепочки правил вывода и проводить рассуждений по цепочкам

П: развернуто обосновывать суждения

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: договариваться и приходить к общему мнению

05.03


Простейшие «и — или» графы.

(комбинированный урок)

Научится строить графы, удовлетворяющие «и-или» связкам

П:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: находить и ставить учебную проблему

К: договариваться и приходить к общему мнению

12.03


Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения»


Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

П:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Р: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

К: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

19.03


Составные части объектов. Объекты с необычным составом.


Научится описывать состав и возможности объектов, придумывать и описывать предметы с необычным составом

П: развернуто обосновывать суждения

Р: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

К: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

02.04


Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.


Научится сравнивать действия объектов, придумывать и описывать объекты с необычными действиями

П:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р: находить и ставить учебную проблему

К: договариваться и приходить к общему мнению

09.04


Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.


Научится находить признаки с одним и тем же названием у разных предметов, описывать отличительные признаки объектов одной группы, придумывать и описывать объекты с необычными признаками

П:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р: вносить необходимые коррективы в действия, на основе анализа допущенных ошибок

К: адекватно воспринимать замечания учителя и сверстников


16.04


Связь изменения объектов и их функционального назначения.


Научится получать новые объекты из стандартных, изменяя их функциональное назначение

П:

Определение причин и следствий событий

Р: самостоятельно оценивать правильность своего действия

К: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

23.04


Приемы фантазирования: прием «наоборот».


Научится составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, описывать с помощью алгоритма действие, обратное данному.

П:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Р: находить и ставить учебную проблему

К: работать в группе, не создавая конфликтов

30.04


Приемы фантазирования: «необычные значения признаков».


Научится придумывать объекты с необычными признаками

П:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Р: оценивать результаты своей деятельности

К: слушать ответы сверстников, допускать наличие их мнения

07.05


Контрольная работа №4 по теме «Модели в информатике»


Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

П:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Р: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

К: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

14.05


Повторение изученного в 4 классе


Научится применять знания и умения полученные в 4 классе для решения задач

П:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: находить и ставить учебную проблему

К: договариваться и приходить к общему мнению

21.05









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!