Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Метелевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области
Принято методическим объединением учителей общественных дисциплин Протокол №1 от 30 августа 2020 года | Утверждаю: Директор школы _____С.В.Слепцова Приказ № 23 от 30 августа 2020 года |
Рабочая программа факультативного курса «Человек – общество – мир»
для 8 класса.
Составитель:
Сидоренко Ольга Анатольевна
учитель истории и обществознания
2020 – 2021 уч.год
Пояснительная записка
Факультативный курс «Человек – общество – мир» для 8 класса основной школы предназначен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственной образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 8 класса педагогически целесообразной форме.
Факультативный курс рассчитан на 35 учебных часов (1час в неделю) и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9 классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Промежуточное тестирование. Обществознание 8 класс» автор Калачёва Е.Н.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями;
- содействовать получению дополнительных знаний по предмету обществознание;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- формирование жизнестойкости учащихся подросткового возраста, через тему «Человек среди людей»;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Основные методы и формы работы: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного курса предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый. Используются формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, парная, фронтальная, коллективная.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Межпредметные связи.История: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Материально-техническое оснащение:
компьютер;
интерактивная доска
Содержание курса
Введение (1ч.)
Значение обществознания для человека.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа.
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь.
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (2 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно – тематический план факультатива
«Человек – общество – мир»
№ п/п | Названия тем | Количество часов |
1 | Введение. Значение обществознания для человека | 1 |
|
| Тема 1. Современное общество | 4 |
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 1 |
3 | На пути к современной цивилизации | 1 |
4 | Глобальные проблемы современности | 1 |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. | 1 |
|
| Тема 2. Человек среди людей | 9 |
6 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 |
7 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 |
8 | Личность и межличностные отношения. | 1 |
9 | Семья как малая группа | 1 |
10 | Особенности подросткового возраста. | 1 |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 |
13 | Мышление и речь | 1 |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 |
|
| Тема 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 |
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 |
19 | Предпринимательство. | 1 |
20 | Рынок и рыночный механизм. | 1 |
21 | Экономические цели и функции государства. | 1 |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 |
|
| Тема 4. Политика и право | 8 |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 1 |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 |
26 | Политический режим. Демократия. | 1 |
27 | Правовое государство и гражданское общество | 1 |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. | 1 |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. | 1 |
31 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 |
|
| Тема 5. Духовная жизнь общества | 2 |
32 | Формы и разновидности культуры | 1 |
33 | Образование и самообразование | 1 |
34-35 | Итоговое повторение | 2 |
Список используемой литературы:
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,
Конституция РФ.- М.,2015
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 1998
Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
Сборник кодексов РФ. – М.,2002
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
Интернет-ресурсы
Литературадля учителя
Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. – М.,1998.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Основы государства и права. – М., 1998.
Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. – М., 1997.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
Дополнительная литература для учащихся
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.
Прикладная экономика. М., 1993.
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.
Приложение 1.
Календарно – тематический план
№ | Тема урока | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся при освоении предмета | Метапредметные, личностные результаты обучения, УУД | Виды контроля и обратной связи | Учебное оборудование |
1 | Введение. Значение обществознания для человека | 07.09 | | Раскрывать смысл понятия обществознания, выявлять взаимосвязь человека и общества | Дискуссия | Дополнительная литература, учебное пособие |
Тема 1. Современное общество |
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 14.09 | - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; - сравнивать изученные социальные явления и объекты; - приводить собственные примеры; - давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. | Выявлять существенные признаки общества, анализировать и обосновывать текст с заданных позиций | Парная работа | Дополнительная литература, учебное пособие |
3 | На пути к современной цивилизации | 21.09 | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
4 | Глобальные проблемы современности | 28.09 | Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике глобальных проблем | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. | 05.10 | Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменениями в обществе | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
Тема 2. Человек среди людей |
6 | Биологическое и социальное в человеке. | 12.10 | - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; - сравнивать изученные социальные явления и объекты; - приводить собственные примеры; - давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. | Выявить отличия человека от животных, характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
7 | Человек и его ближайшее окружение. | 19.10 | Характеризовать и конкретизировать примерами ближайшее окружение человека | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
8 | Личность и межличностные отношения. | 26.10 | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды | Творческая работа | Дополнительная литература, учебное пособие |
9 | Семья как малая группа | 09.11 | Характеризовать и конкретизировать примерами семью как малую группу | Самостоятельная работа | Дополнительная литература, учебное пособие |
10 | Особенности подросткового возраста. | 16.11 | Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения в подростковом возрасте | Дискуссия | Дополнительная литература, учебное пособие |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 23.11 | Описывать социальную структуру общества, характеризовать неравенство, дифференциацию, свое отношение к другим людям | Дискуссия | Дополнительная литература, учебное пособие |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 30.11 | Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | Работа в парах | Дополнительная литература, учебное пособие |
13 | Мышление и речь | 07.12 | Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике личности | Самостоятельная работа | Дополнительная литература, учебное пособие |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 14.12 | Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения | Дискуссия | Дополнительная литература, учебное пособие |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества |
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 21.12 | - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; - сравнивать изученные социальные явления и объекты; - приводить собственные примеры; - давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. | Раскрывать роль экономики в жизни общества | Работа в парах | Дополнительная литература, учебное пособие |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 28.12 | Различать и сопоставлять основные экономические системы, характеризовать ситуации | Самостоятельная работа | Дополнительная литература, учебное пособие |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 11.01 | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 18.01 | Различать и сопоставлять понятия «ресурсы» и «потребности», выявлять проблему ограниченности ресурсов | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
19 | Предпринимательство. | 25.01 | Описывать социально – экономическую роль и функции предпринимательства | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
20 | Рынок и рыночный механизм. | 01.02 | Характеризовать рынок и объяснять действие рыночного механизма | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
21 | Экономические цели и функции государства. | 08.02 | Характеризовать экономические функции государства. | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 15.02 | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 22.02 | Характеризовать основные виды налогов граждан | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
Тема 4. Политика и право |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 29.02 | - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; - сравнивать изученные социальные явления и объекты; - приводить собственные примеры; - давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. | Раскрывать принципы правового государства | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 07.03 | Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
26 | Политический режим. Демократия. | 14.03 | Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | Исследовательский метод | Дополнительная литература, учебное пособие |
27 | Правовое государство и гражданское общество | 21.03 | Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 04.04 | Характеризовать власть и политику как социальное явление | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. | 11.04 | Характеризовать органы государственной власти Российской федерации | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. | 18.04 | Характеризовать правоохранительные органы государственной власти Российской федерации | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
31 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 25.04 | Определять сферу общественных отношений, регулируемыхадминистративным и уголовным законодательством | Самостоятельная работа | Дополнительная литература, учебное пособие |
Тема 5. Духовная жизнь общества |
32 | Формы и разновидности культуры | 02.05 | - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; | Определять сущностные характеристики понятия «культура» | Дискуссия | Дополнительная литература, учебное пособие |
33 | Образование и самообразование | 16.05 | Оценивать значение образования в информационном обществе | Беседа | Дополнительная литература, учебное пособие |
34-35 | Итоговое повторение | 23.05 30.05 | | | | |
Приложение 2.
Лист корректировки рабочей программы по факультативу 8 класс «Человек – общество - мир»
(2020-2021 учебный год)
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |