Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Нижнегнутовская СШ»
В.В. Гаврилова В.П. Гончаров
_____________________2020г. _________________2020г.
Рабочая программа
факультативного курса по физике
«Основы радиофизики» (34 ч)
Составитель рабочей программы: Калюжная О.З.
2020
Пояснительная записка
1. Документ, на основании которого разработана рабочая программа:
Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.—125с.
2. В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства.
Факультативный курс «Основы радиофизики» дополняет и развивает школьный курс физики, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10, 11 классов, выбравших естественно-научный профиль.
Он открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания роли радио в жизни общества, повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.
3. Цель курса - создание условий для формирования и развития у учащихся:
интереса к изучению предмета физики;
умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по радиотехнике;
творческих способностей;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн;
выдвигать гипотезы;
отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы;
выполнять измерения;
решать задачи в области радиотехники;
интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы;
Перечисленные умения формируются на основе знаний о колебаниях и волнах, об основных свойствах волн любой физической природы: неограниченное распространение в одной среде, отражение, преломление на границе раздела двух сред.
4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2013-2014 г.
5. Основные формы организации занятий:
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.
6. Планируемые результаты:
Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся с успешной презентацией, публичной аргументированной защитой сделанных выводов; творческая познавательная деятельность, связанная с успешным участием в олимпиадах по физике и астрономии и успешной защитой проекта на конференции НОУ.
Формы и методы контроля достижений учащихся
Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно. Количество полученных баллов формирует образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико-математического, физико-технического или близких им профилей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Разделы/темы | |
1 | Экспериментальное открытие электромагнитных волн | 3 ч |
2 | Свойства электромагнитных волн | 5 ч |
3 | Генерация электромагнитных волн | 5 ч |
4 | Радиоволны и их распространение | 10 ч |
5 | Первый радиоприемник | 4 ч |
6 | Измерительная техника первой необходимости | 6 ч |
| Защита проектов | 1 ч |
| Итого | 34 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой) | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки | Тип урока | дата |
план | факт |
1. Экспериментальное открытие электромагнитных волн (3 ч) |
1 | Электромагнитное поле. | Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. | | Знать понятия: электромагнит-ное поле | Урок изучения нов. мат-ла | | |
2 | Электромагнитная волна (ЭМВ). Излучение ЭМВ. | Скорость электромагнитных волн. | Излучение и прием ЭМВ. | Знать понятия: электромагнитные волны | Урок изучения нов. мат-ла | | |
3 | Классическая теория излучения. Энергия ЭМВ. | | Классическая теория излучения. Энергия ЭМВ. | Уметь объяснять свойства ЭМВ | Урок изучения нов. мат-ла | | |
2. Свойства электромагнитных волн (5 ч) |
4 | Отражение от металлов электромагнитных волн (ЭМВ) | Свойства электромагнитных волн. | Отражение ЭМВ | Знать свойства ЭМВ, основные диапазоны ЭМВ | Урок изучения нов. мат-ла | | |
5 | Преломление ЭМВ на границе с диэлектриком. | | Преломление ЭМВ | Уметь объяснять свойства ЭМВ | Урок изучения нов. мат-ла | | |
6 | Условия интерференции ЭМВ | | Интерференция ЭМВ. | Знать свойства ЭМВ, основные диапазоны ЭМВ | Урок изучения нов. мат-ла | | |
7 | Дифракция ЭМВ | | Дифракция ЭМВ. | Уметь объяснять свойства ЭМВ | Урок обобщен. и сист-ции | | |
8 | Поляризация ЭМВ. | | Поляризация ЭМВ. | Уметь объяснять свойства ЭМВ | Урок обобщен. и сист-ции | | |
3. Генерация электромагнитных волн (5 ч) |
9 | Колебательный контур. Формула Томсона. | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные ЭМВ. | Свободные электромагнитные колебания. | Знать понятия: колебат. контур, св. и вынужденные ЭМВ. | Урок обобщен. и сист-ции | | |
10 | Переменный электрический ток. Действующие значения тока и напряжения. | Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. | Осциллограмма переменного тока. | Знать определение переменного тока. | Урок обобщен. и сист-ции | | |
11 | Конденсатор и катушка индуктивности в цепях переменного тока. | Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. | Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. | Знать понятия: активное, ёмкостное, индуктивное сопротивления | Комбинир. урок | | |
12 | Ламповый генератор. Генератор на транзисторе. | Ламповый генератор. Генератор на транзисторе. | | Уметь объяснять принцип работы генератора | комбинир. урок | | |
13 | Генерация электромагнитных волн | Классическая теория излучения. | | Уметь объяснять свойства ЭМВ | Урок изучения нов. мат-ла | | |
4. Радиоволны и их распространение (10 ч) |
14 | Изобретение радио А.С. Поповым. | Устройство радиоприёмника Попова | | Знать устройство и принцип работы радиоприёмника Попова | Урок обобщен. и сист-ции | | |
15 | Радиоволны. Радиопередача. | Энергия ЭМВ. | | Знать понятия: электромагнитные волны | Урок изучения нов. мат-ла | | |
16 | Распространение радиоволн | Распространение радиоволн. | | Знать свойства ЭМВ, основные диапазоны ЭМВ | комбинир. урок | | |
17 | Принципы радиосвязи. | Принципы радиосвязи. | | Знать принцип радиосвязи | комбинир. урок | | |
18 | Амплитудная модуляция. | Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний. | | Знать принцип амплитудной модуляции | Урок изучения нов. мат-ла | | |
19 | Детектирование колебаний. Простейший радиоприёмник. | Детектирование колебаний. Простейший радиоприёмник. | | Знать устройство детекторного приёмника | Урок соверш-ия ЗУН | | |
20 | Супергетеродинный приёмник. | Супергетеродинный приёмник. | | Знать устройство супергетеродинного приёмника | Урок изучения нов. мат-ла | | |
21 | Распространение радиоволн. Радиолокация. | Распространение радиоволн. Радиолокация. | | Знать принцип радиолокации, область применения | Урок изучения нов. мат-ла | | |
22 | Понятие о телевидении. | Принципы телевидения. | | Знать основы телевидения | Комбинир. урок | | |
23 | Развитие средств связи. | Развитие средств связи. | | Знать осн. направл. развития средств связи | Урок обобщен. и сист-ции | | |
5. Первый радиоприемник (4 ч) |
24 | Антенна и заземление | | Антенны. Заземления. | Понимать назначение и устройство антенны и заземления | Урок изучения нов. мат-ла | | |
25 | Микрофоны | | Микрофоны электродинамич. и конденсаторной системы | Уметь объяснить принцип действия микрофона | Комбинир. урок | | |
26 | Схема приемника | | Схемы детекторных радиоприёмников | Знать устройство детекторного приёмника | Урок обобщен. и сист-ции | | |
27 | Лабораторная работа № 1 «Сборка простейшего радиоприемника» | | Схемы детекторных радиоприёмников | Уметь собирать простейший радиоприёмник | Урок соверш-ия ЗУН | | |
6. Измерительная техника первой необходимости (6 ч) |
28 | Измерительные пробники | Действие магнитного поля на проводник с током. | | Знать применение действия магн. поля на пров-к с током в технике | Урок соверш-ия ЗУН | | |
29 | Измерительный прибор магнитоэлектрической системы | Электроизмерительные приборы. | | Знать формулу силы Лоренца | Урок изучения нов. мат-ла | | |
30 | Лабораторная работа № 2 «Измерение параметров полевого транзистора» | Полупроводниковые приборы. | Транзистор. | Знать применение полупр. | Урок соверш-ия ЗУН | | |
31 | Портативный приемник | | Схемы детекторных радиоприёмников | Знать устройство детекторного приёмника | Комбинир. урок | | |
32 | Особенности супергетеродина | Супергетеродинный приёмник. | | Знать особенности супергетеродинного приёмника | Урок обобщен. и сист-ции | | |
33 | О цветомузыке | | Схемы простых ЦМУ | Понимать принцип работы ЦМУ | Урок обобщен. и сист-ции | | |
34 | Защита проектов | | | Уметь собирать простые электронные схемы | Урок соверш-ия ЗУН | | |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1989
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., «Физика 10-11 кл.», Москва, «Просвещение», 2010
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2007.
4. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
5. Головин П.П., Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике
6. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлечённых», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. «Сборник задач и вопросов по физике», Москва, ACADEMA, 2002
8. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль, Академия развития, 2007
9. Тарасов Л.В. «Физика в природе», Москва, «Вербум-М», 2002
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
№ | Видеопродукция | Технические средства обучения | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий. | ПК Intel(R) Pentium(R) Dual CPU E2200 @ 2,2 GHz, 1,00 ГБ ОЗУ | http://homes.relex.ru |
2 | Электронные уроки и тесты «Физика в школе» (комплект из 6 дисков) | ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ | WWW.ZAVUCH.RU.FISIKA. |
3 | Открытая физика | ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ | http://ru.wikipedia.org/wiki. |
4 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 7 класс | Мультимедиапроектор Panasonic | http://elkin52.narod.ru. |
5 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 8 класс | TV Daewoo | |
6 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 9 класс | TV – плеер JVS | |
7 | 1 С: Репетитор Физика | | |