СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по физике «Основы радиофизики» (34 ч), 1ч/нед.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по физике «Основы радиофизики» (34 ч), 1ч/нед.»





Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Нижнегнутовская СШ»

В.В. Гаврилова В.П. Гончаров

_____________________2020г. _________________2020г.




Рабочая программа
факультативного курса по физике

«Основы радиофизики» (34 ч)




Составитель рабочей программы: Калюжная О.З.









2020


Пояснительная записка

1. Документ, на основании которого разработана рабочая программа:

Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.—125с.

2. В современном естествознании физика является одной из лиди­рующих наук, она оказывает огромное влияние на различные от­расли науки, техники и производства.

Факультативный курс «Основы радиофизики» дополняет и развива­ет школьный курс физики, а также является информационной под­держкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориен­тирован на удовлетворение любознательности старших школьни­ков, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10, 11 классов, выбравших естественно-научный профиль.

Он открывает широкие возможности для развития общих и спе­циальных знаний, понимания роли радио в жизни общества, повы­шения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.

3. Цель курса - создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области радио­техники;

интереса к изучению предмета физики;

  • умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по радиотехнике;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие кон­кретные умения:

наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн;

  • выдвигать гипотезы;

  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы;

  • выполнять измерения;

  • решать задачи в области радиотехники;

  • интерпретировать результаты эксперимента;

- делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о коле­баниях и волнах, об основных свойствах волн любой физической природы: неограниченное распространение в одной среде, отраже­ние, преломление на границе раздела двух сред.


4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2013-2014 г.


5. Основные формы организации занятий:

Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.


6. Планируемые результаты:

Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся с успешной презентацией, публичной аргументированной защитой сделанных выводов; творческая познавательная деятельность, связанная с успешным участием в олимпиадах по физике и астрономии и успешной защитой проекта на конференции НОУ.

Формы и методы контроля достижений учащихся

Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно. Количество полученных баллов формирует образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико-математического, физико-технического или близких им профилей.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


№ п/п

Разделы/темы


1

Экспериментальное открытие электромагнитных волн

3 ч

2

Свойства электромагнитных волн

5 ч

3

Генерация электромагнитных волн

5 ч

4

Радиоволны и их распространение

10 ч

5

Первый радиоприемник

4 ч

6

Измерительная техника первой необходимости

6 ч


Защита проектов

1 ч


Итого

34 ч












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой)

Элементы
дополнительного содержания

Требования

к уровню подготовки

Тип
урока

дата

план

факт

1. Экспериментальное открытие электромагнитных волн (3 ч)

1

Электромагнитное поле.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.


Знать понятия: электромагнит-ное поле

Урок изучения нов. мат-ла



2

Электромагнитная волна (ЭМВ). Излучение ЭМВ.

Скорость электромагнитных волн.

Излучение и прием ЭМВ.

Знать понятия:

электромагнитные волны

Урок изучения нов. мат-ла



3

Классическая теория излучения. Энергия ЭМВ.


Классическая теория излучения. Энергия ЭМВ.

Уметь объяснять свойства ЭМВ

Урок изучения нов. мат-ла



2. Свойства электромагнитных волн (5 ч)

4

Отражение от металлов электромагнитных волн (ЭМВ)

Свойства электромагнитных волн.

Отражение ЭМВ

Знать свойства ЭМВ, основные диапазоны ЭМВ

Урок изучения нов. мат-ла



5

Преломление ЭМВ на границе с диэлектриком.


Преломление ЭМВ

Уметь объяснять свойства ЭМВ

Урок изучения нов. мат-ла



6

Условия интерференции ЭМВ


Интерференция ЭМВ.

Знать свойства ЭМВ, основные диапазоны ЭМВ

Урок изучения нов. мат-ла



7

Дифракция ЭМВ


Дифракция ЭМВ.

Уметь объяснять свойства ЭМВ

Урок обобщен. и сист-ции



8

Поляризация ЭМВ.


Поляризация ЭМВ.

Уметь объяснять свойства ЭМВ

Урок обобщен. и сист-ции



3. Генерация электромагнитных волн (5 ч)

9

Колебательный контур. Формула Томсона.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные ЭМВ.

Свободные электромагнитные колебания.


Знать понятия: колебат. контур, св. и вынужденные ЭМВ.

Урок обобщен. и сист-ции



10

Переменный электрический ток. Действующие значения тока и напряжения.

Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения.

Осциллограмма переменного тока.

Знать определение переменного тока.

Урок обобщен. и сист-ции



11

Конденсатор и катушка индуктивности в цепях переменного тока.

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.


Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Знать понятия: активное, ёмкостное, индуктивное сопротивления

Комбинир. урок




12

Ламповый генератор. Генератор на транзисторе.

Ламповый генератор. Генератор на транзисторе.


Уметь объяснять принцип работы генератора

комбинир. урок



13

Генерация электромагнитных волн

Классическая теория излучения.


Уметь объяснять свойства ЭМВ

Урок изучения нов. мат-ла



4. Радиоволны и их распространение (10 ч)

14

Изобретение радио А.С. Поповым.

Устройство радиоприёмника Попова


Знать устройство и принцип работы радиоприёмника Попова

Урок обобщен. и сист-ции



15

Радиоволны. Радиопередача.

Энергия ЭМВ.


Знать понятия:

электромагнитные волны

Урок изучения нов. мат-ла



16

Распространение радиоволн

Распространение радиоволн.


Знать свойства ЭМВ, основные диапазоны ЭМВ

комбинир. урок



17

Принципы
радиосвязи.

Принципы радиосвязи.


Знать принцип радиосвязи

комбинир. урок



18

Амплитудная
модуляция.

Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.


Знать принцип амплитудной модуляции

Урок изучения нов. мат-ла



19

Детектирование колебаний. Простейший радиоприёмник.

Детектирование колебаний. Простейший радиоприёмник.


Знать устройство детекторного приёмника

Урок соверш-ия ЗУН



20

Супергетеродинный приёмник.

Супергетеродинный приёмник.


Знать устройство супергетеродинного приёмника

Урок изучения нов. мат-ла



21

Распространение радиоволн.

Радиолокация.

Распространение радиоволн.

Радиолокация.


Знать принцип радиолокации, область применения

Урок изучения нов. мат-ла



22

Понятие о телевидении.

Принципы телевидения.


Знать основы телевидения

Комбинир. урок



23

Развитие средств связи.

Развитие средств связи.


Знать осн. направл. развития средств связи

Урок обобщен. и сист-ции



5. Первый радиоприемник (4 ч)

24

Антенна и заземление


Антенны. Заземления.

Понимать назначение и устройство антенны и заземления

Урок изучения нов. мат-ла



25

Микрофоны


Микрофоны электродинамич. и конденсаторной системы

Уметь объяснить принцип действия микрофона

Комбинир. урок



26

Схема приемника


Схемы детекторных радиоприёмников

Знать устройство детекторного приёмника

Урок обобщен. и сист-ции



27

Лабораторная работа № 1 «Сборка простейшего радиоприемника»


Схемы детекторных радиоприёмников

Уметь собирать простейший радиоприёмник

Урок соверш-ия ЗУН



6. Измерительная техника первой необходимости (6 ч)

28

Измерительные пробники

Действие магнитного поля на проводник с током.



Знать применение действия магн. поля на пров-к с током в технике

Урок соверш-ия ЗУН



29

Измерительный прибор магнитоэлектрической системы

Электроизмерительные приборы.


Знать формулу силы Лоренца

Урок изучения нов. мат-ла



30

Лабораторная работа № 2 «Измерение параметров полевого тран­зистора»

Полупроводниковые приборы.

Транзистор.

Знать применение полупр.

Урок соверш-ия ЗУН



31

Портативный приемник


Схемы детекторных радиоприёмников

Знать устройство детекторного приёмника

Комбинир. урок



32

Особенности супергетеродина

Супергетеродинный приёмник.


Знать особенности супергетеродинного приёмника

Урок обобщен. и сист-ции



33

О цветомузыке


Схемы простых ЦМУ

Понимать принцип работы ЦМУ

Урок обобщен. и сист-ции



34

Защита проектов



Уметь собирать простые электронные схемы

Урок соверш-ия ЗУН











ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1989

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., «Физика 10-11 кл.», Москва, «Просвещение», 2010

3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2007.

4. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

5. Головин П.П., Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике

6. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлечённых», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. «Сборник задач и вопросов по физике», Москва, ACADEMA, 2002

8. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль, Академия развития, 2007

9. Тарасов Л.В. «Физика в природе», Москва, «Вербум-М», 2002


Перечень информационного обеспечения образовательного процесса


Видеопродукция

Технические средства обучения

Цифровые образовательные ресурсы

1

Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий.

ПК Intel(R) Pentium(R) Dual CPU E2200 @ 2,2 GHz, 1,00 ГБ ОЗУ

http://homes.relex.ru

2

Электронные уроки и тесты «Физика в школе» (комплект из 6 дисков)

ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ

WWW.ZAVUCH.RU.FISIKA.

3

Открытая физика

ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ

http://ru.wikipedia.org/wiki.

4

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 7 класс

Мультимедиапроектор Panasonic

http://elkin52.narod.ru.

5

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 8 класс

TV Daewoo


6

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 9 класс

TV – плеер JVS


7

1 С: Репетитор Физика








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!