Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 12 Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12 Протокол № 8 от 24.05.14 | Обсуждена на заседании МС МАОУ СОШ № 12 Протокол № 14 от 26.05.2014г. | Утверждена педагогическим советом Протокол № 10 от 28.05.2014г. Приказ № 111/1 от 30.05.2014г. | | | Директор МАОУ СОШ № 12 Лопатин А.В. _____________________ (подпись) М.П. | Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс Составитель: Петрова Н.П. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12 Калининград, 2014 |
Пояснительная записка
Факультативный курс «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х классов он поможет при подготовке к сдаче ГИА в новой форме.
Курс состоит из разделов:
1. Комплексный анализ текста (КАТ) как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
2. Работа над текстом.
3. Виды грамматического разбора.
4. Целостное рассмотрение текста.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Для того, чтобы учащиеся достигли высокого уровня речевой культуры, подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом жанре, необходимо решить ряд задач.
Задачи курса:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
КАТ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Занятия по курсу предполагают повторение уже известных языковых фактов, но во многом на более высоком уровне. Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Форма итогового контроля – КАТ.
Содержание рабочей программы курса
I. Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
II. Работа над текстом
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.
III. Виды грамматического разбора
Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
IV. Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.
Тематическое календарно-поурочное планирование факультативного курса
«Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции»
8 «Г» класс, базовый уровень, 2014-2015 учебный год.
35 часов в год, 1час в неделю.
Учитель Петрова Н.П.
№ | Тема занятия | Количество часов | Содержание курса | Форма контроля, вид работы | Дата |
Повторение орфографии | Повторение синтаксиса |
1. | Текст и его строение. Признаки текста. | 2 | Правописание гласных в корнях с безударной гласной, при чередовании звуков | Словосочетания, их виды | Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста | |
2. | Определение функционального стиля речи | 4 | Слова с непроверяемой гласной в корне слова, гласные после шипящих и Ц. | Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого. | Групповая, работа по тексту и по тестам. Творческая, Написание мини-сочинения. | |
3. | Работа со смысловыми типами речи | 2 | Правописание согласных в корне слова (удвоенные, непроизносимые, парные). | Тире в простом и сложном предложениях. | Индивидуальная, работа по текстам. | |
4. | Тема текста и его микротемы. | 2 | Правописание приставок | Однородные члены предложения | Самостоятельная работа. | |
5. | Работа с основной мыслью текста | 2 | Правописание суффиксов и окончаний | Вводные и вставные конструкции. Обращения. | Индивидуальная, Работа по текстам. | |
6. | Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) | 2 | Правописание Н и НН | Обособленные члены предложения. | Поисковая, групповая, работа по тестам. | |
7. | Практическое занятие - КАТ | 1 | Правописание Ъ и Ь | Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения. | Самостоятельная работа. | |
8. | Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. | 2 | Правописание частиц НЕ и НИ. | Сложносочинённые предложения, знаки препинания при них. | Поисковая, индивидуальная. | |
9. | Смысловые и грамматические связи предложений. | 2 | Правописание наречий | Сложноподчинённые предложения, их виды | Контрольная работа. | |
10. | Анализ композиции текста. | 2 | Правописание предлогов | Бессоюзные сложные предложения. | Групповая, работа по отрывкам из произведений. | |
11. | Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 | Правописание союзов | Синтаксические конструкции с союзом КАК | Поисковая работа, индивидуальная. | |
12. | Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля» | 2 | Правописание частиц и междометий. | Сложные предложения с различными видами связи. | Самостоятельная поисковая работа. | |
13. | Языковой анализ текста. Создание собственных текстов. | 2 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Прямая и косвенная речь | Творческая индивидуальная работа | |
14. | Урок – практикум «КАТ» | 1 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Стилистические функции порядка слов | Выборочная работа | |
15. | Комплексный анализ публицистического текста | 2 | Правописание глаголов и деепричастий | Стилистика сложных синтаксических конструкций. | Групповая работа по текстам. | |
16. | Комплексный анализ научного текста | 2 | Правописание прилагательных и причастий | Стилистические фигуры речи. | Индивидуальная работа по текстам. | |
17. | Контрольная работа. Комплексный анализ текста. | 2 | Классификация типов ошибок. | Стилистические особенности прямой и косвенной речи. | Контрольная творческая работа | |
Список используемой литературы.
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2005.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
5. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004