СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Комплексный анализ текста как  один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х классов он поможет при подготовке к сдаче ГИА в новой форме.  

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 12


Рассмотрена на заседании

МО учителей русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 12

Протокол № 8 от 24.05.14

Обсуждена на заседании МС

МАОУ СОШ № 12

Протокол

№ 14 от 26.05.2014г.

Утверждена

педагогическим советом

Протокол № 10 от 28.05.2014г.


Приказ № 111/1 от 30.05.2014г.



Директор МАОУ СОШ № 12

Лопатин А.В.

_____________________

(подпись)

М.П.






Рабочая программа

факультативного курса

«Комплексный анализ текста как один из способов

формирования текстовой компетенции»,

базовый уровень, 8 класс





Составитель:

Петрова Н.П.

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12







Калининград, 2014


Пояснительная записка


Факультативный курс «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х классов он поможет при подготовке к сдаче ГИА в новой форме.

Курс состоит из разделов:

1. Комплексный анализ текста (КАТ) как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

2. Работа над текстом.

3. Виды грамматического разбора.

4. Целостное рассмотрение текста.

Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

Для того, чтобы учащиеся достигли высокого уровня речевой культуры, подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом жанре, необходимо решить ряд задач.

Задачи курса:

- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;

- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

КАТ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:

- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;

- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;

- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;

- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;

- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.

Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Занятия по курсу предполагают повторение уже известных языковых фактов, но во многом на более высоком уровне. Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Форма итогового контроля – КАТ.





































Содержание рабочей программы курса

I. Введение

Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.


II. Работа над текстом

Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.


III. Виды грамматического разбора

Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.


IV. Целостное рассмотрение текста

Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

























Тематическое календарно-поурочное планирование факультативного курса

«Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции»

8 «Г» класс, базовый уровень, 2014-2015 учебный год.

35 часов в год, 1час в неделю.

Учитель Петрова Н.П.


Тема занятия

Количество часов

Содержание курса

Форма контроля, вид работы

Дата

Повторение

орфографии

Повторение

синтаксиса

1.

Текст и его строение.

Признаки текста.

2

Правописание гласных в

корнях с безударной

гласной, при чередовании

звуков

Словосочетания, их виды

Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста


2.

Определение функционального стиля речи

4

Слова с непроверяемой гласной в корне слова, гласные после шипящих и Ц.

Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого.

Групповая,

работа по тексту и по тестам.

Творческая,

Написание мини-сочинения.


3.

Работа со смысловыми типами речи

2

Правописание согласных в корне слова (удвоенные, непроизносимые, парные).

Тире в простом и сложном предложениях.


Индивидуальная,

работа по текстам.


4.

Тема текста и его микротемы.

2

Правописание приставок

Однородные члены предложения

Самостоятельная работа.


5.

Работа с основной мыслью текста

2

Правописание суффиксов и окончаний

Вводные и вставные конструкции. Обращения.

Индивидуальная,

Работа по текстам.


6.

Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса)

2

Правописание Н и НН

Обособленные члены предложения.

Поисковая,

групповая, работа по тестам.




7.


Практическое занятие - КАТ

1


Правописание Ъ и Ь

Присоединительные конструкции. Уточняющие члены предложения.

Самостоятельная работа.


8.

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

2

Правописание частиц НЕ и НИ.

Сложносочинённые предложения, знаки препинания при них.

Поисковая,

индивидуальная.


9.

Смысловые и грамматические связи предложений.

2

Правописание наречий

Сложноподчинённые предложения, их виды

Контрольная работа.


10.

Анализ композиции текста.

2

Правописание предлогов

Бессоюзные сложные предложения.

Групповая,

работа по отрывкам из произведений.


11.

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

Правописание союзов

Синтаксические конструкции с союзом КАК

Поисковая работа,

индивидуальная.


12.

Урок-поиск «Средства выразительности языка в тексте художественного стиля»

2

Правописание частиц и междометий.

Сложные предложения с различными видами связи.

Самостоятельная поисковая работа.


13.

Языковой анализ текста.

Создание собственных текстов.

2

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Прямая и косвенная речь

Творческая

индивидуальная работа


14.

Урок – практикум «КАТ»

1

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Стилистические функции порядка слов

Выборочная работа


15.

Комплексный анализ публицистического текста

2

Правописание глаголов и деепричастий

Стилистика сложных синтаксических конструкций.

Групповая работа по текстам.


16.

Комплексный анализ научного текста

2

Правописание прилагательных и причастий

Стилистические фигуры речи.

Индивидуальная работа по текстам.


17.

Контрольная работа. Комплексный анализ текста.

2

Классификация типов ошибок.

Стилистические особенности прямой и косвенной речи.

Контрольная

творческая работа



Список используемой литературы.


1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.

2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2005.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.

5. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!