СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по курсу "Финансовая грамотность" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность"»

2. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682;

- положение о рабочей программе внеурочной деятельности НРМОБУ «_______________»

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы: Формируемые компетенции


    • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;


    • определять актуальные и потенциальные источники доходов;


    • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

    • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;


    • оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;


    • оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;


    • сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;


    • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;


    • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели)




3. Содержание курса

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1

Как появились деньги, и какими они бывают

3 ч

2

Из чего складываются доходы в семье

7 ч

3

Почему семье не хватает денег на жизнь и как этого избежать

17 ч

4

Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

7 ч

Всего: 34 ч

1. Что такое деньги, и какими они бывают

Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В ре­зультате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен не­удобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных ре­гионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными то­варными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты поя­вились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государ­ственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цен­трализованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен­ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.

• Приводить примеры первых монет.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначаль­но бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи­щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является престу­плением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку­пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомо­нетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

• Оценивать преимущества и недостатки использования бумаж­ных денег.

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безна­личные деньги являются информацией на банковских счетах. Современ­ные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла­тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хра­нят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова­лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

• Приводить примеры валют.

• Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за­работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож­ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный раз­мер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми­нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при­водить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком­мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар­ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас­ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превыша­ют расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против­ном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Формы организации и методы обучения:


Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.










4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Дата

проведения

план/факт

Теоретическая часть/

форма организации занятия

Практическая часть/

форма организации занятия

3

Что такое деньги, и какими они бывают


1

Введение


1

Общее обсуждение

Игровая деятельность

02.09/

2

3

Деньги.

2

Общее обсуждение

Рассматривание и сравнивание монет

09.09/

16.09/

7

Из чего складываются доходы в семье


4 (1)

5 (2)

Доходы семьи.

2

Повторение, общее обсуждение

Игровая деятельность

23.09/

30.09/

6 (3)

7 (4)

Расходы семьи.

2

Повторение, общее обсуждение

Ролевая игра

07.10

14.10/

8 (5)

9 (6)

Семейный бюджет.

2

Повторение, обсуждение

Самостоятельная работа, решение задач

21.10/

11.11/

10 (7)

Доходы и расходы семьи.


1

Общее обсуждение

Викторина

18.11/

17

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать


11 (1)

12 (2)

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

2

Общее обсуждение

Тестовые задания

25.11/

02.12/

13 (3)

14 (4)

Страхование.


2

Общее обсуждение

Решение проблемных ситуаций

09.12/

16.12/

15 (5)

16 (6)

«Семейный бюджет»


2

Презентация, обсуждение

Ролевая игра

23.12/

13.01/

17 (7)

18 (8)

Налоги.


2

Обсуждение, работа с понятиями (словарик)

Решение проблемных ситуаций

20.01/

27.01/

19 (9)

20 (10)

Социальные пособия.


2

работа с понятиями (словарик)

Тестовые задачи

03.02/

10.02/

21 (11)

22 (12)

Государство – это мы


2

Общее обсуждение


17.02/

24.02/

23 (13)

24 (14)

Как спасти деньги от инфляции

2

Общее обсуждение

Решение проблемных ситуаций

03.03/

10.03/

25 (15)

26 (16)

Банковские услуги


2

Общее обсуждение

Квест

17.03/

31.03/

27 (17)

Виртуальная экскурсия в банк

1


Экскурсия

07.04/

7

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

28 (1)

Собственный бизнес


1

Общее обсуждение

Мини-проект

14.04/

29 (2)

30 (3)

Валюта в современном мире


2

Обсуждение

Работа со справочниками

21.04/

28.04/

31 (4)

32 (5)

Благотворительность


2

Обсуждение

Решение проблемных ситуаций

05.05/

12.05/

33 (6)

Личный финансовый план


1


Мини-проект

19.05/

34 (7)

Финансовая грамотность


1

Обсуждение

Викторина

26.05/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!