СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» ориентирована на  учащихся 10 -11  классов, следовательно, главной задачей курса  является формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В средней школе не заканчивается изучение русского языка, несмотря на то, что в 9 классе учащиеся прошли Государственную итоговую аттестацию – первую по-настоящему серьёзную проверку эффективности той работы, которой ученик занимался девять лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к любым экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: обучение русскому языку требует постоянного углубления и совершенствования.

Учебный план средней школы предусматривает в основном только один час на изучение курса русского языка, вот почему для выработки всех компетентностей, необходимых в жизни каждому выпускнику, в том числе и для продолжения образования, необходимы дополнительные курсы за счет вариативной части базисного учебного плана. В связи с этим считаем целесообразным ведение спецкурса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей».

За два года обучения предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, а также поможет совершенствовать грамматические и речевые навыки учащихся, выбравших гуманитарный профиль продолжения образования, углубить знания, умения и навыки, чтобы быть успешным, обучаясь в вузе.

Спецкурс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Цели и задачи

Программа спецкурса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» ориентирована на учащихся 10 -11 классов, следовательно, главной задачей курса является формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить, систематизировать и углубить знания по всем разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;

• обобщить, систематизировать и углубить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• развивать письменную речь учащихся через написание сочинений разных жанров (рецензия, эссе) на основе анализа текста;

• учить выражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации.

Структура курса

В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И.Львова, Н.В.Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной.

Программа спецкурса «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 10 классе и 68 часов - в11 классе.


Данная рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы спецкурса по русскому языку «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей» (для 10 - 11 классов). Автор Ильичева Т.А., учитель русского языка и литературы, Ульяновск, 2022 г. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 11 классе.

Распределение часов

п/п

Тема занятия

Количество часов в Программе спецкурса по русскому языку «Совершенствование грамматических и речевых компетентностей»

Количество часов в данной рабочей программе элективного курса для 11 класса

1

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы

1

1

2

Вводная диагностика

2

-

4

Словосочетание. Виды синтаксической связи

2

1

6

Контрольная работа по теме «Виды подчинительной связи в словосочетании»

1

-

7

Простое предложение. Члены предложения

1

1

8

Знаки препинания между однородными членами

2

1

10

Знаки препинания при обособлении определений и приложений

2

1

12

Другие случаи обособления второстепенных членов

1

1

13

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями

2

1

15

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения

1

1

16

Промежуточное тестирование

2

-

18

Классификация сложных предложений

1

1

19

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

1

1

20

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

3

1

23

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

3

1

26

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

3

2

29

Сложное предложение с разными видами связи

3

2

32

Совершенствование написания сочинения-рецензии.

1

1

33

Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

2

1

35

Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте

4

2

39

Анализ языковых средств выразительности. Тропы

2

1

41

Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза.

2

1

43

Парцелляция. Градация. Риторический вопрос и др.

2

1

45

Знакомство с критериями оценки сочинения-рецензии по прочитанному тексту.

2

1

47

Структура сочинения на основе предложенного текста

1

1

48

Определение темы и проблематики текста

1

1

49

Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

1

1

50

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте


1

1

51

Осмысление авторской позиции текста


1

1

52

Приёмы логического мышления. Аргумент


2

1

54

Типы аргументации в изложении собственной позиции

2

1

56

Контрольная работа. Написание сочинения-рецензии.

2

-

58

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

2

1

60

Виды речевых ошибок

2

1

62

Виды грамматических ошибок

2

1

64

Итоговое тестирование

2

-

66-68

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ

3

1


Итого

68

35



Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса

Фонетика и орфоэпия

Должны знать:

• основные фонетические и орфоэпические нормы;

уметь:

характеризовать гласные и согласные звуки;

• проводить фонетический и орфоэпический разборы;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Морфемика и словообразование

должны знать:

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

уметь:

делать морфемный и словообразовательный разбор

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексика и фразеология

знать:

• основные понятия лексики и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы;

уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

• грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, признаки частей речи, роль в предложении;

• основные морфологические нормы;

уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

знать:

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение и перестроение синтаксических конструкций с обособленными членами, придаточными предложениями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения, составлять

графические схемы;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса;

Орфография

знать:

• основные орфографические правила;

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста.

Программа

1. Фонетика. Орфоэпия.

Фонетический анализ слова. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

2. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

4. Морфемика. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Словообразовательные цепочки.

5. Морфология.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

7. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Стилистические нормы русского языка.

12. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

13. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

14. Подготовка к написанию сочинения.

15 Виды типичных ошибок.

Календарно-тематическое планирование для 11 класса

Урока/ дата провед.

Тема занятия

Цели и задачи

Форма работы

Литература к занятию

1

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы

Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении

Лекция

Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку.

С. 58-62

2

Словосочетание. Виды синтаксической связи

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании

Комбинированное занятие

См. там же. С.62-64

3

Простое предложение. Члены предложения

Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения

Практикум

См там же. С 64- 66

4

Знаки препинания между однородными членами

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

Комбинированное занятие

См. там же. С.64-67

5

Знаки препинания при обособлении определений и приложений


Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений

Комбинированное занятие

См. там же. С. 67-71

6

Другие случаи обособления второстепенных членов

Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений

Комбинированное занятие

См. там же с.71-74

7

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями

Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями)

Практикум

См. там же. С. 75-78

8

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения


Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения

Практикум

См. там же. С.79-80

9

Классификация сложных предложений


Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов

Комбинированное занятие

Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ. Вступительные испытания.

с.113-114

10

Синтаксическая синонимия

Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности

Комбинированное занятие

См. там же. С.114-115.;

Егорова. Интенсив. Русский язык.С.79-80

11

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП

Практикум

См. там же. С 80-81

12

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными

Практикум

См. там же. С. 81-85

13-14

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Практикум

См. там же. С. 87-89

15-16

Сложное предложение с разными видами связи

Повторить синтаксический разбор сложного предложения

Практикум

Цыбулько И.П. Русский язык. Репетитор.С.134-135

17

Совершенствование написания сочинения-рецензии.

Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ

Лекция

С 46 по 65 занятие: Егораева Г.Т. ЕГЭ Русский язык.

18

Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста

Практикум

С 46 по 65 занятие: «Русский язык в школе и дома», № 4, 2010. Н.А. Середа «Подготовка к сочинению по прочитанному тексту».

19

Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте


(лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум


20

Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте


(использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум


21

Анализ языковых средств выразительности. Тропы


(эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)

Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум


22

Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза.

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум


23

Парцелляция. Градация. Риторический вопрос и др.

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум


24

Знакомство с критериями оценки сочинения-рецензии по прочитанному тексту.



Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12)

Комбинированный


25

Структура сочинения на основе предложенного текста

Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста

Лекция


26

Определение темы и проблематики текста

Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста

Практикум


27

Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум


28

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте


Учить комментировать проблему, поднятую в тексте

Практикум


29

Осмысление авторской позиции текста


Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте

Комбинированное занятие


30

Приёмы логического мышления. Аргумент


Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли

Комбинированное занятие


31

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи

Комбинированное занятие


32

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками

Комбинированное занятие


33

Виды речевых ошибок


Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками

Комбинированное занятие

Капинос В.И. ЕГЭ. Русски язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся

34

Виды грамматических ошибок


Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками

Комбинированное занятие


35

Резервные часы




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы ЕГЭ

  1. “Инструкция для участников единого государственного экзамена” (Письмо Рособрнадзора от 07.04.2006г. №08-190/12).

Литература по общим вопросам

  1. Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно-методических материалов.- М.:МИОО, 2010.

Специальная литература по предмету, предназначенная для учителя и учащихся.

1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2007.

2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

* 3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. М., “Экзамен”, 2010.

* 4. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2011.

* 5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.

* 6. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2009.

* 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

* 8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

* 9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2011. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2011.

* 10. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

* 11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2010.

* 12. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2006-2007. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.

* 13. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.

14. Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.

15. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.

16. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2008.


1 –Литература, отмеченная звёздочкой (*), предназначена для учащихся.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!