Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г.Сафоново Смоленской области
Принято: Утверждено:
Педагогическим советом Директор МБОУ«СОШ №9»
протокол №1 ________Тимашкова Л.В.
от "30" августа 2021 г. приказ № 348-ОД
от "30" августа 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Геоинформационные технологии: создай свою карту»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Лиханова Любовь Михайловна
педагог дополнительного образования
г. Сафоново, 2021 г.
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Геоинформационные технологии: создай свою карту» разработана в соответствии с;
– Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
– Приказом Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
– Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн);
– Письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
– Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Направленность программы – техническая.
Курс «Геоинформационные технологии: создай свою карту» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Новизна программы
К новизне программы можно отнести то, что она предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей среднего школьного возраста (13–15лет). Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка 72 часа.
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий в объединении 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 учебных часа.
Учебная группа 8-10 учащихся.
Форма организации ученого процесса:
фронтальная;
групповая, коллективная;
индивидуальная;
комбинированное.
Формы проведения занятий:
- работа над решением кейсов;
- лабораторно-практические работы;
- лекции;
- мастер-классы;
- занятия-соревнования;
- экскурсии;
- проектные сессии.
Основные методы обучения:
− практические (упражнения, задачи);
− словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
− наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);
− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даётся часть готового знания;
− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;
− исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;
− иллюстративно-объяснительные;
− репродуктивные;
− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;
− индуктивные, дедуктивные.
Цель программы:
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.
Задачи:
Обучающие:
приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;
обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.
Развивающие:
формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
развитие творческих способностей и креативного мышления;
приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;
формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
развитие геопространственного мышления;
развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.
Воспитательные:
формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;
формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;
воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;
воспитание культуры работы в команде.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):
– сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально-положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;
– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;
– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
– сформированность мотивации к учебной деятельности;
– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Программные требования к уровню развития:
– сформированность пространственного мышления, умение видеть объём в плоских предметах;
– умение обрабатывать и систематизировать большое количество информации;
– сформированность креативного мышления, понимание принципов создания нового продукта;
– сформированность усидчивости, многозадачности;
– сформированность самостоятельного подхода к выполнению различных задач, умение работать в команде, умение правильно делегировать задачи.
Метапредметные результаты:
География
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• моделировать географические объекты и явления;
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
Математика
Статистика и теория вероятностей
Выпускник научится:
• представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
• читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
• решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
Выпускник научится:
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.
Физика
Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета.
Информатика
Выпускник научится:
• различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
• приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.
Математические основы информатики
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и использованием компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы).
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
• познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Технология
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
• следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
• оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
• прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
• в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
• проводить оценку и испытание полученного продукта;
• проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
• описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
• анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
• определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
• изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),
‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),
‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
• модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
• технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.
Предметные результаты
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
• правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;
• основные виды пространственных данных;
• составные части современных геоинформационных сервисов;
• профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;
• основы и принципы аэросъёмки;
• основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);
• представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
• принципы 3D-моделирования;
• устройство современных картографических сервисов;
• представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
• дешифрирование космических изображений;
• основы картографии.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
• самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;
• создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;
• обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;
• моделировать 3D-объекты;
• защищать собственные проекты;
• выполнять оцифровку;
• выполнять пространственный анализ;
• создавать карты;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
Форма контроля:
- наблюдение за обучающимися в процессе работы;
- игры;
- индивидуальные и коллективные творческие работы;
- беседы с обучающимися и их родителями.
Формы подведения итогов:
- выполнение практических работ;
- тесты;
- анкеты;
- защита проекта.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта.
Для оценивания деятельности обучающихся используются инструменты само- и взаимооценки.
Виды контроля и формы аттестации:
- промежуточный контроль, проводимый во время занятий;
- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы.
Используемые педагогические технологии:
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.
Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). | 2 | 2 | | |
2 | Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?». | 7 | 1 | 6 | |
2.1. | Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. | 2 | 1 | 1 | беседа |
2.2. | Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. | 2 | | 2 | опрос |
2.3. | Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? | 1 | | 1 | опрос |
2.4. | Создание и публикация собственной карты. | 2 | | 2 | опрос |
3 | Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”» | 4 | | 4 | |
3.1. | Системы глобального позиционирования. | 2 | | 2 | опрос |
3.2. | Применение спутников для позиционирования. | 2 | | 2 | опрос |
4 | Фотографии и панорамы. | 9 | 2 | 7 | |
4.1. | История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. | 1 | 1 | | беседа |
4.2. | Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос |
4.3. | Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.). | 2 | | 2 | опрос |
4.4. | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | 4 | | 4 | тестирование |
5 | Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1:«Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»). | 27 | 2 | 25 | |
5.1. | Фотограмметрия и её влияние на современный мир. | 1 | 1 | | беседа |
5.2. | Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. | 2 | | 2 | опрос |
5.3. | Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО —AgisoftPhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала. | 4 | | 4 | опрос |
5.4. | Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. | 2 | | 2 | тестирование |
5.5. | Технические особенности БПЛА. | 2 | 1 | 1 | Беседа /опрос |
5.6. | Пилотирование БПЛА. | 6 | | 6 | тестирование |
5.7. | Использование беспилотника для съёмки местности. | 6 | | 6 | тестирование |
5.8. | Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей. | 3 | | 3 | опрос |
5.9. | Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D-принтером. | 2 | | 2 | опрос |
5.10. | Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы. | 1 | | 1 | опрос |
6 | Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы». | 14 | | 14 | |
6.1. | Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования —SketchUp или аналогичном. | 5 | | 5 | тестирование |
6.2. | Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | 7 | | 7 | опрос |
6.3. | Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели. | 2 | | 2 | опрос |
7 | Подготовка защиты проекта. | 3 | | 3 | |
8 | Защита проектов. | 2 | | 2 | |
9 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. | 2 | | 2 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).
Теория: Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).
Раздел 2. Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?».
Теория: Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.
Практика: Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.
Раздел 3. Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”»
Практика: Системы глобального позиционирования. Применение спутников для позиционирования.
Раздел 4. Фотографии и панорамы.
Теория: История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.
Практика: Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.).
Раздел 5. Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1:«Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»).
Теория: Фотограмметрия и её влияние на современный мир. Технические особенности БПЛА.
Практика: Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО —AgisoftPhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала.
Раздел 6. Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы».
Практика: Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования —SketchUp или аналогичном. Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены. Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели.
Раздел 7. Подготовка защиты проекта.
Раздел 8. Защита проектов.
Раздел 9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время проведения занятия | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
Месяц | Число |
1 | | | Согласно расписанию | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
2 | | | Согласно расписанию | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
3 | | | Согласно расписанию | Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
4 | | | Согласно расписанию | Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
5 | | | Согласно расписанию | Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
6 | | | Согласно расписанию | Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
7 | | | Согласно расписанию | Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? | беседа | 1 | кабинет | Беседа |
8 | | | Согласно расписанию | Создание и публикация собственной карты. | демонстрация решения кейсов | 1 | кабинет | Опрос |
9 | | | Согласно расписанию | Создание и публикация собственной карты. | демонстрация решения кейсов | 1 | кабинет | Опрос |
10 | | | Согласно расписанию | Системы глобального позиционирования. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
11 | | | Согласно расписанию | Системы глобального позиционирования. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
12 | | | Согласно расписанию | Применение спутников для позиционирования. | демонстрация решения кейсов | 1 | кабинет | Опрос |
13 | | | Согласно расписанию | Применение спутников для позиционирования. | демонстрация решения кейсов | 1 | кабинет | Опрос |
14 | | | Согласно расписанию | История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
15 | | | Согласно расписанию | Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка | беседа | 1 | кабинет | беседа |
16 | | | Согласно расписанию | Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка | беседа | 1 | кабинет | беседа |
17 | | | Согласно расписанию | Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
18 | | | Согласно расписанию | Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
19 | | | Согласно расписанию | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | тестирование | 1 | кабинет | тестирование |
20 | | | Согласно расписанию | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | тестирование | 1 | кабинет | тестирование |
21 | | | Согласно расписанию | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | тестирование | 1 | кабинет | тестирование |
22 | | | Согласно расписанию | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | тестирование | 1 | кабинет | тестирование |
23 | | | Согласно расписанию | Фотограмметрия и ее влияние на современный мир. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
24 | | | Согласно расписанию | Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
25 | | | Согласно расписанию | Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
26 | | | Согласно расписанию | Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
27 | | | Согласно расписанию | Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
28 | | | Согласно расписанию | Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
29 | | | Согласно расписанию | Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
30 | | | Согласно расписанию | Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
31 | | | Согласно расписанию | Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
32 | | | Согласно расписанию | Технические особенности БПЛА. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
33 | | | Согласно расписанию | Технические особенности БПЛА. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
34 | | | Согласно расписанию | Пилотирование БПЛА. | тестирование | 1 | стадион | тестирование |
35 | | | Согласно расписанию | Пилотирование БПЛА. | тестирование | 1 | стадион | Учебные полёты |
36 | | | Согласно расписанию | Пилотирование БПЛА. | тестирование | 1 | стадион | Учебные полёты |
37 | | | Согласно расписанию | Пилотирование БПЛА. | тестирование | 1 | стадион | Учебные полёты |
38 | | | Согласно расписанию | Пилотирование БПЛА. | тестирование | 1 | стадион | Учебные полёты |
39 | | | Согласно расписанию | Пилотирование БПЛА. | тестирование | 1 | стадион | Учебные полёты |
40 | | | Согласно расписанию | Использование беспилотника для съемки местности. | демонстрация решения кейсов | 1 | стадион | тестирование |
41 | | | Согласно расписанию | Использование беспилотника для съемки местности. | демонстрация решения кейсов | 1 | стадион | тестирование |
42 | | | Согласно расписанию | Использование беспилотника для съемки местности. | демонстрация решения кейсов | 1 | стадион | тестирование |
43 | | | Согласно расписанию | Использование беспилотника для съемки местности. | демонстрация решения кейсов | 1 | стадион | тестирование |
44 | | | Согласно расписанию | Использование беспилотника для съемки местности. | демонстрация решения кейсов | 1 | стадион | тестирование |
45 | | | Согласно расписанию | Использование беспилотника для съемки местности. | демонстрация решения кейсов | 1 | кабинет стадион | тестирование |
46 | | | Согласно расписанию | Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
47 | | | Согласно расписанию | Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
48 | | | Согласно расписанию | Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
49 | | | Согласно расписанию | Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
50 | | | Согласно расписанию | Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
51 | | | Согласно расписанию | Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы. | тестирование | 1 | кабинет | тестирование |
52 | | | Согласно расписанию | Работа в ПО для ручного трехмерного моделирования — ScetchUP или аналогичном. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
53 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
54 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
55 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
56 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
57 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
58 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
59 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
60 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
61 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
62 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
63 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
64 | | | Согласно расписанию | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | беседа | 1 | кабинет | беседа |
65 | | | Согласно расписанию | Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели. | беседа | 1 | кабинет | 3D модель |
66 | | | Согласно расписанию | Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели. | беседа | 1 | кабинет | 3D модель |
67 | | | Согласно расписанию | Подготовка защиты проекта. | беседа | 1 | кабинет | Проект |
68 | | | Согласно расписанию | Подготовка защиты проекта. | беседа | 1 | кабинет | Проект |
69 | | | Согласно расписанию | Подготовка защиты проекта. | беседа | 1 | кабинет | Проект |
70 | | | Согласно расписанию | Защита проектов. | решения кейсов | 1 | кабинет | Проект |
71 | | | Согласно расписанию | Защита проектов. | решения кейсов | 1 | кабинет | Проект |
72 | | | Согласно расписанию | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке | | 1 | кабинет | Беседа,презентация |
Формы аттестации
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы реализуется в рамках защиты Кейсов и итогового теста.
Методическое обеспечение
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, ноутбуками, МФУ, 3D принтером, стеллажами, зоной отдыха, методическими разработками, дидактическим материалом.
№ п/п | Наименование | Краткие технические характеристики | Ед. изм. | Кол-во |
1 | Компьютерный класс ИКТ | | | |
1.1 | МФУ (принтер, сканер, копир) | Минимальные: формат А4, лазерный, ч/б. | шт. | 1 |
1.2 | Ноутбук наставника с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением | Ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб; ПОдля просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx). | шт. | 1 |
1.3 | Ноутбук с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением | Ноутбук: не ниже IntelPentium N (или IntelCeleron N), не ниже 1600 МГц, 1920x1080, 4Gb RAM, 128Gb SSD; производительность процессора: не менее 2000 единиц; ПОдля просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx). | шт. | 10 |
1.4 | Интерактивный комплекс | Количество одновременных касаний— не менее 20. | шт. | 1 |
2 | Урок технологии |
2.1 | Аддитивное оборудование |
2.2 | ЗD-оборудование (3D-принтер) | Минимальные: тип принтера: FDM; материал: PLA; рабочий стол: с подогревом; рабочая область (XYZ): от 180x180x180 мм; скорость печати: не менее 150 мм/сек; минимальная толщина слоя: не более 15 мкм; формат файлов (основные): STL, OBJ; закрытый корпус: наличие. | шт. | 1 |
2.3 | Пластик для 3D-принтера | Толщина пластиковой нити: 1,75 мм; материал: PLA; вес катушки: не менее 750 гр. | шт. | 15 |
2.4 | ПО для 3D-моделирования | Облачный инструмент САПР/АСУП, охватывающий весь процесс работы с изделиями — от проектирования до изготовления. | | |
| Дополнительное оборудование |
2.5 | Шлем виртуальной реальности | Общее разрешение не менее 2160x1200 (1080×1200 для каждого глаза), угол обзора не менее 110; наличие контроллеров — 2 шт.; наличие внешних датчиков — 2 шт.; разъём для подключения наушников: наличие; встроенная камера: наличие. | комплект | 1 |
2.6 | Штатив для крепления базовых станций | Комплект из двух штативов. Совместимость со шлемом виртуальной реальности, п.2.3.1. | комплект | 1 |
2.7 | Ноутбук с ОС для VR-шлема | Количество ядер процессора - не менее 4 Тактовая частота процессора - не менее 2500 МГц Видеокарта - не ниже Nvidia GTX 1060, 6 Гб видеопамять Объем оперативной памяти - не менее 8 гб. | шт. | 1 |
2.8 | Многопользовательская система виртуальной реальности с 6-координатным отслеживанием положения пользователей | Требования к системе виртуальной реальности: поддержка мобильных шлемов виртуальной реальности под управлением ОС Android; поддержка управляющих контроллеровс возможностью 6-координатного отслеживания положения в пространстве; технология полной компенсации лага (anti-latency): изображение должно выводиться для точек, в которых окажутся левый и правый глаза пользователя через время, которое должно пройти с момента начала определения местоположения глаз пользователя до момента окончания вывода изображения.; площадь отслеживания пользователей — не менее 16 кв. м; количество пользователей — не менее 3 чел. Требования к системе отслеживания положения пользователей (трекинга): тип системы отслеживания:6-координатная система отслеживания; общий вес одного устройства трекинга — не более 20 г; технология: оптико-инерциальный трекинг, активные маркеры, работающие в инфракрасном диапазоне; угол обзора оптической системы — не менее 230 градусов; время отклика системы трекинга — не более 2 мс; размещение сенсоров: на объекте отслеживания; сенсоры, используемые для отслеживания шлемов виртуальной реальности и для отслеживания движений рук пользователей, должны быть идентичными и взаимозаменяемыми; размещение активных маркеров: напольное; все компоненты системы трекинга должны монтироваться на пол, без необходимости потолочного/настенного монтажа; наличие сенсоров в составе единого устройства трекинга: акселерометр, гироскоп, оптический сенсор; частота отслеживания положения пользователя: - акселерометр: не менее 2000 выборок/с; - гироскоп: не менее 2000 выборок/с; - оптический сенсор: не менее 60 выборок/с; погрешность отслеживания положения пользователя в пространстве на площади 6 м х 6 м — не более 10 мм; минимальное количество пользователей, поддерживаемое системой трекинга, не менее 3 чел. Требования к показателям хранения, транспортировки и настройки: время полного развёртывания и настройки системы для площади отслеживания 16 кв. м —не более 90 мин; необходимость калибровки в процессе эксплуатации — отсутствует; температура хранения: -30°С .. + 50°C. Требования к способам управления интерактивными моделями: поддержка 6-координатного отслеживания положения управляющих устройств в пространстве. Требования к программному обеспечению: поддержка системой трекинга операционных систем: Windows, Android; предоставление неограниченной по времени использования простой (неисключительной) лицензии на коммерческое использование программного обеспечения системы трекинга на один шлем с ОС Android (бессрочная лицензия) — 3 шт. Общие требования: наличие мобильных шлемов виртуальной реальности OculusGo или аналог — 3 шт.; наличие комплекта проводов и зарядных устройств для бесперебойной работы. | Компл. | 1 |
2.9 | Фотограмметрическое ПО | ПОдля обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве. | шт. | 1 |
2.10 | Квадрокоптер MavicAir | Компактный квадрокоптер с трёхосевым стабилизатором, камерой 4К, максимальной дальностью передачи не менее 6 км. | шт. | 1 |
2.11 | Квадрокоптер DJI Tello | Квадрокоптер с камерой, вес не более 100 г в сборе с пропеллером и камерой; оптический датчик определения позиции — наличие; возможность удалённого программирования — наличие. | шт. | 3 |
3 | Медиазона |
3.1 | Фотоаппарат с объективом | Количество эффективных пикселей — не менее 20 млн. | шт. | 1 |
3.2 | Видеокамера | Планшет (для обеспечения совместимости с п 2.3.6) с примерными характеристиками: диагональ/разрешение: не менее 2048х1536 пикселей; диагональ экрана: не менее 9.7"; встроенная память (ROM): не менее 32 ГБ; разрешение фотокамеры: не менее 8 Мп; вес: не более 510 г; высота: не более 250 мм. | шт. | 1 |
3.3 | Карта памяти для фотоаппарата/видеокамеры | Объём памяти — не менее 64 Гб, класс не ниже 10. | шт. | 2 |
3.4 | Штатив | Максимальная нагрузка: не более 5 кг; максимальная высота съёмки: не менее 148 см | шт. | 1 |
Итоговый тест
Вопрос № 1
Что такое ГИС?
Годезическая информационная система
Географическая информационная система
Геологическая информационная система
Вопрос № 2
ГИС может ответить на следующие вопросы:
Что находится в заданной области?
Где находится область, удовлетворяющая заданному набору условий?
Все вышеперечисленное
Вопрос № 3
Под ДАННЫМИ понимается
Совокупность сведений, определяющих меру наших знаний об объекте
Совокупность фактов, известных об объектах, либо результаты измерения этих объектов
Совокупность сведений, которые характеризуют местоположение объектов в пространстве относительно друг друга и их геометрию
Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде
Все вышеперечисленное
Вопрос № 4
Архитектурный принцип построения ГИС определяется
Пространственным (территориальным) охватом
Организацией географических данных
Проблемно-тематической ориентацией
Функциональными возможностями
Все вышеперечисленное
Вопрос № 5
Уберите лишнее.
В качестве источников данных для формирования ГИС служат:
Ссылки на географические сайты
Статистические данные
Данные дистанционного зондирования (ДДЗ)
Литературные данные
Результаты полевых обследований территорий
Картографические материалы
Вопрос № 6
Что НЕ относится к дистанционному зондированию земли(ДЗЗ)
Определение колебания земли сейсмическими приборами
Аэрофотосъемка
Гидроакустические съемки рельефа морского дна
Материалы, получаемые с космических аппаратов
Определение скорости движения воздушных масс
Вопрос № 7
К основным компонентам ГИС относят:
Аппаратные (технические) средства
Векторные модели
Топологические модели
Растровые модели
Программное обеспечение
Информационное обеспечение
Вопрос № 8
Рабочая станция или ПК относятся к
Аппаратные (технические) средства
Векторные модели
Топологические модели
Программное обеспечение
Информационное обеспечение
Вопрос № 9
Дигитайзер применяется для
Ввода растрового изображения карты в компьютер
Ручного ввода пространственных данных
Преобразования карты к ее исходной проекции
Преобразования (перенос, поворот, масштабирования) оцифрованных карт
Вопрос № 10
Объекты реального мира, рассматриваемые в геоинформатике, отличаются следующими характеристиками
Тематическими
Техническими
Пространственными
Внешними
Внутренними
Временными
Вопрос № 11
Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде характеризуются
Пространственными данными
Пространственными характеристиками
Атрибутивными данными
Вопрос № 12
Географическое название, видовой состав растительности, характеристики почв относятся к
Пространственным данным
Пространственным характеристикам
Атрибутивным данным
Вопрос № 13
Границы муниципальных округов на карте можно обозначить с помощью
Точечных объектов
Линейных объектов
Областей (полигонов)
Вопрос № 14
Территорию, занимаемую городом можно обозначить
Точечным объектом
Линейным объектом
Областью (полигоном)
Вопрос № 15
Представление данных в виде двухмерной сетки, каждая ячейка которой содержит только одно значение, характеризующее объект - это
Векторная структура данных
Растровая структура данных
Векторно-растровая структура данных
Топологическая структура данных
Список рекомендуемой литературы:
1. Алмазов, И.В. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок» / И.В. Алмазов, А.Е. Алтынов, М.Н. Севастьянова, А.Ф. Стеценко — М.: изд. МИИГАиК, 2006. — 35 с.
2. Баева, Е.Ю. Общие вопросы проектирования и составления карт для студентов специальности «Картография и геоинформатика» / Е.Ю. Баева — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 48 с.
3. Макаренко, А.А. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу «Общегеографические карты» / А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л. Степанченко под общей редакцией Макаренко А.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 55 с.
4. Верещака, Т.В. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории / Т.В. Верещака, Качаев Г.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2013. — 65 с.
5. Редько, А.В. Фотографические процессы регистрации информации / А.В. Редько, Константинова Е.В. — СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. — 570 с.
6. Косинов, А.Г. Теория и практика цифровой обработки изображений. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. Учебное пособие / А.Г. Косинов, И.К. Лурье под ред. А.М.Берлянта — М.: изд. Научный мир, 2003. — 168 с.
7. Радиолокационные системы воздушной разведки, дешифрирование радиолокационных изображений / под ред. Школьного Л.А. — изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. — 530 с.
8. Киенко, Ю.П. Основы космического природоведения: учебник для вузов / Ю.П. Киенко — М.: изд. Картгеоцентр — Геодезиздат, 1999. — 285 с.
9. Иванов, Н.М. Баллистика и навигация космических аппаратов: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М.Иванов, Л.Н. Лысенко — М.: изд. Дрофа, 2004. — 544 с.
10. Верещака, Т.В. Методическое пособие по курсу «Экологическое картографирование» (лабораторные работы) / Т.В. Верещакова, И.Е. Курбатова — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 29 с.
11. Иванов, А.Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровая картография». Для студентов 3 курса по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» / А.Г. Иванов, С.А. Крылов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 40 с.
12. Иванов, А.Г. Атлас картографических проекций на крупные регионы Российской Федерации: учебно-наглядное издание / А.Г. Иванов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 19 с.
13. Петелин, А. 3D-моделирование в SketchUp 2015 — от простого к сложному. Самоучитель / А. Петелин — изд. ДМК Пресс, 2015. — 370 с., ISBN: 978-5-97060-290-4.
14. Быстров, А.Ю. Применение геоинформационных технологий в дополнительном школьном образовании. В сборнике: Экология. Экономика. Информатика / А.Ю. Быстров, Д.С. Лубнин, С.С. Груздев, М.В. Андреев, Д.О. Дрыга, Ф.В. Шкуров, Ю.В. Колосов — Ростов-на-Дону, 2016. — С. 42–47.
15. GISGeo — http://gisgeo.org/.
16. ГИС-Ассоциации — http://gisa.ru/.
17. GIS-Lab — http://gis-lab.info/.
18. Портал внеземных данных — http://cartsrv.mexlab.ru/geoportal/#body=mercury&proj=sc&loc=%280.17578125%2C0%29&zoom=2.
19. OSM — http://www.openstreetmap.org/.
20. Быстров, А.Ю. Геоквантум тулкит. Методический
инструментарий наставника / А.Ю. Быстров, — Москва, 2019. — 122 с., ISBN 978-5-9909769-6-2.