СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки по истории России «История России в событиях и лицах. IX–XVII в.в.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках школьного курса истории  основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов,за скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности и этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

Курс  рассчитан на 34 часа изучения в 7 классе в рамках предпрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с IX по XVII века.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки по истории России «История России в событиях и лицах. IX–XVII в.в.»»

Рабочая программа элективного курса по истории

«История России в событиях и лицах. IX–XVII в.в.» для 7 А, В класса

Составитель: учитель истории и обществознания высшей категории Полина Марина Юрьевна.

Пояснительная записка.

В рамках школьного курса истории в 6 классе основное внимание уделялось рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

Курс рассчитан на 34 часа изучения в 7 классе в рамках предпрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с IX по XVII века.

Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по истории, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

Авторская программа элективного курса Н. И. Чеботаревой «История России в лицах. IX-XII в.», рекомендованная Волгоградским ГИПКПРО,- Волгоград: Учитель,2009.

Количество часов в году: 34

Учебно-методический комплект:

Н. И. Чеботарева. История России в лицах IX-XIIIв., Учебное пособие:: элективный курс , Волгоград: Учитель, 2009.

М.Н.Чернова. Работа с документами на уроках истории. 10 класс,-М.: Айрис-пресс,2009.

Методическое пособие: Н. И. Чеботарева. История России в лицах IX-XII в., Волгоград: Учитель, 2009.

Цели:

Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и истории .

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;

обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников,

эвристическая беседа, лекция,

дискуссия (дебаты), сюжетно-ролевая игра («Суд»),

подготовка и обсуждение сообщений учащихся,

«мозговой штурм», мини-анкета «Историческая личность».

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тесты «Кто есть кто?»).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Элементы содержания образования:

1. Роль личности в истории.

2. Критерии причисления к историческим личностям.

3. Соотношение целей и средств в историческом процессе.

Дидактические материалы: черты исторической личности по В. О. Ключевскому.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Формы контроля: анализ исторической личности по выработанным критериям.

Лекция, семинар, практическое занятие,игра.

Тематическое планирование.

Введение 1 час. Анализ исторической личности по выработанным критериям

Тема 1. Древняя Русь 7 часов

Эссе, проблемные задания, выступления на семинарах

1. Они были первыми…

(Реформаторы и законодатели Древней Руси)

2. Защитники Отечества

3. Носители идеалов православия

Тема 2. Русь удельная. Составление исторического портрета, эссе, проблемные задания

1. Обособление Северо-Восточной Руси

2. Защитники Отечества

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы

Эссе, выступления на семинарах, проблемные задания, составление исторических портретов

1. Собиратели Руси

2. Роль православной церкви в процессе объединения Руси

Тема 4. Россия в XVI веке. Эссе, выступления на семинарах, проблемные задания, презентации исторических портретов «Кто есть кто?»

1. Избранная рада

2. Опричники и жертвы

3. Иван Грозный

4. Начало освоения Сибири.

Тема 5. Россия периода Смуты.

Эссе, выступления на семинарах, проблемные задания, презентации исторических портретов «Кто есть кто?»1. Правители 2. Патриоты

Тема 6. Россия в XVII веке. Эссе, выступления на семинарах, проблемные задания, составление текстов «Кто есть кто?»

1. Первые Романовы на Российском престоле

2. Государственные деятели, реформаторы

3. Религиозные деятели

4. Добрые люди Древней Руси

Обобщающее повторение. Интеллектуальная игра. Резервный урок

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Введение (1 час).Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Цели:

– познакомить учащихся со спецификой курса;

– вызвать интерес к изучению исторических личностей;

– совместно с учащимися выработать критерии отнесения человека к категории исторических личностей;

– способствовать размышлению учащихся о роли исторической личности, о целях и средствах их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (7 часов).

1. С е м и н а р «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга

(890(?–969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославич (?–1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.

2. П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е «Законодатели Древней Руси». Ярослав Мудрый (978–1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053–1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

3. С е м и н а р «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?)–972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославич (?–972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978–1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053–1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097 г.

4. С е м и н а р «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)–969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036–1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.

Тема 2. Русь удельная (2 часа).

1. С е м и н а р «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)–1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (1111(?)–1174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154–1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

2. С е м и н а р «Защитники Отечества». Александр Невский

(1220(?)–1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (7 часов).

1. Р о л е в а я и г р а «Суд над Иваном Калитой». Иван Калита

(?–1340). «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя.

2. С е м и н а р «Деятели Руси XIV–XV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350–1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440–1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

3. С е м и н а р «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси XIV–XV веков. Митрополит Петр (?–1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)–1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря.

4. С е м и н а р «С. Радонежский и А. Рублев – выразители идеи объединения Руси». С. Радонежский (1314–1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев

(1370(?)–1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551 г.

5. Л е к ц и я «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

6. Д е л о в а я и г р а - д е б а т ы «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)–1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)–1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями.

Тема 4. Россия XVI века (5 часов).

1. С е м и н а р «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)–1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?–ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528–1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

2. С е м и н а р «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (?– 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507–1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина – трагедия России XVI века.

3. Д е л о в а я и г р а «Суд над Иваном Грозным». Иван Грозный (1530–1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

4. С е м и н а р «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497–1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (?–1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).

1. С е м и н а р «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552–1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580–1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552–1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы-крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.

2. С е м и н а р «Патриоты» (2 часа). Патриарх Гермоген (1530(?)–1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (?–1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский

(1578–1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (?–1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

Тема 6. Россия в XVII веке (6 часов).

1. Л е к ц и я «Первые Романовы на Российском престоле» (2 часа). Михаил Федорович (1596–1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629–1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

2. С е м и н а р «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин

(1607(?)–1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

3. Д е л о в а я и г р а «Церковный раскол» (2 часа). Никон

(1605–1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)–1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)–1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

4. С е м и н а р «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?– 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601–1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625–1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Литература.

Н. И. Чеботарева. История России в лицах IX-XIII в., Учебное пособие: 10-11 классы: элективный курс , Волгоград: Учитель, 2009.

М.Н.Чернова. Работа с документами на уроках истории. 10 класс,-М.: Айрис-пресс,2009.

История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.

История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.

Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

Костомаров Н.И. .Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей..-М.:Эксмо,2007

Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

Юрганов А.Л., Кацва Л.А.История России VIII-XV вв. М: «Аргус», 1995.

Юрганов А.Л., Кацва Л.А.История России VII-XVIII вв, М: «Аргус»

Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.

Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.

Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей. – Т. 5. – Ч. 1. – М., 1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!