СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. География. Начальный курс 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. География. Начальный курс 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______/________________

ФИО

Протокол № _____

от «__»__________2021г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______/_______________

ФИО


«____» ___________2021г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №9

_________/В. М. Сапунова


«____»____________2021г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География. Начальный курс

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)


ДЛЯ ____5___ КЛАССА


НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД



Рабочая программа составлена на основе

примерной программы География:

программа: 5-9 классы / А.А.Летягин,

И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. –

М.: Вентана-Граф, 2014

«Программыкурса географии под

редакцией В.П. Дронова для учащихся

5 – 9 классов общеобразовательных учреждений»


Составитель программы

Головкова Тамара Юрьевна

Квалификационная категория – высшая













Ставрополь, 2021 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании» №273 2014 года

  • ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2010

( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года)

  • Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

  • Программы для общеобразовательных учреждений. География: программа: 5-9 классы / А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана-Граф, 2014

  • Учебника Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021.

Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

  2. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  3. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  5. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  6. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении начального курса географии решаются задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • Актуализация представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • Актуализация специфических географических и общеучебных умений;
    формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
    развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;


Воспитательные:

  • воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов;

  • воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;

  • формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;

  • коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.


Развивающие:

  • развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;

  • развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

  • убеждения в возможности решения;

  • стремление к участию в практических делах.

  • развитие интеллектуальных особенностей личности;


Валеологические:

  • использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;

  • активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений.

  • наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

  • наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.

  • благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке;

  • соответствие урока основным нормам САНПиНа.

  • актуализация ранее полученных знаний по жизнесохранению, их углубление: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.

  • формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Начальный курс географии в 5 классе открывает изучение всего школьного курса географии, раскрывает общие особенности строения географической оболочки и ведущие природные закономерности, обеспечивает необходимый понятийный аппарат для дальнейшего более глубокого изучения географии в средних и старших классах.

Развивающее обучение направлено на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Развивающее обучение предполагает особый подход к организации учебного процесса, где ведущая деятельность принадлежит учащимся.

Главные аспекты технологии развивающего обучения были заложены в начальной школе. В 5 классе основной школы имеется возможность далее развивать учебные компетенции. Развивающее обучение более соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (высокий познавательный интерес, стремление к общению со взрослыми).

Результаты обучения географии в 5 классе отражают требования ФГОС для основного общего образования к предмету «география», а именно:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Характеристика предмета.

Курс географии занимает особое положение среди учебных предметов, это единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Начальный курс географии – курс, формирующий первоначальные знания из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

В основу начального курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, краеведческий принцип, валеологический принцип.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «география» изучается в школе на протяжении шести лет – с 5 по 11 класс. Данная программа рассчитана на один учебный год – 35 учебных часов, 1 час в неделю. На региональный компонент приходится 10 % от общего количества учебного времени – 3 урока. Рабочая программа по курсу географии в 5 классе включает в себя 10 практических работ, 1 итоговую контрольную работу.

В программе предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: географический и терминологический диктант, фронтальный опрос, исползование М-тестов по отдельным темам.

В результате прохождения программного материала обучающиеся овладеют разнообразными предметными компетенциями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Изучение географии в пятом классе формирует личностные качества учащихся: ориентацию ребенка на общечеловеческие, веч­ные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народ­ных традиций и потребностей общества. К числу та­ких ценностей относятся человек, семья, Земля, Оте­чество, малая родина, мир между людьми, народами и государствами, труд, знания, культура.

Понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой Родине, так и государству в целом - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Пятиклассники в процессе изучения курса географии 5 класса приобретают опыт освоения естественно-научной картины мира.


Формирование универсальных учебных действий в рамках метапредметных требований к результатам освоения образовательной программы.


В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД

  2. Регулятивные УУД

  3. Познавательные УУД

  4. Коммуникативные УУД

При реализации данной образовательной программы предусмотрены следующие способы формирования универсальных учебных действий:

Личностные УУД – определение учащимися своего места в мировом сообществе, выбор ценностных ориентиров на основе изучения географических особенностей окружающего мира, уровня развития населения отдельных стран и взаимоотношений человека и природы (человека и общества).

Регулятивные УУД – обеспечение организации учебной деятельности путем самостоятельной постановки целей и задач урока, планирования учебных действий и их результата, самоконтроль, коррекция и оценка (при описании географических объектов, выполнении самостоятельных работ, заполнении рабочих карт).

Познавательные УУД – применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных технологий; развитие навыков моделирования, умения структурировать полученные знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развитие навыков выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; развитие умений извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; развитие навыков адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; овладение навыками анализа и синтеза на основе изучения географических объектов и процессов; установления причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение доказательств и гипотез; развитие навыков формулирования проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД – развитие социальной компетенции учащихся, умений слушать и вступать в диалог; развитие навыков участия в коллективном обсуждении проблем; интеграции в группе сверстников; развитие навыков продуктивного взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми; формирование умений разрешать конфликты, корректировать и оценивать действия партнера в процессе обучения географии.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения географии задаёт содержание и характеристику учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий в последующих курсах географии.

Предметные результаты освоения курса географии 5 класса включают в себя понимание географии как особого предмета изучения, необходимости и полезности ее изучения;

  • Приобщение к терминологическому языку географии и формирование первых пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • знакомство с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • умение работать с географическими приборами на местности и в классе;

  • понимание целостности общепланетарного природного комплекса «Земля».


















Содержание программы


Введение (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся


Что изучает география. Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.

Предмет изучения географии.Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.


Практическая работа №1 «Наблюдения за длиной солнечного дня с помощью гномона»)


РАЗДЕЛ 1

ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 часа)


Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Границы поясов освещенности, тропики, полярные круги

Читать космические снимки,

определять продолжительность суток и года дни равноденствии и солнцестояния

Практическая работа №2 «Фенологические наблюдения за высотой Солнца над горизонтом»


РАЗДЕЛ 2

ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ (25 часов)

Тема 1. Внутреннее строение Земли. (8 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся


Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

Работать с контурной картой.

Практическая работа №3 «Строение земной коры, минералы и горные породы Ставропольского края»

Практическая работа №4 «Определение амплитуды землетрясения по описаниям и табличным данным»

Практическая работа №5 «Измерение относительной высоты холма с помощью самодельного нивелира»

Тема 2. Атмосфера (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.

Практическая работа №6 «Измерение атмосферного давления»

Практическая работа №7 «Измерение направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами»


Тема 3. Гидросфера (7 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

Практическая работа №8 «Изучение свойств воды»

Практическая работа № 9 «Измерение скорости просачивания воды через образцы разных горных пород»


Тема 4. Биосфера (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Практическая работа №10 «Экологическая тропа»


Практические работы по курсу


  1. «Наблюдения за длиной солнечного дня с помощью гномона» - учебник стр.11-13

  2. «Фенологические наблюдения за состоянием природных объектов» - уч. стр.22-23

  3. «Строение земной коры, минералы и горные породы Ставропольского края» - учебник стр.43-44

  4. «Определение амплитуды землетрясения по описаниям и табличным данным» - учебник стр.50-53

  5. «Измерение относительной высоты холма с помощью самодельного нивелира» - учебник стр. 56-57

  6. «Измерение атмосферного давления» - учебник стр.67-69

  7. «Измерение направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами»- учебник стр.72-75

  8. «Изучение свойств воды» - учебник стр.86-88

  9. «Измерение скорости просачивания воды через образцы разных горных пород» - учебник стр. 107-108

  10. «Экологическая тропа» - учебник стр.149-151


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.


Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, контурных карт, атласов, наборов географических карт, наглядных демонстрационных материалов, приборов и приспособлений. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные для географии средства; особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающее пособиями и оборудованием все разделы и темы.

Средства обучения на печатной основе


  1. Асмолов А.Г., БурменскаяГ.В.,Володарская И.А. и др./ Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – М.: Просвещение, 2014

  2. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Летягин А.А.. - М.:Вентана-Граф, 2010;

  3. География: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений /А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др.- 2-е изд. –М.:Вентана-Граф, 2013;

  4. «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

  5. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.

  6. География. Начальный курс. Технологические карты. Г.Н. ПаневинаМ.:Вентана-Граф, 2015;

  7. Мультимедийные обучающие программы: География 6 класс. Начальный курс. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.


Дополнительная литература

  1. Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта +, 2010.

  2. Энциклопедия для детей: Т. 3: География. — 3-е изд. — М.: Аванта+, 2007.

  3. Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта +, 2010.

  4. Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. - М.:Аванта+, 2010.


Изображения натуральных объектов.

  1. Модель строения солнечной системы

  2. Модель движения Земли по околосолнечной орбите

  3. Модель строения земной коры

  4. Модель строения вулкана

  5. Глобусы: физический, политический, геоморфологический

  6. Картина «Круговорот воды в природе»

  7. Картина «Животные и растения в Красной книге»

  8. Каты России и мира по различным тематикам.

Технические средства обучения

  1. Экран

  2. Проектор

  3. Компьютер


Планируемые результаты.

Современное школьное географическое образование все больше приобретает практическую направленность. Формируемые географические знания становятся более действенными, способствуют созданию у школьника «фундамента» опыта практической деятельности (комплекса умений и навыков) для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями, такими как:

  • ориентироваться на местности;

  • использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, демонстрации и интерпретации различных географических данных;

  • применять географические знания для объяснения и оценки явлений и процессов.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует на личностно-деятельностный подход в обучении. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплексом умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для:

  • сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;

  • адаптации к условиям проживания на определенной территории;

  • самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий позволяет по новому осознать и понять значимость географии как школьной дисциплины. Поэтому формируемые географические знания должны стать действенным «фундаментом» практической деятельности, а умения - основой для формирования ключевых компетенций, т.е. готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для практических задач и жизненно значимых ситуаций. Для этого в комплексе всех видов учебной деятельности и форм обучения большое значение придается практическим работам, а основой процесса обучения становиться понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приёмов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности. Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе; вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, интегрировать ее с картой, вести наблюдения, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.

Для этого в курс введены виды работ, нацеленные на усиление практической направленности школьной географии:

  • работа с географической и научно-популярной литературой

  • работа с картами и картосхемами

  • работа со статистическими материалами

  • наблюдения за окружающей средой

  • практикумы





















Тематическое планирование

Начальный курс географии

5 класс. 35 ч

Дата

Темы уроков

Содержание

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дом.задание


5а, в, г, Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)



Уроки 1–2
География — одна из наук о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

§1



Урок 3

Наблюдения — метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Проводить наблюдение за изменением тени гномона1

§2


Земля как планета Солнечной системы (4 ч)



Планета Земля (4 ч)



Урок 4

Земля среди других планет Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Формаи размеры Земли. Метод географического моделирования

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

§3


Уроки 5–6

Движение Земли по околосолнечной орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
Готовить «Календарь природы»

§4


Урок 7

Суточное вращение Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

§5


Геосферы Земли (25 ч)



Литосфера (8 ч)



Урок 8

Слои «твёрдой»Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Строить модель «твёрдой» Земли

§6


Урок 9

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Создавать модели литосферных плит.
Работать с конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы

§7


Уроки 10–11

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

§8


Урок 12

Строение земной коры. Землетрясения

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения



Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

§9


Уроки 13–14

Рельеф земной поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

§10


Урок 15

Человек и литосфера

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Работать с топонимическим словарём.
Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

§11


Атмосфера (4 ч)



Урок 16

Воздушная оболочка Земли

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

§12


Уроки 17–18

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

§13


Урок 19

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере


Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)

§14


Водная оболочка Земли (7 ч)



Уроки 20–21

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

§15


Урок 22

Мировой океан — главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

§16


Урок 23

Воды суши. Реки

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.
Выявлять основные различия горных и равнинных рек

§17


Уроки 24–25

Озёра. Вода в «земных кладовых»

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создаватьсамодельную модель родника и работать с ней

§18


Урок 27

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле


Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

§20


Урок 28

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

§21


Биосфера (6 ч)



Урок 29

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания

§22


Урок 30

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Изучать виртуально морских животных, используя путеводитель «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных

§23


Уроки 31–32

Природная среда. Охрана природы

Природное окружение человека. Природные особоохраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

§24


Урок 33.

Итоговая к/р

Геосферы Земли

Выполнить задание контрольной работы

Повт. §

9, 12, 16


Урок 34.

Обобщающее повторение

Внутреннее строение Земли. Атмосфера. Водная оболочка Земли

Повторитьвнутреннее строение Земли, строение атмосферы Земли, свойства воды,

Повт. §

8, 13, 17


Урок 35.

Экскурсия

Особоохраняемые территории

Составлять схемы экологической тропы (Мамайский лес).

Работа с к/к













1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!