Согласовано на заседании ШМО Утверждено: приказ № 103
учителей начальной школы от « 30» августа 2018 г.
« 29» августа 2018 г. Директор МОУ «Увинская СОШ №4»
_________________
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 11
« 30» августа 2018 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Увинская средняя общеобразовательная школа №4»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых логопедических занятий
по курсу коррекции нарушений чтения и письма,
обусловленных ОНР (III ур.), НВОНР
обучающихся 2-х классов
Составитель: Вахрушева Татьяна Николаевна, учитель-логопед
Ф.И.О., должность
МОУ «Увинская СОШ №4»
место работы
2018 – 2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа групповых логопедических занятий по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.) и НВОНР обучающихся 2-х классов разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии требований:
ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
Положения о рабочей программе, реализующей ФГОС НОО и ОО МОУ «Увинская СОШ №4»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010;
инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Программа разработана на основе методических рекомендаций авторов Л.Н. Ефименковой, И.Н Садовниковой, А.В. Ястребовой, Е.В.Мазановой.
Цель программы: Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.) и НВОНР; формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку и чтению.
Задачи:
Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Формировать навык грамотного письма и чтения.
Формировать лексический запас и грамматический строй речи; навыки построения связного высказывания.
Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: словесно-логическое мышление; устойчивость внимания; наблюдательность к языковым явлениям; способность к запоминанию; познавательную активность.
Формировать коммуникативную готовность к обучению.
Общая характеристика программы групповых коррекционно-логопедических занятий обучающихся 2-х классов
Рабочая программа групповых коррекционно-логопедических занятий обучающихся 2-х классов направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.) и НВОНР; усвоение общеобразовательных программ по русскому языку и чтению; устранение недостатков в речевом развитии обучающихся; на формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию. Данная программа разработана в соответствии с программой обучения русскому языку и чтению в начальной школе, структурой речевого дефекта обучающихся и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.
Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные диктанты отводится 6 часов. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 часа (всего 8 часов). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.
Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков. На занятиях используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.
Используемые методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· проблемно-поисковый;
- методы активного и интерактивного обучения;
- личностно-ориентированного подхода;
· метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащихся.
Используемые технологии:
· проблемного обучения;
- интерактивного обучения;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникативные;
- дифференцированного обучения;
- игровые.
Формы контроля уровня достижений обучающихся: контрольные диктанты.
Ценностные ориентиры содержания
Одним из результатов обучения является осмысление учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней, формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОНР (III ур.) и НВОНР
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
У обучающихся с ОНР (III ур.) и НВОНР наблюдаются:
недостаточная сформированность фонематических процессов;
недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических и дислексических ошибок);
нарушения лексико – грамматического компонента речевой системы:
Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение знаний слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству);
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого обучающиеся испытывают трудности:
- в понимании учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- в овладении учебными понятиями, терминами;
- в формулировании связных высказываний.
Психологические особенности учащихся с ОНР (III ур.) и НВОНР:
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно – логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие: трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умения работать в определённом темпе.
Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения
Личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
1. Восприятие России как многонационального государства, русского языка как средства общения. Принятие необходимости изучения русского языка гражданами России любой национальности.
2. Проявление уважения к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, при необходимости оказание взаимопомощи и взаимоподдержки членам общества.
3. Принятие учебной цели, проявление желания учиться.
4. Оценивание своих эмоциональных реакций, ориентировка в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнение правил этикета. Внимательное и бережное отношение к природе, соблюдение правил экологической безопасности.
6. Внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванными восприятием природы, произведениями искусства.
7. Признание собственных ошибок. Сопоставление собственной оценки своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умений прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи;
стремлений к получению новых знаний, совершенствованию своих умений на высоком уровне;
умений самостоятельно формулировать учебную задачу;
умений анализировать результаты учебной деятельности, адекватно понимать причины успешности (не успешности) учебной деятельности;
навыков работы в позиции оценщика, критика, оратора.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
У обучающегося будут сформированы: • умение принимать и удерживать практическую учебную задачу, сформулированную в совместной деятельности; • способность определять границы умения и неумения («что я умею делать, а что не умею»); • умение оценивать свою работу по заданным критериям при помощи «волшебных» линеек. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно формулировать учебную задачу; - анализировать степень выполнения учебной задачи; - определять границы знания и незнания («что я знаю, а что не знаю»); - работать по инструкции; составлять инструкцию по изученному способу действий; - умение исправлять ошибки в чужой работе, а затем в своей, сравнивая с образцом; - самостоятельно находить ошибки в своей работе. | У обучающегося будут сформированы: • умение принимать и удерживать готовую учебную задачу; • умение выполнять отдельные операции учебной задачи; • умение осмысленно читать; • умение сравнивать объекты по критериям, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, классифицировать объекты. Обучающийся получит возможность научиться: - замечать проблему, формулировать ее в совместной деятельности; - выдвигать гипотезы и их обосновывать; - самостоятельно формулировать учебную задачу; - действовать по готовому алгоритму; - создавать алгоритм действий в совместной деятельности; - анализировать прочитанное, - ориентироваться в тексте; - находить информацию в тексте; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах. | У обучающегося будут сформированы: • умение понимать и принимать различные позиции и точки зрения на какой-либо предмет или вопрос; умение ориентироваться на позиции других людей, отличать от собственной; • умение слушать и слышать учителя и другого ученика, понимать инструкцию; • умение взаимодействовать под руководством учителя; • умение строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию. Обучающийся получит возможность для формирования: - умения распределять обязанности в группе; - умения различать и координировать разные точки зрения; - умения высказывать свою точку зрения; - умения договариваться, находить общее решение по поводу конкретной операции; - навыков участия в коллективном создании замысла. |
Предметные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
Различать понятия «звук» и «буква»; характеризовать звуки; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении).
Выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу.
Определять ударные и безударные слоги в слове.
Использовать гласные буквы и, я, е, ё, ю и мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме.
Определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного.
Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; обозначать эти звуки на письме соответствующими буквами.
Подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками.
Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками.
Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.
Обучающийся получит возможность научиться:
Осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов.
Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с гласными буквами я, е, ё, ю в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого и твёрдого знаков; в словах с мягким знаком (ь); разделительным мягким знаком (ь).
Применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии.
Содержание программы:
Обследование устной и письменной речи (4 час)
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов (9 час)
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением и функциями органов артикуляционного аппарата. Образование гласных и согласных звуков; понятий «звук» и «буква». Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического восприятия, представлений. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Знакомство с понятиями «ударение», «ударная гласная», «ударный слог», «безударная гласная». Смыслоразличительная роль ударения. Закрепление навыка выделения ударного гласного звука, ударного слога в словах; безударного гласного. Закрепление навыка переноса слов.
Дифференциация гласных I и II ряда (12 час)
Знакомство со способом обозначения мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. Дифференциация гласных А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы – И, Э – Ё в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь. Разделительный Ь (5 час)
Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Смыслоразличительная роль Ь.
Знакомство с разделительным Ь знаком. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Правописание разделительного Ь знака в словах.
Дифференциация согласных звуков (32 час)
Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных; свистящих – шипящих, аффрикат, сонорных звуков. Соотнесение их с символами, буквами. Дифференциация сходных по акустико-артикуляторным признакам согласных звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Правописание парных звонких и глухих согласных в середине и в конце слова.
Формирование фонематического слуха и восприятия; звукобуквенного анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.
V. Повторение изученного материала за учебный год (2 час)
Закрепление навыков обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда и мягкого знака; правописания слов с Ь и разделительным Ь; дифференциации согласных звуков и букв; навыков грамматического оформления предложений.
Мониторинг развития устной и письменной речи (4 час)
Учебно-тематический план
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов |
| Обследование устной и письменной речи | 4 час |
1 | Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов | 9 час |
2 | Дифференциация гласных I и II ряда | 12 час |
3 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь. Разделительный Ь знак | 5 час |
4 | Дифференциация согласных звуков | 32 час |
5 | Повторение изученного материала за учебный год. | 2 час |
| Мониторинг развития устной и письменной речи | 4 час |
| Итого: | 68 час |
Информационно-методическое обеспечение:
Методические пособия для учителя-логопеда:
Барсукова. Л.А. Логопедия для учителя, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.:ил. – (Начальная школа).
Воронина, Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 95 с: ил.
Воронина, Т.П. Дислексия, или почему ребёнок плохо читает? / Т.П. Воронина. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 95 с: ил.
Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил.
Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. - М.: Просвещение, 2009. – 190 с.
Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1/Л.М. Козырева; худож. В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 с., ил.
Мазанова, Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов /Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 160 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд. испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 125 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 125 с.
Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Методическое пособие, 1 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 207 с. – (Юным умникам и умницам).
Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (7– 8 лет). Методическое пособие, 2 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 198 с. – (Юным умникам и умницам).
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.
Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 255 с.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://www.logoped-sfera/
http://www.logopunkt.ru/
http://www.logopedmaster.ru/
http://www.logopedplus.ru/
http://www.festival.1 september.ru/
http://nsportal.ru/
Пособия для обучающихся:
Мазанова, Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. -2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. -2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.
Раздаточный материал по всем разделам рабочей программы.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации к урокам по разделам рабочей программы.
Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе/В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова.- «Кибер Сфера»: Калининград, 2012.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер
Проектор
Экран
Календарно-тематическое планирование групповых коррекционно-логопедических занятий обучающихся 2-х классов с ОНР (III ур.) и НВОНР
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во час | Дата |
1-4 | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Раздел 1. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов (9 час) |
5 | Звуки речи и способы их образования. Строение и функции органов артикуляционного аппарата. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | |
6-7 | Звукобуквенный анализ и синтез слов. | 2 | |
8-9 | Слоговой анализ и синтез слов. | 2 | |
10 | Ударение. Ударный слог. Ударная и безударная гласная. | 1 | |
11-12 | Перенос слов. | 2 | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме: «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов» | 1 | |
Раздел 2. Дифференциация гласных I и II ряда (12 час) |
14-16 | Дифференциация гласных А – Я. | 3 | |
17-19 | Дифференциация гласных У – Ю | 3 | |
20-22 | Дифференциация гласных О – Ё. | 3 | |
23 | Дифференциация гласных Ы – И. | 1 | |
24 | Дифференциация гласных Э – Е | 1 | |
25 | Контрольная работа № 2 по теме: «Дифференциация гласных I и II ряда» | 1 | |
Раздел 3. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака. Разделительный мягкий знак (5 час) |
26 | Ь на конце слова. Смыслоразличительная роль Ь на конце слова. | 1 | |
27 | Ь в середине слова. Смыслоразличительная роль Ь в середине слова. | 1 | |
28-29 | Разделительный Ь знак. | 2 | |
30 | Контрольная работа № 3 по теме: « Мягкий знак в функции смягчения и разделения» | 1 | |
Раздел 4. Дифференциация согласных звуков (32 час) |
31-33 | Дифференциация Б – Б`, П – П`. | 3 | |
34-36 | Дифференциация В – В`, Ф – Ф` | 3 | |
37-39 | Дифференциация Г – Г`, К – К` | 3 | |
40-42 | Дифференциация Д – Д`, Т – Т` | 3 | |
43-45 | Дифференциация З – З`, С – С` | 3 | |
46-48 | Дифференциация Ж – Ш | 3 | |
49 | Контрольная работа № 4 по теме «Дифференциация парных звонких и глухих согласных» | 1 | |
50-51 | Дифференциация С - Ш | 2 | |
52-53 | Дифференциация З - Ж | 2 | |
54-55 | Дифференциация Ч - Ц | 2 | |
56-57 | Дифференциация Ч - Щ | 2 | |
58-59 | Дифференциация С` - Щ | 2 | |
60-61 | Дифференциация Р - Л | 2 | |
62 | Контрольная работа № 5 по теме «Дифференциация сходных по акустико-артикуляторным признакам согласных» | 1 | |
Раздел 5. Повторение (2 час) |
63 | Повторение изученного материала за учебный год. | 1 | |
64 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
65-68 | Мониторинг развития устной и письменной речи | 4 | |
Приложение
Контрольно-измерительные материалы (2 кл.)
Контрольная работа № 1 по теме «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов»
Цель: контроль сформированности навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов; постановки ударения; переноса слов.
Диктант
Подарки
Идёт урок труда. У нас на партах клей и бумага. Мы делаем игрушки. У Алёши грузовик. Таня клеит куклу. У Миши будет зайка. Учитель отдаст игрушки в ясли. Малыши будут рады. (31 слово)
Задания:
Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Выпишите одно слово, в котором букв больше, чем звуков.
Выпишите слова, которые нельзя переносить.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.
Контрольная работа № 2 по теме «Дифференциация гласных I и II ряда»
Цель: контроль сформированности навыков дифференциации гласных I и II ряда.
Диктант
Как Люба варила компот
Мама и Люба сходили на базар. Они купили фрукты и ягоды для компота. Мама вымыла сливы, клюкву и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в неё воды. Вода закипела. Девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов! (47 слов)
Задание:
1. Подчеркните красным карандашом гласные I ряда – одной чертой, гласные II ряда – двумя чертами. Твёрдые согласные перед гласными подчеркните синим карандашом, а мягкие согласные – зелёным карандашом.
2. Выполните звуко-буквенный анализ слова ягоды.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.
Контрольная работа № 3 по теме « Мягкий знак в функции смягчения и разделения»
Цель: контроль сформированности навыков обозначения мягкости согласных
посредством мягкого знака; навыков правописания разделительного мягкого знака.
Диктант
В школу
Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу. Широкая дорога идёт степью. Кругом раздолье. Конь вьюнок бежит рысью.
Дети с радостью едут в школу. Там их ждут друзья. Там любимая учительница Татьяна Васильевна. Там важное дело – ученье. (38 слов)
2. Задания:
Выпишите слова в 2 столбика: в 1-ый столбик - слова с разделительным мягким знаком, во 2-й столбик – слова мягким знаком, обозначающим мягкость согласного.
Допишите по одному слову в каждый столбик.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Контрольная работа № 4 по теме «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»
Цель: контроль сформированности навыков дифференциации парных звонких
и глухих согласных в текстах.
Диктант
Зайчик
В живом уголке жил зайчик. Школьники нашли малыша в лесу. Заяц сидел у берёзки и ел травку. Зайку взяли в школу.
Шерсть у зайчишки гладкая. Зубки и когти острые. Сначала зайчик боялся. Потом привык. Он грыз капусту и морковь.
2. Задания:
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными на конце или в середине слова. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
2. Выполните звуко-буквенный анализ слова морковь.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.
Контрольная работа № 5 по теме «Дифференциация сходных по акустико-артикуляционным признакам согласных звуков»
Цель: контроль сформированности навыков дифференциации сходных по акустико-артикуляционным признакам согласных звуков.
Диктант
В зоопарке
Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они увидели льва и львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый день щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки. (36 слов)
Задания:
1. Подчеркните буквы, обозначающие сходные по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки: с – ш, з – ж, ч – ц, ч – щ, с – щ, р – л.
2. Выполните звуко-буквенный анализ слова львицу.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Итоговая контрольная работа
Цель: контроль сформированности навыков обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда и мягкого знака; дифференциации сходных по акустико-артикуляционным признакам согласных; навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Диктант
Май
Май. Наступили тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж. (44 слова)
Задания:
Подчеркните в словах мягкий знак, разделительный Ь знак.
Выпишите по 2 слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
Выполните звуко-буквенный анализ слова деревья.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.