СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по химии 10-11 класс "Химия в задачах"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного  курса является не только углубить, расширить и систематизировать знания о строении и свойствах соединений, но и научить свободно решать различные по сложности задачи с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче  ЕГЭ по химии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по химии 10-11 класс "Химия в задачах"»













Рабочая программа


факультативного курса


Химия в задачах

10-11 класс










Учитель: Дегтярёва Н.А.

высшая квалификационная категория.








2017-2018 учебный год









Оглавление



  1. Информационная карта (паспорт)

  2. Пояснительная записка

    1. Нормативно-правовая база

    2. Основные цели и задачи предмета

    3. Требования к уровню подготовки учащихся

    4. Распределение часов по темам

  1. Учебно-методический комплекс

  2. Характеристика контрольно-измерительных материалов

  3. Календарно-тематический план

  4. Основное содержание учебного курса

  5. Перечень используемого учебного оборудования

  6. Сведения об авторе




























  1. Информационная карта (паспорт) программы

Тип педагогической Программы

Учебная программа

Вид Программы

Рабочая учебная программа

Уровень Программы

Рабочая учебная программа общеобразовательного класса

Контингент обучающихся

Учащиеся 10 и 11 класса МКОУ «СОШ № 11» в возрасте от 16 до 18 лет

Наименование Программы

Рабочая программа курса «Решение конкурсных задач по химии»

Дата принятия решения о разработке Программы

Решение методического совета МКОУ СОШ № 11 , протокол №1 от 30 августа 2017 г.

Заказчик Программы

Субъекты образовательного сообщества 10 и 11 класса МКОУ «СОШ № 11»

Разработчик Программы

Дегтярёва Наталья Александровна

Цель Программы

Оказание содействия обучающимся 10 и11 класса МКОУ «СОШ № 11» в освоении содержания химического образования

Ведущие принципы построения Программы

Принцип личностной ориентации; принцип целенаправленности; принцип системности; принцип научности.

Назначение Программы

  • Для обучающихся и родителей (законных представителей) 10 и 11класса МКОУ «СОШ № 11» данная Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по химическому образованию в этом классе, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

  • Для педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 11» данная Программа определяет приоритеты в содержании химического образования в 10 и 11 классе и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе.

  • Для муниципального органа управления образованием данная Программа является основанием для определения качества реализации определенного объёма гарантированных учебных услуг по химическому образованию в 10 и 11 классе МКОУ «СОШ № 11»

Основной способ освоения содержания

Программы

Репродуктивно-творческий

Уровень освоения содержания образования

Общеобразовательный

Сроки освоения Программы

Продолжительность реализации программы – 1 год в 10 классе и 1 год в 11 классе

Объем учебного времени - 35 в 10 классе и 34 часа в 11 классе

Режим учебных занятий

1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе

Виды и формы контроля

Текущий контроль (устный и письменный опросы), промежуточный контроль (тестовые задания), самоконтроль (самопроверка, проблемно-познавательные практические задания)

Форма освоения Программы

Очная

Результат реализации Программы

Развитие свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за выбор при решении и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам личности.





  1. Пояснительная записка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА: Дегтярёвой Н..А. – учителем химии

МКОУ « СОШ №11» г. Коркино.

2.1 Нормативно правовая база

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. Областной базисный учебный план Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263).

  4. Приказ Министерства образования и науки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 г., регистрационный № 23290);

  5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/13 учебном году» от 10 июля 2012г. №24/5135 (Министерство образования и науки Челябинской области, ИДППО, 2012год)

  6. Приказ управления образования администрации Коркинского муниципального района Челябинской области от 17.08.2012г. № 474 «О формировании учебных планов образовательных учреждений на 2012-2013 учебный год».

  7. Учебный план МКОУ СОШ № 11 на 2013/2014 учебный год.


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35 в 10 классе , 34 часа в 11 классе

ИЗ НИХ В НЕДЕЛЮ: 1 в 10 классе и 1 в 11 классе

Одной из центральных задач реформы школы является коренное улучшение образования подрастающего поколения. Практически добиться этого очень непросто, т.к. количество и сложность учебного материала, необходимого для поступления в вуз, неуклонно растет. В то же время не каждому выпускнику необходим весь этот объем знаний.

Целью данного курса является не только углубить, расширить и систематизировать знания о строении и свойствах соединений, но и научить свободно решать различные по сложности задачи с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по химии.

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития.

При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом.

Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы.

В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.)

Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии.

Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Содержание факультативных занятий в 10 классе базируется на знаниях, получаемых в систематическом курсе органической химии, и служит их развитием, иными словами, следует за основными темами школьного курса «Химия-10» О.С. Габриеляна и др. Практическая часть факультатива предусматривает решение экспериментальных задач, направленные на изучение химических свойств веществ и способов их получения, решение качественных задач на распознавание и идентификацию веществ, а также решение расчетных задач различной сложности.

Факультативный курс по химии 11 класса «Решение конкурсных задач по химии» разработан с целью углубить знания и умения учащихся по решению задач. Содержание программы знакомит учеников с различными типами расчетных задач по химии и способами их решения. Курс разделен на семь блоков: Изучение каждого блока начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся различные типы задач по теме, а также разные способы. Каждый из блоков заканчивается занятием, на котором решаются комбинированные и усложненные задачи по данной теме. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их дальнейшему профориентированию. Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации. Кроме того курс готовит учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по химии. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.



2.2. Основные цели и задачи курса.

Цели курса:

Развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать развитию и совершенствованию у учащихся знаний и умений, необходимых для решений различных типов задач по химии, для самостоятельного определения способа решения этих задач, который будет наиболее рациональным и логически последовательным.

Задачи курса:

  • Углубить знания учащихся по органической химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задач.

  • Дать учащимся возможность реализовать и развивать свой интерес к химии.

  • Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.

  • Создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по химии, для поступления в высшие учебные заведения.

Формы и методы проведения занятий по элективному курсу

  • Фронтальный разбор способов решения новых типов задач.

  • Групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач.

  • Коллективное обсуждение решение наиболее сложных и нестандартных задач.

  • Решение расчетно-практических задач.

  • Решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ

  • Решение экспериментальных задач на проведение качественного анализа органических соединений

  • Составление учащимися оригинальных задач.

Требования к содержанию курсов по выбору

  • ориентация на современные образовательные технологии;

  • соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;

  • соответствие принятым правилам оформления программ;

  • наличие пособий, содержащих необходимую информацию;

  • краткосрочность проведения курса.

2.3. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного элективного курса



По окончанию курса учащиеся должны знать и уметь:

  • Знать основные типы расчетных задач по химии, основные количественные характеристики и единицы измерения, применяемые в химии.

  • Уметь производить расчеты по химическим формулам.

  • Вычислять количество вещества по известной массе, объему, количеству частиц.

  • Определение относительной плотности газов и молярной массы по относительной плотности одного газа по другому.

  • Рассчитывать массовую и объемную долю «компонента» системы.

  • Уметь проводить эксперимент по определению качественного состава органическиго вещества

  • Находить химические формулы органических веществ.

  • Проводить расчеты, связанные с использованием различных способов выражения состава растворов.

  • Уметь проводить расчеты по уравнениям реакций.

  • Определять количественный состав смеси веществ.

  • Уметь решать комбинированные задачи и задачи повышенной сложности.


    1. Распределение часов по темам в 10 классе:


Темы

Количество часов

  1. Основные понятия органической химии

3

  1. Строение органических соединений

9

  1. Реакции органических соединений

2

  1. Углеводороды

7

  1. Кислородсодержащие органические соединения

8

  1. Азотсодержащие органические соединения

6

Итого

35


Распределение часов по темам в 11классе:



Тема

Количество часов

  1. Основные понятия и законы химии

8

  1. Термодинамика

2

  1. Растворы

8

  1. Окислительно-восстановительные реакции

4

  1. Металлы и неметаллы

9

  1. Органические вещества

2

  1. Общая химия

4

Итого

34















  1. Учебно-методический комплекс

1. ЕГЭ химия: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, расчетные задачи./О.Ю. Косова, - Челябинск: Взгляд, 2004год.

2. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл. / Г.И. Штремплер, А.И. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2001 год.

3. Задачи по химии. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. - Москва: Высшая школа, 1997 год.

4. Химия: конкурсные задания и ответы. В.Н. Ушкалова - Москва: Просвещение, 2000 год.

5. 500 задач по химии. А.С. Гудкова, К.М. Ефремова. Москва: Просвещение, 2000 год.

6. Тренировочные упражнения по химии/М.Д. Михайлов, Г.А. Петрова, И.Н. Семенов - Ленинград 1998год.

7. Химия Конкурсные задания и ответы/В.Н. Ушакова, Н.В. Иоанидис-Москва:Просвещение-2000год.

8. Сборник задач по органической химии с решениями/Ю.К.Губанова-Саратов:Лицей,2002год.

9. Дидактический материал по химии 10-11 класс/А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова-Москва :Просвещение,2001год



  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы по элективному курсу химии 10 класса охватывают основное содержание курса на уровне требований к уровню подготовки выпускников и позволяют получить достоверную информацию о соответствии их знаний и умений требованиям Государственного стандарта основного общего образования по химии.


При составлении задач и заданий для оценки уровня достижений учащихся использовались методические пособия:

  1. Химия: конкурсные задания и ответы. В.Н. Ушкалова - Москва: Просвещение, 2000 год. (Пособие предназначено для подготовки к олимпиадам, конкурсным экзаменам в вузы и учащимся старших классов в целях самообразования).

  2. Задачи по химии. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. - Москва: Высшая школа, 1997 год. (В пособии представлены задачи разной степени сложности. В целях развития навыков самостоятельной работы во всех разделах приведены задачи с решениями. Они являются типовыми для группы задач. Для всех расчетных задач даны ответы).

  3. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы. В.Н. Доронькин – Ростов-на-Дону: Легион, 2009 г. ( В книгу включены задачи различных типов, традиционно используемых при создании олимпиадных заданий по химии. В пособие подробно объясняются примеры решения разных типов задач, а также приводится большое число задач(более 220 расчетных и 100 качественных задач и заданий) для самостоятельной работы)


  1. Календарно-тематический план реализации рабочей программы элективного курса в 10 классе:


Дата занятий

Тема

Основные вопросы и понятия


Тема 1. Основные понятия органической химии (3 часа)



Строение атома углерода.

Электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Составление электронно-графической формулы атома углерода. Образование σ (сигма) и π(пи) связей.


Валентные состояния атома углерода.

Гибридизация орбиталей. Первое, второе, третье валентное состояние атома углерода. Определение типа гибридизации каждого атома углерода в структурных формулах.


Структурные формулы в сравнении с эмпирическими.

Химическая формула: структурная (полная и сокращенная, эмпирическая, молекулярная, рациональная)


Тема 2. Строение органических соединений (9 часов)



Классификация органических соединений

Ациклические, карбоциклические, гетероциклические соединения. Функциональные группы.


Расчеты по формулам веществ.

Решение задач с использованием формул ациклического строения.


Карбоциклические и гетероциклические соединения.

Ароматические соединения (арены), гетероциклы (на примере белков, нуклеиновых кислот).


Решение задач на вывод формул.

Решение задач на вывод формул органических соединений разных классов.


Основы номенклатуры органических соединений.

Типы номенклатур в органической химии: тривиальная, рациональная, ИЮПАК, заместительная.


Решение задач по теме: «Основы номенклатуры органических соединений».

Уметь называть органические соединения и составлять формулы по названию вещества.


Изомерия ее виды.

Структурная изомерия: изомерия углеродного скелета, изомерия положения функциональных групп, кратной связи. Межклассовая изомерия. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая.


Решение задач по теме: «Изомерия, ее виды»

Знать отличия структурной изомерии от пространственной. Уметь составлять формулы изомеров и давать названия по номенклатуре ИЮПАК.


Моделирование пространственных изомеров.

Уметь изготавливать шаростержневые модели разных изомеров органических соединений.


Тема 3. Реакции органических соединений (2 часа)


Реакции замещения и присоединения.

Реакции замещения на примере предельных и ароматических соединений. Реакции присоединения для ненасыщенных углеводородов на примере алкенов, алкинов, алкадиенов. Реакции гидрирования, гидратации, гидрогалогенирования, галогенирования, полимеризации.


Реакции отщепления и изомеризации.

Реакции отщепления (элиминирования) как способ получения органических соединения. Реакции дегидрирования, дегидратации, дегидрогалогенирования. Реакции изомеризации на примере алканов.


Тема 4. Углеводороды (7 часов)


Алканы.

Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Октановое число. Kонформации. Лабораторные способы получения алканов. Галогенопроизводные алканов. Kаталитическое окисление алканов.


Решение задач по теме: «Газовые законы в органической химии»

Уметь производить расчеты с использованием понятия «моль», закона Авогадро, определять относительную плотность газа и молярную массу по известной относительной плотности одного газа по другому.


Алкены.

Поляризация π-связи в молекулах алкенов. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам.. Составление уравнений реакций окисления методом полуреакций. Полимеризация гомологов этилена.


Алкины.

Получение алкинов дегалогенированием и дегидрогалогенированием. Правила Марковникова, гидратация ацетилена и его гомологов. Kислотные свойства алкинов. Получение алкинов с более длинной углеродной цепью из ацетилена.


Алкадиены.

Особенности строения сопряженных алкадиенов, способы их получения. Причины эластичности каучуков. Резина.


Арены.

Изомерия и номенклатура. Гомологи бензола. Способы получения гомологов бензола. Радикальное хлорирование бензола. Kаталитическое гидрирование бензола. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения.


Качественные задачи на распознавание углеводородов.

Уметь проводить качественный анализ на распознавание углеводородов.


Тема 5. Кислородсодержащие органические соединения (8 часов)


Спирты.

Особенности электронного строения молекул спиртов. Первичные, вторичные и третичные спирты. Сравнение кислотных свойств воды, спиртов и галогенопроизводных спиртов. Реакции этерификации спиртами неорганических кислот. Основные свойства спиртов. Правило Зайцева.


Решение задач на определение состава смеси веществ.


Уметь решать задачи на вычисление процентного состава смеси веществ.


Карбонильные соединения.

Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах карбонильных соединений и их производных. Kачественная реакция на метилкетоны. Реакция «серебряного зеркала».


Карбоновые кислоты

Кислотность и ее зависимость от строения. Влияние условий на степень диссоциации карбоновых кислот. Реакции ионного обмена. Электролиз растворов солей карбоновых кислот. Гидролиз солей. Мыло.


Решение задач по теме: «Растворы. Правило смешивания растворов»

Расчеты, связанные с использованием различных способов выражения состава раствора органических соединений.


Сложные эфиры.

Равновесие обратимой реакции этерификации–гидролиза: факторы, влияющие на него. Получение сложных эфиров. Восстановление сложных эфиров. Жиры. Сливочное масло.


Углеводы.

Циклическое строение пентоз и гексоз. Тривиальная и систематическая номенклатуры. Дисахариды: сахароза, лактоза, мальтоза; их строение и биологическая роль. Олигосахариды. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами – образование сложных эфиров. Различие свойств крахмала и целлюлозы.


Решение качественных задач на распознавание кислородсодержащих соединений.

Качественная реакция на метилкетоны. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, глицерином и пропанолом-2. Сравнение кислотных свойств воды, одно- и многоатомных спиртов и фенола. Отношение растворов сахарозы, мальтозы и лактозы к гидроксиду меди(II) при нагревании.


Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (6 часов)


Амины.

Реакции замещения, протекающие с разрывом связи N–Н. Амиды. Качественная реакция на первичные и вторичные амины (с азотистой кислотой). Гомологический ряд ароматических аминов.


Аминокислоты. Белки.

Рациональная и тривиальная номенклатуры. Оптические изомеры. Внутримолекулярная дегидратация аминокислот. Взаимодействие с гидроксидом меди(II). Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.


Нуклеиновые кислоты.

Первичная, вторичная и третичная структуры ДНK. Химические свойства нуклеиновых кислот. Генная инженерия, биотехнология.


Идентификация азотсодержащих соединений.

Сравнение основных свойств аминов. Отношение аминокислот к индикаторам. Функциональный анализ. Анализ пищевых продуктов (молока, мяса и т. д.).


Решение комбинированных задач по органической химии.



Решение олимпиадных задач по органической химии.



Календарно-тематический план реализации рабочей программы элективного курса в 11 классе:


урока

Дата

занятий

Темы занятий

Основные вопросы и понятия

Тема 1. Основные понятия и законы химии (5часов)

1


Основные понятия и законы химии

Основные понятия в химии: моль, молярная масса, молярный объем, массовая доля. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон, закон Авогадро.

2


Расчеты по химическим формулам

Вычисление количества вещества по известной массе (объему, количеству частиц); вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; определение относительной плотности газа и молярной массы по известной относительной плотности одного газа по другому.

3


Вывод формул химических соединений

Определение простейшей химической формулы по известным массовым долям элементов; определение молекулярной формулы газообразного вещества по известным массовым долям элементов и относительной плотности его по другому газу; определение формулы по продуктам сгорания.

4


Молярный объем газов. Законы идеальных газов.

Понятие молярного объема газов, объемной доли. Законы Бойля- Мариотта, Гей-Люссака. Вычисления по объединенному уравнению Бойля- Мариотта и Гей-Люссака.

5


Эквивалент. Законы эквивалентов.

Понятие эквивалент, эквивалентная масса, эквивалентный объем. Вычисление с использованием эквивалента, эквивалентной массы, эквивалентного объема.

Тема 2. Термодинамика (2часа)

6


Энергетика химических реакций. Химико-термодинамические расчеты.

Расчеты теплового эффекта химической реакции. Составление термохимического уравнения.

7


Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Вычисления по принципу Ле-Шателье, константе равновесия., энергии активации, закону действия масс, скорости химической реакции.

Тема З. Растворы (8часов)

8


Способы выражения содержания растворенного вещества.

Расчеты, связанные с использованием различных способов выражения состава раствора.

9


Энергетические эффекты при образовании растворов.

Расчеты, связанные с энтальпией растворения.

10


Слабые электролиты. Константа и степень диссоциации.

Расчеты константы и степени диссоциации слабых электролитов.

11


Сильные электролиты. Активность ионов.

Расчеты активности ионов и ионной силы сильных электролитов.

12


Ионное произведение воды. Водородный показатель.

Определение рН раствора.

13


Произведение растворимости.

Вычисления произведения растворимости солей.

14


Обменные реакции в растворах электролитов.

Составление молекулярных и ионных уравнений(полных и сокращенных)

15


Гидролиз солей.

Составление уравнений гидролиза, определение среды раствора.

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

16


Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степени окисления, решение ОВР методом электронного баланса.

17


Метод полуреакций.

Составление уравнений ОВР методом полуреакций.

18


Источники электрической энергии. Электродные потенциалы.

Понятие гальванического элемента. Составление схемы гальванического элемента.

19


Электролиз.

Составление уравнений процессов, происходящих при электролизе.

Тема 5. Металлы и неметаллы (9 часов)

20


Общие свойства металлов.

Составление уравнений реакций по химическим свойствам металлов.

21


Металлы первой группы Периодической системы химических элементов.

Составление уравнений реакций с металлами первой группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих металлов.

22


Металлы второй группы Периодической системы химических элементов. Жесткость воды.

Составление уравнений реакций с металлами второй группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих металлов, вычисление временной жесткости воды.

23


Химические элементы III группы Периодической системы химических элементов.

Составление уравнений реакций с элементами третьей группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих элементов.

24


Химические элементы IV, V, VI, VII группы Периодической системы химических элементов.

Составление уравнений реакций с элементами IV, V, VI, VII групп ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих элементов.

25


Благородные газы. Металлы VIII группы Периодической системы химических элементов.

Составление уравнений реакций с металлами VIII группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих металлов.

26


Сплавы. Интерметаллические соединения.

Определение содержания металла в сплаве. Чтение фазовых диаграмм.

27


Получение и химические свойства оксидов и оснований.

Составление уравнений реакций по получению и химическим свойствам оксидов и оснований.

28


Получение и химические свойства кислот и солей.

Составление уравнений реакций по получению и химическим свойствам кислот и солей.

Тема 6. Органические вещества (2 часа)

29


Органические вещества: алканы, алкены, алкины.

Решение расчетных задач с участием органических веществ: алканы, алкены, алкины.

30


Органические вещества: спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты.

Решение расчетных задач с участием органических веществ: спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты.

Тема 7. Общая химия (4 часа)

31


Комбинированные задачи повышенной сложности.

Решение расчетных комбинированных задач повышенной сложности.

32


Комбинированные задачи повышенной сложности



33


Комбинированные задачи повышенной сложности



34


Комбинированные задачи повышенной сложности




















  1. Основное содержание элективного курса по химии 10 класса

(35 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Основные понятия органической химии (3 часа)

Строение атома углерода. Электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Составление электронно-графической формулы атома углерода. Образование σ (сигма) и π(пи) связей. Валентные состояния атома углерода. Гибридизация орбиталей. Первое, второе, третье валентное состояние атома углерода. Определение типа гибридизации каждого атома углерода в структурных формулах. Структурные формулы в сравнении с эмпирическими. Химическая формула: структурная (полная и сокращенная, эмпирическая, молекулярная, рациональная).


Тема 2. Строение органических соединений (9 часов)

Классификация органических соединений. Ациклические, карбоциклические, гетероциклические соединения. Функциональные группы. Решение задач с использованием формул ациклического строения. Типы номенклатур в органической химии: тривиальная, рациональная, ИЮПАК, заместительная. Структурная изомерия: изомерия углеродного скелета, изомерия положения функциональных групп, кратной связи. Межклассовая изомерия. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая. Шаростержневые модели разных изомеров органических соединений.


Тема 3. Реакции органических соединений (2 часа)

Алканы. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Октановое число. Kонформации. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия, гидрирование угля и угарного газа, электролиз растворов солей карбоновых кислот, восстановление галогеналканов, кетонов и альдегидов. Получение синтез-газа. Галогенопроизводные алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Каталитическое окисление алканов. Производить расчеты с использованием понятия «моль», закона Авогадро, определять относительную плотность газа и молярную массу по известной относительной плотности одного газа по другому.

Алкены. Поляризация p-связи в молекулах алкенов. Индуктивный эффект (+I). Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Каталитическое окисление и окисление в «жестких» условиях. Составление уравнений реакций окисления методом полуреакций. Полимеризация гомологов этилена. Механизм реакции полимеризации. Получение алкенов дегалогенированием дигалогеналканов.

Алкины. Межклассовые изомеры. Получение алкинов дегалогенированием и дегидрогалогенированием. Механизм реакций электрофильного присоединения к алкинам: объяснение правила Марковникова, гидратация ацетилена и его гомологов. Kето-енольная таутомерия. Димеризация и полимеризация ацетилена. Кислотные свойства алкинов: взаимодействие с основаниями, образование ацетиленидов. Получение алкинов с более длинной углеродной цепью из ацетилена.

Алкадиены. Взаимное расположение p-связей в молекулах алкадиенов. Особенности строения сопряженных алкадиенов, способы их получения. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями. Причины эластичности каучуков. Резина.

Арены. Изомерия и номенклатура. Гомологи бензола. Электронное строение толуола. Способы получения гомологов бензола: алкилирование, синтез Вюрца. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции хлорирования. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения на примере галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие заместителей. Ориентанты 1-го и 2-го рода. Реакции по алкильному заместителю: хлорирование и окисление. Kумол и его особенности. Качественные задачи на распознавание углеводородов.


Тема 5. Кислородсодержащие органические соединения (8 часов)

Спирты. Особенности электронного строения молекул спиртов. Первичные, вторичные и третичные спирты. Kетоенольная таутомерия. Сравнение кислотных свойств воды, спиртов и галогенопроизводных спиртов. Алкоголяты, их гидролиз и взаимодействие с галогеналканами. Реакции этерификации спиртами неорганических кислот. Основные свойства спиртов. Правило Зайцева. Реакции нуклеофильного замещения. Окисление третичных спиртов в жестких условиях. Составление уравнений реакций окисления спиртов. Получение спиртов из реактивов Гриньяра. Решение задач на определение состава смеси веществ.

Карбонильные соединения. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям синильной кислоты, гидросульфита натрия, реактивов Гриньяра. Замещение атомами галогенов (Cl, Br) атомов водорода в a-положении к карбонильной группе. Взаимное влияние атомов в молекулах карбонильных соединений и их производных. Качественная реакция на метилкетоны. Получение кетонов пиролизом солей карбоновых кислот. Реакция «серебряного зеркала».

Карбоновые кислоты. Кислотность и ее зависимость от строения. Влияние условий на степень диссоциации карбоновых кислот. Реакции ионного обмена. Галогенирование карбоновых кислот. Ароматические кислоты. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты. Терефталевая кислота. Лавсан. Непредельные кислоты. Геометрические изомеры непредельных кислот. Функциональные производные карбоновых кислот: хлорангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы. Реакции восстановления карбоновых кислот. Электролиз растворов солей карбоновых кислот. Гидролиз солей. Мыло. Расчеты, связанные с использованием различных способов выражения состава раствора органических соединений.

Сложные эфиры. Равновесие обратимой реакции этерификации–гидролиза: факторы, влияющие на него. Получение сложных эфиров взаимодействием хлорангидридов или ангидридов карбоновых кислот со спиртами, алкилированием солей карбоновых кислот галогеналканами. Восстановление сложных эфиров. Жиры. Жирные кислоты. Сливочное масло.

Углеводы. Циклическое строение пентоз и гексоз. Тривиальная и систематическая номенклатуры. Стереоизомеры. Полуацетальная группа. Реакции присоединения к глюкозе синильной кислоты, спиртов, гидросульфита натрия. Реакции этерификации глюкозы ангидридами органических кислот. Реакции замещения со спиртами и галогенопроизводными углеводородов. Дисахариды: сахароза, лактоза, мальтоза; их строение и биологическая роль. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Олигосахариды. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами – образование сложных эфиров. Различие свойств крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на метилкетоны. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, глицерином и пропанолом-2. Сравнение кислотных свойств воды, одно- и многоатомных спиртов и фенола. Отношение растворов сахарозы, мальтозы и лактозы к гидроксиду меди(II) при нагревании.


Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (6 часов)

Амины. Реакции замещения, протекающие с разрывом связи N–Н: алкилирование аминов галогенопроизводными и ацилирование производными карбоновых кислот. Амиды. Kачественная реакция на первичные и вторичные амины (с азотистой кислотой). Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примерах: 1) аммиака, алифатических и ароматических аминов; 2) анилина, бензола и нитробензола. Сравнение основных свойств аммиака, метиламина, ди- и триметиламина, анилина. Влияние пространственного фактора на химические свойства третичных аминов.

Аминокислоты. Белки. Рациональная и тривиальная номенклатуры. Оптические изомеры. Получение капрона. Внутримолекулярная дегидратация аминокислот. Взаимодействие с гидроксидом меди(II). Четвертичная структура белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеотидах и нуклеозидах. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНK. Химические свойства нуклеиновых кислот: амфотерность, гидролиз, денатурация, репликация. Генная инженерия, биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Идентификация азотсодержащих соединений. Решение комбинированных задач по органической химии. Решение олимпиадных задач по органической химии.


  1. Основное содержание элективного курса по химии 11 класса

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Основные понятия и законы химии (5часов)

Основные понятия в химии: моль, молярная масса, молярный объем, массовая доля. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон, закон Авогадро. Расчеты по химическим формулам. Вычисление количества вещества по известной массе (объему, количеству частиц); вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; определение относительной плотности газа и молярной массы по известной относительной плотности одного газа по другому. Вывод формул химических соединений. Определение простейшей химической формулы по известным массовым долям элементов; определение молекулярной формулы газообразного вещества по известным массовым долям элементов и относительной плотности его по другому газу; определение формулы по продуктам сгорания. Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Понятие молярного объема газов,, объемной доли. Законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака. Вычисления по объединенному уравнению Бойля- Мариотта и Гей-Люссака. Эквивалент. Законы эквивалентов. Понятие эквивалент, эквивалентная масса, эквивалентный объем. Вычисление с использованием эквивалента, эквивалентной массы, эквивалентного объема.

Тема 2. Термодинамика (2часа)

Энергетика химических реакций. Химико-термодинамические расчеты. Расчеты теплового эффекта химической реакции. Составление термохимического уравнения. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Вычисления по принципу Ле-Шателье, константе равновесия., энергии активации, закону действия масс, скорости химической реакции.

Тема З. Растворы (8часов)

Способы выражения содержания растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием различных способов выражения состава раствора. Энергетические эффекты при образовании растворов. Расчеты, связанные с энтальпией растворения. Слабые электролиты. Константа и степень диссоциации. Расчеты константы и степени диссоциации слабых электролитов. Сильные электролиты. Активность ионов. Расчеты активности ионов и ионной силы сильных электролитов. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Определение рН раствора. Произведение растворимости. Вычисления произведения растворимости солей. Обменные реакции в растворах электролитов Составление молекулярных и ионных уравнений(полных и сокращенных). Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза, определение среды раствора.

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степени окисления, решение ОВР методом электронного баланса. Метод полуреакций. Составление уравнений ОВР методом полуреакций. Источники электрической энергии. Электродные потенциалы. Понятие гальванического элемента. Составление схемы гальванического элемента. Электролиз. Составление уравнений процессов, происходящих при электролизе.

Тема 5. Металлы и неметаллы (9 часов)

Общие свойства металлов. Составление уравнений реакций по химическим свойствам металлов. Металлы первой группы Периодической системы химических элементов. Составление уравнений реакций с металлами первой группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих металлов. Металлы второй группы Периодической системы химических элементов. Жесткость воды. Составление уравнений реакций с металлами второй группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих металлов, вычисление временной жесткости воды. Химические элементы III группы Периодической системы химических элементов. Составление уравнений реакций с элементами третьей группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих элементов. Химические элементы IV, V, VI, VII группы Периодической системы химических элементов. Составление уравнений реакций с элементами IV, V, VI, VII групп ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих элементов. Благородные газы. Металлы VIII группы Периодической системы химических элементов. Составление уравнений реакций с металлами VIII группы ПСХЭ, решение задач с участием соединений этих металлов. Сплавы. Интерметаллические соединения. Определение содержания металла в сплаве. Чтение фазовых диаграмм.

Получение и химические свойства оксидов и оснований. Составление уравнений реакций по получению и химическим свойствам оксидов и оснований. Получение и химические свойства кислот и солей. Составление уравнений реакций по получению и химическим свойствам кислот и солей.

Тема 6. Органические вещества (2 часа)

Органические вещества: алканы, алкены, алкины. Решение расчетных задач с участием органических веществ: алканов, алкенов, алкинов.

Органические вещества: спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты. Решение расчетных задач с участием органических веществ: спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот.

Тема 7. Общая химия (5 часов)

Комбинированные задачи повышенной сложности. Решение расчетных комбинированных задач повышенной сложности.





7. Перечень используемого учебного оборудования

  1. Компьютер

  2. Экран навесной

  3. Проектор

  4. Принтер

  5. Сканер


8.Сведения об авторе



Дегтярёва Наталья Александровна,

учитель химии и биологии высшей категории

МКОУ СОШ № 11. 456543, г. Коркино, п .Роза, ул. Борьбы,1

Телефон: 8(351-52) 4-80-80


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!