СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФГОС по химии для учащихся 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии составленная по ФГОС для учащихся 9 класса. Рабочая программа раскрываетсодержание обучения химии в 9 классе общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГОС по химии для учащихся 9 класса»

Рабочая программа

по химии

для учащихся 9 класса

Составитель: Волохович А.Г.,

учитель химии

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа реализуется в учебнике для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 9 класс» и адаптированна для учащихся с ОВЗ. Адаптированная рабочая программа составлена для учащиеся получаемых цензовое образование, сопоставимое по уровню с академическим компонентом здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Исходя из этих особенностей, составлена индивидуальная адаптированная программа. При сохранении общего количества учебного времени исключена часть материала, содержащего сложные абстрактные понятия, качественные и расчетные задачи со сложным математическим аппаратом. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством «Просвещение» в 2013 году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов). Используется учебник Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс» ( М.: Просвещение, 2017 г.)

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 9 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю). Рабочая программа по химии составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • примерной программы основного общего образования по химии;

  • программы развития универсальных учебных действий;

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

  • на освоение важнейших знаний о б основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Результатам освоения курса химии (УУД)

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой химических знаний и умений, навыками их при­менения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности знаний по химии как важ­нейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде — среде оби­тания всего живого, в том числе и человека.


Метапредметные:


Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:


  • формирование и развитие по средствам химических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметные:

  • освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  • умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  • овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  • создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

УМК:

  • Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2017

  • Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

  • Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009

  • Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.


Содержание учебного предмета

Повторение основных вопросов 8 класса (3 часа)

Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток»

Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 2. Электролитическая диссоциация (7ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.       Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 3. Галогены(5 ч)

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов.

Сравнительная характеристика галогенов. Применение гало­генов.

Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли.

Практическая работа. Получение хлороводорода и изуче­ние его свойств.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлори­дов, бромидов, иодидов и иода

Тема 4. Кислород и сера (6 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Азот и фосфор (8 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

Получение аммиака и изучение его свойств.

Определение минеральных удобрений.

Тема 6. Углерод и кремний (9 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 7. Общие свойства металлов (13ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 8. Основы органической химии(10 ч)

Первоначальные представления об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Спирты. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. Карбоновые кислоты. Жиры. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Углеводы Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Демонстрации.

Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов по программе Химия: программа: 5-9 классы

Количество часов в рабочей программе

Повторение основных вопросов курса 8 класса

3

3

Классификация химических реакций

6

6

Электролитическая диссоциация

7

7

Галогены

5

5

Кислород и сера

6

6

Азот и фосфор

8

8

Углерод и кремний

9

9

Общие свойства металлов

13

13

Первоначальные представления об органических веществах

10

10

Всего:

68

68


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

 1

Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете строения атома.

1

повторение

 2

Химическая связь. Строение вещества.

1

повторение

 3

Основные классы неорганических веществ, их связь между собой.

1

повторение

 4

Окислительно – восстановительные реакции

1

§1

 5

Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

1

§2

 6

Скорость химических реакций.

1

§3

 7

Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость

1

§4

 8

Химическое равновесие. Условия его смещения.

1

§5

 9

Обобщение и систематизация знаний. Решение задач

1

повторение

 10

Сущность процесса электролитической диссоциации

1

§6

 11

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

1

§7

 12

Слабые и сильные электролиты. Степень дис­социации.

1

§8

 13

Реакции ионного обмена.

1

§9

 14

Гидролиз солей.

1

§10

 15

Практическая работа №2.Решение экспери­ментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

1

§11

 16

Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация».

1

Подготовка к к.р

 17

Характеристика галогенов

1

§12

 18

Хлор

1

§13

 19

Хлороводород: получение и свойства

1

§14

 20

Соляная кислота и ее соли

1

§15

 21

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

1

§16

 22

Характеристика кислорода и серы

1

§17

 23

Сера. Физические и хими­ческие свойства серы. Применение.

1

§18

 24

Сероводород. Сульфиды

1

§19

 25

Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.

1

§20

 26

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

1

§21

 27

Практическая работа №4. Решение экспери­ментальных задач по теме «Кислород и сера».

1

§22

 28

Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота.

1

§23

 29

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.

1

§24

 30

Практическая работа №5. Получение амми­ака и изучение его свойств.

1

§25

 31

Соли аммония.

1

§26

 32

Азотная кислота.

1

§27

 33

Соли азотной кислоты

1

§28

 34

Фосфор. Физические и химические свойства фос­фора.

1

§29

 35

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли.

1

§30

 36

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода

1

§31

 37

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

§32

 38

Оксид углерода (II) - угарный газ

1

§33

 39

Оксид углерода (IV) - углекислый газ.

1

§34

 40

Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе

1

§35

 41

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распо­знавание карбонатов.

1

§36

 42

Кремний. Оксид кремния (IV)

1

§37

 43

Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

1

§38

 44

Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».

1

повторение

 45

Характеристика металлов

1

§39

 46

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

 

§40

 47

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

§41

 48

Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).

1

§42

 49

Щелочные металлы. 

1

§43

 50

Магний. Щелочноземельные металлы. 

1

§44

 51

Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

1

§45

 52

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома.

1

§46

 53

Важнейшие соединения алюминия

1

§47

 54

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома.

1

§48

 55

Соединения железа

1

§49

 56

Практическая работа №7Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

§50

 57

Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».

1

повторение

 58

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

1

§51

 59

Упрощенная классификация органических соединений.

1

§51

 60

Предельные углеводороды. Метан, этан.

1

§52

 61

Непредельные углеводороды. Этилен.

1

§53

 62

Полимеры

1

§54

 63

Производные углеводородов. Спирты. 

1

§55

 64

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

1

§56

 65

Углеводы

1

§57

 66

Аминокислоты. Белки 

1

§58

 67

Промежуточная аттестация. Контрольная работа №4 по теме: «Органическая химия».

1

повторение

 68

Обобщение знаний, полученных в 9 кл.

1

повторение



68



Форма промежуточной аттестации обучающихся 9 класса: контрольная работа

Контрольная работа

9 класс

  1. 1.Дать характеристику химическому элементу АL по периодической системе элементов по плану-

Порядковый номер алюминия - _______.

  • Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы

  • Заряд ядра атома алюминия равен ______

  • В ядре атома алюминия __________протонов.

  • В ядре атома алюминия _________нейтронов.

  • В атоме алюминия ________ электронов.

  • Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

  • Электронные оболочки имеют строение __________.

  • На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

  • Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

  • Простое вещество алюминий является ____________.

  • Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.


2. Составьте уравнения реакций взаимодействия:

а) натрия с серой;

б) железа с раствором серной кислоты;

в) алюминия с бромом.


3. Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса:

P2O5 + C → P + CO

4. Осуществите превращения:

К К2О2 К2О КОН К2СО3КNO3


5. При растворении 180 г известняка в избытке азотной кислоты выделилось 34,27 л (н.у.) углекислого газа. Определите массовую долю карбоната кальция в данном образце известняка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!