Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю» Директор МКОУ Никольской СОШ _____________ /Глазырин Р.А./ Приказ № 69/01-03 от 30.08. 2022 г. |
Рассмотрено на МС
Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ВАЛЕОЛОГИЯ
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
(11 класс)
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе:
-Закона Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (в ред. от 31.12.2015 года) (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644);
-Приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- примерной программы основного общего образования по биологии;
- рабочей программы элективного курса «Валеология». Автор-составитель В.В. Гаевая- Волгоград: Учитель, 2015;
- приказа об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
- учебного плана ОУ; - устава образовательно учреждения;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
- с учетом основных образовательной программ: ООО МКОУ Никольской СОШ;
-Положения о рабочей программе муниципального казенного общеобразовательного учреждения Никольской средней общеобразовательной школы.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Программно – методическое обеспечение:
1.Белов В.И. Энциклопедия здоровья.
М., 1993
2.Шутова С.В. Экология человека,
Тамбов, Юлис, 2007
3.О.Н. Богданович. Здоровый образ жизни (Внеклассные мероприятия)
Мозырь,ООО ИД «Белый ветер», 2009
4. Журналы «Биология в школе»
5. Природоведение. Биология. Естествознание.
Содержание образования. Сборник нормативно – правовых документов и методических
документов.
М, Вентана - Граф, 2007- 240с.(Современное образование)
6.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
М., Просвещение, 1989
Актуальность программы: Основой долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, создание крепкой семьи, рождения детей и их воспитания каждому человеку необходимо здоровье. В современных условиях, в условиях неблагоприятной экологической, социальной, демографической обстановки каждому человеку необходимо знать факторы, укрепляющие и ослабляющие его.
Элективный курс «Здоровый образ жизни» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьном курсе биологии. Полученные знания позволят предупредить развитие некоторых заболеваний, вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции. Следование нормам здорового образа жизни дает возможность старшеклассникам поддерживать работоспособность, предупреждать утомление. Данный курс позволяет развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.
Цель: расширить и углубить знания учащихся в области современных
достижений гигиены.
Задачи:
-помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и валеологии;
-формировать осознанное отношение к своему здоровью;
-научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержание программы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класса, включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются вопросы профилактики заболеваний разных систем органов, предупреждение наркомании и табакокурения, алкоголизма. Практическим содержанием программы является определение функциональных проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты
Выпускник научится:
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание программы.
Введение (2ч)
Валеология - комплекс научных знаний о здоровье человека. Предмет, задачи и методы валеологии. Её место в ряду естественных наук и наук о человеке. Здоровый образ жизни.
Практическая работа. «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей».
Тема 1. Я и мое здоровье (8ч)
Взаимосвязь образа жизни и здоровья. Зависимость здоровья всех систем органов от поведения, вредных привычек, питания.
Профилактика заболевания опорно-двигательной системы.
Практическая работа «Ваш образ жизни».
Тема 2.. Питание и здоровье (8ч)
Знакомство с болезнями, которые обусловлены неправильным питанием (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и т.д.). Значение употребления в пищу продуктов с низким и высоким содержанием жиров, сахара, соли. Голодание и необходимость врачебного контроля в этот период, его возможные негативные последствия.
Трофоэкология человека. Сбалансированное питание. Раздельное питание. Вегетарианство. Мёд и пчёлы. Зелёная аптека. Правила Поля Брена.
Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания».
Деловая игра «Заседание школьной думы».
Тема 3. Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД (7ч)
Факторы риска и факторы здоровья. Заболевания различных органов, связанные с курением.
Механизм воздействия наркотических веществ, их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие. Анализ анонимного анкетирования. Установление взаимосвязи между образом жизни и здоровьем человека.
Знакомство с данными статистики о скорости распространения этого заболевания в мире, в нашей стране, республике, городе. Возможные причины и способы поражения СПИДом. Роль беспорядочных сексуальных связей, употребления наркотиков в процессе его распространения. Механизм воздействия вируса.
Тема 4. Окружающая среда и здоровье (9 ч)
Характеристика района проживания. Факторы окружающей среды воздействующие на здоровье человека (низкие температуры воздуха, полярный день и полярная ночь, низкое содержание кислорода, избыточное увлажнение, недостаточное количество солнечных дней). Школа- как окружающая среда. Заболевания школьников как результат валеологической неграмотности (опорно-двигательной аппарат, зрение).
Стресс и его влияние на здоровье.
Закаливание организма - один из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья. Способы закаливания. Воля и волевые качества личности. Сила характера.
Шум и здоровье человека.
Город как экосистема. Здоровье горожанина.
Итоговое занятия по курсу «Валеология».
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, темы | Кол – во часов | В том числе |
Лабораторные, практические | Контрольные |
1 | Введение Урок 1. Понятие о валеологии. Предмет и методы гигиены. Урок 2. . История гигиены в России. | 2 | | |
2 | Я и мое здоровье Урок 3. Мое здоровье – основа моей жизни. Урок 4. Как мое здоровье зависит от меня. Урок 5. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Урок 6. Ваш образ жизни. Урок 7. Компьютер и мое здоровье. Урок 8. Факторы здоровья. Урок 9. Инфекционные заболевания. Урок 10. Первая помощь при травмах. | 8 | | |
3 | Питание и здоровье Урок 11. Трофоэкология человека, сбалансированное питание, калорийность и витаминизированность пищи. Урок 12 Полезные свойства овощей и фруктов. Урок 13 Что мы едим? Урок 14 Расход энергии, нормы и гигиена питания. Урок 15 Составление ежедневного рациона питания. Урок 16 Болезни, обусловленные неправильным питанием. Ожирение: болезнь болезней. Урок 17. Обзор различных принципов питания. Урок 18. Заседание школьной думы (деловая игра) | 8 | | |
4 | Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД Урок 19. Заболевание различных органов, связанные с курением. Урок 20. Наркомания: истоки, сущность и последствия. Урок 21. Алкоголизм и его последствия. Урок 22.Возможно ли застолье без спиртного? Урок 23. Влияние социальной среды на здоровье человека. Способы противостояния вредным привычкам Урок 24. СПИД-болезнь ХХ века. Сущность и проблемы Урок 25. Вредным привычкам – нет./судебное заседание/. | 7 | | |
5 | Окружающая среда и здоровье Урок 26. Шум и здоровье человека Урок 27. Стресс и его влияние на здоровье Урок 28. . Рацион и режим питания. Урок 29. Особенности функционирования органов дыхания. Урок 30. Темперамент Урок 31. Здоровье горожанина. Выявление источников химического и физического загрязнения. Урок 32. Жилье человека в городе. Урок 33. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам. Урок 34. Итоговое занятие по курсу «Валеология». | 9 | | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/Вилисова С.И./ « 29» августа 2022 года | УТВЕРЖДАЮ: директор школы ____________ /Глазырин Р.А./ « 30» августа 2022 года Приказ № 69/01-03 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Валеология »
на 2022/ 2023 учебный год
Класс 11.
Учитель Бахирева Оксана Николаевна.
(Ф.И.О.)
Количество часов: всего _34_; в неделю _1_ час.
КТП составлено на основе рабочей программы
элективного курса «Валеология»
от _29.08.2022 года _
(предмет, дата утверждения)
2022 г
Календарно - тематическое планирование
№ п/п, | Наименование тем, занятий | Всего часов | Лабораторные и практические работы | Контрольная работа | Дата |
I 1 2 II 1 2 3 4 5 6 7 8 III 1 2 3 4 5 6 7 8 IV 1 2 3 4 5 6 7 V 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Введение Урок 1. Понятие о валеологии. Предмет и методы гигиены. Урок 2. История гигиены в России. Я и мое здоровье Урок 3. Мое здоровье – основа моей жизни. Урок 4. Как мое здоровье зависит от меня. Урок 5. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Урок 6. Ваш образ жизни. Урок 7. Компьютер и мое здоровье. Урок 8. Факторы здоровья. Урок 9. Инфекционные заболевания. Урок 10. Первая помощь при травмах. Питание и здоровье Урок 11. Трофоэкология человека, сбалансированное питание, калорийность и витаминизированность пищи. Урок 12 Полезные свойства овощей и фруктов. Урок 13 Что мы едим? Урок 14 Расход энергии, нормы и гигиена питания. Урок 15 Составление ежедневного рациона питания. Урок 16 Болезни, обусловленные неправильным питанием. Ожирение: болезнь болезней. Урок 17. Обзор различных принципов питания. Урок 18. Заседание школьной думы (деловая игра) Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД Урок 19. Заболевание различных органов, связанные с курением. Урок 20. Наркомания: истоки, сущность и последствия. Урок 21. Алкоголизм и его последствия. Урок 22.Возможно ли застолье без спиртного? Урок 23. Влияние социальной среды на здоровье человека. Способы противостояния вредным привычкам Урок 24. СПИД-болезнь ХХ века. Сущность и проблемы Урок 25. Вредным привычкам – нет./судебное заседание/. Окружающая среда и здоровье Урок 26. Шум и здоровье человека Урок 27. Стресс и его влияние на здоровье Урок 28. Рацион и режим питания. Урок 29. Особенности функционирования органов дыхания Урок 30. Темперамент Урок 31. Здоровье горожанина. Выявление источников химического и физического загрязнения. Урок 32. Жилье человека в городе. Урок 33. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам. Урок 34. Итоговое занятие по курсу «Валеология». | 2 8 8 7 9 | л\р 1 л\р 2 л\р 3 л\р 5 л\р 6 л\р 4 л\р 7 | зачет | |
Лабораторный практикум
№, тема л.р. | дата |
1.Выявление плоскостопия и недостатков осанки. | |
2.Дезинфекция и стерилизация, используемая в домашних условиях. | |
3. Использование кровеостанавливающих средств, наложение шин, повязок. | |
4. Функциональные дыхательные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе и выдохе, до и после дозированной нагрузки. | |
5. Определение качества молока, меда, мяса. | |
6. Нарушение свойства белков при воздействии на них алкоголя. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина. | |
7. Определение темперамента. | |
Методы работы: лекции, бе6седы, ролевые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Литература.
А.Г.Хрипкова, Д.В. Колесов и др. «Физиология человека . Факультативный курс»,
В.И.Дубровский «Здоровый образ жизни» 1999г,
А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье»
В.Г.Кондратьев «Общая гигиена»
Г.Н.Серьдюкова «Гигиена детей и подростков»
Д.В.Колесов «Не допусти беды» 1988
В.Ф. Матвеев, А.Л.Гройсман «Профилактика вредных привычек»
Т.Л. Богданова, Е.А.Солодова «Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы» 2003г
Т.А. Дмитриева и др «Биология. Человек. Общая биология. 8-11кл. Вопросы. Задания, Задачи. М.Дрофа 2002г
На уроках валеологии в ходе теоретических занятий будут рассмотрены вопросы профилактики заболеваний разных систем органов, предупреждение наркомании и табакокурения, алкоголизма. Практическим содержанием программы является определение функциональных проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки.