СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФГОС 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа создана для учащихся 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГОС 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская ООШ

Протокол №___

от«___» ________201 г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ Елисеевская ООШ

__________/Богдан Е.И.


«___» _________201 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елисеевская ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/


Приказ №_____________

от «___» _________201 г



рабочая программа

по учебному предмету

математика

Класс: 4

Срок реализации: 1 год


Разработала:

Прилука Н.М.

учитель нач. классов

высшей категории


д.Елисеевка

2019г.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- на основе авторской программы «Математика» авторы-составители В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва, УМК «Начальная школа XXI века»

- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Елисеевской основной общеобразовательной школы

Базовый учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва, 4-е изд., перераб. – М: : Вентана- Граф, 2014.


Цели и задачи изучения математики в 4 классе

называть:

— любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой

отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

— классы и разряды многозначного числа;

— единицы величин: длины, массы, скорости, времени;

— пространственную фигуру, изображенную на чертеже или

представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный

параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);

сравнивать:

— многозначные числа;

— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

различать:

— цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;

читать:

— любое многозначное число;

— значения величин;

— информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить:

— устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях,

сводимых к действиям в пределах сотни;

— письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с

многозначными числами;

— способы вычисления неизвестных компонентов арифметических

действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого,

делителя);

— способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с

помощью циркуля и линейки;

моделировать:

— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на

движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:

— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения

(уменьшения);

— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

анализировать:

— структуру составного числового выражения;

— характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

конструировать:

— алгоритм решения составной арифметической задачи;

— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и»,

«или», «если, то», «неверно, что»;

контролировать:

— свою деятельность: проверять правильность вычислений с

многозначными числами, используя изученные приемы;

решать учебные и практические задачи:

— записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса

миллионов;

— вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести

арифметических действий;

— решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе

задачи на совместное движение двух тел);

— формулировать свойства арифметических действий и применять их при

вычислениях;

— вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.


К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:

называть:

— координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать:

— величины, выраженные в разных единицах;

различать:

— числовое и буквенное равенства;

— виды углов и виды треугольников;

— понятия «несколько решений» и «несколько способов решения»

(задачи);

воспроизводить:

— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и

линейки;

приводить примеры:

— истинных и ложных высказываний;

оценивать:

— точность измерений;

исследовать:

— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких

решений);

читать:

— информацию, представленную на графике;

решать учебные и практические задачи:

— вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями

пространственных геометрических фигур;

— прогнозировать результаты вычислений;

— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса

миллиардов;

— измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,

— сравнивать углы способом наложения, используя модели.






Планируемые результаты изучения математики в 4 классе

.

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- самостоятельности мышления; умение устанавливать , с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- умение использовать полученную математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевая трудности, доводить начатую работу до её завершения;

- способность к самоорганизованности;

- готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владения основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями и др.);

- создание моделей и изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространёнными в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.




Основное содержание курса «Математика»


Тема 1. Множество целых неотрицательных чисел.


Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики. Римские цифры. Запись дат римскими цифрами. Примеры вычислений с числами, записанными римскими цифрами.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.

Многогранник. Вершины, рёбра и грани многогранника.

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Умножение и деление на однозначное и на двузначное число. Простейшие устные вычисления.

Свойства арифметических действий и их запись с помощью переменных.

Вычисление значений числовых выражений и выражений с одной, двумя и тремя переменными при заданном наборе числовых переменных.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.

Практическая работа. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, рёбер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их развёрткам.


Тема 2. Высказывания.

Высказывание и его значение: И – истина, Л – ложь.

Составление высказываний: «А», «А и В», «А или В», «Если А, то В» и их значения.

Таблицы истинности. Логические возможности. Решение задач.

Деление на 1000, 10000. деление на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей.

Решение уравнений.


Тема 3. Измерение величин.

Величина угла в градусах. Измерение величины угла и построение угла по его величине с помощью транспортира. Сравнение углов.

Взаимное расположение углов на плоскости.

Виды углов.

Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний).

Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащим углам, по трём сторонам)

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и транспортира.

Точные и приближённые значения величины. Измерение длины, массы, времени, площади с заданной точностью.































Календарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе

(136 часов)



урока

Тема урока

Дата

п

ф

I четверть (32 часов)



1.

Десятичная система счисления

02.09


2.

Десятичная система счисления

03.09


3.

Десятичная система счисления

04.09


4.

Чтение и запись многозначных чисел.

05.09


5.

Чтение и запись многозначных чисел.

09.09


6.

Чтение и запись многозначных чисел.

10.09


7.

Сравнение многозначных чисел.

11.09


8.

Сравнение многозначных чисел.

12.09


9.

Контрольная работа «Чтение, запись и сравнение многозначных чисел»

16.09


10.

Работа над ошибками. Сложение многозначных чисел.

17.09


11.

Сложение многозначных чисел.

18.09


12.

Сложение многозначных чисел.

19.09


13.

Вычитание многозначных чисел.

23.09


14.

Вычитание многозначных чисел.

24.09


15.

Контрольная работа «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел»

25.09


16.

Работа над ошибками. Построение прямоугольников.

26.09


17.

Построение прямоугольников.

30.09


18.

Скорость.

01.10


19.

Скорость.

02.10


20.

Скорость.

03.10


21.

Задачи на движение.

07.10


22.

Задачи на движение.

08.10


23.

Задачи на движение.

09.10


24.

Контрольная работа «Задачи на движение.»

10.10


25.

Работа над ошибками. Координатный угол.

14.10


26.

Контрольная работа. Координатный угол.

15.10


27.

Работа над ошибками. Графики. Диаграммы.

16.10


28.

Графики. Диаграммы.

17.10


29.

Переместительные свойства сложения и умножения.

21.10


30.

Переместительные свойства сложения и умножения.

22.10


31.

Сочетательные свойства сложения и умножения.

23.10


32.

Сочетательные свойства сложения и умножения.

24.10


II четверть (31 часа)



33.

План и масштаб.

05.11


34.

План и масштаб.

06.11


35.

Итоговая контрольная работа за I четверть.

07.11


36.

Работа над ошибками. Многогранник.

11.11


37.

Распределительные свойства умножения

12.11


38.

Распределительные свойства умножения

13.11


39.

Контрольная работа «Свойства арифметических действий»

14.11


40.

Работа над ошибками. Умножение на 1000, 10000…

18.11


41.

Умножение на 1000, 10000…

19.11


42.

Прямоугольный параллелепипед. Куб.

20.11


43.

Прямоугольный параллелепипед. Куб.

21.11


44.

Тонна. Центнер.

25.11


45.

Тонна. Центнер.

26.11


46.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

27.11


47.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

28.11


48.

Задачи на движение в противоположных направлениях

02.12


49.

Пирамида.

03.12


50.

Пирамида.

04.12


51.

Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение)

05.12


52.

Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение)

09.12


53.

Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение)

10.12


54.

Контрольная работа «Задачи на движение в противоположных направлениях»

11.12


55.

Работа над ошибками. Умножение многозначного числа на однозначное.

12.12


56.

Умножение многозначного числа на однозначное.

16.12


57.

Тестирование.

17.12


58.

Умножение многозначного числа на однозначное.

18.12


59.

Итоговая контрольная работа за II четверть.

19.12


60.

Умножение многозначного числа на двузначное число.

23.12


61.

Умножение многозначного числа на двузначное число.

24.12


62.

Умножение многозначного числа на двузначное число.

25.12


63.

Работа над ошибками. Умножение многозначного числа на двузначное число.

26.12


III четверть (40 часов)



64.

Умножение многозначного числа на двузначное число.

13.01


65.

Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

14.01


66.

Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

15.01


67.

Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

16.01


68.

Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

20.01


69.

Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

21.01


70.

Умножение многозначного числа на трёхзначное число.

22.01


71.

Контрольная работа «Письменные приёмы умножения чисел»

23.01


72.

Работа над ошибками. Конус.

27.01


73.

Конус.

28.01


74.

Задачи на движение в одном направлении.

29.01


75.

Задачи на движение в одном направлении.

30.01


76.

Задачи на движение в одном направлении.

03.02


77.

Задачи на движение в одном направлении.

04.02


78.

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что»

05.02


79.

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что»

06.02


80.

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что»

10.02


81.

Составные высказывания.

11.02


82.

Составные высказывания.

12.02


83.

Составные высказывания.

13.02


84.

Составные высказывания. Самостоятельная работа.

17.02


85.

Работа над ошибками. Составные высказывания.

18.02


86.

Задачи на перебор вариантов

19.02


87.

Задачи на перебор вариантов

20.02


88.

Задачи на перебор вариантов

25.02


89.

Деление суммы на число.

26.02


90.

Деление суммы на число.

27.02


91.

Деление на 1000, 10000…

28.02


92.

Деление на 1000, 10000…

02.03


93.

Деление на 1000, 10000…

03.03


94.

Контрольная работа «Деление на 10, 100, 1000… Деление многозначного числа на однозначное»

04.03


95.

Работа над ошибками. Карта.

05.03


96.

Карта.

09.03


97.

Цилиндр.

10.03


98.

Цилиндр.

11.03


99.

Деление на однозначное число.

12.03


100.

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

16.03


101.

Работа над ошибками Деление на однозначное число.

17.03


102.

Деление на двузначное число.

18.03


103.

Деление на однозначное число

19.03


IV четверть (33 урока).



104.

Деление на двузначное число.

30.03


105.

Деление на двузначное число.

31.03


106.

Деление на двузначное число.

01.04


107.

Контрольная работа «Деление на двузначное число»

02.04


108.

Деление на трёхзначное число.

06.04


109.

Деление на трёхзначное число.

07.04


110.

Деление на трёхзначное число.

08.04


111.

Деление на трёхзначное число.

09.04


112.

Деление на трёхзначное число.

13.04


113.

Контрольная работа «Деление на трёхзначное число. Письменные приёмы вычислений»

14.04


114.

Работа над ошибками. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.

15.04


115.

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.

16.04


116.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15.

20.04


117.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15.

21.04


118.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15.

22.04


119.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15.

23.04


120.

Угол и его обозначение.

27.04


121.

Угол и его обозначение. Самостоятельная работа.

28.04


122.

Работа над ошибками. Виды углов.

29.04


123.

Виды углов.

30.04


124.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+8=16, 8 х=16, 8-х=2, 8:х=2

04.05


125.

Промежуточная итоговая аттестация.

05.05


126.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+8=16, 8 х=16, 8-х=2, 8:х=2

06.05


127.

Контрольная работа «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Действия с многозначными числами»

07.05


128.

Работа над ошибками. Виды треугольников.

11.05


129.

Виды треугольников. Самостоятельная работа.

12.05


130.

Работа над ошибками. Точное и приближённое значения величины

13.05


131.

Точное и приближённое значения величины

14.05


132.

Итоговая контрольная работа за IV четверть.

18.05


133.

Работа над ошибками. Построение отрезка, равному данному.

19.05


134.

Итоговая промежуточная аттестация.

20.05


135.

Работа над ошибками. Построение отрезка, равному данному.

21.05


136.

Повторение пройденного за год

25.05





























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская ООШ

Протокол №___

от«___» ________201 г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ Елисеевская ООШ

__________/Богдан Е.И.


«___» _________201 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елисеевская ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/


Приказ №_____________

от «___» _________201 г



рабочая программа

по учебному предмету

литературное чтение

Класс: 4

Срок реализации: 1 год


Разработала:

Прилука Н.М.

учитель нач. классов

высшей категории


д.Елисеевка

2019г.


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- на основе авторской программы «Литературное чтение» авторы Л.А.Ефрасинина, М.И.Оморокова, УМК «Начальная школа XXI века»

- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Елисеевской основной общеобразовательной школы

Базовый учебник:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3-е изд., перераб. – М: : Вентана- Граф, 2013.

Цель и задачи

Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи.

Основные образовательные линии курса:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего особенностям и уровню подготовки учащихся.1

Основные линии программы.

  1. Развитие навыка чтения.

  2. Развитие восприятия произведения.

  3. Развитие литературоведческих представлений и понятий.

  4. Развитие речевых умений.

  5.  развитие творческой деятельности.


  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты освоения должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной должны отражать:

- овладение способностью принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символистических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем для решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения с учётом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение» должны отражать:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуры, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику разных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



Содержание курса литературного чтения в 4 классе

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы, мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.2

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и при­ключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в един­стве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается.Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жан­рам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»),устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» а т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите­ратура, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, послови­ца, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-попу­лярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобрази­тельно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление,предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени созда­ния произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литера­турных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произноше­ния вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из Прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоз­дание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;

  • чтение детской периодики;

  • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.










Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе

(136 часов)


I четверть (32 часов)


урока

Тема урока

Дата

п

ф

1.

Малые жанры фольклора. Д/ч Крупицы народной мудрости.

03.09


2.

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

04.09


3.

Д/ч Русская народная сказка «Марья Моревна».

05.09


4.

Сказочные и былинные герои. Былина «Волх Всеславович»

06.09


5.

Слушание и работа с детскими книгами. Былины о русских богатырях. Д/ч «Вольга Святославович».

10.09


6.

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

11.09


7.

Слушание и работа с книгами (былины, легенды, сказки)

12.09


8.

Народные песни. Повторение. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

13.09


9.

Слушание и работа с книгами. Д/ч. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

17.09


10.

Урок-обобщение. Книги с былинами, легендами. Рубрика «Проверь себя»

18.09


11.

Басни русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»; И.И.Хемницер «Стрекоза»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

19.09


12.

Слушание и работа с книгами басен. И.И.Хемницер «Друзья». Д/ч. И.А.Крылов «Крестьянин в беде»

20.09


13.

Русские баснописцы. А.Е.Измайлов «Кукушка». Д/ч. А.Е.Измайлов «Лестница», И.А.Крылов «Осёл и Соловей».

24.09


14.

Баснописец И.А.Крылов. И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Д/ч. С.В.Михалков «Слово о Крылове»

25.09


15.

Слушание и работа с книгами. И.И.Дмитриев «Муха». Д/ч. И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок»

26.09


16.

Урок-обобщение. Рубрика «Проверь себя»

27.09


17.

Стихотворения В.А.Жуковского. В.А.Жуковский «Песня», «Ночь».

01.10


18.

Д/ч. В.А.Жуковский «Вечер», «Загадки»

02.10


19.

Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна»

03.10


20.

Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна»

04.10


21.

Д/ч. В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

08.10


22.

Урок-обобщение. Рубрика «Проверь себя»

09.10


23.

Повторение. Стихи А.С.Пушкина. Стихотворение «Осень» (отрывки). Д/ч. Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

10.10


24.

Стихи А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «И.И.Пущину».

11.10


25.

Стихи А.С.Пушкина. И.И.Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок)

15.10


26.

Воспоминания об А.С.Пушкине. «Из воспоминаний В.И.Даля». Д/ч. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

16.10


27.

Фольклор, летописи и произведения А.С.Пушкина. Д/ч. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Вещий Олег» (отрывок из «Повести временных лет».

17.10


28.

Контрольная проверка техники чтения.

18.10


29.

Стихи М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын» М.Ю.Лермонтов «Парус»

22.10


30.

Стихи М.Ю.Лермонтова о природе. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утёс».

23.10


31.

Д/ч. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка)

24.10


32.

Д/ч. книги-справочники о М.Ю.Лермонтове. М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

25.10


II четверть 32 часа



33.

Волшебные сказки. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» (в сокращении)

05.11


34.

Волшебные сказки. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» (в сокращении)

06.11


35.

Произведения П.П.Ершова. П.П.Ершов «Кто он?»

07.11


36.

Урок-обобщение. Рубрика «Проверь себя», комплексная контрольная работа.

08.11


37.

Авторские сказки. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

12.11


38.

Авторские сказки. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

13.11


39.

Д/ч. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

14.11


40.

Урок-обобщение. Рубрика «Проверь себя»

15.11


41.

Произведения о детях Н.Г.Гарин-Михалковский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы»)

19.11


42.

Произведения о детях Н.Г.Гарин-Михалковский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы»)

20.11


43.

Дети-герои произведений русских писателей. Д/ч. К.М.Станюкович. «Максимка».

21.11


44.

Дети-герои произведений русских писателей. Д/ч. К.М.Станюкович. «Максимка».

22.11


45.

Произведения русских писателей о детях. Д/ч. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел»

26.11


46.

Урок-обобщение. Рубрика «Проверь себя»

27.11


47.

Произведения зарубежных писателей о детях. В.Гюго «Козетта» (отдельные главы)

28.11


48.

Произведения зарубежных писателей о детях. В.Гюго «Козетта» (отдельные главы)

29.11


49

Произведения о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы).

03.12


50

Произведения о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы).

04.12


51

Д/ч. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы I и II из романа)

05.12


52

Сказки зарубежных писателей о детях. Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»

06.12


53

Сказки зарубежных писателей о детях. Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»

10.12


54

Д/ч. Х.К.Андерсен «Самое невероятное»

11.12


55

Книги Х.К.Андерсена. Х.К.Андерсен «Дети года».

12.12


56

Произведения Х.К.Андерсена. Д/ч. К.Г.Паустовский «Великий сказочник».

13.12


57

Контрольная проверка техники чтения.

17.12


58

Детская Библия. Д/ч. библейские предания «Суд Соломона», «блудный сын».

18.12


59

Мифы Древней Греции. Д/ч. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»

19.12


60

Мифы народов мира.. Д/ч. Славянский миф «Ярило-Солнце», древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи».

20.12


61

Техника чтения. Мифы народов мира. Д/ч. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

24.12


62

Летописные книги Древней Руси «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава. Похвала книгам»

25.12


63

Книги Древней Руси. Первая славянская азбука. Д/ч. «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава», «Повесть о Никите Кожемяке».

26.12


64

Библиотечный урок. Рубрика книжная полка «Книги бывают разные», рубрика «Проверь себя»

27.12


III четверть (41 часов)



65

Повторение изученных произведений Л.Н.Толстого. Д/ч. «Воспоминания Л.Н.Толстого».

10.01


66

Художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Акула».

14.01


67

Авторские сказки. Л.Н.Толстой «Два брата»

15.01


68

Басни Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Мужик и водяной».

16.01


69

Научно-популярные рассказы. Л.Н.Толстой «Черепаха»

17.01


70

Художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Русак»

21.01


71

Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь».

22.01


72

Д/ч. Народная былина «Святогор».

23.01


73

Книги Л.Н.Толстого для детей.

24.01


74

Урок-обобщение. Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя»

28.01


75

Стихи о Родине. А.А.Блок «Россия». Д/ч. Песня-слава «Русская Земля»

29.01


76

Стихотворения А.А.Блока. А.А.Блок «Рождество»

30.01


77

Д/ч. А.А.Блок «На поле Куликовом». Книги стихов русских поэтов.

31.01


78

Стихотворения о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия»

04.02


79

Стихотворения о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «К зиме»

05.02


80

Стихотворения о природе К.Д.Бальмонт «Снежинка»

06.02


81

Стихотворения о природе К.Д.Бальмонт «Камыши»

07.02


82

«Сказочные» стихотворения. К.Д.Бальмонт. «У чудищ»

11.02


83

К.Д.Бальмонт. «Как я пишу стихи»

12.02


84

Д/ч. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

13.02


85

Рассказы о животных. А.И.Куприн «Скворцы»

14.02


86

Рассказы о животных. А.И.Куприн «Скворцы»

18.02


87

Сказки и легенды народные и авторские. Д/ч. А.И.Куприн «Четверо нищих».

19.02


88

Очерки и воспоминания. Д/ч. А.И.Куприн. «Памяти А.П.Чехова»

20.02


89

Произведения о животных А.И.Куприна. Повторение. Д/ч. Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М.Песков «В гостях у Э.Сетон-Томпсона»

21.02


90

Урок-обобщение. Рубрики «Проверь себя». Контрольная работа.

25.02


91

Стихотворения И.А.Бунина. И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство».

26.02


92

Стихотворения о природе. И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)

27.02


93

Стихи русских поэтов. Д/ч. К.И.Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов».

28.02


94

Урок-обобщение по разделу. Рубрики «Проверь себя».

03.03


95

Произведения С.Я.Маршака. С.Я.Маршак «Словарь».

04.03


96

Д/ч. С.Я.Маршак «Зелёная застава», «Загадки»

05.03


97

Пьесы-сказки для детей. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

06.03


98

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

10.03


99

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

11.03


100

Д/ч. С.Я.Маршак «Сказка про козла». Книги сказок С.Я.Маршака.

12.03


101

Контрольная проверка техники чтения.

13.03


102

Д/ч. С.Я.Маршак «Ледяной остров» (повесть в стихах)

17.03


103

Маршак-переводчик. Р.Бёрнс. «В горах моё сердце» (перевод С.Я.Маршака)

18.03


104

Библиотечный урок. Маршак-сказочник, поэт, драматург, переводчик.

19.03


105

Стихотворения для детей. Н.А.Заболоцкий «Детство».

20.03


IV четверть 31 час



106

Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Д/ч. Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу»

31.03


107

Библиотечный урок. Стихи о Родине и родной природе.

01.04


108

Произведения о детях войны. Д/ч. В,П.Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

02.04


109

Произведения о детях войны. Д/ч. В,П.Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

03.04


110

Произведения о детях войны. Д/ч. В,П.Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

07.04


111

Произведения о детях войны. Д/ч. К.М.Симонов «Сын артиллериста»

08.04


112

Книги о детях войны. Детские журналы и газеты.

09.04


113

Стихотворения о родной природе. Н.М.Рубцов «Берёзы»

10.04


114

Стихотворения о родной природе. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Д/ч. Н.М.Рубцов «Ласточка».

14.04


115

Произведения о родине. Д/ч. А.П.Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок» (сказки-были)

15.04


116

Урок-обобщение. Рубрика «Проверь себя»

16.04


117

Стихотворения для детей. С.В.Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома» Д/ч. С.В.Михалков «Как бы жили мы без книг»

17.04


118

Басни С.В.Михалкова. С.В.Михалков «Зеркало». Д/ч. С.В.Михалков «Люби-тель книг», «Чужая беда».

21.04


119

Книги С.В.Михалкова. Д/ч. С.В.Михалков «Как старик корову продавал»

22.04


120

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов «Федина задача».

23.04


121

Юмористические стихи. И.Л.Гамазкова. «Страдания». Д/ч. В.Ю.Драгунский «Тай-ное становится явным»

24.04


122

Юмористические произведения для детей. Д/ч. М.Горький «Пепе».

27.04


123

Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина» Д/ч. М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна»

28.04


124

Очерки о людях. Н.С.Шер «Картины-сказки»

29.04


125

Д/ч. М.Горький «О сказках»

30.04


126

А.И.куприн «Сказки Пушкина» Д/ч. Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди»

05.05


127

Промежуточная итоговая аттестация.

06.05


128

Д/ч. Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь».

07.05


129

В мире фантастики Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»

08.05


130

Произведения Н.П.Вагнера. Н.П.Вагнер «Берёза». Книга Вагнера «Сказки Кота Мурлыки»

12.05


131

Произведения Н.П.Вагнера.

13.05


132

Д/ч. Н.П.Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

14.05


133

Приключенческая литература. Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)

15.05


134

Д/ч. В.М.Рыбаков «О книге Дж.Свифта»

19.05


135

Урок-обобщение.

20.05


136

Библиотечный урок «В мире книг». Д/ч. Н.П.Найдёнова «Мой друг». М.Горький «О книгах»

21.05































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская ООШ

Протокол №___

от«___» ________201 г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ Елисеевская ООШ

__________/Богдан Е.И.


«___» _________201 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елисеевская ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/


Приказ №_____________

от «___» _________201 г



рабочая программа

по учебному предмету

русский язык

Класс: 4

Срок реализации: 1 год


Разработала:

Прилука Н.М.

учитель нач. классов

высшей категории


д.Елисеевка

2019г.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- на основе авторской программы «Русский язык» авторы-составители Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»

- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Елисеевской основной общеобразовательной школы

Базовый учебник: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, 4-е изд., перераб. – М: : Вентана- Граф, 2012.



Цели и задачи обучения

Основная цель изучения курса «Русский язык»: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осоз­нанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с научным описанием родного языка.

Социокультурная цель достигается решением задач развития устной и письменной ре­чи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомле­ния учащихся с основными понятиями науки о языке.

Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основ­ными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибоч­ного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трех со­держательных линий: «Система языка», «Развитие речи», «Орфография и пунктуация». Ме­тодический принцип «один урок - один объект - одна цель» позволяет выделить в структуре программы и средств обучения три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Раз­витие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию на­выков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъ­ектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он вы­полняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немоти­вированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ознакомление детей с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и харак­теристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень тре­бований, призван расширить кругозор четвероклассников, познакомить с интересными фак­тами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцирован­ный и индивидуальный подход к обучению.




Планируемые результаты учебного предмета.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на ос­нове наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе явля­ются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных ис­точниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, сред­ствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письмен­ные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание не­обходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и коор­динировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпи­ческих, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять ор­фографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие язы­ковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое пред­ложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

















Содержание учебного предмета (170 часов)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(54 ч)


п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1.1

Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

1

1.2

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.


1.3

Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

1

1.4.

Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

6


Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по ли­цам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы оп­ределения Iи IIспряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в про­шедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

22


Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор на­речий.

5


Имя числительное: общее значение.

3

1.5.

Синтаксис



Синтаксический анализ простого предложения.

4


Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Уста­новление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

7


Различение простых и сложных предложений.


5


«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)


п/п

Содержание программного материала



2.1

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

2.2


Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове

2.2

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

2.3

- безударные личные окончания глаголов;

- суффиксы глаголов -ива/-ыва, -ова/-ева;

- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

- буквы а, о на конце наречий;

- мягкий знак на конце наречий;

- слитное и раздельное написание числительных;

- мягкий знак в именах числительных;

- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

2.3

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

2.4

Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.



«Развитие речи» (29 ч)


п/п

Содержание программного материала


3.1

Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуа­циях учебного и бытового общения.

Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и группо­вой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2

Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ тек­ста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью пись­менной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, напи­сание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданно­му плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены на­рушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.





























Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе

урока

Тема урока

Дата

п

ф

1 четверть 41 часов



1.

Повторение. Пишем письма

02.09


2.

Повторяем фонетику и словообразование

03.09


3.

Вспоминаем изученные орфограммы

04.09


4.

Вспоминаем изученные орфограммы

05.09


5.

Диагностическое исследование №1

06.09


6.

Работа над ошибками. Повторение. Пишем письма

09.09


7.

Повторяем признаки имени существительного

10.09


8.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения

11.09


9.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения

12.09


10.

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения

13.09


11.

Пишем письма

16.09


12.

Пишем письма

17.09


13.

Морфологический разбор имени существительного

18.09


14.

Морфологический разбор имени существительного

19.09


15.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

20.09


16.

Списывание

23.09


17.

Работа над ошибками. Рассуждение.

24.09


18.

Текущий диктант.

25.09


19.

Повторяем признаки имени прилагательного

26.09


20.

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных

27.09


21.

Морфологический разбор имени прилагательного

30.09


22.

Текущая контрольная работа (тест) по теме «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагатель-ного»

01.10


23.

Работа над ошибками.

Типы текста.

02.10


24.

Буквы о,ё после шипящих и ц.

03.10


25.

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

04.10


26.

Повторяем местоимение.

07.10


27.

Орфограммы приставок.

08.10


28.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

09.10


29.

Изложение.

10.10


30.

Разбор по членам предложения.

11.10


31.

Синтаксический разбор предложения.

14.10


32.

Синтаксический разбор предложения.

15.10


33.

Итоговая контрольная работа.

16.10


34.

Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения

17.10


35.

Знаки препинания при однородных членах предложения

18.10


36.

Синтаксический разбор предложения.

21.10


37.

Итоговый диктант.

22.10


38.

Работа над ошибками

23.10


39.

Текст.

24.10


40.

Глагол.

25.10


2 четверть 39 часов



41.

Глагол как часть речи.

05.11


42.

Правописание приставок в глаголах.

06.11


43.

Правописание не с глаголами.

07.11


44.

Изложение.

08.11


45.

Вид глагола.

11.11


46.

Начальная форма глагола.

12.11


47.

Личные формы глагола.

13.11


48.

Лицо и число глаголов.

14.11


49.

Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи».

15.11


50.

Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в глаголах.

18.11


51.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

19.11


52.

Текст.

20.11


53.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

21.11


54.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

22.11


55.

Текст.

25.11


56.

Спряжение глаголов.

26.11


57.

Спряжение глаголов.

27.11


58.

Спряжение глаголов.

28.11


59.

Правописание глаголов.

29.11


60.

Текущий диктант.

02.12


61.

Работа над ошибками. Текст.

03.12


62.

Правописание безударных окончаний глаголов

04.12


63.

Правописание безударных окончаний глаголов

05.12


64.

Правописание безударных окончаний глаголов

06.12


65.

Правописание безударных окончаний глаголов

09.12


66.

Текст.

10.12


67.

Списывание.

11.12


68.

Работа над ошибками. Правописание глаголов.

12.12


69.

Текущее изложение.

13.12


70.

Работа над ошибками. Правописание глаголов.

16.12


71.

Правописание глаголов.

17.12


72.

Текущий диктант.

18.12


73.

Работа над ошибками. Настоящее время глагола.

19.12


74.

Контрольная работа за первое полугодие

20.12


75.

Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов.

23.12


76.

Прошедшее время глагола.

24.12


77.

Прошедшее время глагола.

25.12


78.

Изложение.

26.12


79.

Правописание суффиксов глаголов.

27.12


3 четверть 51 час



80.

Будущее время глагола.

10.01


81.

Правописание суффиксов глаголов.

13.01


82.

Изменение глаголов по временам.

14.01


83.

Изложение с элементами сочинения.

15.01


84.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

16.01


85.

Текущая контрольная работа.

17.01


86.

Работа над ошибками. Условное наклонение глагола.

20.01


87.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

21.01


88.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

22.01


89.

Текст.

23.01


90.

Повелительное наклонение глагола.

24.01


91.

Повелительное наклонение глагола.

27.01


92.

Словообразование глаголов.

28.01


93.

Текст.

29.01


94.

Глагол в предложении.

30.01


95.

Глагол в предложении.

31.01


96.

Правописание глаголов.

03.02


97.

Правописание глаголов.

04.02


98.

Текст.

05.02


99.

Морфологический разбор глагола.

06.02


100.

Текущий диктант.

07.02


101.

Работа над ошибками. Повторение (проверь себя)

10.02


102.

Текст.

11.02


103.

Наречие.

12.02


104.

Наречие.

13.02


105.

Наречие.

14.02


106.

Как образуются наречия.

17.02


107.

Правописание гласных на конце наречий.

18.02


108.

Правописание гласных на конце наречий.

19.02


109.

Текст.

20.02


110.

Морфологический разбор наречий.

21.02


111.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

25.02


112.

Списывание.

26.02


113.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

27.02


114.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

28.02


115.

Текущее изложение.

29.02


116.

Работа над ошибками. Текст.

02.03


117.

Имя числительное.

03.03


118.

. Имя числительное

04.03


119.

Текст.

05.03


120.

Итоговый диктант.

06.03


121.

Работа над ошибками. Изменение имён числительных.

09.03


122.

Слитное и раздельное написание числительных

10.03


123.

Правописание мягкого знака в именах числительных..

11.03


124.

Правописание числительных.

12.03


125.

Текст.

13.03


126.

Итоговая контрольная работа.

16.03


127.

Работа над ошибками. Повторяем правописание мягкого знака в словах.

17.03


128.

Связь слов в предложении. Словосочетание.

18.03


129.

Словосочетание.

19.03


130.

Слово. Словосочетание. Предложение.

20.03


4 четверть 39 часов



131.

Диагностическая работа

30.03


132.

Работа над ошибками. Текст.

31.03


133.

Правописание слов в словосочетаниях.

01.04


134.

Связь слов в словосочета-нии. Согласование.

02.04


135.

Правописание слов в словосочетаниях.

03.04


136.

Связь слов в словосочета-нии. Управление.

06.04


137.

Правописание слов в словосочетаниях.

07.04


138.

Текст.

08.04


139.

Связь слов в словосочета-нии. Примыкание.

09.04


140.

Правописание слов в словосочетаниях.

10.04


141.

Словосочетание в предложении.

13.04


142.

Текст.

14.04


143.

Сложное предложение.

15.04


144.

Текущий диктант по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

16.04


145.

Работа над ошибками. Как связаны части сложносочинённого предложения.

17.04


146.

Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании».

20.04


147.

Работа над ошибками. Знаки препинания в сложном предложении.

21.04


148.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

22.04


149.

Текст.

23.04


150.

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

24.04


151.

Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

27.04


152.

Работа над ошибками. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

28.04


153.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

29.04


154.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

30.04


155.

Текст.

04.05


156.

Сложное предложение.

05.05


157.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

06.05


158.

текст

07.05


159.

Итоговый диктант.

08.05


160.

Работа над ошибками.

11.05


161.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

12.05


162.

Промежуточная итоговая аттестация.

13.05


163.

Повторение пройденного

14.05


164.

Сложное предложение.

15.05


165.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

18.05


166.

. Подготовка к итоговому диктанту.

19.05


167.

Текущий диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

20.05


168.

Работа над ошибками

21.05


169.

Повторение пройденного.

22.05


170.

Повторение пройденного.

25.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!