СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа факультативного курса «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования. В данной учебной программе учтены основные тенденции и подходы в преподавании факультативного курса «Физика вокруг нас» в основной школе, а также современные требования к разработке учебной программы по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Советский»


Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждено» __________

заседании МО учителей Заместитель по УВР Директор МБОУ СОШ№2

информатики, математики и физики ________________________ Котикова Л.Ф.

(пр.№1) Федориненко И.Н. «30» августа 2020г.

руководитель МО «29» августа 2020 г.

__________________

Тропина Л.Г.

«28» августа 2020 г.







Рабочая программа

факультативного курса

«Физика вокруг нас»

для учащихся 8 классов

на 2020-2021 учебный год










Разработала:

Шабанова И.В,

учитель второй категории.














г.Советский

2020г.

Пояснительная записка


Данная рабочая программа факультативного курса «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования. В данной учебной программе учтены основные тенденции и подходы в преподавании факультативного курса «Физика вокруг нас» в основной школе, а также современные требования к разработке учебной программы по предмету.

Главная цель данного курса: формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами диалектико- материалистического мировоззрения.

Задачи курса:


  • интеллектуальное развитие, повышение мотивации в изучении предмета «физика», установление межпредметных связей курсов физики, математики, биологии и географии, ОБЖ;

  • формирование представленийо практической направленности законов физики на примерах повседневной жизни и быта учащихся;

  • воспитание культуры личности, отношения к физике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости физики для научно-технического прогресса;

  • развитиесообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью;

  • формирование умений грамотно работать с информацией: собирать данные, актуализировать, анализировать, выдвигать гипотезы, обобщать систематизировать, делать выводы;

  • создание психологической комфортности ситуации публичного успеха.


Направленность

Программа дополнительного образования «Физика вокруг нас» ориентирована на развитие интереса школьников к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами познания разнообразных явлений окружающего мира, формирование умений наблюдать и выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами. Программа направлена на формирование мыслительного потенциала учащихся, на становление творческой личности, способной осмыслить окружающий мир с научной точки зрения.


Актуальность

В XXI веке информационных технологий человек с лёгкостью получает ответы на интересующие его вопросы с помощью Всемирной паутины. В третье тысячелетие Новейшего времени вступило новое инновационное поколение — HomoInternetus. Это новое постиндустриальное общество, в котором происходит софистическая подмена понятий: кто обладает информацией, тот обладает миром. Но информация — это ещё не знание. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, к сожалению, приводит к тому, что ученик современной школы перестаёт самостоятельно мыслить, искать пути решения научных проблем нестандартными, творческими методами.

Программа «Физика вокруг нас» ставит перед собой цель научить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления, самостоятельно проводить эксперименты и давать им качественную оценку путём собственных умозаключений, переводить невероятное в очевидное, обыденное в увлекательное. Благодаря комплексному подходу формируется всесторонне развитая личность учащегося современной школы, девизом которой становится крылатая фраза «Cogito, ergosum» — «Я мыслю, следовательно, я существую». Что и составляет актуальность данной программы.

Новизна

Новизна программы заключается в сочетании нескольких форм проведения занятий. Это соревнования и игры (турниры, деловая игра), занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, изобретательство, мозговая атака), занятия, напоминающие публичные формы общения (брифинг, регламентированная дискуссия, защита проекта), занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий (заочная экскурсия, путешествие в прошлое), а также трансформация традиционных способов организации урока (урок-консультация, урок-практикум). Кроме того учащимся предоставляется возможность самостоятельно применить физические знания на практике (модели-самоделки).

Педагогическая целесообразность

В большинстве своём внеклассная деятельность современных образовательных учреждений реализует два подхода — это формальное выполнение проектных работ и факультативные занятия основных типов в рамках традиционного обучения. Ограниченное количество школьников в первом подходе не позволяет учащимся учиться взаимодействовать друг с другом, а жёсткие рамки традиционной системы второго подхода не предоставляют школьникам возможности для самореализации и развития гармоничной, всесторонне развитой личности. Легко видеть, что при такой организации внеклассной деятельности страдает и психологическая, и развивающая составляющая учебного процесса.

Образовательная программа «Физика вокруг нас» ориентирована в первую очередь на коллектив 8 класса и предоставляет учащимся возможности для открытого диалога, как с учителем, так и со сверстниками. Обилие подходов к организации внеурочных мероприятий способствует интеллектуальному развитию школьников, реализации их замыслов и идей. Учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, ведь сплочённое состояние обладает огромной ценностью, как для группового развития, так и для каждого конкретного человека. Оно способствует эффективному труду, делает группу более стабильной, укрепляет психологическое здоровье людей, входящих в группу, позволяет личности гармонично развиваться вместе с группой. Всё это говорит о педагогической целесообразности данной образовательной программы.


Отличительная особенность данной образовательной программы

Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы «Физика вокруг нас» учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии, что невозможно воплотить в жизнь на уроках физики в рамках школьного курса. Помимо этого, школьники познают физическую картину мира с позиции обыденности и повседневности.


Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы молекулярной физики

5



2

Основы термодинамики

10



3

Основы электродинамики

15



4

оптика

5




Итого

35












Содержание программы


  1. Основы молекулярной физики. Тепловое движение. Тепловое равновесие, температура и её измерение. Виды шкал температур. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача, виды теплопередачи. Количество теплоты, история открытия. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии, необратимость процессов. Испарение и конденсация. Насыщенный пар, влажность воздуха, кипение. Плавление и кристаллизация. Работа тепловых двигателей.

  2. Основы электродинамики. Электризация тел, электрический заряд, виды зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Строение атома, опыт Резерфорда. Источники электрического тока. Сила тока, напряжение. Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление, соединение проводников, Работа и мощность электрического тока. Электробезопасность. Опыт Эрстеда. Магнитное поле, магнитная энергия.

  3. Оптика. Закон прямолинейного распространения света. Фазы Луны, затмения. Законы отражения и преломления света, их практическое использование. Линзы, оптическая сила линзы. Глаз – оптическая система. Очки. Оптические приборы.


Ожидаемые результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы.

личностные:

  1. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  2. критично мыслить, уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  3. сформировать представление о физико-математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  4. креативно мыслить, проявлять инициативу, находчивость, активность при решении задач;

  5. уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности;

  6. эмоционально воспринимать физические объекты, задачи, решения, рассуждения;

метапредметные:

  1. иметь первоначальные представления об идеях и о методах математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  2. уметь видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  3. уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и  вероятностной информации;

  4. уметь понимать и использовать различные средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  5. уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

  6. уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  7. уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных физических проблем;

  8. уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. овладеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях как важнейших физических моделях, позволяющих  описывать и изучать реальные процессы и явления;

  2. овладеть навыками устных, письменных, инструментальных исследований;

  3. иметь представление о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  4. пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  5. применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  6. проводить классификации, логические обоснования, доказательства физико-математических утверждений;

  7. применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера   и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера


Планируемые результаты:

  1. Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.

  2. Проводить опыты по наблюдению физических явлений и их свойств: выбирать оборудование в соответствии с целью исследования, собирать установку из имеющегося оборудования, описывать ход исследования, делать вывод по результатам исследования.

  3. Проводить прямые измерения физических величин.

  4. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия безопасного использования в повседневной жизни. Различать (указывать) примеры использования в быту и технике физических явлений и процессов.

  5. Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  6. Определять свойства физических величин по ее графику; применять графические представления при решении задач;

  7. Описывать свойства изученных величин.

Формы контроля

Проверка результатов осуществляется по пятибалльной системе с помощью проектных работ, выставки самоделок, конференций и конкурсов работ учащихся. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы. Процедура защиты работы происходит публично во время занятий группы и оценивается жюри, сгруппированное из участников курса.


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Кабинет физики;

  2. Лаборантская с приборами и материалами, необходимыми для проведения физических опытов и экспериментов;

  3. Компьютер;

  4. Проектор.







Календарно – тематическое планирование 7 класс


Дата по плану/ по факту

урока



Тема

Планируемые результаты



Освоение предметных знаний

(базовые понятия)


Универсальные учебные

действия



Примечание

7.09/2.09

1

Температура. Способы её измерения

Наука, наблюдение, опыт, эксперимент, измерения, погрешность.

Температура, тепловое равновесие, внутренняя энергия.

Понимать смысл физических величин: температура, средняя скорость теплового движения; смысл понятия «тепловое равновесие», работа, внутренняя энергия.

Описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью.

Объяснять явления конвекции и излучения, приводить примеры излучения и конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике.

Определять, какими способами происходит теплопередача в разных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике.

Понимать смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоёмкость; уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры.

Использовать измерительные приборы для расчёта количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы.

Понимать, что такое топливо, знать виды топлива, рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании. Применять полученные знания при решении задач.


14.09\9.09

2

Внутренняя энергия. Примеры в природе

21.09/16.09

3

Теплопроводность, конвекция, излучение. Практическое применение

28.09/23.09

4

История открытия количества теплоты

5.10/30.09

5

Энергия топлива. Роль топлива в жизни человека

Агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, количество теплоты, влажность воздуха.




Описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации; уметь решать задачи на расчёт количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры.

Описывать и объяснять явления испарения, конденсации и кипения; знать/понимать понятие влажности воздуха.


Определять влажность воздуха при помощи психрометра.


Понимать смысл понятий: двигатель, тепловой двигатель.


Иметь представление о различных видах тепловых машин, приводить примеры их практического использования; понимать смысл коэффициента полезного действия и уметь вычислять его.


Применять полученные знания при решении задач.


12.10/7.10

6

Агрегатные состояния вещества

19.10/14.10

7

Решение задач на расчёт количества теплоты

26.10/21.10

8

Решение задач на уравнение теплового баланса

2.11

9

Испарение. Кипение. Примеры в природе и технике

16.11

10

Влажность воздуха. Роль влажности

23.11

11

Тепловые машины

30.11

12

Закон сохранения энергии

7.12

13

Электризация тел

Атом, ионы, элементарные частицы. Электрическая цепь, сопротивление проводника, напряжение, сила тока. Соединение проводников. Электрические схемы.

Понимать смысл понятия «электрический заряд», описывать взаимодействие электрических зарядов.

Описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа.

Понимать строение атома, объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда.

Понимать смысл понятий: электрический ток, источники тока; уметь применять полученные знания при решении задач

Применять правила составления электрических цепей, правила включения в цепь амперметра и вольтметра, измерять силу тока в цепи, напряжение.

Понимать смысл явления электрического сопротивления.

Понимать, от каких величин зависит сила тока в цепи; использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи

Объяснять зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; пользоваться реостатом для регулирования силы тока, определять сопротивление проводника.



14.12

14

Строение атома. Ионы

21.12

15

Источники электрического тока

28.12

16

Определение цены деления. Сборка электрической цепи

18.01

17

Решение задач на электрический заряд, силу тока и напряжение

25.01

18

Сопротивление проводника. Удельное сопротивление. Решение задач

1.02

19

Реостаты. Практическое использование

Понимать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников.

Понимать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников.

Решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников.

Понимать смысл величин: работа электрического тока, мощность электрического тока.

Использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока.

Описывать и объяснять тепловое действие тока; решать задачи по данной теме.

Понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности.

Понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; объяснять устройство и принцип действия электромагнита.

8.02

20

Решение задач на последовательное соединение

15.02

21

Решение задач на параллельное соединение

22.02

22

Решение задач на работу и мощность тока

1.03

23

Электробезопасность

7.03

24

Магнитное поле. История исследования

Магнитное поле, магнитная энергия, магниты


15.03

25

Электромагниты и практическое использование

Понимать смысл понятий: свет, оптические явления, геометрическая оптика.

Понимать смысл отражения света, строить отражённый луч; представлять, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале.

Понимать смысл закона преломления света, строить преломлённый луч.

Понимать смысл понятий: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы; строить изображение в тонких линзах, различать действительные и мнимые величины.


Получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы; измерять фокусное расстояние собирающей линзы.


Решать качественные, расчётные и графические задачи по теме «Световые явления».

22.03

26

Магнитное поле Земли. Магнитная энергия

5.04

27

Свет. Законы распространения

Свет, отражение и плавление света, плоское зеркало, линзы. Оптические приборы.


12.04

28

Фазы Луны. Затмения

19.04

29

Закон отражения. Использование в технике

26.04

30

Линзы. Применение в быту и технике

3.05

31

Глаз как оптическая система. Очки. Оптические приборы

10.05

32

Основы молекулярной физики

17.05

33

Основы электродинамики

24.05

34

Роль и значение тепловых, электрических и оптических явлений в современном мире

31.05

35

Роль и значение тепловых, электрических и оптических явлений в современном мире






Список рекомендуемой литературы


  1. Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М.: Наука, 2015.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 2015.

  3. Роджерс Э. Физика для любознательных (в 3 томах). М.: Мир, 2016.

  4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 2016.

  5. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.: Наука, 2016.

  6. Льоцци М. История физики. М.: Мир, 2017.

  7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: Изд-во детской литературы, 2015.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!