СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 8 классе "Секреты орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 8 классе "Секреты орфографии"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку в 8 классе "Секреты орфографии"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ

«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»




Пояснительная записка

Данная рабочая программа факультатива по русскому языку предназначена для обучающихся 8 класса на 2015-2016 учебный год


Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.


Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,

обогащение словарного запаса.


Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Межпредметные связи:

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм.Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.


Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.




Содержание программы.

Содержание элективного курса

34 часа (1 час в неделю)

Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии . Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). Морфологический принцип русской орфографии. История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии. Приставки-труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.

Значение орфографии. Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.


Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.


Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


По окончании курса учащиеся должны знать:


- находить в словах изученные орфограммы,

- уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее:


1.Дорога к письменности- 1час

2.Фонетика.Орфография- 13 часов

3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.

4.Морфология -7 часов.


Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.


2.

Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии.

Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии.


3.

Тайна фонемы.

Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).


4 - 5

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.


6

Коварные словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).


7

Орфографический словарь – наш главный помощник.

Работа со словарем


8

Опасные согласные.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.


9

Звонкие и глухие «двойняшки»

Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения.


10

Старые знакомые Ъ и Ь

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.


11

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Работа по карточкам.


12






Слитно, раздельно, через дефис.







Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.


13







Сколько писать. Одну или две?









Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО- со словами. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е).



14

Как справиться со сложными словами.


Способы образования сложных слов.



15 - 16


Решение орфографических задач

Выполнение заданий по карточкам.


17

Проверь себя. Тест №2.



18

История образования и написания числительных

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».


19

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом


20 -21

Орфографические головоломки.

Занимательные задачи


22-23

Приставки труженицы (классификация приставок)

Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).


24-25

Приставки - труженицы (классификация приставок)

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.


26 - 27

Кто командует корнями?

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).


28

Проверь себя. Тест №3.



29

Суффиксы - большие молодцы.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.




30- 31

Волшебный клубок орфограмм

Работа с текстом.


32

Путешествие в страну русского языка.

Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы)


33

Проверь себя. Тест №4.



34

Значение орфографии

Обобщение принципов орфографии.




Формы аттестации

Контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности. Форма промежуточной аттестации - тесты, на которых обучающиеся смогут

продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса. Итоговая аттестация не предусмотрена.

Тесты расположены на сайте «Online Test Pad»: http://onlinetestpad.com/ruru/

Category/RussianLanguage-6class-51/Default.aspx


Ресурсное обеспечение рабочее программы

Методическая литература для учителя:

1. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.

3. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы

процессов. Л.,1977.

Литература для учащихся:

1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5-7 кл. /Л.А.Тростенцова,

М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 1998 г.

ЭОР и Интернет-ресурсы:

1. Тесты по русскому языку http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-

11/Default.aspx

2. Словари http://slovari.ru/dictsearch

3. «Фраза» - тренажер по русскому языку (CD – диск).



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.

5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!