2. Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682;
- положение о рабочей программе внеурочной деятельности НРМОБУ «_______________»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы: Формируемые компетенции
осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели)
3. Содержание курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Как появились деньги, и какими они бывают | 3 ч |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 7 ч |
3 | Почему семье не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 17 ч |
4 | Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 7 ч |
Всего: 34 ч
1. Что такое деньги, и какими они бывают
Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата проведения план/факт |
Теоретическая часть/ форма организации занятия | Практическая часть/ форма организации занятия |
3 | Что такое деньги, и какими они бывают |
1 | Введение | 1 | Общее обсуждение | Игровая деятельность | 02.09/ |
2 3 | Деньги. | 2 | Общее обсуждение | Рассматривание и сравнивание монет | 09.09/ 16.09/ |
7 | Из чего складываются доходы в семье |
4 (1) 5 (2) | Доходы семьи. | 2 | Повторение, общее обсуждение | Игровая деятельность | 23.09/ 30.09/ |
6 (3) 7 (4) | Расходы семьи. | 2 | Повторение, общее обсуждение | Ролевая игра | 07.10 14.10/ |
8 (5) 9 (6) | Семейный бюджет. | 2 | Повторение, обсуждение | Самостоятельная работа, решение задач | 21.10/ 11.11/ |
10 (7) | Доходы и расходы семьи. | 1 | Общее обсуждение | Викторина | 18.11/ |
17 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать |
11 (1) 12 (2) | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 2 | Общее обсуждение | Тестовые задания | 25.11/ 02.12/ |
13 (3) 14 (4) | Страхование. | 2 | Общее обсуждение | Решение проблемных ситуаций | 09.12/ 16.12/ |
15 (5) 16 (6) | «Семейный бюджет» | 2 | Презентация, обсуждение | Ролевая игра | 23.12/ 13.01/ |
17 (7) 18 (8) | Налоги. | 2 | Обсуждение, работа с понятиями (словарик) | Решение проблемных ситуаций | 20.01/ 27.01/ |
19 (9) 20 (10) | Социальные пособия. | 2 | работа с понятиями (словарик) | Тестовые задачи | 03.02/ 10.02/ |
21 (11) 22 (12) | Государство – это мы | 2 | Общее обсуждение | | 17.02/ 24.02/ |
23 (13) 24 (14) | Как спасти деньги от инфляции | 2 | Общее обсуждение | Решение проблемных ситуаций | 03.03/ 10.03/ |
25 (15) 26 (16) | Банковские услуги | 2 | Общее обсуждение | Квест | 17.03/ 31.03/ |
27 (17) | Виртуальная экскурсия в банк | 1 | | Экскурсия | 07.04/ |
7 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
28 (1) | Собственный бизнес | 1 | Общее обсуждение | Мини-проект | 14.04/ |
29 (2) 30 (3) | Валюта в современном мире | 2 | Обсуждение | Работа со справочниками | 21.04/ 28.04/ |
31 (4) 32 (5) | Благотворительность | 2 | Обсуждение | Решение проблемных ситуаций | 05.05/ 12.05/ |
33 (6) | Личный финансовый план | 1 | | Мини-проект | 19.05/ |
34 (7) | Финансовая грамотность | 1 | Обсуждение | Викторина | 26.05/ |