Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Трансформаторы.
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения.
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Гипотеза Планка. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна.. Применение фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм. . Планетарная модель атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. . Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Влияние радиации на живые организмы. Мир элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.
Электродинамика. Оптика. Квантовая и ядерная физика.
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики; уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
№ | Тема урока | Дата | |
По плану | По факту |
1.1 | Основы электродинамики(продолжение курса 10 кл) Магнитное поле.6ч Магнитное поле и его свойства. Магнитное поле постоянного электрического тока. | 04.09 | | |
2.2 | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | 11.09 | | |
3.3 | Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | 18.09 | | |
4.4 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. | 25.09 | | |
5.5 | Решение задач по теме «Магнитное поле» , «Явление электромагнитной индукции» | 2.10 | | |
6.6 | Электромагнитное поле. | 9.10 | | |
| Электромагнитные колебания и волны .13ч | | | |
7.1 | Свободные, вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | 16.10 | | |
8.2 | Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | 23.10 | | |
9.3 | Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии. | 6.11 | | |
10.4 | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | 13.11 | | |
11.5 | Радиостанция. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | 20.11 | | |
12.6 | Скорость света. Закон отражения света. Решение задач на закон отражения света. | 27.11 | | |
13.7 | Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света. | 4.12 | | |
14.8 | Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла» | 11.12 | | |
15.9 | Линзы. Построение изображения в линзе. Дисперсия света. | 18.12 | | |
16.10 | Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. | 25.12 | | |
17.11 | Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. | 15.01 | | |
18.12 | Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи. | 22.01 | | |
19.13 | Тестовая работа по теме «Электромагнитные колебания и волны. Оптика» | 29.01 | | |
| Квантовая физика 9ч | | | |
20.1 | Гипотеза Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | 5.02 | | |
21.2 | Фотоны. Применение фотоэффекта. | 12.02 | | |
22.3 | Атомная физика. Решение задач на уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. | 19.02 | | |
23.4 | Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. | 26.02 | | |
24.5 | Лазеры. | 5.03 | | |
25.6 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | 12.03 | | |
26.7 | Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | 19.03 | | |
27.8 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 2.04 | | |
28.9 | Тестовая работа «Световые кванты. Физика атомного ядра» | 9.04 | | |
| Строение и эволюция Вселенной. 2ч | | | |
29.1 | Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Общие сведения о Солнце. | 16.04 | | |
30.2 | Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Происхождение и эволюция галактик и звезд. | 23.04 | | |
31.1 | Физика элементарных частиц. Элементарные частицы. | 30.04 | | |
32.2 | Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. | 7.05 | | |
33.3 | Единая физическая картина мира. | 14.05 | | |
34.4 | Физика и НТР. | 21.05 | | |
№ | Тема урока | Дата | Примечания |
По плану | По факту |
1.1 | Физика и научный метод познания природы (1 ч) Физика и методы познания мира Современная физическая картина Мира. | 06.09 | | |
2.1 | Механика 23ч Механическое движение, виды движений, его характеристики | 07.09 | | |
3.2 | Равномерное движение тел. Скорость . Уравнение равномерного движения. Решение задач. | 13.09 | | |
4.3 | Графики равномерного прямолинейного движения. Решение задач. | 14.09 | | |
5.4 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | 20.09 | | |
6.5 | Прямолинейное равноускоренное движение | 21.09 | | |
7.6 | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | 27.09 | | |
8.7 | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | 28.09 | | |
9.8 | Решение задач по теме « Кинематика» | 04.10 | | |
10.9 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. | 05.10 | | |
11.10 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. | 11.10 | | |
12.11 | Второй и третий закон Ньютона. | 12.10 | | |
13.12 | Принцип относительности Галилея | 18.10 | | |
14.13 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | 19.10 | | |
15.14 | Закон всемирного тяготения | 25.10 | | |
16.15 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | 26.10 | | |
17.16 | Силы упругости и силы трения | 8.10 | | |
18.17 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | 9.11 | | |
19.18 | Реактивное движение. Решение задач ( закон сохранения импульса) | 15.11 | | |
20.19 | Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая | 16.11 | | |
21.20 | Закон сохранения энергии в механике | 22.11 | | |
22.21 | Лабораторная работа № 1 « Изучение закона сохранения механической энергии» | 23.11 | | |
23.22 | Обобщение на законы сохранения в механике. Решение задач | 29.11 | | |
24.23 | Контрольная работа « Динамика. Законы сохранения в механике» | 30.11 | | |
25.1 | Статика и гидростатика (3 ч) Условия равновесия тела | 06.12 | | |
26.2 | Гидростатика | 07.12 | | |
27.3 | Решение задач по теме «Статика и гидростатика» | 13.12 | | |
| Молекулярная физика и тепловые явления (19 ч) | | | |
28.1 | Строение вещества. МКТ. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. | 14.12 | | |
29.2 | Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы. | 20.12 | | |
30.3 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел | 21.12 | | |
31.4 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | 27.12 | | |
32.5 | Решение задач МКТ | 28.12 | | |
33.6 | Температура. Тепловое равновесие | 12.01 | | |
34.7 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул | 17.01 | | |
35.8 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 18.01 | | |
36.9 | Решение задач на изопроцесы. Лабораторная работа № 2 « Опытная проверка закона Гей – Люссака» | 24.01 | | |
37.10 | Решение задач на уравнение состояния идеального газа. | 25.01 | | |
38.11 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение и испарение жидкостей. | 31.01 | | |
39.12 | Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления .Влажность воздуха и ее измерение. | 01.02 | | |
40.13 | Кристаллические и аморфные тела | 7.02 | | |
41.14 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике | 8.02 | | |
42.15 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 14.02 | | |
43.16 | Первый закон термодинамики. Решение задач | 15.02 | | |
44.17 | Необратимость процессов в природе. Решение задач. Второй закон термодинамики. | 11.02 | | |
45.18 | Принцип действия и КПД тепловых двигателей | 22.02 | | |
46.19 | Обобщающий урок по разделу : « Молекулярная физика. Термодинамика» | 26.02 | | |
47.20 | Контрольная работа « Молекулярная физика. Основы термодинамики. | 29.02 | | |
| Электродинамика 19ч | | | |
48.1 | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы | 4.03 | | |
49.2 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 7.03 | | |
50.3 | Решение задач ( закон сохранения электрического заряда и закон Кулона) | 11.03 | | |
51.4 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. | 14.03 | | |
52.5 | Силовые линии электрического поля. Решение задач. | 18.03 | | |
53.6 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. | 21.03 | | |
54.7 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. | 01.04 | | |
55.8 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды | 04.04 | | |
56.9 | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | 8.04 | | |
57.10 | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 11.04 | | |
58.11 | Лабораторная работа № 3 « Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 15.04 | | |
59.12 | Работа и мощность постоянного тока | 18.04 | | |
60.13 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 22.04 | | |
61.14 | Лабораторная работа № 4 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 25.04 | | |
62.15 | Решение задач ( законы постоянного тока) | 29.04 | | |
63.16 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 06.05 | | |
64.17 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов | 13.05 | | |
65.18 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 13.05 | | |
66.19 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды | 17.05 | | |
67.20 | Итоговое повторение | 20.05 | | |
68.21 | Итоговая контрольная работа | 24.05 | | |
| | 27.05 | | |
Обучающиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий. Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя. Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения. Знать физический смысл ускорения; закон равномерного движения. Знать законы вращательного движения. Уметь применять законы равноускоренного движения к частным случаям. Знать / понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике. Знать / понимать смысл понятия сила. Знать смысл величин в законе Гука. Уметь использовать закон Гука при определении жесткости пружины. Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей силой. Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона. Знать / понимать содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной. Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли. Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести». Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач. Знать / понимать смысл физической величины «вес тело», и физических явлений: невесомости и перегрузок. Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач. Знать/понимать природу сил трения; способы их уменьшения и увеличения. Уметь определять коэффициента трения скольжения. Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач. Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач. Знать смысл понятия импульса тела и импульса силы; смысл закона сохранения импульса. Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике. Знать/понимать смысл понятия работа и мощность. Уметь применять теоретические знания на практике. Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии. Уметь производить измерения, анализировать и сравнивать полученные результаты. Уметь применять теоретические знания закона сохранения при решении задач. Знать/понимать смысл понятий механического колебания, свободных колебаний, уметь объяснять условия возникновения колебаний. Уметь измерять ускорение свободного падения с помощью маятника. Знать/понимать смысл понятий: затухающие, вынужденные колебания; явления резонанса. Уметь объяснять явление превращения энергии при колебаниях. Знать/понимать смысл понятия механическая волна, звуковая волна, явления акустического резонанса, смысл физических величин, характеризующих звук Уметь объяснять условия возникновения различных видов волн. Уметь применять теоретические знания на практике.
Знать/понимать смысл основных положений МКТ. Уметь приводить опытные доказательства основных положений МКТ. Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы. Уметь применять теоретические знания МКТ. Знать/понимать смысл понятий температура, абсолютная температура. Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров. Знать/понимать смысл понятия изопроцесса, а также зависимость между двумя макропараметрами при неизменном третьем. Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа. Уметь опытным путем подтверждать закон Бойля – Мариотта. Уметь опытным путем подтверждать уравнение Менделеева – Клапейрона. Уметь решать задачи на применение газовых законов. Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров. Знать/понимать смысл понятия температура – мера средней кинетической энергии, физический смысл постоянной Больцмана. Уметь определять характер физического процесса по графику. Уметь объяснять свойства вещества на основе МКТ, явления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности. Знать/понимать смысл понятия внутренняя энергия. Уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам. Уметь объяснять принципы работы тепловых машин, экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин. Знать/понимать смысл понятий обратимые и необратимые процессы, второй закон термодинамики. Уметь применять законы термодинамики при решении задач. Знать/понимать физический смысл процессов плавления и кристаллизации. Знать/понимать смысл понятия влажности воздуха, а также физических величин, характеризующих влажность. Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь измерять влажность воздуха. Уметь применять законы термодинамики при решении задач. Знать роль электрического взаимодействия в строении атома, закон сохранения заряда, смысл понятия электрический заряд. Знать физический смысл закона Кулона и границы его применимости. Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля. Уметь объяснять явления на основе электронной теории, происходящие в проводниках. Уметь объяснять явления, происходящие в диэлектрике с помощью электронной теории. Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля. Знать связь между силовой и энергетической характеристикой электростатического поля. Знать смысл электроемкости. Знать смысл ёмкости системы проводников. Уметь применять теоретические знания законов.