Аннотация к рабочей программе факультатива ОПК 6 класс.
Основы православной культуры. 6 класс.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.
Место предмета в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основные задачи курса:
Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
Познакомить учащихся с историей Нового Завета.
Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.
Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства.. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни.
. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программно-организационные пособия
Основы православной культуры: учебная программа. Научн. рук. В. М. Меньшиков, авторы: Л. П. Гладких, протоиерей Валентин Гребеньков, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков, С. Э. Наперстникова. — Курск: Курск. гос. ун-т., 2010.
Учебная литература для учащихся
.Н.В.Давыдова.архимандритЗиновий,Н.Н.Гатилова,В.М.Меньшиков.Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества. Экспериментальное учебное пособие для 6 класса. Курск 2010
4.Т.В.Дорофеева, Т.В.Комарова, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Новго Завета. В ожидании Спасителя.. Рабочая тетрадь 6-й год обучения
Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2010.
Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 2010.
Учебно-методическая литература для учителя
. Т.В.Дорофеева, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества Методические рекомендации 6 класс. Курск 2012г.
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб.-метод. пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.
Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал
Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. – Чехословакия, 1991.
Ганаго Б.А. Сборники книг для детей. – Минск: Изд. Белорусского Экзархата, 2000–2004.
Даули Т. Библейский атлас. – М.: Российское библейское общество, 2002.
Даули Т. Библия в цифрах и фактах. – М.: Российское библейское общество, 2013.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.
Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского и соответственно тех, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.
Цель курса:
духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основные задачи курса:
1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.
2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.
6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью
Средняя группа охватывает учеников с 5 по 9 классы. Этот период является переходным в жизни человека, поэтому в изучении курса очень важно сместить акценты в сторону морально-интеллектуального развития. Основой содержания становится история, что дает возможность изучения православной культуры не только в ее историческом развитии, но и в органичной связи с другими школьными предметами, особенно с историей. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православной жизни.
Заметное место в изучении этого раздела должно занять знакомство с историей православия родного края: его монастырей и храмов, его святых, важнейших событий Курского края. При этом изучение не должно ограничиваться только изложением сведений, но предполагается посещение монастырей и храмов, святых мест, участие на доступном уровне в исследовательской краеведческой работе.
Требования к уровню подготовки ученика средней школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение и представление православной культуры на уровне содержательных линий, соответственно возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.
В соответствии с этим учащийся должен:
1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.
2. По содержательной линии: «Православие и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект для общества и человека.
3. По содержательной линии: «История православной религии и культуры»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.
4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.
5. По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.
6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о мире этики, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать о путях духовно-нравственного совершенствования.
7. По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.
8. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.
9. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования»: иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние
Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Основное содержание с распределением учебных часов
по разделам курса
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 2ч
Понятие о Священном Писании Нового Завета. Цель написания священных книг Нового Завета и их содержание. Разделение новозаветных священных книг по их содержанию. Евангелие – книга высшей неисчерпаемой мудрости. Характер каждого из Четырех Евангелий. Археология и Евангелия
Начало Новозаветной истории. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Иисуса Христа. Палестина как родина Божественной истории. Историко-географическое описание Палестины. Римское правление. Галилея, Самария, Иудея, Перея
Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения 4ч
Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете. Весть о рождении Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Девы Марии
Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Его жизнь, проповедь и служение Богу
Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Поклонение вифлеемских пастырей и восточных мудрецов. Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение Вифлеемских младенцев. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение Иерусалимского храма. Заочное путешествие по Святой Земле: Вифлеем и его святыни; места, связанные с пребыванием Святого Семейства в Египте; Назарет, дом Святого Семейства в Назарете
Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Искушения в жизни человека. Пост и его значение в жизни человека. Возвращение на Иордан. Первые ученики Христовы. Первое чудо в Кане Галилейской. Заочное путешествие по Святой Земле: Иордан, Геннисаретское озеро, Мертвое море, гора Искушений, Кана Галилейская
Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода 14 ч
Первый год общественного служения Иисуса Христа. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа с Никодимом. Беседа с самарянкой.Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Чудесный улов рыбы и призвание учеников. Исцеление больных в Капернауме и призвание Левия-Матфея.
Второй год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос на второй Пасхе. Исцеление сухорукого. Избрание двенадцати апостолов. Исцеление слуги сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Милосердие Божие к детям
Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни. Хлеб духовный: что он значит в жизни человека. Заочное путешествие по Святой Земле: Капернаум, Наин и другие города, в которых Господь совершал чудеса. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Исповедание Петром тайны Сына Человеческого. Преображение Христово. Цель нашей жизни – наше преображение. Заочное путешествие по Святой Земле: гора Фавор
Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Заочное путешествие по Святой Земле: Иерусалим, его история и расположение. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Исцеление десяти прокаженных (всегда ли мы благодарим Господа)
Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим
Страстная неделя. Великий понедельник. Великий вторник. Вопрос о подати кесарю. Вопрос о наибольшей заповеди. Пророчество о разрушении Иерусалима и его исполнение. Пророчество о Церкви и о втором Пришествии. Беседа о Страшном Суде
Соотношение Ветхого и Нового Заветов. Заповеди Блаженства – этапы пути человека к совершенствуНагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего
Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение.
Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. прощальная беседа с учениками. Гефсиманская молитва. Арест. Отречение Петра. Суд синедриона. Смерть предателя Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Распятие и смерть. Страдания Пресвятой Богородицы. Христиане – дети Богородицы. Благодатный огонь Великой Субботы. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Посещение гроба Иоанном и Петром. Явления Иисуса Христа ученикам. Иисус Христос и апостол Фома. Фома неверующий как имя нарицательное. Туринская плащаница – свидетельство Воскресения Христова. Научные исследования. Евангельская история страданий Господа и полотно плащаницы.Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и Вознесение Господне
Храм – дом Божий 5ч
Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси. Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира. Храмы Московского Кремля. Донские храмы.
Религиозное искусство 6 ч
Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Чудотворные иконы Божией Матери. Монументальная живопись в православном храме. Символы православного искусства.
Агиография. 6 ч
Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 | Раздел І Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие | 2 ч |
2 | Раздел ІІ. Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения | 4ч |
3 | Раздел ІІІ Общественное служение Иисуса Христа | 14 ч |
4 | Раздел ІV. Храм – дом Божий | 5 ч |
5 | Раздел V. Религиозное искусство | 6 ч |
6 | Раздел VІ Агиография | 6 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОПК 6 класс(35 ч) |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | | |
Раздел І Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 2 ч |
1 | Священное Писание Нового Завета. Археология и Евангелия | 1 | | |
2 | Начало Новозаветной истории. | 1 | | |
Раздел ІІ. Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения 4ч |
3 | Рождество Богородицы, Ее воспитание и жизнь в Назарете. | 1 | | |
4 | Иоанн Предтеча | 1 | | |
5 | Рождество Христово. Сретение Господне. Жизнь в Назарет | 1 | | |
6 | Крещение. Искушение в пустыне. Первые ученики Христовы. | 1 | | |
Раздел ІІІ Общественное служение Иисуса Христа 14 ч |
7 | Первый год общественного служения | 1 | | |
8-9 | Второй год общественного служения | 2 | | |
10-11 | Евангельские притчи и их значение | 2 | | |
12-14 | Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики. | 3 | | |
15-16 | Третий год общественного служения. | 2 | | |
17 | Страстная неделя. | 1 | | |
18 | Воскресение Христово. Вознесение Господне | 1 | | |
Раздел ІV. Храм – дом Божий 5 ч |
19 | Древнее культовое зодчество на Руси | 1 | | |
20 | Внутреннее устроение храма. | 1 | | |
21 | Святыни – храмы православного мира. | 1 | | |
22 | Храмы Московского Кремля. | 1 | | |
23 | Храмы Курского края | 1 | | |
Раздел V. Религиозное искусство 6 ч |
24 | Религиозная тематика в искусстве. | 1 | | |
25 | Церковное искусство. Иконопись на Руси. | 1 | | |
26-27 | Чудотворные иконы Божией Матери. | 2 | | |
28 | Монументальная живопись в православном храме. | 1 | | |
29 | Символы православного искусства. | 1 | | |
Раздел VІ Агиография 5 ч | | |
30 | Житие святого Николая Чудотворца | 1 | | |
31 | Житие великомученика Георгия Победоносца. | 1 | | |
32 | Житие святого благоверного князя Александра Невского и | 1 | | |
33 | Житие преподобного Сергия Радонежского. | 1 | | |
34-35 | Житие преподобного Серафима Саровского | 1 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программно-организационные пособия
Основы православной культуры: учебная программа. Научн. рук. В. М. Меньшиков, авторы: Л. П. Гладких, протоиерей Валентин Гребеньков, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков, С. Э. Наперстникова. — Курск: Курск. гос. ун-т., 2010.
Учебная литература для учащихся
.Н.В.Давыдова.архимандритЗиновий,Н.Н.Гатилова,В.М.Меньшиков.Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества. Экспериментальное учебное пособие для 6 класса. Курск 2010
4.Т.В.Дорофеева, Т.В.Комарова, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Новго Завета. В ожидании Спасителя.. Рабочая тетрадь 6-й год обучения
Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2010.
Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 2010.
Учебно-методическая литература для учителя
. Т.В.Дорофеева, Л.И.Романова Н.Н.Гатилова. Основы православой культуры. История Нового Завета. Звезда Рождества Методические рекомендации 6 класс. Курск 2012г.
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб.-метод. пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.
Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал
Даули Т. Библейский атлас. – М.: Российское библейское общество, 2002.
Даули Т. Библия в цифрах и фактах. – М.: Российское библейское общество, 2013.