СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по информатике «Исследование информационных моделей», 11 класс. Автор Н.Д. Угринович

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по информатике «Исследование информационных моделей», 11 класс. Автор Н.Д. Угринович»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по информатике

«Исследование информационных моделей»

11 класс







Рабочая программа составлена на 2020 -2021 учебный год.




Автор: Перова А.Л., учитель информатики








Г. Нижний Новгород

2020 г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного предмета «Исследование информационных моделей» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы Н.Д.Угриновича «Исследование информационных моделей» Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Составитель Бородин М.Н. М. – Бином. Лаборатория знаний. 2012. с. 492.

Рабочая программа ориентированна на использование учебно методического комплекса:

  • Исследование информационных моделей. Элективный курс: Учебное пособие / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г. ISBN 5-94774-1520-8

  • И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Информационные системы и модели. Элективный курс. Практикум/ Изд.: Бином. Лаборатория знаний – 2-е издание – 2012г., 88 стр. ISBN 5-94774-156-3

  • Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. - М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Windows/Linux-CD. Компьютерный практикум на CD – ROM. Угринович Н. Д. - М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Рабочая программа по элективному предмету «Исследование информационных моделей» для 11 класса рассчитана на 70 часов в год (по 35 часов в полугодие - 2 ч. в неделю).

Предмет «Исследование информационных моделей» является элективным учебным предметом, в котором расширенно изучаются отдельные разделы, не входящие в обязательную программу.

Цель предмета: научить обучающихся:

  • строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);

  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с исполь­зованием систем объектно-ориентированного программи­рования Паскаль АВС (языки Pascal ABC и Pascal ABC заменены на Паскаль АВС в связи с условиями преподавания в школе), а также электронных таблиц Microsoft Excel;

  • проводить компьютерный эксперимент, т. е. исследование компьютерных моделей.

Задачи предмета:

  • познакомить обучающихся с понятием модели и моделирования, подходами к классификации моделей;

  • познакомить с возможностями компьютера как средства научно-исследовательской деятельности;

  • рассмотреть этапы построения моделей, разобрать на примерах различные типы моделей.


Общая характеристика курса.

Изучение курса способствует формированию общеучебных умений обучающихся, что в ФГОС конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Формирование УУД происходит на каждом занятии.

Программой предусмотрено использование широчайшего спектра воз­можностей, реализуемых на базе средств ИКТ, что позволяет формировать также ИКТ-компетенции обучающихся. В ходе изучения курса формируются такие ИКТ- компетенции, как готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации (знание того, где и как ис­кать и получать информацию); обработки информации (использование программных средств для обработки числовой, текстовой, графической, звуковой информации); создания информации (адаптация, сочинение ин­формации) и т.д.

Итоговым результатом курса должны стать разработка, представление и защита обучающимся своего индивидуального курсового проекта. Выбор тем проектов осуществляется из области индивидуальных предпочтений обучающихся и затрагивает социально значимые для ученика направления.

Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.

Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. В учебном пособии содержатся указания по их выполнению, а на CD-ROM хранятся готовые проекты на языках объектно-ориентированного программирования и файлы электронных таблиц.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Гуманитарное значение информатики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире. Знание информатики (вероятностных и алфавитных подходов в кодировании и декодировании информации), необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.


Описание места курса.

Изучение курса «Исследование информационных моделей» в 11 классах в образовательном учреждении происходит за счет часов школьного компонента и является элективным курсом по выбору обучающихся. Объем часов –70. Обучение осуществляется по группам.

Программа предусматривает формирование пространства создания проектов: занятия проводятся в компьютерном классе с возможностью выхода в Интернет и наличием всего необходимого оборудования: принтер, сканер, видеопроектор, интерактивная доска.

Используемые технологии, методы и формы работы.

Программа предусматривает использование современных образовательных технологий. Ведущими и основными являются методы системно-деятельностного подхода – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Формы организации деятельности обучающихся:

  • индивидуальные;

  • групповые.

Формы итогового контроля:

  • защита проекта

В качестве современного средства оценивания проекта предполагается проведение двух уровней оценивания работы учеников. Первый уровень связан с защитой проекта учащимися. Цель оценки - выявить, насколько учебный проект соответствует решению задач, поставленных учащимися и решению проблемы, обозначенной в основополагающем вопросе. Эксперты (педагоги и учащиеся) оценивают в первую очередь оригинальность идеи, качество исполнения и умение представить свою работу.

Второй уровень оценивания связан с оценкой конечного продукта проектной деятельности (мультимедийной презентации, публикации, сайта). Следует заметить, что наряду с оценкой содержательного аспекта проекта оценивается и оригинальность разработки, оправданность использования ИТ, грамотность использования средств мультимедиа, выразительность видеоряда: цветовое решение, композиция, образность, т.е. оценивается технологический и эргономический уровни.

Результаты освоения курса.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • развитие чувства личной ответственности за результат своей деятельности;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оцен­ки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жиз­ненным опытом;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, об­щественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эрго­номических и технических условий безопасной эксплуата­ции средств ИКТ.


Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «гипотеза», «цель и задачи», «план достижения цели», «модель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: опреде­лять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало­гии, классифицировать, самостоятельно формулировать гипотезу и строить систему доказательств: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути до­стижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных усло­вий, корректировать свои действия в соответствии с изме­няющейся ситуацией;

  • владение основами принятия ре­шений в учебной и по­знавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информа­ционного характера: поиск необходимой информации, приме­нение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных усло­вий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объ­ект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разно­образные информационные структуры для описания объек­тов; умение строить таблицы, графики, диаграммы, схе­мы и т. д.,; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей зада­чи;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навы­ков использования средств информационных и коммуника­ционных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки созда­ния личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; созда­ние письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; комму­никация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметными результатами обучающихся являются:

  • описание и построение моделей управления систем различной природы (физических, технических и др.), использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики и т.д.;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения);

  • формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.

  • умеют построить информационную модель реального объекта;

  • могут осуществить её компьютерную реализацию, используя типовые средства: электронные таблицы или язык программирования;

  • способны провести компьютерный эксперимент с целью изучения свойств модели и исследования существующих зависимостей;

  • владеют способами анализа полученных результатов;

  • способны интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • умеют оценивать адекватность (достоверность) полученных результатов исследования.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (1 полугодие)


Тема

Кол-во часов

Всего

Лекции

Практические работы

Самостоятельная работа

1

Введение. Цели и задачи курса. Безо­пасная работа в компьютерном классе

1

1

2

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

1

1

3

Система объектно-ориентированного программирования Pascal ABC

3

1

1

1

4

Переменные в языке программирования Pascal ABC.

3

1

2

5

Функции в языке программирования Pascal ABC

6

1

2

3

6

Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Pascal ABC

6

2

2

2

7

Графические возможности языка программирования Pascal ABC

4

1

1

2

8

Массивы в языке программирования Pascal ABC

4

1

1

2

9

Моделирование как метод познания

1

1

10

Исследование физических моделей

6

1

5



Содержание курса 1 полугодие.


1. Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе

Назначение курса. Формы организации и проведения заня­тий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.


2. Основы объектно-ориентированного визуального программирования

Объекты: свойства, методы и события. Графический интерфейс и событийные процедуры. Общие процедуры.


Вопросы для обсуждения и дискуссий

  1. В чем состоит различие между классом объектов и экземпляром класса.

  2. Можно ли для выбранного программного объекта изменить набор свойств. Набор методов. Набор событий. Значения свойств.

  3. Какие объекты обычно используются при конструировании графического интерфейса проекта.

  4. В каком случае начинает выполняться событийная процедура.


3. Система объектно-ориентированного программирования Pascal ABC

 Интегрированная среда разработки языка программирования Pascal ABC.

Этапы разработки проектов на языке Pascal ABC.

Вопросы для обсуждения и дискуссий

  1. Основные окна системы программирования Pascal ABC. Их назначение.

  2. Основные этапы разработки проекта на языке Pascal ABC.


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Создание первого проекта «Обычный калькулятор».

Проект «Обычный калькулятор».

Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов».

 

4. Переменные в языке программирования Pascal ABC

Определение понятия переменной. Имя и значение переменной. Объявление типа переменной в программе. Присвоение переменной значения.


Вопросы для обсуждения и дискуссий

  1. Разница между типом, именем и значением переменной.

  2. Можно ли использовать переменную в программе без предварительного объявления.

  3. Могут ли входить в состав одного выражения переменные различных типов.

  4. Разница между операцией арифметического сложения и операцией конкатенации.


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Проект «Переменные».

Проект-задание «Переменные_2».



5. Функции в языке программирования Pascal ABC

Вычисление значения арифметического выражения. Функции преобразования типов данных. Математические функции. Финансовые функции. Строковые функции. Обработка строковых выражений. Функции ввода и вывода данных. Выражения как функции.


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Проект «Перевод чисел».

Проект-задание «Мультисистемный калькулятор».

Проект «Инженерный калькулятор».

Проект-задание «Треугольник».

Проект «Строковый калькулятор».

Проект-задание «Строковый калькулятор_2».

Проект «Проверка знаний».

Проект-задание «Игра Баше».


6. Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Pascal ABC


Линейный алгоритм. Логические выражения и вычисление их значений. Алгоритмическая структура «ветвление». Примеры использования условного оператора при создании приложений. Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Общие процедуры.


Вопросы для обсуждения и дискуссий

  1. Алгоритмическую структуру какого типа необходимо применить, если:

    • последовательность команд должна быть выполнена определенное количество раз;

    • последовательность команд выполняется или не выполняется в зависимости от условия;

    • последовательность команд должна быть обязательно выполнена хотя бы один раз и должна повторяться, пока условие справедливо.


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Проект-задание «Поиск большего из двух чисел».

Проект «Отметка».

Проект-задание «Тест с выборочным ответом».

Проект «Коды символов».

Проект-задание «Факториал»,

Проект «Количество символов».

Проект-задание «Слово-перевертыш».



7. Графические возможности языка программирования Pascal ABC

Графические методы.


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Проект «Построение графика функции».

Проект-задание «График функции_2».

Проект-задание «Графический редактор».

Проект-задание «Установка цвета».


8. Массивы в языке программирования Pascal ABC

Типы массивов и объявление массива. Числовые массивы: заполнение и поиск. Заполнение массива случайными числами. Сортировка числовых массивов. Двумерные массивы и вложенные циклы.


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве».

Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве».

Проект «Сортировка числового массива по возрастанию».

Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию».

Проект «Таблица умножения»

Проект-задание «Развертка».


9. Моделирование как метод познания


Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели. Модели материальные и модели информационные. Формализация. Визуализация формальных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.


Вопросы для обсуждения и дискуссий

1. Какие бывают модели. Примеры материальных и информационных моделей.

2. Формализация. Примеры формальных моделей.

3. В каких случаях могут быть опущены отдельные этапы построения и исследования модели. Приведите известные примеры создания моделей в процессе изучения физики, химии, биологии, математики, географии и других предметов.




10. Исследование физических моделей


Построение информационной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту. Компьютерная модель движения тела на языке Pascal ABC. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах. Формальная модель «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту». Формальная модель-задание «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту».


Вопросы для обсуждения и дискуссий

  1. Как можно реализовать полученные результатов с заданной точностью в языке программирования Pascal ABC?

  2. Имеет ли физический смысл вычисление значения высоты попадания мячика в мишень с точностью до 7 знаков после запятой? До какой точности целесообразно округлить полученное значение?


Задания для самостоятельной работы на компьютере

Проект «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту» на языке Pascal ABC.

Компьютерная модель «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах.



Виды работ, обеспечивающих достижение задач курса

Анализ роста компетентности (информационной и коммуни­кативной) каждого обучающегося по результатам выполнения заданий, участия в семинарах, участия в реализации проектов и их защите.


Тематический план 2 полугодие.

Раздел/тема

Количество часов

Практические работы

1

Построение и исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

34

24

2

Защита проекта

3

3

3

Резерв

1


4

Итого

38



Содержание курса 2 полугодие.
  1. Построение и исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц. (38 часа)

Моделирование как метод познания: системный подход в моделировании; модели материальные и модели ин­формационные; основные этапы разработки и иссле­дования моделей на компьютере.

Исследование физических моде­лей: построение информационной моде­ли движения тела, брошенного под углом к горизонту; компьютерная модель движения тела на языке Pascal ABC; компьютерная модель движения тела на языке Pascal ABC; компьютерная модель движения тела в электронных таблицах. Приближенное решение уравне­ний: приближенное решение уравнений на языке Pascal ABC; приближенное решение уравнений на языке Pascal ABC; приближенное решение уравнений в электронных таблицах. Вероятностные модели: построение информационной моде­ли с использованием метода Монте-Карло; компьютерные модели, построен­ные с использованием метода Монте-Карло на языке Pascal ABC; компьютерные модели, построен­ные с использованием метода Монте-Карло на языке Pascal ABC. Биологические модели развития популяций: информационные модели развития популяций; компьютерные модели развития популяций на языке Pascal ABC; компьютерные модели развития популяций на языке Pascal ABC; компьютерные модели развития популяций в электронных табли­цах

Оптимизационное моделирование в экономике: информационные оптимизацион­ные модели; построение и исследование оптими­зационной модели на языке Pascal ABC; построение и исследование оптими­зационной модели на языке Pascal ABC; построение и исследование оптими­зационной модели в электронных таблицах. Экспертные системы распознава­ния химических веществ: построение информационной моде­ли экспертной системы; модель экспертной системы на язы­ке Pascal ABC; модель экспертной системы на язы­ке Pascal ABC. Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Excel. Модели логических устройств: логические схемы сумматора и триг­гера; модели логических устройств компьютера на языке Pascal ABC; модели логических устройств компьютера на языке Pascal ABC; модели логических устройств компьютера в электронных табли­цах. Информационные модели управ­ления объектами: информационные модели систем управления; модели систем управления на язы­ке Pascal ABC; модели систем управления на язы­ке Pascal ABC.

Практические работы (24).

  1. Диапазон углов, обеспечивающий попадание в стенку на язы­ке Pascal ABC.

  2. Диапазон углов, обеспечивающий попадание в площадку на языке Pascal ABC.

  3. Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту в электронных таблицах.

  4. Приближенное решение уравнения на языке Pascal ABC.

  5. Приближенное решение уравнения в электронных таблицах.

  6. Определение площади круга с использованием метода Монте-Карло на языке Pascal ABC.

  7. Численность популяций на языке Pascal ABC.

  8. Численность популяций на языке Pascal ABC.

  9. Численность популяций в электронных таблицах.

  10. Оптимизация раскроя на языке Pascal ABC.

  11. Оптимизация раскроя в электронных таблицах.

  12. Распознание удобрений на языке Pascal ABC.

  13. Модель полусумматора на языке Pascal ABC.

  14. Модель триггера на языке Pascal ABC.

  15. Модель полусумматора в электронных таблицах.

  16. Модель разомкнутой системы управления на языке Pascal ABC.

  17. Модель замкнутой системы управления на языке Pascal ABC.


Контроль ЗУН: зачетная практическая работа.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • о моделировании как методе познания, общения, практической деятельности;

  • о модели как способе существования знаний;

  • об основных методах моделирования различных систем и процессов.

  • определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель»;

  • основные аспекты моделирования и основные приемы моделирования внешнего вида, структуры, поведения объекта;

  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов;

  • этапы построения информационных моделей;

  • методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей.

Уметь:

  • выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования, модель;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • исследовать учебные модели; определять их вид, назначение, степень подобия объекту моделирования;

  • выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.д.);

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов.


  1. Защита проекта (3 ч)


Тематическое планирование, 70 часов


занятия



Тема
Кол-во часов Примерные сроки Коррек-тировка

I полугодие (всего 32 часа)

Основы объектно-ориентированного программирования на языке Pascal ABC

1,2

Основы ООП. Объекты: свойства, методы, события

2



3,4

Основы ООП. Графический интерфейс и событийные процедуры. Общие процедуры

2



5,6

Система ООП PASCAL ABC. Интегрированная среда разработки языка программирования PASCAL ABC. Этапы разработки проектов на PASCAL ABC.

2



7,8

Проект «Знакомство с графическим интерфейсом системы программирования PASCAL ABC».

Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов».

2



9,10

Переменные в языке PASCAL ABC. Проект «Переменные 1»

2



11,12

Проект-задание «Переменные_2»

2



13,14

Функции в языке программирования PASCAL ABC. Функции преобразования типов данных.

2



15,16

Проект «Перевод чисел».

2



17,18

Математические и строковые функции.

Проект «Инженерный калькулятор»

Проект «Строковый калькулятор»

2



19,20

Функции ввода и вывода данных.

Проект «Проверка знаний»

2



21,22

Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке PASCAL ABC. Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор».

Проекты «Отметка», «Коды символов».

2



23,24

Алгоритмическая структура «цикл».

Проект «Количество символов»

2



25,26

Графические возможности языка программирования PASCAL ABC. Проект «Построение графика функции»

2



27,28

Массивы в языке программирования PASCAL ABC. Числовые массивы: заполнение и поиск. Сортировка числового массива.

Проекты «Поиск минимального элемента в числовом массиве», «Сортировка числового массива по возрастанию»

2



29,30

Двумерные массивы и вложенные циклы.

Проект «Таблица умножения»

2



31,32

Зачетная практическая работа

2






занятия



Тема
Кол-во часов Примерные сроки Коррек-тировка

I I полугодие (всего 38 часов)

Построение и исследование информационных моделей (36 часов)

1

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

1



2

Материальные и информационные модели.

1



3

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование физических моделей. Построение информационной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту

1



4,5

Компьютерная модель движения тела на языке PASCAL ABC. Проект «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту»

Проект «Диапазон углов, обеспечивающих попадание в стенку»

2



6

Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах.

Проект «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту»

Проект «Диапазон углов, обеспечивающих попадание в стенку»

1



7,8

Приближенное решение уравнений. Приближенное решение уравнений на языке PASCAL ABC.

Проект «Приближенное решение уравнения» на языке PASCAL ABC.

2



9

Приближенное решение уравнений в электронных таблицах.

1



10

Вероятностные модели. Построение информационной модели с использованием метода Монте-Карло.

1



11,12

Компьютерные модели, построенные с использованием метода Монте-Карло на языке PASCAL ABC.

Проект «Определение площади круга с использованием метода Монте-Карло» на языке PASCAL ABC.

2



13

Биологические модели развития популяций. Информационные модели развития популяций

1



14,15

Компьютерные модели развития популяций на языке PASCAL ABC. Проект «Численность популяций» на языке PASCAL ABC.

2



16

Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах. Проект «Численность популяций».

1



17

Оптимизационное моделирование в экономике. Информационные оптимизационные модели

1



18,19

Построение и исследование оптимизационной модели на языке PASCAL ABC. Проект «Оптимизация раскроя» на языке PASCAL ABC.

2



20

Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах. Проект «Оптимизация раскроя».

1



21

Экспертные системы распознавания химических веществ. Построение информационной модели экспертной системы.

1



22,23

Модель экспертной системы на языке PASCAL ABC. Проект «Распознавание удобрений» на языке PASCAL ABC.

2



24

Геоинформационные модели в электронных таблицах MS Excel. Построение геоинформационной модели «Население стран мира» с использованием надстройки электронных таблиц MS Excel.

1



25

Модели логических устройств. Логическая схема сумматора.

1



26

Логическая схема триггера.

1



27,28

Модели логических устройств компьютера на языке PASCAL ABC. Проект «Модель полусумматора» на языке PASCAL ABC.

2



28,29

Проект «Модель триггера» на языке PASCAL ABC.

2



31

Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах. Проекты «Таблица истинности операции логического умножения» и «Полусумматор» в электронных таблицах.

1



32

Информационные модели управления объектами. Информационные модели систем управления.

1



33

Модели систем управления на языке PASCAL ABC. Проекты «Модель разомкнутой системы управления» и «Модель замкнутой системы управления» на языке PASCAL ABC.

2



34-36

Зачетная практическая работа

3



37, 38

Резерв

1



Всего часов

38



Итого часов за год

70






Планируемые результаты изучения курса.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Исследование информационных моделей» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в разделе «Выпускник курса научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от обучающегося. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в разделе «Выпускник курса получит возможность научиться…». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Выпускник курса научится:

  • видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать; структурировать материал; делать умозаключения и выводы;

  • планировать (составлять план деятельности);

  • проводить сбор информации и обрабатывать ее;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • принимать критику, использовать замечания для совершенствования проекта.

Выпускник курса получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  • контролировать ход реализации своего проекта на практике.


Учебно-методический комплекс.

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц» включает учебное пособие и компьютерный практикум на CD-ROM. Комплекс является интегрированной обучающей средой, связанной гиперссылками.

Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц. Компьютерный практикум на CD-ROM обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. CD-ROM, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования а также интегрированное офисное приложение Microsoft Office, содержащее электронные таблицы Microsoft Excel .

Методическая поддержка курса реализуется в Интернете по адресу http://iit.metodist.ru. Для учителей будет предусмотрена возможность обсуждение вопросов методики на форуме, а для обучающихся предложены интерактивные тесты для проверки уровня знаний и умений и чат для общения по данной проблематике.


УМК для обучающихся

  1. Исследование информационных моделей. Элективный курс: Учебное пособие / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г. ISBN 5-94774-1520-8

  2. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Информационные системы и модели. Элективный курс. Практикум/ Изд.: Бином. Лаборатория знаний – 2-е издание – 2012г., 88 стр.
    ISBN 5-94774-156-3


Литература для учителя

  1. Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. - М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Windows/Linux-CD. Компьютерный практикум на CD – ROM. Угринович Н. Д. - М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.


Образовательные ресурсы сети Интернет

  1. http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

  2. http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)

  3. http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)

  4. http://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)

  5. http://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)

  6. http://experiment.edu.ru (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)

  7. http://ict.edu.ru (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)

  8. http://www.intuit.ru (Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру)

  9. http://www.rusedu.info (Информатика и ИКТ в образовании)

  10. http://iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО)

  11. http://ito.edu.ru (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)

  12. http://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)

  13. http://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)

  14. http://www.mathprog.narod.ru (Математика и программирование)

  15. http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)

  16. http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)

  17. http://rain.ifmo.ru/cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

  18. http://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)

  19. http://ipo.spb.ru/journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)

  20. http://www.problems.ru/inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)

  21. http://acm.timus.ru (Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой)

  22. http://www.edu-it.ru (ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума)

  23. http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

  24. http://cyber-net.spb.ru (Олимпиада по кибернетике для школьников)

  25. http://www.olimpiads.ru (Олимпиадная информатика)

  26. http://www.informatics.ru (Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов)

  27. http://ips.ifmo.ru (Российская Интернет-школа информатики и прораммирования)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и обучающихся

  2. Мультимедиапроектор

  3. Интерактивная доска

  4. Принтер (лазерный, цветной, сетевой)

  5. Сервер

  6. Комплект сетевого оборудования

  7. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

  8. Источник бесперебойного питания

  9. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)

  10. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран­ными объектами (клавиатура и мышь)

  11. Сканер

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Клавиатурный тренажер.

  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  7. Простая система управления базами данных.

  8. Программы разработки анимации

  9. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  10. Звуковой редактор.

  11. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  12. Простой редактор Web-страниц.

  13. Программа для записи CD и DVD дисков

  14. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!