СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Геоинформационные технологии: создай свою карту"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Геоинформационные технологии: создай свою карту"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Геоинформационные технологии: создай свою карту"»

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г.Сафоново Смоленской области




Принято: Утверждено:

Педагогическим советом Директор МБОУ«СОШ №9»

протокол №1 ________Тимашкова Л.В.

от "30" августа 2021 г. приказ № 348-ОД

от "30" августа 2021 г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Геоинформационные технологии: создай свою карту» 






Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Лиханова Любовь Михайловна

педагог дополнительного образования












г. Сафоново, 2021 г.


Пояснительная записка


Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Геоинформационные технологии: создай свою карту» разработана в соответствии с;

– Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

– Приказом Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

– Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

– Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн);

– Письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

– Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  • Уставом МБОУ СОШ №9.

Направленность программы – техническая.


Курс «Геоинформационные технологии: создай свою карту» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое


Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.


Новизна программы

К новизне программы можно отнести то, что она предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.


Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.


Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.


Адресат программы:

Программа рассчитана для детей среднего школьного возраста (13–15лет). Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.


Срок освоения программы:

Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.


Объем программы:

Годовая нагрузка 72 часа.


Режим занятий:

Учебная программа предусматривает проведение занятий в объединении 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 учебных часа.

Учебная группа 8-10 учащихся.


Форма организации ученого процесса:

  • фронтальная;

  • групповая, коллективная;

  • индивидуальная;

  • комбинированное.

Формы проведения занятий:

- работа над решением кейсов;

- лабораторно-практические работы;

- лекции;

- мастер-классы;

- занятия-соревнования;

- экскурсии;

- проектные сессии.




Основные методы обучения:

− практические (упражнения, задачи);

− словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

− наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);

− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даётся часть готового знания;

− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;

− исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;

− иллюстративно-объяснительные;

− репродуктивные;

− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;

− индуктивные, дедуктивные.


Цель программы:

- вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.


Задачи:

Обучающие:

  • приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;

  • ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;

  • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;

  • обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;

  • знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.

Развивающие:

  • формирование интереса к основам изобретательской деятельности;

  • развитие творческих способностей и креативного мышления;

  • приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;

  • формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;

  • развитие геопространственного мышления;

  • развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.

Воспитательные:

  • формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;

  • формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;

  • воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;

  • воспитание культуры работы в команде.


Планируемые результаты обучения


Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):

– сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально-положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;

– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;

– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

– сформированность мотивации к учебной деятельности;

– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Программные требования к уровню развития:

– сформированность пространственного мышления, умение видеть объём в плоских предметах;

– умение обрабатывать и систематизировать большое количество информации;

– сформированность креативного мышления, понимание принципов создания нового продукта;

– сформированность усидчивости, многозадачности;

– сформированность самостоятельного подхода к выполнению различных задач, умение работать в команде, умение правильно делегировать задачи.

Метапредметные результаты:

География

Выпускник научится:

• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• моделировать географические объекты и явления;

• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.


 Математика

Статистика и теория вероятностей

Выпускник научится:

• представлять данные в виде таблиц, диаграмм;

• читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:

• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

• оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:

• решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

Выпускник научится:

• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.


Физика

Выпускник научится:

• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета.


Информатика

Выпускник научится:

• различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

• приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;

• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.


Математические основы информатики

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с примерами математических моделей и использованием компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием.


Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы).

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе):

• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

• познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

• познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.


Технология

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

• следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

• оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;

• прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

• в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

• проводить оценку и испытание полученного продукта;

• проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

• описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

• анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

• проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

• определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,

• изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

• проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:

‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),

‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

• проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:

‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),

‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

• модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

• технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.

Предметные результаты

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

• правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;

• основные виды пространственных данных;

• составные части современных геоинформационных сервисов;

• профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;

• основы и принципы аэросъёмки;

• основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);

• представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;

• принципы 3D-моделирования;

• устройство современных картографических сервисов;

• представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;

• дешифрирование космических изображений;

• основы картографии.


Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

• самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;

• создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;

• обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;

• моделировать 3D-объекты;

• защищать собственные проекты;

• выполнять оцифровку;

• выполнять пространственный анализ;

• создавать карты;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления;

• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.


Форма контроля:

- наблюдение за обучающимися в процессе работы;

- игры;

- индивидуальные и коллективные творческие работы;

- беседы с обучающимися и их родителями.

Формы подведения итогов:

- выполнение практических работ;

- тесты;

- анкеты;

- защита проекта.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта.

Для оценивания деятельности обучающихся используются инструменты само- и взаимооценки.


Виды контроля и формы аттестации:

- промежуточный контроль, проводимый во время занятий;

- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы.


Используемые педагогические технологии:

Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.

Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.

Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.



Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).

2

2



2

Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?».

 7

1

6


 2.1.

Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.

2

1

1

беседа

 2.2.

Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.

2


2

опрос

 2.3.

Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя?

1


1

опрос

 2.4.

Создание и публикация собственной карты.

2


2

опрос

3

Кейс 2: «Глобальное позиционирование Найди себя на земном шаре”»

4




4


3.1.

Системы глобального позиционирования.

2


2

опрос

3.2.

Применение спутников для позиционирования.

2


2

опрос

4

Фотографии и панорамы.

9

2

7


4.1. 

История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.

1

1


беседа

 4.2. 

Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка.

2

1

1

Беседа, опрос

 4.3. 

Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.).

2


2

опрос

 4.4. 

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

4


4

тестирование

5

Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1:«Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»).

27

2

25


 5.1.

Фотограмметрия и её влияние на современный мир.

1

1


беседа

 5.2.

Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде.

2


2

опрос

 5.3.

Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО —AgisoftPhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала.

4


4

опрос

 5.4.

Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.

2


2

тестирование

 5.5.

Технические особенности БПЛА.

2

1

1

Беседа /опрос

 5.6.

Пилотирование БПЛА.

6


6

тестирование

 5.7.

Использование беспилотника для съёмки местности.

6


6

тестирование

 5.8.

Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей.

3


3

опрос

 5.9.

Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D-принтером.

2


2

опрос

5.10.

Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы.

1


1

опрос

6

Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы».

14


14


6.1.

Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования —SketchUp или аналогичном.

5


5

тестирование

6.2.

Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

7


7

опрос

6.3.

Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели.

2


2

опрос

7

Подготовка защиты проекта.

3


3


8

Защита проектов.

2


2


9

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке.

2


2



Содержание учебного плана


Раздел 1. Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).

Теория: Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).


Раздел 2. Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?».

Теория: Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.

Практика: Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.


Раздел 3. Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”»

Практика: Системы глобального позиционирования. Применение спутников для позиционирования.


Раздел 4. Фотографии и панорамы.

Теория: История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.

Практика: Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.).


Раздел 5. Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1:«Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»).

Теория: Фотограмметрия и её влияние на современный мир. Технические особенности БПЛА.

Практика: Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО —AgisoftPhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала.


Раздел 6. Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы».

Практика: Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования —SketchUp или аналогичном. Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены. Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели.


Раздел 7. Подготовка защиты проекта.


Раздел 8. Защита проектов.


Раздел 9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке.



Календарный учебный график


№ п/п

Дата

Время

проведения

занятия

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Место

проведения

Форма

контроля

Месяц

Число

1



Согласно расписанию

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).

беседа

1

кабинет

Беседа

2



Согласно расписанию

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).

беседа

1

кабинет

Беседа

3



Согласно расписанию

Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.

беседа

1

кабинет

Беседа

4



Согласно расписанию

Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.

беседа

1

кабинет

Беседа

5



Согласно расписанию

Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.

беседа

1

кабинет

Беседа

6



Согласно расписанию

Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.

беседа

1

кабинет

Беседа

7



Согласно расписанию

Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя?

беседа

1

кабинет

Беседа

8



Согласно расписанию

Создание и публикация собственной карты.

демонстрация решения кейсов

1

кабинет

Опрос

9



Согласно расписанию

Создание и публикация собственной карты.

демонстрация решения кейсов

1

кабинет

Опрос

10



Согласно расписанию

Системы глобального позиционирования.

беседа

1

кабинет

беседа

11



Согласно расписанию

Системы глобального позиционирования.

беседа

1

кабинет

беседа

12



Согласно расписанию

Применение спутников для позиционирования.

демонстрация решения кейсов

1

кабинет

Опрос

13



Согласно расписанию

Применение спутников для позиционирования.

демонстрация решения кейсов

1

кабинет

Опрос

14



Согласно расписанию

История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.

беседа

1

кабинет

беседа

15



Согласно расписанию

Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка

беседа

1

кабинет

беседа

16



Согласно расписанию

Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка

беседа

1

кабинет

беседа

17



Согласно расписанию

Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой.

беседа

1

кабинет

беседа

18



Согласно расписанию

Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой.

беседа

1

кабинет

беседа

19



Согласно расписанию

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

тестирование

1

кабинет

тестирование

20



Согласно расписанию

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

тестирование

1

кабинет

тестирование

21



Согласно расписанию

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

тестирование

1

кабинет

тестирование

22



Согласно расписанию

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

тестирование

1

кабинет

тестирование

23



Согласно расписанию

Фотограмметрия и ее влияние на современный мир.

беседа

1

кабинет

беседа

24



Согласно расписанию

Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде.

беседа

1

кабинет

беседа

25



Согласно расписанию

Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде.

беседа

1

кабинет

беседа

26



Согласно расписанию

Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала.

беседа

1

кабинет

беседа

27



Согласно расписанию

Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала.

беседа

1

кабинет

беседа

28



Согласно расписанию

Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала.

беседа

1

кабинет

беседа

29



Согласно расписанию

Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала.

беседа

1

кабинет

беседа

30



Согласно расписанию

Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.

беседа

1

кабинет

беседа

31



Согласно расписанию

Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.

беседа

1

кабинет

беседа

32



Согласно расписанию

Технические особенности БПЛА.

беседа

1

кабинет

беседа

33



Согласно расписанию

Технические особенности БПЛА.

беседа

1

кабинет

беседа

34



Согласно расписанию

Пилотирование БПЛА.

тестирование

1

стадион

тестирование

35



Согласно расписанию

Пилотирование БПЛА.

тестирование

1

стадион

Учебные полёты

36



Согласно расписанию

Пилотирование БПЛА.

тестирование

1

стадион

Учебные полёты

37



Согласно расписанию

Пилотирование БПЛА.

тестирование

1

стадион

Учебные полёты

38



Согласно расписанию

Пилотирование БПЛА.

тестирование

1

стадион

Учебные полёты

39



Согласно расписанию

Пилотирование БПЛА.

тестирование

1

стадион

Учебные полёты

40



Согласно расписанию

Использование беспилотника для съемки местности.

демонстрация решения кейсов

1

стадион

тестирование

41



Согласно расписанию

Использование беспилотника для съемки местности.

демонстрация решения кейсов

1

стадион

тестирование

42



Согласно расписанию

Использование беспилотника для съемки местности.

демонстрация решения кейсов

1

стадион

тестирование

43



Согласно расписанию

Использование беспилотника для съемки местности.

демонстрация решения кейсов

1

стадион

тестирование

44



Согласно расписанию

Использование беспилотника для съемки местности.

демонстрация решения кейсов

1

стадион

тестирование

45



Согласно расписанию

Использование беспилотника для съемки местности.

демонстрация решения кейсов

1

кабинет

стадион

тестирование

46



Согласно расписанию

Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей.

беседа

1

кабинет

беседа

47



Согласно расписанию

Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей.

беседа

1

кабинет

беседа

48



Согласно расписанию

Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей.

беседа

1

кабинет

беседа

49



Согласно расписанию

Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером.

беседа

1

кабинет

беседа

50



Согласно расписанию

Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером.

беседа

1

кабинет

беседа

51



Согласно расписанию

Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы.

тестирование

1

кабинет

тестирование

52



Согласно расписанию

Работа в ПО для ручного трехмерного моделирования — ScetchUP или аналогичном.

беседа

1

кабинет

беседа

53



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

54



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

55



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

56



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

57



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

58



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

59



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

60



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

61



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

62



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

63



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

64



Согласно расписанию

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

беседа

1

кабинет

беседа

65



Согласно расписанию

Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели.

беседа

1

кабинет

3D модель

66



Согласно расписанию

Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели.

беседа

1

кабинет

3D модель

67



Согласно расписанию

Подготовка защиты проекта.

беседа

1

кабинет

Проект

68



Согласно расписанию

Подготовка защиты проекта.

беседа

1

кабинет

Проект

69



Согласно расписанию

Подготовка защиты проекта.

беседа

1

кабинет

Проект

70



Согласно расписанию

Защита проектов.

решения кейсов

1

кабинет

Проект

71



Согласно расписанию

Защита проектов.

решения кейсов

1

кабинет

Проект

72



Согласно расписанию

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке


1

кабинет

Беседа,презентация


Формы аттестации

Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы реализуется в рамках защиты Кейсов и итогового теста.



Методическое обеспечение


Условия реализации программы


Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, ноутбуками, МФУ, 3D принтером, стеллажами, зоной отдыха, методическими разработками, дидактическим материалом.


п/п

Наименование

Краткие технические характеристики

Ед. изм.

Кол-во

1

Компьютерный класс ИКТ

 

 

 

1.1

МФУ (принтер, сканер, копир)

Минимальные: формат А4, лазерный, ч/б.

шт.

1

1.2

Ноутбук наставника с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением

Ноутбук:

производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц;

объём оперативной памяти: не менее 4 Гб;

объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб;

ПОдля просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx).

шт.

1

1.3

Ноутбук с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением

Ноутбук:

не ниже IntelPentium N (или IntelCeleron N), не ниже 1600 МГц, 1920x1080, 4Gb RAM, 128Gb SSD;

производительность процессора: не менее 2000 единиц;

ПОдля просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx).

шт.

10

1.4

Интерактивный комплекс

Количество одновременных касаний— не менее 20.

шт.

1

2

Урок технологии

2.1

Аддитивное оборудование

2.2

ЗD-оборудование (3D-принтер)

Минимальные:
тип принтера: FDM;
материал: PLA;
рабочий стол: с подогревом;
рабочая область (XYZ): от 180x180x180 мм;
скорость печати: не менее 150 мм/сек;
минимальная толщина слоя: не более 15 мкм;
формат файлов (основные): STL, OBJ;
закрытый корпус: наличие.

шт.

1

2.3

Пластик для 3D-принтера

Толщина пластиковой нити: 1,75 мм;
материал: PLA;
вес катушки: не менее 750 гр.

шт.

15

2.4

ПО для 3D-моделирования

Облачный инструмент САПР/АСУП, охватывающий весь процесс работы с изделиями — от проектирования до изготовления.

 

 

 

Дополнительное оборудование

2.5

Шлем виртуальной реальности

Общее разрешение не менее 2160x1200 (1080×1200 для каждого глаза), угол обзора не менее 110;

наличие контроллеров — 2 шт.;

наличие внешних датчиков — 2 шт.;

разъём для подключения наушников: наличие;

встроенная камера: наличие.

комплект

1

2.6

Штатив для крепления базовых станций

Комплект из двух штативов. Совместимость со шлемом виртуальной реальности, п.2.3.1.

комплект

1

2.7

Ноутбук с ОС для VR-шлема

Количество ядер процессора - не менее 4
Тактовая частота процессора - не менее 2500 МГц
Видеокарта - не ниже Nvidia GTX 1060, 6 Гб видеопамять
Объем оперативной памяти - не менее 8 гб.

шт.

1

2.8

Многопользовательская система виртуальной реальности с 6-координатным отслеживанием положения пользователей

Требования к системе виртуальной реальности:
поддержка мобильных шлемов виртуальной реальности под управлением ОС Android;
поддержка управляющих контроллеровс возможностью 6-координатного отслеживания положения в пространстве;

технология полной компенсации лага (anti-latency): изображение должно выводиться для точек, в которых окажутся левый и правый глаза пользователя через время, которое должно пройти с момента начала определения местоположения глаз пользователя до момента окончания вывода изображения.;
площадь отслеживания пользователей — не менее 16 кв. м;
количество пользователей — не менее 3 чел.


Требования к системе отслеживания положения пользователей (трекинга):
тип системы отслеживания:6-координатная система отслеживания;
общий вес одного устройства трекинга — не более 20 г;
технология: оптико-инерциальный трекинг, активные маркеры, работающие в инфракрасном диапазоне;
угол обзора оптической системы — не менее 230 градусов;
время отклика системы трекинга — не более 2 мс;
размещение сенсоров: на объекте отслеживания;
сенсоры, используемые для отслеживания шлемов виртуальной реальности и для отслеживания движений рук пользователей, должны быть идентичными и взаимозаменяемыми;
размещение активных маркеров: напольное;

все компоненты системы трекинга должны монтироваться на пол, без необходимости потолочного/настенного монтажа;
наличие сенсоров в составе единого устройства трекинга: акселерометр, гироскоп, оптический сенсор;

частота отслеживания положения пользователя:
- акселерометр: не менее 2000 выборок/с;
- гироскоп: не менее 2000 выборок/с;
- оптический сенсор: не менее 60 выборок/с;
погрешность отслеживания положения пользователя в пространстве на площади 6 м х 6 м — не более 10 мм;
минимальное количество пользователей, поддерживаемое системой трекинга, не менее 3 чел.


Требования к показателям хранения, транспортировки и настройки:
время полного развёртывания и настройки системы для площади отслеживания 16 кв. м —не более 90 мин;
необходимость калибровки в процессе эксплуатации — отсутствует;
температура хранения: -30°С .. + 50°C.


Требования к способам управления интерактивными моделями:
поддержка 6-координатного отслеживания положения управляющих устройств в пространстве.


Требования к программному обеспечению:
поддержка системой трекинга операционных систем: Windows, Android;
предоставление неограниченной по времени использования простой (неисключительной) лицензии на коммерческое использование программного обеспечения системы трекинга на один шлем с ОС Android (бессрочная лицензия) — 3 шт.


Общие требования:
наличие мобильных шлемов виртуальной реальности OculusGo или аналог — 3 шт.;
наличие комплекта проводов и зарядных устройств для бесперебойной работы.

Компл.

1

2.9

Фотограмметрическое ПО

ПОдля обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве.

шт.

1

2.10

Квадрокоптер MavicAir

Компактный квадрокоптер с трёхосевым стабилизатором, камерой 4К, максимальной дальностью передачи не менее 6 км.

шт.

1

2.11

Квадрокоптер DJI Tello

Квадрокоптер с камерой, вес не более 100 г в сборе с пропеллером и камерой;
оптический датчик определения позиции — наличие;
возможность удалённого программирования — наличие.

шт.

3

3

Медиазона

3.1

Фотоаппарат с объективом

Количество эффективных пикселей — не менее 20 млн.

шт.

1

3.2

Видеокамера

Планшет (для обеспечения совместимости с п 2.3.6) с примерными характеристиками:
диагональ/разрешение: не менее 2048х1536 пикселей;
диагональ экрана: не менее 9.7";
встроенная память (ROM): не менее 32 ГБ;
разрешение фотокамеры: не менее 8 Мп;
вес: не более 510 г;
высота: не более 250 мм.

шт.

1

3.3

Карта памяти для фотоаппарата/видеокамеры

Объём памяти — не менее 64 Гб, класс не ниже 10.

шт.

2

3.4

Штатив

Максимальная нагрузка: не более 5 кг;

максимальная высота съёмки: не менее 148 см

шт.

1


Итоговый тест


Вопрос № 1
Что такое ГИС?

  1. Годезическая информационная система

  2. Географическая информационная система

  3. Геологическая информационная система


Вопрос № 2
ГИС может ответить на следующие вопросы:

  1. Что находится в заданной области?

  2. Где находится область, удовлетворяющая заданному набору условий?

  3. Все вышеперечисленное


Вопрос № 3
Под ДАННЫМИ понимается

  1. Совокупность сведений, определяющих меру наших знаний об объекте

  2. Совокупность фактов, известных об объектах, либо результаты измерения этих объектов

  3. Совокупность сведений, которые характеризуют местоположение объектов в пространстве относительно друг друга и их геометрию

  4. Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде

  5. Все вышеперечисленное

 
Вопрос № 4
Архитектурный принцип построения ГИС определяется


  1. Пространственным (территориальным) охватом

  2. Организацией географических данных

  3. Проблемно-тематической ориентацией

  4. Функциональными возможностями

  5. Все вышеперечисленное


Вопрос № 5
Уберите лишнее.
В качестве источников данных для формирования ГИС служат:

Ссылки на географические сайты

  1. Статистические данные

  2. Данные дистанционного зондирования (ДДЗ)

  3. Литературные данные

  4. Результаты полевых обследований территорий

  5. Картографические материалы


Вопрос № 6
Что НЕ относится к дистанционному зондированию земли(ДЗЗ)

  1. Определение колебания земли сейсмическими приборами

  2. Аэрофотосъемка

  3. Гидроакустические съемки рельефа морского дна

  4. Материалы, получаемые с космических аппаратов

  5. Определение скорости движения воздушных масс


Вопрос № 7
К основным компонентам ГИС относят:

  1. Аппаратные (технические) средства

  2. Векторные модели

  3. Топологические модели

  4. Растровые модели

  5. Программное обеспечение

  6. Информационное обеспечение


Вопрос № 8
Рабочая станция или ПК относятся к

  1. Аппаратные (технические) средства

  2. Векторные модели

  3. Топологические модели

  4. Программное обеспечение

  5. Информационное обеспечение


Вопрос № 9
Дигитайзер применяется для

  1. Ввода растрового изображения карты в компьютер

  2. Ручного ввода пространственных данных

  3. Преобразования карты к ее исходной проекции

  4. Преобразования (перенос, поворот, масштабирования) оцифрованных карт


Вопрос № 10
Объекты реального мира, рассматриваемые в геоинформатике, отличаются следующими характеристиками

  1. Тематическими

  2. Техническими

  3. Пространственными

  4. Внешними

  5. Внутренними

  6. Временными


Вопрос № 11
Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде характеризуются

  1. Пространственными данными

  2. Пространственными характеристиками

  3. Атрибутивными данными


Вопрос № 12
Географическое название, видовой состав растительности, характеристики почв относятся к

  1. Пространственным данным

  2. Пространственным характеристикам

  3. Атрибутивным данным


Вопрос № 13
Границы муниципальных округов на карте можно обозначить с помощью

  1. Точечных объектов

  2. Линейных объектов

  3. Областей (полигонов)


Вопрос № 14
Территорию, занимаемую городом можно обозначить

  1. Точечным объектом

  2. Линейным объектом

  3. Областью (полигоном)


Вопрос № 15
Представление данных в виде двухмерной сетки, каждая ячейка которой содержит только одно значение, характеризующее объект - это

  1. Векторная структура данных

  2. Растровая структура данных

  3. Векторно-растровая структура данных

  4. Топологическая структура данных




Список рекомендуемой литературы:


1. Алмазов, И.В. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок» / И.В. Алмазов, А.Е. Алтынов, М.Н. Севастьянова, А.Ф. Стеценко — М.: изд. МИИГАиК, 2006. — 35 с.

2. Баева, Е.Ю. Общие вопросы проектирования и составления карт для студентов специальности «Картография и геоинформатика» / Е.Ю. Баева — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 48 с.

3. Макаренко, А.А. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу «Общегеографические карты» / А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л. Степанченко под общей редакцией Макаренко А.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 55 с.

4. Верещака, Т.В. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории / Т.В. Верещака, Качаев Г.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2013. — 65 с.

5. Редько, А.В. Фотографические процессы регистрации информации / А.В. Редько, Константинова Е.В. — СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. — 570 с.

6. Косинов, А.Г. Теория и практика цифровой обработки изображений. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. Учебное пособие / А.Г. Косинов, И.К. Лурье под ред. А.М.Берлянта — М.: изд. Научный мир, 2003. — 168 с.

7. Радиолокационные системы воздушной разведки, дешифрирование радиолокационных изображений / под ред. Школьного Л.А. — изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. — 530 с.

8. Киенко, Ю.П. Основы космического природоведения: учебник для вузов / Ю.П. Киенко — М.: изд. Картгеоцентр — Геодезиздат, 1999. — 285 с.

9. Иванов, Н.М. Баллистика и навигация космических аппаратов: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М.Иванов, Л.Н. Лысенко — М.: изд. Дрофа, 2004. — 544 с.

10. Верещака, Т.В. Методическое пособие по курсу «Экологическое картографирование» (лабораторные работы) / Т.В. Верещакова, И.Е. Курбатова — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 29 с.

11. Иванов, А.Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровая картография». Для студентов 3 курса по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» / А.Г. Иванов, С.А. Крылов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 40 с.

12. Иванов, А.Г. Атлас картографических проекций на крупные регионы Российской Федерации: учебно-наглядное издание / А.Г. Иванов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 19 с.

13. Петелин, А. 3D-моделирование в SketchUp 2015 — от простого к сложному. Самоучитель / А. Петелин — изд. ДМК Пресс, 2015. — 370 с., ISBN: 978-5-97060-290-4.

14. Быстров, А.Ю. Применение геоинформационных технологий в дополнительном школьном образовании. В сборнике: Экология. Экономика. Информатика / А.Ю. Быстров, Д.С. Лубнин, С.С. Груздев, М.В. Андреев, Д.О. Дрыга, Ф.В. Шкуров, Ю.В. Колосов — Ростов-на-Дону, 2016. — С. 42–47.

15. GISGeo — http://gisgeo.org/.

16. ГИС-Ассоциации — http://gisa.ru/.

17. GIS-Lab — http://gis-lab.info/.

18. Портал внеземных данных — http://cartsrv.mexlab.ru/geoportal/#body=mercury&proj=sc&loc=%280.17578125%2C0%29&zoom=2.

19. OSM — http://www.openstreetmap.org/.

20. Быстров, А.Ю. Геоквантум тулкит. Методический

инструментарий наставника / А.Ю. Быстров, — Москва, 2019. — 122 с., ISBN 978-5-9909769-6-2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!