СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса " Технология"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса " Технология"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса " Технология"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воробьевская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

___________Менлиосманова Э.М.

подпись ФИО

Протокол заседания ШМО

______________2022г. №_____



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ « Воробьевская средняя школа»

_____________ Ю.И.Лагуто.

«___» _________ 2022г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ ____ ______2022 г. № ______.

Директор МБОУ «Воробьевская средняя школа»

__________________ Шевчук Т.И.

подпись ФИО








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

Технология

Уровень

Базовый

Учитель

Карашай Эдае Ляверовна

Класс

10-11

Срок реализации программы

два года





Количество часов:

Всего 68 ч. 34 ч. 10 классе; 34ч. в 11 классе; в неделю по 1 ч.





Воробьево,2022

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты :

1) значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

2) правила выбора профессии;

3) понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

4) понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

значение творческого потенциала человека, карьеры.    

5) уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

6) использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

7) анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

8) пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

9) иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

10) использовать полученные знания и умения для самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

11) иметь представление о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; о научной организации производства и труда; о способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

Виды и формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые, зачёт, тестирование, зачёт-беседа по материалам курса, устный опрос, творческий проект, интегрированный зачет.

Содержание программы




Разделы и темы программы

Содержание

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий.

Правила ТБ в кабинете

Технология проектирования

Творческий процесс

Понятие «творчество», «творческий процесс» Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Объекты интеллектуальной собственности Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Защита интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности Способы защиты авторских прав. Публикации. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Алгоритм дизайна. Банк идей.

Понятие алгоритма проектирования. Методы формирования банка идей.

Мечты и реальность

Мысленное построение нового изделия. Постановка целей и изыскание средств проектирования.

Материализация проекта

Макетирование. Компьютерное моделирование. Дизайн.

Индивидуальный проект в ОУ

Познакомить с Положением об Индивидуальном проекте в МБОУ «Школа№6». Требования к конечному результату. Формы презентации проектного продукта.Проектная документация Практические работы Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования

Технологии в современном мире

Технология и техносфера

Понятие о технологии, её современное понимание как совокупности средств и методов производства. Классификация технологий по разным основаниям. Основные признаки проявления технологии в отличие от ремесленного способа деятельности. Общие характеристики технологии. Техносфера и сфера природы как среды обитания человека.

Технологическая культура

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура и её проявления в современном производстве. Научная организация как основа культуры труда. Эстетика труда.

Практические работы Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий,

структуры и организации производства.

Технологические уклады

Технологические уклады как преобладающие способы производства.

Связь технологии с наукой, техникой и производством

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства.

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Практические работы. Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды

Промышленные отходы и атмосфера

Изучение вопросов утилизации отходов . Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

Практические работы.Подготовка и презентация сообщений по теме урока

Природоохранные технологии

Использование достижений научно-технического прогресса для решения природоохранных задач. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Переработка бытового мусора и промышленных отходов.

Использование альтернативных источников энергии

Исполь-зование энергии Солнца, ветра, при-ливов, геотермальных источников энергии волн и те-чений. Термоядерная энергетика. Биогазовые уста-новки

Практические работы. Подготовка и презентация сообщений по теме урока

Экологическое сознание в техногенном мире

Экологически устойчивое разви-тие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания

Практические работы Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление ме-роприятий по охране окру-жающей среды на действующем промышленном предприятии

Перспективные направления развития современных технологий

Новые универсальные технологии: нанотехнологии, технологии послойного прототипирования, плазменная обработка материалов, ультразвуковые и лучевые технологии и др. Автоматизация и робототизация производства. Информационные технологии

Практические работы.Подготовка и презентация сообщений по теме урока

Профессиональное самоопределение и карьера

Профессиональная деятельность

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда

Практические работы Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности.

Сферы, отрасли и процессы производства

Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества,

Практические работы.

Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Нормирование и оплата труда

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма.. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты трудаКонтрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда.

Культура труда и профессиональная этика

Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Профессиональная этика и ее виды.

Профессиональное становление личности

Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии.. Профессиональные компетентность и мастерство. Понятия карьеры, должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры

Практические работы Составление личного профессионального плана

Профессиональная карьера

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Практические работы Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями

Рынок труда и профессий

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Виды профессионального образования

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование

Образ «Я»

Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
   Практические работы Составление «дерева» психологических качеств личности.

Представление о себе и проблема выбора профессии 

«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедурыМетодика «Кто я?».
 Развивающие процедуры Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности.Личный профессиональный план.
      Практические работы Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

  Диагностические процедуры Карта интересов; опросник профессиональной готовности(ОПГ)

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») 

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
      Диагностические процедуры Методика самооценки индивидуальных особенностей.
  Практические работы Знакомство с описаниями профессий.

Социальные проблемы труда («надо»)

 Профессионализация. Специализация. Квалификация.
  Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Условия труда и отдыха
  Развивающие процедуры Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
 Практические работы Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий)

Анализ профессий 

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.Формула профессии.. Практические работы. Составление формул профессий. Анализ предложенных профессий по предмету, цели и средствам труда

Классификация профессий

Способы классификации профессий.
     Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
     Понятие о профессиограмме

Практические работы Знакомство с профессиограммами

Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
   Практические работы Работа с «Анкетой здоровья».

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности 

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
      Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
    Диагностические процедуры Теппинг-тест; проба Ланчиса.

Темперамент в профессиональном становлении личности 

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
      Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
      Диагностические процедурыОпросник Айзенка. Практические работы Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

Эмоциональные состояния личности 

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
 Диагностические процедуры Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».  Развивающие процедуры Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Волевые качества личности 

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли .Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры Опросник «Какая у меня воля?». Практические работы Выполнение упражнений по воспитанию воли.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Способность к запоминанию

      Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
      Диагностические процедуры Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Развивающие процедуры Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания

Способность быть внимательным

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
  Развивающие процедуры Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

Способность оперировать пространственными представлениями

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
   Диагностические процедуры Методика «Сложение фигур».
   Развивающие процедуры Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями

      Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностические процедуры Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
 Развивающие процедуры Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».

Индивидуальные стили кодирования информации

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
    Диагностические процедуры Методика «Пиктограмма».

Индивидуальные стили переработки информации

Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
   Диагностические процедуры Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».

Человек среди людей 

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.



Имидж и этикет современного делового человека

Имидж офиса и сотрудников. Телефонный этикет



Моя профессиональная карьера

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.  Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
 Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение

Практические работы Составление и анализ личного профессионального плана.

Подготовка к профессиональной деятельности

Трудоустройство: с чего начать? Формы самопрезентации: автобиография, резюме

     Практические работы Составление резюме

Творческая проектная деятельность.

Проект «Мой выбор»

Оценка возможностей для выполнения проекта, сбор и систематизация необходимой информации.

Презентация результатов проектной деятельности

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.Подготовка и презентация результатов проектной деятельности. Защита проекта

Практические работы Подготовка различных форм презентации результатов проектной деятельности.





Тематическое планирование с указанием количества часов

Разделы и темы программы

Количество

часов

10 класс



Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Технология проектирования

6

Творческий процесс

1

Защита интеллектуальной собственности

1

Алгоритм дизайна. Банк идей.

1

Мечты и реальность

1

Материализация проекта

1

Индивидуальный проект в ОУ

1

Технологии в современном мире

16

Технология и техносфера

1

Технологическая культура

1

Технологические уклады

1

Связь технологии с наукой, техникой и производством

1

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

2

Промышленные отходы и атмосфера

1

Природоохранные технологии

1

Использование альтернативных источников энергии

1

Экологическое сознание в техногенном мире

1

Перспективные направления развития современных технологий

6

Профессиональное самоопределение и карьера

10

Профессиональная деятельность

1

Сферы, отрасли и процессы производства

2

Нормирование и оплата труда

2

Культура труда и профессиональная этика

1

Профессиональное становление личности

1

Профессиональная карьера

1

Рынок труда и профессий

1

Виды профессионального образования

1

Резерв учебного времени

1

Итого

34

11 класс



Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Образ «Я»

18

Внутренний мир человека и возможности его познания

1

Представление о себе и проблема выбора профессии 

1

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») 

1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») 

2

Социальные проблемы труда («надо») 

2

Анализ профессий 

2

Классификация профессий

2

Здоровье и выбор профессии 

1

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности 

1

Темперамент в профессиональном становлении личности 

1

Эмоциональные состояния личности 

1

Волевые качества личности 

1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

11

Способность к запоминанию

1

Способность быть внимательным

1

Способность оперировать пространственными представлениями

1

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями

1

Индивидуальные стили кодирования информации

1

Индивидуальные стили переработки информации

1

Человек среди людей 

1

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

Имидж и этикет современного делового человека

1

Моя профессиональная карьера

1

Подготовка к профессиональной деятельности

1

Творческая проектная деятельность.

3

Проект «Мой выбор»

1

Презентация результатов проектной деятельности

1

Защита проекта

1

Резерв учебного времени

1

Итого

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!