СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 4-ых классов с ОВЗ (вариант 7.2) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 4-ых классов (вариант 7.2) разработана в соответствии требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 4-ых классов с ОВЗ (вариант 7.2) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств»

Пояснительная записка

Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 4-ых классов с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии требований:

  • ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияобучающихся с ОВЗ»;

  • Постановления от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Распоряжения Министерства Просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020 г.

Программа разработана на основе методических рекомендаций авторов Н.Н. Яковлевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н Садовниковой, А.В. Ястребовой, Е.В.Мазановой.



Цель программы: диагностика, коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; формирование предпосылок к полноценному усвоению АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).

Задачи:

  1. Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

  2. Формировать навык грамотного письмав соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.

  3. Формировать лексический запас и грамматический строй речи.

  4. Формировать связную речь.

  5. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: словесно-логическое мышление; устойчивость внимания; наблюдательность к языковым явлениям; способность к запоминанию; познавательную активность.

Формировать коммуникативную готовность к обучению


Общая характеристика программы групповых логопедических занятий

обучающихся 4-ых классов с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2)

Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 4-ых классов с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2) направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, усвоение адаптированной образовательной программы; устранение недостатков в речевом развитии; на формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию. Программа логопедических занятий разработана в соответствии с программой обучения по русскому языку в 4 классе (авторы УМК «Школа России»:В.П.Канакина, В.Г. Горецкий); структурой речевого дефекта обучающихся, отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи; может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей речевой /языковой/коммуникативной недостаточности обучающейся.


Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 68 час (2 час в неделю), в том числе на контрольные работы отводится 5 час. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 час (всего 8 час). Количество занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.

Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах, в группе.

Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.


Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- методы активного и интерактивного обучения;

- личностно-ориентированного подхода;

- метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникативные;

- дифференцированного обучения;
- игровые.



Ценностные ориентиры содержания

Одним из результатов обучения является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней, формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.


Принципы коррекционно-развивающего обучения

Содержание данной программы основывается на специальных принципах:

  1. Принцип системности. Процесс коррекционной работы предполагает одновременное развитие всех компонентов речи.

  2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.

  3. Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

  4. Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.

  5. Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.

  6. Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.

  7. Принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ЗПР.

  8. Принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области».

  9. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

  10. Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности.

  11. Принцип сотрудничества с семьей.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.

Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного как правило, биологического по своей природе, нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

У обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) уровень развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью

Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивационная основа учебной деятельности, адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; основы патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умений ориентироваться в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знаний основных моральных норм и ориентироваться на их выполнение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умений вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация необходима для получения необходимых знаний, выбор информационных ресурсов;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умений сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий, сети Интернет и пр.), с помощью учителя и самостоятельно перерабатывать и преобразовывать информацию, представлять в виде сообщений, схем, моделей.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- умение участвовать в диалоговом общении, слушать, понимать и высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умений аргументировать свою позицию;

- умений достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действияс учётом целей коммуникации;

- умений задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- умений  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- умений адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • определять в словах изученные орфограммы; грамотно писать слова с изученными орфограммами; графически их обозначать; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пользоваться словарями (орфографическим, толковым);

  • образовывать слова при помощи суффиксов, приставок;

  • выполнять разбор слов по составу;

  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол), их основные признаки;

  • изменять имена существительные и прилагательные по числам, родам, падежам; глаголы – по лицам и числам (спрягать);

  • определять род, число, падеж имён существительных и прилагательных; время, спряжение глаголов;

  • грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных, имён прилагательных; безударные личные окончания глаголов;

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • грамматически правильно оформлять предложение; определять границы предложений в тексте;

  • определять в предложении предлоги, их значение; грамотно писать предлоги со словами;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • использовать навыки устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях;

  • вступать в контакт, поддерживать и завершать его, адекватно используя средства общения, соблюдая общепринятые правила;

  • решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;

  • владеть речевым этикетом в коммуникации;

  • уметь основываться на нравственно-эстетическом чувстве и художественном вкусе в речевой деятельности;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.


Содержание программы

Обследование устной и письменной речи (4 час)

Раздел 1. Состав слова. Орфография (27 час)

Корень. Родственные и однокоренные слова

Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных.

Удвоенные согласные.

Образования слов при помощи приставок.

Образования слов при помощи суффиксов.

Разбор слова по составу.

Дифференциация предлогов и приставок.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь знака.

Разделительные Ъ и Ь знаки.


Раздел 2. Лексика (6 час)

Слова – «приятели» (синонимы).

Слова – «неприятели» (антонимы).

Слова – «близнецы» (омонимы).

Многозначные слова.


Раздел 3. Морфология и правописание (25 час)

Имя существительное как части речи. Склонение имён существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Имя прилагательное как части речи. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Местоимение. Правописание личных местоимений.

Глагол как части речи.Изменение глаголов по числам и временам.

Неопределённая форма глаголов.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение).

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе.

Правописание глаголов с частицей НЕ.


Раздел 4. Повторение изученного материала за учебный год (2 час)

Обобщение и систематизация знаний о правописании орфограмм в словах.

Мониторинг развития устной и письменной речи (4 час)






Учебно-тематический план

№ раздела

Тема раздела

Кол-во час


Обследование устной и письменной речи

4

1

Состав слова. Орфография

27

2

Лексика

6

3

Морфология и правописание

25

4

Повторение

2


Мониторинг развития устной и письменной речи

4


Итого:

68











































Календарно-тематическое планирование групповых коррекционно-логопедических занятий

обучающихся 4-ых классов с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2) (68 час)

занятия

Тема раздела, занятия

Кол-во

час

Дата

Содержание коррекционно-логопедической работы

и основные виды деятельности

1-4

Обследование устной и письменной речи

4



Раздел 1. Состав слова. Орфография (27 час)

5-6

Корень слова. Родственные и однокоренные слова

2


Закрепление понятий «родственные слова», «однокоренные слова». Подбор родственных слов. Упражнения по формированию умений выделять корень в словах, дифференцировать родственные и однокоренные слова. Расширение активного словарного запасаи развитие навыков словообразования. Развитие словесно-логического мышления.

7-10

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

4


Закрепление правила правописания безударных гласных в корне слова. Практические упражнения по закреплению навыка правописания проверяемых безударных гласных в корне слова путём подбора проверочных слов; непроверяемых безударных гласных при помощи орфографического словаря. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём. Расширение активного словарного запаса. Развитие словесно-логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия.

11-12

Правописание парных звонких и глухих согласных

2


Закрепление правила правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Практические упражнения по формированию навыка правописания парных звонких и глухих согласных. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Расширение активного словарного запаса.Развитие фонематических процессов. Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

13-14

Правописание непроизносимых согласных

2


Закрепление правила правописания непроизносимых согласных. Практические упражнения по формированию навыка правописания непроизносимых согласных. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём. Расширение активного словарного запаса.Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

15

Удвоенные согласные

1


Закрепление правила правописания удвоенных согласных. Практические упражнения по формированию навыка правописания удвоенных согласных. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём. Расширение активного словарного запаса.Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

16

Контрольная работа № 1 по теме «Правописание корневых орфограмм»

1





17-19

Работа над ошибками.

Образования слов при помощи суффиксов

3


Закрепление понятия о суффиксе как части слова. Формирование представления о роли суффиксов для образования новых слов и выражения новых оттенков значений слов. Упражнения по формированию навыков образования суффиксальным способом слов – названий профессий; имён прилагательных (относительных прилагательных, названий оттенков цветов и др.).Работа с графическими схемами слов. Работа с антонимами, синонимами. Расширение активного словарного запаса.

20-22

Образования слов при помощи приставок

3


Закрепление понятия о приставке как части слова. Формирование представления о роли приставок в образовании новых слов и выражения новых оттенков значений слов. Упражнения по закреплению навыков словообразования префиксальным способом; навыков правописания приставок.Решение словообразовательной задачи путём семантического подбора приставки в слове; путём выбора слова с нужной приставкой. Работа с графическими схемами. Работа с антонимами и синонимами. Расширение активного словарного запаса.Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений.

23-25

Дифференциация предлогов и приставок

3


Закрепление понятий о приставках и предлогах. Наблюдение над значением предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок по совокупности признаков.

Практические упражнения по дифференциациии правописанию предлогов и приставок на письме. Работа с графическими схемами слов.Развитие временно-пространственных представлений.

26-27

Обозначение мягкости согласных при помощи Ь знака

2


Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Практические упражнения по закреплению навыка правописания Ь знака на конце и в середине слов.

28-30

Разделительные Ь и Ъ знаки

3


Закрепление правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Практические упражнения по закреплению навыков правописания разделительных Ь и Ъ знаков.Упражнения по дифференциации разделительных Ь и Ъ знаков на письме.

31

Контрольная работа № 2 по теме «Состав слова. Орфография»

1



Раздел 2. Лексика (6 час)

32-33

Работа над ошибками.

Слова – «приятели» (синонимы)

2


Закрепление понятия о словах-синонимах. Наблюдение за ролью синонимов в речи (для более точного выражения значения слов, для исключения повторения одних и тех же слов).Уточнение значений, имеющихся у детей в активном словаре синонимов. Упражнения по подбору синонимов к заданным словам; к словам различных частей речи. Расширение активного словарного запаса. Нахождение синонимов в стихотворном тексте, в контексте.

34-35

Слова – «неприятели» (антонимы)

2


Закрепление понятия о словах-антонимах. Уточнение значений, имеющихся у детей в активном словаре антонимов. Практические упражнения в подборе и употреблении антонимов, относящимся к разным частям речи. Выбор антонимичных пар из слов, словосочетаний, предложений. Нахождение антонимов в загадках, пословицах, текстах. Расширение активного словарного запаса.

36

Слова – «близнецы» (омонимы)

1


Закрепление понятия об омонимах. Уточнение значений, имеющихся у детей в активном словаре омонимов. Наблюдение за изобразительной ролью омонимов. Упражнения в подборе омонимов. Выделение омонимов из словосочетаний, предложений, текстов; определение их значений. Расширение активного словарного запаса.

37

Многозначные слова

1


Закрепление понятия о многозначных словах. Уточнение значений, имеющихся у детей в активном словаре многозначных слов. Дифференциация омонимов и многозначных слов. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов.Обогащение лексического запаса. Выделение многозначных слов в тексте, определение их значений.

Раздел 3. Морфология и правописание (25 час)

38

Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных

1


Закрепление понятия об имени существительном как части речи. Типы склонений. Упражнения по формированию умений определять типы склонения имён существительных. Работа с антонимами и синонимами. Практические упражнения по склонению имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Обогащение словаря.

39-41

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

3


Закрепление правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Обсуждение алгоритма действий и использование его в практической деятельности. Практические упражнения позакреплению навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Формирование предложно-падежных конструкций имён существительных.

42-44

Имя прилагательное как часть речи. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

3


Закрепление понятия об имени прилагательном как части речи. Упражнения по склонению имён прилагательных. Закрепление правила правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Обсуждение алгоритма действий и использование его в практической деятельности. Практические упражнения по закреплению навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Формирование предложно-падежных конструкций имён прилагательных.

45

Контрольная работа №3по теме «Имя существительное и имя прилагательное»

1



46-48

Работа над ошибками.

Местоимение. Правописание личных местоимений

3


Закрепление понятия о местоимении как части речи. Формирование умений определять лицо и число местоимений. Практические упражнения по изменению личных местоимений по числам, местоимений 3-го лица единственного числа – по родам и числам; употреблению в устной речи и правописанию личных местоимений.

49-50

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам и временам

2


Закрепление понятия о глаголе как части речи. Формирование умений определять число и время глаголов. Практические упражнения по изменению глаголов по числам и временам.Работа на уровнеслова, словосочетания, предложения, текста.

51-52

Неопределённая форма глаголов

2


Закрепление понятия о неопределённой форме глагола. Упражнения по формированию навыков образования и правописанияглаголов в неопределённой форме. Развитие навыков словообразования. Обогащение лексического запаса. Работа с антонимами и синонимами.


53-54

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

2


Закрепление понятия о спряжении глаголов. Обсуждение алгоритма действий и использование его в практической деятельности. Упражнения по формированию умений изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам, выделять окончания глаголов; определять спряжение глаголов.

55-57

Правописание безударных личных окончаний глаголов

3


Упражнения по закреплениюнавыков правописания безударных личных окончаний глаголов; умений определять спряжение.Устранениеаграмматизмов в устной и письменной речи. Подбор к глаголам антонимов и синонимов. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления).Работа на уровнеслова, словосочетания, предложения, текста.

58-59

Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе

2


Закрепление правила правописания окончаний глаголов прошедшего времени в единственном и во множественном числе. Практические упражнения по формированию навыков согласования имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи. Работа на уровнеслова, словосочетания, предложения, текста.

60-61

Правописание частицы НЕ с глаголами


2


Закрепление правила правописания НЕ с глаголами. Практические упражнения по формированию навыков правописания частицы НЕ с глаголами. Работа на уровнеслова, словосочетания, предложения, текста.

62

Контрольная работа № 4 по теме «Морфология и правописание»

1





Раздел 4. Повторение (2 час)


63

Работа над ошибками.

Повторение изученного материала за учебный год


1


Закрепление навыков правописания изученных орфограмм; навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных, прилагательных, безударных личных окончаний глаголов, согласования имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе.

64

Итоговая контрольная работа

1



65-68

Мониторинг развития устной и письменной речи

4





Информационно-методическое обеспечение:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.-М.: Просвещение, 1991. –  223 с.

  2. Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. - М.: Просвещение, 2009. –  190 с.

  3. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил. – (Школа России).

  4. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил. – (Школа России).

  5. Кобзарёва, Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР: практическое пособие для логопедов/Л.Г. Кобзарёва, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж, Издательство «Учитель», 2003. – 217 с.

  6. Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-методическое пособие/А.В. Китикова; под научн. ред. О.В. Елецкой. – ЧI. – М.: Редкая птица, 2017. – 112 с. – (Школьный логопед).

  7. Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-методическое пособие/А.В. Китикова; под научн. ред. О.В. Елецкой. – ЧII. – М.: Редкая птица, 2017. – 128 с. – (Школьный логопед).

  8. Максимук, Н.Н. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку. 2 - классы/Н.Н. Максимук, И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2015. – 272 с.

  9. Мисаренко, Г.Г. Русский язык. 4 класс. Закрепляем трудные темы/Г.Г. Мисаренко. – М.:Эксмо, 2015. – 64 с. – (В помощь младшему школьнику. Рекомендовано РАО).

  10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.

  11. Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 255 с.

  12. Шклярова, Т.В. Отрабатываем правописание мягкого и твёрдого знаков. Пособие для начальной школы/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2011 – 96 с.

  13. Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 4-го класса. Практикум для учащихся 4 – 5-х классов/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 72 с.

  14. Шклярова, Т.В. Отрабатываем правописание окончаний. (Практикум для детей 9-10 лет) /Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2011 – 112 с.

  15. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.logoped-sfera/

  2. http://www.logopedmaster.ru/

  3. http://www.logopedplus.ru/

  4. http://www.festival.1 september.ru/

  5. http://nsportal.ru/


Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер, презентации;

  2. раздаточный материал по всем разделам рабочей программы;

  3. наглядно-демонстрационный материал по темам разделов рабочей программы;

  4. пособия для развития познавательных процессов,временных представлений;

  5. пособия для развития мелкой моторикикистей и пальцев рук.




Приложение


Критерии оценивания контрольно-измерительных материалов



Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5»ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте нет ошибок.

Оценка «4» ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте допущено не более 2-х ошибок.

Оценка «3»ставится за небрежно выполненную работу; в диктанте допущено от 3-х до 5 ошибок.

Оценку «2»ставить не рекомендуется.

За одну ошибку считаются:

- 2 исправления;

- 2 пунктуационные ошибки;

- 2 одинаковые дисграфические ошибки либо повторение ошибки на одно и то же правило.



Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится за выполнение всех заданий правильно.

Оценка «4» ставится за правильное выполнение не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится правильное выполнение половины заданий.

Оценку «2»ставить не рекомендуется.


































Контрольно-измерительные материалы (4 кл.)


Контрольная работа № 1 по теме«Правописание корневых орфограмм»


Цель: контроль сформированности навыков правописания безударных гласных в корнях слов, парных и непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных; умения выполнять разбор слов по составу.


  1. Диктант

Река стала


Было чудесное раннее утро. Мороз сковал землю. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лёд показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лёд, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение. (89 слов)



  1. Грамматические задания:

  1. Выпишите по одному слову с проверяемой безударной гласной в корне слова, с парной и непроизносимой согласной в корне. Подберите и запишите к ним проверочные слова.

  2. Выпишите и разберите по составу слова раннее, длинную.






Ключи:

  1. Бросали – бросил, мороз–морозы, радостный – радость.

  2. Раннее: окончание – ее, основа – ранн, корень – ран, суффикс – н;

длинную: окончание –ую, основа – длинн, корень – длин, суффикс – н.





















Контрольная работа № 2 по теме «Состав слова. Орфография»


Цель: контроль сформированности навыков правописания корневых орфограмм в словах, разделительных Ъ и Ь знаков, предлогов и приставок со словами; умения выполнять разбор слов по составу.



  1. Диктант


Чудесная ёлка


В лесу идёт снег. Пушистые хлопья покрыли кусты и деревья. Птицы объели кусты ягод, съели семена клёна. Съёжились от голода и холода воробьи. Весь корм скрыт под снегом.

Школьники решили устроить птицам праздник. Подъехали они на лыжах к пушистой ёлочке, сняли рюкзаки и стали украшать её. Повесили на ветки ягоды рябины для снегирей. Объёмные куски сала в сетках привязали для синичек. По всем веткам развесили кормушки из коробок и наполнили их разным кормом. Нарядная вышла ёлка.

Утром ребята вернулись. Вокруг лесной красавицы суетились взъерошенные воробьи. Синички облепили сало. Яркие грудки снегирей украшали лапы ели. Настоящий птичий Новый год! (98 слов)




  1. Грамматические задания:


  1. Выпишите по одному слову с безударной гласной в корне слова, с парной и непроизносимой согласной. Подберите и запишите к ним проверочные слова, если возможно.

  2. Выпишите из текста и разберите по составу слова подъехали, развесили.

  3. Подчеркните в словах разделительные Ь и Ъ знаки.





К лючи:

1. Привязали – привяжут, кормушки – кормушек, праздник (словарное слово).

2. Подъехали: окончание - и, основа – подъехал, корень – ех, приставка под; суффиксы –а, л;

развесили: окончание - и, основа – развеси, корень – вес, приставка – раз, суффиксы – и, л.

















Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное и имя прилагательное»


Цель: контроль сформированностинавыков правописания имён существительных и прилагательных; умения определять род, число, падеж имён существительных и прилагательных в ед. числе, число и падеж во мн. числе.


  1. Диктант


Праздник света

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пёстрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далёкой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов)



  1. Грамматическое задание:

Выпишите из текста одно словосочетание «прил.+ сущ.» в ед.ч.», укажите род, число и падеж имён сущ. и прил.; одно словосочетание «прил.+ сущ.» во мн.ч.., укажите число и падеж.




Ключ:

Т.п. Т.п. И.п. И.п.

Р адостным праздником, праздничные сосульки.






























Контрольная работа № 4 по теме «Морфология и правописание»


Цель: контроль сформированности умения определять части речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глаголы); навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительныхи прилагательных; навыков правописанияличных местоимений, безударных личных окончаний глаголов.


  1. Диктант


Хвойный аромат


Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора. (75 слов)



2. Грамматические задания:

  1. Напишите глагол дышать во 2-м лице ед. ч. и в 3-м лице мн. числа.

  2. Выпишите третье предложение, укажите род, число и падеж имён существительных и прилагательных.






Ключи:

2-е л., ед.ч. 3-е л., мн.ч.

  1. Дышишь, дышат.

Ж.р.,ед.ч., В.п. мн.ч.,Р.п. мн. ч. Р.п. мн.ч., И.п. мн.ч., И.п.

  1. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы.
























Итоговая контрольная работа


Цель: контроль сформированности навыков правописания корневых орфограмм; правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных; безударных личных окончаний глаголов; умения выполнять морфемный разбор слов.


  1. Диктант


Весенний расцвет деревьев

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными клювиками. На каждом клювике висит большая прозрачная капля. Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья. Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетел дымок. На молодых берёзках везде видишь ярко-зелёные листики величиною с дождевую каплю. Зеленеют почки на липе. Возьмёшь одну почку, разотрёшь её между пальцами, потом долго будут пахнуть руки берёзой, тополем, черёмухой. Осина стоит с набухшими почками. Скоро полетит осиновый пух, зазеленеют золотые берёзовые серёжки. Красные молодые шишки появятся у ёлочек. Интересно наблюдать весенний расцвет деревьев наших лесов. (93 слова)



  1. Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста два глагола 2-го лица ед. числа, укажите спряжение, выделите окончание.

  2. Выпишите по 2 слова с безударной гласной в корне, парными звонкими и глухими согласными. Подберите и запишите к ним проверочные слова.

  3. Выпишите из текста и разберите по составу слова зазеленеют, появятся.





Ключи:

Iспр. IIспр.

  1. Возьмёшь,видишь.


  1. Висит – повис, взлетел – взлёт, серёжки – серёжек,берёзках – берёзы.


  1. Зазеленеют: окончание - ют, основа – зазелене, корень – зелен, приставка – за, суффикс - е;

появятся:окончание - ят, основа – появят, корень – яв, приставка – по; постфикс – ся.







































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!