МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ИМЕНИ А.И. ПОКРЫШКИНА»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
руководитель методического объединения протокол № ____ от ______ | заместитель директора по УВР _________________________ | приказ директора школы № ______ от ___________ ______________________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Математика / Геометрия |
Класс: 7 - 9 |
Учебный год: 2019-2022 |
Срок реализации программы: 3 года |
Учитель: Исякаева Ануза Ильдаровна |
г. Муравленко
2019 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая учебная программа по математике/геометрия для учащихся 7-9 классов (с ограниченными возможностями здоровья/ далее - ОВЗ) составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/15 от 28.10.2015), является частью основной образовательной программы МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина».
Программа построена с учетом принципов гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации процесса обучения в классах для детей с ОВЗ (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, выражающихся в недостаточной степени готовности к обучению в школе, в низком уровне сформированности психологических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности). Обязательной составляющей в содержании работы в классах для детей с ОВЗ является программа специально - развивающей работы, направленной на создание адекватных учащимся особенностей условий обучения, позволяющих предупредить их дезадаптацию в условиях школы, не ущемляет их прав и дает возможность при успешном обучении перейти в общеобразовательный класс или, например, при смене местожительства продолжить обучение в любой другой школе.
Важными коррекционными задачами курса геометрии в классах С(К)О являются:
- развивать у учащихся основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализовать взаимосвязи деятельности с речью;
- формировать приемы умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развивать речь, умения использовать при ответе на вопросы соответствующую терминологию;
- развивать общеучебных умения и навыки..
Усвоение учебного материала по геометрии вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов С(К)О требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь геометрии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по геометрии в программу : общеобразовательной школы внесены следующие изменения: формулы даются без вывода, задачи решаются начального и среднего уровня, самостоятельные работы проводятся под руководством учителя, наиболее сложный материал изучается в ознакомительном плане.
Содержание обучения рассчитано на 208 часов.
Из них:
7 класс - 70 часов
8 класс - 70 часов
9 класс - 68 часов
Система оценки планируемых результатов:
Проверка предметных результатов проводится в форме устных опросов, самостоятельных и контрольных работ. Оценивание устных ответов и письменных работ, обучающихся проводится на основании положения школы о системе оценивания по пятибалльной шкале.
Проверка метапредметных и личностных результатов осуществляется в ходе проведения диагностик, комплексных, творческих работ, заполнения листов достижений и профилей выпускников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1) личностные:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
•развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2)метапредметные:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3)предметные:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности; овладеть системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
В результате изучения геометрии обучающиеся научатся:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Получат возможность научиться:
описывать реальные ситуации на языке геометрии;
делать расчеты, включающие простейшие тригонометрические формулы;
решать практические задачи, связанны с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
выполнять построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Начальные геометрические сведения (12 часов).
В мире геометрии. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.
Треугольники(18 часов).
Треугольник и его элементы. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.
Параллельные прямые (12 часов).
Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов).
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение (10 часов)
8 класс
Повторение курса 7 класса (3 часа)
Углы и треугольники. Параллельные прямые.
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Определение и её свойства. Теорема Фалеса. Задачи на построение Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (17 часов)
Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Задачи на построение. Измерительные работы на местности. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Градусная мера дуги окружности. Центральные и вписанные углы. Терема о вписанном угле. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Свойство биссектрисы треугольника. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение (5 часов)
9класс
Повторение курса геометрии за 8 класс (3 часа)
Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Описанная и вписанная окружности.
Векторы (5 часов).
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Средняя линия трапеции. Применение векторов к решению задач.
Метод координат (11 часов).
Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число в координатах. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Применение метода координат к решению задач. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (22 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.
Длина окружности и площадь круга (16 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и дуги окружности. Площадь круга и площадь кругового сектора.
Движения (6 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Повторение (5 часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Название темы | Количество часов | Контрольные работы |
Начальные геометрические сведения | 12 | 1 |
Треугольники | 18 | 1 |
Параллельные прямые | 12 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 |
Систематизация и повторение изученного материала по основным темам курса геометрии 7 класса. | 10 | 1 |
Итого | 70 часов с к/р | 6 |
8 класс
Название темы | Количество часов | Контрольные работы |
Повторение курса геометрии 7 класса | 3 | - |
Четырехугольники | 14 | 1 |
Площади фигур | 14 | 1 |
Подобные треугольники | 17 | 1 |
Окружность | 17 | 1 |
Систематизация и повторение изученного материала по основным темам курса геометрии 8 класса. | 5 | 1 |
Итого | 70 часов с к/р | 5 |
9 класс
Название темы | Количество часов | Контрольные работы |
Повторение курса геометрии 8 класса | 3 | - |
Векторы | 5 | - |
Метод координат | 11 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 22 | 2 |
Длина окружности и площадь круга | 16 | 1 |
Движение | 6 | - |
Систематизация и повторение изученного материала по основным темам курса геометрии 7-9 класса. | 5 | 1 |
Итого | 68 часов с к/р | 5 |
2