Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Елмановская основная школа
Рассмотрено На заседании Педагогического совета Протокол № | Согласовано Зам. директора по УВР _________Н.Л.Митенкова ___________________ | Утверждено Директор школы __________М.В. Ефимова Приказ от |
Рабочая программа элективного курса
«Моя будущая профессия»
Составитель программы:
Кириллова Вера Ивановна,
учитель математики и физики
первой квалификационной категории
2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Твой выбор» составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной образовательной программы ООО;
- учебного плана МКОУ Елмановской ОШ;
- положения о рабочей программе МКОУ Елмановской ОШ.
Актуальность.
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования.
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков.
9 класс является важным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения.
Программа элективного курса по профориентации «Моя будущая профессия» поможет девятикласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
1.Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
2.Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
3.Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
4.Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Форма организации образовательной деятельности: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, встреча с представителями отдельных профессий, экскурсия.
Технологии, используемые в обучении: здоровьесбережения, игровые, обучение в сотрудничестве, развивающего обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и др.
Формы и средства контроля.
Преобладающие формы текущего контроля: устный опрос, беседа, работа в паре,
работа в группе, практическая работа при безотметочном обучении.
Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачетной проектной работы.
Адресность.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов.
Структура, логика изложения и содержание рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения обучающимися курса являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данном курсе;
-выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности;
-самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Метапредметными результатами освоения курса являются универсальные учебные действия (УУД):
-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
-самостоятельная организация и выполнение различных работ;
-приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-выявление потребностей профессии;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
-оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм;
-диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметными результатами освоения курса являются:
-рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
-классификация видов профессий;
-планирование деятельности по выбору профессии;
-проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях;
-документирование результатов исследований и опросов;
-оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Обучающиеся получат представления:
- о своих возможностях;
- о своём характере, своих достоинствах и недостатках;
- об особенностях своего мышления, внимания и памяти;
- об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
- о различных профессиях, относящихся к определённому типу;
- привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии;
- «о профессиональной пригодности»;
- «о личном профессиональном плане».
Обучающиеся получат опыт:
- самопознания;
- принятия решений;
- преодоления поведенческих стереотипов;
- работы с тестовым материалом;
- межличностного общения в группе;
- выявления направленности профессиональных интересов;
- знакомства с правилами грамотного выбора профессии;
- проведения интервью.
Обучающиеся научатся:
- адекватно оценивать себя;
- адекватно реагировать на собственные эмоции;
- навыкам социально приемлемого поведения;
- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности;
- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие;
- осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить
их со своими возможностями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно составлять личный профессиональный план;
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
Содержание элективного
курса «Моя будущая профессия»
Многообразие мира профессий. Выбор и моделирование профессии.
Классификации профессий. Признаки профессии.
Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.
Формула профессии. Профессия, специальность, должность
Понятие: профессия. Формулы профессии по классификации профессий Климова. Определение типа будущей профессии
Определение типа будущей профессии с помощью теста ДДО. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Человек»
Содержание труда, должностные обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Человек».
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Техника»
Содержание труда, должностные обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Техника».
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Знаковая система».
Содержание труда, должностные обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Знаковая система.
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек - Художественный образ».
Содержание труда, должностные обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Художественный образ».
Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Природа»
Содержание труда, должностные обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Природа
Мир профессий. Что влияет на выбор профессии.
Определение профессионального типа личности.
Шесть групп профессий и соответствующих им типов профессиональной направленности личности. Методика Холланда
Профессиональная карьера и здоровье.
Профпригодность и влияние здоровье на построение карьеры.
Творческий потенциал и карьера
Творческий подход — обязательное условие многих видов деятельности. Личностный тест Х.Зиверта.
Профессиональный клиринг
Понятия: профессиональный клиринг, профессиограмма, персонограмма. Изучение основы профессионального труда (принцип трех «И»). Выведение формулы высокопроизводительного труда.
Ошибки в выборе профессии.
Десять основных ошибок в выборе профессии, как их избежать.
Самые востребованные профессии на рынке труда.
Рейтинг популярных профессий. Классификацию этих профессий, их достоинства и недостатки.
Новые профессии и профессии исчезающие. Мониторинг рынка труда в России.
Каталог профессий. Новые и исчезающие профессии, какие из
этих профессий востребованы на рынке труда. Факторы, влияющие на выбор профессии, требования работодателей к молодым специалистам.
Рейтинг образовательных учреждений Смоленской области и Российской Федерации
Сборники для абитуриентов. Лидеры рейтинга учебных заведений Российской Федерации, технические и технологические вузы, педагогические и лингвистические вузы, экономические вузы, лидеры рейтинга учебных заведений Смоленской области и т.д.
Выбираем место учебы.
Изучение «образовательной траектории». Преимущества учебы в техникуме и вузе. Рекомендации по выбору учебного заведение для получения профессионального образования.
Готовимся к экзаменам
Рекомендации по подготовке к экзаменам. Как вести себя во время экзаменов.
Методика поиска профессии.
Методы поиска работы, семь этапов принятия решения о выборе профессии: Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать. Эмоциональная и духовная атмосфера работы. Знания, с которыми хотелось бы работать. Люди, с которыми хотелось бы работать. Информация, с которой хотелось бы работать Предметы и вещи, с которыми хотелось бы работать. Действия, которые хотелось бы совершать на работе.
Ищем работу
Рынок труда. Профессиональные качества востребованные на рынке труда. Составление резюме.
Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем
Собеседование. Подготовка к собеседованию.
Как провести эффективное собеседование
Основные принципы поведения на собеседовании.
Обобщение.
Отношение к выбранной профессии.
Календарно - тематическое планирование.
№ урока | Темы занятий | Дата проведения |
1 | Многообразие мира профессий. | 02.09 |
2 | Выбор и моделирование профессии. | 09.09 |
3 | Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» | 16.09 |
4 | Классификация профессий по Е.А. Климову. | 23.09 |
5 | Склонности и профессиональная направленность («могу»). | 30.09 |
6 | Мотивы выбора профессии. | 07.10 |
7 | Профессиональный тип личности. | 14.10 |
8 | Способности и выбор профессии. | 21.10 |
9 | Социальные проблемы труда («надо»). | 26.10 |
10 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 11.11 |
11 | Профессии «человек-человек». | 18.11 |
12 | Профессии «человек – техника». | 22.11 |
13 | Профессии «человек – знаковая система». | 25.11 |
14 | Профессии «человек – природа». | 02.12 |
15 | Профессии «человек – художественный образ». | 09.12 |
16 | Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу. | 16.12 |
17 | Профориентационная игра «Вакансия». | 23.12 |