СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Естествознание I, II курс. Колледж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Естествознание» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по естествознанию, соотносится с действующей Примерной программой обучения естествознанию в основной общеобразовательной школе (2009), М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014г., учебно–методического комплекса учебного предмета «Естествознание».

Согласно учебному плану на изучение курса естествознания отводится:

- на I курсе - 72 часа в год (в том числе 6 контрольных мероприятий, 9 практических работ);

- на II курсе – 36 часов в год (в том числе 6 контрольных мероприятий, 6 практических работ).

Срок реализации рабочей программы 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Естествознание I, II курс. Колледж"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной дисциплины


«Естествознание»

I-II курсы





Составитель: Перес Герреро Нина Ригобертовна

Стаж: 8 лет

Категория: нет







Одобрена Составлена в соответствии с

предметно-цикловой комиссией требованиями ФГОС СОО и СПО

«Естественно-научных дисциплин» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Протокол № _____________ ___________________________ Сиромаха Е.С.

Председатель

________________________

Гегеле И.Ю.









Москва, 2018

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование

  5. Формы контроля

  6. Приложение




























Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Естествознание» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по естествознанию, соотносится с действующей Примерной программой обучения естествознанию в основной общеобразовательной школе (2009), М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014г., учебно–методического комплекса учебного предмета «Естествознание».

Рабочая программа ориентирована на учебники и пособия:

- «Естествознание. Базовый уровень: учебник для 10 класса», Мансуров А.Н., Мансуров Н.А., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

- «Естествознание. Базовый уровень: учебник для 11 класса», Мансуров А.Н., Мансуров Н.А., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

- «Естествознание. Базовый уровень. Программа для старшей школы: 10–11 классы», Мансуров А.Н., Мансуров Н.А., Пентин А.Ю., М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013;

- УМК «Естествознание» 10 - 11 класс (ФГОС), Мансуров А. Н., Мансуров Н. А., М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.

Согласно учебному плану на изучение курса естествознания отводится:

- на I курсе - 72 часа в год (в том числе 6 контрольных мероприятий, 9 практических работ);

- на II курсе – 36 часов в год (в том числе 6 контрольных мероприятий, 6 практических работ).

Срок реализации рабочей программы 2 года.











Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета «Естествознание» у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК 12. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации в профессиональной деятельности, использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Изучение предметной области "Естественно-научные предметы" и учебного предмета «Естествознание» должно обеспечить умения:

- ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественно-научного содержания;

- работать с естественно-научной информацией:

- владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

- использовать естественно-научные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;

Изучение предметной области "Естественно-научные предметы" и учебного предмета «Естествознание» должно обеспечить знания:

- основных наук о природе, их общность и отличия;

- естественно-научного метода познания и его составляющих, единства законов природы во Вселенной;

- взаимосвязи между научными открытиями и развитием техники и технологий;

- вклада великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира.

Личностное развитие:

  1. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

  2. Осуществление положительных жизненных перспектив.

  3. Принятие и осуществление ценностей здорового образа жизни, реализация экологической сознательности.

  4. Бережное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью, а также к здоровью окружающих людей.

  5. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

Метапредметные результаты:

  1. Овладение навыками самостоятельно определять цели, ставить задачи – как в образовательной деятельности, так и в жизненных ситуациях.

  2. Выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали.

  3. Умение давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

  4. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

  5. Умение оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Предметные результаты:

  1. Сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов. Грамотно применять естественнонаучную терминологию при описании явлений окружающего мира;

  2. Владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

  3. Сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

  4. Сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

  5. Владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

  6. Сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.






























Содержание учебного предмета

I курс

Введение

Объект и предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания. Задача современного естествознания.

Раздел 1. Человек и окружающий мир

Природные объекты. Формы существования объектов. Фундаментальные взаимодействия. Природный объект как система. Возможности человека в познании окружающего мира. Основные виды восприятия человеком сигналов из окружающего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Объекты микромира, макромира, мегамира. Их пространственно-временные характеристики.

Демонстрации: слайды с изображением микрообъектов, макрообъектов и астрономических объектов, видеофрагменты об объектах существующего мира, оптические иллюзии, автостереограммы, микропроекция микроообъектов.

Практические работы:

Практическая работа 1. Наблюдение микрообъектов с помощью микроскопа.

Практическая работа 2. Наблюдение удаленных объектов с помощью телескопа.

Примерные темы рефератов:

1. Структурные уровни организации материи.

2. Черные дыры.

3. Фундаментальные частицы.

4. Геологическое время.

5. Масштабы Вселенной.

Примерные темы проектов:

1. Успехи современной микроскопии.

2. Особенности восприятия света глазом человека.

3. Объекты природы и формы их существования.

4. Советские и российские нобелевские лауреаты.

5. Ошибочные научные гипотезы.

Раздел 2. Научный метод

Основные составляющие научного метода: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория, применение. Система наук о природе. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологией. Системный подход в естествознании. Расширение возможностей человека благодаря научным и техническим достижениям.

Демонстрации: портреты Аристотеля, Декарта, Бекона, Гегеля,

Галилея, Дальтона, Линнея.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 1. Исследование формы поверхности мыльных пленок.

Примерные темы проектов:

Методы исследования в естественных и гуманитарных науках.

Исследование природного явления с использованием основных составляющих научного метода (например, электролиза CuSO4).

Примерные темы рефератов:

1. Рене Декарт и его метод.

2. Взаимное влияние науки и искусства.

3. Удивительная эффективность научного метода.

4. История становления научного метода.

5. Астрология и алхимия — примеры лженаук.

6. Наука и религия.

Раздел 3. Вещество в природе

Фундаментальные частицы. Элементарные частицы. Волновые и корпускулярные свойства частиц вещества. Применение волновых свойств микрочастиц. Нуклиды. Взаимодействие между ядрами. Ядерные реакции. Атомы. Заполнение электронных состояний в атомах. Взаимодействие между атомами. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Природа химической связи. Молекулы. Разнообразие молекул. Связь между структурой молекул и свойствами вещества. Макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Роль макромолекул в человеческом организме. Взаимодействие молекул.

Демонстрации:

1. Счетчики ионизирующих излучений.

2. Модели атомов элементов 1-го и 2-го периодов.

3. Таблица Менделеева.

4. Зависимость химических свойств элементов от их положения в Периодической таблице Д. И. Менделеева.

5. Модели молекул с химическими связями разного вида.

6. Модель молекулы воды.

7. Межмолекулярное взаимодействие.

8. Модель взаимодействия молекул.

9. Модель броуновского движения.

10. Полимерные материалы.


Лабораторные работы:

Лабораторная работа 2. Определение размеров молекулы касторового масла.

Примерные темы рефератов:

1. Вечные двигатели.

2. Д. И. Менделеев.

3. Свойства «знаменитых» молекул.

4. Кристаллы.

5. Происхождение названий химических элементов.

6. Фуллерены и их свойства.

Примерные темы проектов:

1. Загадочные природные явления.

2. Удивительные свойства воды.

Раздел 4. Свойства вещества

Вещества. Связь между структурой атомов и молекул и свойствами вещества. Неорганические и органические вещества. Химические реакции. Вещество и биологические объекты. Вещество и физические тела. Тепловые свойства вещества.

Агрегатные состояния вещества. Жидкие кристаллы. Внеземные вещественные объекты.

Демонстрации:

1. Неорганические вещества.

2. Органические вещества.

3. Химические реакции.

4. Тепловые эффекты химических реакций.

5. Изменение внутреннего состояния тел за счет работы и количества теплоты.

6. Агрегатные состояния вещества.

7. Жидкокристаллические индикаторы.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 3. Изучение особенностей перехода аморфных и кристаллических тел между жидкими и твердыми агрегатными состояниями.

Лабораторная работа 4. Исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов.

Практические работы:

Практическая работа 3. Получение и собирание газов, опыты с ними.

Практическая работа 4. Распознавание органических веществ по характерным реакциям.

Практическая работа 5. Знакомство с работой жидкокристаллических индикаторов.

Практическая работа 6. Экспериментальные задачи на получение и распознавание веществ.

Практическая работа 7. Эффективное и безопасное использование средств бытовой химии.

Темы рефератов:

1. Щелочные металлы и их свойства.

2. Щелочноземельные металлы и их свойства.

3. Хроматография.

4. Многообразие органических веществ.

5. А. М. Бутлеров.

6. Роль металлов в истории развития человечества.

7. Химические элементы в организме человека.

Примерные темы проектов:

9. Агрегатные состояния вещества.

10. Жидкие кристаллы в нашем доме.

11. Влияние науки на развитие техники.

12. Влияние техники на развитие науки.

Раздел 5. Физические поля

Гравитационное поле. Движение тел в гравитационном поле. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Принцип действия электрогенератора и электродвигателя. Использование электрической энергии. Радиосвязь и телевидение. Радиолокация. Волновые свойства света. Корпускулярные свойства света. Поглощение и испускание света атомами. Принцип действия лазера. Квантовые поля.

Демонстрации:

1. Электризация тел.

2. Электрическое взаимодействие тел.

3. Электростатическая индукция.

4. Сохранение электрического заряда.

5. Электрическое поле.

6. Магнитное взаимодействие.

7. Магнитное взаимодействие проводников с током.

8. Сила Ампера.

9. Магнитное поле.

10. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.

11. Правило Ленца.

12. Магнитоэлектрическая индукция.

13. Свойства электромагнитных волн.

14. Кардиограмма и энцефалограмма.

15. Персональный компьютер.

16. Мобильный телефон.

17. Цифрой фотоаппарат, цифровая видеокамера.

18. Шкала электромагнитных волн.

19. Распространение, отражение, преломление света.

20. Полное внутреннее отражение света.

21. Интерференция света.

22. Дифракция света.

23. Дифракционная решетка.

24. Поляризация света.

25. Дисперсия света.

26. Спектры излучения газов.

27. Фотоэффект.

28. Оптическое волокно.

29. Голограмма.

30. Невесомость.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 5. Измерение ускорения свободного падения в поле тяжести Земли.

Лабораторная работа 6. Изучение отражения и преломления света.

Лабораторная работа 7. Измерение длины волны света.

Практические работы:

Практическая работа 8. Знакомство со свойствами лазерного излучения (на примере газового или полупроводникового лазера).

Практическая работа 9. Изучение спектров излучения атомов и молекул.

Примерные темы рефератов:

1. Свет в природе.

2. Принцип Ферма.

3. Волоконная оптика.

4. Ключевые эксперименты по дифракции света.

5. Огюст Френель.

6. Поляризованный свет.

7. Компьютерные изображения электрических полей.

8. Земной магнетизм.

9. М. Фарадей.

10. Невидимые излучения.

11. Люминесценция.

12. Применение лазеров.

13. Фотоэффект и его применения.

14. Открытие Х-лучей.

15. Открытие электрона.

16. Русские электротехники.

17. История радио.

18. История телевидения.

19. Первый искусственный спутник Земли.

20. К. Э. Циолковский — «отец» космонавтики.

21. Изучение планет солнечной системы реактивными аппаратами.

22. Космонавтика на службе человека.

Примерные темы проектов:

1. Применение лазеров.

2. Природные оптические явления.

Заключение

Первоначальное представление о современной естественнонаучной картине мира.

Примерные темы проектов:

1. Роль науки и техники в расширении возможностей человека.

2. Достижения науки и научная фантастика.

3. Роль науки в современном обществе.


II курс


Раздел 6. Природные процессы

Происхождение Вселенной. Эволюция Вселенной. Эволюция Земли. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Необратимый характер тепловых процессов в природе. Порядок — беспорядок, энтропия, информация. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. Процессы самоорганизации. Информационные процессы в открытых системах.

Демонстрации:

1. Диффузия жидкостей.

2. Ячейки Бенара.

3. Модель двигателя внутреннего сгорания.

Практические работы:

Практическая работа 1. Наблюдение броуновского движения.

Практическая работа 2. Подготовка презентации по теме «Природные процессы» с использованием информационных технологий.

Практическая работа 3. Ознакомление с различными видами топлива.

Примерные темы рефератов:

1. Происхождение Вселенной.

2. Эволюция Вселенной.

3. Диффузия и осмос.

4. Детерминированный хаос.

5. История автомобиля.

6. История паровоза.

7. Биогеохимические циклы.

8. Молекулярная эволюция.

Раздел 7. Жизнь как природное явление

Биосистемная организация жизни. Клеточное строение живых организмов. Обмен веществ в клетке. Превращение энергии в клетке. Деление клетки. Структура молекулы ДНК. Репликация ДНК. ДНК — носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Матричное воспроизведение белков. Наследственность и изменчивость организмов. Основные этапы развития генетики. Законы Менделя. Естественный отбор. Биологическая эволюция. Гипотезы происхождения жизни.

Демонстрации:

1. Модели — аппликации, иллюстрирующие строение клетки, деление клетки, отличия в строении клеток разных тканей организма, синтез белка.

2. Микропрепараты клеток растений и животных.

3. Опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза.

4. Микропрепараты, иллюстрирующие митоз в клетках корешка лука.

5. Модели — аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.

6. Модель ДНК.

7. Модели и муляжи, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность организмов.

8. Окаменелости.

9. Отпечатки растений и животных.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 1. Строение клеток растений и животных.

Лабораторная работа 2. Опыты по фотосинтезу.

Лабораторная работа 3. Исследование каталитической активности ферментов.

Лабораторная работа 4. Изучение изменчивости растений и животных.

Практическая работа:

Практическая работа 4. Наблюдение денатурации белка.

Примерные темы рефератов:

1. Строение белков.

2. Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

3. Ферменты.

4. Разгадка структуры ДНК.

5. Биосинтез белка.

Экскурсии:

1. Природная экосистема.

2. Влияние на окружающую среду антропогенных факторов.

Раздел 8. Человек как природное явление

Происхождение человека. Эволюция человека. Геном человека. Генетические заболевания и возможности их лечения. Биотехнологии. Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий. Природа вирусных заболеваний. Проблемы рационального питания. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. Влияние радиоактивных и электромагнитных излучений на организм человека. Биоразнообразие. Биосфера, роль человека в биосфере.

Демонстрации:

1. Скелеты человека и позвоночных животных.

2. Модели остатков материальной культуры предков человека.

3. Человеческие расы.

4. Происхождение человека.

5. Модель — аппликация «Биосфера и человек».

6. Иллюстрация влияния экологических факторов на развитие растений и животных.

7. Гербарные материалы и коллекции, отражающие взаимосвязи организмов в лесу, на лугу и т. д.

8. Аквариум как модель экологической системы.

9. Модель-аппликация «Типичные биоценозы».

Примерные темы рефератов:

1. Возможности генной инженерии.

2. Экологические катастрофы на Земле.

3. Международный проект «Геном человека».

4. Русские генетики.

5. Разнообразие животного мира.

6. Фотосинтез и биосфера.

7. Клонирование животных.

8. Генная терапия.

9. Как вирусы вызывают болезни.

10. Поиски внеземных цивилизаций.

Раздел 9. Естественнонаучная картина мира

Система наук о природе и естественнонаучная картина мира. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации: слайды с портретами ведущих ученых, результатов исследования астрономических объектов с помощью космических аппаратов; таблицы, иллюстрирующие процессы преобразования и сохранения энергии в природе и технике, роль человека в охране и защите окружающей среды, структуру естественнонаучной картины мира.

Практические работы:

Практическая работа 5. Подготовка реферата по теме «Естественнонаучная картина мира» с использованием информационных технологий.

Примерные темы рефератов:

1. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

2. Н. Коперник и его время.

3. Великий астроном Тихо Браге.

4. И. Кеплер и его представления о Солнечной системе.

5. П. Лаплас и его время.

6. Развитие идей релятивизма в естествознании.

7. С. И. Вавилов и его роль в развитии физики нашей страны.

8. Корпускулярно-волновой дуализм.

9. Развитие идеи атомизма от Древней Греции до наших дней.

10. М. В. Ломоносов.

11. Источники загрязнения грунтовых вод.

12. Кислотные осадки.

Заключение


































Тематическое планирование

темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся


Введение (2 ч.)


0

Объект и предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания. Задача современного естествознания.


- сформировать представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной

Раздел 1. Человек и окружающий мир (12 ч.)

1

    1. Природные объекты. Формы существования объектов. Фундаментальные взаимодействия. Природный объект как система.

    2. Возможности человека в познании окружающего мира. Основные виды восприятия человеком сигналов из окружающего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

    3. Объекты микромира, макромира, мегамира. Их пространственно - временные характеристики.

См.раздел «Введение»

Раздел 2. Научный метод (10 ч.)

2

2.1. Основные составляющие научного метода: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория, применение. Система наук о природе. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологией.

2.2. Системный подход в естествознании. Расширение возможностей человека благодаря научным и техническим достижениям.


- сформировать представления о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; овладеть приемами естественно- научных наблюдений, методов исследования и оценки достоверности полученных результатов.

- сформировать умения понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

- сформировать умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя

Раздел 3. Вещество в природе (12 ч.)

3

3.1. Фундаментальные частицы. Элементарные частицы. Волновые и корпускулярные свойства частиц вещества. Применение волновых свойств микрочастиц.

3.2. Нуклиды. Взаимодействие между ядрами. Ядерные реакции.

3.3. Атомы. Заполнение электронных состояний в атомах. Взаимодействие между атомами.

3.4. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Природа химической связи. 3.5. Молекулы. Разнообразие молекул. Связь между структурой молекул и свойствами вещества. 3.6. Макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Роль макромолекул в человеческом организме. Взаимодействие молекул.


- овладеть понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, поучаствовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, научиться критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию.

- овладеть знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.


Раздел 4. Свойства вещества (18 ч.)

4

4.1. Вещества. Связь между структурой атомов и молекул и свойствами вещества. Неорганические и органические вещества. Химические реакции.

4.2. Вещество и биологические объекты. Вещество и физические тела. Тепловые свойства вещества.

4.3. Агрегатные состояния вещества. Жидкие кристаллы. Внеземные вещественные объекты.


См. раздел 3.

Раздел 5. Физические поля (18 ч.)

5

5.1. Гравитационное поле. Движение тел в гравитационном поле.

5.2. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

5.3. Принцип действия электрогенератора и электродвигателя. Использование электрической энергии.

5.4. Радиосвязь и телевидение. Радиолокация.

5.5. Волновые свойства света. Корпускулярные свойства света. Поглощение и испускание света атомами.

5.6. Принцип действия лазера. Квантовые поля.

См. раздел 3.

Раздел 6. Природные процессы (6 ч.)

6

6.1. Происхождение Вселенной. Эволюция Вселенной. Эволюция Земли.

6.2. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Необратимый характер тепловых процессов в природе.

6.3. Порядок — беспорядок, энтропия, информация. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели.

6.4. Процессы самоорганизации. Информационные процессы в открытых системах.


- сформировать представления о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;

- овладеть приемами естественно- научных наблюдений, методов исследования и оценки достоверности полученных результатов.

- овладеть понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир,

-поучаствовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам,

- использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, научиться критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- овладеть знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

- сформировать умения понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности,

- уметь различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Раздел 7. Жизнь как природное явление (10 ч.)

7

7.1. Биосистемная организация жизни. Клеточное строение живых организмов. Обмен веществ в клетке. Превращение энергии в клетке.

7.2. Деление клетки. Структура молекулы ДНК. Репликация ДНК. ДНК — носитель наследственной информации.

7.3. Ген. Генетический код. Матричное воспроизведение белков. Наследственность и изменчивость организмов.

7.4. Основные этапы развития генетики. Законы Менделя. Естественный отбор.

7.5. Биологическая эволюция. Гипотезы происхождения жизни.


См. раздел 6.

Раздел 8. Человек как природное явление (12 ч.)

8

8.1. Происхождение человека. Эволюция человека.

8.2. Геном человека. Генетические заболевания и возможности их лечения.

8.3. Биотехнологии. Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий.

8.4. Природа вирусных заболеваний. Проблемы рационального питания.

8.5. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. 8.6. Влияние радиоактивных и электромагнитных излучений на организм человека.

8.7. Биоразнообразие. Биосфера, роль человека в биосфере.


См. раздел 6.

Раздел 9. Естественнонаучная картина мира (8 ч.)

9

9.1. Система наук о природе и естественнонаучная картина мира. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире.

9.2. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе.

9.3. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологии. 9.4. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


- сформировать представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Все- ленной.



























Формы контроля

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе первичного восприятия нового материала используются репродуктивные вопросы и задания. Виды контроля здесь – устный опрос, практические работы, самостоятельные работы, творческие задания, эссе.

Примеры эссе:

а) «Роль человека в биосфере»;

б) «Глобальные экологические проблемы и пути их решения».

Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, полугодий и может носить тестовый характер:

I курс

а) «Фундаментальные взаимодействия»;

б) «Вещество в природе» (тест);

в) «Периодический закон. Химическая связь» (тест);

г) «Свойства вещества. Химические реакции»;

д) «Тепловые свойства вещества»;

е) «Электромагнетизм» (тест);

ж) «Корпускулярно-волновые свойства света».

II курс

а) «Тепловые процессы в природе Второе начало термодинамики»;

б) «Обмен веществ в клетке» (тест);

в) «ДНК. Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Синтез белка» (тест, Приложение 1);

г) «Вирусы»;

д) «Энергия в живой и неживой природе» (тест).


Итоговый контроль осуществляется в виде контрольной работы в конце учебного года.








Приложение 1. Тест «ДНК. Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Синтез белка»

1. Один триплет кодирует:

  • одну АК

  • один признак организма

  • несколько АК

2. Знаки препинания генетического кода…

  • кодируют определённые белки

  • запускают синтез белка

  • прекращают синтез белка

3. Синтез белка завершается в момент…

  • узнавание кодона антикодоном

  • появление на рибосоме «знака препинания»

  • поступление и-РНК на рибосому

4. Функция и-РНК в процессе биосинтеза.

  • хранение наследственной информации

  • транспорт АК на рибосомы

  • подача информации на рибосомы

5. Процесс, в итоге которого происходит считывание информации с молекулы ДНК:

  • трансляция

  • транскрипция

  • трансформация

6. Процесс, когда т-РНК приносят аминокислоты на рибосомы.

  • транскрипция

  • трансляция

  • трансформация

7. Свойства белков определяется…

  • вторичной структурой белка

  • первичной структурой белка

  • третичной структурой белка

8. Процесс, при котором антикодон узнаёт кодон на и-РНК

  • транскрипция

  • трансляция

  • трансформация

9. Рибосомы, синтезирующие одну и ту же белковую молекулу.

  • хромосома

  • полисома

  • мегахромосома

10. Этапы биосинтеза белка…

  • транскрипция, трансляция

  • трансформация, трансляция

  • трансорганизация, транскрипция


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!