СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по ОПК 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОПК 6 класс. Факультативный курс основ православной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по ОПК 6 класс.»

Аннотация к рабочей программе факультатива ОПК 6 класс.

Основы православной культуры. 6 класс.

Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.

Место предмета в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

  • Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

  • Познакомить учащихся с историей Нового Завета.

  • Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

  • Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.

  • Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства.. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни.

  • . Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Программно-организационные пособия

  • Основы православной культуры: учебная программа. Научн. рук. В. М. Меньшиков, авторы: Л. П. Гладких, протоиерей Валентин Гребеньков, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков, С. Э. Наперстникова. — Курск: Курск. гос. ун-т., 2010.

Учебная литература для учащихся

  • .Н.В.Давыдова.архимандритЗиновий,Н.Н.Гатилова,В.М.Меньшиков.Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества. Экспериментальное учебное пособие для 6 класса. Курск 2010

  • 4.Т.В.Дорофеева, Т.В.Комарова, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Новго Завета. В ожидании Спасителя.. Рабочая тетрадь 6-й год обучения

  • Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2010.

  • Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 2010.

Учебно-методическая литература для учителя

  • . Т.В.Дорофеева, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества Методические рекомендации 6 класс. Курск 2012г.

  • Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб.-метод. пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.

Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал

  • Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. – Чехословакия, 1991.

  • Ганаго Б.А. Сборники книг для детей. – Минск: Изд. Белорусского Экзархата, 2000–2004.

  • Даули Т. Библейский атлас. – М.: Российское библейское общество, 2002.

  • Даули Т. Библия в цифрах и фактах. – М.: Российское библейское общество, 2013.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распро­странение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстанов­ления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных ос­нов обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современ­ному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных за­дач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализа­ции учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространст­во российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным куль­турным ценностям, имеющим общенациональную значимость, яв­ляется необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реа­лизации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей нацио­нальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международ­ного гуманитарного права.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содейст­вовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образова­тельного пространства, социальной и культурной интеграции российского обще­ства. Православное культурологическое образование учитывает фактическое по­ложение православной религии в Российской Федерации как традиционной рели­гии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского и соответственно тех, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.

Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью

Средняя группа охватывает учеников с 5 по 9 классы. Этот период является переходным в жизни человека, поэтому в изучении курса очень важно сместить акценты в сторону морально-интеллектуального развития. Основой содержания становится история, что дает возможность изучения православной культуры не только в ее историческом развитии, но и в органичной связи с другими школьными предметами, особенно с историей. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православной жизни.

Заметное место в изучении этого раздела должно занять знакомство с историей православия родного края: его монастырей и храмов, его святых, важнейших событий Курского края. При этом изучение не должно ограничиваться только изложением сведений, но предполагается посещение монастырей и храмов, святых мест, участие на доступном уровне в исследовательской краеведческой работе.

Требования к уровню подготовки ученика средней школы

Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение и представление православной культуры на уровне содержательных линий, соответственно возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.

В соответствии с этим учащийся должен:

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.

2. По содержательной линии: «Православие и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект для общества и человека.

3. По содержательной линии: «История православной религии и культуры»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.

4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.

5. По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о мире этики, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать о путях духовно-нравственного совершенствования.

7. По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.

8. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.

9. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования»: иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние

Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.



Основное содержание с распределением учебных часов

по разделам курса

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 2ч

Понятие о Священном Писании Нового Завета. Цель написания священных книг Нового Завета и их содержание. Разделение новозаветных священных книг по их содержанию. Евангелие – книга высшей неисчерпаемой мудрости. Характер каждого из Четырех Евангелий. Археология и Евангелия

Начало Новозаветной истории. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Иисуса Христа. Палестина как родина Божественной истории. Историко-географическое описание Палестины. Римское правление. Галилея, Самария, Иудея, Перея

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения 4ч

Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете. Весть о рождении Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Девы Марии

Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Его жизнь, проповедь и служение Богу

Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Поклонение вифлеемских пастырей и восточных мудрецов. Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение Вифлеемских младенцев. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение Иерусалимского храма. Заочное путешествие по Святой Земле: Вифлеем и его святыни; места, связанные с пребыванием Святого Семейства в Египте; Назарет, дом Святого Семейства в Назарете

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Искушения в жизни человека. Пост и его значение в жизни человека. Возвращение на Иордан. Первые ученики Христовы. Первое чудо в Кане Галилейской. Заочное путешествие по Святой Земле: Иордан, Геннисаретское озеро, Мертвое море, гора Искушений, Кана Галилейская

Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода 14 ч

Первый год общественного служения Иисуса Христа. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа с Никодимом. Беседа с самарянкой.Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Чудесный улов рыбы и призвание учеников. Исцеление больных в Капернауме и призвание Левия-Матфея.

Второй год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос на второй Пасхе. Исцеление сухорукого. Избрание двенадцати апостолов. Исцеление слуги сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Милосердие Божие к детям

Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни. Хлеб духовный: что он значит в жизни человека. Заочное путешествие по Святой Земле: Капернаум, Наин и другие города, в которых Господь совершал чудеса. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Исповедание Петром тайны Сына Человеческого. Преображение Христово. Цель нашей жизни – наше преображение. Заочное путешествие по Святой Земле: гора Фавор

Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Заочное путешествие по Святой Земле: Иерусалим, его история и расположение. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Исцеление десяти прокаженных (всегда ли мы благодарим Господа)

Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим

Страстная неделя. Великий понедельник. Великий вторник. Вопрос о подати кесарю. Вопрос о наибольшей заповеди. Пророчество о разрушении Иерусалима и его исполнение. Пророчество о Церкви и о втором Пришествии. Беседа о Страшном Суде

Соотношение Ветхого и Нового Заветов. Заповеди Блаженства – этапы пути человека к совершенствуНагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего

Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение.

Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. прощальная беседа с учениками. Гефсиманская молитва. Арест. Отречение Петра. Суд синедриона. Смерть предателя Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Распятие и смерть. Страдания Пресвятой Богородицы. Христиане – дети Богородицы. Благодатный огонь Великой Субботы. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Посещение гроба Иоанном и Петром. Явления Иисуса Христа ученикам. Иисус Христос и апостол Фома. Фома неверующий как имя нарицательное. Туринская плащаница – свидетельство Воскресения Христова. Научные исследования. Евангельская история страданий Господа и полотно плащаницы.Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и Вознесение Господне

Храм – дом Божий

Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси. Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира. Храмы Московского Кремля. Донские храмы.

Религиозное искусство 6 ч

Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Чудотворные иконы Божией Матери. Монументальная живопись в православном храме. Символы православного искусства.

Агиография. 6 ч

Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Раздел І Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие

2 ч

2

Раздел ІІ. Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения

3

Раздел ІІІ Общественное служение Иисуса Христа

14 ч

4

Раздел ІV. Храм – дом Божий

5 ч

5

Раздел V. Религиозное искусство

6 ч

6

Раздел VІ Агиография

6 ч



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОПК 6 класс(35 ч)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

 

 

Раздел І Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 2 ч

1

Священное Писание Нового Завета. Археология и Евангелия

1

 

 

2

Начало Новозаветной истории.

1

 

 

Раздел ІІ.

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения 4ч

3

Рождество Богородицы, Ее воспитание и жизнь в Назарете.

1

 

 

4

Иоанн Предтеча

1

 

 

5

Рождество Христово. Сретение Господне. Жизнь в Назарет

1

 

 

6

Крещение. Искушение в пустыне. Первые ученики Христовы.

1

 

 

Раздел ІІІ Общественное служение Иисуса Христа 14 ч

7

Первый год общественного служения

1

 

 

8-9

Второй год общественного служения

2

 

 

10-11

Евангельские притчи и их значение

2

 

 

12-14

Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики.

3

 

 

15-16

Третий год общественного служения.

2

 

 

17

Страстная неделя.

1

 

 

18

Воскресение Христово. Вознесение Господне

1

 

 

Раздел ІV. Храм – дом Божий 5 ч

19

Древнее культовое зодчество на Руси

1

 

 

20

Внутреннее устроение храма.

1

 

 

21

Святыни – храмы православного мира.

1

 

 

22

Храмы Московского Кремля.

1

 

 

23

Храмы Курского края

1

 

 

Раздел V. Религиозное искусство 6 ч

24

Религиозная тематика в искусстве.

1

 

 

25

Церковное искусство. Иконопись на Руси.

1

 

 

26-27

Чудотворные иконы Божией Матери.

2

 

 

28

Монументальная живопись в православном храме.

1

 

 

29

Символы православного искусства.

1

 

 

Раздел VІ Агиография 5 ч

 

 

30

Житие святого Николая Чудотворца

1

 

 

31

Житие великомученика Георгия Победоносца.

1

 

 

32

Житие святого благоверного князя Александра Невского и

1

 

 

33

Житие преподобного Сергия Радонежского.

1

 

 

34-35

Житие преподобного Серафима Саровского

1

 

 



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Программно-организационные пособия

  • Основы православной культуры: учебная программа. Научн. рук. В. М. Меньшиков, авторы: Л. П. Гладких, протоиерей Валентин Гребеньков, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков, С. Э. Наперстникова. — Курск: Курск. гос. ун-т., 2010.

Учебная литература для учащихся

  • .Н.В.Давыдова.архимандритЗиновий,Н.Н.Гатилова,В.М.Меньшиков.Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества. Экспериментальное учебное пособие для 6 класса. Курск 2010

  • 4.Т.В.Дорофеева, Т.В.Комарова, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Новго Завета. В ожидании Спасителя.. Рабочая тетрадь 6-й год обучения

  • Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2010.

  • Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 2010.

Учебно-методическая литература для учителя

  • . Т.В.Дорофеева, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества Методические рекомендации 6 класс. Курск 2012г.

  • Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб.-метод. пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.

Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал

  • Даули Т. Библейский атлас. – М.: Российское библейское общество, 2002.

  • Даули Т. Библия в цифрах и фактах. – М.: Российское библейское общество, 2013.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!