РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультатива по русскому языку предназначена для обучающихся 8 класса на 2015-2016 учебный год
Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,
обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Межпредметные связи:
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм.Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание элективного курса
34 часа (1 час в неделю)
Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии . Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».
Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). Морфологический принцип русской орфографии. История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).
Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии. Приставки-труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.
Значение орфографии. Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании курса учащиеся должны знать:
- находить в словах изученные орфограммы,
- уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее:
1.Дорога к письменности- 1час
2.Фонетика.Орфография- 13 часов
3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.
4.Морфология -7 часов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | |
2. | Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии. | Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии. | |
3. | Тайна фонемы. | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). | |
4 - 5 | Ударение под гласной может сделать букву ясной. | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. | |
6 | Коварные словарные слова. | Словарная работа со словами. Знакомство со словом Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). | |
7 | Орфографический словарь – наш главный помощник. | Работа со словарем | |
8 | Опасные согласные. | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. | |
9 | Звонкие и глухие «двойняшки» | Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения. | |
10 | Старые знакомые Ъ и Ь | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | |
11 | Большие и маленькие (правописание имен собственных) | Работа по карточкам. | |
12 | Слитно, раздельно, через дефис. | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. | |
13 | Сколько писать. Одну или две? | Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). | |
14 | Как справиться со сложными словами. | Способы образования сложных слов. | |
15 - 16 | Решение орфографических задач | Выполнение заданий по карточкам. | |
17 | Проверь себя. Тест №2. | | |
18 | История образования и написания числительных | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». | |
19 | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом | |
20 -21 | Орфографические головоломки. | Занимательные задачи | |
22-23 | Приставки труженицы (классификация приставок) | Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). | |
24-25 | Приставки - труженицы (классификация приставок) | Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. | |
26 - 27 | Кто командует корнями? | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | |
28 | Проверь себя. Тест №3. | | |
29 | Суффиксы - большие молодцы. | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | |
30- 31 | Волшебный клубок орфограмм | Работа с текстом. | |
32 | Путешествие в страну русского языка. | Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы) | |
33 | Проверь себя. Тест №4. | | |
34 | Значение орфографии | Обобщение принципов орфографии. | |
Формы аттестации
Контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности. Форма промежуточной аттестации - тесты, на которых обучающиеся смогут
продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса. Итоговая аттестация не предусмотрена.
Тесты расположены на сайте «Online Test Pad»: http://onlinetestpad.com/ruru/
Category/RussianLanguage-6class-51/Default.aspx
Ресурсное обеспечение рабочее программы
Методическая литература для учителя:
1. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.
3. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы
процессов. Л.,1977.
Литература для учащихся:
1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5-7 кл. /Л.А.Тростенцова,
М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 1998 г.
ЭОР и Интернет-ресурсы:
1. Тесты по русскому языку http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-
11/Default.aspx
2. Словари http://slovari.ru/dictsearch
3. «Фраза» - тренажер по русскому языку (CD – диск).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.