СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Основы речеведения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Основы речеведения" для  8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Основы речеведения"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА





РАССМОТРЕНО


Руководитель МО

_____________ О.Д. Железовская

Протокол № ___

от «____» ____________2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ СОШ № 36

им. А.М. Городнянского

_____________ И.В. Артамонова

«____»______________2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 36

им. А.М. Городнянского


_____________ Е.А .Барилова

Приказ № _____
от «____»____________2016 г.




 









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЧЕВЕДЕНИЯ»

ДЛЯ 8 КЛАССА



Составитель: Н.П. Лютикас





 













 

 



 



 

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Основы речеведения» для обучающихся 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.

Цели и задачи курса

Курс предполагает углублённое и расширенное освоение знаний о речи и речевых единицах, различных видах речевой деятельности – таких как слушание (аудирование), чтение, говорение и письмо, а также формирование речевых умений, которые и являются конечной целью речевого развития школьников.

Изучение основ речеведения помогает обучающимся воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации, грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач речевого взаимодействия, повышает общую культуру речевого общения, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций, а также успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Целью данного курса является формирование посредством различных видов речевой деятельности речевых умений, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Задачи курса следующие:

1. Познакомить обучающих с различными видами речевой деятельности и их назначением.

2. Сформировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации, и свободно использовать их в ситуации речевого взаимодействия.

3. Способствовать развитию навыков создания устного и письменного высказывания в связи с поставленной коммуникативной задачей.

Курс «Основы речеведения» имеет практическую направленность, рассчитан на 34 часа, но может быть реализован и в меньшем часовом объёме на протяжении одного года обучения.

Формами контроля за усвоением содержания курса являются речевые практикумы, соответствующие материалам государственной итоговой аттестации.

Результаты освоения курса

Результатами освоения содержания факультативного курса являются:

  • изучение понятий «речь», «ситуация речевого взаимодействия», «виды речевой деятельности»; основных признаков, свойств, единиц речи; сведений о нормах и правилах речевого взаимодействия и речевого этикета; стилях и функционально-смысловых типах речи; средствах речевой изобразительности и выразительности;

  • формирование речевых умений и навыков речевого взаимодействия; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

  • применение в практике речевого взаимодействия орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • использование в собственной речевой практике стилистических ресурсов русского языка;

  • соблюдение норм и правил устной и письменной речи.

Курс также обеспечивает достижение обучающимися основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, и творческих способностей личности;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) усвоение достаточного объёма словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • аудирование: адекватное слуховое восприятие текста; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;

  • чтение: овладение различными видами чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения), техникой чтения и выразительностью речи; способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, справочная литература); овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • говорение и письмо: владение различными видами монолога и диалога; способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации речевого взаимодействия; соблюдение в практике речевого общения норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации, норм речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые недочёты и ошибки, исправлять их, редактировать собственные тексты.

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, на межпредметном уровне, в ситуациях формального и неформального общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка и его роли в жизни человека и общества;

2) освоение базовых понятий лингвистики: разделы лингвистики; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; стили, жанры и функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

5) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

6) осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Содержание курса1


Введение

Речеведение как наука о видах, формах и правилах речевого взаимодействия: Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях речевого взаимодействия. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Произведения речи. Требования, предъявляемые к речи обучающихся (требования программ, экзаменационные требования).


Содержание, обеспечивающее формирование

коммуникативной компетенции


Речевая деятельность

Слушание (аудирование). Чужая речь и её назначение. Восприятие, осмысление и переработка чужой речи.

Содержание чужой речи, понимание темы и проблемы высказывания. Логика развития чужой мысли, её структурное (соотношение: микротема-абзац и пауза-абзац) и речевое оформление (средства речевой выразительности).

Пересказ (изложение) как способы передачи чужой речи и разновидности (подробный, выборочный, сжатый).

Сжатое изложение как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. Смысловая и композиционная целостность речи. Последовательность предложений в ней. Членение речи на смысловые части и абзацное членение. Основная и дополнительная информация. Микротемы. Способы передачи и сокращения информации в речи (обобщение, упрощение, исключение).

Речевой практикум: сжатое изложение воспринимаемого на слух текста.


Чтение. Чтение как способ воспроизведения чужой речи и его назначение. Правила и особенности чтения.

Выразительное чтение и критерии его оценивания. Интонация и темп чтения. Техника воспроизведения чужой речи. Чтение как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида.

Речевой практикум: выразительное чтение текста научно-популярного характера и его пересказ с элементом цитирования.


Говорение. Диалог и его назначение. Правила ведения диалога. Развёрнутый ответ и собственный вопрос как способ поддержки диалога.

Условный диалог как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида.

Речевой практикум: ведение условного диалога.

Монолог и его назначение. Правила построения устного монологического высказывания.

Монолог как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. Монолог-описание. Монолог-повествование на основе жизненного опыта. Монолог-рассуждение по поставленному вопросу.

Речевой практикум: создание тематического монолога.


Письмо. Создание текстов различных стилей, типов и жанров речи.

Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки. Сочинение-рассуждение как вид экзаменационного контроля и требования, предъявляемые к выполнению данного вида. Варианты экзаменационных сочинений (размышления над цитатой лингвиста, размышление над цитатой из текста, размышление над понятием) и алгоритм их написания. Комментирование тезиса, фрагмента, значения слова и работа с цитатами. Выбор и трактовка собственной позиции. Аргументация собственного мнения с опорой на исходный текст, знания и жизненный опыт.

Речевой практикум: создание текста-рассуждения.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой

компетенции

Языковое оформление речи

Общие нормы и правила оформления речи. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность выстраивания речи. Богатство, точность и выразительность речи.

Нормы и правила оформления устной речи. Орфоэпические и лексические нормы. Правила произношения и употребления слов в соответствии с их значением. Особенности русского ударения.

Нормы и правила оформления письменной речи. Грамматические нормы. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Орфографические и пунктуационные нормы и правила.

Речевой практикум: анализ текста изложения и сочинения.


Содержание, обеспечивающее формирование

культуроведческой компетенции

Культура речи и поведения

Культура речевого взаимодействия. Культура восприятия собеседника. Речевое взаимодействие и его особенности. Нормы и правила общения. Речевой этикет.

Культура поведения в речевой ситуации. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Речевой практикум: анализ ситуации речевого взаимодействия.


Повторение. Обобщение. Итоговое занятие

Речевая коммуникация и требования, предъявляемые к ней.






Тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество часов

34 часа

17 часов

1

Введение

1

1

2

Речевая деятельность

25

12


Слушание (аудирование)

7

3


Чтение

4

2


Говорение

8

4


Письмо

6

3

3

Языковое оформление речи

4

2


Общие нормы и правила оформления речи

1

1


Нормы и правила оформления устной речи

1


Нормы и правила оформления письменной речи

2

1

4

Культура речи и поведения

3

1


Культура речевого взаимодействия

1

1


Культура поведения в речевой ситуации

2

5

Повторение. Обобщение. Итоговое занятие

1

1


ИТОГО:

34

17
























1 Содержание составлено с учётом требований, предъявляемых ФГОС к уровню подготовки обучающихся основной школы по русскому языку, и в соответствии с требованиями программы по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2016).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!