СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: углубление знаний учащихся по общей химии, формирование умений и навыков практической работы, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим производством.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» 10 класс»








Рабочая программа элективного курса

«Химия и охрана окружающей среды»

10 класс






Рабочую программу составил

учитель химии

Башмакова Г,Д,










Пояснительная записка

Курс рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю).

Цель курса: углубление знаний учащихся по общей химии, формирование умений и навыков практической работы, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим производством.

Задачи курса:

  1. раскрытие особой роди химии в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации;

  2. раскрытие механизмов биогеохимических процессов природном круговороте элементов; решение задач наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы;

  3. привлечь учащихся к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;

  4. воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение природной среды.















Тематический план

Номер занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретических

практических

Введение (4 часа)

1

3

1

Химия и проблемы окружающей среды

1


2

Мониторинг состояния окружающей среды


1

3-4

Взаимодействие в системе «производство – окружающей среды». Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.


2

Загрязнители и их источники (3 часа)

1

2

5

Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязнителей.

1


6

Стандарты качества окружающей среды. Виды и методы очистки веществ.


1

7

Экологическое нормирование качества окружающей среды.


1

Эколого-химические аспекты энергетики (4 часа)

3

1

8-9

Топливно-энергетические ресурсы. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья. Пути экологизации теплоэнергетики.

2


10

Альтернативные источники энергии. Проблемы и перспективы развития

1


11

Автомобиль и экологические проблемы


1

Воздух и его охрана (8 часов)

2

6

12

Атмосфера. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу.

1


13

Причина разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог.


1

14

Кислотные дожди. «Имитация образования кислотных дождей» и действие кислот на скорлупу яиц птиц.


1

15

Загрязнение атмосферы.


1

16-18

Экологический мониторинг воздуха


3

19

Охрана атмосферы

1


Вода и ее охрана (15 часов)

2

13

20

Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны и водопользование.

1


21

Вода и ее значение в жизни человека. Источники загрязнения воды. Меры борьбы с загрязнением воды.

1


22

Загрязнение пресноводных и морских экосистем


1

23-24

Анализ загрязнения сточных вод


2

25-26

Отбор проб воды из разных источников. Определение рН при помощи индикаторов, потенциометров.


2

27-28

Рациональное использование и охрана водных ресурсов


2

29-30

Экскурсия на очистные сооружения поселка


2

31-32

Подготовка рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды».


2

33-34

Презентация работ учащихся


2

Итого: 34 часов

9

25

























Содержание программы.

Введение (4 часа)

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе «производство – окружающая среда». Научные основы охраны окружающей среды.

Загрязнители и их источники (3 часа)

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование: учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценки последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенный последствий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДВ). Основные источники загрязнения окружающей среды. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Эколого-химический аспект энергетики (4 часа)

Эколого-химический аспект энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добычи, транспортировки, хранении и переработке сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Пути экологизации теплоэнергетики. Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития. Автомобиль и экологические проблемы. Радикальная замена топлива. Использование природного газа, метилового спирта, гидриды металла как источников водорода. Электромобиль: имеет ли он будущее.

Воздух и его охрана (8 часов)

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, свинец, ртуть, мышьяк, радиоактивные изотопы). Причины разрушения озонового слоя. парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди. Влияние указанных процессов на биосферу и человека. Способы очистки газообразных выбросов. Экологический мониторинг воздуха: определение загрязнения воздуха по снежному покрову; роль транспорта в загрязнение окружающей среды; определение запыленности воздуха методом лихеноиндикации.

Вода и ее охрана (15 часов)

Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода. Гидрологический цикл и его роль в сохранении биологического равновесия. Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов. Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, олигодинамия, обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Методы обработки воды. Внедрение замкнутых циклов водопотребления как этап создания безотходного производства. Проблема пресной воды, пути ее получения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.














Список литературы

1. Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс / Сост. И.Н. Баланова. – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2005

2. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений области. – Тула: «Пересвет», 2002.

3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2000.

4. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны будущего (прогнозы на XXI век). – М.: «Вече», 2000.

5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2000.

6. Попова Т.А. Экология в школе (Мониторинг природной среды): Методическое пособие. – М.: «Сфера», 2005.

7. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1993.

8. Шилов И.А. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

9. Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность. – Волгоград: «Учитель, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!