СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Тайны синтаксиса и пунктуации" для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Тайны синтаксиса и пунктуации" для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Тайны синтаксиса и пунктуации" для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №53

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № ______

от «___» ___________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_________ Кузнецова И. М.

«___» _____________ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ г. Иркутска

СОШ №53

_________ Ефремкина Л. Д.

Приказ № _______

от «___» ___________ 2021 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ТАЙНЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ» (8 класс)

срок реализации 1 год


Составитель программы

К.А. Леонов,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории















Пояснительная записка

Актуальность программы.

Важнейшая функция языка – коммуникативная – реализуется на синтаксическом уровне. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативного курса по синтаксису и пунктуации.

Предлагаемая программа дополняет и расширяет обязательное содержание программы по русскому языку и в тоже время примыкает к основному курсу.

Цель факультативного курса: способствовать углубленному изучению синтаксиса и пунктуации, росту речевой культуры обучающихся.

Задачи:

- повторение, обобщение, систематизация и углубление теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

- совершенствование пунктуационных умений и навыков учащихся;

- обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии, развитие речевой культуры обучающихся.

- формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.

Занятия выполняют следующие функции:

- обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

- диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;

- познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);

развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

- стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

На занятиях предусмотрены такие формы работы, как практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для обучающихся 8-х классов.

Результаты изучения курса.

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений;

- умение систематизировать полученные знания;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- умение работать со словарями и справочной литературой;

- опознавание и анализ основных синтаксических единиц, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц в ситуации речевого общения;

- умение применять на практике теоретические знания;

- приобретение навыков культуры общения;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Система оценивания результатов обучения

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися контрольных тестов в конце каждой четверти. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится в форме «зачет/незачет». Данный вид количественной оценки предусматривает, что учащиеся будут иметь возможность переделывать работу несколько раз, учитывая ошибки, пока она не будет выполнена правильно. Итоговый контроль реализуется в форме итогового контрольного теста, на основании чего и будет выставлен итоговый «зачет/незачет».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

8 КЛАСС (1ч/н, 34ч)


занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения


план

факт

1.

Синтаксис как раздел науки о языке – 2 ч.

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке.

1



2.

Словосочетание и предложение - основные синтаксические единицы. Простые и сложные словосочетания.

1



3.

Русская пунктуация как система – 2 ч.

Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

1



4.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Факультативные знаки препинания.

1



5.

Простое предложение как синтаксическая единица – 2 ч.

Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию.

1



6.

Значение, строение и функции предложения.

1



7.

Главные члены предложения – 2 ч.

Разграничение в предложении подлежащего и сказуемого.

1



8.

Деление сказуемых на простые и составные. Сложное сказуемое.

1



9.

Контрольный тест по теме «Главные члены предложения» - 1 ч.

1



10.

Второстепенные члены предложения – 2 ч.

Правильная поставка вопроса к второстепенным членам предложения. Разряды обстоятельств в русском языке. Переходные явления в области второстепенных членов.

1



11.

Синтаксические функции инфинитива.

1



12.

Односоставные предложения. Неполные предложения – 3 ч.

Особенности грамматической основы в односоставных предложениях.

1



13.

Типы односоставных предложений в русском языке. Критерии, положенные в основу деления односоставных предложений. Инфинитивные предложения. Генетивные предложения. Вокативные предложения.

1



14.

Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений. Нечленимые предложения.

1



15.

Осложнённое простое предложение – 1 ч.

Чем может осложняться простое предложение. Особенности структуры и семантики осложнённого предложения.

1



16.

Контрольный тест по теме «Односоставные предложения» – 1 ч.

1



17.

Однородные члены предложения – 1 ч.

Признаки, которые являются обязательными для однородных членов предложения. Изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения.

1



18.

Обособленные члены предложения – 2 ч. Обособление причастных и деепричастных оборотов, особенности обособления. Случаи синкретизма обстоятельственных значений в деепричастных оборотах.

1



19.

Разница между уточнением и пояснением.

1



20.

Вводные компоненты – 2 ч. Функции вводных слов и предложений. Роль вставных конструкций. Знаки препинания при вставных конструкциях.

1



21.

Разграничение вводных слов и омонимичных им конструкций.

1



22.

Обращение – 2 ч.

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

1



23.

Знаки препинания при обращении. Звательный падеж в русском языке.

1



24.

Сравнительные обороты – 2 ч.

Сравнительные обороты союзами как, будто, словно, точно, как будто. Сравнительные обороты с предлогами вроде, наподобие, подобно.

1



25.

Различение сравнительного оборота и придаточной сравнительной части.

1



26.

От простого к сложному – 4 ч.

Основные виды сложных предложений.

1



27.

Контрольный тест по теме «Простое осложненное предложение» - 1 ч.

1



28.

Свободные и несвободные по строению сложные предложения.

1



29.

Сложноподчиненное предложение. Место придаточной части по отношению к главной.

1



30.

Разграничение омонимичных союзов и союзных слов в сложном предложении

1



31.

Чужая речь – 2 ч.

Способы передачи чужой речи. Несобственно-прямая речь.

1



32.

Пунктуационное оформление диалога и прямой речи.

1



33.

Текст – 1 ч.

Что такое текст. Знаки препинания в художественном тексте. Авторская пунктуация.

1



34.

Итоговый контрольный тест – 1 ч.

1







































Литература


1. Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.

2. Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.

3. Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования): тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск: НИО; Аверсэв, 2009.

4. Золотова, Г. А. Русский язык: от системы к тексту. 10 класс: учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М.: Дрофа, 2002.

5. Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V—IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск: Аверсэв, 2005.

6. Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум: учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск: Асар, 2009.

7. Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

8. Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

9. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!