СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Валеология" в 11 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Валеология" в 11 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа

« Утверждаю»

Директор МКОУ Никольской СОШ

_____________ /Глазырин Р.А./


Приказ № 69/01-03 от 30.08. 2022 г.



Рассмотрено на МС

Протокол №















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ВАЛЕОЛОГИЯ

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

(11 класс)




















2022 год

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса составлена на основе:

-Закона Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (в ред. от 31.12.2015 года) (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644);

  • Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1 786 "О рабочих программах учебных предметов";

-Приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- примерной программы основного общего образования по биологии;

- рабочей программы элективного курса «Валеология». Автор-составитель В.В. Гаевая- Волгоград: Учитель, 2015;

- приказа об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

- учебного плана ОУ; - устава образовательно учреждения;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);

- с учетом основных образовательной программ: ООО МКОУ Никольской СОШ;

-Положения о рабочей программе муниципального казенного общеобразовательного учреждения Никольской средней общеобразовательной школы.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

 Программно – методическое обеспечение:

1.Белов В.И. Энциклопедия здоровья.

М., 1993

2.Шутова С.В. Экология человека,

Тамбов, Юлис, 2007

3.О.Н. Богданович. Здоровый образ жизни (Внеклассные мероприятия)

Мозырь,ООО ИД «Белый ветер», 2009

4. Журналы «Биология в школе»

5. Природоведение. Биология. Естествознание.

Содержание образования. Сборник нормативно – правовых документов и методических

документов.

М, Вентана - Граф, 2007- 240с.(Современное образование)

6.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

М., Просвещение, 1989

Актуальность программы: Основой долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, создание крепкой семьи, рождения детей и их воспитания каждому человеку необходимо здоровье. В современных условиях, в условиях неблагоприятной экологической, социальной, демографической обстановки каждому человеку необходимо знать факторы, укрепляющие и ослабляющие его.

Элективный курс «Здоровый образ жизни» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьном курсе биологии. Полученные знания позволят предупредить развитие некоторых заболеваний, вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции. Следование нормам здорового образа жизни дает возможность старшеклассникам поддерживать работоспособность, предупреждать утомление. Данный курс позволяет развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Цель: расширить и углубить знания учащихся в области современных

достижений гигиены.

Задачи:

-помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и валеологии;

-формировать осознанное отношение к своему здоровью;

-научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;

- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

Содержание программы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класса, включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются вопросы профилактики заболеваний разных систем органов, предупреждение наркомании и табакокурения, алкоголизма. Практическим содержанием программы является определение функциональных проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки.

Планируемые результаты изучения учебного курса


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем


на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание  программы.

Введение (2ч)

     Валеология - комплекс  научных  знаний  о  здоровье  человека. Предмет,  задачи  и  методы  валеологии. Её  место  в  ряду  естественных  наук  и  наук  о  человеке.  Здоровый  образ  жизни.

   Практическая  работа.  «Самооценка  текущего  состояния  здоровья  по  результатам  анализа  объективных  и  субъективных  показателей».

Тема 1Я и мое здоровье (8ч)

        Взаимосвязь образа жизни и здоровья. Зависимость здоровья всех систем органов от поведения, вредных привычек, питания.

         Профилактика заболевания опорно-двигательной системы.

         Практическая работа «Ваш образ жизни».

Тема  2.Питание  и  здоровье (8ч)

       Знакомство  с  болезнями,  которые  обусловлены  неправильным  питанием  (гастрит,  ожирение,  диабет,  гипертония,  злокачественные  опухоли  и  т.д.). Значение  употребления  в  пищу  продуктов  с  низким  и  высоким  содержанием  жиров,  сахара,  соли. Голодание  и  необходимость  врачебного  контроля  в  этот  период,  его  возможные  негативные  последствия.

      Трофоэкология  человека. Сбалансированное  питание. Раздельное  питание. Вегетарианство. Мёд  и  пчёлы. Зелёная  аптека. Правила  Поля  Брена.

     Практическая  работа «Составление  ежедневного  рациона  питания».

     Деловая  игра  «Заседание  школьной  думы».

Тема  3.  Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД (7ч)

      Факторы  риска  и  факторы  здоровья. Заболевания  различных  органов,  связанные  с  курением.

      Механизм  воздействия  наркотических  веществ,  их  отрицательное  влияние  на  физическое  и  умственное  развитие. Анализ  анонимного  анкетирования. Установление  взаимосвязи  между  образом  жизни  и  здоровьем  человека.

     Знакомство  с данными  статистики  о  скорости  распространения  этого  заболевания  в  мире,  в  нашей  стране,  республике,  городе. Возможные  причины  и  способы  поражения  СПИДом. Роль  беспорядочных  сексуальных  связей,  употребления  наркотиков  в  процессе  его  распространения. Механизм  воздействия  вируса.

Тема  4. Окружающая  среда  и  здоровье  (9 ч)

  Характеристика  района  проживания. Факторы  окружающей  среды  воздействующие  на  здоровье  человека  (низкие  температуры  воздуха,  полярный  день  и  полярная  ночь,  низкое  содержание  кислорода,  избыточное  увлажнение,  недостаточное  количество  солнечных  дней). Школа- как  окружающая  среда. Заболевания  школьников  как  результат  валеологической  неграмотности  (опорно-двигательной  аппарат,  зрение).

     Стресс  и  его  влияние  на  здоровье.

     Закаливание  организма - один  из  важнейших  факторов  сохранения  и  укрепления  здоровья. Способы  закаливания. Воля  и  волевые  качества  личности. Сила  характера.

     Шум  и  здоровье  человека.

     Город как экосистема. Здоровье горожанина.

Итоговое занятия по курсу «Валеология».


Тематическое планирование


№ п/п

Раздел, темы

Кол – во часов

В том числе

Лабораторные, практические

Контрольные

1

Введение

Урок 1. Понятие о валеологии. Предмет и методы гигиены.

Урок 2. . История гигиены в России.


2



2

Я и мое здоровье

Урок 3. Мое здоровье – основа моей жизни.

Урок 4. Как мое здоровье зависит от меня.

Урок 5. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье.

Урок 6. Ваш образ жизни.

Урок 7. Компьютер и мое здоровье.

Урок 8. Факторы здоровья.

Урок 9. Инфекционные заболевания.

Урок 10. Первая помощь при травмах.

8



3

Питание и здоровье

Урок 11. Трофоэкология человека,

сбалансированное питание,

калорийность и витаминизированность пищи.

Урок 12 Полезные свойства овощей и фруктов.

Урок 13 Что мы едим?

Урок 14 Расход энергии, нормы и гигиена питания.

Урок 15 Составление ежедневного рациона питания.


Урок 16 Болезни, обусловленные неправильным питанием. Ожирение: болезнь болезней.

Урок 17. Обзор различных принципов питания.

Урок 18. Заседание школьной думы (деловая игра)


8



4

Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД

Урок 19. Заболевание различных органов, связанные с курением.

Урок 20. Наркомания: истоки, сущность и последствия.

Урок 21. Алкоголизм и его последствия.

Урок 22.Возможно ли застолье без спиртного?

Урок 23. Влияние социальной среды на здоровье человека. Способы противостояния вредным привычкам

Урок 24. СПИД-болезнь ХХ века. Сущность и проблемы

Урок 25. Вредным привычкам – нет./судебное заседание/.



7



5

Окружающая среда и здоровье

Урок 26. Шум и здоровье человека

Урок 27. Стресс и его влияние на здоровье

Урок 28. . Рацион и режим питания.

Урок 29. Особенности функционирования органов дыхания.

Урок 30. Темперамент

Урок 31. Здоровье горожанина. Выявление источников химического и физического загрязнения.

Урок 32. Жилье человека в городе.


Урок 33. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам.

Урок 34. Итоговое занятие по курсу «Валеология».

9











































Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_______________/Вилисова С.И./

« 29» августа 2022 года


УТВЕРЖДАЮ:

директор школы

____________ /Глазырин Р.А./

« 30» августа 2022 года

Приказ № 69/01-03



Календарно-тематическое планирование


по предмету «Валеология »

на 2022/ 2023 учебный год

Класс 11.

Учитель Бахирева Оксана Николаевна.

(Ф.И.О.)

Количество часов: всего _34_; в неделю _1_ час.

КТП составлено на основе рабочей программы

элективного курса «Валеология»

от _29.08.2022 года _

(предмет, дата утверждения)


















2022 г

Календарно - тематическое планирование


п/п,



Наименование тем, занятий

Всего

часов

Лабораторные и практические работы

Контрольная работа

Дата

I

1



2


II

1


2


3


4

5

6

7

8


III

1




2


3

4


5



6



7


8



IV



1


2


3


4


5



6


7



V

1

2


3

4


5

6



7


8


9



Введение

Урок 1. Понятие о валеологии. Предмет и методы гигиены.


Урок 2. История гигиены в России.


Я и мое здоровье

Урок 3. Мое здоровье – основа моей жизни.

Урок 4. Как мое здоровье зависит от меня.

Урок 5. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье.

Урок 6. Ваш образ жизни.

Урок 7. Компьютер и мое здоровье.

Урок 8. Факторы здоровья.

Урок 9. Инфекционные заболевания.

Урок 10. Первая помощь при травмах.

Питание и здоровье

Урок 11. Трофоэкология человека,

сбалансированное питание,

калорийность и витаминизированность пищи.

Урок 12 Полезные свойства овощей и фруктов.

Урок 13 Что мы едим?

Урок 14 Расход энергии, нормы и гигиена питания.

Урок 15 Составление ежедневного рациона питания.


Урок 16 Болезни, обусловленные неправильным питанием. Ожирение: болезнь болезней.

Урок 17. Обзор различных принципов питания.

Урок 18. Заседание школьной думы (деловая игра)


Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД

Урок 19. Заболевание различных органов, связанные с курением.

Урок 20. Наркомания: истоки, сущность и последствия.

Урок 21. Алкоголизм и его последствия.

Урок 22.Возможно ли застолье без спиртного?

Урок 23. Влияние социальной среды на здоровье человека. Способы противостояния вредным привычкам

Урок 24. СПИД-болезнь ХХ века. Сущность и проблемы

Урок 25. Вредным привычкам – нет./судебное заседание/.


Окружающая среда и здоровье

Урок 26. Шум и здоровье человека

Урок 27. Стресс и его влияние на здоровье

Урок 28. Рацион и режим питания.

Урок 29. Особенности функционирования органов дыхания

Урок 30. Темперамент

Урок 31. Здоровье горожанина. Выявление источников химического и физического загрязнения.

Урок 32. Жилье человека в городе.


Урок 33. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам.

Урок 34. Итоговое занятие по курсу «Валеология».

2






8













8





















7



















9





















л\р 1





л\р 2

л\р 3












л\р 5
















л\р 6



















л\р 4


л\р 7












































































зачет



Лабораторный практикум

№, тема л.р.

дата

1.Выявление плоскостопия и недостатков осанки.


2.Дезинфекция и стерилизация, используемая в домашних условиях.


3. Использование кровеостанавливающих средств, наложение шин, повязок.


4. Функциональные дыхательные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе и выдохе, до и после дозированной нагрузки.


5. Определение качества молока, меда, мяса.


6. Нарушение свойства белков при воздействии на них алкоголя. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина.


7. Определение темперамента.





Методы работы: лекции, бе6седы, ролевые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.

Литература.

  • А.Г.Хрипкова, Д.В. Колесов и др. «Физиология человека . Факультативный курс»,

  • В.И.Дубровский «Здоровый образ жизни» 1999г,

  • А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье»

  • В.Г.Кондратьев «Общая гигиена»

  • Г.Н.Серьдюкова «Гигиена детей и подростков»

  • Д.В.Колесов «Не допусти беды» 1988

  • В.Ф. Матвеев, А.Л.Гройсман «Профилактика вредных привычек»

  • Т.Л. Богданова, Е.А.Солодова «Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы» 2003г

  • Т.А. Дмитриева и др «Биология. Человек. Общая биология. 8-11кл. Вопросы. Задания, Задачи. М.Дрофа 2002г

  • На уроках валеологии в ходе теоретических занятий будут рассмотрены вопросы профилактики заболеваний разных систем органов, предупреждение наркомании и табакокурения, алкоголизма. Практическим содержанием программы является определение функциональных проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!